Психокоррекционная работа с супружескими парами, находящимися в состоянии кризиса
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 10.06.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты психокоррекционной работы с супружескими парами
1.1.Исследование категорий «супружество», «супружеские пары»
1.2.Исследование явления кризиса в супружеских парах
1.3.Особенности психокоррекционной работы с супружескими парами
Глава 2. Экспериментальная часть. Исследование эффективности психокоррекциионной программы с супружескими парами
2.1. Программа исследования и описание
2.2. Результаты первичного психодиагностического исследования
Глава 3. Психокоррекционная работа с супружескими парами, находящимися в состоянии кризиса
3.1.Характеристика психокоррекционной программы
3.2. Результаты вторичного психодиагностического исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)
Значимость по шкале доверия:
Результат: tЭмп = 7
Критические значенияtКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.76
Полученное эмпирическое значение t (7) находится в зоне значимости.
По шкале взаимопонимания в паре 2 испытуемых (7%) находят его на низком уровне, 4 испытуемых (13%) на среднем уровне, 20 испытуемых (67%) на высоком уровне и 4 испытуемых (13%) на очень высоком уровне (Рисунок 11).
Рисунок 11.
Показатель уровня взаимопонимания в паре по методике “Общение в семье” (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)
Значимость по шкале взаимопонимания в паре:
Результат: tЭмп = 7
Критические значенияtКр
p≤0.05 p≤0.01
2 2.66
Полученное эмпирическое значение t (7) находится в зоне значимости.
По шкале сходства во взглядах 2 испытуемых (7%) видят его на среднем уровне, 17 испытуемых (56,5%) – на высоком уровне и 11 испытуемых (36,5%) на очень высоком уровне (Рисунок 12).
Рисунок 12.
Показатель уровня сходства во взглядах в паре по методике “Общение в семье” (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)
Значимость по шкале сходства во взглядах в паре:
Результат: tЭмп = 9.1
Критические значенияtКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.76
Полученное эмпирическое значение t (9.1) находится в зоне значимости.
По шкале общих символов 5 испытуемых (17%) на среднем уровне, 15 (50%) на высоком и 10 (33%) на очень высоком уровне (Рисунок 13).
Рисунок 13.
Показатель наличия общих символов в паре по методике “Общение в семье” (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)
Значимость по шкале наличия общих символов в паре:
Результат: tЭмп = 4.5
Критические значенияtКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.76
Полученное эмпирическое значение t (4.5) находится в зоне значимости.
По шкале легкости общения между супругами 2 испытуемых (7%) определили средний уровень, 13испытуемых (43%) – высокий уровень и 15 испытуемых (17%) как очень высокий (Рисунок 14).
Рисунок 14.
Показатель по шкале легкости общения между супругами по методике “Общение в семье” (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)
Значимость по шкале легкости общения между супругами:
Результат: tЭмп = 14.1
Критические значенияtКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.76
Полученное эмпирическое значение t (14.1) находится в зоне значимости.
По шкале психотерапевтичности общения в паре 2 испытуемых (6,5%) определили супружеские отношения на низкий уровень, 6 испытуемых (20%) на средний уровень, 13 (43,5%) испытуемый на высокий уровень, и 9 испытуемых (30%) на очень высокий (Рисунок 15).
Рисунок 15.
Показатель по шкале психотерапевтичности общения между супругами по методике “Общение в семье” (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)
Значимость по шкале терапевтичности общения между супругами:
Результат: tЭмп = 12.1
Критические значенияtКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.76
Полученное эмпирическое значение t (12.1) находится в зоне значимости.
Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко).
В результате проведения вторичной диагностики степени удовлетворенностью браком мы видим, что уже 3 испытуемых (10%) считают свою семью абсолютно благоприятной, еще 7 испытуемы (23%) считает свою семью просто благоприятной, 10 испытуемых (33%) считают свою семью скорее благоприятной, 5 (17%) испытуемых дали оценку своей семье как переходной, 3 испытуемых (10%) характеризуют свою семью как скорее неблагоприятную, 2 испытуемых (7%) – как неблагоприятную, и 0 испытуемых (0%) – как абсолютно неблагоприятную (Рисунок 16).
Таблица 6.
Результаты вторичной диагностики по тесту-опронику удовлетворенности браком
№ п/п респондентов № вопросов ∑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 33 2 1 1 1 1 0 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 27 3 1 1 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 2 2 40 4 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 28 5 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 35 6 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 29 7 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 37 8 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 35 9 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 41 10 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 2 36 11 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 45 12 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 2 32 13 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 32 14 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 15 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 16 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 38 17 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 32 18 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 29 19 2 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 31 20 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 34 21 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 32 22 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 30 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 28 24 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 28 25 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 31 26 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 22 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 1 2 32 28 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 29 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 23 30 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23
Рисунок 16.
Данные результатов по тесту-опроснику удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко)
Значимость по шкале удовлетворенностью браком:
Результат: tЭмп = 4.6
Критические значенияtКр
p≤0.05 p≤0.01
2 2.66
Полученное эмпирическое значение t (4.6) находится в зоне значимости.
Выводы
В предыдущих частях нашей работы мы описывали результаты первичной диагностики и вторичной диагностики с целью получения информации об эффективности нашей психокоррекционной программы.
1. Так, относительно данных по субшкалам вины, тревожности и напряженности в браке: до участи в нашей программе вину испытывали 70% испытуемых, а после – 33%, тревогу до программы переживали 57% испытуемых, а после – 30%, напряженность до участия в программе испытывали 63% испытуемых, а после – 37%.
В результате проведения статистческой обработки данных мы получили:
Значимость по субшкале вины: t (3.3) находится в зоне значимости.
Значимость по субщкале тревожности: t (3.3) находится в зоне значимости.
Значимость по субшкале напряженности: t (3.4) находится в зоне значимости.
2. До участия в нашей программе 53,5% испытуемых имеют низкий уровень доверия к супругу(е), 67% находились на низком уровне взаимопонимания, 36,5 % не находили сходства во взглядах с супругом(ой), 33% не имели общей символики общения, 36,5% испытуемых отмечали отсутствие легкости в общении и 43% - отсутствие психотерапевтичности общения друг с другом. В результате проведения психокоррекции процентное количество испытуемых в указанных позициях изменилось на: 10%, 7%, 7%, 17%, 7%, 6,5% соответственно. Имеем:
Значимость по шкале доверия: t (7) находится в зоне значимости.
Значимость по шкале взаимопонимания в паре: t (7) находится в зоне значимости.
Значимость по шкале сходства во взглядах в паре: t (9.1) находится в зоне значимости.
Значимость по шкале наличия общих символов в паре: t (4.5) находится в зоне значимости.
Значимость по шкале легкости общения между супругами: t (14.1) находится в зоне значимости.
Значимость по шкале терапевтичности общения между супругами: t (12.1) находится в зоне значимости.
3.Относительно удовлетворенности браком до и после коррекции ситуация поменялась на уровне абсолютной удовлетворенноси браком с 3% до 10%, на уровне удолетворенности браком с 3% до 23%, на уровне скорее благоприятной с 7% до 33%, на переходном уровне с 13% до 17%, на уровне скорее неблагоприятном с 37% до 10%, на уровне неблагоприятной с 30% до 7%, на уровне абсолютно неблагоприятной с 7% до 0%.
Имеем:
Значимость по шкале удовлетворенностью браком: t (4.6) находится в зоне значимости.
Таким образом, можем сделать вывод об эффективности предложенной нами психокоррекционной программы, поскольку статистическая обработка диагностических данных показала зону значимости в изменениях по всем рабочим шкалам.
Заключение
Проблема супружеских кризисов в семье является сегодня очень актуальной, ведь исследования М.И. Алексеевой, Т.В. Говорун, С.В. Дворняка, В.И. Зацепина, Т.С. Кириленко, С.В. Ковалева, С. Кочаряна, М.М. Обозово позволяют утверждать о наличии кризиса, в которой оказалась сегодня семья как элемент социальной системы общества. Признаками такого кризиса являются: высокий уровень неудовлетворенности супружеской жизнью, дисфункциональных развитие взаимоотношений в браке, конфликтность, устойчивая ориентация супругов на развод, на малодетность, разногласия, рост числа разводов. Под этим углом зрения становится понятным, что семья, особенно на начальной стадии ее развития, нуждается в психологической поддержке и помощи.
Проблемой семейных кризисов занимались многие как отечественные, так и зарубежных ученые. Методологической основой наших теоретико-экспериментальных поисков составили исследования Г.М. Андреевой, Ю.Е. Алешиной, Н.В. Гришиной, Е.Г. Эйдемиллер, М.А. Ивановой, С.В. Ковалева, Л.Б. Шнейдер, В.Р. Юстицкис и др. Несмотря на довольно значительный объем теоретической и прикладной разработки данной проблемы, она до сих пор вызывает острые дискуссии. В литературе нет единого мнения относительно комплексного подхода к диагностике семейных отношений, недостаточно разработаны пути предупреждения и преодоления возникновения противоречий в семье. Значительное внимание необходимо теоретическое и экспериментальное исследование причин возникновения супружеских конфликтов в молодой семье, которая легко поддается влиянию различных внешних и внутренних негативных факторов.
В результате нашей работы мы достигли поставленной цели: мы разработали эффективную психокорекционную программу для супружеских пар, находящихся в состоянии кризиса.
В процессе достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:
Исследовали категории «супружество» и «супружеские пары».
Исследовали явление кризиса в супружеских парах.
Рассмотрели особенности психокоррекционной работы с супружескими парами.
Провели первичную диагностику по выявлению конфликтных аспектов у испытуемых супружеских парах.
Разработали психокоррекционную программу на основе данных, полученных в результате первичной диагностики.
Провели вторичную диагностику для получения колличественой оценки эффективности нашей психокоррекционной программы.
Список литературы
Алешина Ю., Гозман Л., Дубовская Е. Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации // Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, В.С. Агеева. М., - СПб: Речь, 2006.
Андреева Т.В. Психология семьи. - М.: Речь, 2007.
Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
Ахмедов, Т.И. Введение в общую психотерапию: [учебное пособие] / Тариэл Ахмедов. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 414, [2] с. – (Библиотека практической психологии).
Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
Берн Ш.«Гендерная психология». - СПб.: Питер, 2001.
Берн Э.Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 2002.
Браун Дж., Кристенсен Д. Семейная психотерапия и семейное консультирование. - М., 2001.
Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебн. Пособие для студентов вузов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика» / Л.Ф.Бурлачук, И.А.Грабская, А.С,Кочаряню – К.: Ника – Центр; М.:Алетейа, 2009. – 320 с.
Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.
Гаврилова Т.П. Психология семьи. - М.: Академия, 2002.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000.
Дидковская Л.И. Мужчинам про женщин, женщинам про мужчин. – Львов: ТзОВ «Лига - Прес», 2006. – 71 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с., ил.
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного консультирования.- М.: «Ось- 89», 2003.-336с.
Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.
Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005.
Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина.- 4 изд., стер. - СПб.: Лань, 2001.
Коттлер Дж.,Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001.
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. закедений / А.Г.Лидерс. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 437 с.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. - М., 2008.
Методика "Общение в семье" (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) / Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. – Минск, 2001.
Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. Кризисы и травмы. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Кузенкина В.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. Из-во «Речь», 2006.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 192 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведениий / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 288 с.
Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
Соколова Е.Т. Общая психотерапия.-М.: Проспект, 2001.-652с.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Класс, 2008. – 59 с.
Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ// Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.173-179.
Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. С нем. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 160 с. – (Все о психологической группе).
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2006. – 240 с.: ил.
Фромм, Эрих Зелигманн. Мужчина и женщина / Составитель С. Я. Левит — Москва: АСТ, 1998.
Чекалина Э.А. Гендерная психология. – М: Ось – 89, 2009. – 240 с.
Черников А.В. Системная семейная терапия // Методы современной психотерапии: Учебное пособие. — М.: НФ «Класс», 2001.
Шавердян Г.М. Основы психотерапии.- СПб.: Питер, 2007.-208с.
Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С.66-77.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Академия, 2000.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008.
Приложения
Приложение 1
Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT; Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис)
Применение теста: методика предназначена для изучения общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.
Описание теста: под «семейной тревогой», авторы методики, понимают состояния тревоги у одного или нескольких членов семьи, нередко плохо осознаваемые и трудно локализуемые.
Характерным признаком данного типа тревоги является наличие сомнений, страхов, опасений, касающихся, прежде всего, семьи – здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы – производственную деятельность, родственные, соседские отношения и т. п.
В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, в себе. Нередко подобные переживания, противоречащие представлениям о себе, вытесняются, что может проявиться в семейных отношениях в виде тревоги.
Важными составляющими «семейной тревоги» являются также ощущения беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, в независимости от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.
Инструкция к тесту: предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Читайте по очереди утверждения опросника и выберите ответ, соответствующий вашему отношению к данному утверждению.
Старайтесь, чтобы ответов «трудно сказать» было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.
В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.
Тестовый материал:
Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.
Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
Я многого не успеваю сделать.
Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье.
Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).
Дома мне часто приходится нервничать.
Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.
Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.
Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил.
Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.
Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.
Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
Часто бывает так: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо.
Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.
Варианты ответов:
Да, это так.
Нет, это не так.
Трудно сказать.
Ключ к тесту:
1. Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи)
Ответы «Да»: 1, 4 , 7, 10, 13, 16, 19.
2. Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи)
Ответы «Да»: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
3. Субшкала Н – напряженность (семейная напряженность)
Ответы «Да»: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
За каждое совпадение ответов с ключом начисляется один балл.
Наличие у респондента каждого параметра констатируется при результатах по данной шкале: 5 и более баллов.
Так же, методика позволяет определить Уровень общей семейной тревожности (Уост):
Интерпретация результатов теста:
1. Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи) – неадекватное ощущение индивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в семье.
2. Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи) – ощущение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого.
3. Субшкала Н – напряженность (семейная напряженность) – ощущение, что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для индивида.
Приложение 2
Методика “Общение в семье” (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)
Применение теста: методика предназначена для исследования характера общения между супругами.
Инструкция к тесту: выберите ответ, который наиболее точно описывает ваши отношения с супругой (супругом).
Тестовый материал:
1. Можно ли сказать, что вам с женой (мужем), как правило, нравятся одни и те же фильмы, книги, спектакли?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
2. Часто ли у вас в разговоре с женой (мужем) возникает чувство общности, полного взаимопонимания?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
3. Есть ли у вас любимые фразы, выражения, которые значат для вас обоих одно и то же, и вы с удовольствием используете их?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
4. Можете ли вы предсказать, понравится ли вашей жене (мужу) фильм, книга и т.п.?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
5. Как вы думаете, чувствует ли ваша жена (муж), нравится ли вам то, что она (он) говорит или делает, если вы прямо ей (ему) об этом не говорите?
Практически всегда;
Достаточно часто;
Довольно редко;
Практически никогда;
6. Рассказываете ли вы жене (мужу) о своих отношениях с другими людьми?
Рассказываю практически всегда;
Рассказываю достаточно много;
Рассказываю довольно мало;
Не рассказываю ничего.
7. Бывают ли у вас с женой (мужем) разногласия по поводу того, какие отношения поддерживать с родственниками?
Да, бывают почти постоянно;
Бывают довольно часто;
Бывают, достаточно редко;
Нет, не бывают почти никогда.
8. Насколько хорошо ваша жена (муж) понимает вас?
Очень хорошо понимает;
Скорее хорошо, чем плохо;
Скорее плохо, чем хорошо;
Совсем не понимает.
9. Можно ли сказать, что ваша жена (муж) чувствует, что вы обижены или раздражены чем-то, но не хотите этого показать?
Да, это так;
Вероятно, это так;
Вряд ли это так;
Нет, это не так.
10. Как вы считаете, рассказывает ли вам жена (муж) о своих неудачах и промахах?
Рассказывает практически всегда;
Рассказывает достаточно часто;
Рассказывает довольно редко;
Не рассказывает практически никогда.
11. Бывает ли так, что какое-то слово или предмет вызывает у вас обоих одно и тоже воспоминание?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
12. Когда у вас неприятности, плохое настроение, становится ли вам легче от общения с женой (мужем)?
Практически всегда;
Достаточно часто;
Довольно редко;
Практически никогда.
13. Как вы думаете, есть ли темы, на которые жене (мужу) трудно и неприятно разговаривать с вами?
Таких тем очень много;
Их довольно много;
Их достаточно мало;
Таких тем очень мало.
14. Бывает ли так, что в разговоре с женой (мужем) вы чувствуете себя скованно, не можете подобрать нужных слов?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
15. Есть ли у вас с женой (мужем) «семейные традиции»?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
16. Может ли ваша жена (муж) без слов понять, какое у вас настроение?
Практически никогда;
Достаточно редко;
Довольно часто;
Практически всегда;
17. Можно ли сказать, что у вас с женой (мужем) одинаковое отношение к жизни?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
18. Бывает ли так, что вы не рассказываете жене (мужу) новость, важную для вас, но к ней (к нему) не имеющую прямого отношения?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
19. Рассказывает ли вам ваша жена (муж) о своем физическом состоянии?
Рассказывает почти все;
Рассказывает достаточно много;
Рассказывает довольно мало;
Не рассказывает почти ничего.
20. Чувствуете ли вы, нравится ли вашей жене (мужу) то, что вы делаете или говорите, если она (он) прямо не говорит об этом?
Практически всегда;
Достаточно часто;
Довольно редко;
Практически никогда;
21. Можно ли сказать, что вы согласны друг с другом в оценках большинства своих друзей?
Нет;
Скорее нет, чем да;
Скорее нет, чем да;
Да.
22. Как вы думаете, может ли ваша жена (муж) предсказать, понравится вам тот или иной фильм, книга и т.п.?
Думаю, да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Думаю, нет.
23. Если вам случается совершить ошибку, рассказываете ли вы жене (мужу) о своих неудачах?
Не рассказываю практически никогда;
Рассказываю довольно редко;
Рассказываю достаточно часто;
Рассказываю практически всегда.
24. Бывает ли так, что когда вы находитесь среди других людей, жене (мужу) достаточно посмотреть на вас, чтобы понять, как вы относитесь к происходящему?
Практически всегда;
Достаточно часто;
Довольно редко;
Практически никогда;
25. Как вы считаете, насколько ваша жена (муж) откровенна с вами?
Полностью откровенна;
Скорее откровенна;
Скорее неоткровенна;
Совсем не откровенна.
26. Можно ли сказать, что вам легко общаться с женой (мужем)?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
27. Часто ли вы дурачитесь, общаясь, друг с другом?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
28. Бывает ли так, что после того, как вы рассказали жене (мужу) о чем-то для вас важном, вам приходилось пожалеть, что «сболтнули лишнее»?
Нет, практически никогда;
Довольно редко;
Достаточно часто;
Да, почти всегда.
29. Как вы думаете, есть ли у вашей жены (мужа) неприятности, плохое настроение, становится ли ей (ему) легче от общения с вами?
Нет, почти никогда;
Довольно редко;
Достаточно часто;
Да, практически всегда.
30. Насколько вы откровенны с женой (мужем)?
Полностью откровенен;
Скорее откровенен;
Скорее неоткровенен;
Совсем неоткровенен.
31. Всегда ли вы чувствуете, когда ваша жена (муж) обижена или раздражена чем-то, если она не хочет вам этого показать?
Да, это так;
Вероятно, это так;
Вряд ли это так;
Нет, это не так.
32. Случается ли, что ваши взгляды по какому-нибудь важному для вас вопросу не совпадают с мнением вашей жены (мужа)?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
33. Бывает ли так, что ваша жена (муж) не делится с вами новостью, которая важна лично для нее (него), но к вам непосредственного отношения не имеет?
Очень часто;
Довольно часто;
Довольно редко;
Очень редко.
34. Можете ли вы без слов понять, какое у вашей жены (мужа) настроение?
Практически всегда;
Достаточно часто;
Довольно редко;
Практически никогда.
35. Часто ли возникает у вас с женой (мужем) «чувство мы»?
Очень часто;
Довольно часто;
Довольно редко;
Очень редко.
36. Насколько хорошо вы понимаете свою жену (мужа)?
Совсем не понимаю;
Скорее плохо, чем хорошо;
Скорее хорошо, чем плохо;
Полностью понимаю.
37. Рассказывает ли вам жена (муж) о своих отношениях с другими людьми?
Не рассказывает практически ничего;
Рассказывает довольно мало;
Рассказывает достаточно много;
Рассказывает практически все.
38. Бывает ли так, что в разговоре с вами жена (муж) чувствует себя напряженно, скованно, не может подобрать нужных слов?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
39. Есть ли у вас тайны от жены (мужа)?
Есть;
Скорее есть, чем нет;
Скорее нет, чем есть;
Нет.
40. Часто ли вы, обращаясь, друг к другу, используете смешные прозвища?
Очень часто;
Достаточно часто;
Довольно редко;
Очень редко.
41. Есть ли темы, на которые вам трудно и неприятно говорить с женой (мужем)?
Таких тем очень много;
Их довольно много;
Их достаточно мало;
Таких тем очень мало.
42 Часто ли у вас с женой (мужем) возникают разногласия по поводу того, как воспитывать детей?
Очень редко;
Довольно редко;
Довольно часто;
Очень часто.
43 Как вы думаете, можно ли сказать, что вашей жене (мужу) легко общаться с вами?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
44 Рассказываете ли вы жене (мужу) о своем физическом состоянии?
Рассказываю почти все;
Рассказываю достаточно много;
Рассказываю довольно мало;
Не рассказываю почти ничего.
45 Как вы думаете, приходилось ли вашей жене (мужу) жалеть, что она (он) рассказала (л) вам что-то очень важное для нее (него)?
Практически никогда;
Довольно редко;
Достаточно часто;
Почти всегда.
46 Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что у вас с женой (мужем) существует свой язык, неизвестный никому из окружающих?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
47Как вы считаете, есть ли у вашей жены (мужа) тайны от вас?
Да;
Скорее да, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Нет.
48. Бывает ли так, что, когда вы находитесь среди других людей, вам достаточно посмотреть на жену (мужа), чтобы, понять, как она (он) относится к происходящему?
Очень часто;
Достаточно часто;
Довольно редко;
Очень редко.
Ключ к тесту
Ключ к тесту:
1. Доверительность общения
оценка, данная себе: № +6; +18; -23; +30; -39; +44.
оценка, данная супругу: № +10; +19; +25; -33; -37; -47.
2. Взаимопонимание между супругами
оценка, данная себе: № +4; +20; -24; +31; +34; -36.
оценка, данная супругу: № +5; +8; +9; -16; +22; +48.
3. Сходство во взглядах супругов: № +1; -7; +17; -21; +32; +42.
4. Общие символы семьи: № +3; -11; +15; +35; +40; +46;
5. Легкость общения между супругами: № -2; +14; +26; -27; +38; +43.
6. Психотерапевтичность общения: № +12; -13; +28; -29; -41; +45.
Обработка результатов теста
Баллы за каждый ответ начисляются в соответствии со следующей таблицей:
Знак, перед номером вопроса a b c d
+ 4 3 2 1
- 1 2 3 4
Итоговый показатель по шкале равен сумме баллов, набранных респондентом по данной шкале, деленной на количество вопросов в этой шкале.
1. Низкий 1 – 1,9
2. Средний 2 – 2,9
3. Высокий 3 – 3,9
4. Очень высокий 4
Приложение 3
Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко)
Применение теста: тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:
а -верно,
b – трудно сказать,
c – неверно.
Инструкция к тесту: "внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д.
Тестовый материал:
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
верно,
не уверен,
неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
скорее беспокойство и страдание,
затрудняюсь ответить,
скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
как удавшийся,
нечто среднее,
как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то:
Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
трудно сказать,
Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все “приедается”, в том числе и сексуальные отношения:
верно,
трудно сказать,
неверно.
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
что Вы несчастнее других,
трудно сказать,
что Вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
верно,
трудно сказать,
неверно.
8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
да, считаю,
трудно сказать,
нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
верно,
трудно сказать,
неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
верно,
не могу сказать,
неверно.
11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то моим мужем (женой) мог бы стать:
кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
трудно сказать,
возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:
верно,
трудно сказать,
неверно.
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
верно,
затрудняюсь сказать,
неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
трудно сказать,
скорее, в Вас самих.
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
усилились,
трудно сказать,
ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
верно,
трудно сказать,
неверно.
17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
согласен,
нечто среднее,
не согласен.
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
верно,
трудно сказать,
неверно.
19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
верно,
трудно сказать,
неверно.
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли
верно,
трудно сказать,
неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
верно,
трудно сказать,
неверно.
22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
согласен,
трудно сказать,
не согласен.
23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:
верно,
трудно сказать,
неверно.
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и небыло ни одного светлого момента:
верно,
трудно сказать,
неверно.
Ключ к тесту:
Вопросы: 1с, 2с, За, 4с, 5с, 6с, 7а, 8а, 9с, 10с, 11с, 12а, 13с, 14с, 15а, 16с, 17а, 18с, 19с, 20с, 21с, 22а, 23а, 24с.
Интерпретация результатов теста:
Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а или с) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (b) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, – 0 баллов.
Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла – от 0 до 48 баллов.
Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
0-16 баллов – абсолютно неблагополучные семьи,
17-22 баллов – неблагополучные семьи,
23-26 баллов – скорее неблагополучные семьи,
27-28 баллов – переходные семьи,
29-32 баллов – скорее благополучные семьи,
33-38 баллов – благополучные семьи,
39-48 баллов – абсолютно благополучные семьи.
46
2.Андреева Т.В. Психология семьи. - М.: Речь, 2007.
3.Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4.Ахмедов, Т.И. Введение в общую психотерапию: [учебное пособие] / Тариэл Ахмедов. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 414, [2] с. – (Библиотека практической психологии).
5.Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
6.Берн Ш.«Гендерная психология». - СПб.: Питер, 2001.
7.Берн Э.Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 2002.
8.Браун Дж., Кристенсен Д. Семейная психотерапия и семейное консультирование. - М., 2001.
9.Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебн. Пособие для студентов вузов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика» / Л.Ф.Бурлачук, И.А.Грабская, А.С,Кочаряню – К.: Ника – Центр; М.:Алетейа, 2009. – 320 с.
10.Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
11.Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.
12.Гаврилова Т.П. Психология семьи. - М.: Академия, 2002.
13.Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000.
14.Дидковская Л.И. Мужчинам про женщин, женщинам про мужчин. – Львов: ТзОВ «Лига - Прес», 2006. – 71 с.
15.Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с., ил.
16.Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного консультирования.- М.: «Ось- 89», 2003.-336с.
17.Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.
18.Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005.
19.Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина.- 4 изд., стер. - СПб.: Лань, 2001.
20.Коттлер Дж.,Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001.
21.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. закедений / А.Г.Лидерс. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 437 с.
22.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. - М., 2008.
23.Методика "Общение в семье" (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) / Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. – Минск, 2001.
24.Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. Кризисы и травмы. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
25.Олифирович Н.И., Зинкевич-Кузенкина В.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. Из-во «Речь», 2006.
26.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
27.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 192 с.
28.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведениий / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
29.Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 288 с.
30.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
31.Соколова Е.Т. Общая психотерапия.-М.: Проспект, 2001.-652с.
32.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Класс, 2008. – 59 с.
33.Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ// Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.173-179.
34.Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. С нем. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 160 с. – (Все о психологической группе).
35.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2006. – 240 с.: ил.
36.Фромм, Эрих Зелигманн. Мужчина и женщина / Составитель С. Я. Левит — Москва: АСТ, 1998.
37.Чекалина Э.А. Гендерная психология. – М: Ось – 89, 2009. – 240 с.
38.Черников А.В. Системная семейная терапия // Методы современной психотерапии: Учебное пособие. — М.: НФ «Класс», 2001.
39.Шавердян Г.М. Основы психотерапии.- СПб.: Питер, 2007.-208с.
40.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С.66-77.
41.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Академия, 2000.
42.Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
43.Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008.
Вопрос-ответ:
В чем заключаются особенности психокоррекционной работы с супружескими парами?
Психокоррекционная работа с супружескими парами имеет свои особенности, так как в данном случае речь идет о работе с двумя людьми, которые находятся в отношениях друг с другом. Психолог должен учитывать не только индивидуальные особенности каждого из партнеров, но и динамику их совместной жизни.
Какие категории исследуются в работе с супружескими парами?
В работе с супружескими парами исследуются такие категории, как семейные ценности, коммуникация, взаимодействие, роли и обязанности, сексуальность и др. Важно определить, насколько эти категории удовлетворяют обоих партнеров и какие проблемы могут возникать в этих областях.
Что такое супружество и супружеские пары?
Супружество - это официально зарегистрированное брачное общество между двумя людьми. Супружеская пара - это два супруга, состоящих в браке друг с другом.
Как исследуется явление кризиса в супружеских парах?
Явление кризиса в супружеских парах исследуется путем анализа различных факторов, влияющих на отношения между партнерами. Исследование может проводиться путем анкетирования, интервьюирования и наблюдения за поведением пары. Важно выявить причины возникновения кризиса и определить возможные способы его преодоления.
О чем говорит глава "Исследование эффективности психокоррекционной программы с супружескими парами"?
Глава "Исследование эффективности психокоррекционной программы с супружескими парами" рассказывает о том, каким образом была проведена экспериментальная часть работы, в том числе о программе исследования, описании признаков исследуемых пар. Также в этой главе представлены результаты исследования и анализ эффективности психокоррекционной программы.
Какие теоретические аспекты психокоррекционной работы с супружескими парами исследуются в главе 1?
В главе 1 исследуются категории супружество и супружеские пары, а также явление кризиса в супружеских парах. Также рассматриваются особенности психокоррекционной работы с такими парами.
Что включает экспериментальная часть статьи?
Экспериментальная часть статьи включает исследование эффективности психокоррекционной программы с супружескими парами. В ней описывается программа исследования и проводится анализ полученных результатов.
Чему посвящен раздел 1.1 главы 1?
Раздел 1.1 главы 1 посвящен исследованию категорий супружество и супружеские пары. В нем происходит анализ основных понятий и теорий, связанных с этими категориями.
Что изучается в разделе 1.2 главы 1?
В разделе 1.2 главы 1 исследуется явление кризиса в супружеских парах. В нем анализируются основные причины возникновения кризиса, его характеристики и последствия для пары и отношений между супругами.
Какие особенности психокоррекционной работы с супружескими парами рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются особенности психокоррекционной работы с супружескими парами, связанные со спецификой их отношений, коммуникацией и конфликтами. Также рассматривается влияние кризиса на психологическое состояние супругов и возможные пути его преодоления.