Конституциионые поправки и пересмотр конститции рф
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 19.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теория и практика проблемы внесения изменений в конституцию 5
1.1. Юридические свойства Конституции РФ 5
1.2. Обоснования возможности изменения основного закона страны 7
1.3. Российский исторический опыт конституционных реформ 10
2. Анализ правовых механизмов изменения и пересмотра Конституции РФ 14
2.1. Упрощенный порядок изменения официального названия субъектов РФ 14
2.2. Стандартный механизм регулирования вопросов изменения Конституции РФ 16
2.3. Усложненная процедура пересмотра Конституции 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Неудачно сконструирована ч. 2 ст. 135, предусматривающая, что пересмотр Конституции возможен при поддержке парламентом положений 1, 2 и 9 глав. Буквальное прочтение этой нормы позволяет сделать вывод, что Федеральное Собрание может рассматривать законодательную инициативу только в том случае, если изменения касаются всех трех глав в совокупности.
Положение о количестве голосов, необходимых для принятия парламентом решения о поддержке изменений пришлось разъяснять Конституционному Суду . Было не совсем ясно, что понимать под 60% голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы: каждую палату в отдельности или суммированный итог всех членов Федерального Собрания? Суд пояснил, что должно пониматься раздельное голосование и определение результатов по палатам.
Конституция не определяет принципы формирования Собрания, статус его участников, механизм взаимодействия с органами государственной власти (например, в отношении приостановления их полномочий). Сегодня самое распространенное мнение заключается в том, чтобы Конституционное Собрание формировать, в основном, из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а председательствовали бы в нем их руководители.
Не решен вопрос и о том, какие юридические последствия возникают в случае, если на референдуме избиратели не поддержат новый проект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция относится к особому виду правовых актов, требующих и применения особых инструментов. Российская Конституция жесткая по возможностям доступа к изменению ее текста.
В советский период истории таких проблем не было, так как Основному закону отводилась роль фиксации изменяющегося общественного строя: создание первого в мире социалистического государства, сочетание рыночной экономики при сохранении пролетарской диктатуры, построение основы социализма и, наконец, отражение в Конституции советского общества как общества развитого социализма.
Конституция РФ 1993 года была принята в чрезвычайных условиях, волевым решением Президента Б.Н. Ельцина, который для укрепления легитимности вынес основной закон на референдум.
Конституция была принята, но почти сразу же стали высказываться мнения о необходимости изменения Конституции. Сторонники и противники вмешательства в содержание Конституции имели свои сильные доводы «за» и «против». Но проблема заключается в том, что положения главы девятой дают небольшие варианты свободы действий.
Современная Конституция предусматривает три возможности ее изменения и пересмотра.
Первый, упрощенный вариант, относится только к изменению официального наименования субъекта РФ. Проблема в этом механизме заключается в том, что эти изменения вносятся Указом Президента РФ, то есть подзаконным актом.
Стандартный механизм дает возможность реформировать конституционные нормы глав 3-8. Юридически он детально прописан и, можно сказать, безупречен. Однако вопрос возникает о форме внесения поправок. Конституционный Суд РФ предложил вносить изменения Законом о поправках в Конституцию РФ, конституционно не предусмотренного как форма закона.
Наконец, сложный инструментарий предусмотрен для глав 1, 2 и 9 Конституции. Затронуть их содержание можно только путем отмены старой и принятия новой Конституции. Процессуально-правовой механизм пересмотра на сегодняшний день практически не разработан.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что модель правового механизма изменения и пересмотра Конституции РФ содержит в себе и сильные и слабые стороны.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты и материалы судебной практики
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 25.07.2017) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 12.10.2017) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Специальная литература
Алифиров, В.И. Актуальные проблемы изменения Конституции Российской Федерации / В.И. Алифиров // Юридический вестник молодых ученых МГУ. – Вып. 1. – М., 2015. – С. 3-8.
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. – 11-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 768 с.
Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Глухова, А.В. Постижение непостижимого (российская политика 2000-х в контексте глобальных и региональных процессов) / А.В. Глухова. – Воронеж: Истоки, 2014. – 411 с.
Дерхо, Д.К вопросу о динамике Конституции Российской Федерации и содержательных пределах конституционных поправок / Д.К. Дерхо // Сибирский юридический вестник. – 2016. – № 1. – С. 32-36.
Кабышев, В.Т. С Конституцией по жизни: избранные научные труды / В.Т. Кабышев. – М.: Формула права, 2013. – 318 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 1039 с.
Конституционное право Российской Федерации: учебн. / отв. ред. С.И. Носов. – М.: Статут, 2014. – 391 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2013. – 688 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. акад. Топорнина Б.Н. – М., 1997. – С. 668.
Литвинова, С.Ф. Оценка Конституции Российской Федерации 1993 года через категорию «стабильность» / С.Ф. Литвинова // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 5.
Страшун, Б.А. Тенденции развития современных конституций / Б.А. Страшун // Lex Russica. – 2017. – № 1 (122). – С. 164-171.
Юсубов, Э.С. Дискурс о стабильности Конституции Российской Федерации 1993 г. / Э.С. Юсубов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 1. – С. 13-16.
Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Страшун, Б.А. Тенденции развития современных конституций / Б.А. Страшун // Lex Russica. – 2017. - № 1 (122). – С. 164-171. – С. 169.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Конституционное право Российской Федерации: учебн. / отв. ред. С.И. Носов. – М.: Статут, 2014. – 391 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. – 3-е изд., пересмотр. – М .: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 1039 с. – С. 21.
Юсубов, Э.С. Дискурс о стабильности Конституции Российской Федерации 1993 г. / Э.С. Юсубов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. - № 1. – С. 13-16.
Кабышев, В.Т. С Конституцией по жизни: избранные научные труды / В.Т. Кабышев. – М.: Формула права, 2013. – 318 с. – С. 46.
Глухова, А.В. Постижение непостижимого (российская политика 2000-х в контексте глобальных и региональных процессов) / А.В. Глухова. – Воронеж: Истоки, 2014. – 411 с.
Отставнова, Е.А. Стабильность Конституции Российской Федерации – основа устойчивого развития Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. - № 1 (96). – С. 80-85. – С. 81.
Литвинова, С.Ф. Оценка Конституции Российской Федерации 1993 года через категорию «стабильность» / С.Ф. Литвинова // Конституционное и муниципальное право. – 2013. - № 5. – С. 14.
Дерхо, Д.К вопросу о динамике Конституции Российской Федерации и содержательных пределах конституционных поправок / Д.К. Дерхо // Сибирский юридический вестник. – 2016. - № 1. – С. 32-36. – С. 32.
Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики») // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / под ред. акад. Топорнина Б.Н. – М., 1997. – С. 668.
Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2013. – 688 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М.В. Баглай. – 11-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 768 с. – С. 762.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 12.10.2017) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 25.07.2017) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Алифиров, В.И. Актуальные проблемы изменения Конституции Российской Федерации / В.И. Алифиров // Юридический вестник молодых ученых МГУ. – Вып. 1. – М., 2015. – С. 3-8.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3
Нормативно-правовые акты и материалы судебной практики
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
7. Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
8. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 25.07.2017) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
9. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 12.10.2017) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Специальная литература
13. Алифиров, В.И. Актуальные проблемы изменения Конституции Российской Федерации / В.И. Алифиров // Юридический вестник молодых ученых МГУ. – Вып. 1. – М., 2015. – С. 3-8.
14. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. – 11-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 768 с.
15. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
16. Глухова, А.В. Постижение непостижимого (российская политика 2000-х в контексте глобальных и региональных процессов) / А.В. Глухова. – Воронеж: Истоки, 2014. – 411 с.
17. Дерхо, Д.К вопросу о динамике Конституции Российской Федерации и содержательных пределах конституционных поправок / Д.К. Дерхо // Сибирский юридический вестник. – 2016. – № 1. – С. 32-36.
18. Кабышев, В.Т. С Конституцией по жизни: избранные научные труды / В.Т. Кабышев. – М.: Формула права, 2013. – 318 с.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 1039 с.
20. Конституционное право Российской Федерации: учебн. / отв. ред. С.И. Носов. – М.: Статут, 2014. – 391 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
21. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2013. – 688 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
22. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. акад. Топорнина Б.Н. – М., 1997. – С. 668.
23. Литвинова, С.Ф. Оценка Конституции Российской Федерации 1993 года через категорию «стабильность» / С.Ф. Литвинова // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 5.
24. Страшун, Б.А. Тенденции развития современных конституций / Б.А. Страшун // Lex Russica. – 2017. – № 1 (122). – С. 164-171.
25. Юсубов, Э.С. Дискурс о стабильности Конституции Российской Федерации 1993 г. / Э.С. Юсубов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 1. – С. 13-16.
Вопрос-ответ:
Какие юридические свойства имеет Конституция РФ?
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и является основным законом страны. Она имеет конкретные правовые обязательства для всех граждан и органов государственной власти.
Почему возможно изменение Конституции РФ?
Возможность изменения Конституции РФ обусловлена необходимостью адаптации основного закона страны к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям. Кроме того, изменение Конституции может быть вызвано неудовлетворительным функционированием существующего правового регулирования и потребностью в его улучшении.
Какие конституционные реформы происходили в России?
В истории России было несколько конституционных реформ. Одна из наиболее значимых реформ произошла в 1993 году, когда была принята действующая Конституция РФ. Также в 2008 году были внесены поправки в настоящую Конституцию, которые, в частности, увеличили сроки пребывания президента у власти.
Каким образом изменяется официальное название субъектов РФ?
Изменение официального названия субъектов РФ может происходить в упрощенном порядке. Для этого необходимо принять соответствующий закон о переименовании субъекта РФ с последующим утверждением в Федеральном Собрании. После этого официальное название субъекта РФ меняется.
Какие механизмы регулирования используются при изменении Конституции РФ?
Стандартный механизм регулирования вопросов изменения Конституции РФ предусматривает принятие соответствующего закона, который должен быть принят исключительным порядком двумя палатами Федерального Собрания и президентом РФ. Также может быть применен упрощенный порядок, который предусматривает принятие поправок на общем голосовании граждан России.
Какие юридические свойства имеет Конституция РФ?
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и является основным законом страны. Она обладает прямой действительностью и применимости на всей территории Российской Федерации. Кроме того, Конституция РФ гарантирует основные права и свободы граждан, а также закрепляет принципы и структуру государства.
Почему возможно вносить изменения в Конституцию РФ?
Вносить изменения в Конституцию РФ возможно для того, чтобы адаптировать основной закон страны к новым социально-экономическим и политическим условиям, а также для совершенствования правовой системы и усиления гарантий прав и свобод граждан. Кроме того, изменения могут быть внесены для решения конкретных проблем и вызовов, с которыми сталкивается общество.
Каков исторический опыт России по изменению Конституции?
Исторический опыт России по изменению Конституции богат и разнообразен. С начала XX века в стране были проведены несколько конституционных реформ, которые сопровождались пересмотрами основного закона. Некоторые из этих реформ были производительными и способствовали модернизации общества, в то время как другие вызвали много споров и противостояний. Опыт российской Конституции формировался в условиях перемен, и с течением времени накопился целый комплекс юридических прецедентов по вопросу изменения и пересмотра основного закона.
Какие правовые механизмы существуют для изменения и пересмотра Конституции РФ?
Для изменения и пересмотра Конституции РФ существуют два основных правовых механизма. Первый - упрощенный порядок изменения официального названия субъектов РФ, который предусматривает принятие соответствующего закона федеральным органом законодательной власти. Второй - стандартный механизм регулирования вопросов изменения Конституции, который предусматривает принятие специального закона, внесение поправок в текст Конституции и их последующее принятие на референдуме или путем утверждения федеральным органом законодательной власти.