- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Ранний период творчества С. Боттичелли 6
Расцвет творчества С. Боттичелли 11
Поздний период, кризис творчества С. Боттичелли 18
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
Еще во время правления Лоренцо в городе разворачивает свою деятельность доминиканский монах и проповедник Савонарола, который резко выступал против института папства, и предсказывал Италии гибель, так как та погрязла в грехах. События культурной жизни тирания и выступления против ее принципов все это нашло отражение в умах интеллигенции.Проповеди Савонаролы произвели сильное впечатление на многих представителей флорентийской интеллигенции. Однако его положительная программа была реакционной. Выступая против института папства и светской системы правления, он выступал и против светской культуры эпохи Возрождения, в своих проповедях он призывал вернуться к аскетизму и культуре средневековья. В период недолгого правления Савонароле в городе на площадях разводились костры, в которых сжигались предметы роскоши и произведения искусства, в порыве раскаянья многие художники Флоренции, друзья и ученики Боттичелли сами сжигали свои произведения. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи и казни Савонаролы характер его окончательно изменился. Художник отказался не только от трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического языка. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Сандро Боттичелли вместе с другими гражданами переживал приступы то безнадежности, то веры в религиозное обновление. Смерть доминиканца вызвала в душе художника сомнения и боль.В последних произведениях его живописные приемы упрощаются, произведения строятся на диссонансе приемов и техники, колорита и настроений. Техника приобретает характер почти иконной условности. Плоскостному линейному ритму полностью подчиняется и рисунок, доведенный в своей простоте до предела, и цвет с его резкими контрастами локальных красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая как мистические символы. И все же в этом, насквозь религиозном искусстве с огромной силой пробивает себе дорогу человеческое начало.В последних работах старого мастера чувствуется отчаяние человека, покинутого и беспомощного. Он с еще большей настойчивостью возвращается к живописным приемам минувших времен. Его фигуры почти не дают тени, линии становятся беспокойными. Боттичелли аккуратно вычерчивает линии и с усердием записывает до последнего миллиметра задний план, чтобы только избежать бурных эмоций, связанных с самим сюжетом. В последних его работах в двух «Оплакиваниях Христа» (обе ок. 1500) и в произведении «Покинутая» (1495-1500) звучат трагические ноты отчаяния. Глухие каменные стены вместо фона, сумрачный колорит, резкая напряженность движений сменяют изящество, богатство красок и праздничную нарядность его прежних картин. В произведении «Покинутая» художник изобразил плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. «Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», – пишет Н.А. Белоусова, – где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Вместо хрупкой бестелесности – четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых оттенков – мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминно-красного цвета».После 1500 г. художник практически не занимался живописью, единственным произведением начала XVI в. стала картина «Мистическое рождество», все внимание мастер сосредоточил на изображении чудесного видения, пространство же выполняет вспомогательную функцию. Для передачи настроения смятенной горести, тревоги и смутной надежды в картине намеренно используется архаический стиль. Центром картины служит сцена Рождества. Все остальное пространство картины, пейзаж и небо, заполнено беспокойно движущимися ангелами в разноцветных одеждах. Фантасмагорические дьявольские фигуры в нижней части картины, очевидно, являли художественное выражение настроений и чувств, царивших в это время во Флоренции, которых не избежал и Боттичелли.Оставив живопись Боттичелли, остается уважаемым человеком во Флоренции, с ним продолжают считаться, он остается видным деятелем культуры. Так например, он принимал участие в специальной комиссии задачей которого был поиск подходящего места для произведения Микеланджело Давид. В последние годы жизни Боттичелли уже ничего не писал.Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в 1510 г. и 17 мая был похоронен на кладбище церкви Оньисанти во Флоренции. Поздний период творчества художника, который был глубоко предан своей родине, стал полным отражением кризисных явлений в обществе. Произведения мастера имеют тревожный характер, пронизаны предчувствием трагизма, наполнены глубочайшим драматизмом. Объемы уплощаются, цветовая гамма произведений становиться более диссонирующей по сравнению с прошлыми периодами. В произведенияхсозданных в этот период человек вопреки традициям Ренессанса перестает быть центром всего, на него воздействуют внешние силы, он им не противостоит. ЗаключениеВ заключении представленного исследования необходимо отметить, что была изучена творческая биография Сандро Боттичелли. В ходе исследования был выполнен поставленный во введении ряд задач. Творчество Сандро Боттичелли большинство исследователей его биографии условно разделяют на три периода. Итак, подводя итоги, стоит отметить, что на раннем этапе творчества мы видим, что творческий метод только начинает складываться. Предположительно период этот длился до 1470 гг. Обучение ювелирному делу оказало влияние на технику рисунка. Все произведения мастера имели в своем основании превосходный отточенный рисунок. На художника оказали огромное влияние его учителя, их подход к живописи. Так у ФиллиппоЛиппи художник перенял трактовку объемов и колорит, спокойный по своему характеру. От Верроккио юный художник почерпнул аналитический подход к живописи, много работал над перспективой, экспериментировал с объемами.Ранний период можно соотнести с периодом ученичества и экспериментов в поисках собственного творческого я. Расцвет творчества художника тесно взаимосвязан с общим подъёмом итальянской культуры, позволительно датировать период 1470 – 1490 гг. В этот период художником были созданы наиболее значимые произведения. В своих произведениях он обращается не только к библейским сюжетам, так же появляются произведения на литературные сюжеты, и сюжеты, связанные с современным ему флорентийским обществом. На художественный метод оказали влияние пейзаж нидерландских мастеров, в своих произведениях он использует внешнее подражание для создания фона своих произведений. Так же необходимо отметить увлечение художника античным искусством, влияние которого прослеживается в его полотнах. Окончательное решение получает отказ от реализма в пользу линии, и декоративности композиции. Произведения художника так же отличает яркий насыщенный колорит картин, энергичные охристые тени в передаче телесного цвета выражают неповторимый стиль художника.Поздний период творчества художника, который был глубоко предан своей родине, стал полным отражением кризисных явлений в обществе. Произведения мастера имеют тревожный характер, пронизаны предчувствием трагизма, наполнены глубочайшим драматизмом. Объемы уплощаются, цветовая гамма произведений становиться более диссонирующей по сравнению с прошлыми периодами. В произведениях, созданных в этот период, человек вопреки традициям Ренессанса перестает быть центром всего, на него воздействуют внешние силы, он им не противостоит.В завершении необходимо добавить, что творческий гений художника оказал огромное влияние на всю последующую художественную культуру, не смотря на то, что прибывал в забвении некоторое время. Во многом он в своем творчестве предвосхитил достижения последующих периодов эпохи Ренессанса. Список литературыВесна.Сандро Боттичелли // Баранов А.Н. Юный художник. — 1978. – № 3. Алпатов М.В. Художественные проблемы Итальянского Возрождения/М.В. Алпатов. – М., 1976.Вазари Дж. Жизнеописание Сандро Боттичелли флорентийского живописца URL: http://www.rulit.me/books/ (Дата обращения 08.05.2018) Гомбрих Э. Мифологии Боттичелли. Исследования неоплатонического символизма /Пер. Е. М. Доброхотовой-Майковой// Искусствознание 2/02. М., 2002. Гращенков В.Н. Сандро Боттичелли. Альбом/ Гращенков, Изд-во: М.: Изобразительное искусство, 1960.Данилова И.Е. Предисловие // Боттичелли: Сборник материалов о творчестве/ Сост. В.Н. Гращенков. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли /Г.С. Дунаев. – М.: Изобразительное искусство, 1977.Зарницкий С.В. Боттичелли/ С.В. Зарницкий. – М.: Молодая гвардия, 2007Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. – М., 1978. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии/ Л. Любимов. – М.: Просвещение, 1976. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. – М.: Просвещение, 1996 Муратов П.П. Образы Италии/ П.П. Муратов. – М.: Республика, 1994 Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада/ Э.Панофский. – СПб.: Азбука, 2006.Сандро Боттичелли URL: https://gallerix.ru (Дата обращения 05.05.2018) Сандро БоттичеллиURL: http://www.botticeli.ru/ (Дата обращения 05.05.2018) Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного./ А. Шастель. – М.; СПб., 2001.
Список литературы
1. Весна.Сандро Боттичелли // Баранов А.Н. Юный художник. — 1978. – № 3.
2. Алпатов М.В. Художественные проблемы Итальянского Возрождения/М.В. Алпатов. – М., 1976.
3. Вазари Дж. Жизнеописание Сандро Боттичелли флорентийского живописца URL: http://www.rulit.me/books/ (Дата обращения 08.05.2018)
4. Гомбрих Э. Мифологии Боттичелли. Исследования неоплатонического символизма /Пер. Е. М. Доброхотовой-Майковой// Искусствознание 2/02. М., 2002.
5. Гращенков В.Н. Сандро Боттичелли. Альбом/ Гращенков, Изд-во: М.: Изобразительное искусство, 1960.
6. Данилова И.Е. Предисловие // Боттичелли: Сборник материалов о творчестве/ Сост. В.Н. Гращенков. М.: Издательство иностранной литературы, 1962.
7. Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли /Г.С. Дунаев. – М.: Изобразительное искусство, 1977.
8. Зарницкий С.В. Боттичелли/ С.В. Зарницкий. – М.: Молодая гвардия, 2007
9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. – М., 1978.
10. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии/ Л. Любимов. – М.: Просвещение, 1976.
11. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. – М.: Просвещение, 1996
12. Муратов П.П. Образы Италии/ П.П. Муратов. – М.: Республика, 1994
13. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада/ Э.Панофский. – СПб.: Азбука, 2006.
14. Сандро Боттичелли URL: https://gallerix.ru (Дата обращения 05.05.2018)
15. Сандро БоттичеллиURL: http://www.botticeli.ru/ (Дата обращения 05.05.2018)
16. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного./ А. Шастель. – М.; СПб., 2001.
Творчество Сандро Боттичелли
План
Биография
Ранний период творчества
Расцвет мастера
Кризис души кризис творчества
Анализ некоторых произведений
Росписи в Сикстинской капелле 1481-1482 г
Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли (Botticelli, Sandro). Художник получил признание благодаря тонкости и выразительности своего стиля. Ярко индивидуальной манере художника присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы.
Алессандро ди Мариано Филипепи родился 1 марта 1445 года в семье, Мариано и Смеральды Филипепи. Как и многие жители региона, его отец был дубильщиком. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художников, мы находим в так называемом &';перенесены - Catasto&';, то есть кадастра, где были сделаны заявления о доходах для обложения налогом, которые, в соответствии с постановлением Республики от 1427 лет был обязан сделать каждая глава флорентийской семьи. В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына: Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро &';учится читать, мальчик болезненный&';. Имя-прозвище Боттичелли (&';баррель&';) Алессандро получил от старшего брата. Отец хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что может положить начало не большому, но надежному семейному предприятию.
По его словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, достаточно поднаторевший в рисунке - искусстве необходимом для точного и уверенного &';чернения&';, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая самых драгоценных уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных. Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.