Церковь и культура в философии священника Сергия Булгакова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 33 33 страницы
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 20.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Осмысление о. Сергием Булгаковым гуманизма как всемирно-исторического удаления от Бога (по материалам работы С. Булгакова «Тихие думы») 7
1.1. Гуманизм и западная культура 7
1.2. Церковь в России и внецерковная культура в синодальный период 12
Глава 2. Культура как основное поле деятельности Церкви 16
2.1. Назначение Церкви в современной культуре (по материалам работы «Тихие думы») 16
2.2. Творческое призвание христианина (по материалам работ С. Булгакова «Тихие думы» и Л.А. Зандера «Бог и мир») 21
Заключение 29
Литература 30



Фрагмент для ознакомления

В середине 1925 г., отец Сергий Булгаков переехал из Праги в Париж, где уже была организована Русский богословский православный институт. Была создана и освящена церковь преподобного Сергия Радонежского и создан Российский православный богословский институт. Митрополит Евлогий (Георгиевский), назначенный – по благословению патриарха Тихона, – главой Православной Русской церкви во Франции, – утверждает о. Сергия профессором кафедры догматического богословия и деканом богословского факультета упомянутого института, где он и остается бессменным воспитателем студенческой молодежи и создает целую школу выдающихся молодых священнослужителей: Дмитрия Клепинина, мученически погибшего в фашистском концлагере, Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Алексия Князева – нынешнего ректора Богословского института в Париже. Именно на этом поприще и раскрывается вся многосторонняя гениальность о. Сергия Булгакова.Строгий аскетик в своей личной жизни, пылающий алтарь, бескорыстно преданный Православию, представитель универсальной полноты и мудрости, благоговейно исполняющий служение, особенно таинство Святой Евхаристии, был непревзойденным пастором и человеком молитвы, излучающим с любовью, духовным светом и миром. Вся личность, жизнь и служение Булгакова были пронизаны огненным духом первого христианства, он жил в присутствии перед Богом, в непрерывном молитвенном общении с ним, был в состоянии радоваться о Святом Духе и получать его благодатные дары. Преданность о. Сергия к воле Бога был исключительным. Даже после самой сложной операции горла, которая лишала его голосовых связок и осуждала его на полное молчание, в бесконечных страданиях временного благочестия, он сохранял любовь к Богу и людям и предавал себя воле Бога.Его духовную природу, особенно после рукоположения, характеризовал глубокий мистически-пророческий дар и живая радостная обращенность к грядущему Христу во Втором Его славном пришествии. щательно знакомый с юности с социологией, политической экономикой и другими общественными науками, он всегда понимал культурные, социальные, экономические потребности своей страны и глубоко знал человеческую психологию. В то же время он был способен к взлету орла и видению мира с горных высот, откуда он открыл не только исторические горизонты, но и более отдаленные перспективы, ведущие к сфере апокалиптики и эсхатологии.Эти качества позволяли ему быть непревзойденным духовником многочисленнейших его духовных чад, несмотря на самые разнообразные их психологии, жизненные установки и профессии. Его духовнический дар был изумительным: обладая большим мистическим опытом, редкой глубиной души, богатым интеллектом, широким историческим и жизненным кругозором, он видел в каждом из своих духовных детей подлинный «образ Божий» и умел преображать его в «подобие Божие» как конечную цель христианского совершенства.О. Сергий был инициатором нового – творческого типа монашества в миру, в котором первохристианская любовь к Богу и ближнему должна была сочетаться с общественным, или иконописным, или научно-культурным творческим трудом; согласно личному призванию с исключительной духовной чуткостью, мудростью и любовью он вел своих духовных чад, избравших этот путь.Булгаков был уникальным проповедником русской религиозной интеллигенции. Он рассматривал проповедь как произведение религиозного искусства, как икона или священный гимн, и в своей проповеднической работе стремился в меру своей силы и жизненных возможностей приблизиться к этому идеалу. Значительное число его проповедей было опубликовано в сборнике автора «Радость Церкви», в «Сергиевских листах» и других журналах.На академических лекциях, конференциях, апологетических курсах, семинарах он проявил себя как одаренный оратор с горячим духовным вдохновением и удивительным поэтическим красноречием. Невозможно забыть те моменты, когда ясно чувствуется благодать Святого Духа. Его речь текла тогда огненно, с невыразимой духовной силой и красотой, раскрывая глубины и богатство божественного мира. В такие моменты даже тембр его голоса приобрел звук поистине неземной красоты.Инновационный гений профессора протоиерея Сергея Булгакова был наиболее заметен в его богословской работе, на которую мы уделяли наибольшее внимание в этой работе. Поэтому мы будем очень краткими. Франк Сергий считал свою теологическую работу главной задачей своей жизни и осознанием своего духовного призвания. В нем он всегда сохранял мужественную свободу, чистоту совести и ответственность перед Богом. Он был убежден, что «богословие должно быть выпито со дна Евхаристического Кубка», неразрывно связывающее алтарь с рабочей ячейкой богослова. Он считал, что абсолютными критериями истины в богословии являются Слово Божье, догматические определения, Священная Традиция и молитва перед алтарем. В своей работе, FR. Сергий стремился дать не только православное учение, но и показать его реализацию, нарисовать конкретную историю и славу Церкви. Поэтому его богословие имеет характер литургического и иконографического мышления о Боге.Булгаков стремится построить свою теологическую систему на прочном фундаменте церковной действительности. Объективная истина Церкви, литургические тексты, иконографическое созерцание, мистические откровения переживали их как живую реальность, как личный духовный опыт как изначальную божественную красоту. Отсюда сила его писаний, близость его слов, проникающих в душу, благодаря чему сердца его читателей, слушателей и учеников бьются в унисон с Церковью. Тайна богословского творчества. Сергий и его влияние заключаются в том, что вся Церковь всегда воспринимается им как личная проницательность, и индивидуальный духовный опыт трансформируется и возносится к ним на католическую высоту.О. Сергий считает, что Церковь, согласно слову святого Иоанна Златоуста, должна быть всегда «юнеющей», т.е. творческой и свободно развивающейся. Но в то же время Церковь ответственна за каждое сказанное ею слово, причем ответственность эта высшего порядка – не только перед людьми и историей, но и перед Богом. Поэтому богословский труд требует сочетания свободы и аскетической дисциплины, смирения и дерзновения, молитвенного подвига и мистического вдохновения. Весь литургический, молитвенный, богословский и жизненный подвиг о. Сергия устремлен к тому, чтобы удовлетворить этим условиям. В результате внутренний динамизм, присущий духу и мысли о. Сергия, делает его творчество волнующим, захватывающим, перерождающим.Приведем теперь также ряд его соображений в пользу творческого призвания христианина, использовав для этого работу Зандера «Бог и мир». Христианство дает поддержку культуре следующим образом:— оно возводит космичность человека на новую ступень, чтобы он творчески соучаствовал в становлении мира;— оно научает любить землю, где ходил Христос, трудиться на земле так, как трудился сам Господь, и любить человека;— оно научает любить мир творчески, в труде и ответственности за мир;— «все истинное, что есть в культуре, в творческом отношении к миру, принадлежит Христу и будет явлено в своей принадлежности Церкви» (с. 380);— нередко творческое служение включается в дело спасения (так, некоторые святые — это культурно-исторические деятели, например, равноапостольные князья и цари, великие учители Церкви, иконописцы, духовные писатели, врачи);— любому культурному творчеству присуща антиномия дерзновения и послушания; послушание Церкви рождается из полноты душевных сил, из духовной зрелости человека; подлинное творчество и церковность поэтому нераздельны;— тот, кто отвергает творчество во имя аскетизма, в действительности делает это во имя нигилизма; подлинный аскетизм следует рассматривать как величайшую творческую силу в мире;— высшие достижения культуры теургичны; художнику нужно духовно родиться, чтобы увидеть высшую божественную Красоту и явить ее в своем творчестве; культ — колыбель культуры, но это — потерянный рай; однако призвание культуры служить религии никто не отменял, поэтому нужно ждать и молиться, чтобы его осуществление действительно стало реальным;— творчество человека не может иметь абсолютного значения, не заменяет собой эсхатологию, а принадлежит этому веку;— а главное, мы должны помнить слова Христовы: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).ЗаключениеТеология Булгакова охватывает, по существу, все религиозные проблемы, от создания мира и человека в книге Бытия до апокалиптической и эсхатологии. Его две трилогии и ряд догматических и экклезиологических эссе особенно величественны. Творческий подход к догматике и безграничная любовь к Богу Отцу, Спасителю-Богочеловеку, Духу Святому и Приснодеве Марии пронизывают все творчество о. Сергия, делают его труды бесконечно близкими душе читателя.Гений о. Сергий Булгаков как человек, пастор и богослов настолько величественен и грандиозен, что его творения, конечно, не могут быть правильно восприняты большинством его современников. Эта окончательная оценка, достойная его гения и восприятия всей многогранной полноты его искусства, придет только в будущие века, особенно после авторитетного, беспристрастного и справедливого изучения его софиологической теологической системы высококвалифицированных богословов для будущих вселенскихсСоборов.Таким образом, в ходе исследования были решены следующие задачи:- подве6ргся осмыслению гуманизм о.Сергием Булгаковым;- проанализировано понимание о. Сергием Булгаковым значения Церкви для современной культуры.Следовательно, Цель исследования, заключающаясяв глубоком философском анализе и осмыслении понимания церкви и культуры в философском учении священника Сергия Булгакова, достигнутаЛитература1Булгаков С. Н. Церковь и культура // Христианская мысль. 2005. № 2.2Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж:YMKA-PRESS, 1945.3Булгаков С., прот. Пражская записная книжка. 1924 – 1925 гг.// Ю.Н. Рейтлингер (сестра Иоанна) и о. Сергий Булгаков. Диалог художника и богослова. Дневники. Записные книжки. Письма. М.: «Никея», 2011, С. 120.4Булгаков С., прот.Автобиографические заметки. Париж:YMKA-PRESS, 1991.5Булгаков С., прот.Евхаристическая жертва// Евхаристия. Москва – Париж, 2005, С. 13 -25.6Булгаков С., прот.Святой Грааль (Опыт догматической экзегезы: Ин 19,34)// Путь парижского богословия. М., 2007, СС. 368-369.7Булгаков С., прот.У кладезя Иаковля (Ин. 4, 23). О реальном единстве разделенной церкви в вере, молитве и таинствах// «Православие и экуменизм: документы и материалы 1902 – 1998. М., 1999, С. 106.8Булгаков С.Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию//Путь. Кн. I. С. 546-560.9Булгаков С.Н. Два града. Т. 1. М., 1911.10Булгаков С.Н. Догмат и догматика // Живое предание. Православие в современности. М., 1997.11Булгаков С.Н. Невеста Агнца (о богочеловечестве). Париж – YMCA-PRESS, 1945.12Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви//Путь. М., 1992. Кн. 1.13Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев, 1991.14Булгаков С.Н. Природа науки // Философский сборник к 30-летию научно-педагогической деятельности Л.М.Лопатина. М., 1912 15Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. – М., 2001.16Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т. 1.17Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т. 2.18Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.19Булгаков С.Н. Тихие думы // Электронный ресурс.- URL: http://ivashek.com/ru/texts/168-chapters/biography/memories/480-11-tikhie-dumy (дата обращения 16.05.2018)20Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. - Т.2. - М., 1999.21Булгаков С.Н. Эсхатология и прогресс. // Вестник РСХД 1935, №2. С. 33- 40.22Булгаков С.Н.:PROETCONTRAЛичность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей. Издательство Русского Христианского гуманитарного института. Санкт Петербург. 2003.23Булгаков С.Н.Письма из России: Высшее образование. Самодержавие и православие / Булгаков Сергей Николаевич // Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1999. - Т.2. - С.3-21.24Булгаков С.Н:Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения / Научная редакция25Булгаков, С.Н. Церковь и демократия : Речь, произнесенная на первом всероссийском съезде духовенства и мирян 2 июня 1917 г. в Москве / Сергей Булгаков. М. : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1917.26Вейдле В.Памяти о. Сергия Булгакова// «Православная мысль» № 8, Париж, 1951, С. 13.27Емельянова Т.«Руководитель, друг, отец»: мать Мария (Скобцова) и прот. Сергий28Зандер Л.А. Бог и мир (миросозерцание отца Сергия Булгакова). Том1.- 2.Париж – YMCA-PRESS, 1948.29Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: Канон+, 1997. – 560 с.30Зеньковский В. В. Православие и русская культура // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916–1957). – М.: Русский путь, 2008. С.87–126.31Зеньковский В. В. Россия и Православие // Христианская мысль. 1916. № 1.32Зеньковский В. В. Россия и Православие // Христианская мысль. 1916. № 2.33Зеньковский В. В. Система культурного дуализма // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916–1957). – М.: Русский путь, 2008. С.202–226.34Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.35Козырева А.П.; Сост. М.А.Васильева, А.П.Козырев. М.: Русский путь, 200336Крупицы воспоминаний о встречах с великим аввой митрополитом Антонием // Электронный ресурс.- URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/krupitsy-pospominanij-o-vstrechah-s-velikim-avvoj-mitropolitom-antoniem/ (дата обращения 17.05.2018)37Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков// Богословские труды № 27, М., 1986, С. 151 – 160.38Назаров И. В., Филиппенко Н. Г. Проблемы отношения Церкви и культуры в творчестве Сергия Булгакова и Василия Зеньковского // Философия хозяйства. – № 4 (76). – М., 2011. – С. 113–121.39Седакова О. Светская культура и Церковь: поле взаимодействия // Электронный ресурс.- URL: http://olgasedakova.com/Moralia/1819 (дата обращения 16.05.22018)40Серафим (Соболев), архиепископ. Новое учение о Софии Премудрости Божией. Краснодар.200641Тареев М.М. Основы христианства. Сергиев Посад, 1908-1910.42Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск. 2006.43Хоружий С.С.. Перепутья руссой софиологии. // Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., Алетейя, 2000. С. 141-168.44Шмеман А., прот.Три образа// Собрание статей 1947-1983. М.: «Русский путь», 2009.

1 Булгаков С. Н. Церковь и культура // Христианская мысль. 2005. № 2.
2 Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж:YMKA-PRESS, 1945.
3 Булгаков С., прот. Пражская записная книжка. 1924 – 1925 гг.// Ю.Н. Рейтлингер (сестра Иоанна) и о. Сергий Булгаков. Диалог художника и богослова. Дневники. Записные книжки. Письма. М.: «Никея», 2011, С. 120.
4 Булгаков С., прот.Автобиографические заметки. Париж:YMKA-PRESS, 1991.
5 Булгаков С., прот.Евхаристическая жертва// Евхаристия. Москва – Париж, 2005, С. 13 -25.
6 Булгаков С., прот.Святой Грааль (Опыт догматической экзегезы: Ин 19,34)// Путь парижского богословия. М., 2007, СС. 368-369.
7 Булгаков С., прот.У кладезя Иаковля (Ин. 4, 23). О реальном единстве разделенной церкви в вере, молитве и таинствах// «Православие и экуменизм: документы и материалы 1902 – 1998. М., 1999, С. 106.
8 Булгаков С.Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию//Путь. Кн. I. С. 546-560.
9 Булгаков С.Н. Два града. Т. 1. М., 1911.
10 Булгаков С.Н. Догмат и догматика // Живое предание. Православие в современности. М., 1997.
11 Булгаков С.Н. Невеста Агнца (о богочеловечестве). Париж – YMCA-PRESS, 1945.
12 Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви//Путь. М., 1992. Кн. 1.
13 Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев, 1991.
14 Булгаков С.Н. Природа науки // Философский сборник к 30-летию научно-педагогической деятельности Л.М.Лопатина. М., 1912
15 Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. – М., 2001.
16 Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т. 1.
17 Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т. 2.
18 Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.
19 Булгаков С.Н. Тихие думы // Электронный ресурс.- URL: http://ivashek.com/ru/texts/168-chapters/biography/memories/480-11-tikhie-dumy (дата обращения 16.05.2018)
20 Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. - Т.2. - М., 1999.
21 Булгаков С.Н. Эсхатология и прогресс. // Вестник РСХД 1935, №2. С. 33- 40.
22 Булгаков С.Н.:PRO ET CONTRA Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей. Издательство Русского Христианского гуманитарного института. Санкт Петербург. 2003.
23 Булгаков С.Н.Письма из России: Высшее образование. Самодержавие и православие / Булгаков Сергей Николаевич // Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1999. - Т.2. - С.3-21.
24 Булгаков С.Н:Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения / Научная редакция
25 Булгаков, С.Н. Церковь и демократия : Речь, произнесенная на первом всероссийском съезде духовенства и мирян 2 июня 1917 г. в Москве / Сергей Булгаков. М. : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1917.
26 Вейдле В.Памяти о. Сергия Булгакова// «Православная мысль» № 8, Париж, 1951, С. 13.

27 Емельянова Т.«Руководитель, друг, отец»: мать Мария (Скобцова) и прот. Сергий
28 Зандер Л.А. Бог и мир (миросозерцание отца Сергия Булгакова). Том1.- 2.Париж – YMCA-PRESS, 1948.
29 Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: Канон+, 1997. – 560 с.
30 Зеньковский В. В. Православие и русская культура // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916–1957). – М.: Русский путь, 2008. С.87–126.
31 Зеньковский В. В. Россия и Православие // Христианская мысль. 1916. № 1.
32 Зеньковский В. В. Россия и Православие // Христианская мысль. 1916. № 2.
33 Зеньковский В. В. Система культурного дуализма // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916–1957). – М.: Русский путь, 2008. С.202–226.
34 Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.
35 Козырева А.П.; Сост. М.А.Васильева, А.П.Козырев. М.: Русский путь, 2003
36 Крупицы воспоминаний о встречах с великим аввой митрополитом Антонием // Электронный ресурс.- URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/krupitsy-pospominanij-o-vstrechah-s-velikim-avvoj-mitropolitom-antoniem/ (дата обращения 17.05.2018)
37 Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков// Богословские труды № 27, М., 1986, С. 151 – 160.
38 Назаров И. В., Филиппенко Н. Г. Проблемы отношения Церкви и культуры в творчестве Сергия Булгакова и Василия Зеньковского // Философия хозяйства. – № 4 (76). – М., 2011. – С. 113–121.
39 Седакова О. Светская культура и Церковь: поле взаимодействия // Электронный ресурс.- URL: http://olgasedakova.com/Moralia/1819 (дата обращения 16.05.22018)
40 Серафим (Соболев), архиепископ. Новое учение о Софии Премудрости Божией. Краснодар.2006
41 Тареев М.М. Основы христианства. Сергиев Посад, 1908-1910.
42 Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск. 2006.
43 Хоружий С.С.. Перепутья руссой софиологии. // Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., Алетейя, 2000. С. 141-168.
44 Шмеман А., прот.Три образа// Собрание статей 1947-1983. М.: «Русский путь», 2009.

Вопрос-ответ:

Каким образом священник Сергий Булгаков понимает гуманизм?

Сергий Булгаков рассматривает гуманизм как всемирно-историческое удаление от Бога, что означает преобладание человека над Богом в современной культуре. Для Булгакова гуманизм становится основой западной культуры.

Какой взгляд на церковь и внецерковную культуру в синодальный период имеет Сергий Булгаков?

В синодальный период Сергий Булгаков видит церковь в России и внецерковную культуру в противоположии друг другу. Он подчеркивает, что церковь не отражает духовной жизни народа и не сумела влиять на культурные процессы того времени. Булгаков призывает к изменению этой ситуации и к интеграции церкви в культурную жизнь общества.

Какую роль Церковь играет в современной культуре, согласно Сергию Булгакову?

Согласно Сергию Булгакову, Церковь имеет назначение действовать в современной культуре как источник духовного возрождения и моральной ориентации. Он подчеркивает, что Церковь должна проникнуть в самые глубины культурного пространства и участвовать в его формировании.

В чем заключается творческое призвание христианина, согласно Сергию Булгакову?

Сергий Булгаков считает, что творческое призвание христианина состоит в участии в богочеловеческом творчестве. Он выступает за то, чтобы христиане активно развивали культуру, создавали произведения искусства, литературы и науки, отражающие духовные истины и ценности христианства.

Каково значение гуманизма в западной культуре, по мнению Сергия Булгакова?

Сергий Булгаков считает, что гуманизм играет важную роль в западной культуре, так как он становится основой ее ценностей и принципов. Однако Булгаков отмечает, что гуманизм как идеология без Бога приводит к утрате духовных основ и идеалов и может привести к кризису человеческой сущности.

Какой подход к гуманизму привержен Сергей Булгаков?

Сергей Булгаков придерживается традиционного подхода к гуманизму, рассматривая его как всемирно-историческое удаление от Бога.

В чем заключается осмысление гуманизма Сергием Булгаковым?

Сергей Булгаков осмысляет гуманизм как процесс удаления от Бога, включающий в себя различные аспекты западной культуры.

Какое значение имеет церковь в современной культуре?

Согласно Сергея Булгакова, церковь играет важную роль в современной культуре, являясь носителем духовных и нравственных ценностей.

Что такое творческое призвание христианина?

Творческое призвание христианина заключается в том, чтобы применять свои способности и таланты в служении Богу и ближнему, внося свой вклад в развитие культуры и общества.