Анализ картины Яна Вермеера «Спящая девушка»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 13 13 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 20.06.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Анализ картины Яна Вермеера «Спящая девушка» 4
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Несмотря на то, что в картине преобладают близкие оттенки охры, коричневого и темно-красного, можно все же выделить и два локальных цветовых пятна, которые выступают своеобразным ориентиром для взгляда зрителя, указывающим смысловой центр композиции, который не совпадает с пространственным. Первым таким локальным пятном является белая пелерина на плечах девушки, которая поддерживается цветом кувшина, вторым – доминирующий синий цвет в узоре драпировке. При этом обращает внимание, что даже доминирующие цветовые пятна создаются сочетанием оттенков.В первом случае – это диапазон от светло-серых до бежевых и желтых, во втором случае – оттенки синего спектра. В целом вся картина выполнена техникой гладкого, тонкого мазка, и только в исполнении драпировки и фруктов в тарелке можно наблюдать его укрупление и изменение формы, но без изменения объема. Так, ворсистая, ковровая ткань драпировки, в особенности там, где свет падает на синие пятна, мазок становится боле округлым, а фактура ворса создается посредством наложения оттенков синего и более светлых голубых тонов. Схожим образом выполненабахрома на ткани. Гладкая фактура фруктов передается уже не формой мазка, а его направлением и световой моделировкой – так, объем яблока, гладкость кожуры, по которой скользитсвет передан кругообразно распложенными мазками. По мере пространственного удаления, фактура мазка становится ещё более гладкой, создается единая живописная ткань. Наиболее отчетливо это прослеживается в лице спящей девушки, аналогичным образом выписаны руки.И лицо, и руки фигуры лишены подчеркнутой физиологичности, это скорее плоть, чем кость, поэтому мастер использовализменения цвета, вызванные освещением и рефлексами, чтобы передать природный тон кожи. На левой руке видна тень, принимающая рефлекс от белой пелерины, наброшенной на плечи девушки, и она имеет холодный серый оттенок. На правой руке тень воспринимает рефлекс от покрывала, наброшенного на стол.Если основной манерой, использованной художником при выполнении картины, стало применение мелких, почти точечных мазков, которые визуально сливаются в единое цветовое пространство, дополненноеплавными переходами цвета и светотени, то в изображении полупрозрачной, как будто газовой ткани возле кувшина, можно отчетливо проследить использование как акцента сквозного тонкого мазка. Такой же акцент сделан на краях белой пелерины.Несмотря на то, что общий колористический строй картины выполнен в приглушенных, сдержанных тонах, пространство картины абсолютно не лишено воздуха, поскольку мягкие тени, окутывающие большую часть полотна, имеют неплотную, неглухую фактуру, а, скорее, напротив, содействуют большей «воздухопроницаемости».Сами превалирующие тоны картины – охра, коричневый, темно-красный, которые не обладают большой светоносностью, здесь выполняют функцию передачи прозрачного сумрака, способствуя созданию камерной, интимной атмосферы. Поскольку все доминантные цвета фактически сконцентрированы в пространственном центре картины, тогда как периферия полотна окутана тенью, то создается ощущение завершенности композиции и, поэтому, чувство неуместности любого внешнего присутствия – в данном случае, зрителя, только усиливается. Также следует отметить различное соотношение цвета и линии в различных пространственных планах. На переднем плане доминирует цвет, усиленный светотенью. Цвет придает форму и объем, светотень его поддерживает, тогда как даже в геометрических предметах (спинка стула, например), линия выступает только вспомогательным инструментом, и фактически не визуализируется. На первый план линия выступает на среднем плане. Гладкая фактура двери, стен, рамы картины – все это создается посредством тонкой линии, здесь соотношение сил меняется – цвет заполняет пространство, образованное линией. Можно сказать, что по мере пространственного углубления, посредством изменения соотношения от цвета к линии, художник достигает облегченности пространства, что объясняет воздушность атмосферы при глухих, сумрачных цветовых оттенках.ЗаключениеВ данной работе был предпринят анализ картины «Спящая девушка», выполненной одним из ведущих мастеров бытового жанра голландской живописи XVIIв. Яном Вермеером.Произведение, изображающее фигуру девушки, которая, опершись на руку и закрыв глаза, сидит в комнате перед столом с размещенным на нем натюрмортом, несмотря на всю кажущуюся простоту сюжета, в действительности имеет неоднозначное смысловое содержание.Как было установлено в результате экспертного исследования картины, имелся первоначальный вариант, в котором помимо фигуры девушки, также был изображен мужчина и собака. Однако в своем оконченном варианте, картина приобрела сугубо прагматический смысл, лишившись возможного лирического содержания. Согласно общепринятой интерпретации, на картине изображена, по всей видимости, служанка, сморенная сном под воздействием выпитого вина. Композиция картины, несмотря на то, предметная нагруженность в ней распределена неравномерно, уравновешена и замкнута. Замкнутость произведения создается посредством переднего плана, выполняющего роль своеобразного предметного барьера и поддерживается особым колористическим решением, а также распределением световых пятен: цветовой и световой центр картины по периферии окружен полумраком, изолирующим картину от зрителя. Точка зрения зрителя сводится к точке зрения непрошенного гостя. «Случайность» зрителя усугубляется и отсутствующей фабулой произведения – его повествовательный аспект скрыт от зрителя, который является свидетелем только сиюминутного момента. Техника мазка, применяемая художником, меняется, по мере выполняемой задачи. На переднем плане, где особую значимость обретает фактура, мазок более ярко выражен, по мере удаления, он получает большую гладкость, фактическую неразличимость.Список использованной литературыАнушин Б. Ю. От сакральной проекции камеры-обскура к бытовой проекции фотокамеры / Б.Ю. Анушин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. - № 3. – С. 175-182.Дмитриева А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии / А.А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 1. – С. 274-288.Ян Вермеер. Спящая девушка [Электронный ресурс]// Каталог собрания Метрополитен-музея. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/437878 (Дата обращения: 18.05.2018).

Список использованной литературы
1. Анушин Б. Ю. От сакральной проекции камеры-обскура к бытовой проекции фотокамеры / Б.Ю. Анушин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. - № 3. – С. 175-182.
2. Дмитриева А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии / А.А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 1. – С. 274-288.
3. Ян Вермеер. Спящая девушка [Электронный ресурс] // Каталог собрания Метрополитен-музея. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/437878 (Дата обращения: 18.05.2018).

Вопрос-ответ:

Какой смысл у картины Яна Вермеера "Спящая девушка"?

Смысл картин Яна Вермеера часто остается загадкой, но "Спящая девушка" символизирует молодость, красоту и невинность, которые уходят с течением времени. Картина также может олицетворять мечты и покой.

Какие цвета преобладают на картине "Спящая девушка"?

На картине преобладают близкие оттенки охры, коричневого и темно-красного. Все же можно выделить два локальных цветовых пятна - белую пелерину на плечах девушки и цвет кушетки.

Каким образом локальные цветовые пятна влияют на композицию картины "Спящая девушка"?

Локальные цветовые пятна, такие как белая пелерина и цвет кушетки, выступают своеобразным ориентиром для взгляда зрителя и указывают смысловой центр композиции, который не совпадает с пространственным.

Какие элементы на картине "Спящая девушка" могут привлечь внимание зрителя?

На картине внимание зрителя привлекают белая пелерина на плечах спящей девушки, цвет кушетки, а также преобладающие оттенки охры, коричневого и темно-красного. Они создают атмосферу покоя и тайны.

Что символизирует спящая девушка на картине Яна Вермеера?

Спящая девушка на картине Яна Вермеера символизирует молодость и красоту, которые временно и ускользают с течением времени. Картина также может олицетворять мечты и безмятежность.

Как называется картина Яна Вермеера, которую анализируют?

Картина называется "Спящая девушка".

Какие оттенки преобладают в картине?

В картине преобладают близкие оттенки охры, коричневого и темно-красного.

Есть ли на картины какие-то локальные цветовые пятна?

Да, на картины есть два локальных цветовых пятна.

Какие цветовые пятна служат ориентиром для взгляда зрителя?

Ориентирами для взгляда зрителя являются белая пелерина на плечах девушки и цвет кура.

Совпадает ли смысловой центр композиции с пространственным?

Нет, смысловой центр композиции не совпадает с пространственным.

Какие оттенки преобладают в картины Яна Вермеера "Спящая девушка 3"?

В картины преобладают близкие оттенки охры, коричневого и темно-красного.