Идея силы и кротости в Житии Сергия Радонежского
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 20.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Понятийный аппарат……………………………………………….4
Глава 1. Биография Сергея Радонежского………………………..9
Глава 2. Сила и кротость в учение Сергея Радонежского……………13
Заключение……………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………20
Сергий Радонежский старался доказать, что жить нужно только опираясь на принципы добра и любови, потому что если отвечать злом на зло, появляется только новое зло.Важная составляющая«высокого жития»идея«внутренней» духовной свободы, а так же внешней свободы. Эта идея заключается в том, чточеловек, находящийся под благодатью Святого Духа, может познать Божию истину и вступить на дорогу спасения. С поморью истины человек может понять бессмысленность мирских забот и страстей, а так же, значительноукрепитьсвои духовные силы. То есть, человек который овладел истинойстановиться свободным по отношению к окружающему миру и ко злу, наполняющий этот мир. Кроме этого, познав истину, человек может начатьпротивоборствовать этому злу.Суть «Внутренней свободы»в том, что человек своими помыслами и поступками максимально приближается к Божественному образу. С помощью других разновидностей свобод, а особенно той свободы, которая устанавливается в человеческих законах, не может приблизить человека к Богу. Сергей считал, что если в человеческом сердце находится Благодать Богу, то никто и ничто не может помешать быть этому человеку свободным, и действует человек в таком случае по велению Бога.Нужно отметить, что эта идея, о внутренней свободе со временем стала очень популярной в отечественных религиозно-философскихучениях и в литературно-художественныхтекстах. Кроме этого необходимым условиям«высокого жития» как для отдельного человека так для монастырской обители в целом, является принцип единомыслия. Принцип единомыслия для отдельно взятого человека означает, то это единство души, которая посвящена служению Господу. Для монастыря этот принцип означает — это единство помыслов и действий всех монахов. Для общества единения означает единство Руси, благодаря которому можно спасти Русь.Символическая основа видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и знамени (так, фундаментальный образ Троицы, ставший основой тринитарного догмата, свое начало берет, как уже говорилось, в библейском рассказе о явлении трех муже Аврааму). Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается в трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.На Руси также сохранялисьобщеправославные убеждения в том, что познания Господних тайн происходят с помощью мистических видений и богоявлений. С XI века известно большое число памятников переводной восточной литературы, повествующих о видениях, особенно в этом смысле яркими были апокрифические сочинения. Но, как отмечаютисследователи, "обоснование форм мистической связи с божественным миром, в русской книжной традиции встречается довольно редко". Более того, атмосфера монашеской мистики видений возникает на Руси только с конца XIV — начала XV вв. И у истоков подобного явления стоит Сергий Радонежский. По сути дела, в этом внимание к мистическому познанию Божиих тайн, столь ярко представленному "Житием Сергия Радонежского", можно видеть новый и плодотворный опыт освоения русской религиозно-философской мыслью традиций Византийской Церкви. Однако дело не только в освоении восточных традиций, но и в том, что эти традиции наполнялись и дополнялись собственным, русским, прочтением самих чудесных явлений. И отечественная религиозно-философская мысль шла по пути впитывания в себя восточного религиозного мистического опыта. Сами по себе причины видений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявления совершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со стороны человека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинах разрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Начало этому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III–VII вв.Как свидетельствует "Житие Сергия Радонежского", богоявления святому Сергею совершались несколько раз. Чаще всего они происходили во время молитв. Самым значимым явлениембыло явление Божией Матери, пришедшей к Сергею в ответ на молитву, она обещала покровительствоватьпостроенной Сергеем монастырю. Интересно заметить, что Сергий, после моления, предупредил находящегося рядом инока Михея о грядущем явлении Пречистой Богородицы.О том, что преподобному Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты, приведенные в его Житие, — так Сергей Радонежский может исцелять больных, изгонять бесов, и даже воскресать мертвых. В этом же ряду стоит и случай, произошедший в тот миг, когда рядом с Троицкой обителью проходил известный подвижник, просветитель пермских земель, Стефан Пермский. Поклонившись в сторону монастыря, Стефан приветствовал Сергия Радонежского: "Миръ тебе, духовный брате!". Находившийся в это время за трапезой преподобный Сергий, неожиданно встал из-за стола, совершил молитву и, поклонившись, сказал: "Радуйся и ты, пастуше Христова стада, и миръ Божий да пребываеть с тобою!".Немаловажное значение имеет и то, что преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскому христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию. Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому, русское православие приобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые и сегодня сохраняют свою живительную силу. В 1447 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. Дни памяти святого Сергия Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).ЗаключениеПосле смерти отца, Варфоломей и его брат Стефан отправляются в монастырь, который располагался недалеко от подмосковного города Хотьково. Пробыли они там недолго, и конце 30-х гг. XIV века братья покинули монастырь. Варфоломей и Стефан избрали жизнь монахов-отшельников. На горе Маковец они обустроили скит, построили церковь, которую освятили Святой Троице. Именно в это время Варфоломей принял иноческий постриг под именем Сергия.Сергий Радонежский стремился «жить во Христе», именно он вводит идею и практику «высокого жития». И на своем примере показывает практику нравственного совершенства,Проповедуя «высокое житие», святой призывал своих учеников, отказываться от мирских соблазнов — богатств, власти, ненависти, насилия. По его мнению, все это тяготит душу и мешает иноку сосредотачиваться на молитве. Кротость, по мнению святого, является наивысшим украшением человека.Суть «Внутренней свободы» в том, что человек своими помыслами и поступками максимально приближается к Божественному образу. При этом Житие особо выделяет значение идеи страха Божия, которым Сергей ограждается от грехов. Однако сам страх перед Богом— это только начало подвигов и добродетелей. То есть нужно очень внимательно, отнестись к этому замечанию Жития. Страх перед Богом является закладывает основу для проявления силы и кротости. Список использованных источников и литературы:Живов В. М. Святость : краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961.Федотов. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.Н.Е.Пестов-Какбытьсмиреннымвнашевремя, М. 2008Борисов Н.С. И свеча бы не угасла…М.,1990; Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2000Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т II.М:Школа «Языки русской культуры», 1998
2. Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961.
3. Федотов. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
4. Н.Е.Пестов-Как быть смиренным в наше время, М. 2008
5. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла…М.,1990;
6. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2000
7. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т II.М:Школа «Языки русской культуры», 1998
Вопрос-ответ:
Кто такой Сергий Радонежский?
Сергий Радонежский - один из самых известных русских святых, основатель Троице-Сергиевой Лавры.
Какую идею Сергий Радонежский пытался доказать?
Сергий Радонежский старался доказать, что жить нужно только опираясь на принципы добра и любви, потому что если отвечать злом на зло, появляется только новое зло.
Какая составляющая высокого жития является важной для Сергия Радонежского?
Важной составляющей высокого жития для Сергия Радонежского является идея внутренней духовной свободы.
Какие принципы вошли в учение Сергия Радонежского?
В учение Сергия Радонежского вошли принципы добра, любви, силы и кротости.
Чем знаменита Троице-Сергиева Лавра?
Троице-Сергиева Лавра - монастырь, основанный Сергием Радонежским, который считается одним из величайших православных святынь и культурных центров России.
Какие были основные идеи Сергия Радонежского?
Основной идеей Сергия Радонежского было учение о силе и кротости. Он призывал людей жить по принципам добра и любви, отвергая насилие и зло.
Почему Сергий Радонежский считал важным жить по принципам добра и любви?
Сергий Радонежский верил, что только такой образ жизни может принести истинную свободу и счастье. Он утверждал, что ответ на зло должно быть добро, иначе появляется только новое зло.
Какие качества Сергий Радонежский считал важными для духовного развития?
Для духовного развития Сергий Радонежский считал важными качества силы и кротости. Он учил людей быть сильными, но не для превозмогания других, а для преодоления себя и осуществления добрых поступков. Кротость же подразумевала смирение и отказ от насилия.
Какую роль играли принципы силы и кротости в жизни Сергия Радонежского?
Принципы силы и кротости были основой жизни Сергия Радонежского. Он сам жил по этим принципам и учил других делать то же самое. Он считал, что только проживая внутреннюю духовную свободу и следуя принципам добра, можно достичь истинного счастья.
Какие выводы можно сделать из учения Сергия Радонежского?
Из учения Сергия Радонежского можно сделать вывод, что важно жить по принципам добра и любви, не поддаваясь злу и насилию. Только такой образ жизни приводит к духовной свободе и счастью. Силу нужно использовать не для вреда, а для преодоления себя и дела добра.
Какие основные понятия используются в Житии Сергия Радонежского?
Основными понятиями, которые используются в Житии Сергия Радонежского, являются сила и кротость. Сергий Радонежский учил, что сила и кротость должны сочетаться в душе человека, чтобы достичь духовной совершенности.