Этика долга и прагматизм.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 12 12 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 21.06.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Этика долга и прагматизм как этические концепции 4
Заключение 13
Список использованной литературы 14


Фрагмент для ознакомления

К числу таких принципов необходимо отнести следующие: инструментальность ценности разума, целесообразную деятельность в качестве основной стратегии, отказ от постижения основ бытия в пользу отработки технологий решения проблемных ситуаций, рациональную этику, направленную не на духовное содержание индивида, а на её потребности, признание субъективного характера истины.По мысли Э. Гидденса, в современную эпоху человеческое «Я» и общество оказываются связаны друг с другом в глобальном масштабе, что влечет за собой трансформацию структуры личностной идентичности и места человека в социальном пространстве. Э. Гидденс исследует процесс формирования новых психосоциальных механизмов личностной самоидентификации, которые складываются под воздействием изменяющихся институтов современности и, в свою очередь, сами изменяют эти институты. Э. Гидденс полагает, что в настоящее время человек должен самостоятельно определять свой образ из множества предлагаемых социальной средой вариантов, в отличие от традиционного общества, в котором идентичность навязывалась средой и сохранялась на протяжении всей жизни. Таким образом, человеческая индивидуальность конструируется обществом, но и сам индивид конструирует социальную реальность не только посредством материальной практической деятельности, но и на уровне когнитивной, интеллектуальной деятельности, определяя стратегией своего существование прагматистские установки. Таким образом, наследием постмодернизма в обществе начала ХХI в., становится парадигма этического развития, основанная на определенном типе личности – творческом, но выражающим свой творческий потенциал исключительно в сфере социальной коммуникации и не воспринимающего саму идею ментального основания.Характерной чертой данного типа личностного сознания, по мнению Ю. В. Ожогиной, является уверенность в возможности управлять любой ситуацией на основании рационально выработанной стратегии, отвечающей требованиям ситуации. Данная мировоззренческая этическая парадигма, являющаяся доминирующей в современном обществе, которое находится в ситуации поиска нового направления развития общественного устройства, представлена широким диапазоном отдельных теорий и практик. В сфере практической деятельности данный тип личностного сознания получил выражение через внедрение и массовое распространение таких сфер знания, как связи с общественностью.Данный тип мировоззрения благодаря ряду факторов имеет существенный потенциал развития в современной ситуации глобализации. Так, на базе новых коммуникативных технологий (таких как, например, реклама, связи с общественностью), чья значимость обосновывается именно в рамках данного типа мировоззрения, получают возможность развития коммуникации и становление социальных связей на различных уровнях.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрена этика долга и прагматизм.Изначально, как в поле философского осмысления включились вопросы этического характера, этика начала развиваться в двух формах – в форме этики долга и этики утилитарной, на базе которой впоследствии сложится концепция прагматизма. В античности расхождение между данными формами выражалось, как противоположность человеческих и божественных установлений. Данная проблема получила разрешение в философии стоиков и эпикурейцев. Эпикурейцы полагали необходимым соблюдать такой баланс удовольствия и страдания, который позволит иметь максимум удовольствия, при этом выполняя свои обязательства, обусловленные существованием в обществе. Стоики с их этикой долга выступали против произвола государства. В философии Аристотеля под влиянием социокультурных факторов, среди которых важнейшим стала полисная система, мораль рассматривалась как свойство добродетельного человека и сумма его добродетельных поступков.Высшее воплощение этика долга получила в философии И. Канта. Основными компонентами этики И. Канта являются понятия морального закона, морального долга, нравственного выбора и свободной воли. Моральность человека может проявить себя только в ситуации свободного выбора. Добрая воля, она же чистая воля, обладает абсолютной ценностью. Когда добрая воля обретает силу мотива, она трансформируется в долг. Долг и есть единственный нравственный мотив, состоящий в уважении к нравственному закону. Культурная глобализация апеллирует к конструктам постмодернистской философии через теории американского прагматизма, отличительными чертами которого являются: инструментальность ценности разума, целесообразная деятельность в качестве основной стратегии, отказ от постижения основ бытия в пользу отработки технологий решения проблемных ситуаций, рациональность, направленная не на духовное содержание личности, а на её потребности.Список использованной литературыГусейнов А. А. Этика Канта в историческом контексте [Электронный ресурс] / А.А. Гусейнов // Доклад на Конференции РАГС при Президенте РФ «Философия Канта». – Москва, 2004. URL: https://guseinov.ru/conf/kant2.html (Дата обращения: 20.05.2018).Донских О. А. Этика долга и биоэтика: проблемы социального регулирования / О.А. Донских // Бюллетень сибирской медицины. – 2006. - № 5. – С. 61-66.Засухина В. Н. Соотношение либерализма и консерватизма в биоэтике и их противостояние этическому нигилизму ницшеанского типа / В.Н. Засухина // Гуманитарный вектор. – 2010. - № 1. – С. 133-138.Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Сочинения: в 6 т., т. 4., ч. 1. – Москва : Мысль, 1965. – С. 313-501.Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения: в 6 т., т. 3. – Москва : Мысль, 1964. – 799 с.Лукреций. О природе вещей: т. 2 / Лукреций – Москва; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1947. – 717 с.Оджаклы О. Ю. Определение траектории человеческой личности в эпоху «высокого модерна» в социальной философии Э. Гидденса / О.Ю. Оджаклы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. - № 93. – С. 161-165.Ожогина Ю. В. Проблемы формирования новой культурной парадигмы развития общества / Ю.В. Ожогина // Вестник Чувашского университета. – 2009. - № 3. – С. 182-188.Петрусек М. ЭнтониГидденс – теоретик структурации и модерна / М. Петрусек // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2001. - № 1. – С. 81-96.

1. Гусейнов А. А. Этика Канта в историческом контексте [Электронный ресурс] / А.А. Гусейнов // Доклад на Конференции РАГС при Президенте РФ «Философия Канта». – Москва, 2004. URL: https://guseinov.ru/conf/kant2.html (Дата обращения: 20.05.2018).
2. Донских О. А. Этика долга и биоэтика: проблемы социального регулирования / О.А. Донских // Бюллетень сибирской медицины. – 2006. - № 5. – С. 61-66.
3. Засухина В. Н. Соотношение либерализма и консерватизма в биоэтике и их противостояние этическому нигилизму ницшеанского типа / В.Н. Засухина // Гуманитарный вектор. – 2010. - № 1. – С. 133-138.
4. Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Сочинения: в 6 т., т. 4., ч. 1. – Москва : Мысль, 1965. – С. 313-501.
5. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения: в 6 т., т. 3. – Москва : Мысль, 1964. – 799 с.
6. Лукреций. О природе вещей: т. 2 / Лукреций – Москва; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1947. – 717 с.
7. Оджаклы О. Ю. Определение траектории человеческой личности в эпоху «высокого модерна» в социальной философии Э. Гидденса / О.Ю. Оджаклы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. - № 93. – С. 161-165.
8. Ожогина Ю. В. Проблемы формирования новой культурной парадигмы развития общества / Ю.В. Ожогина // Вестник Чувашского университета. – 2009. - № 3. – С. 182-188.
9. Петрусек М. Энтони Гидденс – теоретик структурации и модерна / М. Петрусек // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2001. - № 1. – С. 81-96.

Вопрос-ответ:

Что такое этика долга?

Этика долга - это этическая концепция, основанная на принципе выполнения своих обязанностей и соблюдении моральных норм. Она предполагает, что каждый человек должен следовать определенным правилам в своей деятельности и осуществлять свои обязанности независимо от последствий или личных интересов.

Какие принципы относятся к этике долга?

К числу принципов этики долга относятся инструментальность ценности, разумная деятельность в качестве стратегии, отказ от постижения основ бытия в пользу решения проблемных ситуаций, рациональная этика, направленная на удовлетворение потребностей, а также признание субъективного характера истины.

Какая связь между этикой долга и прагматизмом?

Этика долга и прагматизм имеют общую цель - достижение наилучших результатов. Однако, хотя этика долга подразумевает следование определенным правилам и нормам, прагматизм признает потребность в адаптации под определенные обстоятельства. Таким образом, этика долга и прагматизм могут взаимодействовать и дополнять друг друга в решении этических вопросов.

Какие особенности присущи прагматической этике?

Прагматическая этика отличается тем, что она ориентирована на решение конкретных проблем и достижение практических результатов. Она признает важность разумной и целесообразной деятельности, основываясь на рациональных решениях. Отличительной особенностью прагматической этики является также акцент на удовлетворение потребностей и признание субъективного характера истины.

В чем заключается современная роль этики долга и прагматизма?

В современной эпохе, с учетом динамичности и быстрого развития общества, этика долга и прагматизм играют важную роль. Они предлагают основу для принятия этических решений, опираясь на инструментальность ценности и разумную деятельность. Они также учитывают особенности современного общества, признавая потребности и приемлемость субъективного восприятия истины.

Что такое этика долга?

Этика долга - это этическая концепция, которая основывается на идеях о том, что существуют некие абсолютные моральные принципы и обязательства, которые человек должен выполнять независимо от последствий своих действий. Такой подход к этике предполагает, что действия справедливы или неправильны по своей сути, а не исходя из тех преимуществ или выгод, которые они могут принести.

Что такое прагматизм?

Прагматизм - это этическая концепция, которая придает большое значение последствиям действий и оценивает их по полезности для достижения желаемых результатов. Главная идея прагматизма заключается в том, что действия должны быть ориентированы на достижение конкретных целей и решение практических проблем. Прагматическая этика признает, что не существует универсальных правил и норм, и моральные принципы должны приспосабливаться к конкретным обстоятельствам и целям.

Какие принципы характеризуют этику долга и прагматизм?

К числу принципов этики долга и прагматизма относятся инструментальность, ценность разума, целесообразность деятельности в качестве основной стратегии, отказ от постижения основ бытия в пользу отработки технологий решения проблемных ситуаций, рациональная этика, направленная на удовлетворение потребностей, признание субъективного характера истины.

Какую пользу может принести прагматизм в современной эпохе?

В современной эпохе прагматизм может принести пользу, так как он позволяет рационально и эффективно решать практические проблемы и достигать поставленных целей. Прагматическая этика признает значимость последствий действий и учитывает конкретные обстоятельства, что позволяет приспосабливаться к быстро меняющемуся миру и различным потребностям людей. Она также способствует развитию инноваций и технологий, которые могут сделать жизнь лучше и удобнее.

Что означает этика долга и прагматизм?

Этика долга и прагматизм - это две различные этические концепции. Этика долга подразумевает, что человек должен следовать определенным нормам и принципам, выполнять свой долг независимо от последствий. Прагматизм же фокусируется на удовлетворении потребностей и достижении целей, принимая рациональные решения в зависимости от конкретной ситуации.

Какие принципы свойственны этике долга и прагматизму?

К числу принципов этики долга можно отнести инструментальность ценности разума, целесообразную деятельность в качестве основной стратегии, отказ от постижения основ бытия в пользу отработки технологий решения проблемных ситуаций. Рациональная этика подразумевает направление на удовлетворение потребностей признание субъективного характера истины.

Как Э. Гидденс смотрит на этику долга и прагматизм в современной эпохе?

По мысли Э. Гидденса, в современной эпохе преобладает прагматическая этика, которая ориентирована на достижение практических результатов и удовлетворение потребностей. Он отмечает, что важно разрабатывать технологии решения проблемных ситуаций, основываясь на разуме, и признавать субъективный характер истины, а не пытаться постигнуть основы бытия.