Формирование культуроведческой компетенции
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 21.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты компетентностного подхода к обучению русскому языку 6
1.1. Понятие компетенции 6
1.1. Особенности культуроведческой компетенции 10
Глава 2 Методические аспекты формирования культуроведческой компетенции в процессе обучения русскому языку 17
2.1. Приемы и способы формирования культуроведческой компетенции 17
2.2. Примеры заданий, направленные на формирование культуроведческой компетенции 23
Заключение 30
Список литературы 31
Текст культуры – это текст, принадлежащий к определенной культуре. В данном случае имеется в виду текст как факткультуры.Культуроведческий текст – текст, представляющий собой своеобразный дидактический материал, наполненный особым содержанием и позволяющий приобщить учащихся к ценностям культуры народа.Культурный потенциал текста может проявляться в большей или меньшей степени. Это зависит от методов и форм работы с конкретным текстом, от эмоционального восприятия текста, от соответствиявыбранного текста возрасту, интересам иуровню подготовки учащегося.Под анализом текста следует понимать совокупность речевых умений и навыков и аналитико-синтетических действий порасчленению текста на отдельные языковые единицы и их дальнейшую интеграцию.Существуют несколько видов анализа текста.Смысловой – выяснение авторского замысла.Структурный– определение структуры текста, соотношения частей.Типологический– установление типовых особенностей текста Языковой– установление зависимости отбора языковых средствот цели автора, замысла.Культуроведческий – установление культуроведческого содержаниятекста;анализ языковых едиництекста, реализующихкультуроведческую компетенцию.Основные приемы работы с культуроведческим текстом:1. Задания исследовательского характера:нахождение языковых единиц, реализующих культуроведческую функцию; установление их лексического значения;установление этимологии языковыхединиц, реализующих в тексте культуроведческую функцию;определение эстетической функции найденных языковых единиц.2. Задания творческого характера:придумать начало или продолжениетекста;сформулировать ответ на заданный вопрос;сформулировать вопрос к тексту.Таким образом, основными языковыми единицами, формирующими культуроведческую компетенцию, являются слово, словосочетание, предложение и текст.Поскольку эти языковые единицы находятся в тесной взаимосвязи, то и работу поформированию культуроведческой компетенции следует вести в комплексе, причемметодисты рекомендуют две линии: слово – словосочетание и предложение – текст;текст – словосочетание и предложение – слово.2.2. Примеры заданий, направленные на формирование культуроведческой компетенции1. Запишите 10 пословиц, в которых говорилось бы о ценностях русского народа (о родине, о труде, о хлебе, о семье, о высоких нравственных качествах человека, о мире, о знаниях и т.д.). Возможные ответы:Всякому мила своя сторона. На чужой стороне и весна не красна.Вольному воробью и соловей в клетке завидует. Цвет в поле – человек на воле. Встречают по одежке, а провожают по уму. Мудрость в голове, а не в бороде. Храброму смерть не cтрашна. Смелый боец и в бою молодец.Здоровьем слаб, так и духом не герой. Здоровья не купишь.Жизнь прожить не поле перейти. Жизнь короткая, да слава долгая.Без труда нет добра. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.От доброго корня добрая поросль. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.Изба красна углами, обед – пирогами. Хлеб – всему голова.Где правда, там и счастье. Кто правдой живет, тот добра наживет.Совесть без зубов, а загрызет. Совесть спать не дает.Азбука – к мудрости ступенька Век живи – век учись.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Доброе слово железные ворота отопрет ит.д.2. В культурах различных народов животные обозначают качества человека. А какие качества обозначают эти животные в русской культуре?Свинья во вьетнамской культуре означает глупость, а в русской ... (нечистоплотность).Медведь в китайской культуре означает неуклюжесть, тупость и бездарность, во вьетнамской культуре – наглость, а в русской ... (неуклюжесть, силу).Обезьяна во вьетнамской культуре означает нелюдимость, в японской ассоциируется с деревенщиной, а в русской ... (кривлянье).Собака во вьетнамской культуре означает нечистоплотность, в японской фискала, а в русской ... (верность, лучшего друга человека).Осел во вьетнамской культуре означает терпение, а в русской ... (глупость и упрямство).Курица во вьетнамской культуре означает трудолюбие, а в русской ... (глупость, заботу о детях).Слон во вьетнамской культуре означает силу, в Индии это символ тройного, грациозного человека, а в русской ... (силу, неуклюжесть).Лошадь в японской культуре означает дурака, а в русской ... (бесконечный труд). Пчела в казахской культуре означает злобность, недовольство, а в русской ... (трудолюбие).Волк в киргизской культуре добрый, грозный, сильный, храбрый, красивый, а в русской ... (злой, глупый и жадный).3. С какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?Заткнуть за пояс – ... (пояс считался одной из обязательных деталей одежды на Руси. за него при необходимости затыкали и рукавицы, и кнут, и топор).Спустя рукава – ... (из обычая шить одежду с длинными (долгими) рукавами, которую при необходимости легко было засучить, чтобы выполнить какую-либо работу).Лясы точить– ... (из обычая точить лясы - фигурные балясины в виде звериных голов или диковинных цветов, которые служат украшением перил, поручней, то есть делать что-то не очень-то и нужное).Встать в тупик – ... (из обыкновения строить улицы не как прямее, а как удобнее, так что нередко они заканчивались тупиками).Вольному воля –... (из обычая удельных князей писать в договорах о древнем праве людей на вольную волю).Канитель тянуть – ... (из особенностей работы кустарей вытягивать из нагретых меди, золота и серебра тонкие проволочные нити – канитель).Бить челом – ... (отражают старинный дворцовый обычай кланяться государю, дотрагиваясь лбом – челом до земли).Коломенская верста –... (связано с решением царя Алексея Михайловича (60-70-гг XVII в.) поставить высокие верстовые столбы от Москвы до села Коломенское). Заговаривать зубы – ... (от популярного на Руси обычая лечить зубную боль с помощью заговора – специальных заветных слов).Не выносить сор из избы – ... (из суеверия, что мусор нужно сжигать в печи, а не выносить из избы, чтобы он не достался злым людям).4. Какие события и обычаи русских людей отразились в словахОпростоволоситься – ... (женщине, которая должна была на людях носить платок, не показывая «простые» волосы, остаться с непокрытыми волосами, быть опозоренной).Распоясаться – ... (обязательная часть одежды русского человека в древности – пояс, подпояска, ремень или кушак, перетягивавший одежду. Младенцев при крещении опоясывали ленточкой или шнурком. Ходить без пояса считалось грехом).Очуметь – ... (после московской чумы 1771 года вошло в обиход и означало человека в состоянии болезни – чумы).Браться – ... (обычай совершенно чужих людей обмениваться нагельными крестиками и становиться кровными братьями).Пустозвон – ... (существовал обычай звонить в колокола по праздникам и воскресным дням, созывая прихожан на службу, но иногда пономарь звонил, прихожане шли на службу, а она не проводилась нерадивым или нетрезвым священником).Божиться – ... (обычай клясться именем Бога).Затрапезный – ... (за трапезой монастырские служители носили специальную одежду, которая могла быть поношенной и старой).Здравствуй –... (из обычая желать здоровья при встрече).Город –... (из обычая обносить забором, огораживать, ограждать оградой).Двенадцать –... (обычай считать после десятка один на десяте, два на десяте...).Запишите в квадратных скобках слова так, как они произносятся. Укажите вних гласные и согласные звуки. Как вы думаете, предложенные слова могутхарактеризовать русского человека, его характер? Почему?Образец записи: жить - [жыт']; [ы] − гласный звук; [ж], [т'] – согласные звуки.Душа, дух, святой, совесть, честь, достоинство, смирение, гордыня,честность, отечество.Прочитайте текст и определите стиль речи. Озаглавьте текст.Ярило — языческое божество пробуждающейся природы, покровительрастительного мира. Это молодой, красивый человек на белом коне и в белоймантии с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья.Весной справляли «ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт, там будет хороший урожай, на кого посмотрит, у того в сердцеразгорается любовь. Но от лучей любви, как и от лучей солнца, можно не толькополучить красивый загар, но и сгореть. Ярилу отождествляли с Солнцем. Вомногих песнях к нему обращаются с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае.В русском языке много суффиксов, служащих для образования оценочныхформ от имен собственных, например: Юрочка, Юрик, Юрка, Юрище, Юрашка и др.Составьте подобный ряд для своего имени. Как вы считаете, о какой черте русскогохарактера свидетельствует большое количество оценочных форм имен?8. Продолжите фразу:1.Русский язык – это зеркало русской культуры, так как...2.Русский язык – это неиссякаемая сокровищница русской культуры, так как...3. Русский язык – это способ передачи достижений культуры от одного поколения к другому, так как...4.Русский язык – это особое увеличительное стекло, показывающее нам ...5.Русский язык – это условие русской культуры, так как...9. Напишите сочинение о произведении или предмете русской культуры, обязательно укажите почему выбрали именно это произведение или предмет.1.Музыкальное произведение: ...2.Произведение живописи: ...3.Произведение архитектора, скульптора:...4.Произведение народного декоративно-прикладного искусства: ...5.Произведение иконописи: ...6.Предметы национального быта: ...7.Национальную одежду:...8.Пословица, поговорка, устойчивое выражение:...9.Формула речевого этикета: ...10.Слово русского языка: ...10. Приведите примеры фразеологизмов, пословиц и поговорок, в составекоторых есть русские имена. Почему именно эти слова попали в состав устойчивыхвыражений?11. Выясните, как появились выражения «синий чулок», «голубая кровь»,«красный угол». Используйте словари символов, этимологические ифразеологические словари.12. Подберите постоянные эпитеты к словам: волк, девица, молодец, сокол, змея, лес, солнышко, месяц, море, поле,лебедь, утка, земля, сад.13. Выясните по историческому словарю, что означали слова: пядь, локоть, сажень, верста.14. Выскажите свое мнение по одной из проблем:1.Является ли русский язык ценностью, которую необходимо хранить и беречь?2.Какие ценности культуры важны для человека?3.Нужно ли сохранять ценности культуры, чтобы передать их последующим поколениям?4.Русский писатель И.С Тургенев назвал русский язык «великим и могучим». Согласен ли ты с ним? Обоснуй свою точку зрения?15. Прочитайте текст. О чем рассказывается в тексте? Какова его тема? Что хотел выразить автор? Подчеркните собственные имена существительные.Обозначьте у них окончание. В форме какого числа употреблены этисуществительные? Могут ли они иметь форму множественного числа? Почему? Счего для вас начинается Родина? Составьте рассказ о своей малой родине.Родина.С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на это. Для каждого из нас − с чего-то своего, личного. Один представит себе небо юга, кипарисы, пальмы. Другой вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовётАрхангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михаил Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвёртый − таёжный лес Сибири... Для Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском-Лутовинове, с широких орловских полей, с простого умного русского крестьянина. Для Льва Толстого − с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию и своё отношение к ней.ЗаключениеВ настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями. корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой парод и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при у мелой подаче материала, служить проводником культуры.Рассматриваемый аспект крайне важен в образовательном процессе, при построении культуросообразной школы. В Российской Федерации формируемся представление об образовании как системном, целенаправленном способе присвоения ребенком культурных ценностей. Ценность знаний неоспорима. но отсутствие осознания ценностей культуры, бездуховность приводит к тягчайшим последствиям: захватническим войнам, терроризму, безнравственности целых поколений.Список литературыЗимняя И. А. Ключевые компетентности какрезультативно-целевая основа компетентностного подхода вобразовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – М. :Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов, 2004. – 20 с.Краевский В. В. Общие основы педагогики : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский.– М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации: электронно-библиотечная система.URL: http://normative_reference_dictionary.academic.ru.Никонова Л.ВФормирование элементов культуроведческой компетенции на уроках русского языка // Образование в современной школе. 2011. № 4. С. 12-19.Новиков А. М. Основания педагогики : пособие дляавторов учебников и преподавателей педагогики / А. М.Новиков. – М. : Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.Новикова Л.И. Язык и культура на уроках русского языка в 5-9-х классах |: учеб. пособие/Л.И.Новикова. – М.: ФЛИНТА. 2015.–491с.Методика обучения русскому языку: формирование культуроведческойкомпетенции: учеб. пособие/ под общ. ред. С.В. Мамаевой, Л.С. Шмульской –Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2015. – 108 с.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.Плотникова С.В., Чиликова И.А. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 170-175.Татур Ю. Г. Высшее образование: методология иопыт проектирования: учеб.-метод. пособие / Ю. Г. Татур. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 256 с.Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность.Словарь / Е. А. Шашенкова. – М. : УЦ «Перспектива», 2010. –88 с.
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности какрезультативно-целевая основа компетентностного подхода вобразовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – М. :Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов, 2004. – 20 с.
2. Краевский В. В. Общие основы педагогики : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский.– М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
3. Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации: электронно-библиотечная система.URL: http://normative_reference_dictionary.academic.ru.
4. Никонова Л.ВФормирование элементов культуроведческой компетенции на уроках русского языка // Образование в современной школе. 2011. № 4. С. 12-19.
5. Новиков А. М. Основания педагогики : пособие дляавторов учебников и преподавателей педагогики / А. М.Новиков. – М. : Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
6. Новикова Л.И. Язык и культура на уроках русского языка в 5-9-х классах |: учеб. пособие/Л.И.Новикова. – М.: ФЛИНТА. 2015.–491с.
7. Методика обучения русскому языку: формирование культуроведческойкомпетенции: учеб. пособие/ под общ. ред. С.В. Мамаевой, Л.С. Шмульской –Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2015. – 108 с.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
9. Плотникова С.В., Чиликова И.А. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 170-175.
10. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология иопыт проектирования: учеб.-метод. пособие / Ю. Г. Татур. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 256 с.
11. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность.Словарь / Е. А. Шашенкова. – М. : УЦ «Перспектива», 2010. –
Вопрос-ответ:
Какую роль играет культуроведческая компетенция в обучении русскому языку?
Культуроведческая компетенция играет важную роль в обучении русскому языку, так как позволяет учиться не только языку, но и понимать культурные особенности страны, где этот язык используется.
Какие особенности являются важными для культуроведческой компетенции?
Важными особенностями культуроведческой компетенции являются знание и понимание обычаев, традиций, истории, культурных символов и ценностей страны, изучаемого языка.
Какие приемы и способы используются для формирования культуроведческой компетенции?
Для формирования культуроведческой компетенции в процессе обучения русскому языку используются такие приемы и способы, как изучение литературы, просмотр фильмов, общение с носителями языка, изучение исторических и культурных фактов.
Можете привести примеры заданий направленных на формирование культуроведческой компетенции?
Примеры заданий направленных на формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения русскому языку могут быть: написание эссе на тему "Традиции русской кухни", составление презентации о русской литературе, обсуждение и анализ фильма о русской истории.
Где можно найти дополнительную литературу по теме формирования культуроведческой компетенции?
Дополнительную литературу по теме формирования культуроведческой компетенции можно найти в специализированных журналах, научных статьях, книгах по методике преподавания русского языка как иностранного.
Что такое компетенция?
Компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения определенной деятельности.
В чем особенность культуроведческой компетенции?
Культуроведческая компетенция - это способность культурно адаптироваться в разных социокультурных средах, понимать и оценивать различия в культурных нормах и ценностях.
Какие методы можно использовать для формирования культуроведческой компетенции?
Для формирования культуроведческой компетенции можно использовать различные методы, такие как культурологические проекты, кейсы, игры, дискуссии, изучение аутентичных текстов и материалов.
Какие задания могут помочь формировать культуроведческую компетенцию?
Примеры заданий, направленных на формирование культуроведческой компетенции, могут быть изучение национальных традиций и обычаев, анализ культурных различий, создание проектов о культуре разных стран и т. д.
Какова роль культуроведческой компетенции в обучении русскому языку?
Культуроведческая компетенция играет важную роль в обучении русскому языку, так как позволяет студентам понимать и адекватно использовать язык в различных культурных контекстах, расширяет их кругозор и способствует развитию межкультурной коммуникации.
Что такое культуроведческая компетенция?
Культуроведческая компетенция - это способность понимать и анализировать культурные особенности других народов и национальностей, а также эффективно взаимодействовать с представителями различных культур.