Социальная работа с гражданами-участниками боевых действий.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 22.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы социальной работы и реабилитации участников боевых действий 6
1.1. Участники боевых действий как целевая группа социальной работы 6
1.2. Необходимость социально-психологической реабилитации военнослужащих – участников боевых действий 11
1.3. Физическое и психическое состояние участников боевых действий 15
2. Социальная защита участников боевых действий 19
2.1 Законодательная база по защите и реабилитации участников боевых действий в России 19
2.2. Содержание социальной защиты участников боевых действий 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Для этого существует Департамент по делам инвалидов и Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения. Которые утверждают порядок предоставления набора социальных услуг участникам боевых действий – обеспечение необходимыми лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, получением ежемесячных выплат и многое другое. Общественные организации военной направленности, как правило, в большинстве своем имеют серьезную историю, и ограниченные ресурсы, черпающие себя из пожертвований, благотворительных акций. Большого веса подобные организации не имеют, но являются серьезным подспорьем в процессе достижения мелких целей. Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА) представляет интересы свыше 43 тысяч инвалидов боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике, участников боевых действий и контртеррористических операций. Главное предназначение вместе с Российским Союзом ветеранов Афганистана и другими ветеранскими организациями ОООИВА - обеспечение комплексной реабилитации инвалидов и лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Деятельность Уполномоченного по правам человека относительно данной группы граждан направлена на привлечение постоянного внимания органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов, всех должностных лиц, а также широкой общественности к проблемам соблюдения конституционных прав участников боевых действий для принятия необходимых мер. Для решения этой задачи Уполномоченный строит свою деятельность на основе взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями, СМИ. На региональном уровне усилятся роль Министерства социального развития и Министерства здравоохранения, так как именно они выделяют средства для выплаты пособий, льгот, дотаций. Однако за конкретной помощью сюда не обратишься, остается только надеяться только на общественные организации. На данном уровне их положение более уязвимые, ввиду недостатка средств и условного ограничения в действиях.Министерство здравоохранения осуществляет оказание специализированной медицинской помощи, определяет сроки и последовательность действий. Взаимодействует с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральными государственными учреждениями, с медицинскими учреждениями, подведомственными Министерству и медицинскими учреждениями, находящимися в ведении муниципальных образований. Дополнительную поддержку по предоставлению социальных гарантий оказывает городской комитет по труду и соцразвитию. Сюда входят оплата 50% стоимости лекарств по рецептам врачей, снижение на 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, возмещение расходов на абонентскую плату за телефон и радио… Жителям города этой категории денежные выплаты назначаются районными УСПиЗН по месту жительства и зачисляются на расчетный счет в банке, указанный гражданином в заявлении-обязательстве. Общественные организации на региональном уровне утверждают, пропагандируют и осуществляют свои социальные и благотворительные программы; оказывает социальную правовую и реабилитационную помощь инвалидам ветеранам и семьям погибших в вооруженных конфликтах, привлекает на добровольных началах граждан к активной благотворительной деятельности. За счет своих средств и добровольного участия населения оказывают всяческую поддержку инвалидам и ветеранам Афганской и Чеченской войн, других локальных конфликтов, а также семьям погибших. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О ветеранах», социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в частности, по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения. На муниципальном уровне конкретной организацией куда чаще всего обращаются инвалиды войн является военкомат. Здесь можно добиться путевок, компенсаций, льгот и минимальных денежных выплат. УСЗН осуществляет выдачу пособий по инвалидности. В ЦСОН инвалид имеет право получать социальное обслуживание. За последние годы количество инвалидов нуждающихся в помощи возросло. Растет как качество оказываемых услуг, так и количество. Поэтому социальные работники ЦСОН не всегда успевают справляться со своими обязанностями. Общественные организации на данном уроне плохо развиты, имеют маленькую структуру и минимум средств. Их цель больше морально-волевая поддержка товарищей по войне и несчастью. Министерства по делам ветеранов есть в 50 странах мира. В России тоже необходимо создать министерство или единый государственный орган по делам ветеранов, которые защищали и отстаивали бы права участников боевых действий. Армия в России призывная, и человеческая жизнь практически ничего не стоит. При таком положении дел гораздо легче посылать людей на войну и не нести никакой ответственности – ни перед теми, кто воюет, ни перед родственниками – в случае гибели или увечья военнослужащего. Люди, занимающиеся сегодня социальной защитой, должны иметь в виду, что участники боевых действий это люди со своеобразным жизненным опытом. Эта категория нуждается в особом подходе.Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, накладывающее свой негативный отпечаток. В период боя действие стресса выполняет определенную положительную функцию для человека, однако после окончания войны оно становится негативным, разрушающим фактором в силу постстрессовых реакций. Лица, у которых отмечаются реакции дезадаптации, нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.Основные усилия должны быть сосредоточены на специальных мероприятиях, проводимых психологами, психиатрами, медицинскими работниками, главным образом на психодиагностике, психофизиологическом обследовании, медицинских осмотрах и на работе по психорегуляции, психокоррекции, мероприятиях психотерапевтического характера. В первую очередь в поле пристального внимания специалистов должны попасть военнослужащие с признаками посттравматических реакций, которые у них наблюдались на начальном этапе реабилитации непосредственно после окончания боевых действий.Психологическая помощьдолжна способствовать успешной адаптации военнослужащего к новым условиям жизни. Термин «психологическая реабилитация» (от латинского rehabilitatio – восстановление) наиболее точно отражает процесс и результаты деятельности психолога при оказании помощи в процессе социально-психологической адаптации.Психологическая помощь военнослужащим – участникам боевых действий должна включать несколько направлений:1. Диагностика синдрома социально-психологической дезадаптации у военнослужащего (психоэмоционального состояния на «гражданке», используемых стратегий адаптации, поведения) на основании результатов психодиагностики индивидуальных особенностей военнослужащего.2. Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное). 3. Психокоррекционная работа. Психологическая коррекция или психокоррекция – это деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели (норме). Квалифицированная психотерапевтическая помощь необходима тем военнослужащим, у которых отмечаются резко выраженные и запущенные нарушения адаптации (депрессия, алкоголизм, девиантное поведение и т. д.).4. Обучение навыкам саморегуляции (приемам снятия напряженности с помощью релаксации, аутотренинга и другим методам).5. Социально-психологические тренинги с целью повышения адаптивности военнослужащего и его личностного развития.6. Помощь в профессиональном самоопределении, профориентация в целях переобучения и последующего трудоустройства.Наиболее оптимальным для реализации задач системы социальной реабилитации участников боевых действий является создание специализированного центра социальной реабилитации лиц, принимавших участие в боевых действиях. Такой центр может решать весь комплекс проблем социальной адаптации и реабилитации ветеранов горячих точек.Центр социально-психологической реабилитации участников боевых действий должен решать следующие задачи:· медицинская реабилитация военнослужащих (особенно инвалидов);· социально-психологическая адаптация военнослужащих – участников боевых действий и членов их семей в системе рыночных отношений (индивидуальная психологическая и психотерапевтическая помощь, групповые и индивидуальные формы реабилитации);· социально-психологическая поддержка военнослужащих и членов их семей (с этой целью должна быть организована работа комнаты психологической разгрузки при центре);· образовательная деятельность (профконсультирование, первичное или дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации по гражданским специальностям, профессиональная переподготовка);· содействие в трудоустройстве: создание банка вакансий рабочих мест на рынке труда, поддержание связей с работодателями;· социально-правовая защита (координация действий центра с военкоматами, воинскими частями, службами занятости, учебными центрами, юридическое консультирование; поддержка предпринимательства, участие в создании и реализации систем социальной защиты).Представляется также целесообразной разработка целостной модели социальной адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, в которой должны найти свое место все работающие с участниками боевых действий организационные структуры, такие как:· военные комиссариаты, основной задачей которых является постановка на учет, создание компьютерной базы данных, систематическое информирование структур, занимающихся вопросами социальной адаптации данной категории лиц;· органы социальной защиты, занимающиеся вопросами материального обеспечения (денежных выплат, льгот) и правовой защиты участников боевых действий и их семей;· органы здравоохранения, основной задачей которых должна быть медицинская реабилитация ветеранов боевых действий и организация работы медико-восстановительных центров для участников военных действий;· специалисты, обеспечивающие социально-психологическую и психологическую реабилитацию участников боевых действий (психологи и психотерапевты) и действующие в тесном сотрудничестве с медиками;· служба занятости, в чью компетенцию входит решение вопросов профессиональной подготовки и переподготовки бывших военнослужащих, а также содействие им в трудоустройстве;· организации самих участников военных действий, решающие прежде всего проблему моральной поддержки ветеранов и членов их семей.Для согласованной деятельности структур, занимающихся вопросами социальной реабилитации лиц, принимавших участие в боевых действиях, представляется целесообразным создавать региональные координационные советы, включающие представителей данных структур.Таким образом, для решения проблемы социально-психологической реабилитации участников боевых действий необходим системный и комплексный подход.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема социально-психологической реабилитации и адаптации человека к условиям жизни и деятельности особенно остро заявляет о себе в период социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами и даже локальными боевыми конфликтами. Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты со всей очевидностью показали, насколько важна помощь людям – жертвам военных действий и межнациональных конфликтов, а также участникам боевых действий.Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующих научные положения на практике, с другой.Социальная реабилитация бывших военнослужащих и членов их семей - это широкий спектр законодательных, организационных, профессиональных, финансовых, психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.На долю участников боевых действий (особенно ветеранов) выпало слишком много нечеловеческих переживаний. Поэтому всем участникам боевых действий предстоит пройти период социально-психологической реабилитации.Во-первых, главная задача - в оказании не только реальной психолого-социальной поддержки, но и в информировании о предоставляемых правительством льготах и направлении в соответствующие инстанции и учреждения здравоохранения для получения этих льгот и лечения.Во-вторых, для решения проблемы реабилитации участников локальных войн и боевых действий необходимо использовать разные формы работы: проведение семинаров для сотрудников служб по социально-психологической реабилитации участников боевых действий, индивидуальные психологические и юридические консультации для участников боевых действий и членов их семей, правовая и социальная защита, обеспечение с помощью органов самоуправления, военных комиссариатов получения социальных благ, установленных законодательством.В-третьих, создание и содействие работе общественных объединений также является приоритетным направлением в решении данной проблемы. По признанию многих ребят, отслуживших в «горячих» точках, они нуждаются во встречах и общении со своими сослуживцами, чтобы легче пережить послевоенную психологическую травму.В-четвертых, включение в федеральную программу "О социальной защите инвалидов на 2006-2010 годы" подпрограммы по поддержке инвалидов боевых действий стала настоящим социальным прорывом. Следующим шагом должно стать создание единой государственной системы социальной защиты лиц, пострадавших при исполнении воинского долга. Кроме того, необходимо повысить пенсии инвалидам и ветеранам боевых действий в Афганистане и Чечне, а также других "горячих точках", которые, в настоящее время защищены хуже ветеранов Великой Отечественной войны.Таким образом, медико-психологическая реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения, причем необходим системный и комплексный подход, который заключается не только в создании и совершенствовании приемлемой научной, законодательной баз, специализированных центров для оказания помощи, назначении необходимых выплат, пенсий и пособий, но и в тесном сотрудничестве всех структур государственной власти, общественных объединений, медицинских, психологических и социальных учреждений, непосредственно связанных с решением данной проблемы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон от 17.07.1999 №178 ФЗ «О государственной социальной помощи»Федеральный закон от 28 марта 1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О ветеранах" Федеральный закон от 27 мая 1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»Асалиев А.М. Экономика труда.-М.: Инфра-М, 2014.-171сБатурин В.К. Социология. -М.: Юнити-Дана, 2012.-487сБасов Н.Ф. Социальная работа.-М.: Дашков и К, 2009.-364сБайчерова А.Р. Экономика труда. – Ставрополь: АГРУС, 2013. –177 с.Генкин Б.М. Экономика труда.-М.: Инфра-М, 2015.-332сГуслова М.Н. Теория и методика социальной работы.-М.: Академия, 2007.-160сКибанов А.Я. Экономика и социология труда.-М.: Инфра-М, 2003.-584сЛавриненко В.Н. Социология.-М.: Юнити-Дана, 2012.-447сМягков А.Ю. Социология.-М.: Флинта, 2011.-253сПавленок П.Д. Основы социальной работы.-М.: 2013.-289сПавленок П.Д. Социология.-М.: Дашков и К, 2010.-734сПриступа Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 сХолостова Е. И. Социальная работа. — М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и К», 2015. — 612 с.Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика.-М.: Инфра-М, 2001.-427сХолостова Е.И. Теория социальной работы.-М.: Юристъ, 2001.-334сФирсов М.В. Теория социальной работы.-М.: Академический проект, 2009.-512сШерифов А. М. Система социальной защиты участников боевых действий // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2.
1. Федеральный закон от 17.07.1999 №178 ФЗ «О государственной социальной помощи»
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
3. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О ветеранах"
4. Федеральный закон от 27 мая 1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
5. Асалиев А.М. Экономика труда.-М.: Инфра-М, 2014.-171с
6. Батурин В.К. Социология. -М.: Юнити-Дана, 2012.-487с
7. Басов Н.Ф. Социальная работа.-М.: Дашков и К, 2009.-364с
8. Байчерова А.Р. Экономика труда. – Ставрополь: АГРУС, 2013. –177 с.
9. Генкин Б.М. Экономика труда.-М.: Инфра-М, 2015.-332с
10. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы.-М.: Академия, 2007.-160с
11. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда.-М.: Инфра-М, 2003.-584с
12. Лавриненко В.Н. Социология.-М.: Юнити-Дана, 2012.-447с
13. Мягков А.Ю. Социология.-М.: Флинта, 2011.-253с
14. Павленок П.Д. Основы социальной работы.-М.: 2013.-289с
15. Павленок П.Д. Социология.-М.: Дашков и К, 2010.-734с
16. Приступа Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 с
17. Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и К», 2015. — 612 с.
18. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика.-М.: Инфра-М, 2001.-427с
19. Холостова Е.И. Теория социальной работы.-М.: Юристъ, 2001.-334с
20. Фирсов М.В. Теория социальной работы.-М.: Академический проект, 2009.-512с
21. Шерифов А. М. Система социальной защиты участников боевых действий // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе социальной работы и реабилитации участников боевых действий?
Социальная работа и реабилитация участников боевых действий основываются на таких теоретических основах, как теория социальной работы, теория психологической поддержки, теория травматизации, теория социальной защиты и законодательные акты, регулирующие права и гарантии этой группы граждан.
Почему необходима социально-психологическая реабилитация для военнослужащих участников боевых действий?
Социально-психологическая реабилитация является необходимой для оказания помощи военнослужащим, столкнувшимся с опасными и травматическими ситуациями во время боевых действий. Она помогает им справиться с последствиями стресса, травмы и адаптироваться к мирной жизни после возвращения с фронта.
Каково физическое и психическое состояние участников боевых действий?
Физическое и психическое состояние участников боевых действий может быть разнообразным. Физическое состояние зависит от характера и тяжести полученных травм, а также от возможных последствий, таких как ампутации, ожоги и прочие ранения. Психическое состояние может быть нарушено из-за посттравматического стрессового расстройства, депрессии, тревожности и других психических проблем.
Какая законодательная база существует по защите и реабилитации участников боевых действий?
Защита и реабилитация участников боевых действий регулируется законодательными актами, включая федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные документы Министерства труда и социальной защиты РФ. Эти документы определяют права и гарантии для участников боевых действий в области социальной защиты, медицинской помощи, реабилитации и компенсации.
Каковы основные принципы социальной работы с участниками боевых действий?
Основными принципами социальной работы с участниками боевых действий являются индивидуальный подход к каждому клиенту, сохранение конфиденциальности, активное участие клиента в процессе принятия решений, сотрудничество с другими специалистами и организациями, а также ориентация на результат и эффективность работы.
В чем заключаются теоретические основы социальной работы с гражданами участниками боевых действий?
Основы социальной работы с гражданами участниками боевых действий состоят в предоставлении помощи и поддержки восстановлению их социально-психологического состояния, а также в вовлечении их в социально-адаптивные программы и обеспечении социальной защиты.
Почему социально-психологическая реабилитация военнослужащих участников боевых действий является необходимой?
Социально-психологическая реабилитация военнослужащих участников боевых действий необходима, так как они часто сталкиваются с посттравматическими стрессовыми расстройствами, тревожностью, депрессией и другими психологическими проблемами, которые могут негативно влиять на их качество жизни и социальную адаптацию.
Какое физическое и психическое состояние могут испытывать участники боевых действий?
Участники боевых действий могут испытывать физические повреждения, такие как травмы, ампутации, ожоги и другие, которые требуют медицинского вмешательства и восстановительного лечения. Психически они могут испытывать стресс, депрессию, посттравматические расстройства и другие психологические проблемы, которые требуют специализированной помощи.
Какие законодательные акты регулируют социальную защиту и реабилитацию участников боевых действий?
Социальная защита и реабилитация участников боевых действий регулируется рядом законодательных актов, включая Закон РФ "Об организации воинской службы", Федеральный закон "О социальной защите граждан, пострадавших в результате радиационных аварий или катастроф", Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и другие.