Роман Достоевского
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 23.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы понятий «рецепция» и «аллюзия». Отношение А. Блока к творческому наследию Ф.М. Достоевского 6
1.1 Определение понятия «рецепция» 6
1.2 Понятие термина «аллюзия» 11
1.3 Отношение Блока к Ф.М. Достоевскому 12
2. Рецепция романа «Идиот» Ф.М. Достоевского в творчестве А. Блока 20
2.1 Сравнительный анализ главной героини романа «Идиот» Ф.М. Достоевского Настасьи Филипповны с героиней «Незнакомки» А.Блока 20
Заключение 25
Список литературы 27
эпиграфы к пьесе, из Достоевского, определенный смысл героев драмы. У герои как знали друг еще до , как встретились. Мышкин, прежде увидел Настасью на портрете, а и воочию, уже ее во .«Как и у Достоевского, Блока персонифицирована, – А.В. Архипова. – Но не мудрая и мать, жертвующая во имя идеалов и несущая народам свет . Чаще всего является у Блока в разе гордой и независимой , стремящейся к свободе, в то же дикой, хмельной, и потерявшей дорогу». , что поэт в качестве эпиграфов к «Незнакомка» две стики Настасьи Филипповны, связав образ романа с мифо- Вечной Женственности, « прекрасным ликом , под густою, вуалью». Комментируя феномен, Т.А. Ёлшина такое замечание: « о религиозной философии и о наследии символистов, всякий раз на Достоевского, оглядывались на Соловьёв и Розанов, и Бердяев, Флоренский и , Блок и Белый. , был один вопрос, который не интересовал , зато был в внимания каждого перечисленных деятелей . Речь идёт о и софийности».В данном , нам кажется, смысл уточнить, в поэтической системе образ Вечной далеко не сопрягается с понятием . Намного чаще включает в себя , присущие образу мира. Включённый в текст «Незнакомки» Настасьи Филипповны в самого поэта именно с этой стасью женского начала. функция героини Достоевского, как и драмы Блока (, упавшей с небес), к функции Души , должной обрести, ещё не своё блаженство и «в подчинении мужской силе Божественного ». Конечно, в поэтике женская ипостась не осмысляется в мировой Души софийности. Но -функциональная наполненность образов его изведений позволяла философам века соотнести образы с важнейшими ми концептами своей , никак не их значения. И Настасьи Филипповны, в очередь, достаточно прочитывается в контексте Вечной Женственности. не в качестве «божественной идеи», - Премудрости Божией, а в Души мира, и не дожидающейся « силы Божественного », а потому «дикой, , запутавшейся и потерявшей », безумствующей «в пленении и ». Уже то, на протяжении романа героиня в одной роли: ожидающей своевольной , всех подчиняющей и не подчиняющейся, видимой (житейски-) причины меняющей избранника на , может служить к символическому прочтению образа. Первому «му» жениху своему ( Иволгину) она же поставила , «что она самой свадьбы ( свадьба состоится) за собой сказать “нет”, бы в самый час». Далее, всю суть избранника одним «нетерпеливый нищий» и возможность «безжалостно над ним », героиня отказывает , тут же новое предложение и сердца, теперь князя Мышкина. Мышкина Настасья воспринимает как жданного, истинного : «Разве я сама о не мечтала? ты прав, но мечтала...». Бегство истинного жениха героиня объясняет , что, не чистоты, оказалась его. «Только думает, что за тебя , потому что тебя будто опозорит и всю твою сгубит», – вывает князю Рогожин. , согласившись стать Рогожина, у которого, определению А. Блока, « страшное лицо, площение хаоса и небытия», и назначив день , она опять , а затем, вернувшись, жениху всё же условие: «Я тебя не совсем; я только ещё хочу, мне будет , потому я всё сама себе . Жди и ты, хочешь». И вот бежит к князю , потом от , «бежала от с ним, со , с проклятиями, с упрёками». И ожидание свадьбы с . Однако далее вновь меняются . Крикнув «Уйди, , тебя не », Настасья Филипповна « без памяти» к Мышкину: «И я, чтобы тебя развязать, тебя убежала, а не хочу!». И она своего жениха «торопила и на свадьбе», уже из- венца вновь к Рогожину: «Она до него безумная и схватила за обе : «– Спаси меня! меня! Куда , сейчас!». Эта внешне хаотичных героини без натяжки может приведённое выше Вл. Соловьёва о губности возможного отпадения начала (Души ) от Божественного : «Сама по Душа женственна, и блаженство и сила в нении мужской активной Божественного Ума. в себе слепое , утверждая себя в самости, Душа состояния пассивности в состояние активное, становится Духом, Духом зла, уже более душа, а spiritus – тьмы и зла». всем многообразии Незнакомки, каждый которых в пьесе , их можно по двум знакам — «вечной женственности»и женского достоинства. все женские драмы тоже распадаются на категории. Они антитетичности образа Незнакомки. Серпантини, сути, — аналог ее началу, составляет «вечную » и красоту, а девушка первого видения и , ожидающая на «Гауптмана», — итог «» Незнакомки, горькая , к которой ее «страшный миф» эпиграфы к пьесе, обращение Блока к «» Достоевского, где Филипповна проходит же путь, и Незнакомка, и гибнет, найдя себе в этом мире, тельствуют и заставляют склониться к о том, что пьесы не в возможность перестройки по законам , лишь с помощью Дамы.ЗаключениеТаким образом в данной работе нами была исследована проблема рецепции романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в творчестве А. Блока.В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:- На сегодняшний день четко сформулированного ≪художественная рецепция≫. В данной работе под рецепцией мы подразумевали восприятие и на основе (прочитанного, пережитого, , осознанного)собственных (мыслей, идей, , картин).Значение для современной велико. Каждый , создавая текст, читателю свои , идею, свой .- , что термин «» появляется во европейских языках в XVI веке. , несмотря на традицию использования слова в зарубежном и языкознании, само начинает активно лишь в конце века. Под аллюзией мы подразумеваем стилистическую фигуру, содержащую явное указание отчётливый намёк некий литературный, , мифологический или факт, закреплённый в культуре или в речи.- Влияние и образов творчества настолько очевидно в художественном и личностном Александра Блока. сказать, что в творчестве Достоевского отличительная типологическая , определившая сущность Я Блока — двойственность, достоевско-тютчевское своей души «жилицы двух ».- всех поэтов века наиболее подобной трактовке Настасьи Филипповны А.А. Блок, в художественном мыслении которого образ , образ мировой и образ женщины неразрывно связаны. эпиграфы к пьесе, из Достоевского, определенный смысл героев драмы. У герои как знали друг еще до , как встретились. Мышкин, прежде увидел Настасью на портрете, а и воочию, уже ее во .- Включённый в текст «Незнакомки» Настасьи Филипповны в самого поэта именно с этой стасью женского начала. функция героини Достоевского, как и драмы Блока (, упавшей с небес), к функции Души , должной обрести, ещё не своё блаженство и «в подчинении мужской силе Божественного ». литературыАнциферов Н. город // Об Блоке. - СПб., 1921. - С. 285-325 А. Блок и Достоевский. 1 // Достоевский. Материалы и . - СПб., 2000. Т. 15. С. 90-123; Статья 2. – Т. 16. - С. 245-272 А.В. «Подросток» в творческом Александра Блока // . Материалы и исследования. - Л., 1985. - Т. 6 М. М. Эстетика словесного . - M.: Худож. лит., 1979. - 412 с. А.А. Собрание сочинений: В 8 т.т. – М.; Л.: издательство художественной , 1963.Бореев Ю. Б. Теория восприятия и рецептивная , методология критики и // Художественная рецепция и . - М.: Наука, 1985. - С. 3–69.Веселовский А. Н. статьи. - СПб.: , 1989. - 363 с.Громов П. Герой и время. – Л., 1961Достоевский Ф.М. собрание сочинений: В 30 . - Л., 1979-1990.Ёлшина Т.А. «Незнакомая» Филипповна // Роман «Идиот»: Раздумья, : межвуз. сб. . трудов. – Иваново: -во Ивановского университета, 1999 – С. 110–122.Жирмунский B. M. литературоведение. - Л.: Наука, 1979. - 358 с.-Разумник. Петербург // -Разумник. Вершины. - ., 1923. - С. 165-167Иванова Е.В. Пушкинская Блока: К Пушкину Достоевского // Достоевский. и исследования. - СПб., 2000. - Т. 15. - С. 123-131 Ю.У. Блок и Достоевский ( блоковских помет в « писателя» 1877 г. Достоевского) // Блок и мировая : Материалы научной 14-17 марта 200 г. / Сост.: Т.В.: НовГУ им. Мудорого. – Великий , 2000. - С. 197-20Корецкая И.В. Блок о // Литературное наследство. Т. 92. . 4. Александр Блок. материалы и исследования. - М., 1987. - С. 13-33 Н. Н. Теоретические основания в провинциальном искусстве // . 2008.- № 3. - С. 295–302.Минц З.Г. Блок и // Минц З.Г. Александр и русские писатели. – , 2000. С. 86-113Орлов Вл. Блока // Блок А. мой. - Л., 1957. - С. 5-48Соловьев Б.И. и Достоевский // Достоевский и писатели. – М., 1971. С. 260-262Таганов Л. Блок читает // Русская литература в. Вып. 6. - Тула, 1974 О.Ю. Город идеи и города: «Петербург » в русской литературе века // Три русской литературы: аспекты изучения: сб. науч.. Вып. 9. – М.; Иркутск, 2004. - С. 124-136 И.Д. Достоевский в религиозно- и эстетических воззрениях А. лынского // Достоевский. Материалы и ния. – Т. 15. – СПб.: Наука, 2000. – С. 67–90.
2. сна трактуют бахтина Архипова А. Блок и Достоевский. экспозиции смердякова далее Статья 1 // Достоевский. Материалы и хаотичных имени эстетические исследования. - СПб., 2000. Т. 15. С. 90-123; Статья 2. – Т. 16. - С. 245-272
3. самой устоя цитату Архипова А.В. «Подросток» в творческом апокалипсисе категориях сравнительно восприятии Александра Блока // знали образы осознанного Достоевский. Материалы и исследования. - Л., 1985. - Т. 6
4. тема системы размышляя Бахтин М. М. Эстетика словесного самый читателями обосновать творчества. - M.: Худож. лит., 1979. - 412 с.
5. мистического данный искусстве Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т.т. – М.; Л.: основанный апокалипсисе древних Государственное издательство художественной сине искажая последовательности литературы, 1963.
6. Бореев Ю. Б. Теория символи дневнике россия художественного восприятия и рецептивная насилие женихи отказывает эстетика, методология критики и рогожину механизме русских герменевтика // Художественная рецепция и начинает устремлениях ни герменевтика. - М.: Наука, 1985. - С. 3–69.
7. Веселовский А. Н. мифологический вдохновленный бахтиным Избранные статьи. - СПб.: говорит мечтой нравственной Наука, 1989. - 363 с.
8. Громов П. Герой и иволгину характеризуя типа его время. – Л., 1961
9. Достоевский Ф.М. драгоценную вопросом пг Полное собрание сочинений: В 30 туманом дословно форма тт. - Л., 1979-1990.
10. Ёлшина Т.А. «Незнакомая» мышкина отдельных реминисценцией Настасья Филип¬повна // Роман понятия теории живой Достоевского «Идиот»: Раздумья, университе костра произведение проблемы: межвуз. сб. подчиняющейся имени характера науч. трудов. – Иваново: неисчерпаема рациональная филипповну Изд-во Ивановского представляет творческому случилось государственного университе¬та, 1999 – С. 110–122.
11. Жирмунский B. M. самый сознательное свидригайлов Сравнительное литературоведение. - Л.: Наука, 1979. - 358 с.
12. миры бежит spiritus Иванов-Разумник. Петербург // стихотворение подчиняющей предметов Иванов-Разумник. Вершины. - образные образных исторический Пг., 1923. - С. 165-167
13. Иванова Е.В. Пушкинская пиковую творчества литературных речь Блока: К Пушкину чувствует средству громов через Достоевского // Достоевский. постижении исследованиями снятие Материалы и исследования. - СПб., 2000. - Т. 15. - С. 123-131
14. сравнительно кавычек угодно Каскина Ю.У. Блок и Достоевский (обращение подчиняющейся плане Реконструкция блоковских помет в «обостренный написания оказало Дневнике писателя» 1877 г. Достоевского) // авторы нового день Александр Блок и мировая говорить образований использования культура: Материалы научной нового этой значит конференции 14-17 марта 200 г. / Сост.: выявить разумеется историческую Игошева Т.В.: НовГУ им. предыдущий классиками достоевские Ярослава Мудорого. – Великий расплатиться уже мнению Новгород, 2000. - С. 197-20
15. Корецкая И.В. Блок о активной пьесе светлого Достоевском // Литературное наследство. Т. 92. перечисленных первому сне Кн. 4. Александр Блок. письма отношение сообщают Новые материалы и исследования. - М., 1987. - С. 13-33
16. невские исповедью все Летина Н. Н. Теоретические основания возможностей писателями источникам рецепции в провинциальном искусстве // сюжета выйти грядущих Регионология. 2008.- № 3. - С. 295–302.
17. Минц З.Г. Блок и воссоздать назад внимания Достоевский // Минц З.Г. Александр своевольной теоретические мережковский Блок и русские писатели. – определившая мирам соловьёва СПб, 2000. С. 86-113
18. Орлов Вл. строится эволюция уходящего Город Блока // Блок А. некий книги даму Город мой. - Л., 1957. - С. 5-48
19. Соловьев Б.И. россии смысл своего Блок и Достоевский // Достоевский и частности специалистом вины русские писатели. – М., 1971. С. 260-262
20. Таганов Л. постановки умирает песня Молодой Блок читает строении ёлшина диккенсом Достоевского // Русская литература категории физиологии которая ХХ в. Вып. 6. - Тула, 1974
21. разумник его подобной Юрьева О.Ю. Город идеи и обнаруживают последовательности ожидающая идея города: «Петербург ориентирами блоковских фрагмент Достоевского» в русской литературе напрямую идей типу ХХ века // Три первому тайную бы века русской литературы: создания диалогическое однозначного Актуальные аспекты изучения: отдельные раскольникову разумеется Межвуз сб. науч.далее затем контакта трудов. Вып. 9. – М.; Иркутск, 2004. - С. 124-136
22. обращений рогожину неотлучимы Якубович И.Д. Достоевский в религиозно-став обдумывания границ философских и эстетических воззрениях А. основы анализа прямым Во¬лынского // Достоевский. Материалы и диккенсом отблесках громов исследова¬ния. – Т. 15. – СПб.: Наука, 2000. – С. 67–90.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе понятий рецепция и аллюзия?
Теоретическими основами понятий рецепция и аллюзия являются исследования и теории в области литературоведения и филологии, которые исследуют процессы восприятия и интерпретации литературных произведений, а также использование в тексте отсылок к другим текстам.
Что такое рецепция?
Рецепция - это процесс восприятия и взаимодействия читателя с литературным произведением. Он включает в себя понимание, интерпретацию и оценку текста читателем. Рецепция может быть активной, когда читатель активно взаимодействует с текстом, или пассивной, когда он просто воспринимает информацию.
Что такое аллюзия?
Аллюзия - это литературное прием, при котором в тексте делается намек или отсылка на другой литературный текст, событие, личность или произведение искусства. Аллюзии могут использоваться для создания эффекта интертекстуальности и обогащения смыслового контекста текста.
Какое отношение А. Блок имел к творческому наследию Ф. М. Достоевского?
А. Блок был глубоко предан и восхищался творчеством Ф. М. Достоевского. Он считал Достоевского одним из величайших русских писателей и видел в его произведениях глубину и философию. Блок часто цитировал и аллюдировал на Достоевского в своих произведениях.
Какие сходства можно найти между главной героиней романа "Идиот" Ф. М. Достоевского Настасьей Филипповной и героиней "Незнакомки" А. Блока?
При сравнительном анализе главной героини романа "Идиот" Ф. М. Достоевского Настасьи Филипповны и героини "Незнакомки" А. Блока можно увидеть сходства в их характерах и судьбах. Обе героини представляют собой символы чистоты и душевной красоты, но страдают от непонимания и жестокости окружающего мира. Они также подвержены эмоциональным и психологическим травмам, что делает их образы более глубокими и многогранными.
Какие теоретические основы лежат в основе понятий "рецепция" и "аллюзия"?
Теоретические основы понятий "рецепция" и "аллюзия" основаны на исследованиях в области литературной теории и критики. Понятие "рецепция" относится к процессу восприятия и интерпретации литературного произведения читателем или зрителем. Аллюзия, в свою очередь, является использованием ссылок на другие литературные произведения или исторические события в художественном тексте.
Что означает понятие "рецепция"?
Понятие "рецепция" относится к процессу восприятия и интерпретации литературного произведения читателем или зрителем. Это включает в себя понимание и анализ текста, оценку его художественных и эстетических качеств, а также реакцию на произведение.
Что означает термин "аллюзия"?
Термин "аллюзия" относится к использованию ссылок на другие литературные произведения или исторические события в художественном тексте. Это может быть намеренное включение этих ссылок для передачи определенной идеи или образа, или же использование этих ссылок для создания ассоциаций у читателя.
Как относится А. Блок к творческому наследию Ф. М. Достоевского?
А. Блок являлся одним из великих русских поэтов и писателей, и он имел глубокое отношение к творчеству Ф. М. Достоевского. Блок выражал восхищение и уважение к Достоевскому как к выдающемуся писателю и мыслителю, и его произведения имели большое влияние на творчество Блока.
В чем заключается рецепция романа "Идиот" Ф. М. Достоевского в творчестве А. Блока?
Роман "Идиот" Ф. М. Достоевского был значительно воспринят и вдохновил А. Блока в его творчестве. Блок проводил сравнительный анализ главной героини романа - Настасьи Филипповны, с героиней своего произведения "Незнакомка". Он находил параллели и сходства в их характерах и судьбах, и использовал аллюзии на Достоевского для передачи определенных образов и идей в своих произведениях.
Какие теоретические основы лежат в основе понятий рецепция и аллюзия в романе Достоевского?
Теоретическими основами понятий рецепция и аллюзия являются представления об отклике и взаимодействии читателя и автора, а также использование в тексте отсылок к другим литературным произведениям, историческим событиям или культурным явлениям.
Как можно определить понятие рецепция?
Рецепция - это процесс восприятия, осмысления и оценки литературного произведения читателем. Она включает в себя интерпретацию текста, эмоциональную реакцию, деление настоящего и будущего читателя и реализацию потенциала произведения в различных контекстах и культурных сферах.