Тирсо де Молина и первая литературная обработка легенды о дон Жуане и каменном госте
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 22.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Тирсо де Молина – богослов и драматург 5
2. Легенда о Дон Жуане (Хуане) 8
3. Первая литературная обработка легенды о Дон Жуане 10
3.1 О сюжете пьесы 10
3.2 О «вечном образе» Дон Жуана 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Дон Хуан Тирсо обладает комплексом основных черт, которые так или иначе будут варьироваться во всех последующих Дон Жуанах. У Тирсо дон Хуан вовсе не протестует против закостенелой общественной морали, он всего лишь бездумный озорник. Тирсо, будучи сам человеком с религиозным мышлением, духовником,акцентировал в своем образе Дон Хуана его развратную и грешную природу. Дон Хуан не просто убивает командора и нисколько после в этом не раскаивается, а даже оскверняет могилупокойника. Таким образом Тирсо подчеркивал, что за одним грехом всегда следует другой, более серьезный: грех распутства, один из христианских грехов, влечет за собой более страшный грех святотатства — речи против Бога, неверие в рай и ад, или, иными словами, отказ от веры в Бога. Таким образом, Тирсо углубил назидательность изобличения грешного развратника, получающего свою кару и за распутство и за богохульство.В отличие от последующих интерпретация образа дон Жуана, у Тирсо он предстает не победителем женских сердец, а скорее обычным ловким обманщиком, плутом и прохвостом, который осознав неминуемость своей гибели – в последней сцене – вымаливает прощение у командора, признаваясь, что дочь его осталась невинной. Но позднее раскаяние его не спасает от неминуемого наказания. Дон Хуан отличается от окружающих его людей (прочих персонажей пьесы) отношением к жизни как к источнику удовольствия и к религии как к вымыслу.Однако никто не говорит ему о его безнравственности, о том, что его проделки, его нечестность в отношении женщин недостойны поведения благоразумного мужчины – почти каждый встречный напоминает ему о божьем наказании. Но Дон Хуану все равно, что говорят о нем люди, он не считается с мнением людей, потому что они сами лишены чести и честности, о которых только и говорят. А без честности не бывает и справедливости, уверен Дон Хуан. А раз нет и справедливости, значит единственное, что остается делать – получать удовольствие от жизни. Для Дон Хуана реальны лишь собственные ощущения. Такой эгоцентрический сенсуализм связан у Дон Хуана с его рационалистическим неверием в Бога, в Высший мир и божественную справедливость. Именно поэтому до последнего момента он не верит в ад и в адские муки, которые будто бы ждут его после смерти. Высший аргумент, которым Дон Хуан оправдывает внутренне каждое свое злодеяние это – его ненасытная жадность и жажда жизни, наслаждение каждой прожитой минутой, для него жизнь имеет смысл, только если жизнь полна удовольствий. Дон Хуануне интересны вопросы чести, социальный проблемы, он не признаетхристианскую аскезу, считает глупым пренебрегать земной жизнью, сосредотачивая все свои устремления и мысли на якобы существующей жизни после смерти – в аду или раю.Таким образом, Тирсо создал первого героя, который кредо своей жизни сделал любовный гедонизм даже вопреки всем существующим нормам и морали. Его Дон Хуан – рационалист и сенсуалист, он призывает наслаждаться земной жизнью. Именно в земных радостях он полагает наивысшую ценность жизни, ее смысл. Подобные черты героя имели прогрессивный характер для начала 17 века, вступали в противоречие с существующими религиозно-общественными нормами. Эта первая литературная обработка легенды о Дон Жуане послужила источником для последующих литературных и музыкальных интерпретаций сюжета.После Тирсо де Молина к образу Дон Жуана обращались Джильбертом, Мольер, К. Гольдони, Гофман, Байрон, П. Мериме, Пушкин, Леся Украинка, композиторы Моцарт, Даргомыжский, Штраус. Однако именно образ дон Жуана, созданный Тирсо де Молина, был в наибольшей степени близко к религиозной идеи многочисленных легенд о развратника, в характере которого сочетались мистический эротизм, пренебрежение к людям, наконец, отчаяние.ЗАКЛЮЧЕНИЕБогослов и драматург, Тирсо де Молина создал один из самых важных литературных образом, без которого сегодня не мыслима европейская культура. Возможно, если бы не его умелая литературная обработка, не его драматургический талант, благодаря которому образ Дон Хуана получился столь цельным и сложным, и противоречивым одновременно, то легенда о жившем когда-то в Севилье отчаянном герое-любовнике так и осталась бы рядовой легендой или же Дон Хуан скрылся бы в песках времени. Особенности Дон Хуана Тирсо, которые и сделали его одним из «вечных образов» европейской литературы и культуры, заключаются в том, что он воплощает в себе стремление к постоянному наслаждению жизнью земной – наслаждению через любовное удовольствие. Чувственную, эротическую, а не духовную, любовь Дон Хуан превозносит над всеми прочими чувствами и эмоциями. Тирсо показывает, взаимосвязь рационалистического мышления и философии сенсуализма: для Дон Хуана реально лишь то, что он может ощутить физически. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАртамонов С. История зарубежной литературы XVII—XVIII века, М.: Просвещение, 1967. – 854 с. Багно В. Е. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. — СПб., 2000. — С. 5–22.Миф о Дон Жуане/ Сост. В. Багно. — СПб.: Terra Fantastica, Corvus, 2000Нусинов И. М., История образа Дон Жуана, в его кн.: История литературного героя, М., 1958. – 354 с. Тирсо де Молина. Толедские виллы, сочиненные магистром Тирсо де Молина, урожденцем Мадрида / Пер. с исп. Е. Лысенко; предисл. Н. Томашевского. — М.: Художественная литература, 1972. – 319 с.Интернет-источникиТирсо де Молина. Источник: https://bigenc.ru [Дата обращения: 20.05]Нечаенко Дмитрий. Дон Жуан. // Литература, 1995, №47. Источник: http://www.megalib.com [Дата обращения: 20.05]
1. Артамонов С. История зарубежной литературы XVII—XVIII века, М.: Просвещение, 1967. – 854 с.
2. Багно В. Е. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. — СПб., 2000. — С. 5–22.
3. Миф о Дон Жуане/ Сост. В. Багно. — СПб.: Terra Fantastica, Corvus, 2000
4. Нусинов И. М., История образа Дон Жуана, в его кн.: История литературного героя, М., 1958. – 354 с.
5. Тирсо де Молина. Толедские виллы, сочиненные магистром Тирсо де Молина, урожденцем Мадрида / Пер. с исп. Е. Лысенко; предисл. Н. Томашевского. — М.: Художественная литература, 1972. – 319 с.
Интернет-источники
6. Тирсо де Молина. Источник: https://bigenc.ru [Дата обращения: 20.05]
7. Нечаенко Дмитрий. Дон Жуан. // Литература, 1995, №47. Источник: http://www.megalib.com [Дата обращения: 20.05]
Вопрос-ответ:
Кто такой Тирсо де Молина и какую роль он сыграл в создании первой литературной обработки легенды о Дон Жуане и каменном госте?
Тирсо де Молина был богословом и драматургом, который создал первую литературную обработку легенды о Дон Жуане и каменном госте. Он внес значительные изменения в сюжет и добавил новые элементы, которые стали основой для множества последующих версий этой истории.
Расскажите о легенде о Дон Жуане Хуане.
Легенда о Дон Жуане Хуане рассказывает о благородном испанском дворянине, который пренебрегает общественными нормами и законами, наслаждается своей свободой и стремится удовлетворить свои страсти и желания. Эта легенда стала основой для множества литературных и художественных произведений.
Как Тирсо де Молина обработал легенду о Дон Жуане?
Тирсо де Молина внес значительные изменения в сюжет легенды о Дон Жуане. Он добавил новые эпизоды, развил характеры персонажей и представил историю в новом свете. Первая литературная обработка Тирсо де Молина стала основой для множества последующих версий и адаптаций этой легенды.
О чем пьеса Тирсо де Молина?
Пьеса Тирсо де Молина основана на легенде о Дон Жуане и каменном госте. Она рассказывает историю благородного испанского дворянина, который, несмотря на свои поступки и нарушения общественных норм, все же не протестует против закостенелой общественной морали. Пьеса содержит элементы комедии и драмы, и иллюстрирует некоторые вечные черты персонажа Дон Жуана.
Какие основные черты имеет Дон Хуан Тирсо в своей обработке легенды?
Дон Хуан Тирсо обладает комплексом основных черт, которые будут присутствовать во всех последующих версиях Дон Жуана. В отличие от других версий, у Тирсо дон Хуан не протестует против закостенелой общественной морали. Вместо этого, он просто наслаждается своей свободой и стремится удовлетворить свои страсти и желания.
Какой драматург обработал легенду о Дон Жуане и каменном госте?
Драматургом, который первым обработал легенду о Дон Жуане и каменном госте, является Тирсо де Молина.
Какова основная черта образа Дон Жуана у Тирсо де Молины?
Основной чертой образа Дон Жуана у Тирсо де Молины является отсутствие протеста против закостенелой общественной морали. В отличие от других вариаций Дон Жуана, Тирсо дон Хуан не восстает против моральных норм, а представляет собой образ, который просто существует в рамках этих норм.
Какими основными чертами обладает Дон Хуан Тирсо в пьесе?
Дон Хуан Тирсо обладает комплексом основных черт, которые варьируются во всех последующих воплощениях Дон Жуана. В отличие от других версий, Тирсо дон Хуан не протестует против закостенелой общественной морали, а представляет собой образ, который существует в рамках этих норм.
Какова основная суть легенды о Дон Жуане Хуане?
Основная суть легенды о Дон Жуане Хуане заключается в истории о благородном и беспечном юноше, который отказывается от правил, морали и обязательств, чтобы преследовать свои желания и удовольствия. В конце концов, его беззаботный образ жизни приводит к его гибели, когда он пренебрегает предупреждением и вызывает каменного гостя.