Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 126 126 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 16.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Основные теоретические подходы к изучению проблемы страхов в старшем дошкольном возрасте 8
1.2. Причины возникновения страхов в старшем дошкольном возрасте 20
1.3. Методы коррекции детских страхов 37
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
2.1 Организация, этапы и база исследования 48
2.2. Методологический инструментарий исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста 49
3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 57
3.1. Анализ результатов диагностики уровня страхов у детей старшего дошкольного возраста 57
3.2. Программа коррекционной работы с детскими страхами 63
3.3. Повторная диагностика уровня страхов у детей старшего дошкольного возраста 75
3.4. Анализ эффективности программы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с применением Т-критерии Вилкоксона 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
ВЫВОДЫ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 126
В таблице 4отображено примерное тематическое планирование.Таблица 4.Тематическое планирование№ Тема занятияСроки осуществленияДлительность занятияВводное.1 неделя1-2 часаКаракули2 неделя1-2 часаРисуем чувство3 неделя1-2 часаЛепим свой страх4 неделя1-2 часаИстории в картинках5 неделя1-2 часаМонотипия6 неделя1-2 часаОтдарок на подарок7 неделя1-2 часаРисование на руках8 неделя1-2 часаГерб моей семьи9 неделя1-2 часаЗаключительное занятие10 неделя1-2 часаДля подготовительного настроя можно применитьразные игры, танцевальные и двигательные упражнения, нетрудные изобразительные приемы. Например, можно употребить развивающий мультфильм «Каракули» - вместе с героями развивающего мультфильма Каракули учимся рисовать карандашом! Пончо для Фломика приготовил кое-что особое, ведь уДень рождения Фломика сегодня. А пока Фломик разгадывает, что же изображено на рисунке, мы с Пончо научимся рисовать тортик! Все упражнения разогрева предполагают концентрацию внимания детей на своихэмоциональных состояниях, чувствах, ощущениях.2-ой этап (разогрев) в себе содержитдыхательные упражнения, элементы пальчиковой гимнастики, рисование под музыку или упражнения в тетради. Пример пальчиковой гимнастики «Птички» на рисунке3.Рис. 3. Пример пальчиковой гимнастики «Птички».По мнению автора, пальчиковые игры являются очень эмоциональными, увлекательными, отражают действительность окружающего мира - животных, предметы, людей, их деятельность, явления природы. Дети, в ходе «пальчиковых игр», повторяя движения взрослых, моторику рук активизируют. Тем самым формируется ловкость, умение управлять собственными движениями, сосредоточивать внимание на одном виде деятельности, они оказывают положительное влияние на контакт ребенка со своим телом, с самим собой, доставляют заряд положительных эмоций.В таблице 5. приведен иной вариант пальчиковой гимнастикиТаблица 5.Пальчиковая гимнастикаДействиеПримечаниеЕсли пальчики грустят - хотят они добротыПальцы прижимаем плотно к ладониЕсли пальчики заплачут - значитих кто-то обидел.трясем кистямиНаши пальцы пожалеем - своей добротой согреем«моем» руки, на них дышимК себе ладошки мы прижмем, - ласково начнем гладить поочередно, 1 вверху, 1 внизу другой ладонью гладим ладонь Пусть обнимутся ладошки, пусть немножко поиграют скрестить пальцы, ладони прижать пальцы 2-ух рук быстро легко стучатЛюбой пальчик необходимо взять и покрепче обниматьлюбой палец зажимаем в кулачкеМожно во 2-ой этап включать элементы танцевальной и музыкальной терапии в соединении с изобразительным творчеством. В содержание 2-ого этапа целесообразным является включение упражнения на развитие пространственной ориентации, координации графических навыков и движений, где нужно, например, обеими руками нарисовать одновременно рисунок по образцу, будь то: «Домик с трубой» или «Геометрические фигуры» или «Морской пейзаж». Во 2-ом этапе можно упражнения чередовать: так, на одном занятии употребить упражнения на развитие пространственной ориентации, на другом - упражнения, которые осуществляются в тетради, на 3-ем - дыхательные упражнения, а, на 4-ом занятии - музыкальные упражнения.В индивидуальных тетрадях упражнения предназначены для раскрепощения ребенка, настроя его на художественно-продуктивную деятельность. Примерами этаких упражнений является рисование по опорным точкам, графические упражнения - «Дождик», «Обведи по линиям», «Штриховка», «Соедини по точкам», «Дорожки» и др.На 3-ем этапе (актуализация эмоций, ощущений) употребляются терапевтические упражнения с песком. Сначала представляют ребята ситуацию, свои чувства страха в той или иной ситуации, а потомповествуют о своих чувствах. Испытываемые чувства они передают на подносе с песком с помощью различного рода линий и отпечатков.Игра с песком является своеобразной самотерапией ребенка с помощью психолога. Ребенок в ящике с песком является хозяином и, испытываяданное чувство, он делается внутренне сильнее, потому что может переменять свои сюжеты, картинки, настроения и отношения. В играх на песке ходят войны, борьба зла и добра, но ребенок всегда знает, что победит добро! И данный опыт для его будущей жизни является очень значительным. В песочной терапии дети приобретаютуверенность и внутреннюю свободу, что никто не осудит их и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а потом и в реальной жизни!Цель такой терапии представляет собой не переделывать и менять ребенка, каким-то особым поведенческим навыкам не учить его, а дать ему возможность быть самим собой.Игры с песком:развивают мышление, восприятие, внимание, память, речь, творческое мышление, навыки саморегуляции и самоконтроля, фантазию и воображение;вырабатывают у ребенка представления об окружающем мире;формируютглазомер, мелкую моторику;расслабляют и успокаивают, снимая напряжение;воспитывают чувство уверенности в себе и успешности;поддерживают познавать свой внутренний и внешний мир.К вариантам и формам песочной терапии относятся:игровые методы. Дидактический игровой практикум с употреблением песочницы используют для самых маленьких. Ученые доказали, что поглощает песок негативную энергию, наполняет гармонией, успокаивает. Именно потому так полезно в песочнице играть детям;с целью диагностики (групповая и индивидуальная форма);метод психокоррекционного влияния (например, при присутствии у ребенка поведенческих и эмоциональных нарушений невротического характера.В иных случаях - в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, его сенсомоторные навыки развить, понизить эмоциональное напряжение и т. д.)в качестве развивающего, психопрофилактического средства. Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство негативную психическую энергию «заземлять» - песок представляет собой прекрасное психопрофилактическое средство. Развивающий и психопрофилактический аспекты проявляются в постановке мифов и сказок в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно давать ему свой жизненный опыт.в психологическом консультировании детей, взрослых и подростков. В качестве оказания первичной психологической помощи.4-ый этап занятия является очень важным, он предполагает индивидуальное творчество для изучения ребенком своих чувств, переживаний и проблем. Ребенок сообщает о себе в символической форме, старается проанализировать и понять эмоции, сознательно управлять, вызывать и в установленной степени контролировать их. Дети на этапе индивидуальной работы в виде маски рисуют углем страх. На этом этапе можно употреблять технику пластилиновой живописи. Работа в технике пластилиновой живописи развивает моторику пальцев рук, точность фантазию, движений, внимание, абстрактное мышление, художественные навыки работы с пластическими материалами.Старшие дошкольники вместе с воспитателями сочиняли истории, которые «рыбка», «ежик», «дерево» хотели бы рассказать от 1-ого лица. Чем сильнее страх, тем ребенок больше производит манипуляций с рисунком (некоторые ребята весь рисунок закрашивают, другие стараютсявыбросить, разорвать, помять). Этап индивидуальной работы рассчитываетканализацию и сублимацию агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, которые определяют выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта. Многие сублимацию считают более адаптивной, так как она приводит к социально одобряемым итогам. Творчество, в ходе которого ребенок свои фантазии трансформирует в художественные образы является одним из вариантов сублимации. Рисунок разрешает не только показать чувство, но и осознать его. Невидимый страх, который материализован в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, собственной пугающей составляющей.На 5-ом этапе хорошо употребить приемы драматизации. Для данногостаршим дошкольникам можно предложить для разыгрывания сцен, вербализации и драматизации общения, кукол. Отметим, что при изображении доброго персонажа, старшие дошкольники вырисовывают волосы, губы, глаза. Старшие дошкольники, рисуя лицо злого персонажа, употребляютзаостренные углы, «ломкие» линии. Многие показывают агрессию, изображая острый нос, пустые глазницы, зубы.Разыгрывание страха разрешает отреагировать напряжение, снять его, на куклу перенести. Старший дошкольник, играя сособственным ожившим страхом, запечатлевает бессознательно то, что сам он может своим страхом управлять. Придуманная история про собственный страх разыгрывается, потом куклы, которые изображают «страхи», уничтожаются.Степень откровенности и открытости зависит от уровня доверия к психологу, группе, личных особенностей и назначается самим ребенком. Если он по каким-то причинам в этой форме работы участвовать отказывается, настаивать не следует. Можно предлагать сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Началом рассказа может служить «Жил-был человек, похожий на меня...», который помогает старшему дошкольнику в словах показатьсобственное внутреннее состояние.Старшиедошкольники рассказывают о том, что на рисунках изображено, то есть формулируют словами собственные страхи.Артем: «...мчится быстрый поезд, воет страшный волк, Кощей»;Антон: «...едет поезд, и я под колеса падаю; головы отрубленные, вампиры»;Катя: «...мимо меня едет быстрый поезд, но я от него далеко стою; я боюсь в лесу заблудиться»;Даша: «...из окна прыгает мальчик».Обсуждение, которые входят в 5-ый этап занятия, помогает усовершенствовать самочувствие и от внутренних переживаний в какой-то мере освободиться. Любой ребенок свою работу показывает, делится впечатлениями, рассказывает обэмоциях, мыслях, которые появились у него в процессе изобразительной деятельности.После завершения обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых, достигнут положительный эффект, рисунки с бывшими страхами убираются или рвутся.Даша: «...я в лес ходить не боюсь. Там много красивых цветов, деревьев».Артем: «...я Кощеев не боюсь, они в сказках».Рисунки, на которых представлены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь ты нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься». Ребятам подсказывают, что можно изобразить страх сказочных персонажей, например, таким образом: от Бабы-яги не ребенок убегает, а она от него. Теперь ребенок должен показать себя в активной, противостоящей страху позиции.В малых группах для освобождения от неприятных эмоций участники выдумывают сюжет и разыгрывают небольшие комические спектакли, эмоциональное переключение в которых повергает к катарсису. В ходе этаких драматизаций забывает ребенок о страхах, одерживает победы. Подражание любимым героям (Робин Гуд), разрешаетстрах побороть. Модификация психического состояния случается потому, что в ходе драматизации жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Этот этап предназначен для ситуаций «публичного» проживания страха, так, например, на занятии «Рисуем маски», старшим школьникам можно предложить придумать содержание и название истории, в которой маски были бы основными действующими лицами; а, потом, их расположить на листе ватмана и «картину» дорисовать.Непосредственно до просмотра новых рисунков вместе со старыми, дается инструкция: «Если ты того или иного страха, который изображен на твоем рисунке, перестал бояться то скажи, что перестал, если нет, то скажи, боюсь еще».Некоторые старшие дошкольникирисуют активными себя, что говорит о преодолении страхов.Артем: “...я волка догоняю с палкой. Он от меня убегает, он меня боится ”.Даша: “...мальчик приземлился хорошо, так как он парашют надел”.Антон: “...я нахожусь в вагоне поезда, и я ничего не боюсь”.Самое основное, чтобы старший школьник сам приступил к рисованию собственных страхов, преодолев внутренний психологический барьер неуверенности и страха собственных страхов. Рассказывая и придумывая “страшные” истории со счастливым концом,старшие школьникиосвобождаются от психической энергии, которые направлены на агрессию и разрушение.В результате, участники занятия приобретают ценный опыт понимания и контроля собственных эмоциональных состояний.В качестве 6-ого этапа группового арт-терапевтического занятия предлагается исполнение коллективной работы. Например, сотворение общей работы, с употреблением кусочков цветной бумаги. Также, можно предложить школьникам упражнение, которое активизирует воображение, вызывает творческий интерес (например, изобразить и придумать животное, которое никого и ничего не боится).Модификацией этого упражнения является произведение единого группового рисунка. Задается установленная тема, например, нарисовать от страха лекарства и по кругу дается один лист бумаги, на котором любой по очереди рисует что-либо по своему замыслу или работу предыдущих авторов дополняет.Заключительный 7-ой этап, рассчитывает подведение результатов работы, вербализацию чувств, ощущений, мыслей, рефлексивный анализ, которые появились в процессе коллективной и индивидуальной работы. Всем желающим ребятам дается возможность интерпретировать, рассказать, выступить собственную работу, “подправить”, дополнить и объяснить то, что изобразить не удалось. При данномосуществится потребность быть принятым и понятым группой. Заканчивая занятие, существенно подчеркивать успех любого и всей группы, в целом.Преодоление разных страхов, а также неадекватной завышенной тревожности у старших дошкольников достигается благодаря арт-терапевтическому методу экспрессивного рисования (изображению ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, который олицетворяет страх, в которой данный страх терпит поражение).3.3. Повторная диагностика уровня страхов у детей старшего дошкольного возрастаПрограмма по коррекции страхов была реализована полностью. Для проверки ее результативности мы провели контрольный этап эксперимента.Задачами этого этапа являются:1. Диагностика присутствия страха (в том числе сказочных персонажей) по тем же методикам, которые были на констатирующем этапе изучения.2. Установитьтрансформации в уровне страха (в том числе сказочных персонажей) детей экспериментальной группы.3. Оценить достоверность полученных итогов и результативность реализованной программы.После реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей 5-7 лет была проведена повторная диагностика по следующим методикам: «Страхи в домиках» А.И. Захарова, проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова, Карта наблюдения. Самые заметные перемены произошли по результатам исследования по методике «Страхи в домиках» Захарова А.И. до и после программы коррекции. Характерные страхи остались такие же, но изменились их показатели. Были получены следующие данные: На представленном рисунке 6 видно, что изменились параметры по многим показателям Исходя из полученных результатов, как видно на рис.6, 73% (8 человек)- испытывают страх глубины, 64% (7 человек) – боятся темноты, кошмарных снов, пожара, огня, неожиданных звуков, одиночества, 55% (6 человек) - наблюдается страх войны, наказания, врачей, уколов и боли, 46 % (5 человек) – испытывают страх сказочных персонажей. Изменения произошли только в восьми столбцах из 11 после проведенной программы коррекции. В данной группе среднее количество страхов у детей начинает от 15. После проведения программы коррекции количество страхов на 1-2 позиции стало ниже. Уровень выраженности страха остался высокий - предполагает такие же особенности, как неадекватная самооценка, напряженность, пугливость, тревожность, малообщителен и проявляет подозрительность к окружающим. На рисунке 6 изображена диаграмма показателей количества страхов до и после проведения коррекционной работы по методике «Страхи в 65 домиках» Захарова А. И. Сводные результаты (см. Приложение 4, табл.7)Рис. 6 – Результаты исследования количества страхов до и после проведения коррекционной работы по методике «Страхи в домиках» Захарова А. И.2. Проективной методике «Мои страхи» Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у детей данной группы после проведения программы коррекции. В рисунках некоторые дети изобразили несколько объектов страха. Из рисунка 7 видно, что по сравнению с прошлым разом результаты по данной методике изменились в лучшую сторону: 5 детей изобразили приведений, что составляет 46 % (5 человек из 11-ти), 5 детей нарисовали различных сказочных персонажей (из компьютерных игр, и монстров) – это составило 46% от общего числа испытуемых, 3 детей (27%) - нарисовали насекомых, 1 ребенок - изобразил огонь, что соответствует 9 % от общего числа, 1 ребенок (9 %)-нарисовал смерть родителей, 1 ребенок (9%) - изобразил стихии. Все детали и особенности, интерпретируемые в каждом из рисунков, которые определяют у ребенка (астению, агрессивность, субдепрессию и т.д), показывают и доказывают лишь то, чего боится ребенок. Изменения после проведенной программы коррекции произошли в 2 категориях: Количество детей, которые нарисовали приведений и насекомых, по сравнению с прошлым разом уменьшилось, приведений изобразили уже 5 человек, а насекомых 3 человека. Результаты исследования по проективной методике «Мои страхи» Захарова А.И. до и после проведения коррекционной работы отображены на рисунке 7, сводные таблицы (см. Приложение 4, методика 2).Рис. 7 – Результаты исследования по проективной методике «Мои страхи» Захарова А. И. до и после проведения коррекционной работыПо результатам вторичного исследования по данной методике было выявлено: из 11 человек в группе серые и темные цвета использовали 5 детей, что подчёркивает - отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Оставшиеся 6 детей использовали яркие, светлые цвета и насыщенные краски - указывает на активный жизненный тонус и оптимизм. В основном дети рисовали смазанные образы, или рисунки, в которых было выражено большое число отчётливых, но непересекающихся линий. Лишь 3 из 11 детей использовали широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствовали предварительные наброски последующие, изменяющие первоначальный сюжет дорисовки – что показывает уверенность и решительность. В сравнении с предыдущей диагностикой, дети стали использовать светлые и яркие цвета, и более четко вырисовывать детали рисунка. 3. Карта Наблюдений Данная методика так же показала, что произошли некоторые изменения в результатах, которые улучшились после проведения коррекционной программы. При сопоставлении результатов до проведения коррекционной работы и после видно, что изменились показали во 2, 3 и 6 столбцах. Значительно сократилось число испытуемых, которые отвечали на вопросы тихо, так с 64% (7 человек) показатели опустились до 54% (6 человек). Показатели по признаку плаксивой интонации изменились с 54% (6 человек) до 45% (5 человек). Дети, которые не могли во время проведения методик спокойно сидеть, снизилось с 73% (8 человек) до 64% (7 человек).Но при этом не произошло никаких изменений до и после проведения коррекционной работы, и сохранились результаты по признакам: изменчивость настроения- 64% (7 человек), подергивание рукой, ногой – 36% (4 человека).; бегающий взгляд - 36% (4 человека). Результаты исследования по методике «Карта Наблюдений» до и после проведения коррекционной работы отображены на рисунке 8 (см. Приложение 4, табл. 8, 9).Рис. 8 – Результаты исследования по методике «Карта Наблюдений» до и после проведения коррекционной работыИтоги исследования по методике «Тест тревожности (М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммпл)»после проведения коррекционной работы представлены в Приложение 6, таблица13.Как видно из таблицы 7, в ЭГ произошли незначительные изменения в количестве средних баллов. Испытуемые с высоким уровнем тревожности до проведения коррекционной работы стали давать на 0,84 негативных ответов больше. Испытуемые со средним уровнем тревожности до проведения коррекционной работы стали давать на 0,49 негативных ответов меньше. Испытуемых с низким уровнем тревожности до проведения коррекционной работы увеличилось на 1,14 негативных ответов.Таблица 7. Итоги исследования по методике«Тест тревожности (М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммпл)»до и после проведения коррекционной работыУровень тревожностиКоличество детей (%)допослеВысокий10.611Средный4.784.29Низкий-1.14Сравнение распределений уровней тревожности в экспериментальной группе до и после проведения коррекционной работы отражено на рисунке 9.Рис. 9 –Результаты исследования по методике «Тест тревожности (М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммпл)»Из рисунка 9 видно, что снижение уровня ситуативной тревожности у испытуемых в ЭГ после проведения психологопедагогической коррекции очевидно. Высокий уровень тревожности до коррекции выявлен у 36% испытуемых (4 детей), после коррекции, у 9,1% (1 ребенок). То есть количество детей с высоким уровнем ситуативной тревожности снизилось на 26,9%. После коррекции дети давали предложенным рисункам от 2 до 6 раз грустное лицо. Благодаря коррекции, 1 ребенкаперешел с высокого сразу на низкий уровень ситуативной тревожности. Средний уровень в ЭГ тревожности до коррекции выявлен из пятнадцати у 64% испытуемых (7 детей), после коррекции у 45,45% (5 детей). То есть количество детей со средним уровнем тревожности снизилось на 18,55%. 3 ребенка перешли с высокого уровня тревожности на средний. 2 ребенка остались на среднем уровне тревожности, но общее количество негативных ответов уменьшилось 21,43%. С низким уровнем тревожности в ЭГ до коррекции детей выявлено не было. После коррекции с низким уровнем тревожности возросло на 45,45% (5 детей). Эти дети давали от нуля до двух негативных ответов. То есть количество детей с низким уровнем тревожности повысилось на 45,45%. Результаты исследования по методике «Тест тревожности (М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммпл)» до и после проведения коррекционной работы представлены рисунке 6 (см. Приложение 6, табл. 12).3.4. Анализ эффективности программы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с применением Т-критерии ВилкоксонаПосле программы коррекции дети практически не изменили своего отношения к проведению диагностик, настроение поменялось незначительно. Некоторые дети часто отвлекались, но по возможности старались слушать и выполнять задания, иногда проявляя интерес. Несмотря на проведенную коррекционную программу, дети во время выполнения заданий переживали, отвечая на определенные вопросы.Сопоставлены показатели первичной и вторичной диагностики уровня страхов у детей 5-7 лет по методике «Страхи в домиках» А. И. Захарова для выявления и уточнения преобладающих видов страхов.Для проверки гипотезы исследования, в которой мы предположили,что количество страхов у детей 5-7 лет,возможно, изменится, если реализовать разработанную нами программупсихолого-педагогической коррекции, включающую комплекспсихотехнических игр и упражнений, была выполнена математическаяобработка экспериментальных данных с помощью Т-критерий ФренкаВилкоксона (Приложение 3).Формулируются статистические гипотезы Т-критерий Френка Вилкоксона. Н0: сдвиг между показателями начальных и конечных срезов значимо не отличается от нуля. Н1: сдвиг между показателями начальных и конечных срезов значимо отличается от нуля Формула имеет вид: Т = ΣRr. Где ΣRr – сумма нетипичных рангов. Расчет по Т- критерию Вилкоксона представлен в таблице8.Таблица 8.Таблица расчета Т- критерия Вилкоксона по методике «Страхи в домиках» А. И. Захарова За нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения».N"До""После"Сдвиг (tпосле - tдо)Абсолютное значение сдвигаРанговый номер сдвига1716-113.51917-227.51817-113.52319-4410.51415113.51615-113.52218-4410.52120-113.51916-3392018-227.51716-113.5 Сумма рангов нетипичных сдвигов:3.5Результат: Тэмп = 3.5 Критические значения T при n=11 T 0.01 = 7 T 0.05 = 13Рис. 9– Ось значимостиПолученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Для Т-критерия Вилкоксона правило принятия-отвержения нулевой гипотезы следующее: Тэмп ≤ Ткр Þ Н1. Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости. Следовательно, интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Гипотеза H0 отвергается, принимается гипотеза H1. Это значит, что количество страхов изменилось после проведения коррекционной программы.Таким образом, основная гипотеза исследования: применение различных корректирующих методик дает возможность помочь старших дошкольников преодолеть негативные переживания и снять страхи; уменьшить тревожность; снизить эмоциональное напряжение.Рассмотрим таблицу расчета Т- критерия Вилкоксона по методике Тест тревожности (M. Дорки, B. Амен, P. Тэммпл)»Таблица 9Таблица расчета Т- критерия Вилкоксона по методике Тест тревожности (M. Дорки, B. Амен, P. Тэммпл)»За нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения».N"До""После"Сдвиг (tпосле - tдо)Абсолютное значение сдвигаРанговый номер сдвига6442-22226217-1414372114143507-434384228-1414535350075014-363612821-776770094228-141487114-57579 Сумма рангов нетипичных сдвигов:5Сформулируем гипотезы: Н0 – ситуативная тревожность старших дошкольников в экспериментальной группе снизилась после проведения психологопедагогической коррекции. Н1–ситуативная тревожность старших дошкольников в экспериментальной группе снизилась случайно. Проверим гипотезу, при помощи определения критических значений по критерию Т. Вилкоксона: Тэмп.=5Ткр. = 19 (при р≤0,01) Ткр. = 30 (при р≥0,05) Тэмп.Рис.10 – Ось значимостиТэмп. входит в область значимости, т.е. у испытуемых ЭГ после проведения формирующего эксперимента статистические данные показали достоверные различия. Соответственно наша гипотеза, о том, что ситуативную тревожность старших дошкольников можно снизить с помощью реализации программы коррекции подтверждается.Из полученных результатов можно сделать вывод, что разработанная программа психолого-педагогической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста является эффективной.ЗаключениеНа основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим заключениям:Страх является эмоциональным отображением в сознании индивида конкретной угрозы для благополучия и жизни. Страх с точки зрения психолого-педагогического уровня анализируется в изучении воздействия отрицательных эмоциональных состояний в условиях учебно-воспитательной деятельности на протекание психических процессов.Он появляется в обстановкахопасности биологической или социальнойжизниребенка и направлен на источник воображаемой опасности или воздействий. Страх является предупреждающим фактором субъекта оожидающейугрозы. С помощью этой эмоциисубъект сосредоточивает внимание на ее источнике, побуждает разыскиватьспособы ее преодоления.В норме страхи помогают научиться справляться с пугающими фантазиями и выработать определенные защитные механизмы. Но иногда такие фантазии оказываются вовсе не безобидными – сильные страхи могут вызывать расстройства сна и поведения, нарушать эмоциональное равновесие ребенка и приводить к развитию невроза.Страх складывается из вполне специфических и определенных физиологических изменений, специфического переживания и экспрессивного поведения, проистекающего из ожидания опасности или угрозы.Некоторые типологические свойства нервной высшей деятельности содействуют возникновению страха. Данное эмоциональная чувствительность и с ней соединенная впечатлительность. Увеличенная впечатлительность этих людей проявляется в их эмоциональной уязвимости и ранимости, когда они «принимают все близко к сердцу и расстраиваются легко», будучи неспособными, к агрессивным ответам. Дети, которые подвержены страхам, не склонны к открытому, внешнему выражению своих переживаний и чувств - они «держат все в себе».Источниками страха могут быть ситуации, условия или события, которые являются началом опасности. Причиной страха также может быть наличие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может располагать объект или своим предметом какого-либо человека. Иногда страх ни с чем конкретным не является связанным, подобные страхи чувствуются, как беспредметные. Страх может возбуждаться страданием, данное связано с тем, что в детстве выработались связи между данными чувствами.Также часто дети боятся какого-то конкретного предмета или действия, например – собак, транспорта, детского сада или школы, воды, врачей и так далее. Как правило, эти страхи связаны с каким-либо травматическим переживанием, при этом обстоятельство получения травмы может быть реальной ситуацией или увиденной в мультфильмах и даже книжках.Сильное впечатление могут производить на детей страхи, внушаемые взрослыми или старшими сиблингами. Именно поэтому запугивание является неадекватной стратегией воспитания.Существуют разные методы коррекции детских страхов, и задача специалистов - правильно подобрать коррекционные методики учитывая их возрастные характеристики и индивидуальные особенности.Способы коррекции детских страхов могут быть самыми разными в зависимости от характера и содержания страха у конкретного ребенка. Но есть более или менее общая схема того, как строится работа с детскими страхами в психологическом консультировании и психотерапии.В результате проведенного исследования было вычвлено, что, при работе с дошкольниками, имеющими высокий уровень тревожности, необходимоучесть их особенное, характерное отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Дети с высоким уровнем тревожностивесьмавпечатлительны к следствиямсвоей деятельности, они опасаются и сторонятсянеудачи. Для них весьматяжелодать оценку результатам личной деятельности.Они не умеют самостоятельно постановить, верно сделали что-либо, или-нет, а ожидаютданной оценки от взрослого.Детские страхи имеют важную значимость для дошкольника. Возникновениенекоторых страхов сходится во временном отношении со скачком в психомоторном развитии. Детские страхи, в случае нормального развития, являются существенным звеном длярегулирования поведения дошкольника, и в общем имеют позитивное адаптационное значение. О том, что дошкольник имеет сртах смерти, можно догадаться по присутствиюиных страхов, преимущественно, ощущаемых во сне (страшных снов), страх сказочных персонажов, страх нападения, страх огня и пожара, страх заболеть и боязни стихии.Чтобы помочь ребенку одолеть страх, родителидолжныосмыслить, что скрывается за страхом ребенка. Необходимоприложить любые усилия, чтобы усовершенствоватьвзаимоотношения с детьми. А для этого,родителиобязанысмягчитьличные требования к детям, часто не наказывать их и меньше направлять внимания на агрессивность, которую они иногда выражают.Существуют разные методы коррекции детских страхов, и задача специалистов - правильно подобрать коррекционные методики, учитывая их возрастные характеристики и индивидуальные особенности.Разработанная и примененная нами коррекционная программа по преодолению страха и тревожности дошкольников была эффективная и может использоватья педагогами в учебно-воспитательной работе.Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что применение различных корректирующих методик дает возможность помочь старших дошкольников преодолеть негативные переживания и снять страхи; уменьшить тревожность; снизить эмоциональное напряжение, нашла свое подтверждение.ВЫВОДЫТаким образом, как отмечает Захаров А.И., страх с точки зрения психолого-педагогического уровня анализируется в исследовании влияния отрицательных эмоциональных состояний на протекание психических процессов в условиях учебно-воспитательной деятельности.Природные стимулы представляют собой: незнакомость, одиночество, внезапное изменение стимула, внезапное приближение, боль и высота. Стимулы страха в себе включают: животных, темноту, незнакомые предметы и незнакомых людей. В своих работах многие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов созревания и развития.П.М. Яклбсон, Э. Клаперед страх анализируют в качестве чувства, Д. Риттер, П.М. Вильсон - как аффект, эмоцию, Ж. Ньюттен - как мотивацию; В.А. Петренко, Л.А. Корпенко - как эмоциональное состояние; A.M. Прихожан - как аффективно-личностное образование.Детские страхи представляют собой естественные возрастные особенности, связанные с познанием мира. Если ребенок не зацикливается на боязни, и страх не присутствует больше нескольких недель, то беспокоиться не стоит. В случае затянувшихся процессов нужно обратиться к психологу. Бороться с детскими страхами позволяют техники: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Консультация родителей является залогом успешного избавления от фобии вашего ребенка.По Ветровой О. Е., случайность – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем. Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Чтобы помочь ребенку в процессе преодоления страха, родителям нужно осознать, что кроется за страхом ребенка. Полезным будет сделать всякое усилие, чтобы усовершенствовать отношения с детьми. А для данного взрослые к детям свои требования должны умерить, наказывать их реже и меньше концентрировать внимание на агрессивность, которую время от времени они проявляют.Существуют разные методы коррекции детских страхов, и задача специалистов - правильно подобрать коррекционные методики учитывая их возрастные характеристики и индивидуальные особенности.Таким образом, результаты повторной диагностики испытуемых показали, что в экспериментальной группе произошло достоверно значимое снижение тревожности и страхов. Это позволяет говорить о том, что проведенная коррекционная работа оказалась достаточно эффективной. Это значит, что применение коррекционной программы было продуктивным.Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что применение различных корректирующих методик дает возможность помочь старших дошкольников преодолеть негативные переживания и снять страхи; уменьшить тревожность; снизить эмоциональное напряжение, нашла свое подтверждение.Список литературыАкимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст]: учебное пособие / М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.Акопян Л. С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста / Л. С. Акопян // Образование и саморазвитие, 2010. - № 17. - с. 214-218.Алексеева Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 2. - с. 58-61.Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А.А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 87-89.Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей / Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. - М.: Психотерапия, 2009. - 272 с.Афанасьева Т. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности / Т. В. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 65.Баранова, Э. А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей шести-семи лет [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Э. А. Баранова. – Нижний Новгород, 1998. – 23 с.Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин. - М., 2006. - 278 с.Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. - 2015. - №21. - с. 700-703.Вачков, И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст]: учебное пособие / И. В. Вачкова. – М.: Ось – 89, 2007. - 144 с.Ветрова О. Е. Психолого-педагогический подход к определению понятия "страх" / О. Е. Ветрова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 8. - с. 37- 41.Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночь / Н. Г. Вологодина. - М.: Феникс, 2006. - 106 с.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка" // Психология развития: Хрестоматия. - С.-Пб.: Питер, 2011. - 632 с.Гольева Г. Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста / Г. Ю. Гольева // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль).Давыдова О. И. Этнопедагогика народной сказки: учебное пособие / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 174 с.Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - с. 27.Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / под ред. Н. Н. Ежовой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 314 с.Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебное пособие / О. Ю. Ермолаев – Москва.: Флинта, 2003. – 336 с.Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учебное пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2008. - 336 с.Зайченко, В. Н. Система воспитательной работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учения у старшеклассников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В. Н. Зайченко. – Волгоград: , 1985. – 203 с.Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А. И. Захаров - С.-Пб.: Речь, 2005. - 320 с.Захаров А. И., Панфилова М. Детские неврозы / А. И. Захаров. - С.-Пб.: Респекс, 1995. - 398 с.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С.-Пб.: Златоуст, 1998. - 352с.Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012 - № 7. - с. 19-24.Калацкая Н. Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста. / Н. Н. Калацкая, В. Ф. Шигабиева // Вестник НЦБЖД, 2010. - № 2. - с. 44- 47.Капщук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 221с.Карнюхина Е. И. Изотерапия в коррекционной работе с детьми / Е. И. Карнюхина // Воспитатель ДОУ. - 2014. - № 2. - с. 45.Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - С.-Пб.: Реноме, 2011. - с. 23-25.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2009. - 160 с.Коврижкина А. О. Виды и причины детских страхов / А.О. Коврижкина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 1. - с. 9-12.Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.Колесникова В. Можно сказку начинать! / В. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - с. 64-68.Коненко Е. А., Михайлова Н. Н., Артемова С. И. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста / Е. А. Коненко и др. // Молодой ученый. - 2015. - №15. - с. 547-549.Корсакова Н. А. Музыкальная терапия в музыкальном благополучии дошкольника / Н. А. Корсакова // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 29.Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов. / Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование, 2012. - № 1. - с. 1-14.Кузнецова Е. Изодеятельность - это творчество / Е. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - с. 22.Куташов В. А., Лаптева И. В. Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5-9 лет / В. А. Куташев, И. В. Лаптева // Молодой ученый. - 2016. - № 1. - с. 653-655.Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий. 2-ое изд., - СПб.: Питер, 2015. - 262с.Лебединский B.B. Что такое страх? [Электронный ресурс] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская. – Режим доступа: http: // www. psihotesi. ru / gloss/ strah. тag – свободный (дата обращения – 22.05.2018).Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н. Д. Левитов // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. - С.-Пб., 2008. - 453 с.Лощинина Я. И., Алексеенко В. В. Сказкотерапия: нравственное и эмоциональное развитие дошкольника ("Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет) / Я. И. Лощинина. - М.: Рипол-Классик, 2008. - 218 с.Люблева Е. Ю. Семейная социализация и тревожность у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Е. Ю. Люблева // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 2. - с. 37.Никитина Т. О., Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольников / Т. О. Никитина, М. А. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 9. - с. 43.Николаева И. Использование методов сказкотерапии в образовательном процессе // Материалы II Международного сказкотерапевтического фестиваля "Психология сказки и Сказка психологии" / И. Николаева. - М., 2010. - 198 с.Орлов А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А. Б. Орлов и др. // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - с. 7.Орлова Л. В. Арт-терапия в коррекции детских страхов / Л. В. Орлова. - М., 2012. - 456с.Осипова А. А. Общая психокоррекция / Осипова А. А. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - с. 24-28.Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - С.-Пб.: Питер, 2009. - 192 с.Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления. / А. С. Саржанова, А. К. Егенисова // Современные наукоёмкие технологии, 2013. - № 7. - с. 155-157.Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 3-2. - с. 42-52.Стишенок И. Использование сказок при индивидуальном консультировании / И. Стишенок // Школьный психолог. - 2011. - Сентябрь. - с. 24-26.Татаринцева А. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям / А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук. - СПб., 2007. -165 с.Ткач Л. Интеграция смысловых аспектов сказки в содержании художественно-творческой деятельности / Л. Ткач // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - с. 48.Фокина А. Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста / А. Н. Фокина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2015. - Т. 10. - С. 286-290. - URL: #"justify">.Хорни К. Тревожность / К. Хорни // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. - С.-Пб.: Пер Сэ, 2008. - 453с.Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. -М.: Владос, 1995. - 160с.Шишова, Т. Л. Как помочь маленькому трусишке? [Текст] / Т. Л. Шишова // Семья и школа. – 1997. – № 2. – С. 8 – 10.Штейнгардт Л. Юганская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001. - 320с.Штерц О. М., Корнева И. А. Исследование и коррекция детских страхов в дошкольном возрасте / О. М. Штерц, И. А. Корнева // Сборники конференций НИЦ социосфера. - 2014. - № 8. - с. 44-45.Приложение 1A.И. Захаров, M. Панфилова «Страхи в домиках»Таблица 1Список зачитываемых страховТаблица 2 Карта наблюденияПриложение 2Результаты исследования на этапе констатирующего экспериментаТаблица 3 Результаты исследования на этапе констатирующего экспериментаТаблица 5 Протокол тестирования. Тест «Страхи в домиках»Таблица 53.Карта наблюдения. До программы коррекцииТаблица 6До программы коррекции: итогиПриложение 3Метод математической статистики, T-критерия ВилколсонаПриложение 4Результаты исследования на этапе формирующего экспериментаТаблица 7 1. По опроснику А.И. Захарова выявлены следующие страхиТаблица 83.После программы коррекцииТаблица 93.После программы коррекции: итогПриложение 5Таблица 11 Технологическая карта 1-й этап․ Анализ исследования страхов у детей 6 летПриложение 6«Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)»Таблица 12Таблица расчета уровня тревожности№Код ребенкаВозрастТест тревожности (М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммпл)ДоПосле1СШ15вв2СШ26сн3СШ35сс4СШ45вн5СШ56сс6СШ66сс7СШ76вн8СШ87сс9СШ97сн10СШ106сс11СШ116внТаблица 13. Итоги исследования по методике«Тест тревожности (М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммпл)»до и после проведения коррекционной работыУровень тревожностиКоличество детей (%)допослеВысокий4 (36%)1 (9.10%)Средный7 (64%)5 (45.45%)Низкий0 (0)%5 (45.45%)Приложение 7Сводные таблицыТаблица 14. «Страхи в домиках» А.И. Захарова /до проведения программы коррекции/Таблица 15. «Страхи в домиках» А.И. Захарова /после проведения программы коррекции/Таблица 16. Методика «Мои страхи» А.И.Захарова
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст]: учебное пособие / М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
2. Акопян Л. С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста / Л. С. Акопян // Образование и саморазвитие, 2010. - № 17. - с. 214-218.
3. Алексеева Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 2. - с. 58-61.
4. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А.А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 87-89.
5. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей / Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. - М.: Психотерапия, 2009. - 272 с.
6. Афанасьева Т. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности / Т. В. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 65.
7. Баранова, Э. А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей шести-семи лет [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Э. А. Баранова. – Нижний Новгород, 1998. – 23 с.
8. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин. - М., 2006. - 278 с.
9. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. - 2015. - №21. - с. 700-703.
10. Вачков, И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст]: учебное пособие / И. В. Вачкова. – М.: Ось – 89, 2007. - 144 с.
11. Ветрова О. Е. Психолого-педагогический подход к определению понятия "страх" / О. Е. Ветрова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 8. - с. 37- 41.
12. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночь / Н. Г. Вологодина. - М.: Феникс, 2006. - 106 с.
13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка" // Психология развития: Хрестоматия. - С.-Пб.: Питер, 2011. - 632 с.
14. Гольева Г. Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста / Г. Ю. Гольева // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль).
15. Давыдова О. И. Этнопедагогика народной сказки: учебное пособие / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 174 с.
16. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - с. 27.
17. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / под ред. Н. Н. Ежовой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 314 с.
18. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебное пособие / О. Ю. Ермолаев – Москва.: Флинта, 2003. – 336 с.
19. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учебное пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2008. - 336 с.
20. Зайченко, В. Н. Система воспитательной работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учения у старшеклассников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В. Н. Зайченко. – Волгоград: , 1985. – 203 с.
21. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А. И. Захаров - С.-Пб.: Речь, 2005. - 320 с.
22. Захаров А. И., Панфилова М. Детские неврозы / А. И. Захаров. - С.-Пб.: Респекс, 1995. - 398 с.
23. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С.-Пб.: Златоуст, 1998. - 352с.
24. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012 - № 7. - с. 19-24.
25. Калацкая Н. Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста. / Н. Н. Калацкая, В. Ф. Шигабиева // Вестник НЦБЖД, 2010. - № 2. - с. 44- 47.
26. Капщук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 221с.
27. Карнюхина Е. И. Изотерапия в коррекционной работе с детьми / Е. И. Карнюхина // Воспитатель ДОУ. - 2014. - № 2. - с. 45.
28. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - С.-Пб.: Реноме, 2011. - с. 23-25.
29. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2009. - 160 с.
30. Коврижкина А. О. Виды и причины детских страхов / А.О. Коврижкина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 1. - с. 9-12.
31. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
32. Колесникова В. Можно сказку начинать! / В. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - с. 64-68.
33. Коненко Е. А., Михайлова Н. Н., Артемова С. И. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста / Е. А. Коненко и др. // Молодой ученый. - 2015. - №15. - с. 547-549.
34. Корсакова Н. А. Музыкальная терапия в музыкальном благополучии дошкольника / Н. А. Корсакова // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 29.
35. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов. / Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование, 2012. - № 1. - с. 1-14.
36. Кузнецова Е. Изодеятельность - это творчество / Е. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - с. 22.
37. Куташов В. А., Лаптева И. В. Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5-9 лет / В. А. Куташев, И. В. Лаптева // Молодой ученый. - 2016. - № 1. - с. 653-655.
38. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
39. Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий. 2-ое изд., - СПб.: Питер, 2015. - 262с.
40. Лебединский B.B. Что такое страх? [Электронный ресурс] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская. – Режим доступа: http: // www. psihotesi. ru / gloss/ strah. тag – свободный (дата обращения – 22.05.2018).
41. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н. Д. Левитов // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. - С.-Пб., 2008. - 453 с.
42. Лощинина Я. И., Алексеенко В. В. Сказкотерапия: нравственное и эмоциональное развитие дошкольника ("Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет) / Я. И. Лощинина. - М.: Рипол-Классик, 2008. - 218 с.
43. Люблева Е. Ю. Семейная социализация и тревожность у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Е. Ю. Люблева // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 2. - с. 37.
44. Никитина Т. О., Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольников / Т. О. Никитина, М. А. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 9. - с. 43.
45. Николаева И. Использование методов сказкотерапии в образовательном процессе // Материалы II Международного сказкотерапевтического фестиваля "Психология сказки и Сказка психологии" / И. Николаева. - М., 2010. - 198 с.
46. Орлов А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А. Б. Орлов и др. // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - с. 7.
47. Орлова Л. В. Арт-терапия в коррекции детских страхов / Л. В. Орлова. - М., 2012. - 456с.
48. Осипова А. А. Общая психокоррекция / Осипова А. А. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.
49. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - с. 24-28.
50. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - С.-Пб.: Питер, 2009. - 192 с.
51. Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления. / А. С. Саржанова, А. К. Егенисова // Современные наукоёмкие технологии, 2013. - № 7. - с. 155-157.
52. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 3-2. - с. 42-52.
53. Стишенок И. Использование сказок при индивидуальном консультировании / И. Стишенок // Школьный психолог. - 2011. - Сентябрь. - с. 24-26.
54. Татаринцева А. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям / А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук. - СПб., 2007. -165 с.
55. Ткач Л. Интеграция смысловых аспектов сказки в содержании художественно-творческой деятельности / Л. Ткач // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - с. 48.
56. Фокина А. Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста / А. Н. Фокина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2015. - Т. 10. - С. 286-290. - URL: #"justify">.Хорни К. Тревожность / К. Хорни // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. - С.-Пб.: Пер Сэ, 2008. - 453с.
57. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. -М.: Владос, 1995. - 160с.
58. Шишова, Т. Л. Как помочь маленькому трусишке? [Текст] / Т. Л. Шишова // Семья и школа. – 1997. – № 2. – С. 8 – 10.
59. Штейнгардт Л. Юганская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001. - 320с.
60. Штерц О. М., Корнева И. А. Исследование и коррекция детских страхов в дошкольном возрасте / О. М. Штерц, И. А. Корнева // Сборники конференций НИЦ социосфера. - 2014. - № 8. - с. 44-45.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические подходы используются при изучении проблемы страхов у детей старшего дошкольного возраста?
Основные теоретические подходы, применяемые при изучении проблемы страхов у детей старшего дошкольного возраста, включают психоаналитический подход, психологический подход и семейно-системный подход.
Какие причины могут привести к возникновению страхов у детей старшего дошкольного возраста?
Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста может быть вызвано различными причинами, такими как негативный опыт, особенности личности ребенка, влияние окружающей среды и различные ситуационные факторы.
Какие методы используются для коррекции детских страхов?
Для коррекции детских страхов могут применяться различные методы, включающие игровую терапию, когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, гипнотерапию и другие.
Как организована экспериментальная работа по диагностике страхов у детей старшего дошкольного возраста?
Экспериментальная работа по диагностике страхов у детей старшего дошкольного возраста включает организацию этапов и проведение исследования, а также базу исследования, которая может состоять из группы детей-исследователей и специалистов, занимающихся диагностикой страхов.
Какие методы диагностики применяются при изучении страхов у детей старшего дошкольного возраста?
Для диагностики страхов у детей старшего дошкольного возраста могут применяться различные методы, такие как интервьюирование, наблюдение, тестирование, анкетирование и другие.
Какие теоретические подходы существуют к изучению проблемы страхов у детей старшего дошкольного возраста?
Существуют основные теоретические подходы к изучению проблемы страхов в старшем дошкольном возрасте. Некоторые из них включают в себя психоаналитический подход, который уделяет внимание внутренним психическим конфликтам, а также когнитивный подход, который фокусируется на понимании и интерпретации информации ребенком. Другие подходы включают в себя социальный и поведенческий подходы, рассматривающие влияние окружающей среды и обучения на страховое поведение ребенка.
Какие причины могут привести к возникновению страхов у детей в старшем дошкольном возрасте?
Существует несколько причин, которые могут привести к возникновению страхов у детей старшего дошкольного возраста. Одной из таких причин является непосредственное воздействие окружающей среды, например, страшные фильмы или события, которые могут вызвать у ребенка страх. Также страхи могут быть обусловлены негативным опытом или травмой, произошедшей в прошлом. Некоторые дети могут иметь врожденные предрасположенности к определенным страхам. Кроме того, влияние родителей и родственников также может повлиять на развитие страхов у детей.
Какие методы коррекции детских страхов существуют?
Существует несколько методов коррекции детских страхов. Один из таких методов - это когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает ребенку изменить свои негативные мысли и поведение, связанные со страхами. Другой метод - это игровая терапия, которая использует игру и воображение для помощи ребенку в освоении навыков расслабления и преодоления страхов. Также существуют методы, основанные на обучении ребенка управлять своими эмоциями и использовать позитивные стратегии преодоления страха.
Какие теоретические подходы существуют к изучению проблемы страхов у детей старшего дошкольного возраста?
К основным теоретическим подходам к изучению проблемы страхов в старшем дошкольном возрасте относятся психологический, социальный и педагогический подходы. Психологический подход предполагает изучение психологических аспектов страхов, таких как их природа, механизмы возникновения и проявления, путь к преодолению. Социальный подход связан с изучением влияния социальной среды на формирование и развитие страхов у детей старшего дошкольного возраста. Педагогический подход предполагает поиск эффективных методов коррекции и развития страхов у детей.
Какие могут быть причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста?
Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста могут быть разнообразными. Это могут быть негативные эмоциональные или травматические ситуации, такие как развод родителей, переезд или переход в новый коллектив, конфликты с детьми, физическая или эмоциональная угроза со стороны взрослых или детей. Прошлые негативные опыты или наблюдение за негативными событиями также могут способствовать возникновению страхов у детей.
Какие методы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы?
Для коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы различные методы. Это могут быть игровые и ролевые методы, когнитивно-поведенческие техники, методы арт-терапии, психологические тренинги и программы. Однако выбор метода должен быть основан на индивидуальных особенностях ребенка и учитывать его возраст, степень страха, ситуацию, в которой страх возникает.