Графические портреты в творчестве Серова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 26 26 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 28.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
Глава 1. Творческий путь В.А. Серова 6
1.1. Биография В.А. Серова 6
1.2. Творческий путь В.А. Серова, периоды творчества 8
Глава 2. Особенности графических портретов В.А. Серова 12
2.1. Стилистические особенности портретной графики В.А. Серова 12
2.2. Описание и анализ портрета Тамары Карсавиной В.А. Серова 15
2.3. Описание и анализ наброска к портрету Полины Щербатовой В.А. Серова 18
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Портрет является эскизом для классического портрета в интерьере, по своей композиции и трактовке деталей выполнен в традиционной для этого жанра манере. Поза княгини спокойна и расслаблена в ней не чувствуется напряжения, взгляд направлен вниз, такая трактовка придает образу задумчивость, делает внутренний мир модели более закрытым и загадочным.Формат для портрета выбран вертикальный, вытянутый, в таком формате для модели не остаётся места для движения, он диктует ей статичный характер, замыкая ее внутри себя. Формат эскиза и неосуществленного большого портрета – вертикально вытянутый. Он не дает много пространства для движения в нем модели, делает ее более статичной и замкнутой внутри себя. Формат и модель в этом эскизе и портрете Карсавиной соотносятся по-разному: фигуру Карсавиной художник изобразил не целиком, и места для движения в рисунке нет совсем; фигура Щербатовой, напротив, дана в полный рост, и здесь у нее есть, хоть и малое, пространство для движения. Однако в обеих фигурах, несмотря на статичность, которую придает вертикальный формат, заключено потенциальное движение. Карсавина будто запечатлена в момент остановки одного движения танца и начала следующего, Щербатова тоже как будто вот-вот снимет руку с вазы и начнет движение.Все композиционные линии имеют вертикальную направленность, сама фигура княгини вытянута вертикально. В интерьере так же преобладает вертикальная направленность. Стоит отметить характер противопоставления фигуры внешнему пространству, интерьер решен четкими геометрическими формами, так фигура модели противопоставлена ему на контрасте плавных мягких линий.В портрете реализовано два плана, на первом изображена княгиня и ваза, на втором решена стена, таким образом, в отличие от предыдущего произведения пространство имеет глубину.Светотеневая моделировка в этом эскизе, как и в портрете Карсавиной, практически отсутствует, Серов намечает легкую тень на лице, по которой невозможно определить источник света. Возможно, это связанно с задачей художника найти и отработать основную композицию живописного портрета. По своему характеру композиционное решение очень устойчиво, первая доминанта расположенная практически по центру – фигура модели, второй доминантой является ваза. Линии не столько легкие и невесомые по своему характеру, сколько ищущие, еще не выверенные и не точные. Стоит отметить, что особенности графического мастерства художника раскрыты меньше чем в самостоятельном портрете Карсавиной. В эскизе меньше условности, некоторые линии проведены по нескольку раз, мелкие детали едва намечены, но не потому что Серов оставил их для воображения зрителя, а потому что они не играют важной роли в подготовительном эскизе. Главная цель художника подготовить материал, найти правильную позу, образ и интерьер в полной мере отражающие сущность модели и ее внутренний мир.Не смотря на статичность фигуры, в ней улавливается легкое движение. А скорее готовность к движению в следующее мгновение. Движение зрителя сосредоточено на самой модели ее лице, одежде, рассмотреть так же хочется вазу, интерьер внимания не привлекает. Эскизные рисунки к портрету Щербатовой позволяют проследить ход мысли художника на пути создания портрета – здесь он как бы исследует свою модель, предлагая ей разные позы, жесты, настроение и выбирая их них наиболее подходящие и раскрывающие ее сущность. И, несмотря на подготовительный характер работы, мы видим перед собой замечательный рисунок, даже в незавершенном своем виде передающий в полной мере замысел художника.Подводя итоги, сравнения двух произведений мы видим, что в портрете Тамары Карсавиной художником был использован минимум графических средств выражения, с помощью которых он достигает нежного характера, чувственности и жизненности образа. На центр композиции указывает яркое тональное пятно, остальное решено тонкими легко намеченными линиями, в которых зритель уже сам достраивает и угадывает контуры движения и детали. Используя средства графики, создается конфликт пространства и плоскости, именно на этом контрасте перед зрителем рождается образ недосказанности. Не смотря на ощущение неоконченности произведение является самостоятельным и законченным. Одним из достоинств подготовительных эскизов к классическому портрету Щербатовой это возможность проследить процесс поиска художника, процесс отбора материала. В данном произведении художник преследует отличные от предыдущего рисунка задачи. В эскизе каждая вещь и деталь нашла свое место, в произведении нет недосказанности, здесь не требуется работы зрительского воображения. Линии, в отличие от портрета Карсавиной, здесь не «работают» на создание противопоставления плоскости и объема, здесь они – инструмент, помогающий найти наиболее подходящий образ для модели, ее положение в интерьере, расставить главные акценты. Несмотря на подготовительный характер произведения Серов воплощает в нем поиски самостоятельного полного образа, для него не имеет значения самостоятельный портрет или подготовительный эскиз, главная цель художника раскрыть внутренний мир модели по средствам технических приемов графики. ЗаключениеВ.А. Серов стал ярким представителем сложного и переломного периода в искусстве – рубежа веков. Стоит отметить, что художник был признан современниками, пользовался среди них большим уважением. Художественный метод его произведений проделал огромный путь развития, так у зрителя возникает ощущение, что первые работы мастера и последние это произведения художников разных эпох. Но, в сущности, так оно и было. В своем творчестве Серов прошел этапы становления как реалист, близкий по своему методу к передвижникам, позже был период, когда мастер испытал на себе влияние импрессионисткой стилистики. Позже Серов отходит от творческого метода традиционного для XIXв., и в своих произведениях воплощает стилистические черты модерна, который стал основным культурным явлением начала нового столетия. Именно в этом процессе эволюции творческого метода прослеживается качественное обновление культуры, связанное со сменной веков, произошедшая смена культурных парадигм.В.А. Серов через портретный жанр раскрывает особенности времени и мироощущения современников, а не только создает портрет одного конкретного человека. Художник остро чувствует значение каждого отдельного человека в современном ему мире. Это очень ярко проявляется в процессе эволюции его манеры и стиля на протяжении всего творчества. В рамках исследования были рассмотрены два графических произведения – цельный законченный образ Тамары Карсавиной и подготовительный эскиз к портрету Щербатовой – работы, поставившие мастерство Серова, рисовальщика и портретиста, на недосягаемую высоту. Анализ и сравнение этих рисунков позволили нам выявить различные особенности графики в зависимости от вида работы (самостоятельной или подготовительной) и того образа, который он хочет создать. Для достижения разных целей здесь художник применяет разные приемы и изобразительные средства.Графическое наследие В.А. Серова имеет огромное значение, так как позволительно трактовать его как личный дневник художника. Если говорить о графических портретах, то в большей степени они носят интимно камерный-характер, так как не имеют влияния заказчика. Для художника графические портреты становятся пространством для поисков и экспериментов. В ходе выполнения данного исследования были решены все поставленные ранее задачи. Список литературыАлленова Е. М. Валентин Александрович Серов. Биография. Жизнь и творчество URL: http://vserov.ru/biography.php(Дата обращения 20.05.2018) Андроникова М.И. Об искусстве портрета/ М.И. Андроникова. М.: Искусство, 1975. – 326 с.Арбузов Г.С. Валентин Серов. Портретная живопись/ Г.С. Арбузов. Л.: Художник РСФСР , 1968. – 92 с. Бакушинский, A.B. Наследие В. А. Серова // Искусство. 1935. URL: http://www.museum.ru/ (Дата обращения 20.05.2018) Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 2-е издание. URL: http://vserov.ru/biography.php (Дата обращения 20.05.2018) Грабарь И.Э. Серов-рисовальщик. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. URL: https://www.tg-m.ru(Дата обращения 21.05.2018) Лебедев Г.Е. Валентин Серов. Жизнь и творчество/ Г.Е. Лебедев. М.: Искусство, 1946. – 100 с.Леняшин В.А. Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Издание второе/ В.А. Леняшин. Л.: Художник РСФСР, 1980. – 260 с.Лясковская О. Графические портреты Валентина Серова. //Искусство, 1965, № 10.Поспелов Г.Г. Серов и Врубель (образ «новой России»)/ Г.Г. Поспелов // Поспелов Г.Г. Русское искусство XIX в. М.: Искусство, 1997 .Сарабьянов Д.В. Реформы Валентина Серова// Творчество. – 1965. №1.Сидоров А.А. Русская графика начала XX века: очерки, истории и теории/ А.А. Сидоров. М.: Искусство, 1969. – 252 с.Соколова Н.И. В.А.Серов. Жизнь и творчество/ Н.Н. Соколова. Л., 1935 – 78 с.Стернин Г.Ю. Графика В.А. Серова/ Г.Ю. Стернин. М.: Советский художник , 1965. – 76 с.Стернин Г.Ю. Между «идеей» и «почвой». (К вопросу о русском художественном самосознании 1870-1880-х годов) /Г.Ю. Стернин // Вопросы искусствознания. 1993. -№ 4. С. 108-122.Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России па рубеже XIX-XX веков/ Г.Ю. Стернин. – М.: Сов.художник, 1984. – 296 с.Русская художественная культура второй половины XIX века. /В. Г. Кисунько, М.И. Бойко, JI.С. Корабельникова, М.: Наука, 1988. – 388с.Чугунов, Г.И. Валентин Серов в Петербурге. URL: http://www.tphv-history.ru/books/valentin-serov-v-peterburge.html (Дата обращения 20.05.2018) Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века /Институт искусствознания Минестерства Культуры РФ. – М.: Наука, 1994. – 425с.Яремич С.П. В.А.Серов Рисунки/ С.П. Яремич. Л: Издательство Всероссийской Академии художеств, 1936 – 70 с.


1. Алленова Е. М. Валентин Александрович Серов. Биография. Жизнь и творчество URL: http://vserov.ru/biography.php (Дата обращения 20.05.2018)
2. Андроникова М.И. Об искусстве портрета/ М.И. Андроникова. М.: Искусство, 1975. – 326 с.
3. Арбузов Г.С. Валентин Серов. Портретная живопись/ Г.С. Арбузов. Л.: Художник РСФСР , 1968. – 92 с.
4. Бакушинский, A.B. Наследие В. А. Серова // Искусство. 1935. URL: http://www.museum.ru/ (Дата обращения 20.05.2018)
5. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 2-е издание. URL: http://vserov.ru/biography.php (Дата обращения 20.05.2018)
6. Грабарь И.Э. Серов-рисовальщик. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. URL: https://www.tg-m.ru (Дата обращения 21.05.2018)
7. Лебедев Г.Е. Валентин Серов. Жизнь и творчество/ Г.Е. Лебедев. М.: Искусство, 1946. – 100 с.
8. Леняшин В.А. Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Издание второе/ В.А. Леняшин. Л.: Художник РСФСР, 1980. – 260 с.
9. Лясковская О. Графические портреты Валентина Серова. //Искусство, 1965, № 10.
10. Поспелов Г.Г. Серов и Врубель (образ «новой России»)/ Г.Г. Поспелов // Поспелов Г.Г. Русское искусство XIX в. М.: Искусство, 1997 .
11. Сарабьянов Д.В. Реформы Валентина Серова// Творчество. – 1965. №1.
12. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века: очерки, истории и теории/ А.А. Сидоров. М.: Искусство, 1969. – 252 с.
13. Соколова Н.И. В.А.Серов. Жизнь и творчество/ Н.Н. Соколова. Л., 1935 – 78 с.
14. Стернин Г.Ю. Графика В.А. Серова/ Г.Ю. Стернин. М.: Советский художник , 1965. – 76 с.
15. Стернин Г.Ю. Между «идеей» и «почвой». (К вопросу о русском художественном самосознании 1870-1880-х годов) /Г.Ю. Стернин // Вопросы искусствознания. 1993. -№ 4. С. 108-122.
16. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России па рубеже XIX-XX веков/ Г.Ю. Стернин. – М.: Сов. художник, 1984. – 296 с.
17. Русская художественная культура второй половины XIX века. /В. Г. Кисунько, М.И. Бойко, JI.С. Корабельникова, М.: Наука, 1988. – 388с.
18. Чугунов, Г.И. Валентин Серов в Петербурге. URL: http://www.tphv-history.ru/books/valentin-serov-v-peterburge.html (Дата обращения 20.05.2018)
19. Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века /Институт искусствознания Минестерства Культуры РФ. – М.: Наука, 1994. – 425с.
20. Яремич С.П. В.А.Серов Рисунки/ С.П. Яремич. Л: Издательство Всероссийской Академии художеств, 1936 – 70 с.

Вопрос-ответ:

Какими жанрами и направлениями искусства занимался В.А. Серов?

В.А. Серов был русским художником, представителем русского реализма и импрессионизма. Он работал в жанрах портретной живописи, пейзажа и исторической живописи.

Какие стилистические особенности можно выделить в портретной графике В.А. Серова?

В портретной графике В.А. Серова можно выделить осторожное и тонкое черточное исполнение, особое внимание к пластической выразительности, яркое проработанное освещение и передачу настроения модели.

Какие работы В.А. Серова можно отнести к периоду "розового портрета"?

К периоду "розового портрета" можно отнести такие работы В.А. Серова, как "Портрет девочки" и "А.И. Боулмонт". Они отличаются от предыдущих работ более мягкой цветовой гаммой и расслабленной композицией.

Какими художественными средствами В.А. Серов достигал выразительности в своих графических портретах?

Для достижения выразительности в своих графических портретах В.А. Серов использовал различные художественные средства, такие как линия, тон, светотень, пластика форм. Он добивался точности передачи деталей и одновременно создавал особую атмосферу и настроение.

Как В.А. Серов использовал графические портреты в своем творчестве?

Графические портреты были важной частью творчества В.А. Серова. Он часто делал наброски и эскизы перед созданием полноценного портрета. Это позволяло ему испытать композицию, светотень и выразительность до окончательного выполнения работы.

Какое место занимает графический портрет в творчестве Серова?

Графический портрет имеет важное место в творчестве Серова, являясь одной из основных направлений его работы. Он уделял большое внимание изучению характера и психологии своих моделей, что делало его портреты особенно выразительными.

Какие периоды творчества можно выделить в творчестве Серова?

В творчестве Серова можно выделить несколько периодов. Ранний период характеризуется преобладанием реалистических элементов, затем он переходит к созданию символических и идеализированных портретов. В конечном итоге, он становится одним из основателей русского импрессионизма.

Какие особенности стилевого решения можно выделить в графических портретах Серова?

Графические портреты Серова отличаются выразительностью и точностью передачи характера модели. Он часто использовал мягкий карандаш для создания эскизов, что придавало работам особую мягкость и интимность. Сочетание строгих линий и простоты композиции делает его портреты узнаваемыми и выразительными.