Развитие сотрудничества со сверстниками в коллективной творческой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 24.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования развития сотрудничества в коллективной творческой деятельности 5
1.1. Развитие сотрудничества со сверстниками в младшем школьном возрасте 5
1.2. Коллективная творческая деятельность как средство развития сотрудничества детей со сверстниками 10
Глава 2. Развитие сотрудничества детей младшего школьного возраста со сверстниками 15
2.1. Исследование развития сотрудничества у детей младшего школьного возраста 15
2.2. Проведение коллективной творческой деятельности в младшем школьном возрасте 25
Заключение 37
Список источников 39
- Как вы думайте, что такое красота?- Давайте посмотрим, как это слово определяется в словаре С. ОжеговаКрасота – это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет человеку удовольствие, затрагивающее зрение, слух, обоняние или осязание, а также вызывающее душевные переживания. -Рядом с каждым из вас сидит товарищ. Попытайтесь найти в нем что-то красивое и доброе. (Ответы детей).- Как называется такая красота?-То, что мы видим и нам нравится это - внешняя красота.Красотавнешняя (облик) внутренняя (духовная) цвет глазразумцвет волосжеланиеовал лицадоброта причёска вежливость- Ребята, для того чтобы быть красивым, недостаточно иметь правильные и приятные черты лица.-Когда человек становится красивым?(когда делает добро, когда видит красоту вокруг себя, совершает добрые поступки)-В стране, по которой мы путешествуем, живут только по-настоящему красивые люди, совершающие добрые поступки. Составьте из пазлов картинки и наклейте на карту страны тех, кто может в ней жить, кто красив добрыми поступками.6. Станция «Здоровая». -Ну и конечно жители этой страны следят за своим здоровьем, это для них так же важно, как и настоящая красота. А для того, чтобы не болеть, каждый человек должен хорошо знать себя, свой организм. Знать, как работают его органы: сердце, лёгкие, мозг, мышцы. Знать, что полезно твоему организму, а что вредно. Знать, как правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Ребята, поднимите руки те, кто ведет здоровый образ жизни. Все! Сейчас мы это проверим. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете ДА или НЕТ.- Регулярно чистить зубы?- Побольше смотреть телевизор?- Соблюдать режим дня?- Делать зарядку по утрам?- Кушать много сладкого?- Гулять на свежем воздухе?- Кушать овощи и фрукты?- Мыть руки перед едой?- Пить с товарищем из одного стакана?- Заниматься спортом?- Употреблять алкоголь и курить?- Сидеть за партой ровно?Составить режим дня в правильной последовательности«Режим дня» - путаница. Задание: помогите жителям страны распутать беспорядок в режиме дня. Задание в конверте: на ватман приклейте основные этапы по порядку, так, чтобы получился правильный «РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА». 7. Станция «Дружная» -Жители этой страны умеют дружить, а вы? Это доброе сражение покажет, насколько важно уметь слушать своих товарищей, поддерживать друг друга, работать дружно, сплоченно, какой результат может дать взаимопонимание. Перед вами картинки, которые станут фрагментами сказки, составленной вместе. Надо их вырезать и превратить в детали аппликации - иллюстрации сказки, которая будет на этом листе ватмана. У каждого своя картинка. Вы используете ее тогда, когда посчитаете нужным. (слайд 23)Итак, я начну, а вы продолжите. На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной...(Педагог прикрепляет на лист ватмана черную тучу. У детей картинки: дерево, дети с велосипедом, с мячом, со скакалкой; радуга, птичка, солнышко и т. п. Продолжение сказки может быть любым, как это захотят сделать дети. Главное, что в составлении сказки участвуют все вместе. Они по очереди выходят к ватману, предлагают свое продолжение и приклеивают свой фрагмент.)8. Станция «Семейная» Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираютсяТайны слова "семья".В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и"я", т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое. (карточки со словами "семь" и "я").Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге. (карточка со словом "семя")Конкурс пословиц и поговорок о семье.А мы с вами, ребята проведём конкурс пословиц и поговорок о семье. Я раздам вам половинки пословиц, необходимо правильно их соединить, наклеив на проект. Все вместе хором читают получившуюся пословицу. - Вся семья вместе, - так и душа на месте. - Работящая семья и - землю превратит в золото. - В семье любовь да совет, - так и нужды нет. - На свете всё сыщешь, - кроме отца и матери. - В гостях хорошо, - а дома лучше. - Дети не в тягость, - а в радость.9. Станция «Патриотическая»-Семья неразрывно связана для жителей страны, по которой мы путешествуем, с понятием Родина. -передавая клубочек друг другу как понимаете слово родинаОткуда произошло само слово РОДИНА? Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.Как называется наша Родина? (слайд 3) Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей, это и русские, татары, чуваши, ненцы, якуты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное. - Отгадайте загадку:В нём человечеству приветВ нём русской славы жаркий цветВ нём нашей силы грозный светВ нём правда наших лет. (Флаг)- У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберёт флаг?- Где можно увидеть флаг? (На форме защитника, на российском корабле, на костюме космонавтов, у нас в городе)- Это полотно из белой, синей, красной полос.Белая полоса – символ веры в чистоту.Синяя – благородство, верность.Красная – героизм, отвага, смелость.- Флаг - отличительный символ государства.10. Станция «Интеллектуальная»-Подошло время побывать на последней станции и выполнив задание жителей – отгадав кроссворд, узнать девиз.1) Отвечаю голосам:Крикнешь тут, -Отвечу там!Мне преграды не помеха,Угадай же, кто я? (Эхо)2)Носит бабкаСнежную шапку.Каменные бокаЗакутаны в облака. (гора)3)Зимой молчат,Весной зажурчат,Жителей лесныхВодой напоят. (ручьи)4)Солнце расписало вдругСемицветный полукруг,Над землею - как дуга,Что же это? (Радуга)5)Я и туча, и туман,И ручей,и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу. (вода)6)Что за бусы по утрамВ поле сыплются к ногам?А к обеду - чудеса! -Где же бусы, где... (роса)7) Ни затылка, ни лица, ни начала, ни конца.Как по ней ты не пройдешь – конца-края не найдёшь (земля)8)Гром грохочет тут и там,Небо рвется пополам!Тишину безмолвияЧто пронзает? (Молния)9)Течет, течет — не вытечет,Бежит, бежит — не выбежит.(река)10) Холода их так пугают,Что к югу стайкой улетают,Петь не могут, веселиться.Кто зимы боится? (Птицы)-Подошло к концу наше путешествие. Мы побывали на всех 7 станциях, выполнили все задания, почерпнув для себя что-то новое. Какой же девиз жителей этой страны? Если он для кого-то из вас станет девизом, я буду рада. Так же буду рада новым встречам с вами в стране «Семь Я»III. Завершающий этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия.-Ребята вам понравилось занятие? - Что нового узнали? - Что для вас было сложным на занятии? - Что больше всего понравилось? - О чём мы с вами говорили на занятии?Учащиеся дают обратную связь, через самооценку.-Кто сможет повторить четверостишие, которое мы выучили вначале занятия?- Завершить наше занятие я предлагаю следующим образом (упражнение “Спасибо за приятное занятие”): я подхожу к любому участнику и, пожимая руку, говорю, “Спасибо за приятное занятие”, затем, не расцепляя рук, мы вдвоем подходим к следующим участникам и повторяем действия. В итоге мы станем в один большой круг.Давайте скажем вместе друг другу: “Спасибо за приятное занятие!”. ЗаключениеЦелью исследования явилось определение особенностей развития сотрудничества со сверстниками в коллективной творческой деятельности. Для реализации поставленной цели, а так же проверки выдвигаемой гипотезы были решены следующие задачи: Проанализировать особенности развития сотрудничества со сверстниками в младшем школьном возрасте. Изучить особенности коллективной творческой деятельности как средства развития сотрудничества детей со сверстниками. Провести исследование развития сотрудничества у детей младшего школьного возраста. Провести коллективную творческую деятельность в младшем школьном возрасте. Таким образом, в первой главе были проанализированы особенности развития сотрудничества со сверстниками в младшем школьном возрасте и изучены особенности коллективной творческой деятельности как средства развития сотрудничества детей со сверстниками.В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которое это общение опирается. А также межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.2. Младшие школьники отличаются групповыми дружескими отношениями. Отношения с ровесниками становятся для них все более значимыми и оказывают доминирующее влияние, как на социальное развитие детей, так и на личностное.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование особенностей развития сотрудничества у детей младшего школьного возраста, в зависимости от их игровой активности и составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методики«Солнце, дождик, тучка», «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова), «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей развития сотрудничества у детей младшего школьного возраста с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что коллективная творческая деятельность способствует развитию сотрудничества в младшем школьном возрасте.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. – 400 с.Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. — 320 с.Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11Волков И.П. Учим творчеству. —М.: Педагогика, 1998. — 237 с. Иванова И.Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2013. - № 2. – С. 57.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. — 576 с.Как организовать групповую учебную работу младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: kpoxa.okt.edusite.ru/.../gruppovarabota-mladshixshkol-nikov.doc. Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. — 176 с. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с. Кондратьев С.В. Введение в педагогическую психологию. М.: Педагогика, 1981. – 300 с. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. — 320 с.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.Полякова Т.А. Теоретико-методологические основы и практика организации коллективного творчества на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Материалы практико-ориентированного семинара — Екатеринбург: ГБУ СО Дом молодежи, 2011. — 70 с. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ.ред. А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 583 с.Психология общения. // Под ред. А. Бодалева. — М.: Когито-центр, 2011. — 2280 с. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения: диссертация канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2004. - 193 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с. Смолкина Д.И. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: sibac.info/archive/humanities/5.pdfСоколова В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Академия, 2002. - 288 с.Тарасова С.Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста. // Журнал. Символ науки. - №, 2016. – С. Творчество младшего школьника [Электронный ресурс]. URL: http://libfree.ru/articles/category/13/message/859/. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. М.: Флинта, 2006. 306 с.Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
Список источников
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. – 400 с.
3. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
5. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11
6. Волков И.П. Учим творчеству. —М.: Педагогика, 1998. — 237 с.
7. Иванова И.Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2013. - № 2. – С. 57.
8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. — 576 с.
9. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: kpoxa.okt.edusite.ru/.../gruppovarabota-mladshixshkol-nikov.doc.
10. Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. — 176 с.
11. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
12. Кондратьев С.В. Введение в педагогическую психологию. М.: Педагогика, 1981. – 300 с.
13. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с.
14. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
16. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
18. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
19. Полякова Т.А. Теоретико-методологические основы и практика организации коллективного творчества на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Материалы практико-ориентированного семинара — Екатеринбург: ГБУ СО Дом молодежи, 2011. — 70 с.
20. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 583 с.
21. Психология общения. // Под ред. А. Бодалева. — М.: Когито-центр, 2011. — 2280 с.
22. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
23. Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения: диссертация канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2004. - 193 с.
24. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
25. Смолкина Д.И. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: sibac.info/archive/humanities/5.pdf
26. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
27. Тарасова С.Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста. // Журнал. Символ науки. - №, 2016. – С.
28. Творчество младшего школьника [Электронный ресурс]. URL: http://libfree.ru/articles/category/13/message/859/.
29. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
30. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. М.: Флинта, 2006. 306 с.
31. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие исследования были проведены по развитию сотрудничества со сверстниками в коллективной творческой деятельности?
В статье представлены психолого-педагогические исследования, которые изучали развитие сотрудничества в коллективной творческой деятельности.
Как развивается сотрудничество со сверстниками в младшем школьном возрасте?
В младшем школьном возрасте дети начинают активно развивать навыки сотрудничества со сверстниками. Игры и творческие проекты способствуют формированию коммуникативных и кооперативных навыков.
Какая роль играет коллективная творческая деятельность в развитии сотрудничества детей со сверстниками?
Коллективная творческая деятельность является эффективным средством развития сотрудничества детей со сверстниками. Она помогает развивать навыки коммуникации, взаимопонимания, учиться работать в команде.
Как исследование развития сотрудничества детей младшего школьного возраста со сверстниками было проведено?
Исследование было проведено с использованием методов наблюдения, опроса и анализа результатов коллективной творческой деятельности детей. Были выявлены основные факторы, влияющие на развитие сотрудничества в данной возрастной группе.
Какие результаты были получены в исследовании развития сотрудничества детей младшего школьного возраста со сверстниками?
Было выявлено, что развитие сотрудничества со сверстниками в коллективной творческой деятельности способствует улучшению коммуникативных навыков и формированию позитивной социальной адаптации детей.
Какие исследования были проведены на развитие сотрудничества детей в коллективной творческой деятельности?
На развитие сотрудничества детей в коллективной творческой деятельности были проведены психолого-педагогические исследования.
Как развивается сотрудничество со сверстниками в младшем школьном возрасте?
Сотрудничество со сверстниками в младшем школьном возрасте развивается постепенно, ребята начинают осознавать важность работы в команде и учатся сотрудничать с другими детьми.
Как коллективная творческая деятельность способствует развитию сотрудничества детей со сверстниками?
Коллективная творческая деятельность помогает развивать сотрудничество детей со сверстниками, так как они учатся работать вместе, обмениваться идеями, решать проблемы и достигать общих целей.
Какие исследования были проведены на развитие сотрудничества детей младшего школьного возраста со сверстниками?
Было проведено исследование на развитие сотрудничества детей младшего школьного возраста со сверстниками, результаты которого показали положительное влияние коллективной творческой деятельности на развитие сотрудничества у детей.
Какие результаты показали исследования развития сотрудничества детей младшего школьного возраста со сверстниками?
Исследования показали, что развитие сотрудничества детей младшего школьного возраста со сверстниками способствует формированию коммуникативных навыков, развитию социальных компетенций и улучшению психологического благополучия детей.
Какие исследования проводятся по развитию сотрудничества со сверстниками в коллективной творческой деятельности?
Психолого-педагогические исследования проводятся для изучения развития сотрудничества детей в коллективной творческой деятельности. Они анализируют взаимодействие детей младшего школьного возраста со сверстниками и исследуют, как коллективная творческая деятельность может способствовать развитию сотрудничества между детьми.