Экономические, социальные, культурные, политические предпосылки разработки программ территориального маркетинга. Опыт городов мира.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Регионоведение
  • 33 33 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 5
1.1. Понятие и сущность территориального маркетинга 5
1.2. Условия (предпосылки) территориального маркетинга 7
1.3. Определение и принципы бренда и имиджа города 10
Глава 2. Анализ реализованных стратегий территориального маркетинга в городах мира 13
2.1. Зарубежный опыт территориального маркетинга города 13
2.2. Российский опыт территориального маркетинга города 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Приложение 23



Фрагмент для ознакомления

Инициатор: региональная власть. Новый туристический бренд "Поморье" будут взамен старого "Архангельская область - край северной сказкиВладимирская областьГ. СуздальТуристыПраздник ОгурцаВолгоградская областьг. ВолгоградИнвесторы, ТуристыРазработана маркетинговая стратегия. Выбранные бренды: «Город креатива и позитива», «Город мастеров», «Город здорового образа жизни», «Духовная столица Юга России», «Город самого длинного лета», «Город научных школ», «Город олимпийских чемпионов». Возможные мероприятия: проведение всероссийского рок-фестиваля «Рокоград», «Ворота России в Великую Степь», проведение в Волгограде матчей Чемпионата мира по футболу 2018. Акторы: Волгоградский государственный университет, отраслевые структурные подразделения администрации городаГ. УрюпинскТуристы«Столица Русской провинции»Вологодская областьТуристы«Русский Север». Для каждого из городов разработаны свои локальные бренды.ВологдаТуристы, Экспортёры"Родина Русского Севера", "Вологодское масло", "Вологодское кружево"Великий УстюгТуристы"Родина Деда Мороза". Частная инициатива по созданию городского бренда. Инициатор - бывший мэр Москвы - Ю.ЛужковТотьмаТуристы"Соль русской земли". Инициатор: администрация городаВоронежская областьИнвесторыОбщее повышение привлекательности территории (региональная инициатива). Бренд - Столица ЧерноземьяИркутская областьИркутскНетВ рамках подготовки к 350-летию города администрация города проводит различные конкурсы среди местного населения по созданию имиджа для городаг. Усть-ИлимскНетИнициатор: местная администрация. Проведение конкурсов по разработке брендаКалининградская областьг. КалининградТуристы"Янтарный запад России"Калужская областьИнвесторы, ПроизводителиВ 2010 году Международная организация кредиторов признала регион самым инвестиционно привлекательным России. Чтобы поддержать успешный образ в глазах жителей и инвесторов, области понадобился фирменный стиль. Логотип обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат – ОК. Инициатор: региональная власть. Исполнитель: студия А. ЛебедеваКемеровская областьНетИдея раскрутки региона, как места проживания Снежного человека, Проводится День снежного человекаКурганская областьг. КурганНетИдёт разработка стратегии. Цель: общее улучшение имиджа, повышение качества городской средыг. ШадринскНетПроводятся круглые столы "Шадринск в поисках бренда"Курская областьг. КурчатовЛюди, ИнвесторыОсновные созданные бренды: Курчатов - город молодых" и "Курчатов - город  "атомных" технологий". Разработали около 50 проектов в сфере инфраструктуры, образования, медицины, культуры, промышленности и социальной политики.Липецкая областьРазличные города области: Липецк, Елец, Задонск и др.Туристы, ИнвесторыПроведение комплексной работы над брендом. Создание зонтичного бренда, включающего отдельные бренды для городов области: Елецкие кружева, ОЭЗ в г. ГрязиМагаданская областьг. МагаданЛюди, ИнвесторыИдет работа по созданию маркетинговой стратегии для города. Реализатор - Институт экономики города. Главная цель - повышение качества жизни в городе.Московская областьЗавидовоТуристы, ИнвесторыПривлечением инвестиций в деловую зону Завидово начал заниматься один из авторов «инвестиционного рывка» первых лет правления губернатора Дмитрия Зеленина, бывший заместитель губернатора Тверской области Андрей Лошаков. Он положил начало этой работе и до сих пор живо интересуется проектом.Мурманская областьТуристы"Русская Лапландия". Проект отличается достаточно высоким уровнем предполагаемого финансированияНенецкий АОИнвесторыСевероевропейская кладовая России. В основу легли приоритетные направления работы администрации – люди, олени, рыба, нефть. Инициаторы: региональная власть, реализует студия дизайна Notamedia, март 2011 г.Заполярный районНетИдет разработкаг. МурманскТуристы, ЛюдиРазработка стратегии к юбилею города «Мурманск 2016 — «Столица Арктики»Нижегородская областьг. ВыксаНетРазработан логотип и слоган: "Выкса — город железной розы"Новгородская областьИнвесторы (преимущественно иностранные), ПроизводителиНовгородская область - идеальное место для инвестирования. C декабря 1994 года, действует областной Закон «О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области». В соответствии с ним предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются от уплаты всех налогов в областной бюджет кроме тех, необходимо внести в федеральный бюджет, на период полной окупаемости инвестиций. С 1 января 1997 года в 4 районах области существуют зоны наибольшего экономического благоприятствования. Все организации в этих зонах (кроме торговых) освобождаются от уплаты всех областных и местных налогов. Налог на прибыль, уплачиваемый ими в федеральный бюджет, возмещается из областного бюджета. Общая сумма льгот составляет — 64%. Инициатор - региональная власть, в лице губернатора области - Прусака. Программа работает с 1994 г.В 1998 году принят «Закон об инвестиционной деятельности Новгородской области», объединяющий «правила игры» для иностранных инвесторов. Основа стратегии - Стабильность!г. Великий НовгородТуристы"Родина России"Новосибирская областьг. НовосибирскНетФормирование позитивного имиджа города Новосибирска до 2020 годаОмская областьПравительствоЭкономическая и социально-политическая опора России. Разработана стратегия. Инициатор: Региональная властьОрловская областьг. ОрёлНетИнициатор: администрация города. Цель: Формирование бренда города Орла в глазах широкой общественности путем стимулирования реализации общественного потенциала молодежи, ее объединений и инициатив.Пермский крайГ. ПермьНет1) Логотип для города разработала группа А. Лебедева, в виде «П».2) Администрация Перми ведёт переговоры со швейцарской компанией Arthesia о разработке альтернативной концепции по представлению города мировому сообществуПриморский крайЭкспортёры, ИнвесторыОсновная идея стратегии - диверсификация экономики на основе маркетингового управления экспортным потенциалом региона. Инициатор - местные властиг. ВладивостокЭкспортёры, Потребители товаровОсновные акторы и инициаторы компании города: «Инвестиционно-строительная компания «АРКАДА» и бренд «Аркада-Хаус», компания «А11» (сеть салонов современной техники), «Бубль Гумм» (сеть магазинов детских товаров формата cash & carry)г. УссурийскТуристыАдминистрацией города и институтом экономики города проводились определенные исследования по определению перспективной целевой аудитории среди туристовПсковская областьТуристыИдёт разработка пятилетнего плана развития маркетинговой стратегии начиная с 2010Республика Алтайг. Горно-АлтайскТуристыИнфраструктурный объект - аэропортРеспублика БашкирияУфаИнвесторы«Атлас инвесторов» - список перспективных и приоритетных проектах и площадках УфыРеспублика БурятияЭкспортеры, ИнвесторыРегиональная маркетинговая политика направлена на создание благоприятных условий для повышения качества республиканских ресурсов, поиск их потенциальных потребителей местных ресурсов и вывод республики на лидирующие позиции в межрегиональном разделении труда. Инициатор: региональная властьРеспублика Татарстанг. КазаньТуристы, ПравительствоРазрозненные действия. Улучшение качества городской среды к празднованию 1000-летия, Позиционирование себя на международной спортивной арене в рамках подготовки к Универсиаде 2013: "Тысячи миров Нового!"Казань — третья столица России! – Благодаря этому проекту Казань привлекла 96 млрд.р. инвестиций за 2009 г.!Новый проект по разработке маркетинговой стратегии. Исполнитель: Швейцарская фирма «Артезия»Республика КарелияТуристыБренд "Карелия". Проводятся различные мероприятия с целью развития имиджа региона: музыкальный фестиваль «Воздух», образовательный форум «Гиперборея» и конкурс красоты «Краса Карелии»Республика Хакасияг. АбаканНетСеминар по разработке стратегии "создай свой Абакан"Ростовская областьг. Ростов-на-ДонуНетСтолица юга РоссииТуристы, ИнвесторыРазработаны туристские маршруты: "Большая, средняя и малая подковы". Новая имиджевая кампания ориентированная на потенциальных инвесторов. До 1 июля должна быть разработана долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012–2015 годы. Основная задача создание уникального инвестиционного имиджа донского края и обеспечение его узнаваемости на российском и международном уровне.Самарская областьТуристыВ области ведется разработка туристского бренда Самарской области. Администрация проводит конкурс среди городов и районов областиг. ТольяттиЭкспортёры, ИнвесторыВ городе ведется разработка стратегии. В администрации существует отделение: управление внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий. Разработка стратегии: Панкрухин А.П.Санкт-ПетербургТуристы«Никаких медведей! Только прекрасное»Свердловская областьг. ЕкатеринбургНетАдминистрацией города проводятся разные маркетинг ориентированные мероприятия различные конкурсы, международный фестиваль. Установлен памятник клавиатуре.Смоленская областьЛюдиМаркетинговая концепция к празднованию 1150-летия города Смоленск. Инициатор: региональная властьСтавропольский крайгорода-курортыТуристыРазработка единого бренда. Особую стратегию имеет г. Лермонтов, чьей разработкой занимался Институт экономики городаТверская областьг.РжевИнвесторыРазработана стратегия. Главная идея: повышение привлекательности для инвестирования в территорию, в том числе на базе кооперации между 5 МО Тверской области: г. Ржев, Зубцовский, Оленинский, Ржевский и Селижаровский районы.Томская областьТомскИнвесторы, ЭкспортёрыАдминистрация Томска намерена позиционировать все томские научные разработки под логотипом «Made in Tomsk» («Сделано в Томске»). На сегодняшний день в качестве брендов будут презентованы селькупы, северное садоводство в Бакчаре, усадьба Ламсакова в Асино, возрождение праздника пышки в селе Первомайском и старец ФедорУльяновская областьИнвесторы, Люди"К взлёту готов". Иницатор - региональная администрация. Образ территории демографического возрождения. Реализует - А. Стасьг. ИнзаТуристы"Малиновая столица России". Такой слоган был принят по инициативе Инзенского государственного техникума (в лице директор доктора исторических и педагогических наук В.Н. Шкунова). В городе создан Общественный историко-краеведческий Музей малины.Челябинская областьНетВ области существуют некоторые частные лица лоббирующие создание маркетинговой стратегии для области, в частности генеральный директор ТС «Маркер Игрушка»г. МагнитогорскНет"Место встречи Европы и Азии"г. ЧебаркульТуристыОжерелье из озёр. По инициативе администрации города проведен конкурс по созданию бренда городу среди местных жителейЯрославская областьг. МышкинТуристыОдина из первых маркетинговых стратегий! Город Мыши. Инициаторы: представители местного бизнеса + городская администрация. С 1960-х - музей. Маркетинговая стратегия с 1996 г.г. Гаврилов ЯмТуристыПроект "Страна Ямщика". Инициатор - отдел культуры городской администрации

1. Акантинов А. Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт: информационно-методическое пособие /А.Д. Акантинов, А.В. Колик. – Мн., 2015. – 100 с.
2. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2010
3. Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005
4. Визгалов Д. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. ― 160 с.
5. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. М., Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013
6. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. М.: Питер, 2006.
7. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions, 2007
8. Ashworth G., Voogd H. Selling the City: Marketing Approaches in Public Sector Urban Planning. L: Belhaven, 1990
9. Avraham Eli, Ketter Eran, Media Strategies for Marketing Places in Crisis: Improving the Image of Cities, Countries and Tourist Destinations, 2008
10. Bailey J.T. Marketing Cities in the 80th and Beyond. Chicago: American Economic Development Council, 1989
11. Caldwell N., Freire J. The differences between branding a country, a region and a city: Applying the Brand Box Model. Journal of Brand Management, 2004, Vol. 12, №1
12. Dinnie Keith, Nation branding: Concepts, Issues, Practice, 2007
13. Go Frank, Govers Robert, Place Branding: Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced, 2009
14. Kavaratzis M. From City Marketing to City Branding. An Interdisciplinary Analysis with Reference to Amsterdam, Budapest and Athens. ― PhD Thesis, University of Gronongen, 2008


Вопрос-ответ:

Что такое территориальный маркетинг и каковы его основные принципы?

Территориальный маркетинг - это совокупность маркетинговых действий, направленных на продвижение определенной территории (города, региона) с целью привлечения капитала, туристов, инвесторов и повышения конкурентоспособности. Основными принципами территориального маркетинга являются: определение целевой аудитории, создание уникального имиджа, разработка маркетинговых стратегий и программ, использование медиа и информационных технологий, анализ результатов и корректировка действий.

Какие условия и предпосылки необходимы для успешной реализации территориального маркетинга?

Для успешной реализации территориального маркетинга необходимы определенные условия и предпосылки. Во-первых, нужно иметь отчетливое представление о конкурентной среде и уникальности территории. Во-вторых, требуется наличие квалифицированных специалистов в области маркетинга и PR. В-третьих, важным фактором является наличие финансовых ресурсов для реализации маркетинговых мероприятий. Наконец, стимулирование взаимодействия всех заинтересованных сторон, таких как бизнес-сообщество, туристические операторы, жители и др., также является важным условием успешной реализации территориального маркетинга.

Что такое бренд и имидж города и каковы их принципы в территориальном маркетинге?

Бренд города - это уникальная комбинация его характеристик и имиджа, которая является основой для привлечения туристов, инвесторов и других заинтересованных сторон. Имидж города - это образ, сложившийся в сознании людей на основе восприятия его архитектуры, культуры, истории и других факторов. Принципы бренда и имиджа города в территориальном маркетинге включают создание уникальных ценностей и преимуществ, формирование положительного образа города через медиа и рекламу, а также управление восприятием города в глазах социальных групп.

Что такое территориальный маркетинг?

Территориальный маркетинг - это стратегия, которая применяется городами и регионами для привлечения туристов, инвесторов и новых жителей, путем создания и продвижения уникального имиджа и бренда.

Какие условия и предпосылки необходимы для разработки программы территориального маркетинга?

Для разработки программы территориального маркетинга необходимо учитывать экономические, социальные, культурные и политические предпосылки, такие как уровень развития инфраструктуры, социальные услуги, культурное наследие и политическая стабильность.

Как можно определить и принципы бренда и имиджа города в контексте территориального маркетинга?

Бренд и имидж города определяются через уникальные характеристики и ценности, которые привлекают туристов и инвесторов. Принципы бренда и имиджа города включают создание привлекательного образа, коммуникацию с целевой аудиторией и поддержание положительного восприятия.

Какой зарубежный опыт территориального маркетинга городов можно применить?

Зарубежный опыт территориального маркетинга городов включает в себя различные стратегии и методы, такие как создание туристических аттракций, организация крупных событий, развитие городской инфраструктуры и привлечение инвестиций.

Каковы теоретические основы территориального маркетинга?

Теоретические основы территориального маркетинга включают понятие и сущность этого подхода, а также условия, необходимые для его успешной реализации. Они основаны на принципах маркетинга, адаптированных под специфику территорий.

Что такое программы территориального маркетинга?

Программы территориального маркетинга - это набор мероприятий, направленных на развитие и продвижение территории или города с целью привлечения туристов, инвесторов и новых жителей.