Специальная психологическая подготовка спортсменов спортивного совершенствования к соревнованиям по тхэквондо по средствам асанов йоги.
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 28.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Состояние исследуемой проблемы 6
1.1 Понятие психологической подготовки 6
1.2. Предстартовые психологические состояния спортсменов 19
1.3. Асаны йоги для релаксации 27
2. Экспериментальная работа по психологической подготовке спортсменов спортивного совершенствования к соревнованиям по тхэквондо посредством асан йоги 42
2.1. Методы и организация исследования 42
2.2. Методика применения асан йоги в специальной психологической подготовке спортсменов спортивного совершенствования к соревнованиям по тхэквондо и оценка ее эффективности 45
Выводы 61
Практические рекомендации 62
Список использованной литературы 64
Оценка эффективности разработанной нами программы осуществлялось по показателям тестирования спортсменов по методике Люшера, а также по результатам соревновательной деятельности в двух сезонах.Адаптированный 8-ми цветовойтест ЛюшераВ эмпирическом исследовании используется 8-ми цветовой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Автор оригинального варианта теста — Макс Люшер, врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. 8-ми цветовой тест — методика, отличающаяся от большинства других психологических диагностических методик стимульным материалом (цветовыми карточками), который воздействует одновременно на разные стороны человеческой психики.Тест Люшера основывается на эмпирическом подходе и связан с изучением эмоционального и нервно-психического состояния человека. В основе интерпретационной схемы лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подхода. В России издано множество книг на эту тему, но в большинстве из них отечественные авторы ограничивались переводом оригинального зарубежного издания. Исключение составляют публикации, в которых авторы Г.Е. Бреслав, А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин, П.В. Яньшин, О.В. Сафуанова, Л. Сивик и др. [72] отражают свои взгляды на цветовосприятиеПервые пробы применения теста в диагностической практике психологов подтвердили его эффективность. Это вызвало дальнейшую мотивацию изучить и понять феноменологию теста, а также соотнести результаты исследования с концептуальным подходом к пониманию термина «личность», а также адаптировать тест для выявления психологических особенностей и актуального нервно-психического состояния детей. Было предпринято изучение данных 8-ми цветового теста Люшера параллельно с системным психодиагностическим исследованием репрезентативной группы лиц, разных по возрасту, по уровню полученного образования и по профессиональной ориентации. В практическом руководстве теста Люшера помимо подробного описания метода приводятся результаты многолетнегоизучения 8-ми цветового теста в сравнительном анализе с теоретически обоснованной моделью психодиагностического исследования целостного конструкта личности.Изучение 8-ми цветового теста Люшера в отечественной практике подтвердило его эффективность, и позволило осмыслить феноменологию этого метода в контексте современного научного мировоззрения. Преимущество этого теста Люшера перед другими диагностическими тестами заключается в том, что он лишен культурно-этнических основ и в отличие от вербальных тестов не провоцирует реакций защитного характера и социально желаемые ответы. Тест, возможно, применять при обследовании лиц любого возраста, в том числе и для изучения особенностей детской психики. Тест выявляет не столько сознательное, субъективное отношение испытуемого к цветовым карточкам, сколько его неосознанные глубинные реакции.Выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального нервно-психического состояния. Данные тестирования с применением теста Люшера оказались коррелируемыми и сопоставимыми с индивидуально-типологическим подходом, который согласуется с концепцией целостного многоуровневого понимания личности.Изучение теста Люшера с таких методологических позиций расширило рамки его применения и позволило приблизить методику к нуждам школьного психолога. Эта методика обладает лаконичностью и простотой, способностью выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию индивидуально-личностные свойства. В сочетании с другими методиками тестирования достоверность и надежность полученных данных повышается. Компьютерный вариант теста, предусматривающий как непосредственный диалог с компьютером, так и ввод полученных при обследовании данных вручную.Вегетативный коэффициент.Вегетативный коэффициент (ВК), предложенный венгерским психологом К. Шипошем, отражает физиологическое доминирование симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. ВК предполагает, что преимущественный выбор человеком красного и желтого цвета по сравнению с синим и зеленым свидетельствует о преобладании симпатической регуляции в организме над парасимпатической.Среднестатистическая норма для оценок ВК лежит в границах 10,6- 13,1 балла. Значения ВК 11,0-12,5 балла являются наиболее благоприятными для максимальной реализации всех возможностей человека в напряженных ситуациях. Этому соответствует оптимальная степень симпатического доминирования и связанная с ним энергетическая мобилизация организма.Значения ВК выше 1,5 балла указывают на наличие у испытуемого перевозбуждения, избыточного сковывающего напряжения (состояние «предстартовой лихорадки»). Значения ВК меньше 1,0 балла соотносятся с доминированием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и свидетельствуют о преобладании установки на отдых и минимизации собственных усилий.Фомула ВК = (18 - Красный - Желтый) / (18 - Синий - Зеленый)Суммарное отклонение от аутогенной нормы.После исследований Вальнеффера [73], который применял для лечения нервозов аутогенную тренировку Шульца, выбор 34251607 принят М. Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталонным индикатором нервно-психического благополучия. Выбор испытуемым цветов в порядке аутогенной нормы предположительно обнаруживает энергичного, деятельного субъекта, не имеющего признаков утомления, с оптимизмом смотрящего в будущее не обремененного глубокими личностными проблемами и конфликтами, уверенного, эмоционально стабильного и уравновешенного. Чем меньше оценка СО испытуемого, тем ближе он к подобному эталону нервно-психического благополучия. Чем больше значение СО - тем выраженнее непродуктивная напряженность, зажатость, нестабильность, утомляемость, преобладание негативных и астенических переживаний.Обработка результатов эмпирического исследования проводилась с использованием качественных и количественных методов. Из количественных методов использовалась первичная математическая статистика с расчетом средних значений и стандартных отклонений. Качественные методы использовались при анализе и описании таблиц эмпирических данных.2.2. Методика применения асанйоги в специальной психологической подготовке спортсменов спортивного совершенствования к соревнованиям по тхэквондо и оценка ее эффективностиХатха-его - это индийская оздоровительная система, которая нацелена на сохранение и улучшение физического и психологического состояния человека. Физические упражнения, которые составляют практику хатха-его называются «асаны», что означает в переводе с санскрита «упражнение». Учитывая специфику спортивной деятельности в тхэквондои структуры психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, нами в системе хатха-йоги было подобран комплекс упражнений, который рекомендуется выполнять в специальном зале занятий и под наблюдением опытного инструктора по хатха-йоги. Нами были разработаны и внедрены 3 комплекса асан, два из которых проводились в рамках тренировок (проводились в заключительной части тренировок) и один комплект асан (40-50 минут), предназначенный для внетренировочных занятий. Данный подход был реализован в ходе подготовки к соревнованиям и в соревновательном сезоне 2017-2018.Комплекс 1 (тренировочный )Приветствие солнцаДанный комплекс асан выполняется постоянно. Комплекс оказывает полное (на все тело) влияние.Воздействию подвергаются все нервные сплетения тела, кровеносная, дыхательная и нервная системы, органы пищеварения и большие группы мышц. Он воздействует на все части позвоночника и все суставы. Более всего он подходит для растяжки, разогрева мышц и суставов и для нагрузки сердечно-сосудистой системы. При выполнении осуществляйте контроль за дыханием.1. Встаньте прямо, согнув руки в локтях, сложив руки вместе в «молитвенной» позе.2. Прогнитесь назад (растяжка), одновременно поднимая руки над головой. Сделайте вдох.3. Наклонитесь вперед и коснитесь руками пола (колени выпрямлены, но не зафиксированы). Сделайте выдох.4. Отведите левую ногу назад в положение выпада, одновременно сгибая правое колено. Вдохните.5. Отведите правую ногу назад и поставьте ее рядом с левой ногой, приняв положение «для отжимания». Задержите дыхание.6. Опустите тело вниз, поднимите локти и оставайтесь на руках. Руки, подбородок, колени и кончики пальцев ног касаются пола, живот приподнят над уровнем пола. Выдохните.Рисунок 1 - Содержание асан для психологической подготовки к соревнованиям в ходе тренировочного процесса (Приветствие солнца)7. Примите положение «кобры». Выпрямите руки, поднимите голову, плечи и грудь. Остальные части тела лежат плоско на полу. Сделайте вдох.8. Поднимите тело так, чтобы ягодицы образовали высокий пик. (Это также называется собачьей позицией.) Сделайте выдох.9. Примите положение выпада, как в шаге 4, передвинув левую ногу вперед между руками. Сделайте вдох.10. Повторите шаг 3. Выдохните.11. Повторите шаг 2. Вдохните.12. Повторите шаг 1.Воздействие данного упражнения, называемого «приветствие Солнца» или сурьянамаскар, возрастает по мере повторений комплекса. Его повторение 30—50 раз является отличной нагрузкой для сердечно-сосудистой системы и для мышц. Выполняемые в медленном темпе, данные упражнения имеют успокоительное, деактивирующее воздействие. Если вы выполняете их быстро, повторяя серии по восемь— десять раз с полным дыханием, то они оказывают стимулирующее, активирующее воздействие на нервную систему.Комплекс 1 (тренировочный )Приветствие луны (шаги 1-13)Данный комплекс (так же, как и предыдущий) включает в себя 13 поз, выполняемых с контролем дыхания. Этот комплекс имеет успокоительный, уравновешивающий эффект как на физическое, так и на умственное состояние.1. Встаньте прямо, руки согнуты в локтях, сложив руки вместе в «молитвенной» позе.2. Прогнитесь назад (растяжка), одновременно поднимая руки над головой. Сделайте вдох.3. Наклонитесь вперед и коснитесь руками пола (колени выпрямлены, но не зафиксированы). Сделайте выдох.4. Отведите левую ногу назад в положение выпада, одновременно сгибая правое колено. Вдохните.5. Отведите правую ногу назад и поставьте ее радом с левой ногой,.приняв положение «для Отжимания». Задержите дыхание.6. Опустите колени на пол, скользя руками назад, и потянете спину. Бедра касаются ягодиц. Выдохните.Рисунок 2 - Содержание асан для психологической подготовки к соревнованиям в ходе тренировочного процесса (Приветствие луны)7. Согните колени и локти. Подбородок, грудь и колени касаются пола. Выдохните.8. Примите положение «кобры». Поднимите голову, плечи и грудь. Оставайтесь стоять на руках. Остальные части тела лежат плоско на полу. Сделайте вдох.9. Отведите руки немного назад и поднимите ваше тело так, чтобы ягодицы образовали высокий пик (собачья позиция). Сделайте выдох.10. Повторите шаг 6. Выдохните.11. Повторите шаг 4. Вдохните.12. Встаньте и повторите шаг 2.13. Повторите шаг 1.Мы внедрили комплекс асан в заключительную часть тренировки и попросили экспериментальную группу выполнять один из них самостоятельно в свой выходной день (см. Табл. 1.). Таблица 1 - Комплекс внетренеровочныхупражнений по хатха-йоге для психологической подготовки спортсменов Название упражненияВремявыполненияЭффект1.Комплекс «Сурья Намаскар »10 мин«Разогревает» организм, приводит в движение2.Врикшасана1-2 минуравновешивает баланс3.Вирабгадрасана1предоставляет энергии, уравновешивает баланс4.Вирабгадрасана25.ардха мукха Шванасанувыравнивает осанку, расслабляет мышцы спины, растягивает икроножные мышцы6.Джан сиршасана2-3 минрастягивает заднюю поверхность ног, расслабляет мышцы спины, придает отдыху позвоночнику7.Паршвотанасана8.сарвангасана3-5 минснимает часть нагрузки с системыкровообращения, мозг получает дополнительноекровоснабжение, оказывает гибкости позвоночнику9.шавасана10-15 минустранение тренировочного возбужденияцентральных двигательных структур,расслабления, снятия напряжения всех системорганизма10.уджайи пранаяма5-8 минулучшение ряда показателей, характеризующих легочную вентиляцию икровоснабжение, способствует достаточно физиологической оксигенации организма ипредупреждает накопление в мышцахмолочной кислоты, образующейся подвремя интенсивных тренировок, рефлекторноерасслабление мышц шеи11Первоначальный вариант медитации на пламя свечи 7-10 мин гармонизирует энергетические потоки в теле,оказывает целебное действие на глаза, восстанавливаетостроту зрения, избавляет от головныхболей, укрепляет иммунитет, обладаетуниверсальный оздоровительное воздействие на весьорганизм, успокаивает нервную систему,повышает способность к концентрации В процессе их выполнения спортсмены сбрасывали образовавшееся напряжение после занятий. Цветовой тест Люшера мы проводили во втором соревновательном сезоне 2017-2018, перед каждым из выбранных основных турниров сезона, отслеживая изменения предстартовых состояний. Таблица 2 - Распределение цветов по тесту Люшерана констатирующем этапе исследования1место2место3 место4место5 место6место7 место8 место1 цвет321322122 цвет122122013 цвет113121114 цвет311111125 цвет202212016 цвет010313227 цвет000121340 цвет13101030Из таблицы 2. видно, что на 1 месте в выборке преобладает цвет 4 (желтый) и цвет 1 (синий). На 2 месте преобладает цвет 0 (серый). Синий цвет символизирует потребность в покое, спокойных, мирных отношениях с окружающими. Желтый цвет характеризуется потребностью в изменении существующих обстоятельств в надежде на новые и лучшие возможности. Серый цвет символизирует не желанием ни в чем участвовать, стремлением к невовлеченности и отгороженности. Самый отторгаемый цвет 7 (черный) соответствует общей среднестатистической норме.Таблица3 - Распределение цветов по тесту Люшера (Контроль 1)1место2 место3 место4место5 место6 место7 место8 место1 цвет232431212 цвет112821103 цвет113412114 цвет322322115 цвет131713206 цвет112502317 цвет102232250 цвет31172312Из таблицы 3 видно, что на 1 месте в выборке преобладает цвет 4 (желтый). На 2 месте преобладает цвет 5 (розовый). Желтый цвет характеризуется потребностью в изменении существующих обстоятельств в надежде на новые и лучшие возможности. Розовый цвет характеризуется чувствительностью и сентиментальностью, стремлением очаровать других. Самый отторгаемый цвет 7 (черный) соответствует общей среднестатистической норме.Таблица 4 - Распределение цветов по тесту Люшера (контроль 2)1место2 место3 место4место5 место6место7 место8 место1 цвет212212212 цвет325121113 цвет216221124 цвет247211115 цвет135331116 цвет214211437 цвет013111220 цвет13222401Из таблицы 4 видно, что на 1 месте в выборке преобладает цвет 2 (зеленый). На 2 месте преобладает цвет 4 (желтый). Зеленый цвет символизирует стремление к самоутверждению, проявлению волевых усилий для самостоятельного преодоления трудностей. Желтый цвет характеризуется потребностью в изменении существующих обстоятельств в надежде на новые и лучшие возможности. Самый отторгаемый цвет 7 (черный) соответствует общей среднестатистической норме.Таблица 5 - Распределение цветов по тесту Люшера (контроль 3)1место2 место3 место4место5 место6 место7 место8 место1 цвет121132212 цвет131212203 цвет112312114 цвет312111115 цвет111221206 цвет111031327 цвет112012130 цвет22210103Из таблицы 4. видно, что на 1 месте в выборке преобладает цвет 4 (желтый). На 2 месте преобладает цвет 2 (зеленый). Желтый цвет характеризуется потребностью в изменении существующих обстоятельств в надежде на новые и лучшие возможности. Зеленый цвет символизирует стремление к самоутверждению, проявлению волевых усилий для самостоятельного преодоления трудностей. Самый отторгаемый цвет 7 (черный) соответствует общей среднестатистической норме.Оценим не только качественную, но и количественную сторону полученных в ходе исследования результатовТаблица 6 - Значение психофизиологических показателей (по цветному тестуЛюшера) (х ±σ,n = 10)Показатель, усл. ед.РаботоспособностьУтомлениеТревогаОтклонение от аутогенной нормыВегетативный коэффициєнтКонстатирующий этап9,91±0,403,09±0,431,91±0,2518,04±0,7517,09±0,39Контроль 1 (Чемпионат Города)9.25±0.212.50±0.652.00±0.3216.50±0,4316.25±1.27Контроль 2 (Чемпионат России)9,94±0,332,09±0,551,87±0,2113,8±0,3814,2± 1,07Контроль 3 (Чемпионат Европы)10,43±0,421,14±0,161,14±0,4012,57±0,8412,57±0,98Рисунок 3 -Динамика психофизиологических показателей по тексту Люшера в ходе исследованияУстановлено, что спортсмены на контроле 3 отличаются более высокой работоспособностью, низкой усталостью, пониженной тревожностью, средним отклонением от аутогенной нормы (психологическим комфортом), невысокой симпатикотонией, повышенной гетерономностью (табл. 6). К сравнению, на констатирующем этапе спортсмены имели относительно невысокие значения работоспособности, высокие усталости и тревоги, значительное отклонение от аутогенной нормы (психологический дискомфорт), высокий уровень симпатикотонии, невысокую гетерономность. Показатели Контроля 1 и контроля 2 были промежуточными, мы отметили позитивную динамику данных показателей, преимущественно равномерную. Из общей картины выбираются показатели работоспособности и тревоги, которые к началу соревнований на этапе города упали (работоспособность) и выросли (тревожность), но на этапе Контроль 2 достигли показателей констатирующего этапа, а к Контролю 3 нашли свою значительную положительную динамику.Таблица 7 - Результаты соревнований в 2016-2018 годах для испытуемыхФ.И.О.ПОЛВЕСДАНЗанятое место ДО исследования, 1 сезонЗанятое место ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ исследования,2 сезонЧемпионат Города Спб25.12.2016ЧемпионатРоссии23,24.02.2017Чемпионат Европы27,28.04.2017ЧемпионатГорода Спб24.12.2017ЧемпионатРоссии08,09.03.2018ЧемпионатЕвропы23,24.04.2018ТульСпар.ТульСпар.ТульСпар.ТульСпар.ТульСпар.ТульСпар.1. Борисова АнастасияЖ.63кг1д223---2221212. Давидовский КириллМ.71кг2д32-3--22121-3. Данилов ЕгорМ.58кг2д1-1-3-1-1-3-4. Ефимов ИванМ.71кг3д131-1-12131-5. Зайцев АлександрМ.78кг4д3233--2212-36. Ларин ДаниилМ.85кг1д31-2-231-1-17. Левина ОльгаЖ.57кг3д1111111111118. Прокофьева СофияЖ.47кг1д31-1-32121319. Суворова ЕлизаветаЖ.51кг2д132-2-11121210. Широбоков ДенисМ.64кг1д232---23131-Рисунок 4 - Статистика завоеванных медалей на чемпионате города по тулямРисунок 5 - Статистика завоеванных медалей на чемпионате города по спаррингуРисунок 6 - Статистика завоеванных медалей на Чемпионате России по тулямРисунок 7 - Статистика завоеванных медалей на чемпионате России по спаррингуРисунок 8 - Статистика завоеванных медалей на чемпионате Европы по тулямРисунок 9 - Статистика завоеванных медалей на чемпионате Европы по спаррингуКак видно из рис.4-9 и Таблицы 7, 10% спортсменов смогли удержать свой результат на высшем уровне, 10% не смогли показать улучшения в соревновательной деятельности, 80% из 100% испытуемых превзошли результаты 1 сезона 2016-2017 учебно-тренировочного года.На этапе Контроля 2 достигнут значительной больший прогресс, чем на контроле 1, что, хотя и косвенно, но указывает на положительное влияние психологического состояния спортсменов перед стартами.Если рассматривать картину в общем, то наиболее значительным достижением стало то, что количество золотых медалей на уровне чемпионата Европы выросло в 4 раза (по спаррингу), а также выросло кол-во бронзовых медалистов в 2 раза (по тулям), также значительный прирост кол-ва призловых мест был выявлен и в случае Чемпионата России (результаты в спарринге).Таким образом, по итогу двух соревновательных сезонов была создана сводная таблица, в которой наглядно можно заметить положительную динамику спортивных достижений. Цветовой тест Люшера так же подтвердил нашу гипотезу о использовании асанов из хатка- йоги как средство обретения оптимального предстартового состояния.Выводы1. Анализ учебно-методической литературы и научно-исследовательских работ выявил, что в теории и практике спортивной тренировки совершенствованию предстартового состояния у спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям уделяется недостаточное внимание. В связи с этим возникла необходимость разработки методики совершенствования предстартового состояния у квалифицированных тхэквондистов, включающую использование асанов из хатха- йоги.2. Проведя статистический анализ результатов в экспериментальной группе мы видим следующие показатель: 10% спортсменов смогли удержать свой результат на высшем уровне, 10% не смогли показать улучшения в соревновательной деятельности, 80% из 100% испытуемых превзошли результаты 1 сезона 2016-2017 учебно-тренировочного года.3. Цветовой тест Люшера показал положительную тенденцию изменения предстартовых состояний. Взамен тревожности, чувства беспокойства, напряженности, негативного состояния, пришли такие эмоции как деловое возбуждение, эйфория, активное стремление к успеху, чувство целостности.4. Разработанная методика совершенствования предстартового состояния позволяет оптимизировать предстартовую деятельность, уменьшить влияние стресс-факторов на соревновательную деятельность, развить способности произвольного расслабления, концентрации внимания, создания мысленных образов, ускорить и повысить качество процессов восстановления после соревновательных и тренировочных нагрузок, улучшить спортивные результаты спортсменов. Практические рекомендацииОбщие правила занятий йогойНачинайте с асан, которые тянут и расслабляют конечности и укрепляют мышцы, связки и суставы.В повседневные комплексы упражнений необходимо включить асаны для тренировки позвоночника (различные наклоны: вперед, назад, в сторону, вращения, выполняемые в положении стоя, сидя или лежа).Помимо этого, такие комплексы должны включать по меньшей мере одну асану в перевернутом положении (стойка на плечах, стойка на голове и так далее), а также асану, сокращающую брюшную полость (втягивание живота и так далее).Для воздействия на тело необходимо использовать аутогенные устные фразы на самовнушение.Во время выполнения асан используйте аутогенные устные фразы для повышения биологического эффекта асан, усиления деятельности ваших мышц и тела.Повторяйте про себя аутогенные устные фразы медленно и монотонно, не делая акцента на чем-либо. Делайте паузу после каждой аутогенной фразы, после чего снова повторяйте эту фразу.Выполнение асан на 80 процентов является трудом умственным и на 20 процентов физическим. После выполнения асан ваше тело и разум подготовлены к выполнению дыхательных упражнений и к медитации, что ведет к большему контролю над разумом.Каждая йогическая программа должна заканчиваться расслаблением. Однако расслабление надо прекращать короткими активирующими упражнениями (реактивация).Обычно занятия начинаются с выполнения простых асан.Для утренних занятий следует отбирать асаны, требующие меньшей гибкости суставов. В вечернее время, ввиду общего «разогрева» тела и общей усталости, отбирают асаны с повышенными требованиями к гибкости суставов.Выполнение асан с наклоном вперед (сгибание необходимо компенсировать выполнением асан прогибом назад (разгибание).Вращение в одну сторону должно сочетаться вращением в противоположном направлении.Не проводите занятий раньше, чем через полтора или два часа после еды.После напряженных тренировок выполняйте толькоРЙУ. Планируйте расширенные занятия йоги на более позднее время дома.Список использованной литературыАлексеев, А. В. Преодолей себя; психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 351 с.Ахатов, А.М. Психологическая подготовка спортсменов: учебно -методическое пособие/ А.М.Ахатов, И.В.Работин. - КамГАФКСиТ, 2012 - 56с.Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации /Г.Д.Бабушкин, Е.Г.Бабушкин. -Омск: СибГАФК, 2000. - 132 с.Баталов А.Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 11. – С. 46-52.Браун К. Йога. Общее руководство / К. Браун. – М. : Кладезь-Букс, 2008. – 399 с.Веракса А.Н. Профессия «спортивный психолог» // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1 (7). – С. 134-138.Веракса А.Н. Символ как средство познавательной деятельности // Вопросы психологии. – 2012. - № 4. – с. 62 – 70.Высочин Ю.В. Физиологические механизмы защиты, повышение устойчивости и физической работоспособности в экстремальных условиях спортивной и профессиональной деятельности : диссертация ... д-ра мед. наук. [ВМА им. С.М. Кирова] - Ленинград, 1988. - 550 с.Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. / Б. А. Вяткин. – М.: ФиС, 2001. – 170 с. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях/ Б.А.Вяткин. - Москва, 2005. - 112 сГогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учебное пособие / Е. Н. Гогунов. - Москва: Академия, 2004. - 224 с.Годунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. / Е. Н. Годунов, Б. И. Мартимьянов. – М.: Academia, 2000. – 288 с. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов - Москва: Физкультура и спорт, 2006. - 208с.Жданов Ю. Н. Психофизиологическая подготовка единоборцев. / Ю. Н. Жданов. – Донецк.: Донижет, 2003. – 605 с. Ильин Е.П. Психофизиологические аспекты изучения монотонной деятельности // Охрана труда при выполнении монотонной работы :тематич. сб. – Москва, 1975. – C. 32-37.Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 92-95.Ильин, Е. П. Психология физического юс питания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. И доп. / Е.П.Ильин. - Санкт - Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с: Катанский С. А. Теория и практика восточных единоборств. В 4-х томах / С. А. Катанский, Т. Р. Касьянов. – М. : Советский спорт, 2013. – 1897 с. Киселев, Ю.Я. Об эмоциональном напряжении у соревнующихся спортсменов / Ю.Я. Киселев // Проблемы психологии спорта. Ученые записки. — 1970. — Вып. 13. — С. 52-61.Кулыгин С. Йога Садхана / С. Кулыгин. – М. :Мэйлер, 2012. – 192 с.Ларк Л. Целительная йога / Л. Ларк, Т. Гуллет. – М. :Эксмо, 2009. – 128 с.Ловягина А.Е. Проблемы психологической помощи в спортивном отборе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12. – 2013. – Вып. 1. – С. 35-39.Марченко О. К. Основы физической реабилитации / О. К. Марченко. – К. : Олимп. лит., 2012. – 528 с.Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. "Физ. воспитание" / В. Л. Маршцук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. - М. : Просвещение, 1984.- 191 с.Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. / С. А. Мнюрова. – Санкт - Петербург.: Спутник, 2008. – 304 с. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об.ред. МЛ. Набатниковой. - Москва: Физкультура и спорт, 2006. - 280 с.Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. / В. Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 1985. – 764 с. Пуни, А.Ц. Волевая подготовка в спорте / А.Ц. Пуни. - Москва, 2010.- 154 с.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие /Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРА-М, 2001. - 672 с.Рудик П. А. Психологическая структура соревновательной деятельности. / П. А. Рудик. – М.: Вища школа, 1985. – 311 с. Сафронов А. Г. Йога : физиология, психосоматика, биоэнергетика : [монография] / А. Г. Сафронов. – Харьков : ФЛП Коваленко А. В., 2008. – 256 с.Сидерский А. Хатха-йога как технология интегрального тренинга (концептуальный очерк) / А. Сидерский. – К. : Ника-центр, 2011. – 160 с.Тарас А. Е. Боевые и спортивные єдиноборства / А. Е. Тарас. – Мн. :Харвест, 2003. – 640 с. Толчева А. В. Комплекс упражнений хатха-йоги для восстановления единоборцев после тренировочных загрузок / А. В. Толчева // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. – Белгород – Харьков – Красноярск : ХГАФК, 2015. – С. 153 – 155.Уэйберг Р. С. Основы психологи спорта и физической культуры. / Р. С. Уэйберг, Д. Гоулд. – К.: Олимпийская литература, 1998. – 322 с. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. -Москва: физкультура и спорт, 2000. - 209 с.Хеданов Ю.Н. Психофизиологическая подготовка спортсменов. / Ю. Н. Хеданов. – М.: ФиС, 2000. – 228 с. Шивананда С. Новый взгляд на традиционную йога-терапию / С. Шивананда. – М. : ООО Издательство «София», 2012. – 320 с.Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И.А. Юров. — М.: Советский спорт, 2006. - 163 с.Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. — Сургут : Изд-во СурГПУ, 2007. - 26 с.Яковлев, Б. П. Психологическая нагрузка спорте / Б. П. Яковлев // теоретические и практические аспекты. - Великие Луки, 2002. - 195 с.Iermakov S. Psycho-physiologicalfeaturesofsportsmeninimpactandthrowingmartialarts / S. Iermakov, L. Podrigalo, V. Romanenko, Y. Tropin, N. Boychenkoand et.al. // JournalofPhysicalEducationandSport – 2016, Vol. 16, iss. 2, pp. 433-441.
2. В повседневные комплексы упражнений необходи¬мо включить асаны для тренировки позвоночника (различные наклоны: вперед, назад, в сторону, вращения, выполняемые в положении стоя, сидя или лежа).
3. Помимо этого, такие комплексы должны вклю¬чать по меньшей мере одну асану в перевернутом положении (стойка на плечах, стойка на голове и так далее), а также асану, сокращающую брюш¬ную полость (втягивание живота и так далее).
4. Для воздействия на тело необходимо использо¬вать аутогенные устные фразы на самовнушение.
5. Во время выполнения асан используйте аутоген¬ные устные фразы для повышения биологического эффекта асан, усиления деятельности ваших мышц и тела.
6. Повторяйте про себя аутогенные устные фразы медленно и монотонно, не делая акцента на чем-либо. Делайте паузу после каждой аутогенной фразы, после чего снова повторяйте эту фразу.
7. Выполнение асан на 80 процентов является тру¬дом умственным и на 20 процентов физическим. После выполнения асан ваше тело и разум подго¬товлены к выполнению дыхательных упражнений и к медитации, что ведет к большему контролю над разумом.
8. Каждая йогическая программа должна заканчиваться расслаблением. Однако расслабление надо прекращать короткими активирующими упражнениями (реактивация).
9. Обычно занятия начинаются с выполнения простых асан.
10. Для утренних занятий следует отбирать асаны, требующие меньшей гибкости суставов.
11. В вечернее время, ввиду общего «разогрева» тела и общей усталости, отбирают асаны с повышенными требованиями к гибкости суставов.
12. Выполнение асан с наклоном вперед (сгибание необходимо компенсировать выполнением асан прогибом назад (разгибание).
13. Вращение в одну сторону должно сочетаться вращением в противоположном направлении.
14. Не проводите занятий раньше, чем через полтора или два часа после еды.
После напряженных тренировок выполняйте толькоРЙУ. Планируйте расширенные занятия йоги на более позднее время дома.
Список использованной литературы
1. Алексеев, А. В. Преодолей себя; психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 351 с.
2. Ахатов, А.М. Психологическая подготовка спортсменов: учебно -методическое пособие/ А.М.Ахатов, И.В.Работин. - КамГАФКСиТ, 2012 - 56с.
3. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации /Г.Д.Бабушкин, Е.Г.Бабушкин. -Омск: СибГАФК, 2000. - 132 с.
4. Баталов А.Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 11. – С. 46-52.
5. Браун К. Йога. Общее руководство / К. Браун. – М. : Кладезь-Букс, 2008. – 399 с.
6. Веракса А.Н. Профессия «спортивный психолог» // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1 (7). – С. 134-138.
7. Веракса А.Н. Символ как средство познавательной деятельности // Вопросы психологии. – 2012. - № 4. – с. 62 – 70.
8. Высочин Ю.В. Физиологические механизмы защиты, повышение устойчивости и физической работоспособности в экстремальных условиях спортивной и профессиональной деятельности : диссертация ... д-ра мед. наук. [ВМА им. С.М. Кирова] - Ленинград, 1988. - 550 с.
9. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. / Б. А. Вяткин. – М.: ФиС, 2001. – 170 с.
10. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях/ Б.А.Вяткин. - Москва, 2005. - 112 с
11. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учебное пособие / Е. Н. Гогунов. - Москва: Академия, 2004. - 224 с.
12. Годунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. / Е. Н. Годунов, Б. И. Мартимьянов. – М.: Academia, 2000. – 288 с.
13. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов - Москва: Физкультура и спорт, 2006. - 208с.
14. Жданов Ю. Н. Психофизиологическая подготовка единоборцев. / Ю. Н. Жданов. – Донецк.: Донижет, 2003. – 605 с.
15. Ильин Е.П. Психофизиологические аспекты изучения монотонной деятельности // Охрана труда при выполнении монотонной работы :тематич. сб. – Москва, 1975. – C. 32-37.
16. Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 92-95.
17. Ильин, Е. П. Психология физического юс питания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. И доп. / Е.П.Ильин. - Санкт - Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с:
18. Катанский С. А. Теория и практика восточных единоборств. В 4-х томах / С. А. Катанский, Т. Р. Касьянов. – М. : Советский спорт, 2013. – 1897 с.
19. Киселев, Ю.Я. Об эмоциональном напряжении у соревнующихся спортсменов / Ю.Я. Киселев // Проблемы психологии спорта. Ученые записки. — 1970. — Вып. 13. — С. 52-61.
20. Кулыгин С. Йога Садхана / С. Кулыгин. – М. :Мэйлер, 2012. – 192 с.
21. Ларк Л. Целительная йога / Л. Ларк, Т. Гуллет. – М. :Эксмо, 2009. – 128 с.
22. Ловягина А.Е. Проблемы психологической помощи в спортивном отборе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12. – 2013. – Вып. 1. – С. 35-39.
23. Марченко О. К. Основы физической реабилитации / О. К. Марченко. – К. : Олимп. лит., 2012. – 528 с.
24. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. "Физ. воспитание" / В. Л. Маршцук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. - М. : Просвещение, 1984.- 191 с.
25. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. / С. А. Мнюрова. – Санкт - Петербург.: Спутник, 2008. – 304 с.
26. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об.ред. МЛ. Набатниковой. - Москва: Физкультура и спорт, 2006. - 280 с.
27. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. / В. Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 1985. – 764 с.
28. Пуни, А.Ц. Волевая подготовка в спорте / А.Ц. Пуни. - Москва, 2010.- 154 с.
29. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие /Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРА-М, 2001. - 672 с.
30. Рудик П. А. Психологическая структура соревновательной деятельности. / П. А. Рудик. – М.: Вища школа, 1985. – 311 с.
31. Сафронов А. Г. Йога : физиология, психосоматика, биоэнергетика : [монография] / А. Г. Сафронов. – Харьков : ФЛП Коваленко А. В., 2008. – 256 с.
32. Сидерский А. Хатха-йога как технология интегрального тренинга (концептуальный очерк) / А. Сидерский. – К. : Ника-центр, 2011. – 160 с.
33. Тарас А. Е. Боевые и спортивные єдиноборства / А. Е. Тарас. – Мн. :Харвест, 2003. – 640 с.
34. Толчева А. В. Комплекс упражнений хатха-йоги для восстановления единоборцев после тренировочных загрузок / А. В. Толчева // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. – Белгород – Харьков – Красноярск : ХГАФК, 2015. – С. 153 – 155.
35. Уэйберг Р. С. Основы психологи спорта и физической культуры. / Р. С. Уэйберг, Д. Гоулд. – К.: Олимпийская литература, 1998. – 322 с.
36. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. -Москва: физкультура и спорт, 2000. - 209 с.
37. Хеданов Ю.Н. Психофизиологическая подготовка спортсменов. / Ю. Н. Хеданов. – М.: ФиС, 2000. – 228 с.
38. Шивананда С. Новый взгляд на традиционную йога-терапию / С. Шивананда. – М. : ООО Издательство «София», 2012. – 320 с.
39. Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И.А. Юров. — М.: Советский спорт, 2006. - 163 с.
40. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. — Сургут : Изд-во СурГПУ, 2007. - 26 с.
41. Яковлев, Б. П. Психологическая нагрузка спорте / Б. П. Яковлев // теоретические и практические аспекты. - Великие Луки, 2002. - 195 с.
42. Iermakov S. Psycho-physiologicalfeaturesofsportsmeninimpactandthrowingmartialarts / S. Iermakov, L. Podrigalo, V. Romanenko, Y. Tropin, N. Boychenkoand et.al. // JournalofPhysicalEducationandSport – 2016, Vol. 16, iss. 2, pp. 433-441.
Вопрос-ответ:
Какая роль играет психологическая подготовка в спортивном совершенствовании?
Психологическая подготовка является неотъемлемой частью спортивного совершенствования, так как позволяет спортсменам достичь оптимального психологического состояния для успешной выступления на соревнованиях.
Какие предстартовые психологические состояния влияют на выступление спортсменов?
Предстартовые психологические состояния, такие как тревога, нервозность, самоуверенность, концентрация внимания, могут существенно повлиять на результаты выступления спортсменов.
Какие асаны йоги помогают спортсменам расслабиться и снять стресс перед соревнованиями?
Некоторые асаны йоги, например, поза ребенка (Balasana), поза головы к коленям (Paschimottanasana), поза йоги (Sukhasana), используются для релаксации и снятия стресса у спортсменов перед соревнованиями.
Какие методы и организация исследования были использованы в экспериментальной работе?
В экспериментальной работе были использованы методы психологического тестирования спортсменов, а также наблюдение за их психологическим состоянием во время выполнения асан йоги.
Какие результаты были получены в эксперименте по психологической подготовке спортсменов?
Результаты эксперимента показали, что использование асан йоги в психологической подготовке спортсменов способствует улучшению их психологического состояния и повышению результатов на соревнованиях по тхэквондо.
Какую роль играет психологическая подготовка в тренировке спортсменов?
Психологическая подготовка играет важную роль в тренировке спортсменов. Она помогает развить у спортсмена уверенность, концентрацию, мотивацию, позволяет контролировать эмоции и стресс. Это позволяет спортсмену достигать лучших результатов и преодолевать сложности на соревнованиях.
Какие психологические состояния влияют на результаты спортсмена перед соревнованиями?
Перед соревнованиями спортсмен может быть в различных психологических состояниях, таких как тревога, эйфория, сосредоточенность, напряжение или расслабленность. Все эти состояния могут сказываться на его выступлении и результате.
Какие асаны йоги могут помочь спортсмену расслабиться перед соревнованиями?
Для расслабления перед соревнованиями спортсмен может использовать такие асаны йоги, как "Баласана" (поза ребенка), "Випарита Карани" (положение ног высоко), "Савасана" (поза трупа). Эти асаны помогут снизить уровень стресса и восстановить энергию перед выступлением.
Как был проведен эксперимент по психологической подготовке спортсменов к соревнованиям?
В эксперименте спортсмены, занимающиеся тхэквондо, проходили психологическую подготовку с использованием асан йоги. Они выполняли определенные асаны и упражнения для релаксации и сосредоточенности перед соревнованиями. Результаты эксперимента показали положительное влияние такой подготовки на выступление спортсменов.
Какие результаты были получены в результате экспериментальной работы?
Результаты экспериментальной работы показали, что спортсмены, которые прошли психологическую подготовку с использованием асан йоги, продемонстрировали улучшенные результаты на соревнованиях. Они были более сосредоточены, уверены и контролировали свои эмоции. Это подтверждает эффективность подобного подхода к психологической подготовке спортсменов.
Какую роль играет психологическая подготовка в спортивном совершенствовании?
Психологическая подготовка имеет ключевое значение в спортивном совершенствовании, так как она позволяет спортсмену достичь максимальной концентрации во время тренировок и соревнований, управлять своими эмоциями, преодолевать стрессовые ситуации и повышать мотивацию. Она способствует развитию психической устойчивости, самоконтроля и самодисциплины, что в свою очередь положительно сказывается на результативности спортсмена.