Портретная живопись Карла Брюллова
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 28.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 1
Глава 1. Жизнь и творчество К. Брюллова 3
1.1. Биография К. Брюллова. Особенности формирования его мировоззрения 4
1.2. Профессиональное становление и педагогическая деятельность 8
Глава 2. Особенности портретной живописи К. Брюллова 10
2.1. Художественное мастерство К.П. Брюллова в портретной живописи 10
2.2. Анализ портретов К.П. Брюллова 12
Заключение 18
Список источников и литературы 20
Главное отличие парадных портретов от всех интимных проявляется в некой созерцательной самоуглубленности. Здесьдемонстративность является неким незримым коньком Карла Брюллова. [9, с. 263]Портрет Н.В. Кукольника, который был написан в 1836 году, является своеобразным примерным образцом портретного метода Брюллова. Нестор Кукольник был одним из ближайших друзей К. Брюллова. Трагедии драматурга пользовались большой популярностью. Начиная работу, Брюллов решил сделать обобщенный образ «героя нашего времени». [2, с. 274]Можно отметить, что слегка наклоненная вперед поза писателя кажется в некотором роде временной. Кукольник позирует без удовольствия и желания. Складывается впечатление, что он вообще хочет, чтобы это быстрей закончилось, и он мог поскорей оставить нелюбимое занятие. Полон грусти и ожидания серьезный взгляд драматурга. Внутренние сомнения героя отражают сжатые пальцы рук.Определенный смысл в понимание характера Н. Кукольника вносит даже выбор фона. Как считают многие искусствоведы, оголившийся кирпич, стена с облупившейся штукатуркой являются символами душевной раны драматурга. Вечерний пейзаж, занимающий часть фона, говорит о романтической натуре портретируемого. В образе Н. Кукольника чувствуется ощущение неуверенности, неясности, неопределенности, душевной борьбы, напряжения. Интересно, что портрет Н.В. Кукольника считается первым в русской живописи психологическим портретом.Автопортрет, который был написан в 1848 году, является одним из лучших автопортретов мастера. «Маленький, полненький, с добродушно смеющимся лицом, Брюллов походил более на беззаботного помещика, нежели на великого художника, но когда говорил про искусство, сейчас заметно было, что в нем горит священный огонь» - вот именно таким увидела родина великого художника и живописца. [11, с. 175]Стоит отметить завидное бесстрашие в употреблении кажущегося на современный слух выспренним выражения «священный огонь». Может быть, в контексте еще не утраченных тогда навыков риторической культуры оно было, а также позволяло отчетливо различать, не смешивая, уровни компетенции низкого и высокого слога.Интересно, что К. Брюллов всегда немного идеализировал своих героев. Например, художника Я. Яненко (друзья называли его «Пьяненко» за некоторую слабость) Брюллов изображает с печальным и задумчивым лицом рыцаря-интеллигента. Драматичен и изыскан образ А. Струговщикова, переводчика Гете. Настоящих героев Брюллову удалось найти в Италии, в семействе Титтони. Анджело Титтони на портрете напоминает древнеримского полководца. Его лицо и повернутая полубоком фигура выражают мужественную решимость. [2, с. 400]Весьма интересна картина К. Брюллова «Итальянский полдень» («Итальянка, снимающая виноград»). Художника написал ее по просьбе Общества поощрения художников, для императора. В качестве модели была выбрана простая итальянка, которая привлекла Брюллова блеском глаз и жизнерадостностью. Художник писал картину в саду, освещенном солнцем. С образом великолепной итальянки, ее красотой, перекликается спелая виноградная гроздь. Итальянка, наклонив виноградную лозу к себе, любуется ее сиянием. Естественная женская красота показана в полуулыбке, румянце, нежном взгляде. [9, с. 263]Брюллов в этой работе показал себя с новой позиции. Он больше не следует академической традиции. Дело в том, что женщины не могли позировать художникам. Брюллова интересует передача женской фигуры в эффектах освещения яркого полдня или раннего утра. Художнику удалось показать сцену, наполненную чувственностью и нежностью.Обществу поощрения художников картина не понравилась. Было выражено недовольство выбором модели, отсутствие изящности в ней. Интересно, что Н.В. Гоголь был в восторге от картины Брюллова.Таким образом, виртуозность, быстрота исполнения, упорное и вдумчивое изучение человека или конкретного события, умение решать свой замысел даже в маленьком эскизе композиции - все это не раз отмечали соратника К.П. Брюллова. Именно эти качества помогли художнику добиться больших успехов.ЗаключениеБрюллов проявил себя как блестящий мастер портрета. Выполненная Брюлловым портретная галерея дает яркое представление о русской интеллигенции конца 1830–40-х годов, о ее душевном складе, раздумьях, сомнениях и порывах. Под влиянием общих достижений реализма в искусстве этого времени в портретах проявились яркие реалистические черты. Психологический анализ стал одним из завоеваний реализма. В лучших портретах Брюллову удалось показать сложность человеческой натуры, создать неповторимые индивидуальные образы. Особое место в творчестве Брюллова занимают женские портреты. Образы женщин в портретах Брюллова изящны и благородны, изображенные в поэтические минуты их жизни, полны мягкой женственности, пылкости, лирического настроения. [9, с. 264]Искусство К. Брюллова привлекало современников блеском фантазии, жизненной энергией. Его произведения в годы николаевской реакции будили интерес к человеку. В произведениях К. Брюллова сочетались традиции классицизма, выступавшие в сочетании с элементами романтизма. В портретах Брюллова ярко проявляются страстность и богатство человеческой натуры, возвышенность устремлений. Интересно, что К. Брюллов любил писать портреты людей науки и искусства. Вероятно, они были ему сродни. Художник мог передать вдохновение, творческое горение, душевное волнение драматурга, писателя или ученого, таким образом приобщить зрителя к тайне рождения нового образа в живописи или научной мысли. [2, с. 273]Парадному портрету Брюллов придавал новый блеск. Богатство изобразительных мотивов, яркость образов, совершенство композиции позволяют назвать парадные портреты Брюллова сюжетными картинами. Портретному творчеству Брюллов уделял много времени, особенно, находясь в Италии. Ему удавалось создавать лирически-камерные, парадно-репрезентативные, жанрово-бытовые портреты. Его герои познали борьбу, душевные конфликты, столкновения с жизнью, разочарования. А характеристиках Брюллова появилась такая черта, как рефлексия. Ему удавалось раскрывать в портретах сложность человеческой психики. [10, с. 145]Список источников и литературыИсточникиК.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников [Текст] / сост. Н.Г. Машковцев. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. – 320 с.Литература Андрианова И. А. Великие живописцы [Текст] / И.А. Андриянова. - М.: АСТ, 2004. - 462 с. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке [Текст] / Сост. В. Володарский. - М.: Республика, 1999. – 448 с.Бехтиева Е. В. Карл Брюллов. Портреты португальского периода творчества [Текст] / Е.В. Бехтиева // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2016. - №3. – С. 133-160.Калякина А.В. Русские художники в итальянских музеях [Текст] / А.В. Калякина // Вестник Московского университета. – 2010. - №2. – С. 116-126.Князева О.В. Средства художественно выразительности в русской портретной живописи XVII – XIX веков [Текст] / О.В. Князева // Система ценностей современного общества. – 2015. - №43. – С. 80-85.Корнилова А.В. К.П. Брюллов и Г.Г. Гагарин: к вопросу об атрибуции акварельного «Портрета капитана В.А. Корнилова на бриге «Фемистокл»» [Текст] / А.В. Корнилова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2016. - №2. – С. 148-152.Леонтьева Г. Карл Павлович Брюллов [Текст] / Г. Леонтьева. – М.: Художники РСФСР, 1991 – 196 с.Панченко И.А. Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х – 1870-е гг.) [Текст] / И.А. Панченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №82. – С. 263-270. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ [Текст] / Д.В. Сарабьянов. - М.: Советский художник, 1980. - С.142-165.Семенова Ю.А. Педагогическая деятельность К.П. Брюллова [Текст] / Ю.А. Семенова // Никоновские чтения / под ред. М.С. Уколовой, А.В. Никитиной. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – С. 172-177.Степанова С.С. Русская живопись второй трети XIX века. Личность и художественный процесс [Текст]: Автореф. дисс. … канд. ист. наук / С.С. Степанова. – М., 2009. – 44 с.
Источники
1. К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников [Текст] / сост. Н.Г. Машковцев. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. – 320 с.
Литература
2. Андрианова И. А. Великие живописцы [Текст] / И.А. Андриянова. - М.: АСТ, 2004. - 462 с.
3. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке [Текст] / Сост. В. Володарский. - М.: Республика, 1999. – 448 с.
4. Бехтиева Е. В. Карл Брюллов. Портреты португальского периода творчества [Текст] / Е.В. Бехтиева // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2016. - №3. – С. 133-160.
5. Калякина А.В. Русские художники в итальянских музеях [Текст] / А.В. Калякина // Вестник Московского университета. – 2010. - №2. – С. 116-126.
6. Князева О.В. Средства художественно выразительности в русской портретной живописи XVII – XIX веков [Текст] / О.В. Князева // Система ценностей современного общества. – 2015. - №43. – С. 80-85.
7. Корнилова А.В. К.П. Брюллов и Г.Г. Гагарин: к вопросу об атрибуции акварельного «Портрета капитана В.А. Корнилова на бриге «Фемистокл»» [Текст] / А.В. Корнилова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2016. - №2. – С. 148-152.
8. Леонтьева Г. Карл Павлович Брюллов [Текст] / Г. Леонтьева. – М.: Художники РСФСР, 1991 – 196 с.
9. Панченко И.А. Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х – 1870-е гг.) [Текст] / И.А. Панченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №82. – С. 263-270.
10. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ [Текст] / Д.В. Сарабьянов. - М.: Советский художник, 1980. - С.142-165.
11. Семенова Ю.А. Педагогическая деятельность К.П. Брюллова [Текст] / Ю.А. Семенова // Никоновские чтения / под ред. М.С. Уколовой, А.В. Никитиной. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – С. 172-177.
12. Степанова С.С. Русская живопись второй трети XIX века. Личность и художественный процесс [Текст]: Автореф. дисс. … канд. ист. наук / С.С. Степанова. – М., 2009. – 44 с.
Вопрос-ответ:
Какова жизнь и творчество Карла Брюллова?
Карл Брюллов (1799-1852) был выдающимся русским художником, представителем романтизма. Он получил классическое образование, изучал живопись в Петербурге и Италии. Брюллов известен своими историческими картинами и портретами, он прославился своими произведениями, такими как "Последний день Помпеи" и "Царская невеста". Он внес значительный вклад в развитие русского искусства и является одним из наиболее известных художников XIX века.
Как формировалось мировоззрение Карла Брюллова?
Мировоззрение Карла Брюллова формировалось под влиянием различных факторов. Он рос в семье художников, что оказало сильное влияние на его интерес к искусству. Брюллов также обучался в художественных училищах Петербурга и Рима, где он познакомился с классическими произведениями и итальянской живописью. Во время своих путешествий по Европе Брюллов познакомился с различными художественными течениями и культурами, что дало ему широкий кругозор и вдохновение для его работ.
Каковы особенности портретной живописи Карла Брюллова?
Карл Брюллов был мастером портретной живописи. В его работах можно отметить высокую степень детализации и реализма, а также мастерство в передаче мимических выражений и эмоций. Он стремился передать не только внешность своих моделей, но и их внутренний мир. Брюллов использовал различные техники и материалы, чтобы создать живописные и выразительные портреты.
Какие произведения Карла Брюллова считаются его лучшими портретами?
Среди лучших портретных работ Карла Брюллова можно выделить "Портрет Декабриста Муравьева-Апостола", "Портрет Натальи Гончаровой" и "Портрет Ивана Страхова". Эти произведения отличаются высоким уровнем мастерства и передают не только физическое сходство с моделями, но и их индивидуальность и характер.
Какова биография Карла Брюллова?
Карл Брюллов - выдающийся русский художник XIX века. Он родился в 1799 году в Санкт-Петербурге в семье французского художника. С детства проявил талант к рисованию и в 1811 году поступил в Императорскую Академию художеств. В 1822 году он отправился в Италию, где прожил большую часть своей жизни и создал свои самые известные работы. Брюллов стал одним из основателей и лидеров художественного движения "передвижников". Он умер в 1852 году, оставив после себя богатое наследие в русской живописи.
Какие особенности формирования мировоззрения у Карла Брюллова можно выделить?
Формирование мировоззрения Карла Брюллова проходило под влиянием многих факторов. Важную роль сыграло обучение в Императорской Академии художеств, где он изучал классические искусства и стал поклонником античных традиций. Также значительное влияние на его мировоззрение оказала Италия, где он провел много лет, изучая итальянское искусство и становясь членом римской художественной общины. Брюллов был страстным патриотом и в своих работах часто отражал исторические и патриотические темы.
Какому стилю принадлежит портретная живопись Карла Брюллова?
Портретная живопись Карла Брюллова относится к классицизму и романтизму. В его портретах часто можно увидеть элементы классического искусства, такие как гармоничные композиции, изящные формы и величественность. Однако Брюллов также умел изображать эмоции и передавать душевное состояние модели, что является типичным для романтизма. Его портреты отличаются высоким художественным мастерством и глубоким психологическим проникновением.
Какие особенности формирования мировоззрения у Карла Брюллова?
Особенности формирования мировоззрения Карла Брюллова связаны с его биографией и жизненным опытом. В юности он путешествовал по разным странам, изучал искусство и культуру различных народов, что имело большое влияние на его взгляды. Кроме того, он был образованным и интеллигентным человеком, что также отразилось на его мировоззрении. В целом, формирование мировоззрения Карла Брюллова было результатом его личностного и профессионального развития.