Трансформация роли Банка России в рамках реформ финансовой системы в 21 веке
Заказать уникальную дипломную работу- 98 98 страниц
- 75 + 75 источников
- Добавлена 18.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ………………………...………………….6
1.1. Общая характеристика теоретических основ деятельности Банка России……………………………………………………….……………………..6
1.2. Организационно-функциональная структура Банка России и проводимая им денежно-кредитная политика…………………………………15
1.3. Инструменты и типы денежно-кредитной политики Банка России…...27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………...……..41
2.1. Общая характеристика состояния экономики России и финансового рынка…………………………………………………….………………………..41
2.2. Анализ реформ финансовой системы Российской Федерации………...57
2.3. Анализ показателей денежно-кредитной системы Российской Федерации……………………………………………..…………………………61
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В РАМКАХ РЕФОРМ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………74
3.1. Роль и проблемы Банка России в рамках реформ финансовой системы…………………………………………………………………………74
3.2. Совершенствование деятельности Банка России в рамках реформ финансовой системы………………………………………………………….....77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…………..90
Расширение программ социально-экономического развития, а также ускорение строительных работ может привести к сравнительно быстрому увеличению темпов совокупного, в том числе инвестиционного спроса, что будет оказывать повышающее давление на инфляцию.
В 2018 году также ожидается усиление инфляционных рисков в экономике из-за воздействия внешних факторов. В частности, увеличение объема экспорта продукции за счет роста внешнего спроса со стороны основных торговых партнеров и укрепления конкурентоспособности местных производителей в результате экономической и валютной либерализации, увеличение международных денежных переводов, а также положительные ожидания относительно притока капитала в страну из внешних источников могут привести к усилению давления на стабильность цен на внутреннем рынке.
Необходимо подчеркнуть, что переход в 2018 году к расчету уровня инфляции на основе метода фиксированных весов, широко используемого в международной практике, также приведет к изменению показателей инфляции по сравнению с предыдущими годами.
Таким образом, текущая ситуация и прогнозы показывают, что темпы инфляции в 2018 году, как и в текущем году, будут высокими, составив в годовом исчислении 11,5-13,5 процента.
Исходя из этого, Центральный банк будет принимать все необходимые меры по снижению темпов инфляции до однозначных показателей в возможно короткие сроки.
Принимая во внимание имеющиеся инфляционные ожидания и риски, Центральный банк намерен сохранить установленную ставку рефинансирования в течение 2018 года.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В РАМКАХ РЕФОРМ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Роль и проблемы Банка России в рамках реформ финансовой системы
Введение против Российской Федерации санкций странами Европейского союза и США, ограничивающих доступ отечественных коммерческих банков к зарубежным рынкам «дешевых» и «длинных» денег, ослабили банковскую систему страны и денежно-кредитный сектор. В связи с этим, одной из основных проблем современной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), является поиск новых методов и подходов, а также адаптация существующих инструментов к изменившимся условиям хозяйствования. Однако адаптация инструментария денежно-кредитной политики предполагает, прежде всего, уточнение сущности данного понятия, выявление основных проблем и определение стратегических направлений денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ, что и является целью данного исследования. Определим денежно-кредитную политику как совокупность мероприятий направленных на повышение ликвидности коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов с целью увеличения кредитования физических и юридических лиц, а так же недопущения банкротства коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. Ее основной целью является формирование спроса и предложения на кредитные ресурсы в стране.
Разработкой и реализацией денежно-кредитной политики занимается ЦБ РФ.
Основными проблемами при проведении денежно-кредитной политики РФ являются:
1) проблемы, связанные с налоговой и бюджетной сферами экономики, которые состоят в недостаточном объеме сбора налогов с юридических и физических лиц, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам перед населением;
2) проблемы, связанные с ухудшением платежного баланса, обусловленные геополитическими факторами, санкциями против РФ стран Европейского союза и США, неблагоприятным изменением цен мировых рынках энергоресурсов и снижением курса национальной валюты;
3) проблемы, связанные с оттоком капитала из РФ через банковскую систему страны и с помощью инвестиционной деятельности;
4) проблемы, связанные с нестабильностью ситуации в банковской системе страны и снижением эффективности деятельности многих коммерческих банков, которое обусловлено запретом для коммерческих банков доступа к мировым рынкам «дешевых» и «длинных» денег и недостаточностью операций рефинансирования ЦБ РФ;
5) проблемы, связанные с ослаблением национальной валюты и резким колебанием курса иностранной валюты;
6) проблемы, связанные с банкротством ряда коммерческих банков, которые не могут соответствовать изменившимся нормативам ЦБ РФ, установленным в рамках проводимой денежно-кредитной политики;
7) проблемы, связанные с банкротством многих предприятий реального сектора, на которые негативно повлияло ослабление национальной валюты и нестабильность экономической ситуации в стране.
Проблемой денежно-кредитной политики РФ на современном этапе также является несвоевременность использование методов и инструментов денежно-кредитной политики при наступлении непредвиденных обстоятельств с целью обеспечения стабильности в банковском секторе и на денежно-кредитном, валютном и финансовых рынках.
Это говорит об отсутствии гибкости и маневренности денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Еще одной немаловажной проблемой при осуществлении денежно-кредитной политики ЦБ РФ является высокая степень зависимости внутреннего спроса на валютные и денежные средства от изменения внешних условий и изменения экономической ситуации в мире. Нестабильность цен на мировом рынке энергоносителей на ресурсы, экспортируемые РФ в зарубежные страны, также отрицательно влияет на темпы экономического роста страны, поступление иностранной валюты на межбанковский валютный рынок и формирование доходной части бюджета РФ. Ресурсно-зависимая экономика РФ и зависимость внутреннего спроса на иностранную валюту от поступлений от экспорта энергоносителей не дает возможности ЦБ РФ в рамках проводимой денежно-кредитной политики поддерживать одновременно низкий уровень инфляции и ограничения на курс иностранной валюты.
Таким образом, в данных условиях экономического развития с целью достижения максимального эффекта от проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политики необходимо либо выбрать в качестве основной цели снижение уровня инфляции в стране и установление цен в национальной валюте РФ, либо стабильность курса иностранной валюты и установление цен в зависимости от курса иностранной валюты.
Проблемой при осуществлении денежно-кредитной политики ЦБ РФ является предоставление кредитов рефинансирования коммерческим банкам или осуществление с ними операций на открытом рынке с целью обеспечения у коммерческих банков необходимого уровня ликвидности. Поддержание ликвидности коммерческих банков на сегодняшний день является проблемой для коммерческих банков вследствие ее сильной зависимости от оттока иностранной валюты из банковской системы РФ, панических настроений населения, которые массово изымают депозиты из банковской системы страны и отсутствием доступа коммерческих банков к иностранным «дешевым» и «длинным» заимствованиям.
На данный момент не решены главные проблемы, которые присутствуют в рамках полномочий ЦБ РФ во время выполнения денежно-кредитной политики. Внедрение ЦБ РФ запретов и ограничений совместно с предоставлением денежных ресурсов с целью предотвращения кризиса ликвидности у коммерческих банков, позволяет ЦБ РФ обеспечить устойчивость и эффективность функционирования банковской системы в стране.
3.2. Совершенствование деятельности Банка России в рамках реформ финансовой системы
Можно выделить следующие общие идеи совершенствования денежно-кредитной политики.
Во-первых, необходимо отказаться от режима свободного плавания рубля и перейти к политике управления обменным курсом, а возможно — даже прибегнуть к его фиксации на определенном уровне.
Во-вторых, денежная политика должна стать значительно более мягкой, причем Банку России рекомендуется использовать элементы политики «количественного смягчения», предоставляя целевые льготные кредиты отдельным предприятиям и отраслям, а также резко расширить операции рефинансирования, увеличив их объем и срок и снизив стоимость.
В-третьих, рекомендуется вводить ограничения на валютные операции и регулировать трансграничное движение капитала.
В-четвёртых, денежным властям следует отказаться от инфляционного таргетирования, а мандат Банка России надо переориентировать на достижение установленных целевых значении показателей реальной экономической активности — темпы экономического роста, темпы роста инвестиции и кредитования, доступность кредитов и т.д.
В-пятых, антиинфляционная политика должна осуществляться не путем сдерживания денежного предложения, а за счет жесткого ограничения роста тарифов естественных монополии. В дополнение к этому возможны рекомендации в области банковского надзора и регулирования, налоговой политики, международной кооперации, административного регулирования деятельности малого и среднего бизнеса, в правовой сфере, а также в других областях. Тем не менее, именно предложения по изменению политики в денежно- кредитной сфере выдвигаются на первый план. Эксперты считают, что данные предложения позволят добиться предсказуемой и устойчивой динамики основных макроэкономических переменных и помогут производителям получить необходимые для расширения выпуска финансовые ресурсы. В результате резко ускорятся процессы модернизации и экономического развития, причем экономический рост приобретет новое качество и удастся отойти от сырьевой модели хозяйства.
Предлагаемая программа мер в области денежно кредитной и валютной политики не позволит достичь поставленных целей, а приведет к макроэкономическим деформациям, нарушит нормальное функционирование валютных и финансовых рынков, вызовет сильный рост инфляции и процентных ставок и создаст риски масштабного кризиса. При этом не удастся добиться ни устойчивого экономического роста, ни стабильной макроэкономической динамики.
Показатели экономической активности свидетельствуют о том, что выпуск в российской экономике близок к своему потенциальному уровню, поэтому монетарная экспансия позволит повысить темпы роста ВВП только в краткосрочной перспективе, а затем наступит стагфляция. Переход к политике фиксированного обменного курса в таких условиях лишь усугубит ситуацию. Обрушение режима фиксированного курса, как показывает опыт многих стран с развивающимся рынком, включая Россию и некоторых соседей, всегда связано с существенными потерями благосостояния. Теоретически, чтобы не допускать реального укрепления национальной валюты, Центральный Банк Российской Федерации может время от времени проводить контролируемые девальвации, понижая таргетируемый уровень обменного курса. Но тогда теряется главное декларируемое преимущество политики управления курсом – его стабильность.
Пропадает смысл фиксации курса, поскольку регулярные девальвации будут создавать стимулы для игры против национальной валюты, разогревать инфляционные ожидания и дестабилизировать денежные и кредитные рынки.
В итоге кризиса платежного баланса, возможно, удастся избежать, но инфляция выйдет из-под контроля, национальная валюта не будет пользоваться доверием и ставки кредитования останутся высокими. Заявленная задача подавления спекулятивной активности, устранения валютных рисков и стабилизации макроэкономической динамики не будет решена. Стагнация в российской экономике обострила дискуссию о по- исках выхода из кризисного состояния и об оптимальной стратегии обеспечения экономического роста.
Посредством валютной политики следует стабилизировать обменный курс на уровне, обеспечивающем комфортные условия для национальных отраслей, конкурирующих с импортом, а политика в области формирования денежного предложения должна быть нацелена на финансирование инвестиции в реальный сектор и поддержку совокупного спроса. Однако мы полагаем, что даже если подобная политика даст позитивный краткосрочный эффект в виде ускорения экономического роста, то ее негативные последствия будут носить долговременный характер.
Во-первых, высокая и непредсказуемая инфляция, которая в российских условиях неизбежно последует за политикой «количественного смягчения» и попыткой поддерживать заниженный обменный курс, повысит ставки кредитования и сделает долгосрочное кредитование невыгодным, что существенно затормозит процесс накопления капитала.
Во-вторых, хотя режим регулируемого обменного курса будет обеспечивать иллюзию стабильности, в долгосрочной перспективе он станет причиной фундаментальной предрасположенности российской экономики к кризисам платежного баланса. В результате ее зависимость от условий торговли, обусловленная доминированием сырья в структуре экспорта, только вырастет.
В-третьих, отрасли, которые получат льготное финансирование, будут лишены стимулов к повышению эффективности, поскольку в ситуации, когда инфляция будет перекрывать стоимость кредита, их убыточность окажется скрытой. При этом возникнет реальная угроза формирования кластеров предприятий, которые при отрицательной реальной рентабельности будут лоббировать получение дешевых кредитов от центрального банка.
Следовательно, финансирование неэффективных отраслей станет осуществляться за счет обременения российских экономических агентов инфляционным налогом. Данные оценки вытекают из анализа между народного опыта и многочисленных эмпирических и теоретических исследовании. Процесс денежно-кредитного регулирования играет важную роль в обеспечении предложения денег в соответствии с потребностями экономического оборота. Однако чрезмерное повышение его уровня может привести к нарушению равновесия на денежном рынке и усилению инфляции. Поэтому важной задачей Центрального банка Российской Федерации является правильное определение тенденции изменения уровня мультипликации, своевременное регулирование его в соответствии с целями денежно-кредитной политики.
Таким образом, роль Центробанка России в современных условиях развития и стабилизации экономической ситуации в стране значительная.
Для обеспечения низкой инфляции, увеличения регулирования банковской ликвидности, а также обеспечения развития экономики на высоком уровне необходимо грамотное проведение денежно-кредитной политики.
При разработке стратегии экономического роста необходимо делать акцент на его устойчивости. Элементами стратегии не могут быть меры, дающие позитивный эффект только в краткосрочной перспективе, но создающие деформации в экономической системе, мешающие ее здоровому развитию. С этой точки зрения, проводимая сегодня денежно-кредитная политика близка к оптимальной и не требует существенного пересмотра.
Внедрение режима инфляционного таргетирования и свободного плавания рубля, а также переход к управлению денежным предложением посредством ключевой ставки составляют важное качественное изменение и служат примером эффективной институциональной реформы, закладывающей фундамент для будущего экономического роста. Когда ЦБ РФ объявил о новом курсе, многие экономисты выражали сомнения в его способности поставить инфляцию под контроль и достичь заявленной цели по ней. Тем не менее, сегодня достижение инфляции на уровне 4% по итогам 2017 г. кажется вполне реальным. Нормализовалась ситуация на валютном рынке, постепенно сокращаются ставки кредитования и уменьшаются инфляционные ожидания. Безусловно, для начала быстрого развития российской экономики недостаточно снизить инфляцию до целевого уровня.
Однако разумная денежно-кредитная политика – одно из важных условий качественного экономического роста. Чтобы обеспечить устойчивые и сравнительно высокие темпы экономического роста, позволяющие увеличить долю России в мировом ВВП, необходимо реализовать широкий спектр экономических реформ, направленных на повышение качества государственного управления, расширение частной инициативы, сокращение доли государства в экономике, стимулирование инвестиции в человеческий капитал и технологическое обновление, встраивание отечественных компании в глобальные цепочки добавленной стоимости и др.
Таким образом, в ближайшие периоды времени, Центральный Банк Российской Федерации продолжит работу по повышению согласованности времени работы платежной системы, финансовых рынков и времени проведения операций Банка России. Это позволит увеличить эффективность перераспределения ликвидности в банковском секторе и сократить операционные издержки кредитных организаций, а также будет способствовать созданию условий для повышения эффективности механизма реализации денежно-кредитной политики в результате уменьшения частоты использования кредитными организациями операций Центрального Банка постоянного действия по предоставлению рублевой ликвидности.
Что же следует поменять в денежно-кредитной политике для достижения экономического роста? Первое, что предлагается сделать – это увеличить монетизацию экономики с текущих 43% до 80%-100% ВВП. Во многих странах этот показатель переходит за 100%-200%, а отсутствие взаимосвязи с инфляцией было доказано выше.
Основными мероприятиями Банка России по совершенствованию денежно-кредитной политики должны быть следующие:
1. Необходимо снизить ключевые ставки, исходя из уровня европейских стран, где она близка к нулю.
2. Банк России должен начать выдачу кредитов кредитным организациям на долгосрочную перспективу, то есть на период от 1, 5 и более лет.
3. Необходимо введение контроля за целевым использованием денег коммерческих банков, что оградит их от спекулирования на валютном рынке.
4. Банку России необходимо начать эмиссию рубля не под резервные валюты, а под национальные инвестиции, как это делается в наиболее развитых странах.
5. Исходя из предложенных мероприятий, можно отметить, что снижение ключевой ставки ЦБ закономерно приведет к снижению банковских ставок по депозитам и кредитам на те же проценты до конца года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам и предложениям:
Таким образом, в интересах ЦБ РФ реализовать проведение такой бюджетной политики, которая будет призвана обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы на долгосрочную перспективу. Также ЦБ РФ необходимо моментально реагировать на гиперизменчивые экономические условия, корректируя свои дальнейшие действия в разрезе денежно-кредитной политики.
В свете вышесказанного ЦБ РФ необходимо продолжать придавать широкой огласке цели, оценки состояния и перспективы развития денежно-кредитной политики страны с последующей аргументацией принятых решений и действий в данной области посредством средств массовой информации. Развитие такого информационного взаимодействия между ЦБ РФ и общественностью будет создавать предпосылки для обеспечения доверия к ЦБ РФ и уверенности в правильности проводимой денежно-кредитной политики. Данные действия ЦБ РФ будут вносить огромный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая подходящую обстановку для экономического роста. Так, эффективная реализация вышеназванных мер по укреплению экономической ситуации Российской Федерации и создания условий для повышения эффективности ее регулирования при помощи действий ЦБ РФ приведет к активизации финансовой и социальной сферы и ее совершенствованию в будущем.
Для разрешения проблемы правового статуса регулятора мы предлагаем определить Центральный Банк РФ как орган исполнительной власти на законодательном уровне. Для этого необходимо внести изменения в Указ Президента РФ от 09. 03. 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» посредством отнесения Банка России к федеральным службам.
Таким образом, в настоящее время существует проблема двойственности правового статуса ЦБ РФ, что вызвано возможность его участия в правоотношениях как в качестве органа государственного управления специальной компетенции с одной стороны, так и юридическим лицом, которое активно участвует в сфере гражданско-правовых отношений на принципах равенства. Проанализировав имеющиеся точки зрения относительно возможно правового статуса Банка России, на наш взгляд, необходимо дополнить ФЗ «О Центральном банке РФ» соответствующими положениями, которые упразднили бы сложившиеся проблемы, путем определения его статуса в качестве особого публично-правового органа.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на достижение реального экономического роста и развитие банковского сектора. Важным условием для решения вышеуказанных задач является координация и согласованность деятельности Банка России и Правительства РФ по всем направлениям государственной денежно-кредитной политики. Обзор функций и задач Банка России в реализации денежно-кредитной политики показал, что приоритетными направлениями государственной денежно-кредитной политики на сегодняшний день являются сохранение ценовой стабильности и снижение инфляции. Таким образом, реализация денежно-кредитной политики должна способствовать устойчивому, сбалансированному экономическому развитию и социальному благополучию.
Таким образом, денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе развития экономики характеризуется применением жестких или экстренных мер, направленных на снижение рисков, связанных с проявлением экономического кризиса, что на практике выражается в поддержании высокого уровня ключевой ставки, целевого ориентира по снижению уровня инфляции в среднесрочной перспективе и анализу макроэкономических показателей для принятия эффективных решений по денежно- кредитному регулированию. Это призвано способствовать стабилизации национальной экономики, направлено на формирование сбалансированной финансовой системы, способной обеспечить эффективное функционирование реального сектора экономики.
Подытоживая полученные результаты по структуре, а также по значимости отдельных составляющих трансмиссионного монетарного механизма, приходим к выводу, что ключевыми каналами, через которые распространяется целенаправленное воздействие центрального банка на реальный и финансовый сектор экономики, является процентный канал, кредитный канал, канал валютного курса и канал ожиданий экономических агентов.
Вместе с этим продолжилась стагнация паевых инвестиционных фондов и индустрии профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые в наибольшей степени страдают от использования технологий, свойственных для банковского надзора, но не вполне учитывающих особенности функционирования небанковских финансовых посредников.
В целом размер сектора небанковских финансовых организаций, несмотря на активный рост отдельных групп, крайне незначителен (активы четырех основных групп составляют лишь 10,5% ВВП), что является значимым фактором неустойчивости финансового сектора и в немалой степени предопределяет дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов в российской экономике.
С целью их ликвидации необходимо осуществление следующих условий:
1) необходимость обеспечения независимости Банка России, что обеспечит возможность самостоятельного определения инструментария, необходимого для того, чтобы достичь запланированного уровня инфляции;
2) необходимость отказа от таргетирования иных макроэкономических показателей.
Режим таргетирования инфляции не должен вступать в противоречие с правительственными целями по повышению заработной платы или снижению безработицы. Это обусловлено тем, что столь широкий инструментарий, направленный на достижение обширного спектра различных целей, может стать помехой для приведения ситуации к установленным показателям.
На сегодняшний день произошло существенное изменение денежно-кредитной политики Банка России. Режим таргетирования инфляции ориентирован на обеспечение устойчивости экономического роста и сохранение высокого уровня занятости. Банк России для поддержания валютного рынка должен продолжать политику таргетирования инфляции, что может послужить причиной к заметным результатам в 2017 году.
Текущая ситуация и прогнозы показывают, что темпы инфляции в 2018 году, как и в текущем году, будут высокими, составив в годовом исчислении 11,5-13,5 процента.
Исходя из этого, Центральный банк будет принимать все необходимые меры по снижению темпов инфляции до однозначных показателей в возможно короткие сроки.
Принимая во внимание имеющиеся инфляционные ожидания и риски, Центральный банк намерен сохранить установленную ставку рефинансирования в течение 2018 года.
В данных условиях экономического развития с целью достижения максимального эффекта от проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политики необходимо либо выбрать в качестве основной цели снижение уровня инфляции в стране и установление цен в национальной валюте РФ, либо стабильность курса иностранной валюты и установление цен в зависимости от курса иностранной валюты.
Проблемой при осуществлении денежно-кредитной политики ЦБ РФ является предоставление кредитов рефинансирования коммерческим банкам или осуществление с ними операций на открытом рынке с целью обеспечения у коммерческих банков необходимого уровня ликвидности. Поддержание ликвидности коммерческих банков на сегодняшний день является проблемой для коммерческих банков вследствие ее сильной зависимости от оттока иностранной валюты из банковской системы РФ, панических настроений населения, которые массово изымают депозиты из банковской системы страны и отсутствием доступа коммерческих банков к иностранным «дешевым» и «длинным» заимствованиям.
На данный момент не решены главные проблемы, которые присутствуют в рамках полномочий ЦБ РФ во время выполнения денежно-кредитной политики. Внедрение ЦБ РФ запретов и ограничений совместно с предоставлением денежных ресурсов с целью предотвращения кризиса ликвидности у коммерческих банков, позволяет ЦБ РФ обеспечить устойчивость и эффективность функционирования банковской системы в стране.
Таким образом, роль Центробанка России в современных условиях развития и стабилизации экономической ситуации в стране значительная.
Для обеспечения низкой инфляции, увеличения регулирования банковской ликвидности, а также обеспечения развития экономики на высоком уровне необходимо грамотное проведение денежно-кредитной политики.
При разработке стратегии экономического роста необходимо делать акцент на его устойчивости. Элементами стратегии не могут быть меры, дающие позитивный эффект только в краткосрочной перспективе, но создающие деформации в экономической системе, мешающие ее здоровому развитию. С этой точки зрения, проводимая сегодня денежно-кредитная политика близка к оптимальной и не требует существенного пересмотра.
Внедрение режима инфляционного таргетирования и свободного плавания рубля, а также переход к управлению денежным предложением посредством ключевой ставки составляют важное качественное изменение и служат примером эффективной институциональной реформы, закладывающей фундамент для будущего экономического роста. Когда ЦБ РФ объявил о новом курсе, многие экономисты выражали сомнения в его способности поставить инфляцию под контроль и достичь заявленной цели по ней. Тем не менее, сегодня достижение инфляции на уровне 4% по итогам 2017 г. кажется вполне реальным. Нормализовалась ситуация на валютном рынке, постепенно сокращаются ставки кредитования и уменьшаются инфляционные ожидания. Безусловно, для начала быстрого развития российской экономики недостаточно снизить инфляцию до целевого уровня.
Однако разумная денежно-кредитная политика — одно из важных условий качественного экономического роста. Чтобы обеспечить устойчивые и сравнительно высокие темпы экономического роста, позволяющие увеличить долю России в мировом ВВП, необходимо реализовать широкий спектр экономических реформ, направленных на повышение качества государственного управления, расширение частной инициативы, сокращение доли государства в экономике, стимулирование инвестиции в человеческий капитал и технологическое обновление, встраивание отечественных компании в глобальные цепочки добавленной стоимости и др.
Таким образом, в ближайшие периоды времени, Центральный Банк Российской Федерации продолжит работу по повышению согласованности времени работы платежной системы, финансовых рынков и времени проведения операций Банка России. Это позволит увеличить эффективность перераспределения ликвидности в банковском секторе и сократить операционные издержки кредитных организаций, а также будет способствовать созданию условий для повышения эффективности механизма реализации денежно-кредитной политики в результате уменьшения частоты использования кредитными организациями операций Центрального Банка постоянного действия по предоставлению рублевой ликвидности.
Что же следует поменять в денежно-кредитной политике для достижения экономического роста? Первое, что предлагается сделать — это увеличить монетизацию экономики с текущих 43% до 80%-100% ВВП. Во многих странах этот показатель переходит за 100%-200%, а отсутствие взаимосвязи с инфляцией было доказано выше.
Основными мероприятиями Банка России по совершенствованию денежно-кредитной политики должны быть следующие:
1. Необходимо снизить ключевые ставки, исходя из уровня европейских стран, где она близка к нулю.
2. Банк России должен начать выдачу кредитов кредитным организациям на долгосрочную перспективу, то есть на период от 1, 5 и более лет.
3. Необходимо введение контроля за целевым использованием денег коммерческих банков, что оградит их от спекулирования на валютном рынке.
4. Банку России необходимо начать эмиссию рубля не под резервные валюты, а под национальные инвестиции, как это делается в наиболее развитых странах.
5. Исходя из предложенных мероприятий, можно отметить, что снижение ключевой ставки ЦБ закономерно приведет к снижению банковских ставок по депозитам и кредитам на те же проценты до конца года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства РФ, 26.12.2016, № 52 (Часть V), ст. 7464 (прил. 47 (продолжение), прил. 48 - 50).
Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов» (утв. Банком России) // Вестник Банка России, № 109-110, 19.12.2017.
Материалы судебной практики
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2006 г. № Ф04-6551/2006 по делу № А46-3541/2006 // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 27.05.2018 г.
Специальная литература
Алиев, А. Т., Коннов, О. Ю., Титов, А. В. Национальная экономическая безопасность и глобализация: угрозы и проблемы / А. Т. Алиев, О. Ю. Коннов, А. В. Титов // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. - № 3. - С. 17 – 21.
Алешин, В. В., Остроухов, Н. В., Рытов, Е. Н. О некоторых аспектах обеспечения экономической безопасности России / В. В. Алешин, Н. В. Остроухов, Е. Н. Рытов // Право и политика. -2015. - № 1. - С. 45 - 51.
Андреев, А. П. Незаконная миграция как угроза экономической безопасности Российской Федерации / А. П. Андреев // Евразийский юридический журнал. -2017. - 2. - С. 30 – 32.
Анищенко, Е. В. Экономическая устойчивость субъектов федерации / Е. В. Анищенко // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. - № 2. - С. 70 – 76.
Артемьев, Н. В. Экономическая безопасность: испытание санкциями. Структурные изменения в экономике, малый бизнес, население / Н. В. Артемьев // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 4. - С. 255 – 260.
Артемьев, Н. В. Экономическая безопасность: испытание санкциями. Финансовый сектор и внешнеэкономическая деятельность/ Н. В. Артемьев // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 3. - С. 217 – 224.
Ашмарина, Е. М., Гизатуллин, Ф. К., Ручкина, Г. Ф. Банковское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 405 с.
Беленчук, А. А., Климанов, В. В., Михайлова, А. А. Бюджетная открытость Российской Федерации в международном контексте: результаты 2017 года / А. А. Беленчук, В. В. Климанов, А. А. Михайлова // Финансы. -2018. - № 2. - С. 7 – 12.
Болгов, Н. В. Экономическая безопасность продовольственного обеспечения государственных нужд: актуальные направления и формы / Н. В. Болгов // Уголовно-исполнительная система : право, экономика, управление. -2017. - № 3. - С. 38 - 40.
Болтинова, О. В. «Нулевое чтение» проекта федерального законао федеральном бюджете в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации / О. В. Болтинова // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 1. - С. 47 – 53.
Бугаева, М. В., Морозова, Н. В., Хатько, А. А. Состояние уровня экономической безопасности регионов на примере Ростовской области / М. В. Бугаева, Н. В. Морозова, А. А. Хатько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 24. - С. 19–24.
Варсеев, В. В. Социальные факторы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / В. В. Варсеев // Закон и право. -2017. - № 5. - С. 24 – 26.
Варсеев, В. В. Правопорядок и законность - важнейшие факторы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / В. В. Варсеев // Закон и право. -2017. - № 4. - С. 26 – 28.
Веремеева, О. В. Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент управления бюджетным процессом России: тенденции и перспективы правового развития / О. В. Веремеева // Финансовое право. -2018. - № 4. - С. 20 - 27.
Гладких, В. И., Сухаренко, А. Н. Уголовно-правовые меры сокращения теневой экономики / В. И. Гладких, А. Н. Сухаренко // Российский следователь. -2017. - № 21. - С. 21 – 26.
Гладких, В. И., Сухаренко, А. Н. Криминальные угрозы экономической безопасности России: состояние и меры нейтрализации / В. И. Гладких, А. Н. Сухаренко // Российский следователь. -2018. - № 2. - С. 47 – 52.
Григорьева, И. В. Направления совершенствования уголовно- правовых мер по противодействию хищениям государственной собственности / И. В. Григорьева // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 2. - С. 118 – 121.
Гуляев, И. А. Неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы: вопросы терминологии / И. А. Гуляев // Правовое государство. -2018. - № 1. - С. 169 – 174.
Долбилов, А. В. Влияние коррупционных преступлений на экономическую безопасность Российской Федерации / А. В. Долбилов // Миграционное право. -2017. - № 3. - С. 37 - 40.
Долматова, Н. Г. Угрозы финансовой безопасности государства / Н. Г. Долматова // Финансовое право. -2017. - № 1. - С. 34 -37.
Ермоленко, А. В., Канкулова, М. И. Контрольная деятельность финансовых органов: проблемные аспекты и возможности совершенствования / А. В. Ермоленко, М. И. Канкулова // Финансы. -2018. - № 1. - С. 16 – 20.
Ершов, М. В. Татузов, В. Ю., Танасова, А. С. Основные направления государственной денежно- кредитной политики на 2015 - 2017 гг.: оптимизм ориентиров ЦБ РФ / М. В. Ершов, В. Ю. Татузов, А. С. Танасова // Банковское право. -2014. - № 6. - С. 40 - 46.
Капыш, В. П. Государственное управление обеспечением экономической безопасности / В. П. Капыш // Государственная служба. -2016. - № 5. - С. 54 – 56.
Карпунин, В. И., Новашина, Т. С. Новая парадигма денежно-кредитной политики России: проблемы и противоречия / В. И. Карпунин, Т. С. Новашина. // Страховое право. -2016. - № 1. - С. 54 – 58.
Крылов, О. М. Денежное обращение как объект финансовой безопасности государства / О. М. Крылов // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 3. - С. 241 – 247.
Кочесокова, З. Х., Кочесокова, И. Х. Механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта / З. Х. Кочесокова, И. Х. Кочесокова // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 3. - С. 60 – 61.
Кочесокова, З. Х. Экономические основы механизма противодействия теневой экономике / З. Х. Кочесокова // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 1. - С. 85 – 87.
Крохина, Ю. А. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / Ю. А. Крохина. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с.
Купрещенко, Н. П. Теневая экономика и коррупция как угроза повышению качества жизни российских граждан / Н. П. Купрещенко // Вестник Московского университета МВД России. -2017. - № 6. - С. 244 – 247.
Максимов, С. Н. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации / С. Н. Максимов // Публичное и частное право. -2017. - № 2. - С. 47 – 55.
Малис, Н. И. Налоговые льготы, преференции и доходы бюджета / Н. И. Малис // Финансы. -2016. - № 8. - С. 35 – 36.
Мамедов, А. А. Административно-правовое регулирование функционирования финансовой системы в условиях глобализации / А. А. Мамедов // Административное право и процесс. -2018. - № 2. - С. 57 – 60.
Мартыненко, Н. Н. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Мартыненко. – М.: Юрайт, 2018. – 369 с.
Мейтарджян, Д. А. Концепция построения системы управления рисками в сфере бюджетных правоотношений / Д. А. Мейтарджян // Финансовое право. -2018. - № 3. - С. 42 – 47.
Мельникова, Н. П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова. – М.: Юрайт, 2018. – 317 с.
Неверова, Н. В. О некоторых новеллах правового регулирования функционирования банковской системы Российской Федерации / Н. В. Неверова // Вестник Саратовской государственнойюридической академии. -2018. - № 1. - С. 213 - 220.
Николаев, А. А. Приоритеты обеспечения экономической безопасности России в условиях падения цен на энергоресурсы / А. А. Николаев // Журнал правовых и экономических исследований. -2016. - № 1. - С. 7 – 10.
Озеров, И. Н., Волков, П. А. Нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России / И. Н. Озеров, П. А. Волков // Ленинградский юридический журнал. -2017. - № 1. - С. 203 – 208.
Острякова, А. Ф. Инновации как фактор устойчивого развития и экономической безопасности страны / А. Ф. Острякова // Бизнес в законе. -2015. - № 1. - С. 242 - 245.
Пансков, В. Г. О принципах налогообложения / В. Г. Пансков // Финансы. -2018. - № 1. - С. 3 – 10.
Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / В. Г. Пансков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 436 с.
Пескова, Д. Р., Россинская, Г. М. Взаимодействие теневой экономики и домохозяйств: особенности анализа теневых доходов / Д. Р. Пескова, Г. М. Россинская // Евразийский юридический журнал. -2017. - № 11. - С. 375 – 377.
Поветкина, Н. А., Янкевич, С. В. Понятие финансовой устойчивости в Российской Федерации и зарубежных странах: правовой аспект / Н. А. Поветкина, С. В. Янкевич // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения . -2015. - № 4. - С.634 – 641.
Полежаева, Н. А. Изменения в субъектном составе российского финансового рынка / Н. А. Полежаева // Финансовое право. -2018. - № 2. - С. 35 - 38.
Пролетенкова, С. Е., Быков, Б. А. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности: проблемы и перспективы / С. Е. Пролетенкова, Б. А. Быков // Административное право и процесс. -2017. - № 2. - С. 23 – 26.
Рождественская, Т. Э., Гузнов, А. Г. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: монография / Т, Э. Рождественская, А. Г. Гузнов ; Министерство образования и науки РФ, Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина. -Науч. изд. -М. : Проспект, 2016. -336 с.
Ручкина, Р. Ф. Реализация нового механизма санации банков: правовые и организационные аспекты / Р. Ф. Ручкина // Банковское право. -2018. - № 1. - С. 7 – 15.
Рябова, Е. В. Финансовая система государства и предмет финансового права / Е. В. Рябова // Финансовое право. -2018. - № 4. - С. 11 - 14.
Санинский, Р. А. Теневая экономика и экономическая преступность: единство причин и условий / Р. А. Санинский // Юридическая наука и практика. -2017. - № 3. - С. 181 – 182.
Санинский, Р. А. Коррупция как неотъемлемая часть теневой экономики / Р. А. Санинский // Юридическая наука и практика. -2017. - № 1. - С. 84 – 86.
Сараджева, О. В. Системные факторы диверсифицированного развития экономики и их влияние на экономическую безопасность / О. В. Сараджева // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 1. - С. 193 – 199.
Сараджева, О. В. Экономическая безопасность как условие реализации национальных экономических интересов России / О. В. Сараджева // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 3. - С. 231 – 236.
Саттарова, Н. А. Система финансовой безопасности и меры по ее обеспечению / Н. А. Саттарова // Право и государство. -2016. - № 10. - С. 91- 95.
Ситник, А. А. Платежная система Банка России / А. А. Ситник // Lex Russica. -2018. - № 2. - С. 45 – 56.
Снеговая, И. Л. Теоретические и правовые основы экономической безопасности Российской Федерации как составляющей национальной безопасности государства / И. Л. Снеговая // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. - № 3. - С. 173 – 182.
Соколова С. В., Ильина С. О. О разрешении споров, касающихся исчисления налога на прибыль организаций в случае признания судами нереальными сделок по приобретению товаров, работ (услуг) / С. В. Соколова, С. О. Ильина // Арбитражные споры. -2018. - № 1. - С. 5 - 21.
Спицын, С. Ф. Экономическая часть новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации: механизм исполнения / С. Ф. Спицын // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. -2016. - № 2. - С. 219 – 224.
Тесля, П. Н., Плотникова, И. В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства : учебное пособие / П. Н. Тесля, И. В. Плотникова. -Учеб. Изд . -М. : Инфра-М, 2017. -174 с.
Филатова, И. В. Стратегические приоритеты национальной безопасности в условиях межэкономической нестабильности / И. В. Филатова // Миграционное право. -2017. - № 1. - С. 38 - 40.
Филатова, И. В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики / И. В. Филатова // Миграционное право. -2016. - № 3. - С. 37 - 39.
Целыковский, И. В. Независимость Банка России как фактор эффективного осуществления денежно-кредитной политики в Российской Федерации / И. В. Целыковский // Закон и право. -2018. - № 2. - С. 62 – 65.
Хабриева, Т. Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России / Т. Я. Хабриева // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. -2016. - № 10. - С. 48 -54.
Хаменушко, И. В., Ромащенко, Л. В. Либерализация валютного законодательства для физических лиц, проживающих за рубежом / И. В. Хаменушко, Л. В. Ромащенко // Налоговед. -2018. - № 3. - С. 81 – 89.
Хаменушко, И. В. Операции с криптовалютами : возможные модели налогообложения / И. В. Хаменушко // Право и бизнес. -2018. - № 1. - С. 42 - 44.
Шарандина, Н. Л. Финансовая политика и финансовая безопасность / Н. Л. Шарандина // Право и государство. -2016. - № 11. - С. 81- 87.
Шишканова, Е. М. Проблемы совершенствования правоприменительной деятельности в банковской системе России / Е. М. Шишканова // Банковское право. -2018. - № 2. - С. 73 - 78.
Эскиндаров М. А. Мировые финансы в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Эскиндаров. – М.: Юрайт, 2018. – 372 с.
Эриашвили, Н. Д. Политика импортозамещения как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / Н. Д. Эриашвили // Вестник Московского университета МВД России. -2017. - № 3. - С. 291 – 293.
2
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
4. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства РФ, 26.12.2016, № 52 (Часть V), ст. 7464 (прил. 47 (продолжение), прил. 48 - 50).
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов» (утв. Банком России) // Вестник Банка России, № 109-110, 19.12.2017.
Материалы судебной практики
7. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2006 г. № Ф04-6551/2006 по делу № А46-3541/2006 // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 27.05.2018 г.
Специальная литература
8. Алиев, А. Т., Коннов, О. Ю., Титов, А. В. Национальная экономическая безопасность и глобализация: угрозы и проблемы / А. Т. Алиев, О. Ю. Коннов, А. В. Титов // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. - № 3. - С. 17 – 21.
9. Алешин, В. В., Остроухов, Н. В., Рытов, Е. Н. О некоторых аспектах обеспечения экономической безопасности России / В. В. Алешин, Н. В. Остроухов, Е. Н. Рытов // Право и политика. -2015. - № 1. - С. 45 - 51.
10. Андреев, А. П. Незаконная миграция как угроза экономической безопасности Российской Федерации / А. П. Андреев // Евразийский юридический журнал. -2017. - 2. - С. 30 – 32.
11. Анищенко, Е. В. Экономическая устойчивость субъектов федерации / Е. В. Анищенко // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. - № 2. - С. 70 – 76.
12. Артемьев, Н. В. Экономическая безопасность: испытание санкциями. Структурные изменения в экономике, малый бизнес, население / Н. В. Артемьев // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 4. - С. 255 – 260.
13. Артемьев, Н. В. Экономическая безопасность: испытание санкциями. Финансовый сектор и внешнеэкономическая деятельность/ Н. В. Артемьев // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 3. - С. 217 – 224.
14. Ашмарина, Е. М., Гизатуллин, Ф. К., Ручкина, Г. Ф. Банковское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 405 с.
15. Беленчук, А. А., Климанов, В. В., Михайлова, А. А. Бюджетная открытость Российской Федерации в международном контексте: результаты 2017 года / А. А. Беленчук, В. В. Климанов, А. А. Михайлова // Финансы. -2018. - № 2. - С. 7 – 12.
16. Болгов, Н. В. Экономическая безопасность продовольственного обеспечения государственных нужд: актуальные направления и формы / Н. В. Болгов // Уголовно-исполнительная система : право, экономика, управление. -2017. - № 3. - С. 38 - 40.
17. Болтинова, О. В. «Нулевое чтение» проекта федерального закона
о федеральном бюджете в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации / О. В. Болтинова // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 1. - С. 47 – 53.
18. Бугаева, М. В., Морозова, Н. В., Хатько, А. А. Состояние уровня экономической безопасности регионов на примере Ростовской области / М. В. Бугаева, Н. В. Морозова, А. А. Хатько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 24. - С. 19–24.
19. Варсеев, В. В. Социальные факторы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / В. В. Варсеев // Закон и право. -2017. - № 5. - С. 24 – 26.
20. Варсеев, В. В. Правопорядок и законность - важнейшие факторы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / В. В. Варсеев // Закон и право. -2017. - № 4. - С. 26 – 28.
21. Веремеева, О. В. Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент управления бюджетным процессом России: тенденции и перспективы правового развития / О. В. Веремеева // Финансовое право. -2018. - № 4. - С. 20 - 27.
22. Гладких, В. И., Сухаренко, А. Н. Уголовно-правовые меры сокращения теневой экономики / В. И. Гладких, А. Н. Сухаренко // Российский следователь. -2017. - № 21. - С. 21 – 26.
23. Гладких, В. И., Сухаренко, А. Н. Криминальные угрозы экономической безопасности России: состояние и меры нейтрализации / В. И. Гладких, А. Н. Сухаренко // Российский следователь. -2018. - № 2. - С. 47 – 52.
24. Григорьева, И. В. Направления совершенствования уголовно- правовых мер по противодействию хищениям государственной собственности / И. В. Григорьева // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 2. - С. 118 – 121.
25. Гуляев, И. А. Неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы: вопросы терминологии / И. А. Гуляев // Правовое государство. -2018. - № 1. - С. 169 – 174.
26. Долбилов, А. В. Влияние коррупционных преступлений на экономическую безопасность Российской Федерации / А. В. Долбилов // Миграционное право. -2017. - № 3. - С. 37 - 40.
27. Долматова, Н. Г. Угрозы финансовой безопасности государства / Н. Г. Долматова // Финансовое право. -2017. - № 1. - С. 34 -37.
28. Ермоленко, А. В., Канкулова, М. И. Контрольная деятельность финансовых органов: проблемные аспекты и возможности совершенствования / А. В. Ермоленко, М. И. Канкулова // Финансы. -2018. - № 1. - С. 16 – 20.
29. Ершов, М. В. Татузов, В. Ю., Танасова, А. С. Основные направления государственной денежно- кредитной политики на 2015 - 2017 гг.: оптимизм ориентиров ЦБ РФ / М. В. Ершов, В. Ю. Татузов, А. С. Танасова // Банковское право. -2014. - № 6. - С. 40 - 46.
30. Капыш, В. П. Государственное управление обеспечением экономической безопасности / В. П. Капыш // Государственная служба. -2016. - № 5. - С. 54 – 56.
31. Карпунин, В. И., Новашина, Т. С. Новая парадигма денежно-кредитной политики России: проблемы и противоречия / В. И. Карпунин, Т. С. Новашина. // Страховое право. -2016. - № 1. - С. 54 – 58.
32. Крылов, О. М. Денежное обращение как объект финансовой безопасности государства / О. М. Крылов // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 3. - С. 241 – 247.
33. Кочесокова, З. Х., Кочесокова, И. Х. Механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта / З. Х. Кочесокова, И. Х. Кочесокова // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 3. - С. 60 – 61.
34. Кочесокова, З. Х. Экономические основы механизма противодействия теневой экономике / З. Х. Кочесокова // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 1. - С. 85 – 87.
35. Крохина, Ю. А. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / Ю. А. Крохина. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с.
36. Купрещенко, Н. П. Теневая экономика и коррупция как угроза повышению качества жизни российских граждан / Н. П. Купрещенко // Вестник Московского университета МВД России. -2017. - № 6. - С. 244 – 247.
37. Максимов, С. Н. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации / С. Н. Максимов // Публичное и частное право. -2017. - № 2. - С. 47 – 55.
38. Малис, Н. И. Налоговые льготы, преференции и доходы бюджета / Н. И. Малис // Финансы. -2016. - № 8. - С. 35 – 36.
39. Мамедов, А. А. Административно-правовое регулирование функционирования финансовой системы в условиях глобализации / А. А. Мамедов // Административное право и процесс. -2018. - № 2. - С. 57 – 60.
40. Мартыненко, Н. Н. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Мартыненко. – М.: Юрайт, 2018. – 369 с.
41. Мейтарджян, Д. А. Концепция построения системы управления рисками в сфере бюджетных правоотношений / Д. А. Мейтарджян // Финансовое право. -2018. - № 3. - С. 42 – 47.
42. Мельникова, Н. П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова. – М.: Юрайт, 2018. – 317 с.
43. Неверова, Н. В. О некоторых новеллах правового регулирования функционирования банковской системы Российской Федерации / Н. В. Неверова // Вестник Саратовской государственной
юридической академии. -2018. - № 1. - С. 213 - 220.
44. Николаев, А. А. Приоритеты обеспечения экономической безопасности России в условиях падения цен на энергоресурсы / А. А. Николаев // Журнал правовых и экономических исследований. -2016. - № 1. - С. 7 – 10.
45. Озеров, И. Н., Волков, П. А. Нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России / И. Н. Озеров, П. А. Волков // Ленинградский юридический журнал. -2017. - № 1. - С. 203 – 208.
46. Острякова, А. Ф. Инновации как фактор устойчивого развития и экономической безопасности страны / А. Ф. Острякова // Бизнес в законе. -2015. - № 1. - С. 242 - 245.
47. Пансков, В. Г. О принципах налогообложения / В. Г. Пансков // Финансы. -2018. - № 1. - С. 3 – 10.
48. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / В. Г. Пансков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 436 с.
49. Пескова, Д. Р., Россинская, Г. М. Взаимодействие теневой экономики и домохозяйств: особенности анализа теневых доходов / Д. Р. Пескова, Г. М. Россинская // Евразийский юридический журнал. -2017. - № 11. - С. 375 – 377.
50. Поветкина, Н. А., Янкевич, С. В. Понятие финансовой устойчивости в Российской Федерации и зарубежных странах: правовой аспект / Н. А. Поветкина, С. В. Янкевич // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения . -2015. - № 4. - С.634 – 641.
51. Полежаева, Н. А. Изменения в субъектном составе российского финансового рынка / Н. А. Полежаева // Финансовое право. -2018. - № 2. - С. 35 - 38.
52. Пролетенкова, С. Е., Быков, Б. А. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности: проблемы и перспективы / С. Е. Пролетенкова, Б. А. Быков // Административное право и процесс. -2017. - № 2. - С. 23 – 26.
53. Рождественская, Т. Э., Гузнов, А. Г. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: монография / Т, Э. Рождественская, А. Г. Гузнов ; Министерство образования и науки РФ, Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина. -Науч. изд. -М. : Проспект, 2016. -336 с.
54. Ручкина, Р. Ф. Реализация нового механизма санации банков: правовые и организационные аспекты / Р. Ф. Ручкина // Банковское право. -2018. - № 1. - С. 7 – 15.
55. Рябова, Е. В. Финансовая система государства и предмет финансового права / Е. В. Рябова // Финансовое право. -2018. - № 4. - С. 11 - 14.
56. Санинский, Р. А. Теневая экономика и экономическая преступность: единство причин и условий / Р. А. Санинский // Юридическая наука и практика. -2017. - № 3. - С. 181 – 182.
57. Санинский, Р. А. Коррупция как неотъемлемая часть теневой экономики / Р. А. Санинский // Юридическая наука и практика. -2017. - № 1. - С. 84 – 86.
58. Сараджева, О. В. Системные факторы диверсифицированного развития экономики и их влияние на экономическую безопасность / О. В. Сараджева // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 1. - С. 193 – 199.
59. Сараджева, О. В. Экономическая безопасность как условие реализации национальных экономических интересов России / О. В. Сараджева // Вестник Московского университета МВД России. -2016. - № 3. - С. 231 – 236.
60. Саттарова, Н. А. Система финансовой безопасности и меры по ее обеспечению / Н. А. Саттарова // Право и государство. -2016. - № 10. - С. 91- 95.
61. Ситник, А. А. Платежная система Банка России / А. А. Ситник // Lex Russica. -2018. - № 2. - С. 45 – 56.
62. Снеговая, И. Л. Теоретические и правовые основы экономической безопасности Российской Федерации как составляющей национальной безопасности государства / И. Л. Снеговая // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. - № 3. - С. 173 – 182.
63. Соколова С. В., Ильина С. О. О разрешении споров, касающихся исчисления налога на прибыль организаций в случае признания судами нереальными сделок по приобретению товаров, работ (услуг) / С. В. Соколова, С. О. Ильина // Арбитражные споры. -2018. - № 1. - С. 5 - 21.
64. Спицын, С. Ф. Экономическая часть новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации: механизм исполнения / С. Ф. Спицын // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. -2016. - № 2. - С. 219 – 224.
65. Тесля, П. Н., Плотникова, И. В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства : учебное пособие / П. Н. Тесля, И. В. Плотникова. -Учеб. Изд . -М. : Инфра-М, 2017. -174 с.
66. Филатова, И. В. Стратегические приоритеты национальной безопасности в условиях межэкономической нестабильности / И. В. Филатова // Миграционное право. -2017. - № 1. - С. 38 - 40.
67. Филатова, И. В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики / И. В. Филатова // Миграционное право. -2016. - № 3. - С. 37 - 39.
68. Целыковский, И. В. Независимость Банка России как фактор эффективного осуществления денежно-кредитной политики в Российской Федерации / И. В. Целыковский // Закон и право. -2018. - № 2. - С. 62 – 65.
69. Хабриева, Т. Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России / Т. Я. Хабриева // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. -2016. - № 10. - С. 48 -54.
70. Хаменушко, И. В., Ромащенко, Л. В. Либерализация валютного законодательства для физических лиц, проживающих за рубежом / И. В. Хаменушко, Л. В. Ромащенко // Налоговед. -2018. - № 3. - С. 81 – 89.
71. Хаменушко, И. В. Операции с криптовалютами : возможные модели налогообложения / И. В. Хаменушко // Право и бизнес. -2018. - № 1. - С. 42 - 44.
72. Шарандина, Н. Л. Финансовая политика и финансовая безопасность / Н. Л. Шарандина // Право и государство. -2016. - № 11. - С. 81- 87.
73. Шишканова, Е. М. Проблемы совершенствования правоприменительной деятельности в банковской системе России / Е. М. Шишканова // Банковское право. -2018. - № 2. - С. 73 - 78.
74. Эскиндаров М. А. Мировые финансы в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Эскиндаров. – М.: Юрайт, 2018. – 372 с.
75. Эриашвили, Н. Д. Политика импортозамещения как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / Н. Д. Эриашвили // Вестник Московского университета МВД России. -2017. - № 3. - С. 291 – 293.
Вопрос-ответ:
Какие основные цели деятельности Банка России?
Банк России осуществляет деятельность с целью обеспечения стабильности денежного обращения, защиты и укрепления рубля, обеспечения финансовой устойчивости банковской системы и развития финансового рынка России.
Какие инструменты использует Банк России для осуществления денежно-кредитной политики?
Банк России использует такие инструменты, как регулирование ключевой ставки, операции на открытом рынке, резервные требования, ликвидность и кредитное регулирование, а также макропруденциальные меры.
Какая организационно-функциональная структура у Банка России?
Банк России организован в виде единой институции с центральным аппаратом и территориальными учреждениями. У него также есть Главное управление в Москве и региональные управления по федеральным округам.
Какие типы денежно-кредитной политики применяет Банк России?
Банк России применяет такие типы денежно-кредитной политики, как регулирование количества денег в обращении, регулирование процентных ставок, регулирование кредитной активности банков и макропруденциальные меры.
Каковы основные функции Банка России?
Основными функциями Банка России являются обеспечение стабильности цен и установление денежной политики, регулирование банковской деятельности, обеспечение безопасности и надежности платежей, управление золотовалютными резервами страны, осуществление международных расчетов и другие функции, связанные с развитием и совершенствованием финансовой системы России.
Чем отличается роль Банка России в современной финансовой системе от его роли в прошлом?
Раньше Банк России был главным исполнителем денежно-кредитной политики и основным регулятором финансовой системы. В настоящее время его роль стала более сложной и многообразной, он выступает не только как регулятор, но и как надзиратель над другими финансовыми организациями. Кроме того, Банк России активно участвует в разработке и внедрении различных реформ, направленных на развитие и стабильность финансовой системы.
Какие основные задачи стоят перед Банком России?
Основная задача Банка России - обеспечение стабильности цен и финансовой системы в целом. Для этого Банк России выполняет ряд функций, таких как установление и реализация денежно-кредитной политики, осуществление надзора и контроля за банками, регулирование платежной системы, участие в разделении полномочий на рынке ценных бумаг, и другие.
Какие инструменты использует Банк России в своей деятельности?
Банк России использует различные инструменты для реализации своей денежно-кредитной политики. В число таких инструментов входят установление ставок рефинансирования, операции на открытом рынке, регулирование резервного требования и ломбардного кредитования, а также другие меры. Эти инструменты помогают Банку России контролировать объем денежной массы и влиять на ставки процента, с целью поддержания стабильности финансовой системы и контроля инфляции.