Изучение самооценки у заикающихся дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 29.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и особенности обучения в начальной школе 4
1.1 Причины заикания 4
1.2 Особенности самооценки в дошкольном возрасте 10
1.3 Особенности самооценки и заикающихся дошкольников 12
2.Организация, методы и результаты экспериментального исследования речевых и личностных нарушений при заикании у детей 15
2.1Организация экспериментального исследования. 15
2.2 Методы экспериментального исследования. 17
2.3Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования 26
Заключение 37
Список литературы 39
Таблица № 1 Речевой статус экспериментальной группы
Имя ис- пытуе- мого Тип рече- вых судо- рог
Локализация судорог Наличие ре- чевых судорог в опред. видах речи
Речевые и нере- чевые уловки Степень тяже- сти и форма заикания Юля К. Тоно- клониче- ский Артикуляторно- голосовые Спонтанный экспромт, пе- ресказ. Сопутствующие движения: подёр- гивание век, зака- тывание глаз, ки- вание головой, напряжение в верхней части тор- са. Звукофобия: гласные звуки. За- вышенный ре- гистр. Средняя сте- пень, невроти- ческая форма заикания Вилена Х. Тоно- клониче- ский Дыхательные (экспираторные) Голосовые (во- кальные) Артикуляцион- ные Все виды речи Покачивание голо- вой. Звукофобия: гласные, [В], [М]. Тяжёлая сте- пень, смешан- ная форма Руслан Тоно- клониче- ский артикуляцион- ные Спонтанный экспромт, чте- ние незнако- мого текста, пересказ, раз- говор по теле- фону Эмболы: вот, ну. Речевая редакция. Отсутствие кон- такта глаз, движе- ния руками уло- вочного характера,
. Звукофобия: [П]. Средняя сте- пень тяжести, Невротическая форма Малик Клоно- тонические Голосовые (дрожащий гор- танный спазм), артикуляцион- ные (кончика языка, судорога под.корня) Спонтанный экспромт, чте- ние незнако- мого текста, в вопросно- ответной фор- ме, при пере- сказе, автома- тизированные ряды при по- вышении уровня слож- ности) Эмболы: э. Речевая редакция. Отсутствие кон- такта глаз, резкие движения руками уловочного харак- тера, улыбка в не- адеквтной ситуа- ции. Средняя степень тяжести, неврозоподоб- ная форма Даша П Тоно- конический Голосовые (во- кальные), арти- куляционные, лицевые Спонтанный экспромт, во- просно- ответная речь, чтение незна- Запрокидывание головы, чрезмер- ное открывание нижней челюсти, напряжение верх- Тяжёлая сте- пень, невроти- ческая форма
Имя ис- пытуе- мого Тип рече- вых судо- рог
Локализация судорог Наличие ре- чевых судорог в опред. видах речи
Речевые и нере- чевые уловки Степень тяже- сти и форма заикания комого текста, пересказ, раз- говор по теле- фону ней части торса, вегетативные ре- акции (покрасне- ние лица, влаж- ность рук). Завы- шенный регистр. Данил Тоно- клониче- ский Артикуляторно- голосовые Все виды речи Отказ от речи. От- сутствие контакта глаз Крайне тяжёлая степень, неврозоподоб- ная форма Лёша З Тоно- клониче- ские Артикуляцион- ные Спонтанный экспромт - Лёгкая степень, смешанная форма Костя Ж Клоно- тонические Артикуляцион- ные (губные, кончика языка) Спонтанный экспромт во время эмоцио- нальной воз- будимости, разговор по телефону, пе- ресказ Звукофобия: [П],[Б]
Закатывание глаз, подёргивание век. Лёгкая степень, невротическая форма Дима З Клоно- тонические Артикуляцион- ные (губные, корня языка) Разговор по телефону Звукофобия: [П], [Б], [В], [К] Лёгкая степень, смешанная форма Вика Т Тоно- клониче- ские Артикуляторно- голосовые Спонтанный экспромт, чте- ние незнако- мого текста, пересказ. Эмболофразия: это вот, ну как бы. Средняя сте- пень, смешан- ная форма
Исходя из экспериментальных данных, были составлены диаграммы
№1 и 2.Диаграмма №1.Степень заикания лиц ЭГ
40
35
30
25
20
15
10
5
0
%
Диаграмма №2 Формы заикания лиц ЭГ
40
35
30
25
20
15
10
5
0
%
По данным комплексного логопедического обследования выявлено, что среди лиц ЭГ преобладает средняя степень заикания, превалируют смешан- ные и невротические формы заикания. Чаще наблюдаются тоно-клонические судороги, которые встречаются в разных видах речи в зависимости от степе- ни тяжести заикания (автоматизированные ряды, вопросно-ответная форма, пересказ, разговор по телефону, спонтанный экспромт и др.) Присутствуют речевые и неречевые уловки.
Результаты экспериментальных данных методики обследования речевой самооценки «Карточки» были занесены в Таблицы № 2, 3.
Таблица №2 Результаты экспериментальных данных методики обследования речевой самооценки «Карточки»
Имя испытуемого
N1 (номер вы- бранной кар- точки)
N2 (оценка речи испытуемого )
k Юлия 5 4 1 Вилена 4 2 2 Малик 5 3 2 Дарья 2 5 -3 Руслан 4 4 0 Данил Отказ от выпол- нения задания - - Алексей 5 3 1 Дмитрий 5 4 1 Константин 2 5 -3 Виктория 3 5 -2
Таблица № 3 Результаты экспериментальных данных методики обследования речевой самооценки «Карточки»
Речевая самооцен- ка Показатель k Кол-во человек Низкая ≤ -2 4 Адекватная -1 ≥k≥1 5 Высокая ≥2 2
Исходя из экспериментальных данных, мы сделали вывод о том, что в ЭГ из 10 человек присутствуют 2 человека с завышенной речевой самооценой, 4 человека с заниженной речевой самооценкой (отказ от выполнения за- дания мы посчитали как заниженную речевую самооценку), и 5 человек с адекватной речевой самооценкой.
Для наглядности была составлена диаграмма № 3.
Диаграмма № 3.Речевая самооценка лиц ЭГ, результаты исследования посредством методики Карточки
Результаты исследования речевой самооценки при помощи мето- дики «Лесенка» занесены в таблицу № 4.
Таблица № 4 Результаты исследования речевой самооценки при помощи методики «Лесенка»
Имя испытуемого Номер ступеньки – оценка собственной речи Номер ступеньки – ожидания оценки соб- ственной речи после курса занятий Юлия 3 6-8 Вилена 7 9 Малик 1 100 000 (поправка, про- тиворечащая правилам) Дарья 2 8 Руслан 5 9 Данил 2 6
Имя испытуемого Номер ступеньки – оценка собственной речи Номер ступеньки – ожидания оценки соб- ственной речи после курса занятий Алексей 3 8 Дмитрий 5 9 Константин 2 7 Виктория 3 9 Исходя из данных, была составлена диаграмма №4.
Диаграмма №4. Речевая самооценка лиц ЭГ, результаты исследования посредством методики Лесенка
Поскольку у всех испытуемых разный уровень речевых возможностей, мы не можем установить для всех лиц ЭГ одинаковые критерии оценки уровня речевой самооценки исходя из полученных результатов. Однако мы можем сравнить эти данные с экспериментальными данными предыдущего задания.
Можно отметить некоторое несоответствие данных. Так, у Малика, имеющего завышенную речевую самооценку исходя из предыдущего экспе- римента, с помощью методики «Лесенка» была выявлена низкая речевая са- мооценка. Это говорит о противоречивости восприятия собственной речи в зависимости от ситуации. Данные обследования по методике Бланк опросника речевой тре- вожности Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина-Л.Н.Мацько занесены в таблицы № 5,6,7 .
Таблица № 5.Данные обследования по методике «Бланк опросника речевой тревожности» Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина-Л.Н.Мацько
Имя испытуемого «до» курсов занятий На данный момент Юля 12 10 Вилена 8 8 Малик 7 8 Руслан 14 16 Даша 24 7 Данил 25 16 Лёша 16 14 Костя 20 13 Дима 16 12 Вика 21 17
Таблица №6.Речевая тревожность лиц ЭГ до курсов занятий - условно
ТРЕВОЖНОСТЬ УРОВЕНЬ Кол-во баллов Кол-во человек Низкий 0-10 2 Средний 11-18 4 Высокий 18,5 4
Таблица №7Речевая тревожность лиц ЭГ на этапе контрольно-поддерживающей логопсихокоррекции
ТРЕВОЖНОСТЬ УРОВЕНЬ Кол-во баллов Кол-во человек Низкий 0-10 4 Средний 11-18 6 Высокий 18,5 0
Посредством количественного анализа было выявлено, что 20% испы- туемых (2 человека) до курсов занятий имели низкий уровень тревожности, 40% испытуемых (4 человека) имели средний уровень тревожности, и 40% испытуемых ( 4 человека) имели высокий уровень тревожности.
На этапе контрольно-поддерживающей логопсихокоррекции заикаю- щихся 40% испытуемых (4 человека) имели низкий уровень тревожности и 60% испытуемых (6 человек) имели средний уровень тревожности.
(Данные были получены посредством субъективного самоощущения испы- туемых.) Для наглядности данных была составлена диаграммы №5 и №6.
Диаграмма №5 Уровень речевой тревожности лиц ЭГ, результаты обследования по ме- тодике Бланк опросника речевой тревожности Эриксона (…)
40
35
30
25
20
15
10
5
0
в % ДО курсов занятий
Результаты обследования по методике «Сенсорно-образная ассо- циация Новогодний шар» (ассоциативный тест) показали, что около 50% ис- пытуемых на основном этапе реабилитационного курса имели заниженную самооценку или ощущали дискомфортное восприятие себя в социуме. Это подтверждают выдержки ответов испытуемых. (см. Таблицу №8)
Таблица №8. Результаты обследования по методике «Сенсорно-образная ассоциация Новогодний шар»
Имя испытуемого Выдержки ответов Юлия «Человек повесил меня спереди ёлки на видном месте. Мне некомфортно. Дарья «Мой шарик маленький по сравне- нию с другими шарами.»
«Человек повесил на ёлку внизу сза- ди.» Данил «Подошёл злой человек и разбил шар.» Виктория «Шар в коробке лежит сбоку внизу». Константин «Шар чёрного цвета.» «Повесили сзади.»
Качественный анализ личных речевых дневников заикающихся подтверждает результаты логопедического обследования: испытуемые отмечают у себя наличие речевых уловок, вегетативных реакций, сопутствующих дви- жений, логофобии. В том числе можно сделать некоторые выводы об инди- видуально-психологических особенностях испытуемых. (При качественном анализе дневников мы обращали внимание на лексику, используемую испы- туемыми. Например, заикающиеся использовали такие слова, как «стесняюсь», «страх», «скованность», «сжатость», «замыкалась» и т.д. Таким образом, сопоставив данные, собранные разными методами и проведя качественный и количественный анализ экспериментальных данных, мы делаем вывод о том, что уровень речевой самооценки испытуемых, опре- делённый посредством различных методик, не всегда совпадает. Так, у одного и того же испытуемого при помощи двух методик был выявлен высокий и низкий уровень речевой самооценки. Мы предполагаем, что это говорит о противоречивости восприятия собственной речи в зависимости от ситуации.
У заикающихся экспериментальной группы были выявлены разнооб- разные типы речевой судорожности (преимущественно смешанные: клоно- тонического или тоно-клонического типа), а также отмечалась их различная локализация. Среди лиц ЭГ преобладала средняя степень заикания, однако не было выявлено прямой зависимости между степенью заикания и уровнем речевой самооценки и тревожности. Также посредством различных методик удалось выявить, что около 50% испытуемых на основном этапе реабилитационного курса имели заниженную самооценку или ощущали дискомфортное восприятие себя в социуме.Сопоставительный анализ результатов, полученных при исследовании самооценки вышеизложенными методами, позволяет предположить, что у многих заикающихся можно наблюдать противоречивость и (или) неадек- ватность речевой самооценки, а также в большинстве случаев неадекватный уровень тревожности. Это может говорить об особой роли, которые играют показатели речевой самооценки и уровня речевой тревожности в структуре речевых и личностных нарушений при заикании у дошкольников. В связи с этим целесообразно разрабатывать такие комбинированные техноло- гии коррекционного воздействия, которые, в системе устранения заикания, могли бы оказывать опосредованное воздействие на вышеуказанные лич- ностные свойства.
Заключение
Возможность быть понятым и в полной мере донести собеседнику свою точку зрения осуществляется посредством коммуникации. Поэтому красивая и плавная речь так важна. Логоневроз, или заикание может не только стать причиной расстройства коммуникативных навыков, но и осложнить адаптацию личности в социуме.
эффективного лечения?
Понятие и особенности логоневроза
Логоневроз или заикание — нарушение речи, основное свойство которого проявляется в патологических изменениях ее течения: темпа, ритма, плавности. Эти изменения возникают вследствие прерывания или наоборот продевания звуков, повторения слогов, «проглатывания» их. Часто с целью замаскировать заикание, человек употребляет слова-паразиты: ладно, как бы и пр.
Возрастной период, в который, как правило, появляется заикание, — ранее детство. В таких случаях, если вовремя не выявить проблему и не начать ее комплексное лечение, легкий или временный логоневроз может усилиться и закрепиться, сохраняясь на протяжении многих лет и принимая хронический характер.
В зависимости от особенностей проявления заикания, логоневроз делится на три вида:
клоническое заикание (проявляется в виде непроизвольного растягивания слов, вставления в речь неуместных пауз);
тоническое заикание (навязчивое повторение звуков, слогов или слов);
смешанный тип логоневроза (проявляется в виде объединения группы симптомов обеих вышеуказанных типов).
Бывает постоянного или волнообразного характера, но в «пусковым рычагом» послужит стрессовый фактор, сложная ситуация, например, выступление перед большим коллективом людей, общение с важным человеком, испуг и сильное волнение.
Органическая и физиологическая основа таких патологических явлений заключается в развитии судорог мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением артикуляции и дыхания. Часто заикание проявляется на фоне соматических изменений: лицевых тиков, дыхательных судорог, покраснения кожи, мышечного напряжения, повышения температуры тела и артериального давления.
Заикание сопровождается другими расстройствами: эмоциональными переживаниями, расстройствами нервной системы, осложнениями развития общей речевой моторики, физического здоровья человека в целом.
Страдающий логоневрозом человек отличается тревожностью, мнительностью, низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности. Психотравмы — частое явление для людей, речь которых сопровождается подобным нарушениями. Многие талантливые люди бессознательно собственноручно снижают свой потенциал, не выносят на широкое обозрение выдающиеся способности из-за страха общения.
Развивается логофобия или вербофобия, то есть, страх говорить. Эти два нарушения взаимосвязаны и детерминируют проявление друг друга. Необходимость контактировать с другими вводит человека, страдающего заиканием, в состояние ступора, пугает. Это повышает возможность развития судорог речевого аппарата, усиливая проявление речевого невроза. Подобным образом возникает порочный круг.
Список литературы
Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормали- зации речи / - М.: Эребус, 2015 - 160 с. ил. Асатиани, Н. М.
Заикание у взрослых, Заикание (ред. Н.А. Власова, К.П. Беккер), — М., 2014
Буянов, М. И. Заикание у подростков.М.: Просвещение. - 2012 - 159 с.
Белякова, Л. И. Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед.Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 208 с.
Буль, П. И. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 2015. - 310с.
Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у до- школьников. [Текст]: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2013.-240 с.
Выгодская, И. Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда М.: Просвещение, 2014. - 223 с. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н.
Драпкин, Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у под- ростков// Клиника и терапия заикания.-М., 2016
Дубровский, К. М. Одномоментный метод снятия заикания // Материа- лы заседания Харьковского научного медицинского общества. - К., 2014г.
Жинкин, Н. И. Механизмы речи М.: Издательство Академии педагоги- ческих наук, 2015.
Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. – Школьный психолог, 2011 № 25, 16 с.
Исагулиев, П. И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. [Текст]: М.: В. Секачев. НИИ школьных технологий,2016.-112 с.
Кён, Р. Заикание (Кён Р. Заикание шепелянье, захлебывание, картав- ление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков. - М., 2015.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 680 с.
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 2014
Калягин, В. А. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов Ключникова, Г. А. Методика изучения самооценки школьников.2016. №1. С. 111
Лохов, М. И., Фесенко, Ю. А.Заикание и логоневроз. Диагностика и ле- чение. [Текст]: Сотис, 2010.-228 с.
Лубенская, А. И. Аутогенная тренировка в системе логопедической те- рапии заикания.Дисс канд пед наук, 2014
Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина- Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 416 с.
Медведева, Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /, Т.А.Добровольская. – М.: Изд.Центр «Академия», 2011.
Мерзлякова, В. П., Рау Е. Ю. Развитие мотивационной сферы заикаю- щихся в процессе логопсихокоррекции. — М: В. Секачев, 2011
Миссулович, Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возник- новения и течения заикания, особенности коррекционной работы.[Текст]: Союз, 2012.-320 с.
Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. – Л. 2016, 348 с
Некрасова, Ю. Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. – М.: Смысл, 2016.
Некрасова, Ю. Б. Применение комплексного воздействия при устранении заикания у взрослых.Автореферат дисс. … канд. пед. наук. М., 2014.
Неткачев, Г. Д. Заикание, его сущность, причины, происхождение, пре- дупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых.Новый психологи- ческий способ лечения -- М., 2015.
Парамонова, Л. Г. О заикании. Профилактика и преодоление недуга. [Текст]: М.: Детство- Пресс,2010.-128 с.
Рау, Е. Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся. // Вопросы психологии.-2015. - №3. - С. 67.
Рудестам, К. Э. Групповая психотерапия /. – М., 2013.
Садовникова, Е. Н., Личностно-коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста. /Логопед – 2014.-№5.— С.22-
21
Лёгкая степень
средняя степень
тяжёлая степень
крайне тяжёлая степень
Невротическая форма
Неврозоподобн ая форма
Смешанная форма
Низкий уровень тревожности
Средний уровень тревожности
Высокий уровень тревожности
1. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормали- зации речи / - М.: Эребус, 2015 - 160 с. ил. Асатиани, Н. М.
2. Заикание у взрослых, Заикание (ред. Н.А. Власова, К.П. Беккер), — М., 2014
3. Буянов, М. И. Заикание у подростков.М.: Просвещение. - 2012 - 159 с.
4. Белякова, Л. И. Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед.Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 208 с.
5. Буль, П. И. Основы психотерапии. - Л.: Медицина, 2015. - 310с.
6. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у до- школьников. [Текст]: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2013.-240 с.
7. Выгодская, И. Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда М.: Просвещение, 2014. - 223 с. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н.
8. Драпкин, Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у под- ростков// Клиника и терапия заикания.-М., 2016
9. Дубровский, К. М. Одномоментный метод снятия заикания // Материа- лы заседания Харьковского научного медицинского общества. - К., 2014г.
10. Жинкин, Н. И. Механизмы речи М.: Издательство Академии педагоги- ческих наук, 2015.
11. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. – Школьный психолог, 2011 № 25, 16 с.
12. Исагулиев, П. И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. [Текст]: М.: В. Секачев. НИИ школьных технологий,2016.-112 с.
13. Кён, Р. Заикание (Кён Р. Заикание шепелянье, захлебывание, картав- ление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков. - М., 2015.
14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 680 с.
15. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 2014
16. Калягин, В. А. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов Ключникова, Г. А. Методика изучения самооценки школьников.2016. №1. С. 111
17. Лохов, М. И., Фесенко, Ю. А.Заикание и логоневроз. Диагностика и ле- чение. [Текст]: Сотис, 2010.-228 с.
18. Лубенская, А. И. Аутогенная тренировка в системе логопедической те- рапии заикания.Дисс канд пед наук, 2014
19. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина- Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 416 с.
20. Медведева, Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /, Т.А.Добровольская. – М.: Изд.Центр «Академия», 2011.
21. Мерзлякова, В. П., Рау Е. Ю. Развитие мотивационной сферы заикаю- щихся в процессе логопсихокоррекции. — М: В. Секачев, 2011
22. Миссулович, Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возник- новения и течения заикания, особенности коррекционной работы.[Текст]: Союз, 2012.-320 с.
23. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. – Л. 2016, 348 с
24. Некрасова, Ю. Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. – М.: Смысл, 2016.
25. Некрасова, Ю. Б. Применение комплексного воздействия при устранении заикания у взрослых.Автореферат дисс. … канд. пед. наук. М., 2014.
26. Неткачев, Г. Д. Заикание, его сущность, причины, происхождение, пре- дупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых.Новый психологи- ческий способ лечения -- М., 2015.
27. Парамонова, Л. Г. О заикании. Профилактика и преодоление недуга. [Текст]: М.: Детство- Пресс,2010.-128 с.
28. Рау, Е. Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся. // Вопросы психологии.-2015. - №3. - С. 67.
29. Рудестам, К. Э. Групповая психотерапия /. – М., 2013.
30. Садовникова, Е. Н., Личностно-коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста. /Логопед – 2014.-№5.— С.22-
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет самооценка у заикающихся дошкольников?
Самооценка у заикающихся дошкольников играет важную роль, так как они часто испытывают негативные эмоции связанные с своим речевым дефектом. Правильное формирование самооценки помогает им принимать себя такими, какие они есть, и развивать свои коммуникативные навыки.
Какие особенности самооценки можно выделить в дошкольном возрасте?
Особенности самооценки в дошкольном возрасте включают недостаточную осознанность собственных возможностей, легкую уязвимость и субъективность оценки себя, низкую самооценку в случае неудач или несоответствия ожиданиям окружающих.
Какие особенности самооценки у заикающихся дошкольников?
У заикающихся дошкольников самооценка может быть снижена из-за негативного отношения окружающих к их речевым нарушениям. Они могут чувствовать себя некомпетентными и неуверенными в своих коммуникативных способностях, что может сказываться на их психологическом благополучии.
Какие методы использовались в экспериментальном исследовании речевых и личностных нарушений у заикающихся детей?
В экспериментальном исследовании речевых и личностных нарушений у заикающихся детей были использованы различные методы, включая наблюдение, сравнительный анализ, тестирование и анкетирование. Эти методы позволили установить связь между речевыми нарушениями и самооценкой у детей.
Какие результаты были получены на констатирующем этапе эксперимента?
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что заикающиеся дети имеют сниженную самооценку по сравнению с незаикающимися детьми. Они испытывают больше стресса и негативных эмоций связанных с речевым дефектом, что может влиять на их общую психологическую самоперцепцию.
Какие особенности самооценки у заикающихся дошкольников?
Особенности самооценки у заикающихся дошкольников заключаются в низкой уверенности в себе, негативном отношении к своей речи и чувстве неполноценности. Они могут испытывать страх перед выступлениями и социальную изоляцию.
Как организовано экспериментальное исследование речевых и личностных нарушений при заикании у детей?
Экспериментальное исследование речевых и личностных нарушений при заикании у детей проводится в несколько этапов. Сначала организуется констатирующий этап, на котором определяются характеристики заикания и самооценки. Затем применяются различные методы, такие как наблюдение, тестирование и беседа, для получения данных и анализа результатов.
Какие причины заикания у детей?
Причины заикания у детей могут быть разными. Одним из основных факторов является наследственность. Также на заикание может влиять психологическое состояние ребенка, низкая самооценка, страх перед выступлениями и т.д. Кроме того, некоторые физические проблемы, такие как неправильное развитие речевых органов, могут также вызывать заикание.
Какие методы применяются в экспериментальном исследовании речевых и личностных нарушений при заикании у детей?
В экспериментальном исследовании речевых и личностных нарушений при заикании у детей применяются различные методы. К ним относятся наблюдение за ребенком в различных ситуациях, тестирование его речевых навыков и личностных особенностей, а также беседы с ребенком для изучения его мнения и чувств относительно своей речи и себя самого.
Какие результаты получены в исследовании речевых и личностных нарушений при заикании у детей?
В результате исследования речевых и личностных нарушений при заикании у детей было выявлено, что заикающиеся дошкольники имеют низкую самооценку, страдают от негативного отношения к своей речи и испытывают социальную изоляцию. Они также могут испытывать страх перед выступлениями и проявлять недостаточную уверенность в себе. Однако, с помощью специальных методик и тренировок, эти проблемы могут быть преодолены и самооценка повышена.
Какие особенности самооценки у заикающихся дошкольников?
Самооценка у заикающихся дошкольников может быть низкой из-за сложностей, связанных с коммуникацией. Они могут испытывать чувство неполноценности и неуверенности в своих способностях.