Влияние конфуцинианства на быт, обычаи, традиции в традиицонном Китае
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 03.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Религиозные, этические и социальные истоки формирования культуры Китая 5
Глава 2. Основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства, основополагающие категории и принципы конфуцианства 8
2.1.Традиции конфуцианства в социальной культуре императорского Китая 10
2.2.Традиции конфуцианства в политической культуре императорского Китая 15
2.3. Традиции конфуцианства в политической культуре середины XIX - начала XX вв 20
Глава 3. Влияние конфуцианства на политический и экономический процесс современного Китая, его роль в модернизации экономики и политической системы в период XX-XXI вв 23
3.1. Политические и экономические условия формирования современной политической культуры Китая 24
3.2. Конфуцианство в период кампании «Критики Линь Бяо и Конфуция» 27
3.3. Конфуцианство в современной политической культуре Китая 35
Заключение 41
Второй этап кампании проходил в конце 1973 - начале 1974 гг.. В роли основных критиков конфуцианства стали выступать широкие народные массы. В высшихучебных заведениях страны стали проводить специальные курсы, распространявшие критику учений Конфуция. В прессе все чаще стали цитироваться изречения Мао.Самым известным из них был - «низшие и малые - самые умные, высшие и почитаемые - самые глупые». В самом начале кампании «критика Линь Бяо и Конфуция» Мао Цзэдун не участвовал открыто. В печате не упоминались руководители кампании. Однако, 2 февраля 1974 г., в газете «Жэньминьжибао» была размещена статья под названием «Довести до конца борьбу - критику Линь Бяо и Конфуция». В ней говорилось, что эта кампания была развернута самим Мао Цзэдуном и что председатель лично руководит ее развитием.Третий этап кампании начался летом 1974 г. Началась волна дацзыбао7 с критикой руководства. Она распространилась по всей КНР. В дацзыбао выражались недовольства по поводу медленного развития кампании. Завершился этот этап осенью 1974 г. и характеризовался усилением «левых». Постепенно дацзыбао были убраны с людских мест и призывы к насилию стали меньше появляться в прессе. В китайской печати все чаще стали появляться призывы к сплочению и единству. Несмотря на сильное влияние центра и желание маоистов увеличить масштабы кампании, критика конфуцианства сталкивалась с сопротивлением местных партийных кадров. С самого начала кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» руководящие партийные органы пытались воспрепятствовать ее развитию.В настоящее время трудно говорить об эффективности этой кампании. На пути к успешному ее проведению стояла традиционная китайская семья как хранитель национальных ценностей. И пытаться разрушить ее было достаточно сложно. В целом, кампания критики конфуцианства не принесла желаемых результатов. После окончания кампании маоисты продолжили критику конфуцианства. Издавались брошюры, рассчитанные на массового читателя. В них Конфуций и «Луньюй» подвергались уничтожающей критике. Также маоисты активно использовали критику конфуцианства для обоснования своей внешнеполитической доктрины, которая была направлена на нагнетание международной напряженности. Народу внушали, что на протяжении всей многовековой истории страны в области внешней политикипостоянно шла борьба между двумя линиями - патриотической, которую представляли легисты, и капитулянтской, которую представляло конфуцианство. Такое представление конфуцианства было основано на теории Мэн Цзы о том, что «малые государства должны учиться у больших государств». В эпоху Сражающихся царств (V - III вв. до н. э.) эта доктрина объясняла завоевание крупными царствами своих малых соседей. 7 стенная газета, афиши (написанные от руки), листовки. Были распространены в Китае в 50-70-е годы XX в.Маоистская концепция не выдержала серьезную критику. Идеологи маоизма не учли существенную доктрину конфуцианства - «теорию этической неполноценности» окружающих Китай народов. Конфуцианство не смогло бы стать идеологией господствующего класса и не служило бы ему на протяжении почти двух тысяч лет, если бы было таким миролюбивым, как его показывали маоисты. Таким образом, борьба против учения Конфуция несло больше спекулятивный характер и использовалось маоистами для того, чтобы идеологически обосновать антисоциалистический курс военно-бюрократического режима Мао Цзэдуна.3.3. Конфуцианство в современной политической культуре КитаяСовременная история Китая продолжает развиваться, основываясь на конфуцианские модели ценностей. Авторы проводимых в Китае реформ заимствовали идеи других стран и соединяли их с традиционными китайскими ценностями. Отличительная черта развития политической культуры Китая заключалась в том, что она адаптировала чужие модели развития общества и экономики для усовершенствования своей традиционной модели. Демократизации и модернизации современного Китая способствуют многие особенности традиционной политической культуры. В качестве примера можно привести такие особенности конфуцианской традиции, как чувство долга, энергичное и деятельное отношение к жизни, прагматизм, трудолюбие. Трудовая деятельность и поведение человека должны исключать неорганизованность и спонтанные проявления. Конфуцианское учение делает упор на чувство ответственности. Ставится акцент на единство общества, на поиски подходящего места для каждого индивида в социуме. Такая поведенческая модель подразумевает одновременное самосовершенствование и добровольное самоограничение человека. Путем длительных согласований позиций, а не навязывания идеологических стереотипов, достигается единство общественного мнения. Таким образом, происходит развитие в обществе духа сотрудничества. Новым содержанием наполняется традиционное чувство китайского коллективизма и групповой фамильной ориентации. Начиная с 1978 г. делается упор на материальное стимулирование, рост благосостояния и подготовку к жизни в условиях жесткой рыночной конкуренции. Такая групповая ориентация в политической культуре, основанная на компромиссе, может способствовать более гармоничному развитию отношений в обществе. Созданию положительного микроклимата в китайских социальных сообществах способствует конфуцианский принцип «жэнь» - «относиться к другим с любящим сердцем».Стоит также отметить, что традиционные ценности политической культуры не остаются без изменений. Перенимая чужие модели общества, они наполняют себя новым содержанием. Американский филосов и политолог ФрэнсисФукуяма отмечал, что существуют заблуждения насчет взаимодействий между политической культурой и демократией. Он писал: «Культуры не статическое явление, подобное законам природы; они создание людей и находятся в процессе постоянной эволюции. На них может влиять экономическое развитие, войны и другие национальные потрясения, иммиграция или сознательные действия. Следовательно, к культурным «предусловиям» для демократии, хотя они определенно важны, надлежит относиться с некоторым скептицизмом» (Fukuyama 1992, 337). На сегодняшний момент, в современном Китае идут разговоры о различных сценариях будущего политического развития страны. Некоторые из них укладываются в рамки существующих идеологических ограничений, а некоторые далеко выходят за их рамки (Бергер 2007, 46). Ряд специалистов исходят из того, что современное государственное устройство Китая отвечает экономической, культурно-исторической и социально-политической реальности. Согласно их мнению, если оно и нуждается в улучшении, то не в главных своих параметрах. Другие специалисты предлагают новые, существенно отличающиеся от нынешних, конструкции. В основном, они ориентируются на институты китайской традиционной культуры. Также среди них есть те, кто отдает предпочтение развитию различных форм демократии по различным западным образцам. Говоря о конфуцианстве и современности, можно обратиться к трудам китайского аналитика ЧжаоЧуньфу. По его мнению, конфуцианская этика содержит в себе постулаты как противоречащие модернизации, так и поддерживающие ее. Противоречие модернизации заключается в том, что конфуцианская этика является феодальной. Она основана на принципах жесткой иерархии, которая противоречит духу индустриального общества, построенного на товарно-рыночных отношениях.Другой известный японский экономист СибусаваЭйти в своих трудах показал, что конфуцианство может сочетаться с духом прагматизма. Развивая эту мысль, он сумел объединить такие противоположные принципы, как «конфуцианская мораль» и «получение прибыли». Самым известным его трудом по философии предпринимательства является ««Лунь юй» и бухгалтерский учет». В ней Сибусава, основываясь на свой личный предпринимательский опыт, приводит доказательства того, что мораль и бизнес не противоречат друг другу. Экономист выступает против общепринятого мнения, что предпринимательская деятельность основывается исключительно на стремлении повысить личное благосостояние. Он считает, что при ведении бизнеса важно не только просчитывать свою выгоду, но и думать о том, каким образом выполнить долг перед обществом. Согласно учению Конфуция, считаться благородным мужем может только тот, кто в желании добиться успеха способствует успеху другого человека. Такие действия предпринимателя, по мнению Эйти, принесут пользу и обществу, и самому предпринимателю. Важное место в изучении совместимости конфуцианства и западной демократии занимает школа китайских традиционалистов. Ее последователи ищут возможность объединить принципы этих двух концепций. Знаменитый представитель данной школы, китайский социолог ЦзиньЯоцзи считает, что политическая культура Китая вполне совместима с такими институтами западной демократии, как всеобщие выборы и политическое участие. По мнению ученого, для традиционного конфуцианства форма правления не имеет значения. Гораздо важнее его морально-этическая составляющая. Однако, ученый не считает приемлемым для конфуцианства либерализм и индивидуализм, которые свойственны западным странам.ЦзиньЯоцзи отмечает, что конфуцианское предпочтение общности не уникально. Оно противопоставляет себя по отношению к англо-американским демократиям, которые объявляют политическое противоборство, но соотносит с политической реальностью многих государств континентальной Европы. В западной политологии существуют аналоги конфуцианской модели. Примером может выступать созданная А. Лейпхартом концепция демократии консенсуса. Ее называют консоциональной или со-общественная демократией в противовес демократии большинства (Lijphart 1997). Американский аналитик Чжэньгуан Чжоу также изучал совместимость конфуцианства с принципами демократии. В своих работах он пришел к выводу, что конфуцианство в большей степени повлияло на формирование современной политической культуры Китая. По мнению Чжоу, от других философских течений Китая конфуцианство отличает гуманизм. Это позволяет говорить о наличии в этом учении демократических черт. Гуманизм заключается в том, что в своих учениях Конфуций создал картину мира, избавленную от демонов и духов. Поставив в ее центр человека, он, таким образом, возвысил ценность человеческой личности. Человек у Конфуция − это целый мир, который требует воспитания и самовоспитания для правильного соблюдения ли. По мнению ученого, идея самовоспитания совпадает с западными представлениями об индивидуальной независимости и автономности личности. Соотношение это было видно, несмотря на то, что воспитание и самовоспитание индивида проходило в рамках института «большой семьи» согласно строгим предписаниям «ли» (Zhou 1999,155). Неразрывная связь конфуцианства и «большой семьи», по мнению Чжоу, повлияла на современную политическую культуру Китая.Характерная для китайского общества традиционная политическая культура объединяет свои идеальные представления об оптимальном управлении с моралью и нравственностью правителя. С древних времен такие качества, как неподкупность, честность и способность заботиться о народе считались источником легитимности авторитарной власти. Можно сказать, что само понятие «политика», в западном понимании этого слова, не свойственно китайской культуре. Понятие «государство» в Китае несло больше этическое значение, а не политическое. Политика воспринималась только как администрирование. В случае соединения некоторых важных принципов традиционной культуры Китая с легитимным современным политическим устройством и рыночной экономикой, возможно создание наиболее эффективной в национальных рамках модели развития, при которой возникает возможность перешагнуть эти рамки, и бросить вызов иным цивилизационным моделям. Таким образом, для западного мира главным конкурентом становятся азиатские общества, которые смогут соединить свободную экономику с трансформированным авторитаризмом. Не случайно, объявив либеральный конец истории, ФрэнсисФукуяма пишет: «Если конфуцианские традиции в Азии помогут ей найти точный и стабильный баланс между свободой и коллективизмом, то Азия поистине станет политическим раем на Земле» (Fukuyama 1995, 33). Таким образом, Ф. Фукуяма указывает на то, что только патерналистский азиатский авторитаризм является единственным соперником, который способен бросить вызов демократии. По его мнению, азиатский опыт создания вполне конкурентоспособных социально- политических моделей подтолкнул людей, живущих на Западе, к тому, чтобы увидеть минусы собственного общества. Сегодня китайское общество переживает ряд системных изменений во всех областях жизни. Происходят активные изменения в экономике, внутренней политике, китайское общество стало более «открытым». Также изменения в соотношении сил на мировой арене подталкивают руководство КНР проводить изменения в идеологии и активней использовать традиционные принципы китайской цивилизации.Для нахождения пути развития своей страны, руководство Китая ищет ответы в конфуцианских культурных ценностях. Именно конфуцианские принципы способствуют созданию гармонии и стабильности, также они помогают в урегулировании социальных противоречий, которые возникают в обществе (Гурченко, Добродеева, Турыгин 2014). Такое решение было принято исходя из того, что, в случае модернизации, основанной на ценностях западной культуры, вероятно возникновение конфликтных ситуаций в собственной культуре. Говоря об изменениях в политической и экономической сферах общественной жизни Китая, то можно отметить, что сегодня государственная система Китая представляет себя в качестве органа, который воплощает волю народа, следит за порядком и отвечает за нравственность. При переходе власти к новому руководству обязательно делается акцент на то, кому она передается. Главную роль играют морально-нравственные качества нового руководства. Самый достойный избирается только после тщательного изучения всех кандидатур на пост руководителя. Новый руководитель должен руководствоваться принципами человеколюбия, гуманности, также он должен осознавать, что главной его задачей является служение народу. Государственная власть в Китае основана на иерархии. Она выстраивается по принципу семейности. Во главе государства стоит отец-правитель. Основной задачей всех уровней власти китайского общества является достижение единых целей. Основной целью является создание общества среднего достатка. Также китайское руководство занимается вопросами нравственного развития общества и контролем различных сфер его жизни. Именно такое государственное устройство повлияло на процесс преобразований в стране. Благодаря ему было создано так называемое «экономическое чудо». Его развитию способствовали такие принципы общества как дисциплина, сознание личной ответственности и долга, которые свойственны китайским рабочим. Эти качества помогли установлению стабильности во внутренней политике Китая и успеху в экономической сфере.На сегодняшний момент, одним из основных вопросов, который должно разрешить руководство страны для успешного развития своей политической культуры, является проблема соотношения и гармоничного соединения традиционной системы с современными идеями. В Китае успешно развиваются современные западные идеи, связанные с экономикой и технологией. Обществу удается перерабатывать их для себя, учитывая при этом свои потребности и ценности. Это способствует благополучному развитию страны.ЗаключениеГлавные традиции политической культуры Китая сформировались в древний период его истории. Постепенно они стали фундаментом для развития системы управления государством и концепции государства. Это представляет собой результат экономических и социально политических условий исторического развития Древнего Китая. Конфуцианство сыграло важную роль в формировании политической культуры китайского народа. В рамках института «большой семьи» конфуцианство развивалось до XX в. Подобную политическую культуру можно назвать культурой долга и согласия. В дальнейшем оставшиеся основы конфуцианства в мышлении народа стали фундаментом для создания современной политической культуры. В современном мире происходят динамичные процессы, которые свойственны быстро распространяющейся глобализации. Вследствие этого, происходят изменения в политической культуре современного Китая. Оставшиеся знания конфуцианской философии в мышлении китайцев стали основой для формирования современной политической культуры переходного типа. Следуя за динамичными процессами, происходящими в быстро глобализирующемся мире, политическая культура Китая стремительно меняется. В ней появились черты индивидуализма. Начали появляться этические учения, которые смогли соединить в себе учения конфуцианства и предпринимательство. Такое соединение может стать успешной идеологической базой для процесса модернизации. Если говорить об условиях глобализации в современном мире, то Китай находится в поисках собственных векторов социальной динамики. В своих стремлениях он основывается и на объективных социально-экономических изменениях и на китайском определении постиндустриальной системы ценностей. Эта система основана на культурных традициях, которые и сейчас во многом определяют важнейшие особенности менталитета китайского народа. Говоря о влиянии традиций на современный Китай, то можно отметить три уровня. Первый уровень − это универсальные традиции старого Китая. Они указывают направление развития философской мысли. Вторая традиция - практическая. Она связана с методикой политической борьбы, а также с распорядком политической жизни. И третьей традицией является революционная практическая традиция периода гражданской войны. Благодаря традиционному для китайской цивилизации превосходству политики над экономикой, Китай справляется с довольно сильным влиянием со стороны Запада, которые воздействует на внутренние процессы развития общества. Можно заключить, что заложенная традиционным конфуцианством модель, повлияла на развитие и обновление страны. Такой вывод исходит из того, что именно в ней заложены основные понятия о нравственности человека. В учении Конфуция заключена идея о том, что люди должны жить не ради себя, а ради других. Они должны выстраивать свои отношения на основе дружбы и взаимопомощи. Понятие социального долга, который должен управлять человеком в общественной жизни, является очень важной частью конфуцианства. Одной из важнейших идей всего учения можно назвать ответственность человека за всё, что происходит в жизни общества и государства в целом. В завершении стоит отметить, что, благодаря сохранённым традициям конфуцианства, Китай следует направлению мирного развития. Таким образом, он стремится вместе с созданием благоприятной среды для собственного развития, ещё и увеличить возможности мирового экономического, социального, политического и культурного процесса.Список литературы:Абрамов В. А., Абрамова Н. А. История философии Китая: истоки, основные этапы развития, современность: курс лекций. Чита: ЧитГУ, 1997. Ч. 1, 2. 205 с.Агеев О. Культура семьи и брака // Русская Цивилизация. 6 июня 2005 год.Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник. - Москва: «Высшая школа», 2001г. - 511с.Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного китайского образования // Вестник БГУ. Улан-Удэ, 2010. № 8. С. 169.Бергер, Я. Политическая реформа в Китае // Азия и Африка сегодня. 2007. № 8. С. 44—54.Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.ВивеканандаСвами. Четыре йоги. Под редакцией Костюченко В.С. - Москва: «Пргресс-Академия», 1993г. - 528сГране М. Китайская цивилизация/ М.Гране. – М.: Республика, 2004.- 526 с.Гуревич П. С. «Культурология: Учебник 3-е издание». Москва 2001г.Ермакова, Т.В. Классический буддизм / Т.В.Ермакова, Е.П.Островская. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. – 256 с.Лао-цзы. Обрести себя в Дао. М., 1999.Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма). М., 1991.Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М., 2003.Лукьянов А.Е. Первый философ Китая (фрагменты философской автобиографии Лао-цзы) // Вестник Московского университета. - Философия. - 1989. - № 5.Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - № 2Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994.Майорова Н. В. Инновационные формы высшего образования в современном Китае // Вестник МГТУ. М., 2008. Т. 11. № 1. С. 191-194.Мистерия Дао. Мир «Дао дэцзина». М., 1996Программный документ по реформированию и развитию образовательной системы Китая [Электронный ре-сурс]. URL: http://russian.people.com.cn/31857/94147/95070/index.html (дата обращения: 25.03.2011). Переломов, Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993Скиппер К.М. О даосском духовенстве на Тайване и его ритуалах. - М., 1974.Титаренко, М. Л. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени. М.: Ин-тДальн. Востока РАН, 2000.Толстокулаков И. А. Посттрадиционное общество Южной Кореи и проблемы политической модернизации // Изв. Вост. ин-та. 2010. № 16. С. 54–69 ;Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий - Ростов н/Д: Феникс, 2004.Чуньфу, Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва, 22—24 сент. 1999 г. Ч. II: Китай на пути модернизации и реформ / Ин-тДальн. Востока РАН. М., 1999. С. 123—126.Шнейвас, Д. С. «Философия предпринимательства» СибусаваЭйити // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы XI Междунар. науч. конф., Москва, 27—29 сент. 2000 г. Ч. II: Китай в XXI веке. Шансы, вызовы и перспективы / Ин-тДальн. Востока РАН. М., 2000. С. 171—175.Н. В. Шишова, Т. В. Акулич «История и культурология (учебное пособие)». Логос 2000г.
2. Агеев О. Культура семьи и брака // Русская Цивилизация. 6 июня 2005 год.
3. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник. - Москва: «Высшая школа», 2001г. - 511с.
4. Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного китайского образования // Вестник БГУ. Улан-Удэ, 2010. № 8. С. 169.
5. Бергер, Я. Политическая реформа в Китае // Азия и Африка сегодня. 2007. № 8. С. 44—54.
6. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.
7. Вивекананда Свами. Четыре йоги. Под редакцией Костюченко В.С. - Москва: «Пргресс-Академия», 1993г. - 528с
8. Гране М. Китайская цивилизация/ М.Гране. – М.: Республика, 2004.- 526 с.
9. Гуревич П. С. «Культурология: Учебник 3-е издание». Москва 2001г.
10. Ермакова, Т.В. Классический буддизм / Т.В.Ермакова, Е.П.Островская. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. – 256 с.
11. Лао-цзы. Обрести себя в Дао. М., 1999.
12. Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма). М., 1991.
13. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М., 2003.
14. Лукьянов А.Е. Первый философ Китая (фрагменты философской автобиографии Лао-цзы) // Вестник Московского университета. - Философия. - 1989. - № 5.
15. Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - № 2
16. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994.
17. Майорова Н. В. Инновационные формы высшего образования в современном Китае // Вестник МГТУ. М., 2008. Т. 11. № 1. С. 191-194.
18. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М., 1996
19. Программный документ по реформированию и развитию образовательной системы Китая [Электронный ре- сурс]. URL: http://russian.people.com.cn/31857/94147/95070/index.html (дата обращения: 25.03.2011).
20. Переломов, Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981.
21. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993
22. Скиппер К.М. О даосском духовенстве на Тайване и его ритуалах. - М., 1974.
23. Титаренко, М. Л. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени. М.: Ин-т Дальн. Востока РАН, 2000.
24. Толстокулаков И. А. Посттрадиционное общество Южной Кореи и проблемы политической модернизации // Изв. Вост. ин-та. 2010. № 16. С. 54–69 ;
25. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.
26. Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
27. Чуньфу, Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва, 22—24 сент. 1999 г. Ч. II: Китай на пути модернизации и реформ / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. С. 123—126.
28. Шнейвас, Д. С. «Философия предпринимательства» Сибусава Эйити // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы XI Междунар. науч. конф., Москва, 27—29 сент. 2000 г. Ч. II: Китай в XXI веке. Шансы, вызовы и перспективы / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 2000. С. 171—175.
29. Н. В. Шишова, Т. В. Акулич «История и культурология (учебное пособие)». Логос 2000г.
1.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывает конфуцианизм на обычаи и традиции в традиционном Китае?
Конфуцианизм сильно влияет на формирование обычаев и традиций в традиционном Китае. Он ставит акцент на уважение к старшим, семейные ценности, моральные нормы и добродетель. Все эти принципы оказывают влияние на быт китайского общества и формируют основу его культуры.
Какие религиозные, этические и социальные истоки формировали культуру Китая?
Культура Китая сформировалась под влиянием религиозных, этических и социальных истоков, таких как конфуцианизм, даосизм и буддизм. Каждое из этих учений принесло свой вклад в формирование культурных ценностей, обычаев и традиций Китая.
Какие основные этапы развития этико-политического учения конфуцианизма?
Этико-политическое учение конфуцианизма прошло несколько основных этапов развития. Началось оно с деятельности конфуция, его последователи развивали и уточняли его идеи, затем конфуцианство стало государственной идеологией в императорском Китае. Позже, в середине XIX века, конфуцианизм стал подвергаться критике и был сослан, но в настоящее время он продолжает оказывать влияние на китайскую культуру.
В чем заключаются традиции конфуцианизма в социальной культуре императорского Китая?
Традиции конфуцианизма в социальной культуре императорского Китая заключались в уважении к старшим, соблюдении семейных обычаев, приоритете семьи над личностью, восхвалении добродетели и моральных норм. Все это сильно влияло на социальные отношения и структуру общества в императорском Китае.
Какие традиции конфуцианизма присутствовали в политической культуре императорского Китая?
В политической культуре императорского Китая присутствовали традиции конфуцианизма, такие как государственное руководство на основе принципов мудрого правителя, установление иерархии власти, подчинение нижестоящих слоев высшим. Эти традиции формировали политический строй и управленческий аппарат в императорском Китае.
Какое влияние оказывало конфуцианизм на быт, обычаи и традиции в традиционном Китае?
Конфуцианизм оказывал огромное влияние на быт, обычаи и традиции в традиционном Китае. Он определял правила поведения и взаимоотношений между людьми, устанавливая жесткие социальные иерархии и идеалы. Все сферы жизни, начиная от семьи и заканчивая системой правления, были пронизаны конфуцианскими установками.
Какие основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства?
Основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства можно выделить следующие: формирование и развитие учения в эпоху Конфуция, консолидация и распространение его идей в эпоху конфуцианских учеников, установление конфуцианства в качестве государственной идеологии в эпоху империи и возрождение интереса к конфуцианству в современности.
Какие основополагающие категории и принципы лежат в основе конфуцианства?
Основополагающими категориями и принципами конфуцианства являются пятерка взаимоотношений (отношения правитель - подданные, отец - сын, муж - жена, старший брат - младший брат, старший друг - младший друг), понятие человеческой добродетели (рен) и идеалы благородного управления и жизни.
Какие традиции конфуцианства присутствовали в социальной культуре императорского Китая?
В социальной культуре императорского Китая присутствовали традиции конфуцианства, такие как уважение к старшим и подчинение, верность и преданность семье и роду, установление жесткой иерархии в обществе, придерживание ценностей добродетели и благородства.
Какое влияние оказало конфуцианство на быт и обычаи в традиционном Китае?
Конфуцианство сильно влияло на быт и обычаи в традиционном Китае. Оно стало основой для формирования этикета и моральных ценностей. Отношения в семье, в обществе и владение искусством общения считались важными аспектами конфуцианской этики.
Какие основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства существуют?
Основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства включают период формирования и распространения учения, период строгой идеологической цензуры и период мягкой идеологической цензуры. Каждый из этих этапов внес свой вклад в развитие конфуцианства и его влияние на культуру Китая.