Особенности нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерция
  • 29 29 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 30.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции 5
1.1. Рынок табачной индустрии в России 5
1.2. Регулирование в сфере защиты здоровья населения от последствий потребления табачной продукции и воздействия табачного дыма 9
2. Характеристика нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции 15
2.1. Ограничения публикации рекламных сообщений табачной продукции 15
2.2. Проблемы правового регулирования табачной отрасли и пути его возможного развития 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Сейчас, когда основная часть мер уже принята и вступила в силу, оставшимсяпутем регулирования данной сферы остается повышение акциз на табачнуюпродукцию. Так по словам Министра здравоохранения и социального развитияРоссии Вероники Скворцовой, «акцизы на табак растут в среднем на 10 процентов в год, но Россия не будет останавливаться на достигнутом и продолжитработу над более существенным ростом налогообложения табака».Поправками к закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был введензапрет на курение в общественных местах – на вокзалах, стадионах, в школах и других учебных заведениях, самолетах и аэропортах, исчезла рекламасигарет в средствах массовой информации. Рестораны обязали отводитьспециальные места для курильщиков, оборудовав эти залы сильной вентиляцией. Однако, позже с лета 2014 года меры были ужесточены: введен тотальный запрет на курение в кафе и ресторанах, продажу табака в киосках, ав крупных магазинах запрещается выкладывать сигареты на открытых витринах. Купить табак можно только по прейскуранту и то, только в магазинах, площадь которых больше 50 квадратных метров.Важным фактором в области регулирования оборота табачной продукции является Технический регламент на табачную продукцию, принятыйГосударственной Думой 22 декабря 2008 года. Технический регламент на табачную продукцию введен на территории России Федеральным закономот 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»,который регламентирует производство широкого спектра табачных изделий.Тех. регламент, заменивший существовавшие ранее ГОСТы, стал результатом присоединения России к Рамочной конвенции Всемирной организацииздравоохранения по борьбе против табака. Основные изменения, преждевсего, касаются вида пачки с сигаретами. Надпись на лицевой стороне упаковки «Курение убивает» будет занимать не менее 30 % площади. Что жекасается обратной стороны пачки, то там будут содержаться более конкретные предостережения. Кроме того, ужесточаются требования к содержаниюсмолы и никотина в сигаретах. Согласно новому закону они не должны превышать 10/1 мг. При этом однозначно неурегулированным остается вопрос о размещении на пачках сигарет устрашающих картинок с изображением прокуренных легких курильщика или его гниющих зубов. Официально технический регламент не запрещаетнаносить эти картинки. Однако в тексте документа четко прописано, что приэтом постоянной должна сохраняться величина предупредительной надписи.Среди плюсов технического регламента на табачную продукцию заслуживает внимание определения важнейших понятий, применяемых при регулировании табачной сферы. Окончательно был поставленвопрос о регулировании оборота такого товара как насвай. Регламентом установлены допустимые ингредиенты, которые могут быть использованыпри производстве жевательного, сосательного табака, а также насвая, темсамым были устранены недочеты в области регулирования оборота наркотических и психотропных средств.На данный момент вопрос регулирования оборота табачной продукциивынесен на обсуждение на уровень Евразийского экономического союза. Всвязи с учреждение Евразийского экономического союза и образования внутринего Таможенного Союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, к которому в последствие присоединиласьРеспублика Армения, таможенное законодательство России было полностьюзаменено Таможенным кодексом Таможенного Союза и Федеральным законом№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В своюочередь, в компетенции Евразийской экономической комиссии также отнесенасфера технического регулирования отдельных видов продукции. Согласноприложению № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕврАзЭс),техническое регулирование – правовое регулирование отношений в областиустановления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессампроектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия Вводимые ею в действие технические регламенты заменяют собой соответствующиерегламенты стран-участниц. Согласно законодательству ЕврАзЭс техническийрегламент Союза – документ, принятый Комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования кобъектам технического регулирования. Таким образом, с ноября 2017 года регламент, разработанный в рамках ЕврАзЭс, полностью заменил собой соответствующие регламенты стран-участниц. Данная мера способствует унификации регулирования в области перемещения табачной продукции на территории Таможенного Союза.Тотальный запрет на курение вызывает стресс и дискомфорт у курильщиков и создает неудобства для некурящих. Это отчетливо заметно на примере пассажирских авиаперевозок. Путешественникам приходится проводить в закрытых зонах аэропорта много часов. Особенно это касается транзитных пассажиров или тех рейсов, которые задерживают. В связи с этимфиксируется множественные нарушения. Так, например, курильщики позволяет себе нарушить законодательство, закурив в туалете, что нарушаетправо детей и некурящих на благоприятную окружающую среду. Данныйпример, показывает неэффективность ограничительных мер, принятых врамках табачного регулирования. Как известно, никотиновая зависимость –это болезнь, а долгое «воздержание» от курения может сказаться на психологическом состоянии курильщиков. Это лишний раз указывает на недочеты действующих мер государственного регулирования в табачной сфере.Помимо прочего отрицательно по оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС) принятые меры сказываются и на сфере конкуренции.Не смотря на то, что в целях недопущении роста доли теневого рынка табака в связи с повышением акцизов на табачную продукцию, а также в целяхпредотвращения продажи табачной продукции несовершеннолетним требуется укрупнение розничной сети и улучшения качества государственного контроля продажи табака. Отдельные меры, принятые в сфере реализации табачной продукции, по мнению федеральных ведомств, все еще не эффективны.Согласно мнению Руководителя ФАС Артемьева Игоря Юрьевича, крупные розничные сети выигрывают от принятия данного закона в любом случае поскольку способны приспособиться к изменениям законодательствалегче, чем представители малого бизнеса. В эфире программы «Познер» онзаявил: «я не ставлю под сомнение борьбу с пьянством и табакокурением, это безусловные приоритет. Но нельзя было бездумно принимать решение, не посчитав, можно ли без алкоголя и табака «вбелую» платить налогии выживать хотя бы с копейкой прибыли, и закрыв в результате 600 тысячкомпаний малого бизнеса в сфере торговли». Возврат табачных изделий врозничные сети, в первую очередь, поспособствует развитию малого бизнеса. В первую очередь, это положительно сказывается на предпринимателях,ведущих бизнес в районах крайнего севера, где в большинстве случаев возможна торговля разве что в помещениях небольшой площади. Возврат табачной продукции в розничную продажу в торговые места площадью менее50 квадратных метров будет способствовать росту конкуренции и в целомотвечает антимонопольному регулированию.Необходимо разрешить организацию мест, в которых было бы разрешено курение и курение табачных изделий, в том числе организацию заведений, в которых бы разрешалось курение (кальянные, ночные клубы и т.п.),при условии, что посещать данные заведения запрещается несовершеннолетним. В лицензировании и сертификации данная деятельность не нуждается.Полномочия по надзору за деятельностью таких заведений в общем порядкеследует осуществлять органам прокуратуры и Роспотребнадзора в тех случаях, которые касаются нарушений антитабачного законодательства. В остальных случаях, связанных с выявлением нарушений оборота и реализации табачных изделий такими заведениями, органы внутренних дел правомочныосуществлять преследование в соответствие с уголовным законодательствоми законодательством об административных правонарушениях.ЗаключениеАнализ сегментов отечественного табачного рынка позволяет выявить состояние и динамику отношений между тремя основными субъектами рынка - производителем, потребителем и конкурентами, что является одним из факторов внешней среды, который необходимо учитывать при формировании гибкой корпоративной стратегии.Административно-правовое регулирование в сфере защиты здоровья населения от последствий потребления табачной продукции и воздействия табачного дыма является весомой гарантией достижения поставленной государством цели по созданию благоприятной обстановки для жизни населения, снижению риска заболеваний и смертности, причиной которых являлось потребление табака.Россия прошла весь путь борьбы с курением, который проходили до нее западные страны. Масштабная инвестиционная активность иностранных компаний и создание для них выгодных налоговых условий вырастили огромный рынок, крупнейшие игроки которого активно лоббируют свои интересы.Защитой интересов табачных компаний в России занимается Ассоциация производителей табачной продукции (Табакпром). В ассоциацию входят все крупные игроки рынка. Полный запрет на рекламу сигарет в России, благодаря скоординированным действиям табачного лобби, затягивался с 2007 до 2013 года. Резкая смена курса правительства по отношения к табачной политике привела к увеличению налоговых ставок в разы. Инициатива оказалось действенной, как было рассмотрено в первой части работы, увеличение цен на сигареты не сильно сказалось на поступлении денег в бюджет. Однако существенно сократился рекламный рынок, где традиционно табачная продукция занимала существенный объем. После полного запрета на рекламу компании стали пользоваться методами «партизанского маркетинга», который не регулируется на законодательном уровне.Тотальный запрет на курение вызывает стресс и дискомфорт у курильщиков и создает неудобства для некурящих. Это отчетливо заметно на примере пассажирских авиаперевозок. Путешественникам приходится проводить в закрытых зонах аэропорта много часов. Особенно это касается транзитных пассажиров или тех рейсов, которые задерживают. В связи с этим фиксируется множественные нарушения. Так, например, курильщики позволяет себе нарушить законодательство, закурив в туалете, что нарушает право детей и некурящих на благоприятную окружающую среду. Данный пример, показывает неэффективность ограничительных мер, принятых в рамках табачного регулирования. Как известно, никотиновая зависимость – это болезнь, а долгое «воздержание» от курения может сказаться на психологическом состоянии курильщиков. Это лишний раз указывает на недочеты действующих мер государственного регулирования в табачной сфере.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10103000/#ixzz5H4m8h8sOКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // СПС КонсультантПлюсФедеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (с изменениями и дополнениями от 28.12.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57744107/#ixzz5H4n52qzxФедеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями от 23.04.2018) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz5H4owwPIdФедеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (в ред. от 03.04.2018) // СПС КонсультантПлюсЗакон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) "О защите прав потребителей" // СПС КонсультантПлюсРаспоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р О концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/199442/#ixzz5H4muKAMUПриказ Минстроя России № 756/пр, Минздрава России № 786н от 28.11.2014 «О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака». Опубликован 14.04.2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ruПриказ Минздрава России от 12.05.2014 № 214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» // Российская газета, Федеральный выпуск № 6447 (6 августа 2014)Винниченко О. Ю. Проблемы правового регулирования оборота табачной продукции в России: историко-правовой аспект // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 77–86.Более двух тысяч россиян оштрафовали за курение в неположенных местах // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/11/16/bolee-dvuh-tysiach-rossiian-oshtrafovali-za-kurenie-v-nepolozhennyhmestah.htmlВ России запретили "легкие" сигареты // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/11/15/vrossii-zapretili-legkie-sigarety.htmlЕвропейский суд подтвердил ужесточение норм торговли табаком в ЕС // Facenews [Электронный ресурс]. – URL: https://www.facenews.ua/news/2016/318120/Курение погубит миллиард человек! [Электронный ресурс] // Русское Агентство Новостей. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=318Проект Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 – 2022 годы и дальнейшую перспективу. Министерство здравоохранения Российской Федерации: [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru/Романова Н.К. Состояние экономики табачного рынка России [Электронный ресурс]/ Н.К. Романова II Инновационные исследования и разработки для научного обеспечения производства и хранения экологически безопасной сельскохозяйственной и пищевой продукции: матер. Междунар. научи.-практ. конф. URL: http:// vniitti.m/conl/conf2015/sbomik_conf2015.pdФедеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10103000/#ixzz5H4m8h8sO
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (с изменениями и дополнениями от 28.12.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57744107/#ixzz5H4n52qzx
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями от 23.04.2018) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz5H4owwPId
5. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (в ред. от 03.04.2018) // СПС КонсультантПлюс
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) "О защите прав потребителей" // СПС КонсультантПлюс
7. Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р О концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/199442/#ixzz5H4muKAMU
8. Приказ Минстроя России № 756/пр, Минздрава России № 786н от 28.11.2014 «О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака». Опубликован 14.04.2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
9. Приказ Минздрава России от 12.05.2014 № 214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» // Российская газета, Федеральный выпуск № 6447 (6 августа 2014)
10. Винниченко О. Ю. Проблемы правового регулирования оборота табачной продукции в России: историко-правовой аспект // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 77–86.
11. Более двух тысяч россиян оштрафовали за курение в неположенных местах // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/11/16/bolee-dvuh-tysiach-rossiian-oshtrafovali-za-kurenie-v-nepolozhennyhmestah.html
12. В России запретили "легкие" сигареты // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/11/15/vrossii-zapretili-legkie-sigarety.html
13. Европейский суд подтвердил ужесточение норм торговли табаком в ЕС // Facenews [Электронный ресурс]. – URL: https://www.facenews.ua/news/2016/318120/
14. Курение погубит миллиард человек! [Электронный ресурс] // Русское Агентство Новостей. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=318
15. Проект Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 – 2022 годы и дальнейшую перспективу. Министерство здравоохранения Российской Федерации: [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru/
16. Романова Н.К. Состояние экономики табачного рынка России [Электронный ресурс]/ Н.К. Романова II Инновационные исследования и разработки для научного обеспечения производства и хранения экологически безопасной сельскохозяйственной и пищевой продукции: матер. Междунар. научи.-практ. конф. URL: http:// vniitti.m/conl/conf2015/sbomik_conf2015.pd
17. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

Вопрос-ответ:

Каковы особенности рынка табачной индустрии в России?

Рынок табачной индустрии в России имеет свои особенности, такие как государственный монополизм и высокий уровень контроля со стороны государства. В России только государственные компании имеют право на производство и продажу табачной продукции на розничном уровне. Это связано с государственной политикой в области защиты здоровья населения и борьбы с потреблением табачных изделий.

Каким образом регулируется защита здоровья населения от потребления табачной продукции?

В России существует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют защиту здоровья населения от последствий потребления табачной продукции и воздействия табачного дыма. Эти акты устанавливают запреты на рекламу табачных изделий, ограничения на их продажу и потребление, а также устанавливают штрафы за нарушение этих норм.

Какие ограничения существуют на рекламу табачной продукции?

Реклама табачной продукции в России сильно ограничена. В соответствии с нормативно-правовыми актами запрещается публичное размещение рекламных сообщений о табаке или табачной продукции, включая рекламу в СМИ, на наружных рекламных конструкциях, в интернете и на транспорте. Также запрещена раздача и продажа табачных изделий в местах, где разрешена или нет необходимого административного разрешения для проведения рекламной акции.

Какие меры принимаются для регулирования розничной продажи табачной продукции?

Для регулирования розничной продажи табачной продукции в России принимаются различные меры. Это включает в себя установление возрастных ограничений на покупку табачных изделий, требования к оформлению торговых точек, ограничения на места продажи (например, запрет на продажу в образовательных учреждениях) и другие правила, направленные на ограничение доступности и снижение потребления табачной продукции.

Каковы особенности нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции?

Особенности нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции включают в себя ограничения на рекламу табачных изделий, требования к маркировке упаковки и предоставление информации о вреде от употребления табака. Также существуют ограничения на продажу табачных изделий несовершеннолетним и в определенных местах.

Каковы теоретические аспекты нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции?

Теоретические аспекты нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции включают в себя изучение вредных последствий употребления табака для здоровья и разработку механизмов защиты населения от этих последствий. Также рассматриваются вопросы связанные с рынком табачной индустрии и регулированием рекламы табачных изделий.

Какова характеристика нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции?

Характеристика нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции включает в себя запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним, требования к маркировке упаковки табачных товаров, ограничения на рекламу табака, обязательное предоставление информации о вреде от употребления табака, а также установление специальных мест для курения и ограничения курения в общественных местах.

Каков рынок табачной индустрии в России?

Рынок табачной индустрии в России является одним из крупнейших в мире. В стране функционируют несколько крупных табачных компаний, производящих табачную продукцию различных марок. Рынок характеризуется высоким спросом на табачные изделия, несмотря на введенные ограничения и запреты на их продажу несовершеннолетним.

Какие особенности есть в нормативно-правовом регулировании розничной продажи табачной продукции?

Особенности нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции включают ограничение рекламы и продвижения табачных изделий, введение обязательной маркировки, ограничения на продажу несовершеннолетним и т.д.

Каковы основные теоретические аспекты нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции?

Основными теоретическими аспектами нормативно-правового регулирования розничной продажи табачной продукции являются защита здоровья населения, контроль потребления табачной продукции, ограничение доступа к табачным изделиям несовершеннолетним и борьба с незаконным оборотом табачной продукции.