Терапевтические факторы и динамика групповой терапии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психотерапия
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.07.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
1. Понятие групповой психотерапии 5
2. Цели и задачи групповой психотерапии 7
3. Механизмы групповой психотерапии 8
4. Преимущества метода групповой психотерапии в сравнении с индивидуальной психотерапией. 12
Заключение 17
Литература 19
Фрагмент для ознакомления

Данный фактор выражает степень единства, связанности межличностных отношений в группе. Чем выше сплоченность, тем сильнее становится процесс взаимодействия между участниками группы, повышается удовлетворенность каждого, интенсифицируются процессы социального влияния. 2) Внушение надежды. Сама по себе вера в успешность группового процесса имеет терапевтическое воздействие. 3) Обобщение. По своей природе люди склонны приписывать собственные болезни, жизненные трудности к числу уникальных. Но находясь в групповом процессе, они начинают осознавать, что другие участники имеют схожие проблемы. Данная идентификация обладает сильным терапевтическим эффектом. 4) Альтруизм. Участники группы склонны к проявлению поведения, которое направлено на оказание бескорыстной помощи любому члену группы. Такое поведение ориентировано на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. 5) Предоставление информации. В рамках группы участник черпает нужную для него информацию для дальнейшего самораскрытия и самосознания. 6) Множественный перенос. В групповом общении обязательно проявляются любые сложности социальной адаптации и общения, будучи детерминированными событиями прошлого и настоящего. Эмоциональная привязанность, которая возникает у пациента к членам группы и терапевту исследуется, рассматривается и при необходимости подвергается реалистической и рациональной оценке. 7) Межличностное обучение. Группа представляет собой своеобразный испытательный полигон, на котором исследуются отрицательные и положительные эмоциональные реакции, апробирование новых видов поведения. Члены группы убеждаются в том, что они могут открыто просить помощи и поддержки у других и бескорыстно помогать сами8) Развитие межличностных умений. В процессе групповой терапии происходит совершенствование навыка общения, для чего участники группы используют ролевые игры и обратную связь. 9) Имитирующее поведение. В рамках групповой терапии происходит обучение адекватному поведению через наблюдение и имитацию поведения других. В начале группового процесса происходит имитация одобренных участников и терапевта, но затем члены группы начинают использовать разные образцы поведения, которые предлагаются в группе.10) Катарсис.Обсуждение внутри группы подавленных или скрытых потребностей, сосредоточенных на таких непроанализированных эмоциях, как чувство враждебности или вины, ведут к самораскрытию, самопониманию и в конечном итоге – к облегчению. Таким образом, в группе мы учимся принимать близкие отношения, уважать свои чувства и общаться с окружающими более естественно. И, что особенно важно, групповая терапия помогает преодолеть нездоровые модели отношений и социальное беспокойство.  ЗаключениеТаким образом, в данной работе были рассмотрены особенности и преимущества групповой терапии относительно индивидуальной.Но хочется отметить, что и индивидуальная и групповая терапия имеют свои достоинства и недостатки. Достоинство индивидуальной терапии — то, что она обеспечивает конфиденциальность выявления и исправления недостатков клиента и бывает по своему результату более глубокой, чем групповая. В ней все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная терапия удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться и вести себя в присутствии других людей. Но этот вид терапии малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.Во время групповой терапии работают сразу со значительным числом людей, и она лучше помогает решать проблемы именно меж персонального характера. Нов групповой терапии индивидуальные воздействия на каждого клиента бывают недостаточно глубокими. Участники сеансов групповой терапии ориентированы исключительно на межличностные отношения. Они получают возможность открыто демонстрировать свои страхи и опасения, связанные с социальными проблемами. Члены группы учатся взаимодействовать и на практике ищут более эффективные коммуникативные способы. Групповая терапия помогает полностью освободиться от нездоровых моделей в отношениях и снимает социальные тревоги. Именно поэтому, на мой взгляд, важно выбирать метод, исходя из запросов и предпочтений. Но наиболее эффективным является сочетание индивидуальной и групповой терапии. Тем самым человек всесторонне прорабатывает существующие психологические проблемы. ЛитератураБерн Э. Групповое лечение / пер. с англ. А. Грузберга. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2003. - 351 с.Брэзиер, Д. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. / Д. Брэзиер. - М.: Когито-Центр, 2005. - 315 cКалина, Н.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2016. - 302 c.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.– Мн., 1997.– С. 312-320.Кочюнас Р. -А. Б. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М. : Мир : Академический Проект, 2010. – 463 с.Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия:справочник / Г. Лаукс. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 512 cПавлов, И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура, 2012. - 512 c. Прохазка Д. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. / Д. Прохазка, Д. Норкросс. - СПб.: Еврознак, 2007. - 383 с.Романин А.Н. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.Н. Романин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 563 с. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 2003. - 481 с.Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия.– СПб., 2002.– С.34–48.Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе / Г. В. Старшенбаум. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 316 с.Франкль, В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В.Э. Франкль; Пер. с С.С. Панков. - Новосиб.: Сиб. унив. изд., 2013. - 95 c.Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. / И. Ялом. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2009. - 680 с.Групповая психотерапия/Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера.— М:: Медицина, 1990.— 384 с.

1. Берн Э. Групповое лечение / пер. с англ. А. Грузберга. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2003. - 351 с.
2. Брэзиер, Д. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. / Д. Брэзиер. - М.: Когито-Центр, 2005. - 315 c
3. Калина, Н.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2016. - 302 c.
4. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.– Мн., 1997.– С. 312-320.
5. Кочюнас Р. -А. Б. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М. : Мир : Академический Проект, 2010. – 463 с.
6. Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия:справочник / Г. Лаукс. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 512 c
7. Павлов, И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура, 2012. - 512 c.
8. Прохазка Д. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. / Д. Прохазка, Д. Норкросс. - СПб.: Еврознак, 2007. - 383 с.
9. Романин А.Н. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.Н. Романин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 563 с.
10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 2003. - 481 с.
11. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия.– СПб., 2002.– С.34–48.
12. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе / Г. В. Старшенбаум. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 316 с.
13. Франкль, В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В.Э. Франкль; Пер. с С.С. Панков. - Новосиб.: Сиб. унив. изд., 2013. - 95 c.
14. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. / И. Ялом. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2009. - 680 с.
15. Групповая психотерапия/Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера.— М:: Медицина, 1990.— 384 с.

Вопрос-ответ:

Что такое сплоченность в групповой психотерапии?

Сплоченность в групповой психотерапии означает степень единства и связи между участниками группы. Чем выше сплоченность, тем сильнее процесс взаимодействия между участниками. Высокая сплоченность может повысить удовлетворенность каждого участника группы и способствовать эффективности терапевтического процесса.

Какие цели и задачи ставятся перед групповой психотерапией?

Основные цели и задачи групповой психотерапии включают помощь участникам в решении своих личных проблем, развитие эмоциональной и межличностной компетентности, улучшение самооценки и установление более здоровых отношений с окружающими.

Какие механизмы влияют на эффективность групповой психотерапии?

Различные механизмы влияют на эффективность групповой психотерапии, включая установление социальной поддержки, моделирование и подражание, конфронтация и психообразование, а также осознание и выработку новых способов решения проблем.

В чем преимущества метода групповой психотерапии по сравнению с индивидуальной?

Групповая психотерапия имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной. Она предоставляет участникам возможность обмена опытом, поддержки и понимания со стороны других людей, создает условия для развития социальных навыков и лучшего понимания своих проблем через наблюдение за другими членами группы.

Что такое сплоченность и как она влияет на процесс групповой терапии?

Сплоченность в групповой терапии выражает степень единства и связанности между участниками группы. Чем выше сплоченность, тем сильнее становится процесс взаимодействия между участниками, повышается удовлетворенность каждого члена группы. Сплоченность также способствует развитию доверия и эмоциональной поддержке внутри группы.