Земская реформа на Урале

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 55 55 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 02.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Земство как элемент системы управления местным хозяйством на Урале 8
1.1 Внутриполитическая и внешнеполитическая ситуация в России в преддверии земских реформ 8
1.2 Система местного самоуправления на Урале 14
1.3Бюджетно-финансовый механизм 21
Выводы 29
Глава 2 Социально-экономическая деятельность органов общественного самоуправления на Урале 30
2.1. Мероприятия по улучшению экономического положения населения 30
2.2. Деятельность органов местного самоуправления по развитию системы народного просвещения 39
2.3. Роль земских учреждений в становлении здравоохранения 42
Глава 3 Значение земской реформы на Урале 46
3.1 Значение земской реформы для России в целом 46
3.2 Результаты земской реформы для Урала 49
Выводы 52
Заключение 53
Литература 54

Фрагмент для ознакомления

Она содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры. Имеется обширная литература о земских учителях, врачах – этих идеалистах, с энтузиазмом бросившихся в народ: Глеб Успенский, Чехов, М. Булгаков рассказывают о них в своих произведениях.В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах – представители крупной буржуазии, а на земства чиновники взвалили самые неприятные обязанности: содержание мест заключения, например; а наиболее консервативные помещики вообще добивались отмены земств или хотя бы «выдавливания» наиболее активных деятелей, чтобы заполнить эти места. Закон о земстве постоянно ограничивался, а к самим земцам отношение становилось пренебрежительным, с одной стороны, а с другой – подозрительным, их запросто могли сослать в Сибирь в результате доноса или клеветы, особенно после убийства Александра II.Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна.Земские и городские органы самоуправления не были в подчинении местной правительственной администрации, но действовали под контролем министра внутренних дел и губернаторов. В связи с этим можно констатировать, что в пределах своих полномочийземские и городские органы были самостоятельными.Анализ деятельности земств, проведенный учеными-исследователями по прошествии 40 лет в работах [2] позволил подводить первые итоги реформы уже в начале ХХ века. Он показал, что за длительный период деятельности земств был накоплен богатый опыт земской активности, наметились методы работы в различных областях. Появилась потребность в объективном анализе достижений и ошибок земского самоуправления, поскольку, с одной стороны, к началу ХХ века оно начинает переживать кризис, с другой - аналогичная реформа предстояла на Кавказе, в Сибири, Прибалтике и Царстве Польском. До капитального исследования Б.Веселовского [2] всестороннего изучения деятельности земств на материале первоисточников не проводилось. В ходе своего исследования Б.Веселовский разработал методологию анализа земской документации. В своем труде автор показывает, каким образом в работе земских органов самоуправления в тех или иных регионах отражались сословные и классовые интересы, а также воззрения на задачи самоуправления разных господствовавших групп населения. В книге приведены достаточно полные данные практически обо всех сторонах земской работы. Б.Б.Веселовский использовал статистический метод поуездного анализа земской документации. Книга, помимо научно-исследовательской роли, имеет важную справочную функцию, представляя систематизированные сведения о различных отраслях земской деятельности и о ходе этой деятельности во всех регионах Европейской России. Продолжая анализ деятельности земств в хронологической последовательности, следует отметить, что при Александре III была расширена сфера правительственного контроля над деятельностью земских органов. При губернаторах были созданы губернские по земским делам присутствия. Решение об упразднении земских учрежденийбыло принято декретом советского правительства в 1918году.Несмотря на то, что земская реформа на момент ее принятия была недостаточно продумана, а сам проект Сперанского был искажен, тем не менее, земская система самоуправления показала значительные положительные результаты. В России сформировалась система земского самоуправления, были апробированы многие формы земской деятельности, была создана достойная система образования.3.2 Результаты земской реформы для УралаПри анализе земской реформы для Урала важно отметить, что существенное влияние на развитие края произвело перенесение Большого Сибирского тракта с линии Соликамск — Верхотурье южнее на линию Пермь — Кунгур — Екатеринбург, что увеличило значение водных путей по Каме и Волге. В 1846 г. образовалось Пермское пароходство, а к 1860 г. на Каме возникло еще пять пароходных компаний.Возрастали экономические связи с центральными районами страны. Это стимулировало приток населения в города и села Урала, расположенные на торговых путях.Предприятия переходили с кричного производства (когда получается сырое железо в виде пористого слитка, требующего дальнейшей проковки) на пудлингование (когда в результате перемешивания железа и шлака получается цельный слиток). В то же время продолжали использовать древесный уголь, а не минеральное сырье, что снижало эффективность производства. Расширялось использование паровых машин, которые появились на Урале в 1799 г., однако даже к 1860 г. они не вытеснили водяных колес. Внутренний рынок России не стимулировал развитие металлургии.На Урале были достигнуты большие успехи в добыче золота. Открытые в конце XVIII века многочисленные его месторождения долго не использовались, так как частная добыча была запрещена. Принятие указа 1812 г., разрешившего добычу золота всем желающим, привело к распространению золотодобычи. Богатые залежи золота были открыты у Миасского завода, где в 1823 г. были организованы казенные промыслы. В 1824 г., путешествуя по Уралу, император Александр I «самолично выкопал» самородок весом более 8 фунтов. В 1837 г. побывал на Урале и Александр II Центр управления золотопромышленностью на востоке страны располагался в Екатеринбурге. Во главе дела стояли промышленники Рязановы, за ними выступали фамилии Казанцевых, Баландиных, Зотовых. Екатеринбургскими золотопромышленниками было добыто в 1846 году 1238 пудов золота, а в 1847—1387 пудов. Один только Тит Зотов добыл золота на 30 млн руб. К 1845 г. Россия обогнала все страны мира по добыче золота. Ее доля составила 47 % мировой добычи. Благодаря Уралу Россия оставалась очень длительное время основным поставщиком золота на международном рынке.Однако Россия оставалась феодальной монархией, что тормозило ее дальнейшее развитие. Именно земская реформа помогла стране перейти к монархии буржуазной, а значит более прогрессивной на тот исторический период мироустройства.Таким образом, земская реформа в целом для России и в частности, для Урала, была чрезвычайно актуальной [21].Из страны, известной миру прежде всего как сырьевой поставщик (угля, золота, платины, соли и т.д), Россия превращалась в страну-поставщика прогрессивных идей. Так, завоевала поистине всемирное признание земская статистика, которая исследовала всесторонне народное хозяйство. Она положившая начало современной социологии, а материалы и сведения земской статистики – это богатый источник, незаменимый при изучении истории социально-экономического, аграрного развития пореформенной России. Кроме того важным научным материалом является и результаты деятельности земств Урала в области просвещения.Своеобразие этнического состава населения Урала и особенная языковая ситуация представляющих Урал регионов побуждала земцев готовить учителей для преподавания также и на национальных языках. В Уфимской губернии действовала Бирская инородческая учительская школа (1889 г.). Проводя общероссийскую образовательную политику, земства Урала старались приспособить начальную школу к местным условиям, а вопросы подготовки и повышения квалификации учительского персонала регулярно обсуждались на земских собраниях. Можно сказать, что опыт уральских земских учителей послужил важным толчком в построении образовательной системы с учетом национальных языков в позднее появившейся стране Советов. Несмотря на то, что большевики окончательно уничтожили всю земскую систему самоуправления, которая далее была заменена на системой советов, не только опыт преподавания для нацменьшинств, но и многие другие ценные результаты апробации самоуправления были взяты на вооружение Советской властью.Урал, являясь огромным, сопоставимым по территории (698,6 тыс. кв. верст) с несколькими европейскими государствами регионом, послужил наглядным примером возможности успешного применения принципов самоуправления и самофинансирования применительно к гигантским территориальным образованиям на примере опыта земств[22].Решением всероссийского совещания Советов от 3 апреля 1917 года была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге. Это совещание стало первым значительным шагом в оформлении стихийно возникших в ходе Февральской революции Советов в единую всероссийскую систему. Оно определило принципы организации Советов на местах.Уральская область по решению, принятому на этом совещании, объединила огромную территорию, которая по размерам превышала территорию нынешнего Уральского федерального округа и включала в себя практически все регионы Большого Урала с территориями Пермской, Вятской, Уфимской и части Оренбургской губерний, а в качестве административного центра региона был выбран Екатеринбург.ВыводыСледуя за крестьянской реформой 1861г., земская реформа относится к ряду великих реформ, необходимость которых назревала многие годы. При поддержке земств, получивших, благодаря земской реформе высокие полномочия и самостоятельность, на местах ширилось строительство железных и шоссейных дорог, развивалось образование и медицина. Как в пределах все России, так и в отношении конкретно взятого Уральского региона можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что земская реформа не имела на момент своего принятия всего первоначального прогрессивного наполнения, как это было задумано помощником Александра I , Спиранским, а сохранила лишь часть первоначальных идей, эта реформа была необходима стране для назревшего перехода от монархии феодальной к монархии буржуазной. Земства за 40 лет своего существования дали мощнейший толчок развитию всех областей жизни страны. Народное просвещение, сельская медицина, ветеринария, страхование и т.д. Своеобразию этнического состава населения Урала и особенная языковая ситуация дали толчок преподаванию на родных языках. Земские врачи были уникальными врачам- универсалами, которые также практиковали съезды и «коллективный разум», практика которого прижилась и развилась. А кроме того Урал, являясь массивным регионом, послужил наглядным примером возможности успешного применения принципов самоуправления и самофинансирования применительно к обширным областям на примере опыта земств.ЗаключениеРоссия дореволюционного периода – это страна с авторитарным режимом, однако реформы 60-70-х годов XIXвека показали, что страна эволюционирует в направлении гражданского общества и правового государства. Современная ситуация в обществе, проводимые реформы и интерес в частности к вопросам регионального управления, делают тему земских реформ в России привлекательными для исследования. В данной исследовательской работе были решены следующие задачи:-земства были проанализированы с точки зрения их представления, как элемента системы управления местным хозяйством на Урале-была проанализирована социально-экономическая деятельность органов общественного самоуправления на Урале-были исследование результатов земской реформы для УралаВышеуказанный анализ и исследования показали, что реформы, проведенные в 1861-1874 годахдали возможность российскому обществу впервые за всю историю России, проявить активность и инициативу в самых разных областях социальной жизни. Территориально был рассмотрен Уральский регион, который уже на период конца XIXвека заявил о себе как о крупнейшем промышленном центре страны. В работе показано, как земские реформы вызвали активное развитие в области просвещения, что в свою очередь подготовило базу для вовлечения пролетариев в политическую жизнь России и готовность к дальнейшим историческим изменениям. При этом земская реформа на Урале, это не только толчок к просвещению, но и к развитию промышленности и других отраслей хозяйственной деятельности региона. Анализ проведенный в работе кроме того показал, что задуманные грамотно и прогрессивно, земские реформы к моменту их внедрения в жизнь все же потеряли часть своих передовых идей и не привели в полной мере к прогрессивному эффекту. Так как земствам противилось и существовавшее на тот период правительство, то это создавало дополнительное препятствие для проведения реформ и часть нововведений, в результате, было позже упразднено. Тем не менее, ретроспективный взгляд в прошлое Уральского региона и весь путь его развития до сегодняшних дней показывает насколько своевременными и прогрессивными были реформы 60-70х годов XIX века, к которым относится и земская реформа 1864 года.ЛитератураУровень жизни в Уральском федеральном округеhttp://рустрана.рф/article.php?nid=5138Веселовский Б В. История земства за сорок лет: В 4-х тт.- СПб., 1909-1911Собрание донесений о военных действиях и дипломатических бумаг и актов относящихся до войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов.http://www.runivers.ru/bookreader/book471446/#page/89/mode/1upОтечественная история.,Энциклопедия. М. 1996. Т.2. С. 167.Иван Пазий Какие «западные дурачества» внедрялись в России во второй половине XIX?https://shkolazhizni.ru/culture/articles/19199/Земские учреждения : Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Правила о порядке приведения их в действие. Циркуляры о применении положения / [авт. предисл. и изд. Л. Демис]. - Изд. 3-е. - Санктпетербург : В тип. Л. Демиса, 1865. - XVI, 384 сИсторико-статистические таблицы деятельности Уфимских земств. К 40-летию существования земств в Уфимской губернии 1875-1914. Уфа, 1915. 445 сЗемство. Большая Советская энциклопедия Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в 70-х – 80-х гг.XIX в. // Отечественная история. –1993.-№4 .- С.34 Торговля и промышленность Европейской России по районам : в 12 вып. СПб., 1909-1911. Вып. 5. Уральская полоса. СПб., 1905Веселовский Б. Б. Земство и земская реформа. - Пг., 1918.Шигарев А.И. Земские финансы. Расходы и доходы земских учреждений, М.: 1917.Перечень документов «К истории земства на Урале.1870 – 1917 гг.» http://gaso-ural.ru/nsa/perechni/perechen7Шмидт Е. История средних учебных заведений в России. - СПб., 1878Рождественский C.B. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. VI. Самара, 1899.Пермское губернское земство. Отчет об организации первых общеобразовательных курсов для народных учителей Пермской губернии в 1913 году. Пермь, 1913Михаил Калишевский. Земские школы в России. Первый опыт муниципального образования http://www.zemgym.ru/ gymnasia/article3.htmlУльянова. Благотворительность в деятельность земских и городских органов самоуправления 1860–1914Александр Рашковский. Вятская земская медицина и современные реалии. Шингарев А.И. Земская и городская Россия (Прошлое и будущее).:М. 1915Кирьян П.А. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской Империи) ПриложенияПриложение 1Функции ведомств, прописанные в Положении 1864 года I.Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земстваII.Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земстваIII.Меры обеспечения народного продовольствияIV.Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквейV.Управление делами взаимного земского страхования имуществVI.Попечение о развитии местной торговли и промышленностиVII.Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмахVIII.Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животнымиIX.Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинностиX.Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденныхXI.Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уездаXII.Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихсяXIII.Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учрежденийXIV.Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений64.К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:I.Раскладка внутри уезда тех государственных и Губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учрежденияII.Составление предварительных предположений, для Губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду Губернских отнесенных, и представление означенных предположений в Губернскую УправуIII.Представление Губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйстваIV.Разрешение на открытие торгов и базаровV.Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорогVI.Содержание бечевников; представление чрез Начальника Губернии ходатайств об отнесении, по уважительным причинам, содержания бечевников на счет казныVII.Местные распоряжения и надзор, по указаниям Губернской Управы, в пределах уезда, по устройству Губернских путей сообщения, по исполнению потребностей управления, на Губернские повинности отнесенных, и по взаимному страхованию; представление о действиях по сим предметам отчета Губернской Земской Управе65. В круг обязанностей, возлагаемых на земские учреждения по 2, 61-64 ст. сего Положения, принадлежат: Земским Собраниям — распорядительная власть и общий надзор за ходом дел, а Земским Управам — как распоряжения исполнительные, так и вообще ближайшее заведывание земскими деламиПриложение 2Функции губернских земствГл. III - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений61.Губернские земские учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которые относятся до всей вообще Губернии или нескольких ее уездов62.Независимо от сего, к ведомству Губернских земских учреждений, в особенности, относятся:I.Разделение на Губернские и уездные; земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а равно перемены в сем разделенииII.Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующихIII.Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристанейIV.Представление, чрез Начальника Губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственныхV.Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огняVI.Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, Высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительстваVII.Рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов

Литература

1. Уровень жизни в Уральском федеральном округе http://рустрана.рф/article.php?nid=5138
2. Веселовский Б В. История земства за сорок лет: В 4-х тт.- СПб., 1909-1911
3. Собрание донесений о военных действиях и дипломатических бумаг и актов относящихся до войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов. http://www.runivers.ru/bookreader/book471446/#page/89/mode/1up
4. Отечественная история.,Энциклопедия. М. 1996. Т.2. С. 167.
5. Иван Пазий Какие «западные дурачества» внедрялись в России во второй половине XIX? https://shkolazhizni.ru/culture/articles/19199/
6. Земские учреждения : Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Правила о порядке приведения их в действие. Циркуляры о применении положения / [авт. предисл. и изд. Л. Демис]. - Изд. 3-е. - Санктпетербург : В тип. Л. Демиса, 1865. - XVI, 384 с
7. Историко-статистические таблицы деятельности Уфимских земств. К 40-летию существования земств в Уфимской губернии 1875-1914. Уфа, 1915. 445 с
8. Земство. Большая Советская энциклопедия
9. Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в 70-х – 80-х гг.XIX в. // Отечественная история. –1993.-№4 .- С.34
10. Торговля и промышленность Европейской России по районам : в 12 вып. СПб., 1909-1911. Вып. 5. Уральская полоса. СПб., 1905
11. Веселовский Б. Б. Земство и земская реформа. - Пг., 1918.
12. Шигарев А.И. Земские финансы. Расходы и доходы земских учреждений, М.: 1917.
13. Перечень документов «К истории земства на Урале. 1870 – 1917 гг.» http://gaso-ural.ru/nsa/perechni/perechen7
14. Шмидт Е. История средних учебных заведений в России. - СПб., 1878
15. Рождественский C.B. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902
16. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. VI. Самара, 1899.
17. Пермское губернское земство. Отчет об организации первых общеобразовательных курсов для народных учителей Пермской губернии в 1913 году. Пермь, 1913
18. Михаил Калишевский. Земские школы в России. Первый опыт муниципального образования http://www.zemgym.ru/ gymnasia/article3.html
19. Ульянова. Благотворительность в деятельность земских и городских органов самоуправления 1860–1914
20. Александр Рашковский. Вятская земская медицина и современные реалии.
21. Шингарев А.И. Земская и городская Россия (Прошлое и будущее).:М. 1915
22. Кирьян П.А. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской Империи)

реформа Земская XIX века

Содержание



Введение....................................................................................................................................... 3

1. Предпосылки Земской реформы.......................................................................................... 7

1.1. Состояние местного хозяйства и управления в 40-60-е годы XIX века..................... 7

2.1. Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы................................................................................................................................................... 13

2. Земская реформа 1864................................................................................................. 20

2.1. Основные черты реформы............................................................ 20

2.2. Общественная оценка реформы..................................................................................... 25

3. Историческое значение Земской реформы...................................................................... 29

Заключение................................................................................................................................. 31

Список используемых источников и литературы.......................................................... 33


Введение


Конституция Российской Федерации (1993) признается и гарантируется право граждан на местное самоуправление. Таким образом, закончился "виток истории" и, будем надеяться, развитие местного самоуправления в нашей стране будет происходить постепенно и на подъеме. Для такого утверждения есть причина, и тема Земской реформы в наши дни становится все более актуальной.

Действительно, местное самоуправление относится к достижениям всего человечества. Дополнительно, за сотни лет развития, впитавшее в себя опыт и исторические традиции, местное самоуправление стало неотъемлемой принадлежностью повседневной жизни всех цивилизованных стан.

Местное самоуправление — самостоятельно и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и других местных традиций. Итак, сегодня лечит этот институт власти общероссийский закон.