Характеристика личностной креативности студентов
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 17.09.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические обоснования проблем творчества, креативности в психологии 5
1.1 Проблема творчества в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2 Представление о проблеме креативности, личностной креативности в психологии 12
1.3. Подходы к изучению креативности, концепции креативности 13
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по выявлению уровня креативности 24
2.1.Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ и результаты исследования 26
ВЫВОДЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Сам процесс творчества связан с самореализацией, то есть с полной и свободной реализацией способностей и жизненных возможностей. При этом для творчества важны свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты. К представителям «личностного» направления можно отнести Ф. Баррона, который рассматривал воздействие мотивации на творческий процесс и различных факторов социальной среды на развитие креативности. При этом учитывалось, что факторы внешней среды могут влиять на творческие способности как положительно, так и негативно. Ф. Баррон выделил ряд параметров социальной микросреды, которые положительно сказываются на развитии креативности: - недостаточная обоснованность поведения; - присутствие примеров креативного поведения; - создание условий, позволяющих подражать творческому поведению других людей; - наполненность среды различными предметами и информацией; - социальная поддержка творческого поведения. Отдельно можно рассмотреть концепцию Д.Б. Богоявленской [6], согласно которой креативность должна быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, обусловленную взаимодействием таких факторов, как когнитивно-интеллектуальный и мотивационно-личностный.Д.Б. Богоявленская ввела понятие «креативная активность личности», которая является психической структурой, характерной для личности креативного типа. Творчество выступает в качестве ситуативной активности, на которую невозможно влиять, и находит проявление в форме желания оказаться за пределами существующей проблемы. Креативный тип личности является особенностью всех новаторов и не связан с их деятельностью, будучи характерным как для музыкантов, художников, писателей, так и для лётчиков-испытателей.ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по выявлению уровня креативности2.1.Организация и методы исследованияВ первой главе теоретически обоснована важность проблемы развития креативности. Исходя из этого, для реализации цели и задач было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого необходимо было осуществить диагностику, которая позволила выявить характеристику личностной креативности студентов.Выборку исследования составили студенты, обучающиеся в Санкт-Петербургском Государственном Университете промышленных технологий и дизайна.Всего в исследованиях участвовали 30 человек в возрасте от 19 лет до 21 года.В целом процедура экспериментального исследования включала в себя следующие этапы: (1) организационный; (2) сбор данных; (3) индивидуальное психодиагностическое тестирование; (4) количественную, статистическую обработку и интерпретацию полученных данных; (5) обсуждение результатов и выводы.Эмпирическим методом явилось психодиагностическое тестирование.Методами обработки данных явились метод определения средних, корреляционный анализ.В качестве одного из основных методов, направленных на изучение личности, был выбран тест Е.Е. Туник, состоящий из 50 вопросов. В качестве метода, направленного на изучение творческих возможностей личности, применяется «Опросник креативности личности». «Оценка уровня творческого потенциала личности» — это следующая методика, которая применялась для изучения личности студентов. Для статистической обработки данных применен t-критерий Стьюдента.Методика Е.Е. Туник позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностической способности и в зрелом возрасте.2.2. Анализ и результаты исследованияВ результате проведенного исследования уровня креативности студентов были получены следующие результаты. На основе данных, полученных в результате диагностики с использованием методики диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) были подсчитаны результаты по 4 интегральным показателям, которые затем рассматривались как в совокупности, так и каждый в отдельности. Для анализа полученных данных в совокупности рассчитывались средние значения по каждому показателю. Представленная гистограмма (приложение 1) показывает средние результаты по каждому показателю. На гистограмме отчётливо видно, что средние значения интегральных показателей по исследуемой группе не являются высокими. Интегральные показатели по шкалам «Любознательность» (19,3) и «Воображение» (14,7) имеют максимальное значение 24. Средние значения по интегральному показателю «Любознательность» (19,3), которые были получены нами в ходе исследования, указывают на то, что исследуемая группа студентов имеет выраженную любознательность. Следовательно, эти студенты проявляют интерес ко всему новому, стремятся искать новые способы и пути решения задач и мышления, изучать новые вещи и идеи, испытывают потребность в познании как можно большего. При этом они используют различные методы с привлечением книг, фильмов, игр, карт и иных средств.Интегральный показатель «Воображение» (14,7) имеет средний результат. Следовательно, воображение у исследуемой группы студентов не развито в достаточной степени. Студентам достаточно трудно придумывать рассказы о местах, в которых они никогда не были, описывать предметы, которых не существует. Затруднение также вызывает решение проблем, с которыми они ранее не сталкивались, поиск нестандартных решений. Им плохо удаётся находить новые способы использования привычных вещей, интерпретировать то, что они видят на изображениях, создавать что-то качественно новое. Результаты интегральных показателей «Сложность» и «Склонность к риску» имеют максимальное значение 26. Таким образом, полученные нами данные по интегральному показателю «Сложность» (20,1) указывают на то, что исследуемые студенты стремятся познавать сложные явления, что может находить своё проявление в постановке трудных задач, а также в стремлении решать проблемы самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи.Результаты по интегральному показателю «Склонность к риску» (19,5) также указывают на то, что исследуемые студенты ставят перед собой достаточно высокие цели и стремятся к их достижению даже в тех случаях, когда сталкиваются с ошибками или провалами. В целом можно охарактеризовать исследуемую группу как людей, которые готовы пойти против других и против общественного мнения, готовы к риску с целью сделать и узнать, к чему это приведёт. Также стоит отметить, что в этой методике есть суммарный балл, на основе которого можно оценить общий уровень личностной креативности изучаемых студентов. Среднее значение этого балла по изучаемой группе равно 73,7. Следовательно, уровень личностной креативности в исследуемой группе выше среднего. Значит, изучаемые нами студенты способны достигать достаточно высоких результатов в различных областях деятельности. Личностная креативность основана на особых возможностях, которые реализуются самим человеком в процессе решения им текущих задач. Студенты, основываясь на полученном жизненном опыте, воспитании, собственных знаниях, а также на усвоенных особенностях культуры и традициях, способны проявлять личный интерес в сложившихся ситуациях. И повышение уровня личностной креативности зависит от их активности, которая, в свою очередь, включает в себя приобретение новых знаний, умений и навыков, расширение кругозора, а также контакты с другими людьми. Эти студенты охотно взаимодействуют с другими людьми в том числе с целью получить какую-то информацию, приобрести новые навыки и знания.Полученные в ходе исследования результаты можно связать с возрастом участников исследования. Все участники исследования относятся к представителям возрастного периода юности, а в этом возрасте индивидуальные характеристики менее выражены по сравнению с социальными факторами.ВЫВОДЫВ ходе проведённого исследования мы рассмотрели основные методы исследования и оценки креативности, а также дали характеристику личностной креативности. Рассмотрев различные теории креативности, мы пришли к выводу, что в рамках каждой из них выделены различные критерии оценки. Одни связывают креативность с уровнем развития интеллекта и считают, что изучать их следует во взаимосвязи; другие считают креативность самостоятельным, независимым фактором; третьи рассматривают её во взаимосвязи с личностными чертами. При этом однозначного отношения к природе креативности не сформировано.Представленные результаты проведённого исследования показывают, что творческий потенциал личности находит своё отражение в основных характеристиках креативности, таких как любознательность, склонность к риску, воображение, сложность и общий показатель личностной креативности.Результаты проведённой работы также указывают на актуальность проблемы креативности. При этом очевидно, что не существует единого мнения относительно определения понятия креативности, критериев её оценки и методов диагностики.ЗАКЛЮЧЕНИЕТворчество имеет большое значение для развития культуры и цивилизации в целом. Креативность же выступает его предпосылкой, которая в современном обществе рассматривается как способность личности к творчеству.Креативность можно противопоставить шаблонному мышлению, которое характеризуется ограниченным выбором при поиске решения задачи и склонностью подходить к разным проблемам одинаково. Таким образом, благодаря креативности можно отойти от стандартных решений, придумывать новое и интересное, освобождаться от шаблонных действий и отказываться от привычных взглядов на различные явления. Благодаря креативности процесс мышления может стать более увлекательным и многогранным, а старые проблемы обретают новые пути решения.Креативность, с одной стороны, является достаточно изученным явлением, так как существует большое количество исследований, разработано множество подходов к определению её природы, выделено множество аспектов, условий реализации и развития креативных качеств. Однако, несмотря на всё это, неразрешённых вопросов по-прежнему остаётся много. В связи с этим актуальной является разработка профилактических и коррекционных мер, которые направлены на формирование креативности среди представителей современной молодёжи и будут учитывать их возрастные особенности. Кроме того, значение имеет разработка и создание определенного типа педагогической и образовательной систем.Развитие и дальнейшее поддержание общей, личностной и социальной креативности могут способствовать благополучному развитию общества, так как это является не только технической проблемой, но и проблемой новой культуры и нового строя мышления. В современном мире постоянное создание новых идей, технологий и творческого содержания является основным источником успешной конкуренции, которая позволяет двигаться вперёд и достигать новых высот. Анализ жизненного пути выдающихся деятелей и творцов позволяет прийти к выводу, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом часто оказываются важнее самой одарённости как таковой. Креативность является лишь личностным фактором, не дающим ей однозначного успеха. Однако при наличии определённых условий можно добиться внушительных результатов и большого успеха. Как отмечала Д.Б. Богоявленская, не следует разделять творчество, креативность и личность, важно рассматривать их во взаимодействии и использовать это не только для диагностики, но и для воспитания и самовоспитания, развития и личности в целом, и её творческих способностей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1 Айзенк, Г. Парадоксы психологии / Г. Айзенк — М.: ЭКСМО, 2009. — 352с. 2 Айзенк, Г., Вильсон, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г.Вильсон Пер. с англ. — М.: «Когито-центр», 2009. — 284с. 3 Алдер, Г. CQ или мускулы творческого интеллекта/ Г. Алдер — М.: изд-во Гранд, 2004. — 487с. 4 Башина, Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности/ Т.Ф. Башина // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 521-525. 5 Богоявленская, Д.Б. Измерение креативности — описание индивидуальности / Д.Б. Богоявленская // Материалы конференции «Психология индивидуальности». — М., 2006. — С. 55-58. 6 Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская — М., 2009. — 320с. 7 Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. — М.: Наука; Смысл, 2000. 8 Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: Олма-пресс, 2010. — С.121. 9 Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления. — М.: Прогресс, 2000. — 14с. 10 Демидова, Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте / Е.И. Горбачёва Дисс. канд. психол. наук. — Армавир, 2003. — 170с.11 Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2009. — 359с.12 Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал, 1999. — №4. — С. 83-93.13 Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176с. 14 Любарт, Т., Мишуру, К. и др. Психология креативности / пер. с фр. — М.: Когито-Центр, 2009. — 215с. 15 Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу — М., 1999. — 304с. 16 Морозов, А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук / А. В. Морозов — М., 2004. — 445с. 17 Мэй, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества / Р. Мэй / пер. с англ. — Львов: Инициатива, 2001. — 127с. 18 Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВАЛДОС, 2007. — 560с.: ил. 19 Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 624с. 20 Роджерс, К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека / К.К. Роджерс — М.: Прогресс, 1994. — С. 74-79. 21 Стернберг, Р. Практический интеллект / Р. Стернберг — СПб.: Питер, 2002. — 272с. 22 Торренс, Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности / Э.П.Торренс — М., 1998. — 120с. 23 Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С.123-132. 24 Фрейд, З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве / З.Фрейд — М.: Эксмо, 2010. — 608с. 25 Фромм, Э. Иметь или быть? / Э.Фромм — М.: АСТ, 2011. — 314с.26 Холодная, М.А. Основные направления в исследовании интеллекта / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М.: ПЕР-СЭ, 2009. — С. 241-282. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1Гистограмма: Средние значения интегральных показателей (Е.Е. Туник), n=120
1 Айзенк, Г. Парадоксы психологии / Г. Айзенк — М.: ЭКСМО, 2009. — 352с.
2 Айзенк, Г., Вильсон, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г.Вильсон Пер. с англ. — М.: «Когито-центр», 2009. — 284с.
3 Алдер, Г. CQ или мускулы творческого интеллекта/ Г. Алдер — М.: изд-во Гранд, 2004. — 487с.
4 Башина, Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности/ Т.Ф. Башина // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 521-525.
5 Богоявленская, Д.Б. Измерение креативности — описание индивидуальности / Д.Б. Богоявленская // Материалы конференции «Психология индивидуальности». — М., 2006. — С. 55-58.
6 Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская — М., 2009. — 320с.
7 Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. — М.: Наука; Смысл, 2000.
8 Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: Олма-пресс, 2010. — С.121.
9 Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления. — М.: Прогресс, 2000. — 14с.
10 Демидова, Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте / Е.И. Горбачёва Дисс. канд. психол. наук. — Армавир, 2003. — 170с.
11 Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2009. — 359с.
12 Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал, 1999. — №4. — С. 83-93.
13 Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176с.
14 Любарт, Т., Мишуру, К. и др. Психология креативности / пер. с фр. — М.: Когито-Центр, 2009. — 215с.
15 Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу — М., 1999. — 304с.
16 Морозов, А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук / А. В. Морозов — М., 2004. — 445с.
17 Мэй, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества / Р. Мэй / пер. с англ. — Львов: Инициатива, 2001. — 127с.
18 Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВАЛДОС, 2007. — 560с.: ил.
19 Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 624с.
20 Роджерс, К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека / К.К. Роджерс — М.: Прогресс, 1994. — С. 74-79.
21 Стернберг, Р. Практический интеллект / Р. Стернберг — СПб.: Питер, 2002. — 272с.
22 Торренс, Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности / Э.П.Торренс — М., 1998. — 120с.
23 Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С.123-132.
24 Фрейд, З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве / З.Фрейд — М.: Эксмо, 2010. — 608с.
25 Фромм, Э. Иметь или быть? / Э.Фромм — М.: АСТ, 2011. — 314с.
26 Холодная, М.А. Основные направления в исследовании интеллекта / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М.: ПЕР-СЭ, 2009. — С. 241-282.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы связаны с творчеством и креативностью по данным отечественных и зарубежных ученых?
В трудах ученых были выделены такие проблемы, как неоднозначное определение понятий "творчество" и "креативность", сложности в изучении этих явлений, недостаток единого теоретического подхода и т.д.
Какие подходы используются в изучении креативности?
В психологии существуют различные подходы к изучению креативности, включая индивидуально-психологический, социально-психологический, культурно-исторический и другие подходы.
В чем заключаются особенности организации и методов эмпирического исследования по выявлению уровня креативности?
Организация и методы исследования включают проведение экспериментов, анкетирование, анализ деятельности и поведения испытуемых, а также использование различных психологических тестов для оценки уровня креативности.
Какие результаты были получены в ходе исследования креативности студентов?
В результате исследования было выявлено, что студенты проявляют разный уровень креативности, отличающийся по разным видам деятельности. Были также выявлены факторы, влияющие на уровень креативности студентов, такие как образование, личностные особенности и т.д.
Какие креативные способности могут быть выделены в ходе исследования?
В ходе исследования были выделены такие креативные способности, как гибкость мышления, оригинальность мышления, способность к ассоциативному, исследовательскому и критическому мышлению.
Что такое личностная креативность?
Личностная креативность - это способность индивида проявлять свою оригинальность и изобретательность в различных сферах деятельности.
Какие теории описывают проблему креативности в психологии?
В психологии существуют различные теории, описывающие проблему креативности. Некоторые из них включают конформистский подход, согласно которому креативность возникает в результате сочетания индивидуальных особенностей и социальной среды.
Какие подходы существуют к изучению креативности?
Существуют разные подходы к изучению креативности. Некоторые исследователи сосредоточиваются на изучении творческого процесса и его компонентов, в то время как другие фокусируются на изучении личностных особенностей, которые способствуют креативности.
Какими методами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня креативности?
В эмпирическом исследовании были использованы различные методы, включая тесты и анкеты, с целью определить уровень креативности у студентов. Исследование включало анализ результатов и оценку полученных данных.