Воплощение религиозно-мифологических сюжетов в творчестве М. Врубеля
Заказать уникальную дипломную работу- 46 46 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 06.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Творчество М.А. Врубеля в контексте развития русской живописи на рубеже XIX – XX вв. 6
1.1 Основные этапы творческой биографии М.А. Врубеля 6
1.2 Живопись М.А. Врубеля и русское искусство конца XIX века 18
Глава 2. Фантастические образы М.А. Врубеля 21
2.1 «Фантастическое» в фольклорной живописи М.А. Врубеля 21
2.2 «Фантастическое» в произведениях М.А. Врубеля на тему Демона 27
2.3 Художественно-стилистический анализ цикла произведений живописи М.А. Врубеля посвященных теме русских сказок 38
Заключение 42
Список использованной литературы 46
Приложение 49
К одной из наиболее известнейших тем в творчестве художника следует отнести тему Демона, главного героя одноименного литературного произведения М.Ю. Лермонтова. Художник возвращался к этому фантастическому образу в разные творческие периоды своей жизни. Как известно, существует мнение, что тема Демона занимает центральное место в творчестве художника. Образ Демона действительно часто встречается в творчестве М.А. Врубеля. В 1891 году художник написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М.Ю. Лермонтова под редакцией П.П. Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон». В 1890 году Михаил Александрович создал картину «Демон сидящий» в доме Саввы Мамонтова в Москве, в 1899 году была написана картина «Демон летящий» где Демон представлен как властелин мира. В 1901-1902 годах художник дописывал свою последнюю работу – «Демон поверженный» в ней герой изображен на грани гибели. В творчестве гениального художника существует также множество графических набросков, эскизов и скульптур посвященных образу Демона.Во всех работах посвященных образу Демона фантастичность выступает в каждой линий и контуре фигуры Демона. Образ героя иррационален и в то же время близок зрителю своей противоречивостью, сложностью, сомнениями, страданиями, и другими чувствами близкими человеческой натуре. Фантастичность заключена и в облике Демона, которого невозможно рассмотреть, но который приближен к зрителю композиционным решением, и все же не уловим. «Фантастичность» заключается и во внутреннем содержании легендарного образа, внутри героя одолевают не реальные фантастические переживания и чувства, которые не постижимы для человека.Врубель видит в своем герое, прежде всего, воплощение творческого духа эпохи, ведущий человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты. Страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый, по словам художника, он олицетворяет вечную борьбу человеческого духа, «не находящего ответ на свои сомнения ни на земле, ни на небе. В тему духовного мятежа вплетаются черты жертвенности и скорби. Демон Врубеля ближе всего поэтическим образам философии Ф. Ницше, его Христа-Диониса, и отражает характерное для религиозных исканий эпохи стремление примирить христианство и язычество.Нельзя утверждать наверняка, однако М. А. Врубель интересовался образом Иисуса Христа не меньше, чем образом Демона, поэтому такая аллюзия его Демона на образ Иисуса Христа в пустыне, может быть не случайна. В свете такой интерпретации, Демон становится двойником Иисуса Христа, который также был подвержен искушениями, но, в отличие от Богочеловека, не в силах им противостоять, поэтому врубелевский Демон, это ещё и падший ангел, низвергнутый на землю. «Демоническое» начало свойственно многим образам М. Врубеля. Во время проведения реставрационных работ в Кирилловской церкви в Киеве, в 1884 г. М. А. Врубель придает демонический взгляд и такое же выражение лица пророку Моисею, которого он воплотил в образе молодого человека. Такой же демонический взгляд прослеживается у многих персонажей картин художника: это «Муза» и «Гадалка».В данной работе была проанализирована тема демонизма в русской культуре конца XIX-начала ХХ в., а также наиболее яркое явление этого периода – творчество М. А. Врубеля.Все исследователи русской культуры сходятся в оценке периода рубежа XIX-начала ХХ вв. как эпохе переломной и знаковой. Этот период вызвал к жизни удивительное количество философских, религиозных и художественных идей. Крупные исторические события, такие как Первая мировая война, революция лишь убедили в верности их апокалиптических предчувствий, которые охватили общество на рубеже веков. Напряженные духовные искания пронизывают все сферы общества. И представляется логичным, что именно культура острее всего восприняла новые веяния эпохи.Образ демона – это исключительно сложный и многосоставной феномен, интерпретация которого менялась в зависимости от исторического и социокультурного аспекта. Таким образом, каждая конкретная эпоха создает «своих» демонов.Демоническое определило творчество М. А. Врубеля, а М. А. Врубель задал классическое представление о демонах в искусстве. Его три основных образа Демона – «Демон сидящий», «Демон поверженный» и «Демон летящий» представляют собой своего рода историю превращению Ангела в падшего Ангела – Демона. Другим важным образом для М. А. Врубеля был образ Иисуса Христа, что позволило выделить в Демоне художника ряд аллюзий на библейские мотивы. Так, сидящий Демон напоминает сцену об искушении Иисуса Христа в пустыне, общим является их тотальное одиночество и обуревающие искушения. Демон поверженный сочетает в себе черты эстетики театральной декорации с трагическим содержанием. Таким образом, тема демонизма и образ демона и стали знаковыми для русской культуры конца XIX-начала ХХ вв., во многом определив её черты и содержание.
1. Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа / Д.И. Антонов, М.Р. Майзульс. – Москва : Индрик, 2011. – 376 с.
2. Алпатов М., Анисимов Г. Живописное мастерство М. Врубеля. М.: Лира, 2000. 274 с.;
3. Аптекарь М. Русская историческая живопись. М.;Л.: Искусство, 1939. 103 с.;
4. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Республика, 2004. с. 119-130;
5. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. В 2 т. , т. 2. / под ред. Д.С. Лихачева. – Москва : Наука, 1990. – 743 с.
6. Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (к десятилетию «Пути») / Н. А. Бердяев // Путь.– 1935.- № 49.– С. 3-22.
7. Березовая Л. Г. Творческие объединения Серебряного века Л. Г. Березовая // Новый исторический вестник. – 2001. – № 5. – С. 1-7.
8. Брюсов В. Я. Полное собрание стихотворений. В 7 т., т. 2 / В.Я. Брюсов – Москва : Художественная литература. – 1478 с.
9. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков – Москва : Издательство «Э», 2016. – С. 377.
10. Врубель М. А. Переписка. Воспоминания о художнике / М.А. Врубель Ленинград ; Москва : Искусство, 1963 г. – 360 с.
11. Вагнер Г.К. В поисках истины. Религиозно- философские искания русских художников. Середина XIX- начало XX веков. М.: Искусство, 1993. с. 66-90;
12. Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX века. Л.: Искусство, 1989. с. 92-118;
13. Врубель /Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: Изобразительное искусство, 1981. 48 с.;
14. Врубель /Под ред. Н. Надольской. М.: Белый город, 2001. 64 с.;
15. Врубель. Выставка майоликовых работ и театральных эскизов /Под ред. Н.П. Пахомовой. М.: Академия наук СССР, 1957. 80 с.;
16. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике /авт.-сост. Э.П. Гомберг-Вержбинская, Ю.Н. Подкопаева, Ю.В. Новиков. Л.: Искусство, 1976. 384 с.;
17. Гомберг-Вержбинская Э.П. Врубель. М.: Искусство, 1959. 120 с.;
18. Дмитриева Н.А. М.А. Врубель. Л.: Художник РСФСР, 1984. 84 с.;
19. Долгополов И. Певцы родины. М.: Молодая гвардия, 1981. с.109-115;
20. Домитеева В. М. Врубель / В.М. Домитеева – Москва : Молодая гвардия, 2014. – 480 с.
21. История русского искусства /Под ред. М.Г. Неклюдовой. Т.2, ч.2. М.: Изобразительное искусство, 1980. с.141-147; с. 30-33, 117-121; с. 16-18,;
22. Кадыров А. М. Культурология. Мировая и отечественная культура: учеб. пособие / А.М. Кадыров – Уфа : УГАТУ, 2011. – 532 с.
23. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М.: Изобразительное искусство, 1983. с. 153-156;
24. Кузнецова Э.В. Исторический и батальный жанр. М.: Просвещение, 1982. с. 93-108;
25. Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. М.: Академия художеств СССР, 1974. с. 74-85;
26. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1989. с. 299-306;
27. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1987. с. 200-231;
28. Прахов Н.А. Страницы прошлого. Киев, 1958. с. 89-173.;
29. Пастуро М. История цвета. Черный / М. Пастуро – Москва : Новое литературное обозрение, 2017. – 168 с.
30. Попова Л. В. «Демоническое» в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова / Л.В. Попова // Знание. Понимание. Умение. – 2014. - № 3. – С. 370-371.
31. Попова Л. В. «Демоническое» в творчестве М. А. Врубеля / Л.В. Попова // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - № 4. – С. 278-283.
32. Попова Л. В. «Демоническое» в художественной культуре Серебряного века: культурфилософские аспекты: дис. канд. культурологи / Л.В. Попова – Москва, 2014. – 221 с.
33. Попова Л. В. Демонизм в поэзии Серебряного века / Л.В. Попова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2013. - № 6. – С. 175-180.
34. Попова Л. В. Интерпретация «демонического» в философии и эстетика Серебряного века / Л.В. Попова // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - № 2. – С. 268-272.
35. Русская историческая живопись до октября 1917 года. М.: Изобразительное искусство, 1962. 93 с.;
36. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. с. 61-119;
37. Сказка в творчестве русских художников /авт.-сост. Н.Ф. Шанина. М.: Искусство, 1969. с. 27-31;
38. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М.: Изобразительное искусство, 1984. 480 с.;
39. Тарабукин Н.М. Врубель. М.: Искусство, 1974. 175 с.;
40. Толстой А. Н. Хождение по мукам / А.Н. Толстой – Москва : Правда, 1988. – 944 с.
41. Хренов Н. А. Избранные работы по культурологи / Н.А. Хренов – Москва : Согласие; 2014. – 528 с.
42. Шумский Н. Врубель. Жизнь и болезнь. Спб.: Академический проект, 2001. 160 с.;
43. Ягодовская А. М. Врубель. Л.: Художник РСФСР, 1966. 68 с.
Вопрос-ответ:
Какое место занимает М. Врубель в развитии русской живописи на рубеже XIX-XX вв?
Михаил Врубель занимает значительное место в развитии русской живописи на рубеже XIX-XX веков. Его творчество существенно влияло на художников того времени и стало важным этапом в развитии русского искусства.
Какие основные этапы можно выделить в творческой биографии М. Врубеля?
В творческой биографии Михаила Врубеля можно выделить несколько основных этапов. Он начал свою карьеру как живописец, затем активно работал в области графики и декоративно-прикладного искусства. Также стоит отметить период, когда Врубель начал экспериментировать с фантастическими образами и мифологическими сюжетами.
Какое место занимает фантастическое в творчестве М. Врубеля?
Фантастические образы занимают важное место в творчестве Михаила Врубеля. Они являются одной из основных тем его работ и позволяют художнику выразить свою внутреннюю мифологию и фантазию. Фантастические образы воплощаются в его работах как в фольклорной живописи, так и в произведениях на тему Демона.
Какое влияние оказало творчество М. Врубеля на художественный стиль в России XIX века?
Творчество Михаила Врубеля оказало значительное влияние на художественный стиль в России XIX века. Он принес в искусство новые формы выражения, экспериментировал с цветом и композицией, создавая фантастические образы. Это стало революционным вкладом в развитие русской живописи и навсегда изменило представление о художественном стиле того времени.
Какое значение имела религиозно-мифологическая тематика в творчестве М. Врубеля?
Религиозно-мифологическая тематика имела огромное значение в творчестве Михаила Врубеля. Он воплощал в своих работах мифологические сюжеты, создавая образы ангелов, демонов и других божественных существ. Это было своеобразным поиском священного в искусстве, попыткой раскрыть духовную суть человека и мира через символику и мифологию.
Какое место занимает творчество М. Врубеля в развитии русской живописи на рубеже XIX-XX вв?
Творчество М. Врубеля занимает одно из важнейших мест в развитии русской живописи на рубеже XIX-XX вв. Его работы являются ярким примером символистской живописи, они отличаются оригинальностью стиля и фантастическими образами.
Какие основные этапы можно выделить в творческой биографии М. Врубеля?
В творческой биографии М. Врубеля можно выделить несколько основных этапов. Он начал свою карьеру как реалистический художник, затем сместился к символизму и стал создавать фантастические образы. Позднее его творчество стало более экспериментальным и абстрактным.
Какое место занимает фантастическое в творчестве М. Врубеля?
Фантастические образы занимают центральное место в творчестве М. Врубеля. Он использовал мифологические и религиозные сюжеты, чтобы создать загадочную, мистическую атмосферу. Фантастические образы Врубеля являются уникальным сочетанием реальности и воображения, проникнутыми символами и смыслами.
Что можно сказать о фантастическом в фольклорной живописи М. Врубеля?
Фантастический элемент часто присутствует в фольклорной живописи М. Врубеля. Он использовал мифические персонажи и сюжеты, чтобы передать глубокий эмоциональный и символический смысл. Фольклор в его работах становится способом выражения его внутреннего мира и мыслей.
Какой стилевой подход использовал М. Врубель в своих работах на тему «Демона»?
М. Врубель использовал художественно-стилистический подход, который был характерен для его работы на тему «Демона». Он создавал фантастические образы, где демоны и ангелы переплетаются с реальностью. Врубель использовал яркие краски и экспрессивные формы, чтобы передать драматизм и непредсказуемость мифологических персонажей.