Законодательный процесс в российской федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 27 27 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 04.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1 . Понятие, субъекты и виды законодательного процесса 4
1.2 Понятие законодательного процесса 4
1.2 Субъекты и виды законодательного процесса 5
Глава 2. Стадии законодательного процесса 11
2.1 Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение 11
2.2 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой 13
2.3 Рассмотрение законов Советом Федерации 15
2.4 Подписание и обнародование законов Президентом РФ 19
2.5 Законодательный процесс на уровне субъектов федерации 20
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

Принятый закон должен быть отправлен главе государства для подписания и обнародования в течение 15 дней. Далее в течение 14 дней Президент может принять одно из двух решений:-принять закон;-отклонить закон.В случае если закон принят Президент должен подписать федеральный закон и обнародовать его, после этого он вступает в силу. В случае если глава государства считает нужным отклонить закон, то он пользуется правом вето, которое закреплено за ним Конституцией. Президентское вето не абсолютно, а относительно, что означает, что палаты Федерального Собрания в случае голосования квалифицированным большинство голосов, могут его отклонить.После этого происходит повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке должны снова рассмотреть данный закон. Если при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции закон будет одобрен квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и членами Совета Федерации, то в течении семи дней Президент обязан подписать и обнародовать данный закон.Президент должен это сделать вне зависимости от имеющейся у него точки зрения по этому вопросу и политической позиции.Основная цель вето президента – воспрепятствовать выпуску законов, которые были приняты поспешно, являются некачественными и неэффективными.Для того, чтобы закон считался официально опубликованным, необходимо разместить его полный текс в одном из следующих источников:-«Российская газета»;-«Собрание законодательства Российской Федерации»;-«Парламентская газета».Неопубликованные законы не действуют на территории Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок их вступления в силу.Таким образом, можно сделать вывод, что основные стадии принятия законопроекта четко прописаны регламентами верхней и нижней палат российского парламента. Необходимо неукоснительно следовать данной процедуре во избежание поспешного принятия законов.2.5Законодательный процесс на уровне субъектов федерацииЗаконодательный процесс в субъектах федерации по своей структуре и форме практические идентичен федеральному законодательному процессу. Однако, конечно же, региональный законодательный процесс обладает своими отличиями и особенностями.Принципами организации законодательной деятельности в субъектах РФ, являются принципы организации местной законодательной власти, взаимосвязи органов местного самоуправления между собой, а также соотношений деятельности этих органов с органами государственной власти.Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации регулируется:-Конституцией РФ;-Федеральными конституционными законами;-Федеральными законами;-законами субъектов РФ.Законодательный орган, как правило, уполномочен:-принимать Конституцию (Устав) субъекта;-принимать поправки к Основному Закону субъекта;-принимать законы по предмету ведения субъекта;-принимать законы по предмету совместного ведения субъекта и Российской Федерации.Основной источник регулирования законодательного процесса в субъекте федерации, помимо Конституции Российской Федерации, являются Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в нем отражен процесс создания региональных законов, региональные конституции и регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Различается количество палат в парламенте. В подавляющем большинстве случаев парламенты субъектов РФ, в отличиеот федеральных, являются однопалатными. Это обстоятельство обуславливает различие в законодательных процессах.В законодательном процессе субъектов Российской Федерации возможно выделить следующие основные стадии:- законодательная инициатива;-обсуждение законопроекта;-принятие закона;-подписание;-обнародование закона.Анализируя законодательный процесс, А.И. Абрамова считает деятельность законодательного органа, которая связана с рассмотрением законодательного предложения и выработкой на его основе соответствующего законопроекта, самостоятельным этапом в законодательном процессе. На данном этапе:-ставится вопрос о необходимости издания законодательного акта;-рассматривается внесенное в законодательный орган законодательное предложение;-принимается решение о начале работы над законопроектом;-структурными подразделениями законодательного органа разрабатывается законопроект.После того, как подготовка законопроекта будет завершена его текст представляется на рассмотрение законодательного органа и проходит стадию пленарного обсуждения, а также стадию принятия в качестве закона. Важно при этом, чтобы все перечисленные процедурные действия осуществлялись в рамках единого законодательного процесса.Таким образом, законодательный процесс субъектов федерации идентичен с федеральным законодательным процессом. Однако он обладает определенными особенностями.ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования можно сделать определенные выводы.Во-первых, законодательный процесспредставляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность.Законодательный процесс строится на основе определенных принципов, прежде всего это законность, демократизм и системность.Во-вторых, субъектами законодательного процесса выступают его участники, действия которых направлены на создание закона.В-третьих, можно выделить следующие стадии законодательного процесса в Российской Федерации:-законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;-рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;-рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;-подписание и обнародование законов Президентом РФ.Также существуют факультативные (необязательные) стадии.В-четвертых, помимо федерального, существует и законодательный процесс в субъектах федерации. По своей сути он идентичен федеральному, однако имеет ряд особенностей. Законодательный процесс – сложный социальный процесс, который сочетает в себе действие законов, которые существуют в объективной реальности и субъективную волю законодателя.Основным показателем эффективности закона является реализация его на практике.Можно выделить ряд проблем, существующих в законодательном процессе в Российской Федерации:-недостаточен уровень обсуждения законопроектов, необходимо проводить широкое, всенародное обсуждение и учитывать его результаты в законопроекте;-требования к принимаемым законам сильно занижены;-не всегда соблюдаются все стадии законодательного процесса, что недопустимо и приводит к допущению ряда серьезных ошибок, исправление которых в дальнейшем требует больших трудозатрат и ресурсов;-низкий уровень понятийной доступности законодательства. Принимая законопроект необходимо соблюдать все правила юридического языка, однако, важно помнить, что для эффективной реализации закона нужно обеспечить и его доступность для понимания обычными людьми, не имеющими специального образования;-низкий уровень профессионализма парламентариев. Деятельность народного представителя в Государственной Думе предполагает детальное изучение социальных проблем, посещение всех заседаний, участие в обсуждении законопроектов, умение грамотно с юридической точки зрения формулировать тексты будущих законов. Для этого необходимы высокий уровень квалификации, образования и профессионализма депутатов.Законодательный процесс должен стать более открытым и публичным, важно информировать общество о том, какие законопроекты рассматриваются, привлекать к участию в их обсуждении, проводить разъяснение, в случае необходимости, отдельных положений. Потому как непонимание закона порождает недоверие к нему и как следствие порождает проблему с его исполнением.Список использованных источниковНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993// КонсультантПлюс2. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// КонсультантПлюс3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант Плюс5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант ПлюсУчебная и иная литература6. Абрамова А.И. Законодательная идея и формы реализации // Журнал российского права. 2010, № 12. С. 65 - 72.7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. 8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учеб.для вузов. - М., 2014.9. Гранкин И.В. Парламент России. – «Норма» , М., 2011. 10. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 201011. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. - М., 2008. 12. Конституционное право России : учебник для бакалавриата / Л. А. Нудненко. -М. : Издательство Юрайт, 2013. 13. Любимов А.П. Парламентское право России. - М., 2012. 14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. - М., 2009. 15. Окуньков Л.A. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 2006. 16. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1993-1995 гг. М„ 1996. 17. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993// КонсультантПлюс
2. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// КонсультантПлюс
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант Плюс
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант Плюс
Учебная и иная литература
6. Абрамова А.И. Законодательная идея и формы реализации // Журнал российского права. 2010, № 12. С. 65 - 72.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006.
8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М., 2014.
9. Гранкин И.В. Парламент России. – «Норма» , М., 2011.
10. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 2010
11. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. - М., 2008.
12. Конституционное право России : учебник для бакалавриата / Л. А. Нудненко. -М. : Издательство Юрайт, 2013.
13. Любимов А.П. Парламентское право России. - М., 2012.
14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. - М., 2009.
15. Окуньков Л.A. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 2006.
16. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1993-1995 гг. М„ 1996.
17. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3.

Вопрос-ответ:

Каково понятие законодательного процесса в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации - это комплекс действий, направленных на разработку, рассмотрение, принятие, подписание и обнародование законов. Он является основным механизмом создания и изменения законодательства в стране.

Каковы субъекты и виды законодательного процесса в Российской Федерации?

Субъектами законодательного процесса являются следующие органы государственной власти: Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ. Видами законодательного процесса являются законодательная инициатива, предварительное рассмотрение законопроектов, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.

На какие стадии разделен законодательный процесс в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации разделен на следующие стадии: законодательная инициатива и предварительное рассмотрение, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Что происходит на стадии законодательной инициативы и предварительного рассмотрения?

На этой стадии осуществляется подготовка законопроектов, их рассмотрение и принятие решения о возможности дальнейшего рассмотрения. Законопроекты могут быть признаны нецелесообразными или внесены на рассмотрение Государственной Думы.

Какие действия выполняются на стадии рассмотрения законов Советом Федерации?

На этой стадии Совет Федерации рассматривает и принимает законы. Он может одобрить закон, внести в него поправки или отклонить его. После рассмотрения законов Советом Федерации они передаются на подписание и обнародование Президентом РФ.

Что такое законодательный процесс в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации - это процесс разработки, рассмотрения и принятия законов, осуществляемый органами законодательной власти.

Каковы субъекты и виды законодательного процесса в Российской Федерации?

Субъектами законодательного процесса в Российской Федерации являются Государственная Дума и Совет Федерации. Виды законодательного процесса включают законодательную инициативу, предварительное рассмотрение законопроектов, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Какие стадии включает законодательный процесс в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации включает следующие стадии: законодательная инициатива и предварительное рассмотрение, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Что включает в себя стадия законодательной инициативы и предварительного рассмотрения?

Стадия законодательной инициативы и предварительного рассмотрения включает разработку и подготовку законодательных инициатив, их рассмотрение на заседаниях комитетов Государственной Думы, а также вынесение рекомендаций о допуске их к рассмотрению на пленарном заседании.

Что происходит на стадии рассмотрения законов Советом Федерации?

На стадии рассмотрения законов Советом Федерации происходит рассмотрение законопроектов, принятых Государственной Думой, их обсуждение, внесение предложений и поправок, принятие решений о принятии или отклонении закона.