Законодательный процесс в российской федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 04.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1 . Понятие, субъекты и виды законодательного процесса 4
1.2 Понятие законодательного процесса 4
1.2 Субъекты и виды законодательного процесса 5
Глава 2. Стадии законодательного процесса 11
2.1 Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение 11
2.2 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой 13
2.3 Рассмотрение законов Советом Федерации 15
2.4 Подписание и обнародование законов Президентом РФ 19
2.5 Законодательный процесс на уровне субъектов федерации 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Принятый закон должен быть отправлен главе государства для подписания и обнародования в течение 15 дней. Далее в течение 14 дней Президент может принять одно из двух решений:-принять закон;-отклонить закон.В случае если закон принят Президент должен подписать федеральный закон и обнародовать его, после этого он вступает в силу. В случае если глава государства считает нужным отклонить закон, то он пользуется правом вето, которое закреплено за ним Конституцией. Президентское вето не абсолютно, а относительно, что означает, что палаты Федерального Собрания в случае голосования квалифицированным большинство голосов, могут его отклонить.После этого происходит повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке должны снова рассмотреть данный закон. Если при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции закон будет одобрен квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и членами Совета Федерации, то в течении семи дней Президент обязан подписать и обнародовать данный закон.Президент должен это сделать вне зависимости от имеющейся у него точки зрения по этому вопросу и политической позиции.Основная цель вето президента – воспрепятствовать выпуску законов, которые были приняты поспешно, являются некачественными и неэффективными.Для того, чтобы закон считался официально опубликованным, необходимо разместить его полный текс в одном из следующих источников:-«Российская газета»;-«Собрание законодательства Российской Федерации»;-«Парламентская газета».Неопубликованные законы не действуют на территории Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок их вступления в силу.Таким образом, можно сделать вывод, что основные стадии принятия законопроекта четко прописаны регламентами верхней и нижней палат российского парламента. Необходимо неукоснительно следовать данной процедуре во избежание поспешного принятия законов.2.5Законодательный процесс на уровне субъектов федерацииЗаконодательный процесс в субъектах федерации по своей структуре и форме практические идентичен федеральному законодательному процессу. Однако, конечно же, региональный законодательный процесс обладает своими отличиями и особенностями.Принципами организации законодательной деятельности в субъектах РФ, являются принципы организации местной законодательной власти, взаимосвязи органов местного самоуправления между собой, а также соотношений деятельности этих органов с органами государственной власти.Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации регулируется:-Конституцией РФ;-Федеральными конституционными законами;-Федеральными законами;-законами субъектов РФ.Законодательный орган, как правило, уполномочен:-принимать Конституцию (Устав) субъекта;-принимать поправки к Основному Закону субъекта;-принимать законы по предмету ведения субъекта;-принимать законы по предмету совместного ведения субъекта и Российской Федерации.Основной источник регулирования законодательного процесса в субъекте федерации, помимо Конституции Российской Федерации, являются Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в нем отражен процесс создания региональных законов, региональные конституции и регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Различается количество палат в парламенте. В подавляющем большинстве случаев парламенты субъектов РФ, в отличиеот федеральных, являются однопалатными. Это обстоятельство обуславливает различие в законодательных процессах.В законодательном процессе субъектов Российской Федерации возможно выделить следующие основные стадии:- законодательная инициатива;-обсуждение законопроекта;-принятие закона;-подписание;-обнародование закона.Анализируя законодательный процесс, А.И. Абрамова считает деятельность законодательного органа, которая связана с рассмотрением законодательного предложения и выработкой на его основе соответствующего законопроекта, самостоятельным этапом в законодательном процессе. На данном этапе:-ставится вопрос о необходимости издания законодательного акта;-рассматривается внесенное в законодательный орган законодательное предложение;-принимается решение о начале работы над законопроектом;-структурными подразделениями законодательного органа разрабатывается законопроект.После того, как подготовка законопроекта будет завершена его текст представляется на рассмотрение законодательного органа и проходит стадию пленарного обсуждения, а также стадию принятия в качестве закона. Важно при этом, чтобы все перечисленные процедурные действия осуществлялись в рамках единого законодательного процесса.Таким образом, законодательный процесс субъектов федерации идентичен с федеральным законодательным процессом. Однако он обладает определенными особенностями.ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования можно сделать определенные выводы.Во-первых, законодательный процесспредставляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность.Законодательный процесс строится на основе определенных принципов, прежде всего это законность, демократизм и системность.Во-вторых, субъектами законодательного процесса выступают его участники, действия которых направлены на создание закона.В-третьих, можно выделить следующие стадии законодательного процесса в Российской Федерации:-законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;-рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;-рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;-подписание и обнародование законов Президентом РФ.Также существуют факультативные (необязательные) стадии.В-четвертых, помимо федерального, существует и законодательный процесс в субъектах федерации. По своей сути он идентичен федеральному, однако имеет ряд особенностей. Законодательный процесс – сложный социальный процесс, который сочетает в себе действие законов, которые существуют в объективной реальности и субъективную волю законодателя.Основным показателем эффективности закона является реализация его на практике.Можно выделить ряд проблем, существующих в законодательном процессе в Российской Федерации:-недостаточен уровень обсуждения законопроектов, необходимо проводить широкое, всенародное обсуждение и учитывать его результаты в законопроекте;-требования к принимаемым законам сильно занижены;-не всегда соблюдаются все стадии законодательного процесса, что недопустимо и приводит к допущению ряда серьезных ошибок, исправление которых в дальнейшем требует больших трудозатрат и ресурсов;-низкий уровень понятийной доступности законодательства. Принимая законопроект необходимо соблюдать все правила юридического языка, однако, важно помнить, что для эффективной реализации закона нужно обеспечить и его доступность для понимания обычными людьми, не имеющими специального образования;-низкий уровень профессионализма парламентариев. Деятельность народного представителя в Государственной Думе предполагает детальное изучение социальных проблем, посещение всех заседаний, участие в обсуждении законопроектов, умение грамотно с юридической точки зрения формулировать тексты будущих законов. Для этого необходимы высокий уровень квалификации, образования и профессионализма депутатов.Законодательный процесс должен стать более открытым и публичным, важно информировать общество о том, какие законопроекты рассматриваются, привлекать к участию в их обсуждении, проводить разъяснение, в случае необходимости, отдельных положений. Потому как непонимание закона порождает недоверие к нему и как следствие порождает проблему с его исполнением.Список использованных источниковНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993// КонсультантПлюс2. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// КонсультантПлюс3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант Плюс5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант ПлюсУчебная и иная литература6. Абрамова А.И. Законодательная идея и формы реализации // Журнал российского права. 2010, № 12. С. 65 - 72.7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. 8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учеб.для вузов. - М., 2014.9. Гранкин И.В. Парламент России. – «Норма» , М., 2011. 10. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 201011. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. - М., 2008. 12. Конституционное право России : учебник для бакалавриата / Л. А. Нудненко. -М. : Издательство Юрайт, 2013. 13. Любимов А.П. Парламентское право России. - М., 2012. 14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. - М., 2009. 15. Окуньков Л.A. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 2006. 16. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1993-1995 гг. М„ 1996. 17. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993// КонсультантПлюс
2. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// КонсультантПлюс
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант Плюс
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//Консультант Плюс
Учебная и иная литература
6. Абрамова А.И. Законодательная идея и формы реализации // Журнал российского права. 2010, № 12. С. 65 - 72.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006.
8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М., 2014.
9. Гранкин И.В. Парламент России. – «Норма» , М., 2011.
10. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 2010
11. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. - М., 2008.
12. Конституционное право России : учебник для бакалавриата / Л. А. Нудненко. -М. : Издательство Юрайт, 2013.
13. Любимов А.П. Парламентское право России. - М., 2012.
14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. - М., 2009.
15. Окуньков Л.A. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 2006.
16. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1993-1995 гг. М„ 1996.
17. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3.
Вопрос-ответ:
Каково понятие законодательного процесса в Российской Федерации?
Законодательный процесс в Российской Федерации - это комплекс действий, направленных на разработку, рассмотрение, принятие, подписание и обнародование законов. Он является основным механизмом создания и изменения законодательства в стране.
Каковы субъекты и виды законодательного процесса в Российской Федерации?
Субъектами законодательного процесса являются следующие органы государственной власти: Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ. Видами законодательного процесса являются законодательная инициатива, предварительное рассмотрение законопроектов, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.
На какие стадии разделен законодательный процесс в Российской Федерации?
Законодательный процесс в Российской Федерации разделен на следующие стадии: законодательная инициатива и предварительное рассмотрение, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.
Что происходит на стадии законодательной инициативы и предварительного рассмотрения?
На этой стадии осуществляется подготовка законопроектов, их рассмотрение и принятие решения о возможности дальнейшего рассмотрения. Законопроекты могут быть признаны нецелесообразными или внесены на рассмотрение Государственной Думы.
Какие действия выполняются на стадии рассмотрения законов Советом Федерации?
На этой стадии Совет Федерации рассматривает и принимает законы. Он может одобрить закон, внести в него поправки или отклонить его. После рассмотрения законов Советом Федерации они передаются на подписание и обнародование Президентом РФ.
Что такое законодательный процесс в Российской Федерации?
Законодательный процесс в Российской Федерации - это процесс разработки, рассмотрения и принятия законов, осуществляемый органами законодательной власти.
Каковы субъекты и виды законодательного процесса в Российской Федерации?
Субъектами законодательного процесса в Российской Федерации являются Государственная Дума и Совет Федерации. Виды законодательного процесса включают законодательную инициативу, предварительное рассмотрение законопроектов, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.
Какие стадии включает законодательный процесс в Российской Федерации?
Законодательный процесс в Российской Федерации включает следующие стадии: законодательная инициатива и предварительное рассмотрение, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение законов Советом Федерации, а также подписание и обнародование законов Президентом РФ.
Что включает в себя стадия законодательной инициативы и предварительного рассмотрения?
Стадия законодательной инициативы и предварительного рассмотрения включает разработку и подготовку законодательных инициатив, их рассмотрение на заседаниях комитетов Государственной Думы, а также вынесение рекомендаций о допуске их к рассмотрению на пленарном заседании.
Что происходит на стадии рассмотрения законов Советом Федерации?
На стадии рассмотрения законов Советом Федерации происходит рассмотрение законопроектов, принятых Государственной Думой, их обсуждение, внесение предложений и поправок, принятие решений о принятии или отклонении закона.