Механизм урегулирования налоговой задолженности: проблемы и перспективы
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 06.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Общие принципы урегулирования задолженности по налогам и сборам 4
1.1. Роль налоговых органов в административном налоговом решении орга- низации 4
1.2. Понятие задолженности по налогам, сборам и ее влияние на финансово – экономическую жизнь государства и предприятия 8
1.3. Процедуры взыскания налоговой задолженности в РФ 12
2. Порядок урегулирования налоговой задолженности в РФ 17
2.1. Исполнение налоговой обязанности и способы ее обеспечения 17
2.2. Методы и инструменты урегулирования налоговой задолженности ..20
2.3. Механизм взыскания задолженностей по налогам, сборам, пени и штра- фам в Российской Федерации. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Также оговорены сроки исполнения требований и в случае игнорирования налогоплательщиком данных требований, предусмотрены меры по взысканию налога. Данная форма погашения налога включает метод погашения задолженности путем зачета излишне уплаченных либо взысканных сумм налоговых платежей ранее.
В статье 69 Налогового Кодекса РФ «Требование об уплате налога и сбора» оговорены моменты, что именно должно содержать требование: сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Если налогоплательщик не исполняет свои обязанности по уплате налога и сбора, применяются меры принудительной формы.
Принудительная форма распространяется на всех налогоплательщиков, предусматривая обязанность уплачивать налоги. Суммой, подлежащей для взноса в казну, налогоплательщик не в праве распоряжаться. Налог, неуплаченный в срок, компенсируется погашением задолженности по налоговому обязательству, возмещением ущерба государству за несвоевременное внесение налога. В связи с этим к той сумме, которая не была вовремя внесена применяется метод обеспечительной формы, т.е. начисляются пени.
Неуплата налога является основанием для применения мер принудительного исполнения данной обязанности. В случае неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога либо же частичном его погашении в установленный срок, налоговые органы имеют право взыскать данный налог за счет наличных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика, что говорится в статье 46 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Меры по взысканию налоговой задолженности применяются после того, как истек срок, установленный для погашения данного налога или сбора, но не позднее шестидесяти дней после исполнения срока исполнения требования об уплате налога или сбора. С того момента, как налоговыми органами было принято решение по взысканию недоимки и пени, происходит реализация принудительной формы взыскания.
Если у налогоплательщика нет имущества либо же отсутствует доход, которые могут выступать в части по погашению налоговых требований, то налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о том, чтобы должника признали банкротом в порядке и сроки, установленные Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным Постановлением Правительства РФ.
Таким образом, можно сказать, что урегулирование налоговой задолженности – это понижение ее совокупных размеров, а для ее понижения используют четыре метода: добровольно-заявительный, уведомительно-предупредительный, обеспечительный и принудительный.
2.3. Механизм взыскания задолженностей по налогам, сборам, пени и штрафам в Российской Федерации
Осуществление своевременного и полного поступления налоговых платежей и сборов в казну государства является главной целью деятельности налоговых органов.
Механизм взыскания налоговой задолженности состоит из следующих пунктов:
– наличие фактической налоговой задолженности;
– порядок взыскания задолженности по налогу и по дополнительному обязательству (пени, штрафы и т.д.);
– порядок действий, который установлен законодательством о налогах и сборах, налоговых органов и других уполномоченных органов государственной власти по взысканию налоговой задолженности;
– определение субъекта, который имеет налоговую задолженность.
Целью данного механизма является погашение задолженности по налогам и сборам, штрафам и пеням, а также восполнение в бюджетную казну вовремя не- уплаченных налоговых платежей и понижение налоговой задолженности.
В требовании об уплате налога должно быть указано: сумма задолженности, размер начисленных пеней на момент отправления требования, срок исполнения требования и меры по взысканию налога, которые будут применяться в случае не- исполнения уплаты налога налогоплательщиком, а также срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах. Подробную информацию об основаниях взимания налога и ссылку на положения в законодательстве о налогах и сборах, должно содержать любое требование во всех случаях.
Этапы принудительного взыскания налогов:
- предъявления требования;
- вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк;
- принятие решения о взыскании налога за счет другого имущества предприятия, если средства на счетах отсутствуют либо же информация о них;
- направление судебному приставу постановление налоговой инспекции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что налоговый орган имеет право взыскивать налог за счет имущества и наличных денежных средств налогоплательщика.
Сотрудники налоговых органов, а также таможенных органов не имеют право покупать имущество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Также налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации в качестве средства обеспечения решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа. Такой арест может быть применен лишь к имуществу организации и только для обеспечения взыскания задолженности в порядке ст.47 НК РФ. Арест имущества может быть, как полным, так и частичным.
Таким образом, механизм взыскания налоговой задолженности включает:
- наличие фактической налоговой задолженности;
- установленный порядок взыскания задолженности по основному обязательству (взыскание налога) и по дополнительному обязательству (например, взыскание пени);
- определенную, установленную законодательством о налогах и сборах последовательность действий налоговых органов, а также иных специально уполномоченных органов государственной власти по непосредственному взысканию налоговой задолженности;
- установление субъекта, имеющего налоговую задолженность.
Механизм взыскания задолженностей, который был рассмотрен, достаточно длителен и сложен, имеет определенный алгоритм действий и содержит ряд обязательных этапов, связанных с оформлением установленных законодательством документов и сроками их исполнения, от строгого соблюдения всей совокупности действий, производимых специалистами Инспекции зависит полнота урегулирования задолженности.
Заключение
Создание современной налоговой системы России было начато одновременно с рыночными преобразованиями экономики. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, способствовать формированию конкурентоспособной среды и социальной инфраструктуры, присущих рыночной экономике.
Современное налоговое законодательство имеет важное значение для государства. В связи с этим его изучением занимается большое количество ученых и экспертов в области налоговых правонарушений. На данный момент существует большое количество исследований, которые посвящены разрешению конфликтных ситуаций, возникающих при применении налогового законодательства.
Как показывает практика, очень часто возникают проблемы с неуплатой того или иного налога. Накопление таких неуплат порождает возникновение неуплат еще больших размеров в бюджеты различных уровней. Неуплата в казну налогов в значительной мере влияет на возможности государства, поэтому очень важно следить и по возможности решать проблемы возникающей задолженности.
Цель данной работы заключалась в выработке методов по усовершенствованию налоговой системы РФ в плане по урегулированию налоговой задолженности и сборам.
Были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
- дать определение налоговой задолженности, рассмотреть виды правового регулирования в Российской Федерации и выявить причины возникновения налоговой задолженности;
- рассмотреть степень налоговой задолженности на финансово – экономическую жизнь предприятия и государства;
- исследовать способы и инструменты урегулирования налоговой задолженности и рассмотреть досудебный и судебный порядок урегулирования налоговой задолженности.
По итогам решения задач были получены следующие основные результаты:
1)Выявлено, что в понятие «налоговая задолженность» входит общий объем по невыполненным обязательствам по уплате законодательно установленных налогов и сборов, присужденных штрафов за нарушение налогового законодательства, пени, которые были начислены за несовременную оплату налогов и сборов.
2) В работе были предложены к уже существующим мерам по повышению эффективности организации работы по урегулированию налоговой задолженности. Стоит заострить внимание на выявлении организаций, имеющих основания для реструктуризации налоговой задолженности, позволит финансовое оздоровление организаций совместить с интересами бюджетов всех уровней и налогоплательщиков. Списание безнадежной задолженности брошенных предприятий позволит привести в соответствие реальное отсутствие организаций с фактически существующими показателями не урегулированной задолженности.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)
Бюджетный кодекс РФ.
Федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» (в ред. от 02.04.2014).
II. Специальная литература:
Алиев Б.Х., Султанов Г.С., Магомедов А.М. Перспективы совершенствования налоговой системы РФ с использованием практики налогообложения в США // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-1.
Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014 г. №43. С. 27-39.
Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес-сообщества // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3
Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.
Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — 520 с.
Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки. – 2015. – № 1-1.
Ксенофонтов А. А. Структура основных налогов и сборов России [Электронный ресурс]: монография/ Ксенофонтов А. А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Палеотип, 2014. — 124 c.
Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров/под ред. Д.Г. Черника. – М.: Юрайт, 2015. -393 с.
Перов А.В. , Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 899 с.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2012. – 680 с.
Тюнин А.И. Налоговая политика Российской Федерации как фактор государственного регулирования экономики: проблемы и перспективы / А.И. Тюнин, И.А. Скоробренко // Наука. – 2016. – №2. – С. 110–113.
Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2017г. С 239-248
Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Издательство ЮНИТИ, 2013. – 158 с.
Чулкова Л. Мероприятия налогового контроля. Судебная практика // Налоговый вестник. 2014. № 4.
Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб.пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
III. Электронные средства информации:
Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика [Электронный ресурс] URL: //www. gks.ru
Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям. – форма: №4-НМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_ana lytics/ forms/
Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей. – форма: №1-НМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analyti cs /forms/
Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015, 141 с.
Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — 120 с.
Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — 152 с.
Ксенофонтов А. А. Структура основных налогов и сборов России [Электронный ресурс]: монография/ Ксенофонтов А. А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Палеотип, 2014. — 124 c.
Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — 120 с.
Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — 154 с.
2
I. Нормативно-правовые материалы:
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» (в ред. от 02.04.2014).
II. Специальная литература:
4. Алиев Б.Х., Султанов Г.С., Магомедов А.М. Перспективы совершенствования налоговой системы РФ с использованием практики налогообложения в США // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-1.
5. Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014 г. №43. С. 27-39.
6. Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес-сообщества // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3
7. Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.
8. Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — 520 с.
9. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки. – 2015. – № 1-1.
10. Ксенофонтов А. А. Структура основных налогов и сборов России [Электронный ресурс]: монография/ Ксенофонтов А. А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Палеотип, 2014. — 124 c.
11. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров/под ред. Д.Г. Черника. – М.: Юрайт, 2015. -393 с.
12. Перов А.В. , Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 899 с.
13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2012. – 680 с.
14. Тюнин А.И. Налоговая политика Российской Федерации как фактор государственного регулирования экономики: проблемы и перспективы / А.И. Тюнин, И.А. Скоробренко // Наука. – 2016. – №2. – С. 110–113.
15. Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2017г. С 239-248
16. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Издательство ЮНИТИ, 2013. – 158 с.
17. Чулкова Л. Мероприятия налогового контроля. Судебная практика // Налоговый вестник. 2014. № 4.
18. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб.пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
III. Электронные средства информации:
1. Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика [Электронный ресурс] URL: //www. gks.ru
2. Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям. – форма: №4-НМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_ana lytics/ forms/
3. Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей. – форма: №1-НМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analyti cs /forms/
Вопрос-ответ:
Какие принципы лежат в основе урегулирования задолженности по налогам и сборам?
Урегулирование задолженности по налогам и сборам основывается на таких принципах, как применение налоговых санкций, обязательность исполнения налоговых обязанностей, равенство налогоплательщиков перед законом и пропорциональность налогообложения. В основе этих принципов лежат принципы юридической справедливости, законности и экономической целесообразности.
Какую роль играют налоговые органы в урегулировании задолженности по налогам и сборам?
Налоговые органы играют важную роль в административном налоговом решении организации. Они осуществляют контроль за исполнением налоговых обязательств, проводят налоговые проверки, устанавливают размер налоговой задолженности, а также принимают решение о взыскании налогов с должника.
Что такое задолженность по налогам и сборам и как она влияет на финансово-экономическую жизнь государства и предприятия?
Задолженность по налогам и сборам – это сумма денежных средств, которую организация или физическое лицо должны уплатить в бюджет. Наличие задолженности по налогам и сборам отрицательно сказывается на финансово-экономической жизни государства, так как она уменьшает бюджетные поступления и может вызвать проблемы в финансировании различных социальных программ и проектов. Для предприятий задолженность по налогам и сборам является финансовой обязательностью, которая может привести к штрафам, налоговым проверкам, а в некоторых случаях даже к прекращению деятельности.
Какие процедуры используются для взыскания налоговой задолженности в РФ?
Для взыскания налоговой задолженности в РФ применяются следующие процедуры: удержание суммы задолженности из доходов налогоплательщика, установление обременительного взноса на имущество должника, налоговое залоговое обеспечение, зачет суммы задолженности с возмещением налоговых кредитов, налоговые уведомления о начале взыскания, а также судебные процедуры.
Что такое механизм урегулирования налоговой задолженности?
Механизм урегулирования налоговой задолженности - это совокупность правил, процедур и методов, которые применяются для обеспечения взыскания задолженности по налогам и сборам со стороны налоговых органов и исполнения налоговой обязанности со стороны налогоплательщиков.
Какую роль играют налоговые органы в урегулировании задолженности?
Налоговые органы играют важную роль в урегулировании задолженности по налогам и сборам. Они осуществляют административное налоговое решение организации, то есть принимают решения о начислении и взыскании налоговой задолженности. Они также контролируют исполнение налоговой обязанности и применяют меры взыскания в случае неисполнения налогоплательщиком своих обязательств.
Какие последствия может иметь задолженность по налогам и сборам для государства и предприятия?
Задолженность по налогам и сборам может иметь серьезные последствия для финансово-экономической жизни государства и предприятия. Для государства это может означать утрату существенного дохода, которым оно могло бы распоряжаться для реализации своих программ и проектов. Для предприятия задолженность увеличивает финансовую нагрузку и может повлечь за собой штрафные санкции, а в некоторых случаях - даже привести к его ликвидации.
Какие процедуры взыскания налоговой задолженности существуют в РФ?
В РФ существуют различные процедуры взыскания налоговой задолженности. К ним относятся, например, удержание суммы задолженности из банковских счетов налогоплательщика, арест имущества и последующая продажа его на аукционе, принудительное изъятие денежных средств и имущества и т.д. Налоговые органы используют эти процедуры в зависимости от конкретной ситуации и возможностей налогоплательщика.
Какие принципы используются при урегулировании задолженности по налогам и сборам?
При урегулировании задолженности по налогам и сборам используются следующие принципы: законность, равенство, справедливость, неотложность, экономическая целесообразность и эффективность.
Какая роль налоговых органов в административном налоговом решении организации?
Налоговые органы играют важную роль в административном налоговом решении организаций. Они контролируют исполнение налоговых обязательств, проводят проверки, рассматривают жалобы и обращения, выносят решения по налогообложению и взысканию налоговой задолженности.
Какая процедура взыскания налоговой задолженности существует в РФ?
В РФ существует несколько процедур взыскания налоговой задолженности. Это может быть предупреждение о возможном наложении ареста на имущество организации, штрафные санкции, удержание суммы налоговой задолженности из банковских счетов организации, арест имущества и последующая продажа его на аукционе, а также обращение в суд для взыскания задолженности по вынесенному решению.
Как осуществляется исполнение налоговой обязанности?
Исполнение налоговой обязанности осуществляется путем уплаты налогов и сборов в установленные сроки. Организации должны своевременно подавать налоговые декларации, расчеты по налогам и сборам, а также выполнять другие требования законодательства о налогах и сборах.