особенности изучения словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 15.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1. Современные научные представления о лексике 5
1.2. Развитие лексики в онтогенезе 7
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Диагностика словарного запаса детей дошкольного возраста 15
2.2. Результаты исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Для выявления уровней развития словаря младших дошкольников в исследовании определены критерии и показатели: мотивационный с показателями: интерес к содержанию слова; инициативность словоупотребления; стремление к словообразованию и словоизменению; когнитивно-содержательный, проявляющееся в точности словоупотребления; количестве и уместности слов, которые употребляет ребенок в тематических группах; понимании слов и умение их объяснить; экспрессивно-оценочный, показателями которого являются наличие в речи образных выражений, поговорок, пословиц, экспрессивной лексики; взаимооценках правильности употребления другими слов лексического запаса; самооценка правильности употребления собственной лексики.На основании определенных критериев и показателей охарактеризованы пять уровней развития словаря детей младшего дошкольного возраста: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, недостаточный.Для количественной диагностики мы применили методику М. В. Бажановой.Изучение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста показало почти равномерное распределение между уровнями, причем недостаточный уровень представлен не был, а остальные – 20-30% детей на каждом из них. Наличие уровня «ниже среднего» определяет необходимость развития словаря детей. На основании полученных результатов нами были разработаны разнообразные дидактические игры по наиболее важным для младших дошкольников темам с тем, чтоб полноценно и эффективно формировать их словарь.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1972. – 215 с.Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. Изд.центр «Академия», 2000. - 400 с.Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2005.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского саду: Издание 2-е, исправленное и дополненное / А. К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 1977. – 92 с.Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособиедля студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». –2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 225 с.Бурочкина Н. Н., Никонова А. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 15-16.Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 2009. – 288 с.Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – Москва : ЧП Ильин, 2001. – 249с.Загребельная Е. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре // Наука и современность. 2011. №11 С.162-167.Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. – М., 2012. – 200 с.Кандрашкина Е.И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников/ V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года URL: http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / А.Л. Колунова, О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. –1994. – № 9 .Колунова, Л.А. .. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Проблемы изучения речи дошкольников/ Л.А.Колунова. - М., 1994.Ладутько, Л. К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Мозырь : Содействие, 2010. – 132 с.Максаков, А. И. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983 – 144с.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – Москва : «Просвещение», 2012. – С. 3-58Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – Москва : Октябрь. – 2012. – 304 с.Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – 58с.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006–143 с.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду /А.И. Сорокина. – М.:Просвещение, 1982 – 96 с.Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1998. – 275 с.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 1976г.Усова А. П. Роль игры в воспитаниидетей. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.ШвайкоГ.С.. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ.работников ДОУ[под ред.В.В.Гербовой]. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 176с.Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Методика диагностикиИсследование словарного запаса (Бажанова М. В.).Цель: выявление объема активного словаря.1. Предметный словарь.а) Называние предметов по картинкам: «Что это?»; Предлагаемый материал:Капуста, тетрадь, овощи, ручка, редиска, книга, поварежка, блюдце, бокал, чайник, тарелка, карандаш, линейка, грядка, кабачок, растение.Сервиз, подоконник, рама, форточка, локоть, стекло, ресницы, колено, брови.Максимум 5 баллов – 0,2 балла за словоб) Назови одним словом:Самолет, автобус, трамвай…Малина, черника, клюква…Осень, зима, весна, лето…Художник, врач, летчик…Максимум 6 баллов - 0,5 за словов) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:сухой…светит…узкий…пишет…мокрый…шлют…радостный… ползает…прямой…прыгают…ловкий…кланяется…Максимум 6 баллов, 0,5- за слово2. Глагольный словарь:а) «Кто что делает?»дверь…почтальон…молния…парикмахер…ветер…швея…листья…летчик…дождь…повар…ручей…художник…Максимум 6 баллов 0,5 за словоб) «Кто как кричит?» кошка…курица…корова…гусь…собака…ворона…конь…комар…Максимум 4 балла – 0,5 за слово.Фиксируется уровень развития словарного запаса.Максимально 27 баллов1-4 недостаточный уровень 5-9 ниже среднего10- 14 средний15-18выше среднего19-27 высокийПриложение 2.Результаты диагностики детей№Фамилия, ИмяПредметный словарьГлагольный словарьСуммаабвСуммаабСумма1Ахрименко А.2237134112Бекетов А.34310246163Варчук П.1326336124Витрук К.26210347175Захаренко П.3339224136Иваницкая З.111311257Коломиец А.54413448218Манченко О.3339336159Мартынова Н.445133472010Матвеев Т.21142359Среднее2,63,12,78,42,43,15,5ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №1ФИО испытуемогоАхрименко А._____________________Возраст3 года 4 мес1. Предметный словарь.а) Называние предметов по картинкам: «Что это?»; Получено: 2 баллаПояснения: девочка смогла вспомнить лишь половину слов, ей в основном тяжело давались овощи и предметы посуды, так, и блюдце и тарелку она называла «тарелка», строение окна ей было непонятно, она обобщала конкретные детали словом «окно»б) Назови одним словом:Получено: 2 баллаДевочка с легкостью обобщила ягоды, с профессиями были проблемы, часть слов были непонятны, обобщение их было бы нелогичным (к примеру, самолет летает, а машина едет - неодинаково)в) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:Получено 3 баллаПояснения: часто получались несовместимые словосочетания, к примеру «Сухой дождь», «прямой круг». С глаголами дело обстояло легче, но проблемными стали слова «ползает» и «кланяется», к ним девочка так и не смогла подобрать соответствующее смыслу существительное.2. Глагольный словарь:а) «Кто что делает?»Получено: 1Легче всего было справиться с глаголами, которые соответствуют природе – лист падает, дождь идет, остальные словосочетания были сформулированы неверноб) «Кто как кричит?» Получено: 3 баллаНе подобрано действие к слову «гусь» и комарВывод: уровень среднийПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №2ФИО испытуемого Бекетов А.Возраст: 3 годаЦель: выявление объема активного словаря.1. Предметный словарь.а) Называние предметов по картинкам: «Что это?»; Получено: 3 баллаПроблемным стало название деталей окна и некоторые предметы посуды (заменялось более простым – к примеру «сервиз» - «посуда»)б) Назови одним словом:Получено: 4 баллаНе справился с обобщением профессий, сомневался в транспортев) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:Получено: 3 балла:Были проблемы с подбором существительных для качественных прилагательных, на определение величины, слово шлют вызвало недоумение и просьбу разъяснить все.2. Глагольный словарь:а) «Кто что делает?»Получено: 3 баллаБыли проблемы с профессиямиМаксимум 6 баллов 0,5 за словоб) «Кто как кричит?» Получено 3 балла:Не знал, как кричат гусь и ворона, долго колебался комар пищит или жужжитМаксимум 4 балла – 0,5 за слово.Выводы: уровень выше среднегоПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №3ФИО испытуемогоВарчук П.Возраст3 года 2 месяцаЦель: выявление объема активного словаря.1. Предметный словарь.а) Называние предметов по картинкам: «Что это?»; Получено 1 баллПояснение: совершенно не знает названия посуды, обобщает их, не смог объяснить, что такое подоконник и рамаб) Назови одним словом:Получено 3 балла:Не смог разобраться с профессиями и транспортомв) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:Получен 1 баллОчень колебался при подборе глаголов2. Глагольный словарь:а) «Кто что делает?»3 баллаОбъяснил слова только связанные с явлениями природы, к профессиям подобрать вообще не смогб) «Кто как кричит?» 3 баллаСправился хорошо, не подобрал слово для гуся, колебался с курицей – она ведь не кукарекаетВывод: уровень средний.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1972. – 215 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. Изд.центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.
5. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2005.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.
8. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского саду: Издание 2-е, исправленное и дополненное / А. К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 1977. – 92 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособиедля студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». –2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 225 с.
10. Бурочкина Н. Н., Никонова А. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 15-16.
11. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 2009. – 288 с.
12. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.
13. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – Москва : ЧП Ильин, 2001. – 249с.
14. Загребельная Е. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре // Наука и современность. 2011. №11 С.162-167.
15. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. – М., 2012. – 200 с.
16. Кандрашкина Е.И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников/ V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года URL: http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
18. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
19. Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / А.Л. Колунова, О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. –1994. – № 9 .
20. Колунова, Л.А. .. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Проблемы изучения речи дошкольников/ Л.А.Колунова. - М., 1994.
21. Ладутько, Л. К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Мозырь : Содействие, 2010. – 132 с.
22. Максаков, А. И. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983 – 144с.
23. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – Москва : «Просвещение», 2012. – С. 3-58
24. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – Москва : Октябрь. – 2012. – 304 с.
25. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – 58с.
26. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006–143 с.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
28. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду /А.И. Сорокина. – М.:Просвещение, 1982 – 96 с.
29. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1998. – 275 с.
30. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.
31. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 1976г.
32. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
33. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.
34. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.
35. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.
36. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.
37. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.
38. Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ.работников ДОУ[под ред.В.В.Гербовой]. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 176с.
39. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.
40. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.
Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального обучения
Капитал финансово – гуманитарная академия
Факультет: психология, педагогика и право
Специальность: Логопедия
диссертация
Тема: "Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием"
Студент: Гераськина
Наталья Владимировна
Научный руководитель:
И. И. Прокудина
Орск, 2008.
Содержание
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Исследование речи детей по методике Г. А. Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов опроса
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В. И. селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе iii
Вывод
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Заикание является одним из самых частых расстройств речи, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев низкая эффективность лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает возможности общения ребенка, искажает развитие личности, препятствует социальной адаптации. В начальной стадии заикание в легкой форме. Но легкий, едва заметное вначале, заикание может со временем расти и вызвать ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Больше проходит времени с момента начала заикания, чаще всего, становится стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.