Особенности взаимодействия преподавателя с тревожными детьми

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 27 27 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 06.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава1. Особенности взаимодействия преподавателя с тревожными детьми 4
1.1. Особенности тревожных детей 4
1.2. Взаимоотношения с учителями 8
Глава2.Особенности работы с тревожными детьми 12
2.1. Методы работы с тревожными детьми 12
2.2. Психокоррекционная работа с тревожными детьми 19
Заключение 25
Литература 26

Фрагмент для ознакомления

Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, правил,класса, и др. даст возможность снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. 2.2.Психокоррекционная работа с тревожными детьмиРабота педагога – психолога многогранна, интересна, и нередко суть её определена спецификой учреждения, в котором данный специалист работает, и особенностями целевой группы, параметрами для которой могут стать не только возраст, но и личностные психофизические особенности,социальная ситуация.Каждый опытный психолог без труда может проранжировать тот спектр проблем целевой группы, с которыми гораздочаще ему в работе приходится встречаться. Специфика психологического сопровождения воспитанников детских социальных учреждений предполагает, что в пятерку гораздо часто встречающихся проблем наряду с гиперактивностью, агрессивностью, низким уровнем коммуникативных навыков ислабой социализацией,помещаетсяподнятая тревожность.Учитывая, прошедшийотрицательный опыт воспитанников категорий оставшихся без опеки родителей, очутившихся в социально опасном положении итрудной жизненной ситуации, тенденция к диагностированию повышенной тревожности различного происхождения не порождает удивления, а скорее удостоверяет актуальность данного направления психологической работы и стимулирует на активные коррекционные и превентивные мероприятия.Что же понимается под тревожностью? Тревожность представвляет собой индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности человека к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.На психологическом уровне тревожность ощущается как озабоченность, беспокойство, нервозность, напряжение, и переживается в виде чувств беспомощности, неопределённости, незащищенности, бессилия, грозящей неудачи, одиночества, невозможности принять решение и др.На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания, усилении сердцебиения, снижении порогов чувствительности, возрастании общей возбудимости, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми по трёмнаправлениям:- снятие мышечного напряжения- повышение самооценки- обучение саморегуляцииПри работе с детьми необходимо применить игры, которые включают упражнения на релаксацию ителесный контакт,. Для полного расслабления, при выполнении упражнений на релаксацию, необходимо включать музыку, например звуки леса или моря.Для снятия мышечного напряжения можно использовать такие упражнения как «Воздушный шарик»и«Водопад»Для повышения самооценки необходимо проводить длительную,целенаправленную работу с ребенком. К нему всегда нужно обращаться по имени, часто хвалить при всех, при этом, он должен знать, за что именно его хвалят. Необходимо организовать такие игры для ребенка как «Комплименты» и «Волшебный стул», при этом заранее ознакомить его с правилами игры. Включение в новую игру должно проходить постепенно.Пусть сначала ребенок посмотрит, как играют в неё другие дети. Анализ диагностических данных свидетельствует о том, что основными причинами возникновения повышенной тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих в центре помощи детям, являются:разлука с родителями и помещение в центр помощи детям;ситуация смерти (особенно насильственная) родителя или заботящегося о нем человека;нарушение взаимоотношений в семье;завышенные требования к ребенку;насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое;нервно-психические заболевания матери;наркотическая или алкогольная зависимость родителей;госпитализация родителя или ребенка, в результате которого ребенка внезапно разлучили;пренебрежение, игнорирование нужд ребенка.Таким образом, тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе, ведущей в этот период, потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период. Тревожность в любом возрасте может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях несовершеннолетним необходима помощь медицинских специалистов.А.М. Прихожан выделяет две основные категории тревожности:открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и в деятельности в виде состояния тревоги;скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерном спокойствии, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем, через специфические способы поведения. У детей, поступающих в учреждение, наблюдаются следующие формы проявления тревожности:постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы;потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа;сосет палец, ручку, волосы, одежду и пр.;грызет ногти;повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет;постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества;часто плачет.Для снижения повышенной тревожности у детей психологом проводится коррекционная работа, направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения, выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных жизненных ситуациях, обучение конструктивным способам поведения в них.Очень часто у тревожных детей диагностируется заниженная самооценка, которая выражается в обвинении себя во многих неудачах, болезненное восприятие критики от окружающих, в боязни браться за новое сложное задание. На занятиях таким детям необходимо оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и давать позитивную оценку их действиям и поступкам, а также в программу коррекционной работы несовершеннолетнего включаются упражнения направленные на повышение самооценки в соответствии с возрастом ребенка.При работе с тревожными детьми рекомендуется использовать игры на телесный контакт. Полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, использование различных массажных комплексов. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М.И., К. Фопеля, Кряжевой Н.Л. и др.Очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, различные техники арт-терапии (крупотерапия, мандалотерапия, техники рисования красками)Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Работа будет эффективней, если ребенок скажет вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Необходимой частью работы с тревожными детьми является отработка навыков поведения в ситуациях, травмирующих ребенка.Для этого полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка. Исполняя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а исполняя роли сильных героев, он приобретает чувство уверенности в том, что способен справиться с трудностями.Учитывая опыт работы с тревожными детьми психологов - приверженцев классической школы и психологов – новаторов, следует помнить, что в целях компенсации тревожности для каждого случая следует подбирать свой уникальный способ психологического воздействия и коррекции, опираясь на теоретический материал и достоверные диагностические данные по каждому ребенку.Более того, при наличии непринятия детьми метода работы психолога иногда целесообразнее его изменить. Например, мандалотерапия не всегда воспринимается детьми правильно (иногда она отдаляет психолога от ребенка), и тогда правильнее будет для специалиста обновить стиль работы и пересмотреть свой психологический инструментарий. ЗаключениеТревожность представляет собой индивидуальную психологическую особенность, выражающая в склонности человека к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматриваются как личностное образование и (или) как свойство темперамента, определенное слабостью нервных процессов.Часто перепутывают понятие "тревога" и "тревожность". Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления волнения и беспокойства. Физиологическими проявлениями тревоги являются поверхностное дыхание, слабость в ногах, учащенное сердцебиение, ком в горле, сухость во рту. Однако существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает качаться на стуле, грызть ногти, теребить волосы, крутить в руках разные предметы, барабанить пальцами по столу, и др.Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователей, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.ЛитератураАракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 2013. – № 1. – С 18-23.Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 156 с.Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус.– 2015. – № 5.– С. 10-15. Захаров А. И . Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). – СПб. : Респекс, 2014. – 192 с. Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2011. – № 3-1. – С. 67-70. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 152-155.Костина Л. М . Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб. , Речь, 2014.– 160 с.Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: психокор.рекционная работа с агрессивными, гиперактивными, аутичнымии тревожными детьми. 2011. - 82с.Прихожан А. М. Тревожность у подростков и детей: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: , 2013. — 304 с.Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2012. – 192с.Смолярчук И.В. Влияние лич.ностных качеств родителей на формир.ование тревожности у старших дош.кольников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2015. – Т. 2. – № 6.– С. 116-122. Хекхаузен Х. Тревожность // Тревога и трев.ожность. – СПб. : Питер, 2014. – 256 с.Овчарова, Р.В. Прак.тическаяпсих.ология в нач.альной школе/Р.В.Ов.чарова.- М., 2014.-157с

Литература
1. Аракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 2013. – № 1. – С 18-23.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 156 с.
3. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус.– 2015. – № 5.– С. 10-15.
4. Захаров А. И . Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). – СПб. : Респекс, 2014. – 192 с.
5. Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2011. – № 3-1. – С. 67-70.
6. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 152-155.
7. Костина Л. М . Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб. , Речь, 2014.– 160 с.
8. Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: психокор.рекционная работа с агрессивными, гиперактивными, аутичными и тревожными детьми. 2011. - 82с.
9. Прихожан А. М. Тревожность у подростков и детей : психологическая природа и возрастная динамика. — М.: , 2013. — 304 с.
10. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2012. – 192с.
11. Смолярчук И.В. Влияние лич.ностных качеств родителей на формир.ование тревожности у старших дош.кольников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2015. – Т. 2. – № 6.– С. 116-122.
12. Хекхаузен Х. Тревожность // Тревога и трев.ожность. – СПб. : Питер, 2014. – 256 с.
13. Овчарова, Р.В. Прак.тическая псих.ология в нач.альной школе/Р.В.Ов.чарова.- М., 2014.-157с

Вопрос-ответ:

Какие особенности у тревожных детей?

Особенности тревожных детей включают повышенную тревожность, беспокойство, низкую самооценку, сильные эмоциональные реакции, чувствительность, перфекционизм, проблемы с концентрацией и снижение академической успеваемости.

Какими методами можно работать с тревожными детьми?

С тревожными детьми можно работать с помощью методов, таких как использование успокоительных техник, создание специальной атмосферы в классе, развитие навыков саморегуляции, проведение индивидуальных бесед и поддержка со стороны преподавателя.

Как проводится психокоррекционная работа с тревожными детьми?

Психокоррекционная работа с тревожными детьми может включать использование игровых методик, творческих терапий, работы с рисунками и пластикой, проведение групповых занятий, психологическую поддержку и консультирование.

Какие особенности должны быть у взаимоотношений с учителями у тревожных детей?

Взаимоотношения с учителями у тревожных детей должны быть основаны на доверии, понимании, поддержке и эмпатии. Преподаватель должен быть терпеливым, готовым выслушать ребенка, помочь ему справиться с тревожностью и создать безопасную обстановку в классе.

Какие проблемы могут возникать у тревожных детей в школе?

У тревожных детей в школе могут возникать проблемы с учебой, социализацией, коммуникацией, концентрацией внимания, выражением своих эмоций и развитием самооценки. Эти проблемы могут негативно влиять на успеваемость и общее благополучие ребенка.

Что такое тревожные дети? Какие у них особенности?

Тревожные дети - это дети, которые страдают от постоянного ощущения тревоги и беспокойства. Они часто проявляют повышенную реакцию на стрессовые ситуации, испытывают трудности в установлении социальных контактов и имеют склонность к перфекционизму. Одной из особенностей тревожных детей является постоянная тревога и страх перед неизвестными ситуациями.

Как преподавателю организовать взаимоотношения с тревожными детьми?

Преподавателю необходимо быть терпеливым и понимающим. Важно создать доверительную атмосферу в классе, где ребенок будет чувствовать себя безопасно и защищенно. Не следует наказывать тревожного ребенка за его эмоции, а вместо этого помочь ему научиться справляться со стрессом и тревогой. Также преподаватель может использовать различные методы работы с тревожными детьми, например, игры или психокоррекционные упражнения.

Какие методы работы с тревожными детьми могут быть использованы?

Существует несколько методов работы с тревожными детьми. Один из них - игровая терапия, которая помогает ребенку расслабиться и выразить свои эмоции через игру. Также можно использовать арт-терапию, где ребенок выражает свои чувства и эмоции через рисование или лепку. Кроме того, важно использовать позитивные подкрепления и поощрения для тревожного ребенка, чтобы помочь ему повысить уверенность в себе и справиться с тревогой.