интерактивные технологии в работе вожатого летнего лагеря
Заказать уникальную курсовую работу- 69 69 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 17.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОЖАТОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ 7
1.1 Исторический аспект проблемы детских оздоровительных лагерей 7
1.2 Детский оздоровительный лагерь: понятие, функции 14
1.3 Особенности педагогических технологий в работе вожатого детского оздоровительного лагеря 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИХ В РАБОТЕ ВОЖАТОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ 26
2.1. Интерактивные технологии: понятие, виды 26
2.2 Учет возрастных особенностей в использовании интерактивных технологий 30
2.3. Использование интерактивных технологий в работе вожатого детского оздоровительного лагеря 42
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
При данном на смену желанию испытать неизвестные ранее чувства приходит желание расслабиться наряду со всеми и снять накопившееся напряжение.Практика показывает, что включение подростков в систему социально полезной, существенной для самих ребят и окружающих коллективной деятельности, приводит к реальному укреплению контактов детей в классе, сокращению противостоящих, изолированныхдруг другу групп, понижению потенциала конфликтности, возникнавению новых целей, формированию чувства истин удовлетворенности от пребывания в школе.В связи сданным, при планировании деятельности существенно не только насытить её мероприятиями, но и организовать деятельность отрядов так,чтобы любой ребенок ощущал заинтересованность и значимость, а тем самым осознал бы то, что совместная деятельность, сотрудничество приносит большее удовлетворение, чем безусловная личная победа и неоспоримое превосходство в чем-либо над окружающими.При организации работы с подростками, вожатому нужно помнить еще и о том, что бурный рост, созревание организма, которое происходит с детьми в данный возрастной период, отражается на их функциональном состоянии. 11-12 лет - период увеличенной физической активности, существенного роста жизненной энергии. Но одновременно это и период увеличенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто в данном возрасте за двигательным беспокойством, увеличенной возбудимостью у детей скрывается резкое наступление утомления, которое они сами не только не могут проконтролировать, но и понять.Данная ситуация усиливаетсявоздействием процесса полового созревания - начинающегося у мальчиков и уже интенсивно протекающего у девочек, что в свою очередь содействует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроения, неадекватным формам выражения протеста иобид. Как указывают психологи, плач без какой-либо видимой, а подчас и осознаваемой причины, обидчивость, резкая и частая смена настроений характерны для девочек (особенно в критические дни). У мальчиков повышается двигательная активность, они становятся более неусидчивыми, суетливыми, шумными, все время размахивают руками, вертят в них разные предметы. У многих ребят могут наблюдаться частичные нарушения точности и координации движений, они становятся неловкими инеуклюжими. В итоге что-то случайно ломают, разрушают вокруг себя. Данное создает впечатление преднамеренности, злого умысла, хотя, как правило, данные действия происходят невольно и, чаще всего, вопреки желанию подростка.Также имеет место снижение эффективности и работоспособности деятельности при выполнении разнообразных задач, поручений и т.д. Причем число ошибочных действий у мальчиков резко увеличивается в 13-14 лет. «Пик ошибок» у девочек отмечается в 12 лет. Исследуя особенности подросткового периода, А.Б.Леонова установила, что наряду с этим, для подростков чрезвычайно трудны ситуации монотонии. Так, если у взрослого человека, падение работоспособности из-за выполнения однообразных действий составляет примерно 40-50 минут, то у подростков оно наблюдается уже через 8-10.С увеличенной утомляемостью также связано и явление «специфической подростковой лени». Часто подростки больше хотят лежать, не могут стоять прямо, постоянно пытаются опереться на что-нибудь. Причина этого в усиленном физическом росте и связанным с ним явлением увеличенной физической утомляемости.Нужно помнить, что подростки очень остро переживают личную «неуклюжесть» и временные затруднения в проявлении физической активности. Появляющаясядиспластичность, функциональная слабость, избыточный вес ведут часто к существенным внутренним переживаниям, которые связаны с осознанием ребенком собственного физического «Я»; спортивных способностей, внешнего вида, комплекции и др.По данной причине «излишне» или полные худые, высокие ребята часто отказываются участвовать в спортивных состязаниях, иногда выходить на физическую зарядку, и в подвижных играх. Слишком медленное или слишком быстрое развитие, резкое, выделяющееся внешнее различие от сверстников, а основное - несовпадение с не формулируемыми прямо, но вполне очевидными для подростковой группы эталонами «молодежной красоты» обладает громадное значение для самооценки подростков, а значит и для формирования межличностных отношений.Уточним, что самооценка – это является оцениванием человеком своих собственных качеств, поведения, неудач и достижений, недостатков идостоинств. Таким образом, взрослому желательно пытаться определить уровень самооценки у своих подопечных и, обязательно учитывать ее при принятии управленческого или другого решения, столкнувшись с проблемами в их поведении, выборе методов и форм взаимодействия с ними.Как считают психологи самое оптимальное состояние - это адекватная самооценка с небольшой тенденцией к завышению.Возвращаясь к проблемам физического самовосприятия детей среднего возраста, нужно также помнить, что у подростков, сильно выделяющихся от некого бытующего в их среде «стандарта в физическом развитии», замечается большая зависимость от окружения, выражающаяся в формах подчинения или бунта против него.Аффективная значимость и напряженность проблемы внешности, полового созревания требует стремление обсудить, проговорить «больные» темы с окружающими, услышать их оценки, ихмнение.Однако, чувство собственной уязвимости; при обсуждении данных вопросов, боязнь показаться слишком наивным, «маленьким», стать объектом насмешек со стороны сверстников, ведет кнередко извращенному, грубому обсуждению подростками проблем сексуальной и других особенностей человеческой физиологии. Данное объясняет высокую популярность анекдотов сексуальной тематикой у ребят этой возрастной группы.Потому для подростков чрезвычайно важны доверительные разговоры со взрослыми на данные темы. Задача взрослого в том, чтобыподростку помочь понять, что происходит с ним. Укреплять и развивать в нем чувство собственного достоинства, самоуважения, содействоватьвыработке адекватных критериев самооценки, и, основное, своими действиями создавать ситуации способствующие данному.В 12-13 лет возникают первые признаки так называемого ценностного конфликта». Он проявляется в активном отстаивании подростками своего собственного, особенного понимания норм и принципов справедливости, равенства, честности в самых разных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не имеется. Данное может быть агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, общественные или политические проблемы, негативная, необоснованная, резкая реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в ничего не значащих, мелких, по сущности, бытовых ситуациях и т.д. В данное время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей, взрослых в том, что они сами не следуют тем правилам инормам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в личных и деловых отношениях.Причины данного кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его нравственного развития и мышления личности. Исследования французского психолога Ж.Пиаже показали, что нравственное развитие ребенка между 12 и 13 годами приобретает новый смысл, содержащийся в том, что для него становятся значительными ценности и идеалы, выходящие за рамки его повседневной жизни: дружба, социальная справедливость, искренность, любовь. Вес данные понятия для подростка личностно и эмоционально окрашены. Однако, на восприятие данных ценностей воздействуют особенности интеллектуального развития и, прежде всего, «познавательный эгоцентризм», когда реально имеющееся и потенциально возможное меняется местами и аффективно окрашенные интеллектуальные построения выглядят для подростка более главными и существенными, чем окружающая жизнь.Для вожатого решение «ценностных конфликтов» состоит не в том, чтобы пассивно соглашаться или, употребляя свои полномочия, «давить» юного оппонента, а в том, чтобы аргументировано обосновывать, выражатьи отстаивать свою точку зрения, а в последствии ребят убеждать в ее правильности практическими делами, действиями.Здесь существенно помнить, что в похожих случаях общий эмоциональный фон разговора должен быть спокойным, доброжелательным, внушающим доверие. Существенно продемонстрировать признание за ребенком права на собственную, индивидуальную точку зрения. Беседа должна быть не назидательным монологом со стороны старшего, а нести в себе развивающее и конструктивное начало. Этакоеуважительное и спокойное «противостояние» позволяет подростку оттачивать, а в случае нужды, выявлять изъяны и корректировать собственную логику, совершенствовать свои жизненные позиции. При данном для обеспечения позитивного выхода из «ценностных конфликтов» вожатый сам должен обладать четким соображением совокупности собственныхжизненных принципов иличных ценностей.Ранний юношеский возраст 16-17 лет - это ваши самые старшие дети. Это ваша опора и одновременно самая большая головная боль. Этот возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви могут стать и становиться второстепенными. Реализация нужды в доказывании своей самобытности и независимости сопровождается, как правило, типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного» отношения к советам старших, критиканствоминедоверием, обращенным к ним, иногда даже открытым противодействием. Очевидно, что в такой ситуации, девушка (юноша) вынуждена и хочет опираться на моральную поддержку собственных друзей и это приводит (как и в более ранние годы) к типичной реакции «увеличенной подверженности воздействию ровесников», которая обуславливает норм морали, стилей поведения,единообразие вкусов.В данном возрасте идет интенсивное половое созревание. Л.Д.Столяренко подчеркивает, что хотя девушки физиологическисозревают раньше, у них на первых порах потребность в нежности и ласке, понимании и эмоциональном тепле выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше возникает чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и существенно позднее возникает потребность в духовной близости.Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в психологическом и этическом плане. Потому, столкнувшись с трудностями, мы рекомендуем вожатым обратиться за консультацией к практическому психологу или к старшему, более опытному коллеге-педагогу за поддержкой, консультацией,советом. Однако,нужно помнить, что в этих ситуациях требуется быть крайне осторожным иделикатным, с тем, чтобы ни в коем случае своим возможным вмешательством не навредить подопечным.2.3. Использование интерактивных технологий в работе вожатого детского оздоровительного лагеряЛагерь, как мы уже говорилиявляется совершенно иный миром – миром, где средний возраст жителей гораздо меньше 18 лет и самая большая разница в возрасте едва ли достигает 10 лет, но у любого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в собственной работе. Имеются также игры, которые ориентированы на тот или иной возраст. Рассмотрим под какие задачи, с каким возрастом какие виды ИТ стоит употребить.1.Дети 4-8 летДети испытывают большую потребность открывать ипознавать. Ребенок (особенно маленький) пытаться воспринимать новые для него идеи, ему приятно откликаться на них, и необходимо лишь представить эти идеи в понятной для него форме. Необходимо использовать язык, образы иидеи, которые маленькому ребенкубудут понятны. Игры, истории, сказки - это то, что нужно.Игры для детей этойвозрастной группы размещены в приложении 1.2. Дети 9-11 летДля данного возраста присущижизнерадостность, внутренняя уравновешенность, стремление к активной деятельности. В данном возрасте дети легко вступают в контакт с взрослыми и сверстниками. Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их совместная деятельностьувлекает. Но им обязательно необходимпоощрение, успех, при неудачах они к деятельности теряют интерес.Для данного возраста самыми подходящими будут соревнования,ролевые игры.12-15 летГде-то в возрасте 12-13 лет ребенок становится подростком, и данное для него самого и для окружающих его людейочень много значит. В итоге всех эмоциональных и физиологических перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более застенчивым и чувствительным. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же мальчикаубеждает, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что он собой представляет, что ему трудно разобраться. Его движения становятся угловатыми, поэтому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале трудно ему управлять и своими новыми чувствами. Подросток на замечания обижается легко. В какие-то моменты он себя чувствует взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он себя чувствует ребенком и испытываетнужду в защите и материнской ласке. Для подростков характерно неформальные в объединение группы. Игры для подростков размещены в Приложение 2.Нагляднее всего (данное удобно и для запоминания) представить такие сведения в виде таблицы.Физический рост и развитиеОсобенности поведенияМетодическиерекомандации вожатомуМладшая группа (6-8 лет)координация рук и глаз совершенствуется к 7 годамОбщее управление телом хорошее,Ногии руки растут быстрее телаСтремление к общению вне семьиВысокий уровень активностиСоображение отличий полаРебенок может быть как целеустремленным, так и агрессивным,самоуверенным, Стремление научится отличать, что такое хорошо и что такое плохоНа самостоятельные занятия стремление получить время Развитие уменияпользоватьсякачелями и лазатьОрганизация подвижных игрпри ограничениибега и прыжков Обучение правильным навыкам трудаПрименение ритмичных видов деятельности: драматические постановки,пение, Представление детям свободы действий, развитие способностей Обеспечение конкретности поручений творческой свободы детей при их выполненииСредняя группа (9-11 лет)В начале девочки и мальчики имеют равные силы, потом мальчики становятся сильнее Рост девочек опережает рост мальчиковЭнергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативныСтремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочекЧасты беспокойные состояния, дети нуждаются в устойчивой деятельностиЛюбят коллективные игрыСтремятся к большей мускульной активностиВлюбчивыПобуждается интерес и любопытство ко всемувокругСорят, шумятМальчики играют с девочками, стремятся к соперничествуИнтересы меняются постоянно Боятся поражения, чувствительны к критикеНравственные нормы начинают осознавать Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвалеОрганизация коллективных спортивных игр, занятий по интересамстремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детейОрганизация разумного руководства; к окружающему миру разумное направление пробуждающихсяинтересов;Старшая группа (12-14 лет)Переутомление опасноДевочки обычно мальчиковвыше Быстрый рост мускулатурыПоловое созреваниеДевочки являютсяменее активнымиАнтагонизм междумальчикамии девочками, дразнят друг другаМальчики склонныкгрупповому поведениюДети внутреннее беспокойствоиспытываютСтремятсяк соревновательности, подчиняютсобственные интересымнению командыВозникает интерес к заработкуМнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослыхСопротивление критикеДисциплина из-за группового авторитетможетстрадатьаОрганизация коллективныхдел (различныхдля мальчиков и девочек).Предпочтение спортивным играмИспользование общего энтузиазма при выполнении порученных заданийПодростки (15-16 лет)Завершение роста скелетаНаступает зрелость, сопровождаемая эмоциональными и физическими изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девочек к 13)Отличия среди детей повышается, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослетьМальчики в развитии отстают на 2 годаНаблюдается беспокойство о своей внешностиДевочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочкамиРастет социальная активностьПоиск себяСтремление к достижению независимости от своей семьиПроисходит выбор будущей профессииПоявляются крайности в поведении, например, «Я знаю все!»Возникновение 1-ой любвиРуководство поведением подростков построить так, чтобы оно было без лишнего вмешательства и давления со стороны взрослыхОказание помощи подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстникамиСоздание нужных условий для отдыхаУчет возрастных особенностей, которые проявляются в увеличенном интересе к другому полуУчет того обстановки, что длямальчиков лучше спортивные соревнованияорганизовать, а девушек втягиватьв организации встреч с друзьями,в спортивные соревнования в помещении, т.д.Таким образом, знание возрастных особенностей подростков идетей, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте и выбор соответственных интерактивных технологий поможет в процессе воспитательной деятельности.Выводы по второй главеИнтерактивные технологии, которые основаны на деятельностном подходе, поддерживают достичь предъявляемых стандартом требований, а также, что немаловажно, дают возможность самореализации каждого участника учебного процесса, педагога от стандартной роли дидакта освобождают, развивают обстановку социального партнерства, формируют столь необходимые в современной реальности навыки коммуникабельности, самостоятельного поиска и оценки информации, вырабатывают личную ответственность обучающихся за итоги своего обучения.В работе вожатого лагеря существенным компонентом является учет возрастных особенностей детей и выбор таких интерактивных технологий, которые более результативноупотребить для детей определенной возрастной группы.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог, мы можем сказать, что детский оздоровительный лагерь- это- разнообразие многообразных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха которое в свою очередь располагает собственную специфику организации образовательной среды, что влечет за собой применение иных, выделяющихся от школьных, средств и методов работы.Развитие детских лагерей в России обязано Соловьеву, по чьей инициативе сразу же по завершении гражданской войны в СССР начала основываться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Наряду с чисто лечебными детскими учреждениями – поликлиниками, больницами и амбулаториями, следящими за здоровьем детей, необходимо было создавать комплексные детские оздоровительно-воспитательные учреждения.К особенностям работы можно отнести то, что детский оздоровительный лагерь имеет собственную специфику организации образовательной среды, что влечет за собой применение иных, выделяющихся от школьных, средств и методов работы к которым вожатый должен адаптироваться. Таким образом, при использовании интерактивных методов обучения у детей в лагере формируются знания, собственное мнение о том или ином событии, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за коллективное дело, систематизируются, анализируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, которые способствуют пониманию закономерности и идей мировосприятия. Систематическое использование педагогом, а в нашем случае вожатым интерактивных методов создает благоприятные условия для формирования у детей позитивного настроения, состояние расслабленности, и возможность настроиться на активный отдых.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБайбородова, В.В. и др. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / В.В. Байбородова,– Ярославль. Академия развития, 2003.Балашова, Т.Д. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря./ Т.Д. Балашова. – М: МГПО, 2000. - 112 с. Безруких, М.М. и др. Две недели в лагере здоровья. / М.М.Безруких, 4-ое изд., -М.: Пресс, 2013.Бесова, М.А. В школе и на отдыхе. / М.А. Бесова, 2-ое изд., –М: Мир, 2012.Гончарова, Е.И. и др. Школьный летний лагерь. / Е.И. Гончарова,– М.: ВАКО, 2014.Гончарова, Е.И. и др. Школьный летний лагерь. / Е.И. Гончарова, 2-ое изд., - М.: Вако, 2014.Горбунова, Н.А. Школьный лагерь. / Н.А. Горбунова,– Волгоград: Учитель–АСТ, 2003.Григоренко, Ю.Н. и др. Организация детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. /Ю.Н. Григоренко, 5-ое изд., – М.: Наука, 2012.Губина, Е.А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база). / Е.А. Губина,– Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. / А.П.Гузенко,– Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. /А.П.Гузенко, 2-ое изд. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.Елжова, Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. / Н.В. Елжова, 2-ое изд., - РнД.: Феникс, 2014. - 226 с.Коган, М.С. С игрой круглый. / М.С. Коган, 2-ое изд., - Н.: Сибирское университетское издание, 2013. – 156 с.Козлова, Ю.В. и др. Туристский клуб школьников. / Ю.В. Козлова, - М.: ТЦ «Сфера», 2014.Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/авт.-сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. – Волгоград: Учитель, 2007.Кувватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А. Кувватов, 2-ое изд., – РнД.: Феникс, 2005. - 311 с. Куликов, В.М. и др., Школа туристских вожаков. / В.М. Куликов, 2-ое изд., – М.: ВЛАДОС, 2012. Лобачева, С.И. С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. / Лобачева,– М.: ВАКО, 2007.Нещерет, Л.Г. «Летний отдых: идея-проект-воплощение». Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. / Л.Г. Нещерет, - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2012. - 98 с.Нещерет, Л.Г. «Солнцеворот-99 или Сварожий круг». Настольная книга вожатого. / Л.Г. Нещерет,– Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 116с.Нещерет, Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. / Л.Г.Нещерет,– Н. Новгород: Педагогические технологии, 2013.Никульников, А.Н. Школьная площадка. / А.Н. Никульников, - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 192 с.Плаксина, И.В.Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод.пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.-сост. А.А.Маслов. –Волгоград: Учитель, 2007.Ривкин, Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. / Е.Ю. Ривкин,– М.: АРКТИ, 2001. – (Метод.биб-ка).Слуцкая, Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры для педагогов-организаторов и воспитателей. / Н.Б. Слуцкая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с. Соколова, Л.А. Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе для детей от 2 до 14 лет./ Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007. - 165 с.Сысоева, М.Н. и др. Организация летнего отдыха детей. / М.Н. Сысоева,– М.: Академия, 2003.Сысоева, М.С. Организация летнего отдыха детей. / М.С. Сысоева. - М: ВЛАДОС, 1999. - 83 с.Титов, С.В. Добро пожаловать, игра! / С.В. Титов,– М.: Творческий Центр «Сфера», 2004.Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере / С.В.Титов. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с.Торгашов, В.Н. В эфире новости. / В.Н. Торгашов,– М.: Наука, 2004.ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Байбородова, В.В. и др. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / В.В. Байбородова,– Ярославль. Академия развития, 2003.
2. Балашова, Т.Д. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря./ Т.Д. Балашова. – М: МГПО, 2000. - 112 с.
3. Безруких, М.М. и др. Две недели в лагере здоровья. / М.М.Безруких, 4-ое изд., -М.: Пресс, 2013.
4. Бесова, М.А. В школе и на отдыхе. / М.А. Бесова, 2-ое изд., –М: Мир, 2012.
5. Гончарова, Е.И. и др. Школьный летний лагерь. / Е.И. Гончарова,– М.: ВАКО, 2014.
6. Гончарова, Е.И. и др. Школьный летний лагерь. / Е.И. Гончарова, 2-ое изд., - М.: Вако, 2014.
7. Горбунова, Н.А. Школьный лагерь. / Н.А. Горбунова,– Волгоград: Учитель–АСТ, 2003.
8. Григоренко, Ю.Н. и др. Организация детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. / Ю.Н. Григоренко, 5-ое изд., – М.: Наука, 2012.
9. Губина, Е.А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база). / Е.А. Губина,– Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.
10. Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. / А.П.Гузенко,– Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
11. Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. / А.П.Гузенко, 2-ое изд. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
12. Елжова, Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. / Н.В. Елжова, 2-ое изд., - РнД.: Феникс, 2014. - 226 с.
13. Коган, М.С. С игрой круглый. / М.С. Коган, 2-ое изд., - Н.: Сибирское университетское издание, 2013. – 156 с.
14. Козлова, Ю.В. и др. Туристский клуб школьников. / Ю.В. Козлова, - М.: ТЦ «Сфера», 2014.
15. Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/авт.-сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. – Волгоград: Учитель, 2007.
16. Кувватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А. Кувватов, 2-ое изд., – РнД.: Феникс, 2005. - 311 с.
17. Куликов, В.М. и др., Школа туристских вожаков. / В.М. Куликов, 2-ое изд., – М.: ВЛАДОС, 2012.
18. Лобачева, С.И. С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. / Лобачева,– М.: ВАКО, 2007.
19. Нещерет, Л.Г. «Летний отдых: идея-проект-воплощение». Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. / Л.Г. Нещерет, - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2012. - 98 с.
20. Нещерет, Л.Г. «Солнцеворот-99 или Сварожий круг». Настольная книга вожатого. / Л.Г. Нещерет,– Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 116с.
21. Нещерет, Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. / Л.Г.Нещерет,– Н. Новгород: Педагогические технологии, 2013.
22. Никульников, А.Н. Школьная площадка. / А.Н. Никульников, - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 192 с.
23. Плаксина, И.В.Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод.пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.
24. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.-сост. А.А.Маслов. –Волгоград: Учитель, 2007.
25. Ривкин, Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. / Е.Ю. Ривкин,– М.: АРКТИ, 2001. – (Метод.биб-ка).
26. Слуцкая, Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры для педагогов-организаторов и воспитателей. / Н.Б. Слуцкая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с.
27. Соколова, Л.А. Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе для детей от 2 до 14 лет./ Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007. - 165 с.
28. Сысоева, М.Н. и др. Организация летнего отдыха детей. / М.Н. Сысоева,– М.: Академия, 2003.
29. Сысоева, М.С. Организация летнего отдыха детей. / М.С. Сысоева. - М: ВЛАДОС, 1999. - 83 с.
30. Титов, С.В. Добро пожаловать, игра! / С.В. Титов,– М.: Творческий Центр «Сфера», 2004.
31. Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере / С.В.Титов. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с.
32. Торгашов, В.Н. В эфире новости. / В.Н. Торгашов,– М.: Наука, 2004.