«Психолого педагогические особенности детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей».
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 35 + 35 источников
- Добавлена 15.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психолого-педагогических особенностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.1 Понятие сиротства, социального сиротства 5
1.2 Варианты жизнеустройства ребенка-сироты: институциональные условия, замещающая семья 7
1.3 Психолого-педагогические последствия воспитания в условиях депривации. Концепция привязанности, виды нарушений привязанности 9
1.4 Проблемы социализации ребенка-сироты 15
1.5 Факторы дезадаптации и факторы устойчивости в трудной жизненной ситуации в контексте проблем социального сиротства 20
Глава 2. Программа исследования феномена психологической устойчивости у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 25
2.1 Методики диагностики феномена психологической устойчивости у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 25
2.2 Направления психологической коррекции по повышению психологической устойчивости 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
2. Запоминание модели – это перевод в долговременную память информации об избранной модели. Существует два способа кодирования информации при запоминании: образное кодирование; вербальное кодирование. 3. Перевод информации переведенной в долговременную память в действия. Есть два способа перевода закодированной информации: в форму ответа, в действия.4. Косвенное подкрепление – это такое научение, которое происходит на основе наблюдения за другими людьми и за последствиями их поведения [8]. Методы терапии:1. Систематическая десенсибилизация. Этот метод применяется при наличии высокой напряженности, стрессовых состояниях, при различных фобиях. В основе данного метода лежит принцип реципрокного торможения. Есть несколько реакций способных вызвать реципрокное торможение и изменить поведение клиента: ассертивные реакции, сексуальные реакции, реакции расслабления, дыхательные реакции, реакции «облегчения тревоги», моторные реакции, приятные реакции, эмоциональные реакции. В процессе использования данного метода формируется новая реакция и происходит условное торможение страха. Далее психолог выстраивает иерархию страхов и объясняет их, одновременно научая клиента навыкам релаксации, чем помогает ему, снят излишнее беспокойство. Метод систематической десенсибилизации включает в себя три элемента: обучение клиентов глубокой мышечной релаксации; выстраивание иерархии стимулов; далее клиент пытается воображать, в расслабленном состоянии, объекты вызывающих тревогу. 2. Социальное моделирование.Данный метод основывается на подражании поведению другим людям. Клиенту оказывается помощь за счет обучения его моделированию социального поведения. Клиенты в естественных условиях проигрывают ситуации вызывающие страх. Стереотипы реагирования поддерживаются и закрепляются в ходе когнитивно-поведенческой коррекции. Социальное моделирование включает следующие стадии: неоднократное моделирование действий вызывающих страх; клиенты вместе с психологом производят действия с помощью угрожающих объектов; психологи использует защитные средства; психолог перестает поддерживать клиента для того, чтобы он сам начал взаимодействовать с угрожающими объектами; клиент самостоятельно управляется с объектами, которые ранее вызывали страх. 3. Ассертивный тренинг. Данный метод направлен на выработку навыков группового взаимодействия. Для этого используются репетиции в различных ситуациях. Репетиции строятся как разыгрывание ролевых игр. Психолог тоже участвует в играх в качестве оппонента [24]. «В процессе этого тренинга клиент учится передавать положительные или отрицательные эмоции без торможения или агрессии. Обучение происходит в условиях группового взаимодействияв процессе которого клиент учится не нарушать права других клиентов, выражать свои чувства открыто и прямо, но не травмирующими способами». Ассертивный тренинг помогает клиентуизбавится от неадекватной реакциив виде тревоги на поведение других людей при помощи ослабления страха клиентов и изменения манеры их речи и образа действия [12]. Стадии репетиционного поведения: определение и анализ трудных для клиента областей; психолог мотивирует клиента на разыгрывание ролевых игр; определение видов поведения, которые подходят в данных ситуациях; тренировка клиентов на адекватную реакцию на определенные ситуации в ходе репетиций; побуждение клиентов применять отрепетированное в жизненных ситуациях за счет одобрения и предоставления внешних стимулов. В ходе данного метода психолог может применять моделирование, выстраивание иерархии сложных задач, когнитивное воздействие [13].Также выделим следу.щие наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 3 до 18 лет, которые могут лежать в основе реабилитационных и психокоррекционных программ влияющих на развитие детей, их психологическую устойчивость.Это – игротерапия, т.е. использование разного рода игр, в процессе которых создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменения отношения к своему «Я», повышения уровня самопринятия. В своих играх дети возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и переживают их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания становятся менее острыми и сильными, и дети переносят свои переживания на другие объекты, используют способы нового поведения. Применение разных видов игр является ценным, так как в игре проявляется форма преодоления травмирующих переживаний. Через нее происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений, что способствует развитию уверенности в себе, утверждению собственного «Я», повышению самооценки, доверия взрослым.Использование рисуночной терапии способствует эмоциональному развитию воспитанников, снятию стрессовых ситуаций. Музыкотерапия используется в работе с детьми, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство. Использование библиотерапии при помощи чтения книг помогает переживать стрессовые ситуации, найти выход из них. Использование логотерапии (разговорной терапии) способствует созданию внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, что приводит к самореализации.По мнению О.П. Нагих, чтобы помочь молодым людям преодолеть сложности взросления, в воспитательной работе с ними необходимо опираться на лучшие тенденции развития этого возраста, стремление к утверждению собственных возможностей в общении с окружающими, готовность к освоению новых видов деятельности, желание быть нужным другим людям, обществу, потребность занять достойное место во взаимоотношениях с людьми… В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения [3].Таким образом,описанные методы и формы работы с воспитанниками детского дома, а также социально-педагогическая поддержка повышают их психологическую устойчивость. Им необходимо оказание постоянной социально-психолого-педагогической поддержки со стороны психолога, социального педагога, педагогов воспитателей, других специалистов.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование психолого-педагогических особенностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим были сформулированы следующие выводы: 1. Проведя теоретическое исследование психолого-педагогических особенностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сказать, что социальный сирота является ребенком, имеющим биологических родителей, которые по неким причинам не в состояниизаниматься его воспитанием и заботой о нем. Социальное сиротство является социальным явлением, обуславливающееся наличием в социуме детей, которые остались без попечения родителей врезультает лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.п. Среди детей и подростков, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, немало трудновоспитуемых, социально дезадаптированных несовершеннолетних. Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, от семьи и школы. Поэтому одной из важнейших задач образовательных учреждений интернатного типа является преодоление дезадаптации детей, путем коррекции психологической устойчивости, включения воспитанников в систему общественно значимых отношений, благодаря которым они смогут успешно усваивать позитивный социальный опыт.Согласно исследованиям, дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях с раннего возраста, испытывают эмоциональные и сенсорные лишения, что изменяет их психическое развитие, поэтому контингент таких учреждений принято относить к группе высокого риска по структурированию психических расстройств и поведенческих девиаций.Дети отличаются крайней обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, негативными реакциями. Для многих характерна неуверенность в себе, тревожность, затруднение вступления в контакт с другими людьми. Самозащита выражается чаще в виде аффективных, разрушительных тенденций. Для детей характерно двигательное беспокойство, снижение волевой активности.2. Изучив особенности психологической устойчивости у детей-сирот, можно сделать вывод, что психологическая устойчивость связывана с высшим этапом развития личности, под этим системным свойством понимают активность и успешность её организации. Многие ученые рассматривают устойчивость как равновесное состояние системы, сохраняемое путём её противодействия. Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, у него формируется специфические черты характера, поведения.3. Разработав программу исследования феномена психологической устойчивости у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно констатировать, что специалистами используются методики диагностики, исследующие психофизиологические и психологические составляющие устойчивости.Список использованных источниковАбельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2010. – С. 141-152.Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С.134–143.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.Ашимбаева Д. С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.).Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2008. – С. 362-370.Делейчук Л.Э., Берняева И.О. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей (на примере Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2017. №1 [Электронный ресурс].URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77046Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики, 2007. - 592 с.Ковалевская Е.В. Направленнось личности как фактор устойчивости в трудной жизненной ситуации. // Журнал. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки.- №, 2009. – С. 148-154.Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологическойдезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 135–140.Лангмейер И., Матейчик З. Психическаядепривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С. 115. Кузнецов А.П. Понятие «социальнаядепривация», ее влияние на развитие психики ребенка // Проблемы науки. 2015. № 1 (1). С. 66–68.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Методы психологической диагностики. / Под ред. А.Н. Воронина. – М, 1994. – 174 с.Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996. - С. 7-11 Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. - М., 2000. - 239 с.Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323. Немов Р.С. Психология В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Под редакцией академика РАН В. И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 452 с.Павлычева Т.Н. Социально-психологические аспекты адаптированности выпускников интернатных сиротских учреждений в открытом социуме : диссертация ... канд. псих.наук.- Москва, 2010.- 250 с.Петрушина А.В. Психологический портрет воспитанника интернатного учреждения как основа модели его психологической безопасности. // Журнал. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - №, 2011. – С. 1-7.Прихожан А. М., ТолстыхН. Н. Психология сиротства. - СПб., 2007. - 416 с. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузкой. М., 1990. 264 с. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с.Рюмшина Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме : автореф. дис. ... канд. психолог.наук. - М., 1990. - 20 с. Семъя Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис ... д-ра психол. наук. - М., 2004. - 57 с. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.Семянников С.С., Алмазова О.В. (Научные редакторы:И.А. Филатова; О.Г. Нугаева). Понятие и виды психическойдепривации. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей.Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.ТышковаМ. Вопросы психологии: Исследованиеустойчивостиличностидетейиподростковвтрудныхситуациях. // Вопросы психологии. - №, 1987 г. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб.: Издательство СПУ, 2005. - 628 с.
1. Абельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2010. – С. 141-152.
2. Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительст¬ва: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С.134–143.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.
4. Ашимбаева Д. С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.).
5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
7. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2008. – С. 362-370.
8. Делейчук Л.Э., Берняева И.О. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей (на примере Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2017. №1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77046
9. Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики, 2007. - 592 с.
10. Ковалевская Е.В. Направленнось личности как фактор устойчивости в трудной жизненной ситуации. // Журнал. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки.- №, 2009. – С. 148-154.
11. Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.
12. Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 135–140.
13. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С. 115. Кузнецов А.П. Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка // Проблемы науки. 2015. № 1 (1). С. 66–68.
14. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
15. Методы психологической диагностики. / Под ред. А.Н. Воронина. – М, 1994. – 174 с.
16. Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996. - С. 7-11
17. Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. - М., 2000. - 239 с.
18. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323.
19. Немов Р.С. Психология В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
20. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Под редакцией академика РАН В. И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 452 с.
21. Павлычева Т.Н. Социально-психологические аспекты адаптированности выпускников интернатных сиротских учреждений в открытом социуме : диссертация ... канд. псих. наук.- Москва, 2010.- 250 с.
22. Петрушина А.В. Психологический портрет воспитанника интернатного учреждения как основа модели его психологической безопасности. // Журнал. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - №, 2011. – С. 1-7.
23. Прихожан А. М., ТолстыхН. Н. Психология сиротства. - СПб., 2007. - 416 с.
24. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузкой. М., 1990. 264 с.
25. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с.
26. Рюмшина Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме : автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 1990. - 20 с.
27. Семъя Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис ... д-ра психол. наук. - М., 2004. - 57 с.
28. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.
29. Семянников С.С., Алмазова О.В. (Научные редакторы: И.А. Филатова; О.Г. Нугаева). Понятие и виды психической депривации. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей.
30. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.
31. Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.
32. Тышкова М. Вопросы психологии: Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. // Вопросы психологии. - №, 1987 г.
33. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
34. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
35. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб.: Издательство СПУ, 2005. - 628 с.
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические особенности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Дети сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют свои специфические психологические и педагогические особенности. Возможно нарушение формирования привязанности, задержки в развитии эмоциональной и социальной сфер, низкая самооценка, повышенная тревожность и страхи, трудности в общении и адаптации в обществе.
Как можно определить сиротство и социальное сиротство?
Сиротство - это потеря ребенком одного или обоих родителей. Социальное сиротство - это потеря ребенком одного или обоих родителей, при которой остается на кого-то другого родственника или опекуна. Это может быть связано с негативными факторами, такими как бедность, злоупотребление алкоголем, насилие или заброшенность.
В каких условиях могут находиться дети сироты?
Дети сироты могут находиться в различных условиях, таких как детские дома, интернаты, приемные семьи или на улицах. Все эти условия имеют свои особенности и могут оказывать влияние на развитие и поведение ребенка.
Какие последствия воспитания в условиях депривации могут быть у детей сирот?
Воспитание в условиях депривации может привести к различным последствиям у детей сирот. Это могут быть задержки в развитии, повышенная тревожность, проблемы с общением и адаптацией, низкая самооценка и сложности в формировании здоровых отношений и привязанности к другим людям.
Какие варианты жизнеустройства ребенка сироты существуют?
У ребенка сироты есть несколько вариантов жизнеустройства: нахождение в детском доме, прием в семью на усыновление или опеку, а также возможность самостоятельной жизни после достижения определенного возраста. Каждый из этих вариантов имеет свои особенности и может быть подходящим для конкретного ребенка в зависимости от его потребностей и возможностей.
Какие особенности у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
У детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей есть некоторые психолого-педагогические особенности. Эти дети часто испытывают чувство потери и незащищенности, что может влиять на их эмоциональное и психическое состояние. Они могут испытывать трудности в установлении доверительных отношений, иметь проблемы социализации и адаптации в обществе. Также у них может быть низкая самооценка и они могут испытывать трудности в обучении и развитии навыков.
Что такое сиротство социальное сиротство?
Сиротство - это состояние, когда ребенок потерял одного или обоих родителей. Социальное сиротство - это когда ребенок остается без попечения родителей из-за различных социальных причин, например, бедность, алкоголизм, наркомания или отсутствие родителей из-за смерти или их лишения родительских прав. Эти дети часто нуждаются в особой поддержке и помощи для своего физического и психического развития.
Какие варианты жизнеустройства есть у ребенка сироты?
У ребенка сироты есть несколько вариантов жизнеустройства. Один из них - это жизнь в институции, например, детском доме или интернате. В таких местах организованное воспитание и обучение, но отсутствие семейной обстановки может оказывать негативное влияние на развитие ребенка. Другой вариант - это попадание ребенка в замещающую семью, где он может быть воспитываться под опекой заменяющих родителей. Это может быть приемная семья или семья, усыновившая ребенка. Такие условия часто более благоприятны для психологического развития ребенка, так как в них есть больше возможностей для формирования привязанности и заботы.
Что такое сиротство и социальное сиротство?
Сиротство – это состояние, когда ребенок остается без одного или обоих родителей. Социальное сиротство – это состояние, когда ребенок не может находиться под опекой или попечительством родителей из-за их отсутствия или отказа от выполнять свои обязанности по воспитанию.