Приемы диагностики психоэмоционального состояния школьников-подростков средствами изобразительного искусства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 33 33 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 09.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование приемов диагностики психоэмоционального состояния школьников-подростков средствами изобразительного искусства 6
1.1 Общая характеристика психоэмоционального состояния 6
1.2 Характеристика психоэмоционального состояния школьников-подростков 10
1.3 Особенности коррекции психоэмоционального состояния школьников-подростков средствами изобразительного искусства 14
Глава 2. Эмпирическое исследование приемов диагностики психоэмоционального состояния школьников-подростков средствами изобразительного искусства 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
Заключение 29
Библиографический список 30
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, полученные результаты анализа исследования психоэмоционального состояния подростков в старшем подростковомвозрасте позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и среднего уровнейвраждебности у несовершеннолетних. Это свидетельствует о томчто, почти половина испытуемых враждебно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к враждебности.Для диагностики психоэмоционального состояния подростков в старшем подростковом возрастеиспользовалась методика Баса-Дарки. Таблица 2 – Результаты по методике Баса-Дарки. УровеньФизическая агрессияКосвеннаяРаздражениеНегативизмНизкий74% 15%12%9%Средний23%35%33%29%Высокий5%64%77%79%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2.– Результаты по методике Баса-Дарки. Таким образом, полученные результаты диагностики психоэмоционального состояния подростков в старшем подростковом возрастепозволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня негативизм. Это свидетельствует о том, что для большинства испытуемых характерны проявления негативизма. Далее мы приступили к реализации психолого-педагогической программы направленной на коррекцию психоэмоционального состояния подростков посредством арт-терапии.Структура арт-терапевтического занятия включает в себя следующие основные этапы: «Настрой на творчество», «Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений», «Индивидуальная изобразительная работа», «Активизация вербальной и невербальной коммуникации», «Коллективная работа в малых группах», «Рефлексивный анализ» [20].Первый этап«Настрой на творчество» направлен на то, чтобыподготовить участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули», техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.Второй этап«Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений» включает в себя использование рисунка в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию. Третий этап«Индивидуальная изобразительная работа» предполагает индивидуальное творчество для изучения собственных конфликтов и переживаний. Все виды подсознательных процессов, в том числе тревожность, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в рисунках при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством способствуют раскрытию способностейличности. Человек невербально сообщает о своих проблемах и чувствах, учится понимать и анализировать свои эмоции. Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Некоторые дополнительные сведения об авторе рисунка можно получить при интерпретации работ в соответствии с определенными параметрами известных проективных методик[21]. Как правило, люди с повышенным уровнем личностной или ситуативной тревожности сначала рисуют простым карандашом, многократно исправляя изображение, а только затем раскрашивают его. Когда преодолены защитные тенденции, краски могут вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить особенности настроения и психического состояния. Пластичные материалы в наибольшей степени подходят для выражения сильных переживаний, агрессивных чувств, тревожности.Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть неуверенность, ситуативную тревожность человека, связанную с отсутствием, по его мнению, художественных способностей. Коллективная работа над созданием коллажа проясняет взаимоотношения в тренинговойгруппе.Четвертый этап«Активизация вербальной и невербальной коммуникации» направлен на создание условий для внутригрупповоговзаимодействия. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе рисования. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к терапевту, от личных особенностей ребенка. Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. По рассказу участника можно понять, кто его раздражает, кто радует. Поэтому можно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими людьми.Пятый этап«Коллективная работа в малых группах», в процессе которого участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.Шестой этап«Рефлексивный анализ» предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства. В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого [20].После реализации психолого-педагогической программы направленной на коррекцию психоэмоционального состояния подростков посредством арт-терапии проводилась вторичная диагностика с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.Результаты диагностики психоэмоционального состояния подростков по методикеБаса-Дарки для диагностики агрессивности (А.Н.Орел) и шкала диагностики враждебности Кука-Медлейпредставлены в таблице 3 и в таблице 4.Таблица 3 – Результаты по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.УровеньЦинизмАгрессивность ВраждебностьНизкий79% 64%33%Средний23%15%77%Высокий-35%12%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3 –Анализ показателей по шкаледиагностики враждебности Кука-Медлей. Таким образом, полученные результаты анализа психоэмоционального состояния позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня враждебности у подростков. Это свидетельствует о томчто, после реализации психолого-педагогической программы направленной на коррекцию психоэмоционального состояния подростков посредством арт-терапии у испытуемых снизился уровень враждебности.Таблица 4 – Результаты по методике Баса-Дарки. УровеньФизическая агрессияКосвеннаяРаздражениеНегативизмНизкий74% 64%77%79%Средний23%35%33%29%Высокий5%15%12%9%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 4).Рисунок 4.– Результаты по методике Баса-Дарки. Таким образом, полученные результаты анализа психоэмоционального состояния позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня агрессии у подростков. Это свидетельствует о томчто, после реализации психолого-педагогической программы направленной на коррекцию психоэмоционального состояния подростков посредством арт-терапии у испытуемых снизился уровень агрессии.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что диагностика психоэмоционального состояния школьников-подростков будет эффективной при использовании средств изобразительного искусства, подтверждена.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось проведение исследования особенностейприемов диагностики психоэмоционального состояния школьников-подростков средствами изобразительного искусства. Для реализации поставленной цели, а так же проверки выдвигаемой гипотезы были решены следующие задачи:1. Рассмотреть общую характеристикупсихоэмоционального состояния.2. Проанализировать характеристику психоэмоционального состояния школьников-подростков.3. Изучить особенности коррекции психоэмоционального состояния школьников-подростков средствами изобразительного искусства.4. Провести эмпирическое исследование приемов диагностики психоэмоционального состояния школьников-подростков средствами изобразительного искусства.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей эмоциональной сферы подростков, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: психоэмоционального состояния подростков проводилось при помощи тестов, шкалы диагностики враждебности Кука-Медлейи методикиБаса-Дарки. Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня развития эмоциональной сферы подростков с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что диагностика психоэмоционального состояния школьников-подростков будет эффективной при использовании средств изобразительного искусства.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Библиографический списокАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. 672 с.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 510 с.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2009. 97 стр.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. 336 с.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Изд-во «Педагогика», 2009. 358 с.Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-пресс, 2012. 1008 с.Гаптрахимова Р. С., Комарова Н. В., Фаткуллина С. Ф., Рыбакина Л. А. Применение арт-терапии в период адаптации первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 141-145. URL: http://e-koncept.ru/2013/53030.htm.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2014. № 1. С. 60-71.Зотова Т. Н. Использование арт-терапии в технологическом образовании младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 396–400. URL: http://e-koncept.ru/2014/54342.htm.Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 186–190. URL: http://e-koncept.ru/2015/95081.htm.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2007. 160 с.Копытин А. И. Арт-терапия– новые горизонты. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.Копытин А. И. Системнаяарт-терапия. СПб.: Питер, 2008. 224 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции:Дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2012. 170 c.Медведева Е. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Академия, 2008. 248 с.Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей: Дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2012. 164 c.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Питер, 2012. С. 216-251.Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб: Питер, 2012. 800 с.Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2014. №1. С.81-84.Рычкова И. А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Академия, 2008. 311 с.Смирнова Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С. 62-67.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 17-25.Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Питер, 2013. 320 с.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 2006. 192 с.Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности:Дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2013. 171 c.Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 2012. 204 с.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2007. 311 с.Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. М.: Академия, 2003. 452 с.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. М.: Просвещение, 2008. 432 с.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. 672 с.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 510 с.
3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2009. 97 стр.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. 336 с.
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Изд-во «Педагогика», 2009. 358 с.
6. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-пресс, 2012. 1008 с.
7. Гаптрахимова Р. С., Комарова Н. В., Фаткуллина С. Ф., Рыбакина Л. А. Применение арт-терапии в период адаптации первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 141-145. URL: http://e-koncept.ru/2013/53030.htm.
8. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2014. № 1. С. 60-71.
9. Зотова Т. Н. Использование арт-терапии в технологическом образовании младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 396–400. URL: http://e-koncept.ru/2014/54342.htm.
10. Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 186–190. URL: http://e-koncept.ru/2015/95081.htm.
11. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2007. 160 с.
12. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.
13. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2008. 224 с.
14. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.
15. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2012. 170 c.
16. Медведева Е. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Академия, 2008. 248 с.
17. Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей: Дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2012. 164 c.
18. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.
19. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Питер, 2012. С. 216-251.
20. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб: Питер, 2012. 800 с.
21. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2014. №1. С.81-84.
22. Рычкова И. А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Академия, 2008. 311 с.
23. Смирнова Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С. 62-67.
24. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 17-25.
25. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Питер, 2013. 320 с.
26. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 2006. 192 с.
27. Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2013. 171 c.
28. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 2012. 204 с.
29. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2007. 311 с.
30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. М.: Академия, 2003. 452 с.
31. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. М.: Просвещение, 2008. 432 с.

Вопрос-ответ:

Какие приемы используются для диагностики психоэмоционального состояния школьников подростков?

Для диагностики психоэмоционального состояния школьников подростков могут использоваться различные приемы изобразительного искусства, такие как рисование, живопись, скульптура, коллаж и др. Эти приемы позволяют выразить и осознать свои эмоции и состояние с помощью визуальных образов.

Как можно охарактеризовать психоэмоциональное состояние школьников подростков?

Психоэмоциональное состояние школьников подростков может быть охарактеризовано с помощью таких параметров, как эмоциональная устойчивость, самооценка, уровень тревожности, настроение, реакции на стрессовые ситуации и др. Эти характеристики помогают определить общую психическую и эмоциональную сферу личности.

Чем отличается психоэмоциональное состояние школьников от состояния других возрастных групп?

Психоэмоциональное состояние школьников подростков отличается от состояния других возрастных групп особенностями развития эмоциональной и психической сферы. В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психологическом и физическом развитии, что может сказываться на психоэмоциональном состоянии школьников.

Какими специфическими методами можно корректировать психоэмоциональное состояние школьников подростков?

Для корректировки психоэмоционального состояния школьников подростков можно использовать специфические методы изобразительного искусства, такие как арт-терапия, художественная терапия, творческое самовыражение. Эти методы позволяют заняться творческой деятельностью, выразить эмоции и чувства, а также найти способы решения своих проблем.

Какие приемы использовались в исследовании диагностики психоэмоционального состояния школьников подростков?

В исследовании использовались приемы изобразительного искусства, которые позволяли оценить психоэмоциональное состояние школьников подростков. Это включало рисование, написание эссе и создание коллажей.

Какие особенности имеет психоэмоциональное состояние школьников в период подросткового возраста?

В период подросткового возраста психоэмоциональное состояние школьников может быть особенно сложным и изменчивым. Часто возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, неуравновешенность и изменение настроения. Также в этом возрасте могут проявляться проблемы с самооценкой и формирование личности.

Какие методы коррекции психоэмоционального состояния школьников подростков были использованы?

В исследовании использовались методы коррекции психоэмоционального состояния школьников подростков средствами изобразительного искусства. Это включало проведение арт-терапевтических занятий, создание и анализ изображений и использование творческих техник для стимуляции самовыражения и самосознания.

Какие результаты были получены при использовании приемов диагностики психоэмоционального состояния школьников средствами изобразительного искусства?

Результаты исследования показали, что использование приемов диагностики психоэмоционального состояния школьников с помощью изобразительного искусства позволяет более полно и точно оценить их психологическое состояние. Это позволяет выявить проблемные области и направить работу по коррекции и поддержке школьников.

Какие выводы можно сделать на основе исследования приемов диагностики психоэмоционального состояния школьников подростков?

На основе исследования можно сделать вывод о том, что приемы диагностики психоэмоционального состояния школьников средствами изобразительного искусства эффективны и полезны. Они позволяют получить более глубокое понимание психологического состояния школьников и проводить целенаправленную работу по коррекции и поддержке их психического благополучия.