Особенности социальной адаптации слабовидящих детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 15.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1. Теоретико-методологические основы исследования социальной адаптации слабовидящих детей в современном обществе 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 5
1.2. Психологические трудности ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе 19
1.3. Социальная реабилитация инвалидов по зрению как вид социальной адаптации в обществе 36
Глава2. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению 47
2.1. Программа констатирующего эксперимента 47
2.2. Анализ экспериментальных данных 54
Заключение 66
Литература 67
Приложения 70
Оптимальный уровень сформированности школьной мотивации у 42,9%, низкий уровень у 14,2%, средний уровень у 42,9%. Оптимальный уровень развития устной речи и восприятия при обследовании показало 42,9%, низкий уровень развития показало 14,2%, средний уровень проявило 35,7%. Оптимальный уровень развития мышления показало 28,6% испытуемых, низкий уровень показало 28,6%, средний уровень показало 42,9%. Оптимальный уровень развития свойств внимания показало 28,6%, 21,4% низкий уровень развития, средний уровень показало 50% испытуемых.•так же мы обнаружили положительную, основательную динамику психического развития испытуемых и обосновали на основе полученных данных выставленную гипотезу, что адаптационные возможности учащихся с нарушениями зрения к школьному обучению определяются спецификой психического развития и наличие этапа подготовительной работы в дошкольном периоде. И определили практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста. Таким образом с помощью практического и теоретического исследования мы доказали, что на адаптацию умственно отсталых младших школьников влияют: наличие дошкольной подготовки и уровень психического развития.Так же мы выяснили, что основная цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения заключается в реализации и определении потенциальных возможностей детей для наиболее полной их социальной адаптации, а также в развитии у них жизненно необходимых навыков и умений для дальнейшего устройства к жизни.Благодаря полученным данным психолога и данным нашего эксперимента обнаружили положительную динамику психического развития испытуемых с начала поступления в школу на момент проведения эксперимента. Выяснилось, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, режиму жизнедеятельности, видам деятельности, новым требованиям, отношениям. Однако, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему личностному, социальному, психологическому, развитию. Такимобразом, поставленнаягипотезаявляетсядоказанной.Благодарюзавнимание
1. Альманах Института коррекционной педагогики [Текст]: советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М.: Изд-во Альманах Института коррекционной педагогики, 2004. – Вып.3 – 56 с.
2. Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения,-M; Наука., 2016, 167с
3. Ахметова, Г.Д. Педагогическое мастерство [Текст] / Т.Д. Ахметова // материалы VI междунар. науч. конф – М.: Буки-Веди, 2015. – 86 с.
4. Башкирова, Л.И. Взаимодействие педагога и семьи ребенка с нарушениями зрения [Текст]: учеб. - метод. пособие / И.Л. Башкирова. – Минск: БГПУ, 2009. – 76 с.
5. Бондаренко М. П. Советы тифлопедагогу по работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения,-М. Мир., 2014, 467с
6. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье, -М., 2016., 324с
7. Васягина, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства [Текст]: материалы международной научно - практической конференции. Екатеринбург – Урал. гос. пед. ун-т. – 2012. – 231 с.
8. Венгер Л, А., Мухина В. С. Психологическая готовность к обучению в школе., М., 2014 г.-78с
9. Венедиктова М. В., Куракина Е. А., Сумарокова И. Г. Рекомендации для родителей мультипроблемных детей.-М, Наука., 2016., 134с
10. Витковская А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения, -М; Мир, 2013,56с
11. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология - №3. – С.39-47. – 2015 г.-28с
12. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (психологические и методические аспекты реабилитации), Л., 2011 г.-235с
13. Выготский Л. С. К педагогике и психологии детской дефективности - В кн.: Вопросы воспитания слепых, умственно отсталых детей и глухонемых / Под ред. Л. С. Выготского. М., 2011 г.-110с
14. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. - М., 2015. Т. 4.
15. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. - Екатеринбург: АРД ЛТД,2012.
16. Завражин С. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2013.-75с
17. Круглова Т. Л. Роль целенаправленного наблюдения в развитии словесной творческой деятельности слабовидящих школьников первого года обучения, М., 2013 г.-67с
18. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих, Л., 2015 г.-89с
19. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ, 2013-88с
20. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функц.ий у детей. - М., 2014 г.-798с
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, отрочество, детство,. 6-ое изд.– М., 2013.-421с
22. Обухлова Л. Ф. Детская психология: факты, теории, проблемы. – 5-ое изд.М., 2013 г.-124с
23. Овчар.ова Р.В. Практическая психология в тестах в начальной школе. – М.,2015 г.
24. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 38 с.
25. Рудакова Л. В. Основ.ные направления работы специализиров.анного детского сада для детей с нарушениями зрения, М., 2012 г.-201с
26. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе / НИИ педагогики УССР - К., 2012 г.-312с
27. Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения, М., 2014 г.-102с
28. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.
29. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 2013 г.-103с
30. Ткачева, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева. – Москва: Психология, 2006. – 320 с.
31. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб.пособие / В.В. Ткачева – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 318 с.
32. Яндиева, А.Б. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.Б. Яндиева // инновационное развитие. –2016. – №1(6). – 4 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности социальной адаптации слабовидящих детей дошкольного возраста рассмотрены в статье?
Статья рассматривает особенности социальной адаптации слабовидящих детей дошкольного возраста исходя из теоретико-методологических основ исследования.
Какие психологические трудности могут возникнуть у ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе?
На первоначальном этапе обучения в школе дети с нарушениями зрения могут столкнуться с психологическими трудностями, такими как ощущение собственной неполноценности, ограниченность общения, низкая самооценка и неуверенность в своих возможностях.
Что такое социальная реабилитация инвалидов по зрению и как она связана с социальной адаптацией?
Социальная реабилитация инвалидов по зрению является видом социальной адаптации в обществе. Она включает в себя комплекс мер и программ, направленных на помощь людям с нарушениями зрения в интеграции их в общество, обучении их навыкам самообслуживания и освоения социальных ролей.
Какие трудности могут возникать у слабовидящих детей на первоначальном этапе обучения в школе?
Слабовидящие дети на первоначальном этапе обучения в школе могут столкнуться с такими трудностями, как затруднения в чтении и письме, ограниченность доступа к учебным материалам, взаимодействие с учителями и одноклассниками, а также низкая самооценка и отсутствие поддержки со стороны окружающих.
Какими методиками и подходами можно решать проблемы социальной адаптации слабовидящих детей?
Для решения проблем социальной адаптации слабовидящих детей могут использоваться различные методики и подходы, такие как специальные образовательные программы, индивидуальные занятия с психологом, обучение компенсации зрения и использованию адаптивных технологий, а также работа с родителями и общественными организациями.
Какие задачи ставится перед социальной адаптацией слабовидящих детей дошкольного возраста?
Социальная адаптация слабовидящих детей дошкольного возраста направлена на решение ряда задач: обеспечение доступности образования и воспитания, формирование навыков самообслуживания, развитие коммуникативных и социальных компетенций, а также подготовка к школьному обучению.
Какие психологические трудности может испытывать ребенок с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе?
Ребенок с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе может столкнуться с такими психологическими трудностями, как ощущение изоляции и неуверенности, затруднения в освоении нового материала, трудности в общении со сверстниками и учителями, а также низкая самооценка и сниженная мотивация к учебе.
В чем состоит социальная реабилитация инвалидов по зрению как вид социальной адаптации в обществе?
Социальная реабилитация инвалидов по зрению — это комплекс мероприятий, направленных на включение слабовидящих и незрячих людей в социальную и культурную жизнь общества. Она включает в себя такие аспекты, как обеспечение доступности инфраструктуры, развитие специальных технологий и приспособлений, создание рабочих мест и условий для трудоустройства, а также проведение социально-педагогической работы.
Какие особенности во взаимодействии с окружающими могут иметь слабовидящие дети?
Слабовидящие дети могут испытывать трудности во взаимодействии с окружающими из-за своего ограниченного зрения. Они могут испытывать трудности в ориентации в пространстве, визуальной перцепции и восприятии информации. Также у них может быть затруднен доступ к определенным видам деятельности, включая игры с другими детьми.
Какие особенности социальной адаптации у слабовидящих детей дошкольного возраста?
Социальная адаптация слабовидящих детей дошкольного возраста имеет свои особенности. В основе успешной адаптации лежит формирование самостоятельности, развитие коммуникативных навыков, а также снятие психологических трудностей, связанных с ограниченными зрительными возможностями.
Каковы теоретико-методологические основы исследования социальной адаптации слабовидящих детей?
Исследование социальной адаптации слабовидящих детей основывается на теоретических и методологических подходах. Важные аспекты исследования включают психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями зрения, анализ психологических трудностей, которые они испытывают на первоначальном этапе обучения, а также социальную реабилитацию инвалидов по зрению как вид социальной адаптации в обществе.