Правовой статус депутата Государственной Думы
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 12.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Нормативные правовые акты о статусе депутата 5
1.1 Конституция РФ как основной источник конституционно-правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы 5
1.2 Иные источники регулирования деятельности депутата 10
Глава 2. Регулирование деятельности депутатов Государственной Думы РФ 16
2.1 Порядок назначения на должность депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации 16
2.2 Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы РФ 21
2.3 Досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
В обязанность Государственной Думы входит рассмотрение кандидатуры, представленной Президентом РФ, в течение недели с того дня, когда им было внесено соответствующее предложение. При этом каждый иной претендент на должностьПредседателя Правительства РФПрезидентом РФдолжен представляться ГД РФ в течение недели с того дня, когда думой была отклоненапредыдущая кандидатура.В случае трехкратного отклонениякандидатурПредседателя Правительства РФ, представленныхПрезидентом РФ, последний не наделен альтернативными правами дальнейших действий. Президент РФ должен назначить Председателя Правительства РФ, распустив Государственную Думу и назначив выборы нового состава Думы. Следует согласиться, что в описанной процедуре, связанной с назначением Председателя Правительства, Президент РФ имеет более сильные позиции, нежели Государственная Дума. В Конституции РФ не установлен срок, которым ограничено право Президента на принятие решения о назначении Председателя Правительства и роспуске Государственной Думы.В связи с этим Президент РФ вправе бездействоватьв течение неопределенного времени, тем самым держа депутатов в напряжении. В литературе высказывается мнение о том, что это не придает российской системе разделения властей стабильности. Кроме того, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной относительно толкования ч. 4 ст. 111 Конституции РФ о возможности Президента РФ три раза предлагать одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ, президент наделен правом дважды или триждыпредставлять одного и того жекандидата, или каждый разпредставлятьнового кандидата.Другой случайроспуска государственной Думы закреплен в ст. 117 Конституции РФ. Так, Государственная Дума вправе выразитьПравительству РФнедовериебольшинством голосов от общего числа депутатов. Президент после однократного выражения недоверия Правительствувправе объявить об отставке Правительства РФ.однако он может не согласиться срешениемДумы. Если же Государственная Думаповторно в течение трех месяцеввыразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ наделен правом выбора дальнейших действий, то есть распустить Государственную Думу или объявить об отставке Правительства РФ.Следует отметить, что в описанной процедуре, направленной на разрешение конфликта междуГосударственной Думой и Правительством РФ, более сильные позиции снова у Президента РФ. Такой вывод основан на том, что в Конституции РФсрок, в течениикоторогоПрезидент должен принять решение об отставке, также не установлен. Это может привестик нестабильности в системе разделения властей.Кроме того, Президент наделен возможностью не согласиться с мнениемДумы, которая дает негативную оценку действий или бездействияПравительства, что говорит об отсутствии парламентскойответственности. Ответственность Правительства РФ установлена перед Президентом, а не перед парламентом. Президент в данном случае решает вопрос об отставке Правительства.Попытки же Государственной Думы, направленные на то, чтобы призватьПравительство к ответственности, могут привести к роспуску Государственной Думы, что поставлено в зависимость от позиции Президента РФ в каждом конкретном случае.Следует оговорить и третий случай роспусканижней палатыпарламента в России, который также регламентирован ст. 117 Конституции РФ. В данном случае вопрос о доверии Правительству может инициировать не только Государственная Дума, но и Председатель Правительства РФ. Он вправе поставить вопрос о доверии Правительствуперед нижней палатой. В том случае, если Государственная Дума откажет в доверии, в течениесеми днейПрезидентможет принять одно из следующих решений: объявить о роспуске Государственной Думы или об отставкеПравительства РФ. Данная процедура, в отличие от двух описанных ранее, является более определенной. Несмотря на это в системе разделения властейпозиции Государственной Думыне становятсяпрочнее.В этом случае Президент РФ также будетрешатьсудьбуГосударственной Думы и Правительства РФ. Данная процедура, связанная с постановкой вопроса о доверии Правительству РФперед Государственной Думой, может быть выгодно использована исполнительной властью в том случае, если между парламентом и Правительством имеется политический конфликт.Председатель Правительства может, не дожидаясь повторного подтверждения Государственной Думой недоверия, перехватить инициативу, ускорив развитие конфликта междузаконодательной и исполнительнойвластью. В этом случае Думе необходимо будет реагировать на инициативу Председателя Правительства, последует обязанность принятия решения о доверии либо недоверии Правительству. То есть, Дума в любом случае стоит перед риском быть распущенной. Конституция РФ также не устанавливает срок принятия данного решения.Таким образом, можно сделать вывод о том, что процедура роспускаДумы говорит об уязвимости ее положения в системе разделения властей. В то же время в Конституции РФ закреплены гарантии от произвольного роспускаДумы, а также гарантии непрерывности работы парламента. Президент РФ одновременно с принятием решения о роспускеДумы должен назначить дату выборов для того, чтобы Государственная Дума, избраннаявновь, была собрана не позднее чем через четыре месяцавмомента роспуска предыдущей. Кроме того, роспуск Государственной Думы не допускается с момента выдвиженияДумой обвинения против Президентадо принятия Советом Федерациирешения относительно вопроса его отрешения. Не допускается роспуск Думы в период действиявоенного или чрезвычайногоположения, в течение шести месяцевдо окончанияполномочий Президента. Если же решен вопрос о недоверии Правительству, Дума не может быть распущена в течение годапосле ее избрания.В результате роспуска Государственной Думы полномочия депутатов прекращаются полностью. При этом Конституционный Суд РФ дал следующее толкование этому процессу. Роспуск предполагает прекращение с момента назначения даты новых выборовосуществленияполномочийГосударственной Думой, предусмотренных Конституцией РФ.То есть, депутаты не вправе принимать участие в принятии законов, а также выполнять другие конституционные полномочия, реализуемые посредством принятия решений. Послероспуска Думы продолжать работумогутСовет палаты, комиссии и комитеты, проводится парламентские слушания. Депутаты вправе осуществлять работу с избирателями, а также другую деятельностьвне заседаний палаты.ЗаключениеВ работе проведен анализ состояния законодательства о правовом статусе депутата в РФ. Изложенное в работе позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ является основным источником регулирования деятельности Госдумы. Все федеральные закона, подзаконные нормативные акты основаны на приведенных нормах. Принятием в 1993 году Конституции РФ законодателем на высшем уровне закреплены полномочия Думы, статус образующих ее состав депутатов, пределы их полномочий, а также порядок формирования ГД РФ и прекращения полномочий депутатов. В Конституции заложены основные начала, которые разработаны в соответствующих ей положениях норм федеральных законов.Законодательство о правовом статусе депутата в России образовано, главным образом, федеральными законами, в которых достаточно полно и емко регламентирован статус данного субъекта нормотворческой деятельности. Законодательством охвачены как моменты избрания депутатов, их полномочия, права и обязанности, а также гарантии, образующие в совокупности статус депутата, так и порядок прекращения деятельности гражданина в качестве депутата по установленным законом основаниям.Правовое положение каждого отдельного депутата нельзя рассматривать в отрыве от правового регулирования Государственной Думы в целом, поэтому в работе рассмотрены основы формирования ГД РФ, которые носят конституционно-правовой характер. Безусловно, в Конституции как в основном законе страны не могут быть закреплены детали избирательного порядка, требований к кандидатам в депутаты, порядку организации выборов. Однако, представляется, что основное положение – об избирательной системе в ГД РФ, Конституцией все таки предусмотрено справедливо.Рассмотрение особенностей правового статуса депутата позволяет говорить о том, что привилегии депутатов Госдумы, предоставленные им законом в связи с их деятельностью, обусловлены в то же время волей избирателей, которые предоставляют депутату право действовать, выражая свои интересы. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы РФ может быть прекращен в особом порядке. Представляется, что на практике реализация данного порядка является достаточно сложной.Список использованных источниковНормативные правовые актыФедеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 88. - 12.05.1994.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - № 162. - 31.07.2004.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003.Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 45. - 26.02.2014.Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / «Российская газета». - № 130. - 08.07.1999. - (ред. от 03.05.2016, с изм. от 23.05.2016).Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.09.1993. -№ 39. - ст. 3597. - (ред. от 10.01.2003).Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 6, 1999.Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П //«Российская газета». - № 41. - 29.02.1996.Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 № АПЛ14-634 // Документ опубликован не был Доступ из СПС Консультант Плюс.Специальная литератураАбдукадыров К. А. Понятие «статуса депутата» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 49, 2008, С. 11-14.Алексеева Г.И. Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2017. - № 4. - С. 2 - 15; № 5. - С. 10 - 16.Бошно С.В. Порядок формирования Совета Федерации: предлагаемые подходы к наделению полномочиями // Право и современные государства, № 6, 2016, С. 20-26. Вилков А.А. Эволюция избирательной системы на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, № 13, № 3, 2013, С. 66-70. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 6.Гребенюк В.В. Мандат депутата Государственной Думы РФ в системе народного представительства современной России: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 55 - 60.Иванов К.К. Право законодательной инициативы и особенности ее реализации депутатами Государственной Думы // Юридическая наука, № 2, 2012, С. 29-32.Калугина Т.В. Конституирование представительных органов в Российской Федерации // LexRussica, № 3 (112), 2016, С. 53-68.Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 68 - 72.Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2016. - С. 273.Кузнецова Е.С. Регистрация кандидатов на муниципальных выборах: вопросы компетенции избирательных комиссий // Современное право. - 2015. - № 8. - С. 161 - 164.Мазаев В.Д. Предметность в отношениях «депутат – избиратель» // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 12. - С. 3 - 8.Михалева Н.А. Выборы губернаторов не оправдали наших надежд. Партийное строительство в России: цели и средства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2.Наконечный Д.В. Конституционное регулирование ограничений на досрочное прекращение полномочий парламента (сравнительно-правовой аспект) // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, № 1, 2012, С. 14-18.Осетров С.А. Антикоррупционные гарантии конституционных принципов народного представительства в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2017. № 9. - С. 87 - 93.Стремоухов А.А. Специальная правосубъектность депутата Государственной Думы // Царскосельские чтения, № I, № XVI, 2012, С. 231-235.Трофимова Г.А. О пределах депутатской свободы // Российский юридический журнал. - 2016. - № 2. - С. 82 - 89.Тропина Д.В. Пассивное избирательное право на муниципальном уровне: состояние и перспективы // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 3. - С. 3 - 6.Федоров В.В. Статус депутата Государственной Думы Российской Федерации: конфликт интересов, неосновательное обогащение, конституционно-правовая ответственность // Юридическая наука и правоохранительная практика, № 1 (27), 2014, С. 161-167. Худолей Д.М. Структура избирательного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки, № 2, 2012, С. 71-79.Чалых И.С., Леонтьев С.О. Юридическая ответственность депутатов Государственной Думы за нарушение процедуры голосования // Современное право. 2018. № 1. С. 34 - 39.Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академическогобакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - С. 421.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 88. - 12.05.1994.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - № 162. - 31.07.2004.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 45. - 26.02.2014.
5. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / «Российская газета». - № 130. - 08.07.1999. - (ред. от 03.05.2016, с изм. от 23.05.2016).
6. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.09.1993. - № 39. - ст. 3597. - (ред. от 10.01.2003).
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 6, 1999.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П // «Российская газета». - № 41. - 29.02.1996.
9. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 № АПЛ14-634 // Документ опубликован не был Доступ из СПС Консультант Плюс.
Специальная литература
10. Абдукадыров К. А. Понятие «статуса депутата» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 49, 2008, С. 11-14.
11. Алексеева Г.И. Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2017. - № 4. - С. 2 - 15; № 5. - С. 10 - 16.
12. Бошно С.В. Порядок формирования Совета Федерации: предлагаемые подходы к наделению полномочиями // Право и современные государства, № 6, 2016, С. 20-26.
13. Вилков А.А. Эволюция избирательной системы на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, № 13, № 3, 2013, С. 66-70.
14. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 6.
15. Гребенюк В.В. Мандат депутата Государственной Думы РФ в системе народного представительства современной России: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 55 - 60.
16. Иванов К.К. Право законодательной инициативы и особенности ее реализации депутатами Государственной Думы // Юридическая наука, № 2, 2012, С. 29-32.
17. Калугина Т.В. Конституирование представительных органов в Российской Федерации // Lex Russica, № 3 (112), 2016, С. 53-68.
18. Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 68 - 72.
19. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2016. - С. 273.
20. Кузнецова Е.С. Регистрация кандидатов на муниципальных выборах: вопросы компетенции избирательных комиссий // Современное право. - 2015. - № 8. - С. 161 - 164.
21. Мазаев В.Д. Предметность в отношениях «депутат – избиратель» // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 12. - С. 3 - 8.
22. Михалева Н.А. Выборы губернаторов не оправдали наших надежд. Партийное строительство в России: цели и средства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2.
23. Наконечный Д.В. Конституционное регулирование ограничений на досрочное прекращение полномочий парламента (сравнительно-правовой аспект) // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, № 1, 2012, С. 14-18.
24. Осетров С.А. Антикоррупционные гарантии конституционных принципов народного представительства в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2017. № 9. - С. 87 - 93.
25. Стремоухов А.А. Специальная правосубъектность депутата Государственной Думы // Царскосельские чтения, № I, № XVI, 2012, С. 231-235.
26. Трофимова Г.А. О пределах депутатской свободы // Российский юридический журнал. - 2016. - № 2. - С. 82 - 89.
27. Тропина Д.В. Пассивное избирательное право на муниципальном уровне: состояние и перспективы // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 3. - С. 3 - 6.
28. Федоров В.В. Статус депутата Государственной Думы Российской Федерации: конфликт интересов, неосновательное обогащение, конституционно-правовая ответственность // Юридическая наука и правоохранительная практика, № 1 (27), 2014, С. 161-167.
29. Худолей Д.М. Структура избирательного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки, № 2, 2012, С. 71-79.
30. Чалых И.С., Леонтьев С.О. Юридическая ответственность депутатов Государственной Думы за нарушение процедуры голосования // Современное право. 2018. № 1. С. 34 - 39.
31. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - С. 421.
Вопрос-ответ:
Какие нормативные правовые акты регулируют статус депутата Государственной Думы?
Статус депутата Государственной Думы регулируется различными нормативными правовыми актами. Основным источником, который определяет правовой статус депутата, является Конституция Российской Федерации. Кроме того, имеются и другие источники регулирования, включая федеральные законы, регламенты Государственной Думы и локальные нормативные акты.
Какие нормативные правовые акты регулируют деятельность депутатов Государственной Думы?
Деятельность депутатов Государственной Думы регулируется несколькими нормативными правовыми актами. Основным источником является Конституция Российской Федерации, где устанавливаются основные принципы работы депутатов. Кроме того, имеются федеральные законы, которые устанавливают порядок назначения на должность депутата и регулируют его права и обязанности. Также существуют регламенты самой Государственной Думы, которые определяют внутренние процедуры работы депутатов.
Каким образом осуществляется назначение на должность депутата Государственной Думы?
Назначение на должность депутата Государственной Думы осуществляется по выборам. Для того чтобы стать депутатом, необходимо пройти избирательную кампанию и получить большинство голосов избирателей в своем округе. После этого депутат официально назначается на должность и вступает в состав Государственной Думы.
Какие права и обязанности имеет депутат Государственной Думы?
Депутат Государственной Думы имеет определенные права и обязанности. Среди основных прав можно выделить право участвовать в принятии законов и других решений, право выступать на заседаниях Государственной Думы, право обращаться к другим органам государственной власти с запросами и предложениями. Одновременно с этим, депутат также обязан выполнять свои обязанности по представлению интересов избирателей, участвовать в работе комитетов и фракций, а также соблюдать законы и нормы этики депутатской деятельности.
Какие нормативные правовые акты регулируют статус депутата Государственной Думы?
Статус депутата Государственной Думы регулируется рядом нормативных правовых актов, включая Конституцию РФ, Федеральный закон "О статусе и деятельности депутатов Государственной Думы избирательных округов", внутренний регламент Государственной Думы и другие.
Что является основным источником правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы?
Основным источником правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы является Конституция РФ. В ней определены основные принципы и полномочия депутатов, а также правовые гарантии их деятельности.
Какие еще источники регулируют деятельность депутатов Государственной Думы?
Помимо Конституции РФ, деятельность депутатов Государственной Думы регулируют также Федеральный закон "О статусе и деятельности депутатов Государственной Думы избирательных округов", внутренний регламент Государственной Думы, постановления и решения Государственной Думы, а также другие нормативные акты.
Какие права и обязанности имеют депутаты Государственной Думы?
Депутаты Государственной Думы имеют право участвовать в законодательном процессе, высказывать свою позицию на заседаниях Думы, предлагать законопроекты, принимать участие в голосованиях и прочее. Они также обязаны соблюдать правила этики и неприкосновенности, поддерживать контакт с избирателями и принимать участие в работе комитетов и фракций.
Как происходит назначение на должность депутатов Государственной Думы?
Назначение на должность депутата Государственной Думы происходит на основании результатов выборов. Граждане Российской Федерации избирают депутатов по избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты, получившие большинство голосов, становятся депутатами Государственной Думы.
Какие нормативные правовые акты регулируют статус депутата Государственной Думы?
Статус депутата Государственной Думы регулируется различными нормативными правовыми актами. Основной источником конституционно-правового регулирования является Конституция Российской Федерации. Кроме того, деятельность депутатов Государственной Думы регулируется другими законодательными актами, например, Федеральным законом "О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", законами о выборах, о политических партиях и т.д.