Эволюция концепта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 29 29 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 28.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание

Глава 1. СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА С КОНЦЕПТОМ ДУШИ 5
1.1 Образные воплощения души в русском языке 5
1.2 Пропорция «душа и тело» и зависимость в ней 6
1.3 Материальная «сила души» 8
ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДУШИ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЛЕКСИКОГРАФИИ 11
2.1 Концепт «душа» в лексикографии 11
2.2 Концепт души в основе русской речевой реализации 16
ГЛАВА 3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПТА «ДУША» В ЖИЗНИ И БЫТУ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Например, известная в нашей стране шоколадная фабрика «Россия» применила изучаемый концепт для продвижения своей продукции путем использования слова «душа» в слогане всем известного шоколада: «Россия – щедрая душа». Само по себе слово «душа», разумеется, не несет в себе никаких функций, но стоит обратить внимание, что вкупе со словом «щедрая» слоган приобретает совсем иной функционал. У слогана есть предназначение произвести на потребителя влияния путем созданного положительного эффекта, например, если бы в слогане не было слова «душа», желаемый эффект не был бы произведен, а если лишь слово «щедрая», смысл совсем непонятен. Также рассмотрим рекламный текст коммерческой организации под названием «Кухни Правды», в котором также употреблен рассматриваемый концепт души. Что говорит нам реклама?«Мебель фабрики «Кухни Правды» - мебель из высококачественных материалов; мебель, которая несёт в Ваш дом тепло и частичку нашей души; удобная, комфортная и функциональная; мебель, которая будет радовать Вас - убедитесь сами».Слово душа здесь также имеет предназначения произвести на покупателя положительный эффект, так сказать «утеплить» клиента. Фабрика «Кухни Правды» хочет показать используемым концептом, что вся производимая продукция сделана «с душой», «с любовью», показать качество, достигаемое путем оказания клиенту индивидуального подхода в реализации их услуг. Возможно самым распространенным способом реализации концепта «душа» в рекламе является словосочетание «сделано с душой», используемое в виде лозунга производителями колбас.Наверное, самым популярным применением концепту окажется словосочетание «сделано с душой», которое проявляется в области маркетинга и оказания пиар-услуг практически повсеместно. Производители колбасных изделий в Новосибирске, душевых кабин Huppe из Германии, торговой марки «Кобринские сыры» («Вкусно то, что сделано с душой»), а также многими другими небезызвестными корпорациями. А вот производители мыльной продукции не остановились на этом и пошли дальше, выбрав для себя данный концепт в качестве названия самой торговой марки.Данный концепт выбирается производителем продукции не случайно, ведь доверие вызывает прежде всего словосочетание «сделано с душой», а потребитель на подсознательном уровне знает, что все, что сделано с душой все то дело, к которому непосредственно приложена душа мастера, тот продукт, в который он «вложил всю душу», определенно не может быть некачественным.Представим примеры, в которых концепт «душа» также реализован с целью привлечения потенциального потребителя:«Мы вкладываем душу в каждый заказ» (Рекламный отдел радио «Борнео»);«Мы вкладываем душу в нашу продукцию» (Изготовители наружной рекламы «PenMarket»);«Мы вкладываем душу в любимое дело» (Типография «HPrint»);«В каждую нашу работу мы вкладываем душу» (Рекламное агентство «Сочи 2б»);«Мы вкладываем душу в каждую деталь» (изготовители наружной рекламы «Мир Наружной Рекламы»);«Мы любим свою работу, мы любим своих клиентов, мы вкладываем душу в развитие их бизнеса» (Студия дизайна «VitaArt»);«В разработку дизайна мы вкладываем душу» (Типография ОАО «Московский комбинат игрушек»);«Мы вкладываем душу в свою работу, обеспечивая вас самыми красивыми моделями, и делаем это играючи легко, но в то же время крайне профессионально и четко» (Модельное агентство «Glamourmedia»).Фразеологический оборот «вкладывать душу» интерпретирован в данных рекламных слоганах по-разному, дополняясь лишь нужным производителю окружением, модифицируя применения под конкретную потребительскую аудиторию. Словом, компании хотят привлечь клиента. Вызвав у него необходимое для покупки доверие, ведь то, что сделано с душой, сделано со вкладом частицы внутреннего мира.А вот например в реализации данного концепта у компании «Русская баня» задача словосочетания «душевная обстановка». Вызвать у клиента желание поприсутствовать в комфортной обстановке, обрести гармонию, как внутреннюю, так и внешнюю (что уже реализует продукт, а не концепт, словом просто провести хорошо время.Рассмотрев приведенные примеры, мы можем вывести конкретные способы реализации концепта «душа» в рекламных текстах:1) По типу единиц реализующих концепт:а) употребление единиц, прямо указывающих на концепт: «душа»;б) употребление единиц, попадающих в интерпретационное поле концепта: «душевная обстановка»;Как мы можем видеть, «душа» реализуется как средство привлечения потребителей, ради того, чтобы продвинуть продажи товаров и услуг, вызвать доверие к своей компании.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав роль концептов в формировании языковой картины мира, мы рассмотрели место и роль в ней концепта «душа». Анализ проводился на примере паремий, или пословиц и поговорок. Дав подробный анализ, на примере конкретных высказываний ученых и специалистов фольклорный паремий, а именно: пословиц и поговорок, концепту в сложении и влиянии на развитие широты, масштабности отражения общечеловеческой картины мира в русском языке и, выявив основные смысловые структуры и области применения концепта, можно сделать следующие выводы: Чаще всего концепт «душа» тесно связан вкупе с каким-либо другим концептом, например концептами «тело», «сердце», «совесть» и т.д. Зависимость внутри такой пары может быть дифференцирована самыми разными способами. Это может быть как оппозиция предназначений концептов, сравнение или тесное взаимовлияние. Противопоставление души материальным ценностям происходит намного чаще, чем противопоставление таким же ненасущным концептам. В ходе исследования были выявлены следующие пары, в которых основным приоритетом , как правило, пользуется концепт «душа»:«Душа – тело»«Душа-плоть»«Душа-грех»«Душа богатство»«Душа-сердце»«Душа –совесть»В последних двух парах «душа-сердце» и «душа совесть» отношения могут быть как тесными равноправными, так и наоборот.На основе проведенной работы, мы можем сделать умозаключения, что в выбранном концепте отразилось осознание самой души как таковой, так и ее переносных аналогичных значений, появляющихся по мере употребления в различных языковых структурах. Душа представилась нам неким ненасущным мерилом, ценностью гораздо отличающейся и превосходящей деньги. Она не может сопоставляться с плоскими земными ценностями, душа даруется богом, согласно убеждениям религий, измеряет человеческие поступки, может стоять в синонимичных рядах с концептами «совесть» и «сердце». Душа – есть вечная сущность, способная и стремящаяся к бесконечному перерождению.Также мы можем понимать изученный концепт как обозначение храма человеческого психического мира, осквернение которого может привести к неминуемой гибели не только морального уровня человека, но и всего тела в целом. Душа должна быть утаена, тщательно оберегаема ее хозяином.Без души и человек не возможен. Душа – средство меры, средство обмена, но не имеет ничего родственного с деньгами, как это было указанно выше. Концепт души как таковой играет роль сокровищницы переживаний чувств, эмоций и обид носителя.Чистота души отражает чистоту мысли. Чистота души человека никак не связана с внешним обликом тела человека. И наоборот, облик тела может гораздо отличаться от безгрешности души. Так, мы говорили о влиянии возможной «уродливости» души на прекрасный ее «саркофаг». Концепт «душа» тесно связан с представлениями о добре и зле, правде и лжи у многих народностей и религий.В данном случае было рассмотрено влияние христианства на языческих славян. Религиозные каноны гармонично переплелись с языческими убеждениями, так как последние были аналогичны по своему основному содержанию смысла.Таким образом, мы убедились, что концепт «душа» имел свойство изменяться, исходя из эпохи, в которой его рассматривали исследователи. Душа вообще такой элемент, который заставляет думать многие умы уже многие годы. В физическом плане души как таковой нет. Но в духовном плане предполагается, что душа – это основа человека, без души человек не является самим собой. Не удивительно, что тема души появляется во многих произведениях, которые поднимают тему продажи души дьяволу. Тема души важна также в религиозном мире, не зря существуют похоронные ритуалы: считается, что после смерти душа человека еще 40 дней ищет свое место в загробном мире. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрутюнова Н. Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке. – М., 2000Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 267-280. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д., 1993. Бердяев Н. А. Судьба России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://elibra.ru/read/193878-sudba-rossii.html (дата обращения: 12.06.2018). Бехтерев В.М. Психика и жизнь: избранные труды по психологии личности в двух томах. Т.1. СПб., 1999. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://masterimargo.ru/book.htm (дата обращения: 12.06.2018). Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.ereading.club/bookreader.php/99688/Visson_-_Russkie_problemy_v_ angliiiskoii_rechi.html (дата обращения: 12.06.2018). Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001, № 1Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989. Еременко И. А. Паремия как составная часть фразеологии современного русского языка // Мова та їїфункціонування. – Львів, 1993, вип. 24Есенин С. А. Страна негодяев [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://eseninpoet.ru/strana-negodyaev/ (дата обращения: 12.06.2018). Зимин В. И. Словарь-тезаурис русских пословиц, поговорок и метких выражений. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. –736 с. Кондрашова О.В. Семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект). Автореф. дис. … док-ра филол. наук. - Краснодар, 1998. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.klassika.ru/read.html?proza/lermontov/geroi.txt&page=5 (дата обращения: 12.06.2018). Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: около 2500 антонимических пар / М. Р. Львов ; под ред. Л. А. Новикова. – [5-е изд., испр. и доп.]. – М. АрсисЛингва:Вентана- Граф, 1996. – 479 с. Макеева Н. И. Языковые концепты в истории русского языка // Язык о языке. – М., 2000Михеев М. Ю. Отражение слова «душа» в наивной мифологии русского языка // Фразеология в контексте культуры. – М., 1999Морозова Л. А. Пословицы и поговорки // Вестник МГУ, серия 10, 1972, №2Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995 Платон. О душе // Таранов П. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997. С. 92-93. Почему отмечают 9 и 40 дней после смерти? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.aum.news/ezoterika/2943-pochemu-otmechayut-9-i-40-dney-posle-smerti (дата обращения: 12.06.2018)Салтыков-Щедрин. М. Е. Дневник провинциала в Петербурге [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://rvb.ru/saltykov-shchedrin/01text/vol_ 10/01text/0319.htm (дата обращения: 12.06.2018). Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1981, Т. 1. Словарьфилософскихтерминов. – М., 2005Тильман Ю. Д. «Душа» как базовый культурный концепт в поэзии Ф. И. Тютчева // Фразеология в контексте культуры. – М., 1999

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 267-280.
2. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д., 1993.
3. Бехтерев В.М. Психика и жизнь: избранные труды по психологии личности в двух томах. Т.1. СПб., 1999. ,
4. Буянова Л.Ю. Понятие, слово, концепт: от простого к сложному // Континуальность и дискретность в языке и речи : материалы Междуна- род. науч. конфер. Краснодар, 2007. С. 49–52.
5. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004. 4. Круковер В.И. Школьный словообразовательный словарь русского языка. СПб., 2011
6. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989.
7. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.
8. Кондрашова О.В. Семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект). Автореф. дис. … док-ра филол. наук. - Краснодар, 1998.
9. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
10. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 280-287.
11. Матезиус В. О лингвистической характерологии // Язык и наука конца XX века. М.,1995
12. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. М., 1978
13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995
14. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современ ный логико-философский анализ языка. М., 1986.
15. Пауль Г. Принципы истории языка: Цит. по: Степанов Ю. С. Изменчивый "образ языка" в науке XX века. // Язык и наука конца XX века. М., 1995. С. 7-34.
16. Платон. О душе // Таранов П. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997. С. 92-93.
17. Попова З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж, 2006.
18. Сгалл П. Значение, содержание, прагматика // НЗЛ. Вып. 16. М., 1985. С. 384-399
19. Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1981, Т. 1.
20. Степанов Ю. С. Изменчивый "образ языка" в науке XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 7-34.
21. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
22. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М., 2004.
23. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М., 1975.
24. Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. М., 2009.
25. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.
26. Тихонов А.Н. Фразеологический словарь рус- ского языка / А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова М., 2003.
27. Топоров В. Н. Об "эктропическом" пространстве поэзии (поэт и текст) // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 213-226
28. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., 1995.
29. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
30. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983.
31. Чесноков П.В. Слово и соответствующая ему единица мышления. М., 1967.
32. Calhoun Ch., Solomon R. С. What is an Emotion. N Y., Oxford, 198

Вопрос-ответ:

Какие образные воплощения души можно найти в русском языке?

В русском языке существует несколько образных воплощений души, таких как "душа к небу летит", "чистая душа", "темнота и душа", "ощущение, что душа синим цветом" и другие.

Какая пропорция между душой и телом и какая зависимость между ними?

Пропорция души и тела может быть разной в разных представлениях. Некоторые считают, что душа важнее тела и определяет нашу сущность, а другие - что тело и душа взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Какую материальную силу имеет душа?

Душа не обладает прямой материальной силой, так как она имеет более высокую сущность. Однако душа может влиять на наши действия, мысли и эмоции, что в свою очередь может привести к изменениям в материальном мире.

Как концепт души представлен в русской художественной литературе?

В русской художественной литературе концепт души может иметь различные интерпретации. Он может быть представлен как символ внутреннего мира героя, его эмоций и жизненных убеждений. В литературе также часто встречаются образы душевных состояний, борьбы души с внешними обстоятельствами и другие воплощения этого концепта.

Каким образом концепт души используется в русской лексикографии?

В русской лексикографии концепт души используется для объяснения психологических и духовных аспектов человеческой жизни. В словарях часто приводятся определения души как "нематериальной сущности человека", "символа внутреннего мира" и других.

Какова эволюция концепта душа в русском языке?

Концепт душа в русском языке развивался со времен древних славян и имел различные образные воплощения. В статье рассматриваются эти образы, а также пропорция души и тела, материальная сила души и представления о душе в русской художественной литературе и лексикографии.

Какой образ души преобладает в русском языке?

В русском языке существует множество образных воплощений души, но одним из наиболее распространенных является представление о душе как некой независимой, нематериальной сущности, которая может существовать вне тела и продолжает жить после смерти.

Какую роль играет концепт душа в русской художественной литературе?

Концепт души имеет важное значение в русской художественной литературе. Душа является главным объектом размышлений и внутреннего мира персонажей, а также служит средством выражения авторской мысли и философских идей.

Какое место занимает концепт душа в русской лексикографии?

Концепт душа занимает важное место в русской лексикографии. В статье рассматривается его значение и употребление в различных словарях, а также примеры использования концепта душа в основе русской речевой реализации.

Где и как можно встретить концепт душа в жизни и быту?

Концепт душа широко применяется в жизни и быту. Он может быть присутствовать в различных сферах, например, в искусстве, религии, философии и даже в наименовании предприятий, как, например, известная в нашей стране шоколадная фабрика "Россия".

Какие образные воплощения души существуют в русском языке?

В русском языке существует несколько образных воплощений души, таких как "душа певца", "душа поэта", "душа воина" и другие. Они выражают особенности и качества человека в различных сферах его деятельности.

Какова зависимость между душой и телом?

Зависимость между душой и телом представляет собой пропорциональное соотношение, где душа является более высшей и важной сущностью, а тело - ее материальным оболочкой. Тело служит инструментом для реализации души в физическом мире.