Стиль модерн в архитектуре и оформлении Витебского вокзала

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 17.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика стиля модерн 6
1.1 Зарождение и становление стиля модерн 6
в западноевропейском искусстве 6
1.2 История стиля модерн в России 9
Глава 2. Становление стиля модерн в архитектуре 14
2.1 Петербургский модерн 14
2.2 Особенности архитектуры Витебского вокзала 17
2.3 Обзор элементов интерьера Витебского вокзала 20
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 28


Фрагмент для ознакомления

В комплекс здания вокзала входит часовая башня, имеющая огромные полуциркульные окна и декоративные барельефы. В одном из залов вокзала расположены картины на сюжеты строительства Царскосельской железной дороги (первой в России). «Главный вход решительно сдвинут вправо; он ясно обозначен громадным витражом, сквозь который словно проникают друг в друга пространства привокзальной площади и парадного вестибюля, перекрытого сводом, легко «парящим» на большой высоте. В силуэте здания вестибюль выделен массивным четырехгранным куполом; меньшее по размерам венчание подобной же формы завершает часовую башню, смещенную влево. На вестибюль замыкаются основные интерьеры; свободно сообщающиеся между собой, они образуют единое «текучее» пространство. Примечательная особенность Витебского вокзала состоит в том, что подъездные пути с перронами подняты на уровень второго этажа; это следствие близкого соседства Обводного канала, который железная дорога пересекает по высокому мосту. Перекрытием пассажирских платформ служит металлический сводчатый дебаркадер, спроектированный архитектором В.С. Персоном; это сравнительно редкий теперь образец конструкции подобного рода, дошедший до наших дней без существенных изменений». По мнению видного историка архитектуры: «Довольно противоречив внешний облик вокзала. На фасадах со штукатурным покрытием помещены декоративные детали, получившие в модерне широкое распространение (среди них почти обязательны женские маски). Но в то же время другие декоративные элементы- русты первого этажа, дорические триглифы фриза, колонны между окнами ресторана – живо напоминают об «историзме» эклектики. Витраж вестибюля обрамляет зрительно тяжелая арка; ее массивность подчеркивают исполненные в штукатурке клинчатые «камни». 2.3 Обзор элементов интерьера Витебского вокзалаЗдание Витебского вокзала поражало современников своей удивительной архитектурой, обилием металла, сложными техническими приспособлениями, диковинными для того времени (лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, рельсовое полотно и т.п.). В то же время, это здание было одной из первых общественных построек в Петербурге, возведенной в новом по тем временам стиле модерн. В планировке Витебского вокзала четко прослеживаются основные принципы модерна: крупные объемы группируются асимметрично, с учетом их функционального назначения. Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, сформированную исходя из рациональных замыслов. В соответствии с новым стилем сооружение словно вырастало "изнутри наружу", как будто назначение и конструкция определили его внешний вид. "Уютная асимметричность", часовая башня живописного силуэта, примыкающая к двухэтажному корпусу, колонны между северным и восточным фасадами, огромные полуциркульные окна, декоративные барельефы, обилие металла - все отличало новое строение от прежних вокзальных статичных зданий с их массивными объемами. У одних это вызывало восторженный отклик, а другие называли его "уродливым" и "бесстыжим". Как бы то ни было, в те времена в Санкт-Петербурге шло, по словам А.Н. Бенуа, "обновление лица столицы", и Витебский вокзал стал заметным явлением в этом процессе.Витебский вокзал удивлял современников последними достижениями не только архитектурной, но и инженерной мысли. Пассажиры, приезжавшие сюда с багажом, сразу же сдавали его на первом этаже центрального корпуса. Для его приема здесь, в середине зала, почти во всю его длину был устроен железный прилавок. Отсюда налегке пассажиры поднимались на второй этаж, где находилась платформа, а их поклажа на тележках отправлялась через длинный тоннель к багажному павильону. Для больных путешественников был оборудован специальный вместительный лифт, на котором они могли подниматься, не вставая с носилок или кресел на колесах. Кухня с громадной плитой и очагом, где на автоматически вращающихся вертелах жарилось мясо, располагалась на верхнем этаже, так что запахи и чад не проникали в пассажирские помещения. Блюда сервировали в шкафу подъемной машины, этажом ниже подавалась посуда, а затем все это поступало в буфет.Поразительным казалось главное помещение - огромный вестибюль высотой около 20 м, увенчанный металлическим куполом. Такая высота была предопределена конструктивной особенностью вокзала - железнодорожные пути подходили ко второму этажу. (Приложение, рис. 8).К ним попадали по широкой мраморной лестнице с деревянными поручнями на бронзовых кронштейнах. Она поднималась напротив входа и разветвлялась на две стороны: левый марш лестницы вел на платформу, а правый - в зал первых классов. На площадке напротив входа на красно-порфировом пьедестале горделиво возвышался бюст императора Николая Первого, в царствование которого была открыта первая в России Царскосельская железная дорога.Свет попадает в вестибюль днем через витражные окна, а вечером его освещают черные железные светильники. Между окнами за плоскость стен резко выступают лепные панно с женскими головками - то ли загадочные русалки, то ли коварные Медузы горгоны. Они - своеобразный автограф многих зданий петербургского модерна. Текучие линии этого загадочно-витиеватого стиля преобладают в изысканных украшениях из металла, в рисунке окон, в обрамлении зеркал, повторяющем рисунок взмаха бича, словом, во многих деталях интерьера, который оформлял вместе с С.А. Бржозовским архитектор С.И. Минаш. (Приложение, рис. 9,10,11,12).Он украсил интерьеры и подлинными произведениями искусства. Характерная для этого стиля цветовая гамма выдержана в оттенках, заимствованных у природы, - морской волны, голубого неба, зеленой травы. Широко использован металл - и для декора, и для конструкций. Они так тесно слиты, что подчас одно трудно отделить от другого, как, например, в металлических клепаных арках дебаркадера с ограждениями из листового железа и даже с металлическими цветами на ограде.(Приложение, рис. 13).Суровый климат Петербурга и не менее суровая судьба города не пощадили Витебский вокзал, и он многое утратил за прошедшие годы. Но в 2001-2003 гг. была проведена серьезная реставрация здания: воссоздана его прежняя, желтовато-серая окраска, восстановлены купол и окна фасада, обновлен лепной орнамент и т.д.Важно отметить, что целостный образ станционного здания сложился далеко не сразу. Более того, начальная стадия проектирования не предвещала столь принципиального поворота к новому стилю. Ранние проектные предложения были связаны с эклектикой и рационалистическими тенденциями, лишь намечавшими поворот к модерну. Подобная ситуация показательна для петербургской архитектуры 1900 годов, с запозданием воспринимавшей новейшие веяния. Но, также показательна и последовавшая быстрая смена вех, когда большинство архитекторов устремились вдогонку за Веной и другими школами ар-нуво.ЗаключениеЖелезнодорожные вокзалы всегда воспринимались архитекторами как визитная карточка города, его парадные врата. Поэтому возведению их придавали особое значение. Бесспорно, самые эффектные вокзальные комплексы были построены в России в конце XIX – начале XX века, хотя и сегодня проектировщики предпринимают попытки создать по-настоящему необычные здания для прибывающих и уезжающих. Именно в связи с появлением в начале 20 века новых материалов, таких как железо, бетон, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст, стало возможным возведение подобных сооружений. Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. Они подсказывали необычные конструктивно-архитектурные решения, их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, архитекторы использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Витебский вокзал можно, по праву, назвать энциклопедией раннего модерна. Принципы и черты нового стиля воплотились здесь, практически, во всем: в оригинальной пространственно-планировочной структуре и смелой композиции, в свободной ритмике и характерных деталях фасадов, в эффектной отделке интерьеров и ансамбле декоративных искусств. Проектирование и строительство вокзала послужили, своего рода, экспериментальной лабораторией для стилевых, функциональных и технических новаций модерна.Подводя итоги проделанной работы, важно отметить, что все поставленные задачи решены, а именно:- дана общая характеристика стиля модерн;- изучено зарождение и становление стиля модернв западноевропейском искусстве;- рассмотрена история стиля модерн в России;- изучено становление стиля модерн в архитектуре, в частности, Петербургский модерн; - исследованы особенности архитектуры Витебского вокзала; - произведен обзор элементов интерьера Витебского вокзала.Список литературы1.Jugend// Muenchen. – Muenchen., 1986. - № 122.Борисова Е. А., Каждан Т. П. - Становление модерна. Изд-во Наука, 197.3.Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Издательство: РИП-Холдинг., 2014.4.Из истории русского искусства второй половины ХIХ – начала ХХ века: Сб. исследований и публикаций / ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР; Под ред.: Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. – М.: Искусство, 1978.5.Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830 — 1910 годов. / Е.И. Кириченко. - М.: Искусство, 1978.6.Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М., 2002. Главы: Поспелов Г.Г., Стернин Г.Ю. Изобразительное искусство.7.Суздалев, П.К. Врубель. Музыка. Театр. / П.К. Суздалев. М. : Изобразительное искусство, 1983.8.Стернин, Г. Ю. Абрамцево - «тип жизни» и тип искусства / Абрамцево Художественный кружок Живопись Графика Скульптура Театр.9.Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца 19 – начала 20 в.- М.,1971. 10.Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991. 11.Каждан Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М, 1971. 12.Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории, Славия, СПб, 2004. 13.Нащокина М.В. Архитекторы модерна. Творческие портреты. - М.,1998. 14. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. - М.,2003. 15. Санкт-Петербург. 300 лет на планах и картах Карты. : мультимедиа альбом / Российская национальная библиотека. — СПб. :изг. ООО «Спаеро», 2002. 16. Соколов,, Н.Б. A.B. Щусев. М. : Госиздат литературы по строительству и архитектуре, 1952. - 388 с. - (Мастера советской архитектуры). 17.Явейн, И. Вокзал и площадь узел единой транспортной системы // Архитектура СССР. - 1961. - №3. - С. 26 - 31.1. Авторефераты диссертаций18.Щёболева, Е. Г. Архитектурные ансамбли станций Северной железной дороги (1860 1910-е годы). // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. XVI - XX вв. - М. : Наука, 2005. - Вып. 7. -С.427 -455. 19.Явейн, И.Г. Архитектурное единство сооружений железнодорожной линии. // Вопросы архитектуры и градостроительства : научные труды. -Л. М. : Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1953. — Вып. 14.-С. 47-62. 20.Явейн, И.Г. Архитектура железнодорожных вокзалов. М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1938. - 303 с. : ил.ПриложениеРис. 1. Здание Витебского вокзала. Общий вид.Рис. 2. Здание Витебского вокзала. Главный фасад.Рис. 3. Здание Витебского вокзала. Вестибюль, главный входРис. 4. Здание Витебского вокзала. Вестибюль, главный входРис. 5. Здание Витебского вокзала. ДебаркадерРис. 6. Здание Витебского вокзала. Восточный фасадРис. 7. Здание Витебского вокзала. Западный фасадРис. 8. Здание Витебского вокзала. Главный вестибюльРис. 9. Здание Витебского вокзала. ИнтерьерыРис. 10. Здание Витебского вокзала. ИнтерьерыРис. 11. Здание Витебского вокзала. ИнтерьерыРис. 12. Здание Витебского вокзала. ИнтерьерыРис. 13. Здание Витебского вокзала. Элементы оформления дебаркадера


1. Jugend// Muenchen. – Muenchen., 1986. - № 12
2. Борисова Е. А., Каждан Т. П. - Становление модерна. Изд-во Наука, 197.
3. Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Издательство: РИП-Холдинг., 2014.
4. Из истории русского искусства второй половины ХIХ – начала ХХ века: Сб. исследований и публикаций / ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР; Под ред.: Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. – М.: Искусство, 1978.
5. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830 — 1910 годов. / Е.И. Кириченко. - М.: Искусство, 1978.
6. Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М., 2002. Главы: Поспелов Г.Г., Стернин Г.Ю. Изобразительное искусство.
7. Суздалев, П.К. Врубель. Музыка. Театр. / П.К. Суздалев. М. : Изобразительное искусство, 1983.
8. Стернин, Г. Ю. Абрамцево - «тип жизни» и тип искусства / Абрамцево Художественный кружок Живопись Графика Скульптура Театр.
9. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца 19 – начала 20 в.- М.,1971.
10. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991.
11. Каждан Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М, 1971.
12. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории, Славия, СПб, 2004.
13. Нащокина М.В. Архитекторы модерна. Творческие портреты. - М.,1998.
14. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. - М.,2003.
15. Санкт-Петербург. 300 лет на планах и картах Карты. : мультимедиа альбом / Российская национальная библиотека. — СПб. : изг. ООО «Спаеро», 2002.
16. Соколов,, Н.Б. A.B. Щусев. М. : Госиздат литературы по строительству и архитектуре, 1952. - 388 с. - (Мастера советской архитектуры).
17. Явейн, И. Вокзал и площадь узел единой транспортной системы // Архитектура СССР. - 1961. - №3. - С. 26 - 31.1. Авторефераты диссертаций
18. Щёболева, Е. Г. Архитектурные ансамбли станций Северной железной дороги (1860 1910-е годы). // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. XVI - XX вв. - М. : Наука, 2005. - Вып. 7. -С.427 -455.
19. Явейн, И.Г. Архитектурное единство сооружений железнодорожной линии. // Вопросы архитектуры и градостроительства : научные труды. -Л. М. : Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1953. — Вып. 14.-С. 47-62.
20. Явейн, И.Г. Архитектура железнодорожных вокзалов. М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1938. - 303 с. : ил. 

Вопрос-ответ:

Каковы особенности стиля модерн в архитектуре Витебского вокзала?

Основные особенности стиля модерн в архитектуре Витебского вокзала включают использование изогнутых линий, орнаментальных деталей, фасадов из камня и кирпича, а также наличие часовой башни.

Какие элементы интерьера можно найти в Витебском вокзале?

В интерьере Витебского вокзала присутствуют элементы стиля модерн, такие как витражи, кованые перила, арки и резные деревянные детали.

Когда и где зародился стиль модерн в западноевропейском искусстве?

Стиль модерн появился в западноевропейском искусстве в конце XIX века в Бельгии и Франции.

Какова история стиля модерн в России?

Стиль модерн начал развиваться в России в конце XIX - начале XX века. Он получил широкое распространение в архитектуре и оформлении зданий, включая Витебский вокзал.

Какие особенности имеет архитектура Витебского вокзала?

Особенности архитектуры Витебского вокзала включают использование орнаментальных декоративных элементов, богатое декорирование фасада и наличие часовой башни.

Какова общая характеристика стиля модерн?

Стиль модерн, или арт-нуво, возник в конце XIX - начале XX века в западноевропейском искусстве. Этот стиль характеризуется изящной линией, органичными формами, использованием природных и цветовых мотивов.

Как развивался стиль модерн в России?

История стиля модерн в России началась в конце XIX века, но наиболее ярким его проявлением стал Петербургский модерн. Витебский вокзал является одним из примеров архитектуры этого стиля в России.

Какие особенности архитектуры Витебского вокзала в стиле модерн можно выделить?

Витебский вокзал отличается использованием изящных линий и органичных форм, арочной конструкцией и декоративными элементами в виде растительных мотивов. Также вокзал имеет характерную часовую башню.