Понятие эксперимента как одного из научных методов
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 20.09.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общая характеристика психологического эксперимента
Глава 2. Виды эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
Близка к только что рассмотренному делению на лабораторный и естественный виды эксперимента классификация, предложенная Р. Готтсданкером. Он выделяет примерно по тому же критерию (степень вмешательства экспериментатора в деятельность испытуемого) две разновидности эксперимента: дублирующие и улучшающие реальный мир.
Эксперименты, дублирующие реальность, – это опыты, моделирующие конкретные ситуации реальной жизни, результаты которых имеют невысокий уровень обобщения. Их выводы приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности, поэтому их еще называют экспериментами полного соответствия. Эти опыты преследуют сугубо практические цели. Данный тип эксперимента близок к естественному типу по классической группировке.
Эксперименты, улучшающие реальность, – это опыты, в которых изменению подвергаются только некоторые, подлежащие изучению переменные. Остальные переменные – стабильны. Этот тип схож с лабораторным экспериментом по общепринятой классификации.
Приведенная классификация Р. Готтсданкера в последнее время некоторыми исследователями квалифицируется как «надуманная и архаичная», поскольку «в развитых науках стремятся избегать «прямого замыкания» экспериментальный результат – реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности».
Однофакторный (двумерный) эксперимент – это эксперимент с одной независимой и одной зависимой переменными. Поскольку имеется только один влияющий на ответы испытуемого фактор, постольку опыт и называется однофакторным или одноуровневым. А поскольку есть две измеряемые величины – НП и ЗП, постольку эксперимент называется двумерным или бивалентным. Выделение только двух переменных позволяет изучить психическое явление в «чистом» виде. Реализация такого варианта исследования осуществляется с помощью описанных выше процедур контроля дополнительных переменных и предъявления независимой переменной. Основная масса экспериментального материала в психологии добыта с помощью однофакторных опытов. Они пока являются основным инструментом изучения психических явлений на функциональном уровне, т.е. на уровне, позволяющем устанавливать функциональные зависимости между переменными. Понятно, что реализуется однофакторный эксперимент в лабораторных условиях.
Многофакторный (многомерный) эксперимент – это эксперимент с несколькими независимыми и обычно одной зависимой переменными. Не исключается и наличие нескольких зависимых переменных, но этот случай пока крайне редок в психологических исследованиях. Хотя, видимо, за ним будущее, так как реальные психические явления всегда представляют собой сложнейшую систему множества взаимодействующих факторов. Многофакторный эксперимент пока еще только завоевывает равное положение с однофакторным. Основными причинами такой ситуации считаются: 1) трудность (или иногда неспособность) вырваться из привычных стереотипов о правилах проведения исследований и 2) малое число публикаций по теории многомерных исследований.
Синонимы многофакторного эксперимента: многоуровневый; многомерный, мультивалентный эксперимент
Индивидуальный эксперимент – опыт с одним испытуемым.
Групповой эксперимент – опыт с несколькими испытуемыми одновременно. Их взаимовлияния могут быть как существенными, так и незначительными, могут учитываться экспериментатором или не учитываться. Если взаимовлияния испытуемых друг на друга обусловлены не только соприсутствием, но и совместной деятельностью, то возможно говорить о коллективном эксперименте.
Количественный эксперимент – это опыт, в котором независимая переменная может уменьшаться или увеличиваться. Ряд её возможных значений представляет собой континуум, т.е. непрерывную последовательность величин. Эти значения, как правило, могут выражаться численно, поскольку НП имеет единицы измерения. В зависимости от природы НП её количественное представление может осуществляться различными способами. Например, временной интервал (длительность), дозировка, вес, концентрация, число элементов. Это физические показатели. Количественное выражение НП может реализовываться и через психологические показатели: как психофизические, так и психометрические.
Количественный характер НП еще не гарантирует получения метрических (интервальных и пропорциональных) экспериментальных данных, но является их существенной предпосылкой.
Качественный эксперимент – это опыт, в котором независимая переменная не имеет количественных вариаций. Её значения предстают только как различные качественные модификации. Примеры: половые различия популяций, модальностные различия сигналов и т.п. Предельный случай качественного представления НП – это её наличие или отсутствие. Например: присутствие (отсутствие) помех.
Качественный характер НП не обязательно приводит к неметрическим результатам эксперимента. Но получение метрических данных здесь, как правило, более проблематично, чем в количественных опытах.
Заключение
Эксперимент – это научный метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установления причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития. Кроме того, получаемые научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что даёт возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений.
Совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:
I. По действительности проведения и полноте процедуры;
II. По цели эксперимента;
III. По уровню исследования;
IV. По типу воздействия на испытуемого;
V. По степени вмешательства экспериментаторов жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации);
VI. По количеству независимых переменных;
VII. По числу испытуемых;
VIII. По типу изменения независимой переменной.
Список используемой литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
Краткий психологический словарь-хрестоматия / Под ред. К.К. Платонова. Сост. Б.М. Петров. М., 1974. – С. 129.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. София, 1968.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
Славин А.В. Роль мысленного (воображаемого) эксперимента в возникновении нового знания // Очерки истории и теории развития науки. М., 1969.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – С. 15.
Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – С. 71.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – С. 44.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 118.
Там же. – С. 124 – 125.
Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 78.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 66 – 67.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 191.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 125.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 67.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 212 – 213.
Славин А.В. Роль мысленного (воображаемого) эксперимента в возникновении нового знания // Очерки истории и теории развития науки. М., 1969.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 213 – 214.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 214 – 215.
Там же. – С. 216.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 216 – 217.
Там же. – С. 217.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 217 – 218.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 218 – 219.
Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. София, 1968.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. – С. 41.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.
Краткий психологический словарь-хрестоматия / Под ред. К.К. Платонова. Сост. Б.М. Петров. М., 1974. – С. 129.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 219 – 221.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. – С. 103.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 222 – 223.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 223 – 225.
2
2.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.
3.Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
4.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
5.Краткий психологический словарь-хрестоматия / Под ред. К.К. Платонова. Сост. Б.М. Петров. М., 1974. – С. 129.
6.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
7.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
8.Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.
9.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
10.Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
11.Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. София, 1968.
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
13.Славин А.В. Роль мысленного (воображаемого) эксперимента в возникновении нового знания // Очерки истории и теории развития науки. М., 1969.
14.Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
15.Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.
Вопрос-ответ:
Что такое эксперимент в психологии?
В психологии эксперимент - это один из методов исследования, позволяющий изучать причинно-следственные связи между переменными. В эксперименте манипулируют одной или несколькими независимыми переменными, чтобы изучить их влияние на зависимую переменную.
В чем заключается основная идея психологического эксперимента?
Основная идея психологического эксперимента заключается в создании контролируемых условий, в которых можно изучать влияние различных факторов на поведение или психические процессы. Эксперимент позволяет исследователям определить причинно-следственные связи и установить общие закономерности в поведении людей.
Какие виды эксперимента выделяются в психологии?
В психологии выделяются два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. В лабораторном эксперименте исследователь создает и контролирует условия эксперимента, а в естественном эксперименте исследователь изучает уже существующие условия и явления в реальном мире.
Какие разновидности эксперимента выделяются по степени вмешательства экспериментатора?
Разновидности эксперимента можно выделить, исходя из степени вмешательства экспериментатора в деятельность испытуемого. Дублирующий эксперимент позволяет создать точные копии реальных ситуаций и явлений в контролируемом окружении, а улучшающий эксперимент предполагает модификацию реальных ситуаций для более точного изучения определенных аспектов.
Зачем проводить эксперименты в психологии?
Проведение экспериментов в психологии позволяет получить объективные данные и выявить причинно-следственные связи между переменными. Это помогает установить общие закономерности в психических процессах и поведении людей. Эксперименты также позволяют проверять гипотезы и тестировать теории, что способствует развитию психологической науки.
Что такое эксперимент и почему он считается одним из научных методов?
Эксперимент - это контролируемое наблюдение или исследование, проводимое с целью проверки гипотезы или подтверждения фактов. Он считается одним из научных методов, потому что позволяет устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и выявлять закономерности. В эксперименте исследователь может контролировать условия и влиять на независимую переменную, что позволяет получить надежные результаты и делать выводы.
Какая общая характеристика психологического эксперимента?
Психологический эксперимент - это специально организованное исследование, направленное на изучение психологических процессов и явлений. Характеристикой этого эксперимента является контролируемая ситуация, в которой проводится наблюдение за испытуемыми и измерение показателей. Также важной особенностью психологического эксперимента является наличие группы контроля, которая позволяет сравнить результаты экспериментальной и контрольной групп.
Какие виды эксперимента выделяются?
Существуют различные виды эксперимента. Одним из популярных делений является разделение на лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованной лаборатории, где исследователь имеет полный контроль над условиями. Естественный эксперимент, напротив, проводится в естественных условиях, без контроля исследователя. Кроме того, существуют и другие виды эксперимента, такие как полевой эксперимент, кросс-культурный эксперимент и др.
Что такое дублирующие и улучшающие реальный мир эксперименты?
Дублирующие эксперименты - это такие эксперименты, которые воспроизводят определенные условия реального мира в контролируемой ситуации. Исследователь пытается создать аналогичные условия и проверить их воздействие на испытуемых. Улучшающие реальный мир эксперименты, напротив, изменяют реальный мир, чтобы улучшить ситуацию для испытуемых. Это может включать в себя изменение контекста, добавление ресурсов или изменение правил и влияний.
Что такое эксперимент в психологии?
Эксперимент в психологии - это научный метод, который позволяет изучать влияние различных факторов на поведение и психологические процессы. В эксперименте контролируются и изменяются определенные условия, а затем изучается и анализируется их влияние на испытуемых.
Какие виды экспериментов существуют в психологии?
В психологии существуют различные виды экспериментов. Один из способов классификации экспериментов предложен Р. Готтсданкером, который выделяет две разновидности экспериментов: дублирующие и улучшающие реальный мир. В дублирующих экспериментах создаются искусственные условия, где изучается влияние различных факторов на поведение. В улучшающих реальный мир экспериментах исследуются натурные условия, с минимальным вмешательством экспериментатора.