Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей в семейном законодательстве Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 10.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЙ СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Правовой анализ форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в семейном законодательстве России 7
1.2. Усыновление (удочерение) в системе форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 14
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ 20
2.1. Понятие и характерные черты института усыновления (удочерения) в семейном праве России 20
2.2. Субъекты усыновления (удочерения): выделение отличительных черт 24
2.3. Правовой порядок установления и отмены усыновления (удочерения) в Российской Федерации 40
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) 47
3.1. Обзор судебной практики усыновления (удочерения) в России 47
3.2. Анализ усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
При этом в ст. 15 Конституции РФ установлен приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров перед нормами национального права. Из чего следует, что в случае противоречия норм российского законодательства в вопросах охраны и защиты прав несовершеннолетних применяются нормы международного права.Вопросам оснований и порядка усыновления (удочерения) посвящен ряд международных актов, положения которых призваны в той или иной мере унифицировать в каждом отдельно взятом государстве нормы, действие которых направлено на регулирование устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К общим актам, в которых провозглашаются права и свободы, относятся Международный пакт о гражданских и политических правах <5>, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка и др. К специальным международным актам, затрагивающим вопросы оснований и порядка усыновления (удочерения), относятся Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, Европейская конвенция об усыновлении детей.В СК РФ закреплен порядок и установлены правовые последствия усыновления (удочерения) детей. Правовые нормы главы 19 СК РФ регулируют отношения, возникающие по поводу усыновления (удочерения) гражданами Российской Федерации на территории Российской Федерации, а в ст. 162 СК РФ установлен порядок усыновления (удочерения) с участием иностранных граждан и подданных, лиц без гражданства. Одна из форм поддержки государством происхождения и дополнительной гарантией защиты прав усыновленного ребенка на территории принимающего государства - это сохранение у ребенка гражданства государства происхождения и получение второго гражданства принимающей страны. Говоря, о международном усыновлении (удочерении), как верно отмечает Е.А. Рыжова, обязательно должны учитываться требования норм российского законодательства о детях, которые подлежат усыновлению, требования к усыновителям, о разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным, о порядке усыновления, о получении согласия родителей, согласия супруга усыновителя, а также самого ребенка, достигшего десятилетнего возраста. При этом стоит отметить, что среди всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) является приоритетной. В теории и в правоприменительной практике термины «усыновление» и «удочерение» рассматриваются как синонимы, поскольку гендерные различия в данном случае не допускаются - это противоречит одному из самых важных правовых принципов - запрету дискриминации. Причем специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.Усыновление (удочерение) в отношении несовершеннолетних лиц осуществляется только с учетом их интереса, этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. При этом законодатель устанавливает, что в отношении братьев и сестер усыновление (удочерение) различными лицами не допускается. Однако в некоторых случаях допускается усыновление (удочерение) братьев и сестер разными лицами, но только если это отвечает интересам детей. Так, воспитание различными лицами полнородных и неполнородных братьев и сестер допускается в следующих случаях: дети не осведомлены о наличии у них кровного родства с другими индивидами, не находились на совместном воспитании или не проживали вместе либо по состоянию здоровья не могут проживать вместе, например, в связи с тяжелым заболеванием одного из них. К примеру, в случае, если один из детей является инвалидом и должен постоянно находиться в специальных учреждениях, а другой ребенок здоровый. В случае если усыновители (удочерители) смогут доказать, что такое усыновление (удочерение) происходит в интересах детей, то в исключительных случаях власть позволяет «разделить» детей. При усыновлении (удочерении) важно соблюдать принцип взаимности, когда происходит учет интересов как детей, так и усыновителей (удочерителей).В соответствии с нормами международного частного права в России усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами осуществляется по законодательству того государства, гражданином которого является усыновитель (удочеритель). В отношении лица без гражданства действует следующее правило - усыновление (удочерение) осуществляется по праву того государства, где лицо без гражданства имеет постоянное место жительства. Между тем следует отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) ребенка из России, должны встать в установленном порядке на учет в соответствующий федеральный или региональный орган исполнительной власти.Усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами регулируется многочисленными международными двухсторонними соглашениями об усыновлении (удочерении). Они призваны регулировать правовые вопросы между государствами, а также обеспечить права и законные интересы детей.В 2010 г. Правительство РФ утвердило Правилапередачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях. Данные Правила регламентируют порядок осуществления контроля со стороны государства в таких случаях.Среди важнейших актов, в том числе затрагивающих вопросы международного усыновления (удочерения), является Постановление Пленума ВС РФ от 2006 г. «О применениями судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей». В данном акте помимо концептуальных разъяснений о подсудности, оформлении заявления, порядке усыновления (удочерения) содержатся рекомендации, которыми следует руководствоваться при разрешении дел об усыновлении (удочерении) российских детей иностранными гражданами. К ним относятся:- международное усыновление (удочерение) российских детей допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание гражданам Российской Федерации. Важно отметить, что усыновление (удочерение) не должно приводить к неоправданным выгодам усыновителей (удочерителей);- передача осуществляется по истечении 12 месяцев со дня поступления сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, в федеральный банк данных о детях;- отсутствие у заявителя болезней, препятствующих усыновлению (удочерению);- наличие необходимых документов, которые предоставляют органы опеки и попечительства в отношении детей и заявителя.Порядок международного усыновления (удочерения) включает в себя несколько этапов.Самым первым и ключевым этапом является обращение усыновителя (удочерителя) - заявителя в органы опеки и попечительства или федеральный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, той страны, в которой он хочет усыновить (удочерить) ребенка. Заявитель должен предоставить заявление и необходимые документы, перечисленные в Постановлении Правительства РФ N 275. После рассмотрения представленных документов органы опеки и попечительства созывают Комиссию, целью которой является всестороннее обследование условий возможной дальнейшей жизни ребенка в семье заявителя. По окончании проверки в течение 15 дней готовится заключение о целесообразности (нецелесообразности) усыновления (удочерения) этим заявителем.Следующим этапом является предоставление органами опеки и попечительства заявителю данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При разрешении вопроса о выборе кандидатуры ребенка законодатель исходил из обязанности заявителя ознакомиться со всеми документами и медицинскими заключениями в отношении такого ребенка, в том числе пообщаться с его лечащим врачом. При этом заявитель письменно подтверждает, что ознакомлен со всеми документами, в числе прочих - с документами о состоянии здоровья ребенка. Важным шагом на данном этапе является знакомство будущего усыновителя (удочерителя) с ребенком. Они должны пообщаться, наладить между собой контакт. Говоря о международном усыновлении (удочерении), здесь является важным мнение ребенка о заявителе, так, например, переезд в другую страну может вызвать определенный стресс у ребенка. А такой стресс с точки зрения действующего законодательства и правоприменительной практики может рассматриваться как психологическая травма, что противоречит не только интересам детей, но и основным принципам семейного права.Окончательное решение принимает суд. Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) осуществляется в порядке особого судопроизводства и происходит в закрытом заседании при участии прокурора, представителя органа опеки и попечительства, а также с учетом мнения ребенка, если ему исполнилось 10 лет. Суд, всесторонне исследовав документы дела, принимает решение об удовлетворении или отказывает в удовлетворении просьбы заявителей об усыновлении (удочерении) ребенка.Правовые последствия усыновления (удочерения) закреплены в ст. 137 СК РФ. Весьма значимым в данном случае является положение, закрепляющее, что между ребенком и членами семьи усыновителя (удочерителя) возникают взаимные права и обязанности. Существуют и исключения. По просьбе усыновителя (удочерителя) может сохраниться правовая связь с биологическими родителями ребенка, а в случае их смерти - с другими близкими кровными родственниками по их просьбе. Кроме того, существует точка зрения, что решая вопрос о том, сохранять или не сохранять тайну усыновления, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», имея в виду, что тайна не является обязательным условием любого усыновления и ее сохранение зависит только от волеизъявления усыновителей. При этом стоит отметить, что семейное законодательство большинства стран мира строго запрещает брак между усыновленными (удочеренными) и усыновителями (удочерителями).Таким образом, международное усыновление (удочерение) является альтернативным видом устройства детей при невозможности их передачи в семью гражданам РФ. Основанием является наличие ребенка, оставшегося без попечения родителей более 6 месяцев в федеральном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. Тут стоит отметить, что Российская Федерация делает все возможное для защиты своих детей, переданных на воспитание за границу. В 2002 г. в США произошел резонансный случай смерти усыновленного ребенка из Российской Федерации. В связи с этим был принят ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», в соответствии с которым гражданам США было запрещено усыновлять (удочерять) российских детей. О.А. Рузакова отмечает, что при разрешении вопроса усыновления с иностранным элементом должны учитываться права детей, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, особенно в условиях международной интеграции.Говоря о перспективах развития международного усыновления (удочерения), необходимо задаться следующим вопросом: всегда ли международное усыновление (удочерение) отвечает интересам самого ребенка? На наш взгляд, в первую очередь необходимо искать те способы устройства российских детей, которые отвечают именно интересам самих детей, в том числе воспитание их на территории Российской Федерации. Международное усыновление (удочерение) должно являться самой крайней мерой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Также необходимо выработать единый международный акт об усыновлении (удочерении), нормы которого предполагали бы жесткий механизм привлечения к ответственности усыновителей (удочерителей), намеренные или случайные действия которых создают или могут создать угрозу жизни, здоровью, психическому, физическому и нравственному здоровью детей.ЗаключениеТакимобразом,принаписанииработымыпришликследующимвыводам:Усыновление (удочерение) является одним из важнейших институтов семейного права. Усыновление – это определение юридического акта, в результате которого дети, лишенные родительской опеки, могут обрести новую семью. Главной особенностью данного процесса является то, что между усыновленными и усыновителями в результате возникают правовые связи, аналогичные отношениям между родителями и детьми. То есть в результате стороны становятся близкими родственниками. Понятие и значение усыновления не определены законодательством, однако ст. 124 СК определяет его как приоритетную форму семейного устройства детей-сирот. Связано это с тем, что между усыновителями и усыновляемыми возникают не только близкие родственные отношения, но и юридические связи, приравнивающие такого ребенка к кровному и наделяющие усыновителей полноценными правами и обязанностями родителей. Следует понимать, что такое усыновление делает из ребенка полноценного члена семьи, наделяя его правами наследования в отношении новых родителей и других родственников. Усыновителям, в свою очередь, предоставляется право дать ребенку собственную фамилию, а также изменить другие его анкетные данные по своему усмотрению. Главным законодательным актом, регулирующим усыновление в семейном праве, безусловно, является Семейный кодекс. Его нормативами определяются основные моменты данной процедуры, требования, права и обязанности усыновителей и усыновленных, общие правила усыновления, последствия его осуществления, условия отмены и так далее. Однако процедура удочерения регулируется не только семейным законодательством – например, глава 29 Гражданского процессуального кодекса осуществляет правовое регулирование усыновления как особого судебного производства, определяя порядок судебного рассмотрения, содержание заявления, необходимые документы. Отдельные нормативы содержатся и в других законодательных актах: например, ГК РФ устанавливает права усыновленных и усыновителей при наследовании. На самом деле причин может быть масса, и мотивы усыновления ребенка могут быть разнообразными. Закон не определяет какого-либо исчерпывающего списка обстоятельств, при которых допускается прием в семью усыновленного ребенка, однако данные обстоятельства указываются в заявлении в суд, поэтому просьба заявителей должна быть как минимум обоснованной. В любом случае оценка мотивов потенциальных приемных родителей дается индивидуально в судебном порядке. Среди наиболее распространенных мотивов можно выделить: бесплодие одного из супругов или иные причины, влекущие невозможность самостоятельно родить ребенка; желание иметь ребенка при отсутствии полового партнера; любовь к детям и сострадание к конкретному ребенку-сироте; увеличение собственной семьи; смерть собственного ребенка. Нужно учитывать, что неправильная мотивация и отсутствие достаточных обстоятельств станет препятствием для удочерения. Субъекты усыновления также часто имеют скрытые меркантильные мотивы, например, получение регионального единовременного пособия размером 300-500 тыс. рублей или жилищных сертификатов, что, само собой, вызывает озабоченность в обществе. Усыновителем, следуя логике законодателя, считается любое лицо, усыновившее или удочерившее ребенка и ставшее в итоге одним из приемных родителей, способных обеспечить его полноценное физическое, психическое и нравственное развитие. Тем, кто имеет право усыновить ребенка в России, согласно ст. 127 СК, может стать любое совершеннолетнее лицо, за исключением: недееспособных, ограниченных в дееспособности и их супругов; лиц, лишенных родительских прав и отстраненных от опекунства; бывших усыновителей, лишенных статуса по их вине; лиц, не способных быть усыновителями по состоянию здоровья – по причине болезни, вошедшей в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ № 117 от 14.02.13; лиц, не имеющих соответствующего дохода или постоянного места жительства; лиц с судимостью за сексуальные преступления, преступления против жизни и свободы, против чести и достоинства, общественной безопасности, а также другие тяжкие и особо тяжкие преступления; лиц, состоящих в однополых браках. Лица, имеющие право быть усыновителями, но не состоящие в браке, не могут стать усыновителями одного и того же ребенка. Если гражданин не состоит в браке, разница в возрасте с приемным ребенком, согласно ст. 128 СК, должна быть не менее 16 лет, но она может быть уменьшена при наличии уважительных причин. При наличии нескольких потенциальных усыновителей одного и того же ребенка, преимущество отдается родственникам, с учетом интересов ребенка. Перед усыновлением усыновители обязаны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку. Согласно ст. 124 СК, усыновленными могут быть лишь несовершеннолетние дети, то есть максимальный возраст приемного ребенка не может превышать 17 лет. Если сиротами являются кровные братья и сестры, их не могут усыновить разные усыновители, за исключением случаев, когда дети не проживали и не воспитывались вместе, не знали о своем родстве, не могут жить вместе по состоянию здоровья и с учетом их других интересов, независимо от их возраста. Если ребенок достиг десятилетнего возраста, согласно ст. 132 СК, в общих случаях необходимо его согласие на усыновление. В то же время сложно однозначно ответить на вопрос, с какого возраста лучше усыновлять ребенка, – все зависит от мотивов приемных родителей. По мнению психологов, наиболее оптимальным считается возраст 0-2 года – удочерение в таком возрасте проходит наиболее гладко и для ребенка, и для родителей. При усыновлении детей старше 4 лет возможны проблемы с адаптацией: чем старше ребенок, тем сложнее проходит процесс привыкания. В любом случае это весьма субъективно и получить однозначный ответ невозможно. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка играет огромную роль в процессе поиска и формирования для ребенка новой семьи. Социальный педагог, участвующий в процессе усыновления, выполняет огромный спектр задач, начинающийся популяризацией приемных семей и заканчивающийся надзором за их жизнедеятельностью. Социально-педагогическая деятельность включает также работу и других специалистов, в том числе соцработников, психологов, врачей и других, которых координирует социальный педагог. Его деятельность можно разделить на несколько этапов, среди которых: Подбор приемных родителей: опрос потенциальных приемных родителей, сбор важной информации относительно здоровья, материального состояния, религиозных взглядов, мотивов, анализ их ответов, создание баз данных, систематизация собранной информации, помощь в сборе документов и т. д. Посредничество между ребенком и потенциальной приемной семьей, посещающей детский дом: наблюдение за общением, сбор необходимой информации, анализ поведения ребенка и родителей, определение того, будет сложно ли усыновить детей конкретно этим супругам. Сбор данных о приемной семье: анализ информации, предоставленной потенциальными приемными родителями, проверка ее достоверности вместе с профильными специалистами. Вводный курс для родителей: разработка программы вводного курса, включающего теоретическое обучение и практическую часть (несколько дней стажировки в заведении, где содержится ребенок). Передача ребенка в семью и дальнейший надзор: разработка углубленных программ обучения, выявление и разрешение проблем, которые могут возникнуть в приемной семье. Чтобы определить, какой орган принимает решение об усыновлении, следует обратиться к ст. 125 СК. Согласно ей, дела соответствующей категории рассматриваются исключительно судами по месту жительства или месту нахождения ребенка в порядке особого производства. А поскольку сам факт усыновления подлежит государственной регистрации, после вынесения положительного решения суд также направляет уведомление в районный ЗАГС по месту вынесения решения. Правовые последствия усыновления закреплены ст. 137 СК, согласно которой усыновленные и их потомство по отношению к приемным родителям и их родственникам и наоборот приобретают взаимные имущественные и неимущественные права и обязанности, установленные законодательством в отношении кровных родственников. Фактически они становятся близкими родственниками со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это касается не только личных и имущественных прав и обязанностей, закрепленных семейным законодательством, но и установленных другими отраслями права – гражданским, трудовым, пенсионным, наследственным. Согласно ч. 3 ст. 125 СК, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня, когда соответствующее решение суда обретает законную силу. Важно понимать, что, согласно ч. 6 ст. 137 СК, такие последствия наступают независимо от того, записаны усыновители в качестве родителей ребенка или нет. По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 137 СК, попадая в приемную семью, ребенок утрачивает какие-либо права и обязанности в отношении своих биологических родителей, приобретая аналогичный объем прав в отношении членов приемной семьи. При этом, если усыновителем является одно лицо, по просьбе биологических матери или отца такие права и обязанности могут быть сохранены, если усыновителем является мужчина или женщина соответственно. Кроме того, в отдельных случаях такие права и обязанности могут быть сохранены в отношении биологических бабушки и дедушки, о чем указывается в решении суда. Кроме того, согласно ст. 138 Семейного кодекса, за приемным ребенком могут быть сохранены права на пенсию или пособие, причиной назначения которых стала смерть биологического родителя. Стоит отметить, что после усыновления и приобретения объема прав в отношении приемных родителей в него обязательно входят наследственные, жилищные и иные имущественные права, гарантированные кровным родственникам, а также права, установленные главой 11 СК. Что касается обязанностей, то они возникают лишь по достижении совершеннолетия: в том числе обязанность по содержанию и участию в дополнительных расходах нуждающихся родителей. Как уже было определено, семейные правоотношения между усыновителями и усыновленным возникают с момента вступления в силу решения суда. С этого дня у приемных родителей возникают все обязанности, регламентированные главой 12 СК, среди которых: материальное содержание ребенка; обеспечение его права на образование, жилье и других фундаментальных прав; полноценное воспитание ребенка; защита его прав и законных интересов; забота о физическом, психическом, нравственном и духовном развитии. Что касается прав усыновителей, то они идентичны правам кровных родителей: до наступления совершеннолетия ребенка усыновители выполняют функции его законных представителей, после него сохраняют все имущественные права близких родственников. Многих потенциальных усыновителей интересует вопрос, легко ли усыновить ребенка, хотя большинству этот вопрос кажется риторическим. Процедура приема в семью детей из детского дома связана с комплексом проблем как правового, так и морально-психологического характера, поэтому легким данный процесс точно уж не назовешь. Даже поверхностное изучение ситуации с усыновлением и последующей жизнедеятельностью приемной семьи позволяет выделить характерные проблемы усыновления детей и разделить их на несколько категорий. Среди них: Проблемы правового характера связаны, как правило, со сбором необходимого пакета документов, прохождением множества бюрократических процедур, получением заключения от органов опеки, судебным разбирательством. Морально-психологические проблемы связаны с преувеличением приемными родителями своих сил, непринятием их решения со стороны близких, неспособностью увидеть в усыновленном родного ребенка, общественным порицанием, боязнью генных наклонностей, неуверенностью. Проблемы со здоровьем: усыновляя ребенка до 2 лет, родители должны учитывать, что существует вероятность проявления у него врожденных заболеваний и патологий, разного рода психических и физических расстройств. Проблемы с адаптацией: по мнению психологов, чем старше приемный ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к новой обстановке и приемным родителям. Но родители могут испытывать ровным счетом такие же проблемы. Само собой, это далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у приемных родителей. Нужно помнить, что усыновление – это в первую очередь жертва. Порядок усыновления определен ст. 125 СК, согласно которой оно осуществляется судебным органом по заявлению лиц, желающих взять ребенка из детдома. Согласно ст. 269 Гражданско-процессуального кодекса, по общему правилу подача такого заявления осуществляется по месту жительства или нахождения ребенка. Вместе с ним подаются документы, указанные в ст. 271 ГК, а также заключение органов опеки о соблюдении интересов ребенка. Помимо усыновителей в таком заседании участвуют органы опеки и представители прокуратуры. Согласно ст. 273 ГПК, судебное рассмотрение в порядке особого производства проводится в закрытом режиме. По итогу рассмотрения суд или удовлетворяет просьбу заявителей в усыновлении, или отказывает в удовлетворении, вынося соответствующее решение. В случае удовлетворения суд обязан направить соответствующую выписку в ЗАГС, так как усыновление подлежит государственной регистрации. По общему правилу, за усыновленным ребенком сохраняются все его анкетные данные. Однако ст. 134 СК позволяет усыновителям просить суд о присвоении усыновленному их фамилии, а также названного ими имени. Вполне логично многих интересует, меняется ли отчество при усыновлении ребенка: оно определяется по имени усыновителя или имени отца, названного усыновительницей. Если ребенок достиг 10-летнего возраста, изменение этих данных возможно лишь с его согласия. Более того, для соблюдения тайны усыновления закон позволяет приемным родителям просить суд об изменении даты рождения в пределах трех месяцев. Согласно ст. 135 СК, по общему правилу, это возможно лишь в отношении ребенка, не достигшего возраста 1 года. Кроме того, допускается изменение места рождения.Незаконное усыновление (удочерение) – весьма распространенное для России явление, что вызвано сложностью и длительностью прохождения установленных законом бюрократических процедур. За такие действия ст. 154 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, а также ареста. По сути, квалифицировать как незаконное можно любое усыновление, которое не соответствует установленному законом порядку. Следуя судебной практике, таковым можно считать: разрешение на усыновление братьев и сестер разными родителями; предоставление приоритета иностранным гражданам, если есть возможность передать ребенка на усыновление в российскую семью; внесение заведомо ложных сведений в заключение органа опеки; умолчание или сообщение ложных сведений, препятствующих усыновлению относительно личности приемных родителей; игнорирование согласия родителей, опекунов, попечителей. Кроме того, согласно ст. 126.1 СК, недопустимой является посредническая деятельность по усыновлению детей в Российской Федерации. Таковой считается любая деятельность третьих лиц, направленная на подбор и передачу на усыновление детей в интересах лиц, желающих стать приемными родителями. В зависимости от совершенных действий, такое посредничество может стать причиной привлечения как к административной, так и уголовной ответственности. СписокиспользованнойлитературыКонвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Справочно-правовая система КонсультантПлюсКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 №197 –ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Российская газета.2001. №256; Российская газета.2015.№5Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012г. №272-ФЗ // Российская газета. – 2012.- 29 дек. (№302).Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 №143-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №47. Ст. 5340.Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ (ред. от 22.12.2014 №432- ФЗ) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. №1; Собрание законодательства РФ. 2014. №52. Ст. 7543.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 28.12.2016)// Российская газета. 2006. №297.Афанасьева И.В., Белова Е.А. Тайна усыновления: за и против // Семейное и жилищное право. 2004. N 1. С. 8 - 10; Вишневская Е.В., Турилкина Т. Усыновление: понятие, причины, последствия // Семейное и жилищное право. 2003. N 1. С. 29 - 33.Бахтиаров И.П. Физические лица как субъекты семейных правоотношений: Монография / Под ред. О.Ю. Ильиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.Беланова Г.О. Усыновление (удочерение) ребенка по правилам особого производства / Г.О. Беланова, А.В. Михневич // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – №2 (32). – С. 109.Бюллетень органов государственной власти Республики Коми. 2015. N 10. Ст. 162.Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. и др. Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. С. 237.Гончарова А.В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2013. N 2. С. 7 - 9.Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. URL: http://www.usynovite.ru/structure/ (дата обращения: 15.06.2018).Михневич А.В. Рассмотрение судами дел об усыновлении детей – граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, а так же гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ // Актуальные проблемы гражданского судопроизводства: материалы межвузовской науч.- практ. конф. / Под ред. С.В. Потапенко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – С. 32.Михневич А.В. Утерянная возможность гарантировать RESTITUTIO IN INTEGRUM или напоминание Совету Европы о суверенитете России? / А.В. Михневич, А. Гриценко // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – №3–2. – С. 165–169Понятие гражданско-правового оборота/ Сусликова А.В., Пронина Ю.О.// Современная научная мысль. 2017. № 4. С. 317-321.Рузакова О.А. Некоторые вопросы усыновления с иностранным элементом в условиях международной интеграции // Семейное и жилищное право. 2017. N 2. С. 16 - 18.Рыжова Е.А. Правовое регулирование международного усыновления в Российской Федерации и применение судами законодательства при рассмотрении гражданских дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами // Российский судья. 2014. N 8. С. 36.Семейное право: Учебник / Под науч. ред. Л.М. Пчелинцевой, общ.ред. Л.В. Цитович. М.: Юрайт, 2015. 330 с.Смолина Л.А., Задесенская Я.В. Усыновление (удочерение) в Италии и Франции: возможность использования зарубежного опыта отечественным законодателем // Семейное и жилищное право. 2014. N 3. С. 32 - 36.Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru.Татаринцева Е.А. Об условиях признания действительным согласия родителей на усыновление ребенка в Российской Федерации и европейских странах // Юридический мир. 2014. N 7. С. 22 - 26.Тринченко К.О. Особенности международно-правового регулирования трансграничного усыновления в двухсторонних договорах России с иностранными государствами // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 2. С. 17 - 18.Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 №15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” в связи с жалобой Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс».Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» /Российская газета. 2006. №92. 21 апреля.Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 №275 (ред. от 10.02.2014)) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. 2000. №15; Собрание законодательств 2012. 10 сентября.http://pravo.moe/kak-obespechivaetsya-tajna-usynovleniya-i-udochereniya-v-rossii/5URL: deti.gov.ru/content-wide.php.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 №197 –ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Российская газета.2001. №256; Российская газета.2015.№5
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
5. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012г. №272-ФЗ // Российская газета. – 2012.- 29 дек. (№302).
6. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 №143-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №47. Ст. 5340.
7. Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ (ред. от 22.12.2014 №432- ФЗ) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. №1; Собрание законодательства РФ. 2014. №52. Ст. 7543.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 28.12.2016)// Российская газета. 2006. №297.
9. Афанасьева И.В., Белова Е.А. Тайна усыновления: за и против // Семейное и жилищное право. 2004. N 1. С. 8 - 10; Вишневская Е.В., Турилкина Т. Усыновление: понятие, причины, последствия // Семейное и жилищное право. 2003. N 1. С. 29 - 33.
10. Бахтиаров И.П. Физические лица как субъекты семейных правоотношений: Монография / Под ред. О.Ю. Ильиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.
11. Беланова Г.О. Усыновление (удочерение) ребенка по правилам особого производства / Г.О. Беланова, А.В. Михневич // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – №2 (32). – С. 109.
12. Бюллетень органов государственной власти Республики Коми. 2015. N 10. Ст. 162.
13. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. и др. Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. С. 237.
14. Гончарова А.В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2013. N 2. С. 7 - 9.
15. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. URL: http://www.usynovite.ru/structure/ (дата обращения: 15.06.2018).
16. Михневич А.В. Рассмотрение судами дел об усыновлении детей – граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, а так же гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ // Актуальные проблемы гражданского судопроизводства: материалы межвузовской науч.- практ. конф. / Под ред. С.В. Потапенко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – С. 32.
17. Михневич А.В. Утерянная возможность гарантировать RESTITUTIO IN INTEGRUM или напоминание Совету Европы о суверенитете России? / А.В. Михневич, А. Гриценко // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – №3–2. – С. 165–169
18. Понятие гражданско-правового оборота/ Сусликова А.В., Пронина Ю.О.// Современная научная мысль. 2017. № 4. С. 317-321.
19. Рузакова О.А. Некоторые вопросы усыновления с иностранным элементом в условиях международной интеграции // Семейное и жилищное право. 2017. N 2. С. 16 - 18.
20. Рыжова Е.А. Правовое регулирование международного усыновления в Российской Федерации и применение судами законодательства при рассмотрении гражданских дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами // Российский судья. 2014. N 8. С. 36.
21. Семейное право: Учебник / Под науч. ред. Л.М. Пчелинцевой, общ. ред. Л.В. Цитович. М.: Юрайт, 2015. 330 с.
22. Смолина Л.А., Задесенская Я.В. Усыновление (удочерение) в Италии и Франции: возможность использования зарубежного опыта отечественным законодателем // Семейное и жилищное право. 2014. N 3. С. 32 - 36.
23. Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru.
24. Татаринцева Е.А. Об условиях признания действительным согласия родителей на усыновление ребенка в Российской Федерации и европейских странах // Юридический мир. 2014. N 7. С. 22 - 26.
25. Тринченко К.О. Особенности международно-правового регулирования трансграничного усыновления в двухсторонних договорах России с иностранными государствами // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 2. С. 17 - 18.
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 №15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” в связи с жалобой Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс».
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» /Российская газета. 2006. №92. 21 апреля.
28. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 №275 (ред. от 10.02.2014)) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. 2000. №15; Собрание законодательств 2012. 10 сентября.
29. http://pravo.moe/kak-obespechivaetsya-tajna-usynovleniya-i-udochereniya-v-rossii/5
30. URL: deti.gov.ru/content-wide.php.
Вопрос-ответ:
Какие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются в семейном законодательстве Российской Федерации?
В семейном законодательстве России регулируются различные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, такие как опека, приемная семья, усыновление и удочерение.
Что такое усыновление и удочерение в системе форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей?
Усыновление и удочерение - это формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которые предполагают приобретение ребенком новых родителей, которые принимают его как своего собственного и обязуются заботиться о нем, обеспечивать его права и благополучие.
Какие правовые основы регулируют усыновление и удочерение в Российской Федерации?
Усыновление и удочерение в России регулируются семейным законодательством, а также Федеральным законом "Об усыновлении" и Федеральным законом "Об удочерении". Эти законы устанавливают правовые основы и процедуры для осуществления усыновления и удочерения в стране.
Какие требования предъявляются к потенциальным родителям при усыновлении или удочерении в России?
Потенциальные родители, желающие усыновить или удочерить ребенка, должны соответствовать определенным требованиям, таким как возрастные ограничения, состояние здоровья, наличие стабильного дохода и жилья, отсутствие судимостей и др. Кроме того, потенциальные родители должны пройти специальную подготовку и обучение, проводимое органами опеки и попечительства и другими соответствующими органами.
Какие формы воспитания детей без попечения родителей предусмотрены в семейном законодательстве России?
В семейном законодательстве России предусмотрены следующие формы воспитания детей без попечения родителей: опекунство, приемная семья, усыновление и удочерение.
Какой правовой анализ проводится в отношении форм воспитания детей без попечения родителей в семейном законодательстве России?
В семейном законодательстве России проводится правовой анализ форм воспитания детей без попечения родителей с целью установления их правового статуса, регулирования процедуры и условий принятия в такую форму воспитания, а также определения прав и обязанностей родителей-усыновителей или родителей-удочерителей.
Какие особенности имеет усыновление и удочерение в системе форм воспитания детей без попечения родителей?
Усыновление и удочерение в системе форм воспитания детей без попечения родителей имеют следующие особенности: они являются одной из самых ответственных и финальных форм воспитания, при которой у ребенка возникает новая семья, устанавливаются полные права и обязанности родителей-усыновителей или родителей-удочерителей, а также предполагают обязательное согласие ребенка на данную форму воспитания.
Какие преимущества и недостатки имеет усыновление и удочерение детей без попечения родителей?
Преимущества усыновления и удочерения детей без попечения родителей включают: создание благоприятного и стабильного семейного окружения для ребенка, обеспечение ему полных прав и гарантий, решение проблемы отсутствия попечения родителей. Однако недостатки могут включать сложности в адаптации ребенка к новой семье, возможные проблемы взаимодействия с биологическими родителями, а также риск возможных конфликтов и разрыва усыновительских или удочерительских отношений.
Какие формы воспитания детей предусмотрены семейным законодательством в России?
Семейное законодательство России предусматривает несколько форм воспитания детей, которые остались без попечения родителей. Например, это передача детей на воспитание родственникам, общая опека или попечительство, а также устройство в приемную семью, усыновление и удочерение.
На чем основан правовой анализ форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семейном законодательстве России?
Правовой анализ форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семейном законодательстве России основан на различных нормативных актах и документах, таких как Закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также различные постановления и распоряжения правительства.
Какие преимущества усыновления и удочерения в системе форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей?
Усыновление и удочерение детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд преимуществ. Например, эти формы воспитания позволяют детям получить полноценную семью, где они могут получить заботу, любовь, внимание и образование. Кроме того, усыновление и удочерение дают правовую защиту ребенку и обеспечивают ему стабильное и безопасное будущее.