общая и специальная подготовка волейболистов 10-12 лет

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 49 49 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава I. Особенности физической подготовки с связи с возрастными особенностями физического развития юных воллейболистов 5
1.1. Особенности возрастного развития физических способностей у занимающихся различными видами спорта 5
1.2. Этапы многолетней тренировки юных спортсменов 10
1.3. Специальные физические способности и технико-тактический арсенал в структуре игровой соревновательной деятельности 16
1.4. Возрастная динамика физических качеств и закономерности формирования двигательных навыков у юных волейболистов 22
Глава 2. Рекомендации по применению общей и специальной подготовки юных волейболистов 28
2.1. Анализ физической подготовки волейболистов 10-12 лет 28
Динамометрия 29
Педагогический эксперимент 32
2.2. Рекомендации по применению общей и специальной подготовки волейболистов 10-12 лет 48
Заключение 56
Список использованных источников 60

Фрагмент для ознакомления

прямая в зону 4-5
Н/у прямой
из зоны 4 в
зону 6 3,13





1,73

1,87 0,29




0,29
0,83 7,80




7,20
6,87 0,24




0,86
0,83 4,67





5,47

5,00 <0,05





<0,05

<0,05 3,20




1,67
1,73 0,24




0,62
0,70 5,13





4,13

4,07 0,22





0,22

0,46 1,23





2,46

2,34 <0,05





<0,05

<0,05 <0,05





<0,05

<0,05 Н/у с пере
водом вправо
из зоны 2 в
зону 5

Н/у с пере
водом влево
из зоны 3 в зону I

Прием мяча с
подачи в зо
ну 6 и первая
передача в
зону 2 1,13



2,27




3,27 0,25


0,88



0,26 7,13


8,27



7,67 1,19


1,23



1,23 6,00



6,00




4,40 0,05



0,05




0,05 1,20


2,07



3,23 0,41


0,26



0,28 3,23



4,47




4,23 0,72



0,83




1,03 2,13



2,40




1,60 <0,05



<0,05




<0,05 <0,05



<0,05




<0,05 Блокирование
одиночное
прямого н/у 2,47 1,06 7,73 1,16 5,26 0,05 2,53 0,74 4,47 0,29 1,24 <0,05 <0,05 Блокирование
одиночное н/у
с переводом
вправо 1,20 0,41 6,23 0,88 5,73 0,05 1,13 025 3,47 0,29 2,24 <0,05 <0,05 Блокирование
одиночное н/у
с переводом
влево 1,27 0,46 7,23 1,11 6,06 0,05 1,23 0,49 3,60 1,12 2,27 <0,05 <0,05 Примечание: 1. Количество попыток -10.

Диапазон различий исходных и конечных результатов опытных групп в передаче сверху двумя руками был в пределах: группа «А» - 4,07-4,67; группа «Б» 1,06-1,93. Различия между абсолютными величинами также были подтверждены статистически (2,47-3,01; Р<0,05).
В начале эксперимента количество точных верхних прямых подач в зоны 4-5 было практически одинаковым в обеих опытных группах (разница 0,06; Р>0,05). В конце двухлетнего эксперимента точность верхних прямых подач в группе «А» была значительно больше - 7,20, чем у волейболистов группы «Б» - 4.13. Разница между конечными результатами тестирования – 3,7 и между величинами приростов - 3,01 была статистически достоверной (Р<0,05).
По точности нападающих ударов прямых и с переводом, юные волейболисты групп «А» и «Б» в начале эксперимента практически не отличались друг от друга. По данным заключительного тестирования, точность нападающих ударов у волейболистов группы «А» была значительно большей, по сравнению с группой «Б». Разница составила 2,8-3,7 ударов и она была подтверждена статистически (Р<0,05).
По величинам приростов результатов в точности нападающих ударов за два года педагогического эксперимента существенное преимущество также было на стороне юношей опытной группы «А» (2,66-3,87; Р<0,05).
Важным элементом игровой деятельности является прием мяча с подачи в зоне 6 и первая передача в зону 2 на точность. По данным исходного тестирования незначительное преимущество в этом тесте было на стороне испытуемых группы «Б» - 0,06. И, хотя, статистически достоверные изменения (Р<0,05) произошли в обеих экспериментальных группах (группа «А» - 4,40; группа «Б» - 1,6), у юношей группы «А» абсолютные значения точных передач после приема подачи были значительно больше - 2,74, чем у юношей группы «Б», что и было подтверждено статистически (Р<0,05).
Блокирование нападающих ударов прямых и с переводами требует от волейболистов разносторонней физической и технико-тактической подготовленности. Исходное тестирование не выявило достоверных различий по эффективности блокирования между юными волейболистами опытных групп «А» и «Б» (Р>0,05). Различная методика тренировки в течение двух лет привела и к различным конечным результатам в этом важном элементе игровой деятельности. Если в трех тестируемых видах одиночного блокирования конечный результат в группе «А» колебался от 6,93 до 7,73, то число удачных блокирований в опытной группе «Б» в конце эксперимента составило 3,60-4,47. И хотя в обеих группах за два года произошли существенные приросты результатов в эффективности одиночного блокирования (Р<0,05), разница в величинах приростов была во всех случаях также в пользу юных волейболистов группы «А» (3,32-3,79), что подтверждено и статистическим анализом (Р<0,05).
Представленные в таблице 10 данные отражают динамику корреляционной взаимосвязи между показателями специальной скоростносиловой подготовленности с эффективностью положительных игровых действий юных волейболистов контрольных групп.
Показатели корреляционной взаимосвязи исходных результатов специальной скоростно-силовой подготовленности (бросковые и прыжковые тесты) с эффективностью «положительных» игровых действий у юных волейболистов экспериментальных групп «А» и «Б» находились, примерно, на одном уровне: г в пределах 0,525-0,610 в группе «А» и 0,529-0,638 - в группе «Б». При этом в группе «А» наименьшая степень связи была зафиксирована между эффективностью «положительных» игровых действий и результатом в метании набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с поворотом на 180 градусов влево, а в группе «Б» между эффективностью и результатом в метании набивного мяча сидя. Наибольшая теснота связи имело место в обеих группах между эффективностью «положительных» игровых действий юных волейболистов и их результатами в прыжковых тестах.
Таблица 10
Взаимосвязь показателей специальной скоростно-силовой подготовленности с эффективностью положительных игровых действий волейболистов во время педагогического эксперимента

№ Контрольные Группа «А» Группа «Б» п/п испытания Исход Конец. Исход. Конеч. 1. Прыжок вверх с места (см) 0,600 0,803 0,629 0,657 2. Прыжок вверх с места с поворотом на 180 градусов вправо (см) 0,610 0,807 0,614 0,650 3. Прыжок вверх с места с поворотом на 180 градусов влево (см) 0,556 0,785 0,638 0,645 4. Метание набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы сидя (м) 0,592 0,743 0,529 0,580 5. Метание набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы стоя (м) 0,591 0,729 0,616 0,668 6. Метание набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы в прыжке (м) 0,597 0,758 0,615 0,671 7. Метание набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы в прыжке с поворотом на 180 градусов вправо (м) 0,593 0,657 0,589 0,664 8. Метание набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы в прыжке с поворотом на 180 градусов влево (м) 0,525 0,676 0,560 0,667 Примечание: при и=15 будут достоверны с вероятностью В=0,05 все значения г>0,482.

Сопоставление корреляционных факторов, проведенных в конце педагогического эксперимента, показало, что теснота связи (числовые выражения коэффициентов корреляции) во всем диапазоне сопоставляемых факторов в опытной группе «А» возросло в значительно большей мере, чем это имело место в опытной группе «Б». Так значение коэффициентов корреляции в группе «А» было в диапазоне 0,657-0,807, а в группе «Б» - 0,580-0,671.
Приведенные данные свидетельствуют о более эффективном влиянии целенаправленной тренировки на динамику взаимосвязи показателей специальной скоростно-силовой подготовленности с эффективностью «положительных» и «отрицательных» игровых действий волейболистов. Это подтвердилось по итогам выступления волейболистов опытных групп в соревнованиях на последнем году педагогического эксперимента.
2.2. Рекомендации по применению общей и специальной подготовки волейболистов 10-12 лет


Разрабатывая цикл спортивных тренировок, проводящихся круглогодично и систематически, тренер должен составить хорошо продуманные планы, которые помогут ему избежать стихийности и случайности в действиях, излишних затрат времени, низкого качества и плохих результатов работы.
Принцип планирования и реализации экспериментальной программы юных волейболистов заключался в приоритетности таких физических способностей, как скоростно-силовые, за счет увеличения тренировочного времени (80x20%) по сравнению с традиционно принятым теорией и методикой физического воспитания распределением (50x50%), где половина времени выделяется на обучение технике волейбола.
Проведенные исследования показали, что дети, вовлеченные в исследование, по своему составу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья и физическому развитию ничем практически, не отличались друг от друга. Дети имели типичный для своего возраста недостаточный уровень развития физических качеств и двигательных возможностей, необходимых для изучения техники волейбола и совершенствования в ней. Все это требует определенной предварительной подготовки юных волейболистов, для которых в первый год обучения основной становится тренировочная работа по развитию физических качеств (в первую очередь скорости и силы) и двигательных возможностей, связанных с быстротой перемещения в пространстве и времени, а так же экономичности подготовительных действий, лежащих в основе техники волейбола. Здесь же проводится целенаправленная работа по улучшению разносторонней физической подготовленности и специальном) укреплению опорно-двигательного аппарата занимающихся.
Быстрый рост тела и конечностей занимающихся в этом возрасте, приводит к постоянному изменению параметров действия его биозвеньев, что в свою очередь, приводит к изменению техники выполнения изученных двигательных волейбольных навыков и увеличению числа ошибок. Заинтересованность в занятиях волейболом на этом этапе поддерживается путем изучения техники несложных волейбольных упражнений (подача мяча снизу, передачи снизу двумя руками и т.д.), а также расширения двигательного опыта учащихся в различных способах отталкивания (при прыжках вверх твердая и мягкая поверхность, прыжки вверх на препятствия и в глубину), подвижных играх с мячом, соревнованиях по тестам физической подготовленности согласно программе ДЮСШ.
Обычно в первый год стоят задачи улучшения общей и специальной физической подготовленности занимающихся, изучения техники выполнения двигательных действий, а также развития и совершенствования тех физических качеств и способностей, которые имеют особо важное значение для дальнейшего овладения техникой волейбола. Для этого обычно используют общеразвивающие и специальные упражнения, игры и эстафеты, имеющие скоростно-силовой характер. Включение этого материала в тренировочные занятия продиктовано необходимостью учета возрастных изменений организма, происходящих у детей в 10-11 лет, а в дальнейшем - в 12-13 лет.
В отличие от первого года обучения, второй год обычно посвящен соревновательной деятельности и подготовке к ней, и делится он обычно на два этапа: подготовительный и соревновательный. Однако во второй год обучения в соревновательном периоде характер выполняемой работы значительно отличается от тренировочной работы, выполняемой в таких же периодах взрослыми спортсменами. Это отличие состоит в том, что во второй год обучения несколько снижается объем тренировочной работы по общей физической подготовке за счет увеличения ее интенсивности.
Первое место в это время отводится целостному выполнению отдельных волейбольных двигательных действий с целью совершенствования их техники (30%), развитию скорости и силовых способностей. Однако специальной подготовки к участию в соревнованиях по волейболу не проводится.
Планирование занятий экспериментальной группы осуществляется на основе общего четырехлетнего плана подготовки юных волейболистов. В этом плане обычно определяются цели и задачи подготовки юных волейболистов на весь период занятий, исходя из принципов систематичности, разнообразности и индивидуализации подготовки.
Весь период подготовки юных волейболистов разделен на три этапа Первые два года занятий (до 13-летнего возраста), согласно перспективному плану, носят характер подготовительной учебнотренировочной работы; следующие два года (до 15-летнего возраст) - учебно-тренировочная работа, направленная на специальную физическую и технико-тактическую подготовку; последние два года (до 17-летнего возраста) предполагают совершенствование специальной игровой подготовленности.
На основе тщательного учета возраста, уровня физического развития и подготовленности занимающихся в ходе эксперимента разрабатывается комплекс физических упражнений, направленных на всестороннюю физическую подготовку юных волейболистов.
Этот комплекс упражнений обычно разбивается на три большие группы:
а) группа средств обшей физической подготовки, в которую входят общеразвивающие упражнения и упражнения из других видов спорта;
б) группа средств специальной физической подготовки специальноподготовительные, подводящие и технические, и тактические упражнения скоростно-силового характера;
в) группа специальных физических упражнений с отягощениями, используемых по «методу круговой тренировки» для развития взрывной силы до 15% максимально.
В конце 1-го года прыжки применялись как специальные упражнения, помогающие овладению методикой выполнения стопорящего шага при отталкивании в нападающем ударе и блоке, а также одновременного махового движения обеих рук и их правильного выноса над сеткой. На 2-м году обучения эти же прыжки использовались также как специальные упражнения, но уже с целью укрепления подвздошно-поясничной и других групп мышц с учетом возрастных изменений, происходящих в организмах юных волейболистов возрасте 10-13 лет.
Не менее важным, на наш взгляд, является определение и контроль норм нагрузок, при подготовке юных волейболистов, так как сам процесс обучения предполагает применение повышенных тренировочных нагрузок.
Для развития скоростно-силовых качеств рекомендуется неоднократно повторять выполнение физических упражнений, включенных в тренировку. Для этого тренеру необходимо знать оптимальное количество повторений тех упражнений, которые юные волейболисты выполняют на тренировках.

Успешное развитие скоростно-силовых качеств зависит также от интервала отдыха между повторениями физических упражнений. При неправильной дозировке этих интервалов могут возникать различные неблагоприятные условия, когда упражнения выполняются на фоне недостаточного восстановления сил или слишком большого промежутка отдыха, приводящие к искажению техники выполнения двигательных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волейбол требует тонкой регуляции быстроты движений, которая влияет на дистанцию пролетающего мяча. В большинстве случаев мяч должен быть выброшен на определенную дистанцию ​​в соответствии с игровой ситуацией. Таким образом, точность траектории движения, от которой зависит точность полета мяча, имеют особое значение.
Одной из наиболее частых задач в волейболе является определение траектории и скорости мяча. Возможность решения таких задач может быть обучена путем создания условий для улучшения систем управления двигателем. Работа двигателя волейболистов характеризуется чрезвычайным разнообразием и сложностью. Все сложные движения выполняются в условиях времени дефицита и с высокой точностью. Трудность выполнения обусловлена ​​также великими физическими и нервно-эмоциональное напряжение. Не случайно специалисты в спорте детей требуют применения в дополнительные средства и методы развития детских психомоторных функций.
Естественный рост функциональное развитие не может обеспечить выполнение требований, которые устанавливаются для молодежи
Высокая сложность координации основных методов волейбола требует от спортсмена значительных возможностей управления пространственно-временными и динамическими параметрами двигателя. Согласно данным Farfel (2011), способность детей контролировать собственные движения уверенно улучшается в возрасте от 8 до 12-13 лет. С физиологической точки зрения объясняется завершением формирования моторного анализатора.
Изучение способности младших спортсменов контролировать основные параметры двигателя имеет большое значение для двигателей обучение. Ученики с лучшими показателями амплитуды движения, временных интервалов и мышечных усилий, более успешно воспроизводятся мастер-спортивные упражнения.
В наших исследованиях мы обнаружили высокую изменчивость этих показателей. Это свидетельствует о том, что психомоторные способности младших спортсменов проявляются индивидуально. Поэтому было бы целесообразно использовать дифференцированный подход к их улучшению. Другие авторы рекомендуют обучающие двигательные действия, учитывая индивидуальные особенности развития основных координационные параметры двигателя. В подготовительной части тренинга рекомендуется выполнять моторные задачи для развитие более слабых показателей. После их укрепления было бы полезно предложить этим детям комплексы специальных задач, в основном в игровых формах. Специальные тренировочные задания занимают 15-20 минут. Это необходимо включать в каждый тренинг от 4 до 6 специальных упражнений с повторением каждого с 4 до 6 раз. Результаты наших исследования подтверждают правильность такого подхода к моторной подготовке.
Мы обнаружили наличие большого количества так называемых простых способностей (способности к воспроизведению, оценке и дифференциации пространственно-временных и динамических параметры). Это можно объяснить тем, что контроль движений реализуются различными проприорецепторами. В связи с этим для развития указазных навыков были разработаны различные упражнения для реализации поставленных переел тренером задач.
Первый вариант подразумевает выборочные задачи для точности воспроизведения, оценки и дифференциация любого одного параметра двигателя (пробел, время или динамика).
Второй вариант означает задачи для точность двигательных действий в целом. В современных видах спорта существует потребность в правильном обучении юных спортсменов к техническим элементам уже на начальных этапах. Чтобы избежать повторного обучения на следующих этапах, необходимо заплатить особое внимание уделяется программному обучению и объективным средствам текущей информации. Эффективность технического обучения зависит от способности спортсмена анализировать мышечные чувства. Однако, основываясь на собственных чувствах, спортсмены часто ошибаются в оценке кинематических и динамические параметры двигателя. Вот почему спортсмены требуют дополнительной информации от своего тренера.
В процессе формирования способности управлять двигателем кинематическим и динамическим параметрам у юных волейболистов было бы полезно применять ведущие и подготовительные упражнения, а также тренажеров, подготовительных игр и развития обучения с помощью принципов теории обучения. Потому что только на начальном этапе влияние волейбольных средств (технические упражнения, тактика и двухсторонняя игра) по физическому состоянию и функциональному состоянию организма не дает желаемых результатов. Через по этой причине подготовительные упражнения рассматриваются учеными как эффективное средство целенаправленное развитие быстроты. Такие упражнения способствуют улучшению пространственной ориентации, быстрота мышц. Ведущие упражнения помогают правильно овладевать структурой и формой движения.
Такие упражнения также формируют правильную идею младших волейболистов о компонентах скоростной мощности, характерных для техники. Корректность такого подхода к обучению подтверждается результатами нашего исследования.
Для развития скоростно-силовых качеств мы рекомендуем применять неоднократное повторение физических упражнений во время тренировки. Для этого тренеру необходимо знать оптимальное число повторений тех упражнений и длительности интервалов отдыха, которые юные волейболисты выполняют на тренировках, что в свою очередь, дает возможность существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов.
 Таким образом, мы можем констатировать, что новые способы формирования техники юных волейболистов, учитывая их индивидуальные особенности будут способствовать повышению эффективности учебного процесса и спортивности детей.
Моторное обучение сопровождается изменениями в моторной сфере ребенка и заканчивается с образованием навыков в выполнении этого действия. Это активный процесс, подразумевающий участие мыслительных речевых функций и память, влияние на них; влияние на моральные качества воли, эмоции и мотивы младших спортсменов.
Обучение тесно связано с функционированием мышления для определения программы действий двигателя и его воображение. Для этого важно обеспечить высокое качество словесных) руководств, описаний), визуальных (демонстрация, видео, фотографии, фотографии) и кинестетическая информация (тренажеры и упражнения для упражнений для подготовка высокой точности динамических и пространственно-временных параметров двигателя).
Обучение юниоров по волейболу должно проводиться в тесной связи с развитием основные физические (скорость, мощность, выносливость, гибкость) и психомоторные качества (способность к размножению, оценка, дифференциация пространственно-временных и динамических параметров двигателя, память двигателя).
Эффективность процесса обучения в значительной степени определяется эмоциональными отношениями между тренером и младший спортсмен. Таким образом, положительные эмоции являются основой быстрого и надежного освоения двигательных действий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Belov I.V. A Method of training a volleyball player of forward second rate. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 391-394.
Boichuk R., Iermakov S., Nosko M., Kovtsun V. Special aspects of female volleyball players' coordination training at the stage of specialized preparation. Journal of Physical Education and Sport. 2017. Т. 17. № 2. С. 884-891
Kasabalis A., Douda H., Volaklis K., Pilianidis T. Energy requirements of elite volleyball players in training and competition. Journal of Human Movement Studies. 2005. Т. 48. № 5. С. 365-377
Lukashevich V.V. Game technique in the training process of young volleyball players. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 400-402
Андрійчук Ю. М. Вплив секційних занять волейболом на серцево-судинну систему та фізичну працездатність школярів // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія № 15 “Науково-педагогічні проблеми фізичної культури / Фізична культура і спорт” / збірник наукових праць / За редакцією Г. М. Арзютова / Юліана Андрійчук. – К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2011. Випуск 13. – С. 9-13.
Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. - Москва: Физкультура и Спорт, 2007. - 178 с.
Блочно-модульная система подготовки студентов специализации "Волейбол": учебное пособие / Федеральное агентство по образованию, Гос. Образовательное учреждение высш. проф. образования "Омский гос. технический ун-т"; [К. А. Привалов и др.]. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 56 с.
Волейбол / [под ред.А. В. Беляева, М. В. Савина.] – М. : Физкультура, образование и наука. 2000. – 368 с.
Волейбол: навчальна програма для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ та спеціалізованих навчальних закладів спортивного профілю / [укл. В. В. Туровський, М. О. Носко, О. В. Осадчий, С. В. Гаркуша, Л. В. Жула] ; Мін-во України у справах сім'ї, молоді та спорту, Федерація волейболу України, Республіканський науково-методичний кабінет. – Київ : [б. в.], 2009. – 138 с.
Сергієнко Л. П. Тестування 10. рухових здібностей школярів : навч. посіб. / Л. П. Сергієнко. – К.: Олімпійська література, 2001. – 439 с.













19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Belov I.V. A Method of training a volleyball player of forward second rate. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 391-394.
2. Boichuk R., Iermakov S., Nosko M., Kovtsun V. Special aspects of female volleyball players' coordination training at the stage of specialized preparation. Journal of Physical Education and Sport. 2017. Т. 17. № 2. С. 884-891
3. Kasabalis A., Douda H., Volaklis K., Pilianidis T. Energy requirements of elite volleyball players in training and competition. Journal of Human Movement Studies. 2005. Т. 48. № 5. С. 365-377
4. Lukashevich V.V. Game technique in the training process of young volleyball players. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 400-402
5. Андрійчук Ю. М. Вплив секційних занять волейболом на серцево-судинну систему та фізичну працездатність школярів // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія № 15 “Науково-педагогічні проблеми фізичної культури / Фізична культура і спорт” / збірник наукових праць / За редакцією Г. М. Арзютова / Юліана Андрійчук. – К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2011. Випуск 13. – С. 9-13.
6. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. - Москва: Физкультура и Спорт, 2007. - 178 с.
7. Блочно-модульная система подготовки студентов специализации "Волейбол": учебное пособие / Федеральное агентство по образованию, Гос. Образовательное учреждение высш. проф. образования "Омский гос. технический ун-т"; [К. А. Привалов и др.]. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 56 с.
8. Волейбол / [под ред.А. В. Беляева, М. В. Савина.] – М. : Физкультура, образование и наука. 2000. – 368 с.
9. Волейбол: навчальна програма для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ та спеціалізованих навчальних закладів спортивного профілю / [укл. В. В. Туровський, М. О. Носко, О. В. Осадчий, С. В. Гаркуша, Л. В. Жула] ; Мін-во України у справах сім'ї, молоді та спорту, Федерація волейболу України, Республіканський науково-методичний кабінет. – Київ : [б. в.], 2009. – 138 с.
10. Сергієнко Л. П. Тестування 10. рухових здібностей школярів : навч. посіб. / Л. П. Сергієнко. – К.: Олімпійська література, 2001. – 439 с.