Проблема педагогической запущенности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 68 68 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 12.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические исследования педагогической запущенности детей
1.1 Понятие педагогической запущенности
1.2 Факторы, влияющие на педагогическую запущенность учащихся старших классов
1.3 Концепции школьной помощи учащимся с педагогической запущенностью
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальные исследования учащихся образовательного учреждения с педагогической запущенностью
2.1 Организация исследования педагогической запущенности у старшеклассников
2.2 Статистический анализ и описание полученных результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение……………………………………………………………..52
Фрагмент для ознакомления

Ведущей деятельностью этого возраста является учебная. Учебная деятельность младших школьников разворачивается как самостоятельный поиск знаний-средств, разрешающих затруднение. Эти знания служат образовательным результатом учащихся в учебной ситуации и помогают сформировать все психические процессы развития: память, логическое мышление, внимание, восприятие [26, с.248, 251].
Учащиеся старших классов – это дети подросткового возраста, у которых интересы и суждения меняются, поэтому учебная деятельность уже не служит ведущей. Их любознательность направлена в разные сферы деятельности, и если в шестом классе не помочь ребенку найти применение своих индивидуальных способностей, то он сам постарается определить свой путь развития. Успешная деятельность педагога зависит от содружества с ребенком, имеющим проблемы и отклонения в развитии, и его семьей. Важно сформировать навыки самовоспитания и самооценки действий и поступков.
Исследования двух групп – учащихся восьмых и десятых классов показали, что процесс педагогической запущенности уже приобрел необратимый характер. В этом возрасте у таких детей происходит интеграция качества и количества всех нравственных ценностей: связи с взрослыми, как педагогами, так и родителями становятся слабыми или совсем исчезают. Это период разнопланового проявления отклонений в поведении: полное равнодушие к учебной деятельности, агрессивность к одноклассникам. Педагогически запущенные дети из-за конфликтных ситуаций чаще всего находят неформальные общества, в которых они чувствуют себя комфортно.
Таким образом, можно сделать выводы:
1. Необходимо раннее выявление педагогически запущенных детей и комплексное решение их проблем.
2. Единство и преемственность учебно-воспитательного процесса на всех стадиях развития личности ребенка будет способствовать развитию нравственных категорий, приемлемых (принятых) в обществе.
3. Совместная деятельность педагогов и родителей должна строиться с учетом возрастных, индивидуально личностных особенностей развития детей.
4. Раннее выявление педагогической запущенности и её коррекция возможны при интеграции психологических и педагогических методов и технологий.


Заключение

Целью курсовой работы стало теоретическое и экспериментальное исследование педагогической запущенности детей разной возрастной категории. В ходе деятельности были проанализированы существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Э.Б. Заседателевой, С.А. Баженова, М.А. Алемаскина, И.А. Невского, А.С. Белкина). Нами установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, которое проявляется в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, в отставании его развития от собственных возможностей. Педагогическая запущенность обусловлена отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. В основе данных проблем лежат педагогические причины, следовательно, в коррекционной деятельности необходимо использовать интеграцию психологических и педагогических методов и технологий.
В курсовой работе подчеркнуто, что черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением детей в школьном коллективе и в семейном обществе. Педагогически запущенные дети являются психически нормальными и физически здоровыми, но не обладают знаниями и умениями, необходимыми для деятельности в информативном гражданском обществе.
Специалисты психолого-педагогической и социально-педагогической службы образовательного учреждения могут успешно выявить раннее проявление отклонений в поведении и учебной деятельности. Автором работы была выбрана методика Р.В. Овчаровой «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей», которая позволила получить значимые признаки исследуемого состояния школьников. Для экспериментального исследования было взято сто учащихся одного образовательного учреждения – дети 4, 6, 8, 10 классов. 100 разных замеров по проблеме педагогической запущенности позволяют более точно определить отклонения в личностном развитии детей разного возраста, разных социальных групп. Полученные результаты: 25 % (25 детей) не вызывают тревогу в обучении и воспитании, у них отсутствуют значительные отклонения в личностном развитии, они имеют статус «благополучные»; 48% (48 детей) имеют легкую степень педагогической запущенности, 27% (27 детей) – выраженную степень педагогической запущенности, позволили разработать практические рекомендации. Данные практические рекомендации направлены на устранение причин и последствий неправильного воспитания в семье и в педагогическом коллективе:
1. Необходимо проводить предупредительную работу в образовательном учреждении, в процессе которой формируются нравственно-этические ценности каждой личности, позитивное настроение и торможение развития отрицательных черт характера.
2. В ходе всей учебной деятельности школьников включать их в активную познавательную деятельность с учетом его интересов, способностей и возможностей.
3. Использовать инновационные педагогические технологии для формирования и развития коммуникативных и межкультурных навыков, которые помогают старшеклассникам адаптироваться в критических ситуациях и находить верное решение.
4. Систематически вести наблюдение за детьми в образовательном и воспитательном процессе, корректируя и направляя их деятельность, помогая детям ликвидировать пробелы в знаниях и недостатки в личных качествах.
5. Вся деятельность педагогов и психолога должна быть направлена на устранение причин, вызывающих педагогическую запущенность детей:
- привлечение родителей (родительский Совет) для проведения творческих, полезных дел путем разработанных поручений, заданий;
- использование методов контроля за поддержанием режима дня школьника с целью нормирования времени для учебного труда, отдыха и занятий по интересам.
6. Использование более рациональных и эффективных методов работы в образовательном и воспитательном процессе в группе детей с разной степенью педагогической запущенности.
Материал курсовой работы можно использовать в практической деятельности школьных работников. По этой теме можно написать дипломную работу, если расширить материал курсовой работы составленной программой по коррекционной работе с педагогически запущенными детьми.


Список литературы

1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В.Г. Баженов. – Киев, 1998. – 127с.
3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. – М.: Просвещение, 1998. – 76с.
4. Белкин А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности: Сборник научных статей / А.С. Белкин. – М., 1991. – 264с.
5. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдырев, А. Сурайкин. – Некоммерческий фонд Здоровая страна, 2008. – 158с.
6. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1994. – 107с.
7. Гиль С.С. Актуальные направления социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях / С.С. Гиль. – Омск, 1998. – 80с.
8. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр Академия, 2007. – 207с.
9. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики / Э.Б. Заседателева. – Омск, 1999. – 247с.
10. Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Л.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1996. – 64с.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2002. – 170с.
12. Колонтаевская Е.А. Выявление и коррекция педагогической запущенности школьников в общеобразовательных учреждениях / Е.А. Колонтаевская. – М.: Изд. центр Академия, 2010. – 164с.
13. Конституция РФ. – М.: Приор, 2002.
14. Конвенция ООН о правах ребенка. – М.: Приор, 2001.
15. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. – М.: Педагогика, 1996. – 98с.
16. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов. – М.: Педагогика, 1992. – 120с.
17. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося / Народное образование. – 1994. - №
18. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2004. – 794с.
19. Новоселова А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / А.С. Новоселова.– М, 1991. – 90с.
20. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 1995. – 290с.
21. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова – М, 1996. – 258с.
22. Пидкасистый А.Е. Педагогика / А.Е. Пидкасистый. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400с.
23. Психолого-педагогический словарь / Автор сост. В.А. Мижериков. – Ростов-на-Дону, 1998.
24. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.
25. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 245с.
26. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
27. Савина Е.С. Социально-педагогическая запущенность детей: Проблемы и пути их решения / Е.С. Савина. – М., 2009. – 104с.
28. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2000. – 176с.
29. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 416с.
30. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 2001. – 98с.
31. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной поддержки и помощи / Т.И. Шульга – М, 1997.- 180с.
32. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования / Вестник образования – 2000. - № 6.
33. Федеральный закон «Об образовании» / Вестник образования – 2001.- № 1.


Приложение 1

Психолого-педагогическая характеристика личности школьника
1. Общие сведения о школьнике: школа, класс, возраст, состояние здоровья.
2. Условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат.
3. Характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе):
- сколько лет учится в данном классе, школе;
- отношение к просьбам, поручениям;
- авторитетен, активен или пассивен;
- проявление комфортности в поведении;
- устойчивый круг друзей;
- отношение к отрицательным социальным явлениям.
4. Общая структура направленности личности: осознанные мотивы, познавательные интересы, отклонения в учении и поведении.
5. Уровень притязаний и самооценка школьника.
6. Деятельность школьника в различных направлениях: соотношение учебной, игровой и трудовой деятельности.
7. Характеристика интеллектуальной деятельности: внимание, восприятие, память, мышление, речь.
8. Особенности эмоционально-волевой сферы:
- эмоциональные реакций на педагогические воздействия;
- устойчивость моральных и нравственных качеств личности.
9. Способности: общие и специальные - музыкальные, технические, математические, организаторские.
10. Темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, проявление конкретных свойств темперамента.
11. Характер – перечислить ярко выраженные черты характера.
12. Педагогические выводы: необходимые мероприятия с целью преодоления педагогической запущенности и формирования положительных качеств личности. [3, с. 185, 191]
Приложение 2
Методика Р.В. Овчаровой «Комплексная экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей».
Инструкция: Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке.
Список утверждений
Шкала 1 – СС (свойства субъекта самосознания)
Хочет быть слишком маленьким или большим.
Считает себя некрасивым.
Считает себя нездоровым.
Считает себя слабее других.
Не любит свое имя.
Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).
Думает, что у него мало друзей.
Думает, что у его знакомых более дружная семья.
Ему кажется, что дома он всем мешает.
Ему кажется, что он глупее других.
Считает себя очень способным.
Полагает, что родители им недовольны.
Считает, что ему часто не везет.
Ему кажется, что учитель им недоволен.
Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.
Думает, что он плохой мальчик (девочка).
Считает, что он никому не нужен, его никто не любит и часто говорит об этом.
Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения)
Любит, когда к нему проявляют симпатию.
Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активность.
Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
У него мало друзей.
Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
Ребенок – подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
Имеет только одного друга в классе (остальных детей игнорирует).
Часто жалуется на детей в классе.
Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
Мешает детям в играх, посмеивается над ними, любит пугать.
Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
Надоедает детям, пристает к ним.
Находится в плохих отношениях со сверстниками.
Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи.
Подражает хулиганским проделкам.
Ведет себя в классе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
Избегает контактов с учителями.
Часто ведет себя невпопад.
Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности).
А. Мотивация учения (для родителей)
Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
В школу он ходит, потому что там много детей.
Особой любознательности не проявляет.
К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
Ходит школу без особого желания.
Не любит учиться.
Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.
Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
Б. Учебно-познавательная активность (для педагогов)
Не отличается прилежанием к учению.
Особого интереса к определенному предмету не проявляет.
На уроках часто пассивный.
Вопросы не задает, отвечает редко.
Работает только тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
Домашние задания самостоятельно выполняет редко или не очень качественно.
Мало читает.
В. Целенаправленность и осознанность учения
С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнять.
Забывает быстро условие и вопрос.
Чаще выполняет задание по стандарту.
Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
Не уверен в правильности своих действий.
Не доволен результатами своей учебной деятельности.
Шкала 4 – ОТС (общий уровень тревожности семьи)
Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
Ведет себя дома беспомощно.
Ведет себя дома неуклюже.
Чувствует себя в семье бестолковым.
Чрезмерно привязан к матери.
Держится обособленно от всех близких.
Слишком боится жалоб педагогов родителям.
Часто обманывает родителей.
Чрезмерно много вспоминает о семье.
Часто бывает в плохом настроении.
ОТУ (общий уровень тревожности в учении)
Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом.
Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
Часто приносит и показывает ему различные предметы.
«Подлизывается», старается понравиться педагогу.
Постоянно нуждается в поддержке и помощи.
Добивается монополии на педагога, но бесполезно.
Постоянно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой других.
Легко устраняется в случаях неудачи.
Играет «героя», когда ему делают замечание.
Рискует без надобности.
Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Шкала 5 – ВМС (воспитательный микросоциум семьи)
Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
Работа родителей связана с командировками.
У родителей очень ответственная должность.
Ребенок часто пропускает занятия.
Он растет довольно неряшливым.
Ребенок «портит нервы» родителям.
Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
Родители завидуют тем, у кого способные дети.
Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
Родителям редко удается посещать родительские собрания.
Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
ВМУ (воспитательный микросоциум школы)
Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
Для педагога очень важно сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она ответствует целям обучения и воспитания.
Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными – в этом залог воспитания.
Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться своими мыслями и переживаниями.
Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь.
Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны, прежде всего, с его семейным воспитанием.
Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
Обработка результатов
Шкала 1– СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», 5-6 – указывают на отсутствие идентификации с именем пола, 7 – леность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в притязании, утверждения 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения. 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка. 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психологические новообразования школьного возраста.
Шкала 4 – ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из которых характеризуют семейную тревожность ребенка. Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе. Чем выше балл тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями и его социальную дезадаптацию.
Шкала 5 – ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта. ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ – воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений).
В этих суждениям отражается неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Бланк ответов
Имя, фамилия ребенка ____________________________ Возраст _____________________________ Класс ____________________
1–СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
11–СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
3–СДУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
4–ОТС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ОТУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
5–ВМС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Приложение 3
Статистические данные исследования уровня педагогической запущенности учащихся 4А класса
Имя СС СО СД ОТ (С) ОТ (Ш) ВМ (С) ВМ (Ш) Ира В. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Инна В. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Коля Г. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Стас Д. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Роман Е. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Олег Е. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Вера К. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Олег К. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Нина Л. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Витя М. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Влад М. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Костя Н. 1с.-6% 0 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Галя Р. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Надя Р. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Зоя О. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Таня П. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Ира П. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Вова С. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Коля Т. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Иван Ф. 1с.-6% 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Дима Х. 1с.-6% 0 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Егор Ш. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Женя Ю. 1с.-6% 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Женя Я. 0 0 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Галя Я. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30%
Приложение 4
Статистические данные исследования уровня педагогической запущенности учащихся 6А класса
Имя СС СО СД ОТ (С) ОТ (Ш) ВМ (С) ВМ (Ш) Вера А. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Дима Б. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Егор В. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Женя Г. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Женя Г. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Галя Д. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Иван Е. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Боря К. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Надя К. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Костя Л. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Дима Л. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Софья Н. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Гуля М. 1с.-6% 0 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Влад О. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Олег П. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Галя П. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Катя Р. 1с.-6% 0 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Сергей Р. 1с.-6% 0 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Саша Р. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Алла С. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Анна С. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Ира Т. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Женя У. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Коля Ф. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Иван Ш 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12%
Приложение 5
Статистические данные исследования уровня педагогической запущенности учащихся 8А класса
Имя СС СО СД ОТ (С) ОТ (Ш) ВМ (С) ВМ (Ш) Илья А. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Ильдар Б. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Яков Б. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Рая Б. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Надя В. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Ира Г. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Лев Д. 1с.-6% 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Соня Е. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Света К. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Надя К. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Галя К. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Вика Л. 1с.-6% 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Катя Л. 4с.-24 4с.-20% 5с.-23% 2с.-20% 3с.-24% 4с.-24% 2с.-20% Анна О. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Наташа 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Игорь Р. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Влад Р. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Борис С. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Нина С. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Егор Т. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Юра Т. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Зина Х. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Влада Я. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Вероника 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Алла Я. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0
Приложение 6
Статистические данные исследования уровня педагогической запущенности учащихся 10А класса
Имя СС СО СД ОТ (С) ОТ (Ш) ВМ (С) ВМ (Ш) Алексей 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Виктор Костя В 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Софья Г 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Нина Г. 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Света Д Наташа 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Алла К. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Коля Л. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Саша Л. Света О 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Андрей 1с.-6% 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Женя Р. 1с.-6% 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Ира Р. Галя С. Вера С. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Олег Т. 1с.-6% 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Оля Т. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Люба У 0 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Нина Ф. 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Рустам 3с.-18% 2с.-10% 3с.-14% 1с.-10% 2с.-16% 3с.-18% 2с.12% Руслан Х. 0 1с.-5% 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Клим Х. 5с.-30% 5с.-25% 6с.-27% 3с.-30% 4с.-32% 5с.-30% 3с.-30% Борис Я 1с.-6% 1с.-5% 1с.-5% 0 1с.-8% 1с.-6% 0 Олеся Я 1с.-6% 0 0 0 1с.-8% 1с.-6% 0









50


УМ


Я

семья

сверстники

Место обитания

школа

Учреждения культуры

СМИ

жизнеобеспечение

мировосприятие

Психологическая незащищенность

Негармоничные отношения

общение

Опыт отношений

агрессия

контактность

База знаний, обучение

неудовлетворенность

безразличие

Формирование системы отношений

опосредованное общение с природой

дискомфорт

Страх существования

Высокая адаптивность

досуг

Развитие способностей

Приспособление (отказ) от культуры

Дополнительное образование

Знание о мире

досуг

Информационный голод

Пресыщенность информации

1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В.Г. Баженов. – Киев, 1998. – 127с.
3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. – М.: Просвещение, 1998. – 76с.
4. Белкин А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности: Сборник научных статей / А.С. Белкин. – М., 1991. – 264с.
5. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдырев, А. Сурайкин. – Некоммерческий фонд Здоровая страна, 2008. – 158с.
6. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1994. – 107с.
7. Гиль С.С. Актуальные направления социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях / С.С. Гиль. – Омск, 1998. – 80с.
8. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр Академия, 2007. – 207с.
9. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики / Э.Б. Заседателева. – Омск, 1999. – 247с.
10. Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Л.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1996. – 64с.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2002. – 170с.
12. Колонтаевская Е.А. Выявление и коррекция педагогической запущенности школьников в общеобразовательных учреждениях / Е.А. Колонтаевская. – М.: Изд. центр Академия, 2010. – 164с.
13. Конституция РФ. – М.: Приор, 2002.
14. Конвенция ООН о правах ребенка. – М.: Приор, 2001.
15. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. – М.: Педагогика, 1996. – 98с.
16. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов. – М.: Педагогика, 1992. – 120с.
17. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося / Народное образование. – 1994. - №
18. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2004. – 794с.
19. Новоселова А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / А.С. Новоселова.– М, 1991. – 90с.
20. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 1995. – 290с.
21. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова – М, 1996. – 258с.
22. Пидкасистый А.Е. Педагогика / А.Е. Пидкасистый. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400с.
23. Психолого-педагогический словарь / Автор сост. В.А. Мижериков. – Ростов-на-Дону, 1998.
24. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.
25. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 245с.
26. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
27. Савина Е.С. Социально-педагогическая запущенность детей: Проблемы и пути их решения / Е.С. Савина. – М., 2009. – 104с.
28. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2000. – 176с.
29. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 416с.
30. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 2001. – 98с.
31. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной поддержки и помощи / Т.И. Шульга – М, 1997.- 180с.
32. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования / Вестник образования – 2000. - № 6.
33. Федеральный закон «Об образовании» / Вестник образования – 2001.- № 1.



Вопрос-ответ:

Что такое педагогическая запущенность?

Педагогическая запущенность - это состояние ученика, при котором он испытывает трудности в учебной деятельности, неспособность эффективно усваивать учебный материал и несамостоятельное овладение знаниями и навыками.

Какие факторы влияют на педагогическую запущенность учащихся старших классов?

Факторы, которые могут влиять на педагогическую запущенность учащихся старших классов, включают негативный опыт обучения в прошлом, неадекватные методы и подходы учителя, недостаточная мотивация ученика, психологические проблемы, конфликты в классе и другие социальные факторы.

Какие концепции школьной помощи существуют для учащихся с педагогической запущенностью?

Существуют различные концепции школьной помощи учащимся с педагогической запущенностью, такие как индивидуальные образовательные программы, дифференцированное обучение, специальные образовательные услуги, педагогическая поддержка и сопровождение. Все они направлены на то, чтобы помочь этим учащимся преодолеть трудности и достичь успеха в учебе.

Как организовано исследование педагогической запущенности у старшекласснико?

Организация исследования педагогической запущенности у старшеклассников включает выбор репрезентативной выборки учеников, проведение тестирования и анкетирования, анализ полученных данных и выявление основных тенденций и закономерностей. Это позволяет получить объективное представление об уровне и причинах педагогической запущенности у данной группы учащихся.

Какие выводы можно сделать из первой главы исследования?

Из первой главы исследования можно сделать вывод, что педагогическая запущенность является довольно распространенной проблемой среди учащихся старших классов. Факторы, влияющие на педагогическую запущенность, могут быть разнообразными, и для успешного преодоления этой проблемы необходимо использовать комплексные подходы и различные концепции школьной помощи.

Что такое педагогическая запущенность?

Педагогическая запущенность - это состояние, при котором учащиеся испытывают трудности в обучении и развитии из-за недостаточной педагогической поддержки.

Какие факторы могут влиять на педагогическую запущенность учащихся старших классов?

На педагогическую запущенность учащихся старших классов могут влиять такие факторы, как низкий уровень образования родителей, домашняя обстановка, социальные и экономические условия, родительская поддержка и др.

Какие концепции школьной помощи существуют для учащихся с педагогической запущенностью?

Для учащихся с педагогической запущенностью существуют различные концепции школьной помощи, такие как индивидуальная работа с педагогом, дифференциация образования, развитие компетенций и т.д.

Опишите экспериментальные исследования учащихся с педагогической запущенностью.

Экспериментальные исследования учащихся с педагогической запущенностью проводились в образовательном учреждении с целью изучения причин и способов преодоления педагогической запущенности. Исследования включали организацию специальных программ и мероприятий, анализ эффективности педагогической работы и т.д.

Какие выводы были сделаны по первой главе статьи?

По первой главе статьи были сделаны выводы о том, что педагогическая запущенность является актуальной проблемой в образовании, на нее могут влиять различные факторы, а для ее преодоления необходимо разработать и внедрить концепции школьной помощи для учащихся с такой запущенностью.

Что такое педагогическая запущенность?

Педагогическая запущенность - это условие, при котором учащиеся не получают должного образования и не достигают своих потенциальных возможностей из-за различных факторов, включая отсутствие подходящих педагогических методик, недостаточную мотивацию или домашнюю поддержку.