История возникновения и развития библиотек в Индии и библиотечного дела
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 22.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В 2010 г. рабочая группа обнародовала доклад под символичным названием «Библиотеки— ворота в будущее». По результатам доклада при Министерстве культуры Индии в 2012 г. был создан Комитет высокого уровня «Национальная миссия библиотек» (NationalMissiononLibraries, NML), который вскоре представил поэтапный план модернизации библиотечной системы страны на ближайшее десятилетие под названием «Национальная миссия библиотек — повышение качественного уровня библиотек, предоставляющих услуги населению». На встрече 18 мая 2012 года NML приняла ряд решений, направленных на улучшение ситуации в библиотечном сообществе. Среди них: составление национального реестра библиотек, создание общественных информационных центров, обновление существующих публичных, школьных и университетских библиотек, использование школьных библиотек как публичных, усовершенствование системы образования, проведение исследований в сфере библиотечных и информационных наук [2].В конце ноября 2013 г. план был одобрен правительством Индии, а 3 февраля 2014 г. утвержден Президентом Индии ПранабомМукерджи. С этого дня начался отсчет новой библиотечной политики государства.План включает четыре ключевых компонента: создание Национальной виртуальной библиотеки Индии; развитие сети модельных библиотек; разработка новых стандартов для показателей эффективности деятельности библиотек; повышение профессионального уровня сотрудников библиотек. Национальная виртуальная библиотека Индии (NationalVirtualLibraryofIndia, NVLI) ставит перед собой цель — предоставить широкий общественный доступ ко всем местным, национальным и глобальным информационным ресурсам по Индии на базе платформы открытый исходный код.Важным этапом в формировании единого информационно-коммуникационного библиотечного пространства стала реализация с 2010 г. проекта Цифровой библиотеки Индии (DigitalLibraryofIndia, DLI, http://www.dli.gov.in), разработанного Индийским научным институтом в Бангалоре и Университетом Карнеги-Мелон в Питтсбурге (США).Создание модельных библиотек предусматривает инновационное развитие 35 главных библиотек штатов, 629 окружных библиотек и 6 библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры. Инфраструктура модельных библиотек будет создаваться на основе обновления уже существующих зданий, обеспечения их современной модульной мебелью и необходимой техникой. Приспособленные помещения станут удобными не только для людей активного возраста, но также для представителей старшего поколения, лиц с ограниченными возможностями и детей. Функционирование модельных библиотек будет поддержано новейшими технологиями. В частности, для организации работы с информационными ресурсами предусматривается использование технологии клиент-сервер, а в будущем планируется подключение к облачным сервисам. Все библиотеки оснастят стандартизированным аппаратно-программным обеспечением. Модельные библиотеки получат бесплатную подписку на электронные периодические издания и книги через сетевые VPN-сервисы, разработанные Национальным центром информатики. Кроме того, через Национальный информационный центр все модельные библиотеки страны будут объединены в единую сеть со скоростью передачи данных 1 Гбит/сек.Создание Службы по определению количественных и качественных показателей работы библиотек необходимо для того, чтобы подготовить статистический анализ деятельности публичных библиотек Индии на основе достоверной информации о размерах и качестве их помещений, материально-техническом обеспечении, фондах и степени их использования, показателей книговыдачи и посещаемости. Предусматривается сбор и тщательное изучение сведений о профессиональном уровне библиотекарей, степени удовлетворенности читателей качеством оказываемых услуг, в том числе доброжелательностью, скромностью и компетентностью сотрудников. На начальном этапе 5 тыс. библиотек предоставят информацию о своих основных количественных показателях. Далее специальные комиссии начнут изучать качественные характеристики деятельности библиотек в разных регионах страны. Повышение профессионального уровня сотрудников библиотек возможно за счет развития системы курсов подготовки и переподготовки кадров, проектирования специальных учебных модулей для дистанционного образования и тьюторской деятельности, электронных образовательных ресурсов [2]. Главные цели — освоение библиотечными сотрудниками новейших знаний в области теории, экономики и практики библиотечного дела, библиотечного менеджмента, использования новейших информационно-коммуникационных технологий, а также развитие у библиотечного персонала коммуникативных и организаторских способностей.На реализацию «Национальной миссии библиотек» в 2014—2017 гг. правительство Индии выделило 4 млрд рупий (около 3,96 млрд руб.). Подготовка статистического анализа деятельности библиотек поручена Индийскому бюро исследований рынка (IMRB International, Ченнаи). Разработкой программ для повышения квалификации библиотечных сотрудников займется Информационный и библиотечный сетевой центр INFLIBNET в Гандинагаре (штат Гуджарат). Предполагается, что осуществление плана, намеченного «Национальной миссией библиотек», будет продолжено и после 2018 г., вплоть до решения основных задач — создания библиотечной системы мирового уровня, приобщения населения Индии к чтению, повышения научно-исследовательской активности и предоставления всем без исключения жителям страны равных возможностей в получении информации — в удобном месте, в удобное время и в удобной форме.В 1933 былаоснована Indian Library Association (ILA). ILA - самая большая и известная профессиональная организация в области Библиотеки и Информатики в Индии с членством больше чем 7 000. Она организует ежегодную библиотечную конференцию, в рамках которой проводятся симпозиумы, семинары и другие мероприятия, целью которых является продвижение библиотек и библиотечного сообщества Индии. ILA является членом IFLA. Ассоциация составила проект «Билля о публичных библиотеках», а также совместно с Британской библиотечной ассоциацией организовала курс продвинутого обучения и стажировку для индийских библиотекарей в Лондоне.В целях реформирования информационно- библиотечного обслуживания правительство Индии по рекомендации Национальной Комиссии по Знаниям (NKC) приняло решение создать Национальный Комитет по Библиотекам. По мнению NKC индийские библиотеки являются важным звеном в системе экономики знаний. Комитет будет работать на постоянной основе и заниматься изучением информационных и образовательных потребностей индийского общества. Для этих целей в Индии в ближайшее время будет проведен общенациональный социологический опрос. Помимо Комитета в Индии скоро будет учрежден Институт Информационных и Библиотечных Специальностей, который будет заниматься исследованиями и подготовкой квалифицированных кадров в этой области.Индийская система обучения библиотечных работников имеет более чем восьмидесятилетнюю историю Кроме того, это система вобрала в себя лучшие черты библиотечно-информационного образования Великобритании и США и развивает их, опираясь на национальные традиции.В Индии библиотечно-информационное образование является объектом изучения не только библиотечных, но и общественных организаций, целью различных правительственных программ, темой научно-практических конференций Увеличивается число публикаций по актуальным проблемам подготовки библиотечно-информационных работников.В настоящее время индийское библиотечно-информационное образование представляет собой достаточно гибкую систему, способную адаптироваться к ситуации в обществе.ЗаключениеК началу XXI в. Индия совершила мощный экономический и технологический рывок вперед, подарив народу надежду на лучшее будущее. Насколько эти ожидания оправдаются, будет зависеть и от того, сможет ли государство в кратчайшие сроки решить накопившиеся социальные вопросы, в том числе преодолеть неграмотность и информационное неравенство граждан. Реализация плана «Национальная миссия библиотек», объявленного одним из приоритетных направлений деятельности правительства, дает такой шанс. Несмотря на активное внедрение новейших технологий в сферу знаний, в Индии остро стоит вопрос компьютеризации блоковых и сельских библиотек, превращения их в центры информации и культуры. Еще одна проблема — низкий уровень ИКТ-компетенций библиотечных сотрудников, что связано как с недостатками библиотечного образования, так и с субъективным фактором — библиотекари «сопротивляются» модернизации, опасаясь сокращения рабочих мест. На просветительскую миссию сельских библиотек в современной Индии возлагаются особые надежды.Библиотека, как развивающийся организм, призвана измениться в соответствии с новыми реалиями информационного общества. Но именно подобное обновление позволит, наконец-то, осуществиться мечтам выдающегося индийского деятеля библиотечной науки Ш.Р. Ранганатана— книги станут доступными для всех, они будут востребованы, и каждая найдет «своего читателя».Список использованной литературы:Балкова, И.В. История библиотечного дела [Текст] / И.В. Балкова. – Москва: Пашков дом, 2013. – С. 399-401Барышева, Е.А. Библиотеки Индии сегодня: от старых проблем к новым горизонтам [Текст] / Е.А. Барышева // Библиотековедение. – 2016. – Т. 65, № 4. – С. 451—458.Барышева, Е.А. Становление библиотечной системы Индии (XIX—XX вв.) [Текст] / Е.А. Барышева // Библиотековедение. – 2016. – Т.1, №2. – С. 197-204Янков, А. Библиотеки шаговой доступности в Индии [Электронный ресурс] / А. Янков. – Режим доступа: http://blog.rgub.ru/libex/?tag=indiya. – Дата обращения 21.06.2018
1. Балкова, И.В. История библиотечного дела [Текст] / И.В. Балкова. – Москва: Пашков дом, 2013. – С. 399-401
2. Барышева, Е.А. Библиотеки Индии сегодня: от старых проблем к новым горизонтам [Текст] / Е.А. Барышева // Библиотековедение. – 2016. – Т. 65, № 4. – С. 451—458.
3. Барышева, Е.А. Становление библиотечной системы Индии (XIX—XX вв.) [Текст] / Е.А. Барышева // Библиотековедение. – 2016. – Т.1, №2. – С. 197-204
4. Янков, А. Библиотеки шаговой доступности в Индии [Электронный ресурс] / А. Янков. – Режим доступа: http://blog.rgub.ru/libex/?tag=indiya. – Дата обращения 21.06.2018
Вопрос-ответ:
Каково название доклада, опубликованного рабочей группой в Индии в 2010 году?
Доклад назывался "Библиотеки ворота в будущее".
Какой комитет был создан при Министерстве культуры Индии в 2012 году?
В 2012 году при Министерстве культуры Индии был создан Комитет высокого уровня - Национальная миссия библиотек (NML).
Какой поэтапный план был представлен Комитетом высокого уровня для модернизации библиотечной системы Индии?
Комитет высокого уровня Национальная миссия библиотек (NML) представил поэтапный план модернизации библиотечной системы Индии на ближайшее десятилетие, который назывался "Национальная миссия библиотек".
Какая была цель Национальной миссии библиотек в Индии?
Целью Национальной миссии библиотек в Индии было модернизация и развитие библиотечной системы страны на протяжении следующего десятилетия.
Какой организации принадлежал Комитет высокого уровня Национальная миссия библиотек?
Комитет высокого уровня Национальная миссия библиотек принадлежал Министерству культуры Индии.
Когда была создана Национальная миссия библиотек в Индии?
Национальная миссия библиотек в Индии была создана в 2012 году.
Что представил Комитет высокого уровня Национальная миссия библиотек?
Комитет высокого уровня Национальная миссия библиотек представил поэтапный план модернизации библиотечной системы Индии на ближайшее десятилетие.
Какой доклад был обнародован рабочей группой при Министерстве культуры Индии?
Рабочая группа при Министерстве культуры Индии обнародовала доклад под названием "Библиотеки ворота в будущее".