коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей страшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартриейной

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 67 67 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 09.08.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования 5
1.1. Понятие звукопроизносительной стороны речи в современной науке 5
1.2. Особенности нарушения звукопроизносительной стороны у детей с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Методические основы исследования нарушений звукопроизносительной стороны речи при псевдобульбарной дизартрии и способы ее коррекции 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 29
2.1. Организация проведения констатирующего эксперимента 29
2.2. Методика констатирующего эксперимента 29
2.3. Результаты и анализ экспериментальных данных 37
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 46
3.1. Теоретическое обоснование и организация коррекционной работы 46
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Фрагмент для ознакомления

Предусматриваются различные формы использования языкового материала, а именно: приговаривание специально подобранных речитативов, выполнение под фонограмму песен, произношение отдельных фонем шепотом и громко (звуковая гимнастика). Координация движения со словом очень трудно дается детям с нарушениями речи, но именно это и способствует его развитию. Слово, особенно в стихотворных формах, в сочетании с движениями облегчает не только освоение правильного произношения, но и овладение движениями, потому что ритм стихотворной речи помогает сохранять ритмичность их выполнения. Таким образом, с одной стороны, двигательная активность ребенка помогает интенсивнее развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается темп речи, развивается речевой слух [11].Третьим компонентом методики является музыка. Движения, выполняемые под музыку в соответствии с ее структурными особенностями, характером, ритмом и темпом, являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, что позволяют свободно, красиво и координационно правильно выполнять двигательные задачи. Правильный подбор музыкального сопровождения улучшает не только эмоциональное состояние детей, но и качество движений, придает им особую выразительность, развивает координацию, способствует развитию различных типов памяти. Выполняя упражнения в соответствии с музыкой, дети учатся отличать музыкальные произведения по темпу, громкости звучания, размеру.Четвертым компонентом системы может быть сюжет, ведь логопедические занятия строятся на основе комплексного игрового метода есть в игровой форме по определенному сюжету - русских и зарубежных сказок, рассказов, по историями воображаемых путешествий и др. Основное влияние на психическое развитие детей осуществляет игровая деятельность, и, прежде всего, сюжетно-ролевая игра. Игра для дошкольника является естественной деятельностью, в процессе которой он познает жизнь, а также меньше устает, и потому интерес и внимание в игре задерживаются у него дольше, чем в специальных учебных упражнениях. Итак, слова и движение под музыку, соединенные определенным сюжетом является средством исправления речевых и двигательных нарушений у детей.По мнению Г. Волковой, занятия по логопедической ритмики необходимо проводить с учетом следующих условий:Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений. В дошкольном детстве пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения еще не выделяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами и программным содержанием. Происходит лишь возникновения этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Поэтому слушания музыки сопровождается подпеванием, подпевание - движениями.Развертывание процесса обучения. Содержание логоримического занятия должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний разной высоты, тембра, динамики.Повторяемость задач в процессе отработки движений, которые сопровождаются музыкальным произведением двух, трехразмерной формы, осуществляется в течение всего логопедического курса (при этом используется разный музыкальный репертуар).Небольшой объем движений, языкового и музыкального материала.3.2. Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартриейОсновной принцип построения упражнений с логоритмикой - тесная связь движений с музыкой, сочетание ритма с языковым материалом. Слово может быть использовано в различных формах. Это и тексты песен, хороводов, драматизации с песнями, инсценировки на заданную тему. Использование слов дает возможность создавать интересные логопедические игры и забавы, которые сочетают ритмы в стихотворные формы. Дети воспринимают логоритмические упражнения с эмоциональным удовольствием.Средства логопедической ритмики:ходьба и марширование в разных направлениях;упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;упражнения, которыерегулируютмышечныйтонусупражнения, которыеактивизируютвнимание;упражнения, формирующие чувство музыкального размера, темпа;пение, игра на музыкальных инструментах;упражнения на развитие творческой инициативы.Эти средства способствуют коррекции у детей недостатков речи.Логоритмические занятия влияют на поведение детей с речевой патологией. Без знания психологии ребенка соответствующего возраста и тех отклонений от нормы, которые возникли из-за дефектов речи, нельзя правильно воздействовать на него.Система логоритмических занятий предполагает:Обязательность повторения формирующих опорно-двигательных навыков;Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологиейПостепенное повышение требований к детям (осложнение опорно-двигательных, музыкальных и словесных задач)Всестороннее влияние на индивидуальность ребенка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют корректировать личную речевую патологию и является спутником изменений в функциональных системах организма и опорно-двигательной сфере)Связь логоритмикой с другими медико-психологическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пения, музыкально ритмичной упражнения).На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организационным началом. Упражнения подобраны так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызвал немедленную и значительную двигательную реакцию. Это дает возможность развивать, внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, а главное осуществляет коррекцию личных речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д.Этапы логоритмической (коррекционной работы)ЭТАП 1Ограничение языка (молчание и общения шепотом)Цель: Бороться с использованием лишних слов; развивать общую произвольную моторику и моторику мускулов лица; развивать речевое дыхание, слуховое внимание и зрительную памяти пять; развивать такие личностные качества, как выдержка, внимание, сосредоточенностьЭТАП 2 Воспитание соединяющей и отображающей речиЦель: формировать речевое дыхание (удлиненный выдох), корректировать моторные отклонения и нарушения в звукопроизношении; развивать навыки общения в игровых ситуациях; продолжать развивать произвольность поведения, активизировать словарь, учить оперировать предложениями из 4 слов.ЭТАП 3Вопросительно ответственныйЦель: Продолжать работу над использованием в речи предложений до 5 слов, слитым использованием фразы, выразительностью диалогической речи, продолжать развивать такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество.ЭТАП 4Самостоятельная речьЦель: Продолжать формировать активность, самостоятельность и произвольность поведения.ЭТАП 5Закрепление речевой активности в поведении и словесном общенииЦель: Закреплять личностные качества (активность, самостоятельность и т.д.) закреплять умение общаться в различных ситуациях и на языковом материале различной сложностиНаша методика коррекции ОНР у детей, наряду с другими арт- педагогическими средствами (изобразительная, театрализованная-игровая деятельность), предусматривает проведение двух интегрированных занятий с привлечением музыкальной деятельности в течение недели продолжительностью 30 минут. Общая продолжительность эксперимента 10 недель. Логоритмические, дыхательные упражнения; упражнения для развития фонематического слуха упражнения для развития мелкой моторики физкультминутки, что является обязательной частью каждого интегрированного логопедического занятия. отражают звуковую или лексическую тематику. Одна тема и упражнения по развитию артикуляционной моторики, дыхания, голоса отрабатываются в течение недели на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, а также используются воспитателями.В каждое заниятие была включена логоритмическая азбука:Звук [А] - «Колыбель» - движения, имитирующие укачивание ребенка: а-а-а.Звук [О] - «Зубик болит» - приложить руку к щеке, покачивая головой, говорить о-о-о.Звук [У] - «Вовчик» - откинуть голову назад с одновременным произношением у-у-у.Звук [М] - «Лакомка» - выполнять круговые движения рукой по животу: м-м-м.Звук [П] - «Чайник» - указательными пальцами обеих рук одновременно стучать по надутых щеках, произнося п-п-п.Звук [Б] - «Сердитый индюк» - руки немного развести в стороны. Поднимать плечи с одновременным произношением 6-6-6.Звук [И] - «Лошадка» - бежать на месте с высоким подниманием колен: и-и-и.Звук [ Е] - «Не безобразничай» - поссориться указательным пальчиком: э-э-э.Звук [И]- «Обидели» - поднять руки к глазам, делать круговые движения кулачками. Потереть кулачками глаза, имитируя плач, говорить звук и-и-и.Звук [К] - «Дедушка кашляет» - свободно свести пальцы в кулак, поднять его в рот. Имитировать кашель, произнося к-к-к.Звук [Г] - «Гуси» - делать наклоны вперед, немного отводя руки назад. Вытягивать шею, произнося г-г-г.Звук [Х] - «погрейте ручки» - руки согнуть в локтях, ладони сложить «лодочкой». Наклоняться в руки, дыша в них со звуком х-х-х.Звук [Н] - «Сирена» - указательный палец поднят вверх, другие - сжаты в кулак. Делать круговые движения рукой над головой, произнося г-н-н.Звук [Д] - «Дятлик» - руку, согнутую в локте, поднять вверх на уровень груди, пальцы собрать в пучок. Выполнять резкие движения от себя, говоря д-д-д.Звук [Т] - «Барабанщик» - руки согнуть в локтях. Выставить указательные пальцы, другие - сжать в кулак. Попеременно выполнять движения, имитируя игру на барабане: т-т-т.Звук [Ф] - «ежик» - выполнять полунаклоны вперед, произнося ф-ф-ф, принюхиваясь.Звук [В] - «Ветер» - выполнять круговые вращения вытянутыми руками над головой, изображая вихрь с одновременным произношением в-в-в.Звук [И] - «Волчок» - ноги на ширине плеч, руки - на поясе. Выполнять повороты туловища вправо - влево с произношением: и-и-и.Звук [С] - «Насос» - раскрытые ладони держать параллельно полу на уровне груди, опускать их вниз плавным движением с легким нажимом, одновременно произнося с-с-с.Звук [3] - «Комарик» - отведенные в стороны руки согнуты в локтях на уровне плеч. Перед грудью описывать кистями небольшие круги, произнося с-з-з.Звук [Ч] - «Откроем кран» - одновременно делать повороты кистями рук, произнося ч-ч-ч.Звук [Ш] - «Деревца» - ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх и плавно махать ими вправо и влево, произнося ш-ш-ш.Звук [Ж] - «Жучок» - руки, согнутые в локтях, прижаты к туловищу, кисти отведены в стороны. Поочередные движения пальцев обеих рук, произнося ж-ж-ж.Звук [Ц] - «Кузнечик» - поднести ко рту пальцы рук, сжатые вместе. Ричко разводя их, произносить ц-ц-ц.Звук [ДЗ] - «Муха» - выполнять полуприседания с одновременными махами разведенных в стороны рук: дз-дз-дз.Звук [ДЖ] – «Шмель»- Подниматься на носочки с одновременным выполнением» веселых ручек «: дж-дж-дж.Звукосочетания (ШЧ) - «Щеточка» - выполнять движения слева направо, имитируя чистки одежды или обуви: щ-щ-щ.Звук [Л] - «Самолетик» - руки развести в стороны, выполнять повороты с одновременным произношением л-л-л.Звук [Р] - «Тигренок» - ладони с растопыренными пальцами на уровне плеч. Наклоняться вперед с одновременным сжатием пальцев, длительно произнося р-р-р.Полный набор логопедические упражнений, используемых в работе приведен в Прил.2.Примеры:Упражнение «Ловкие лошадки»Дети сидят на стульчиках друг напротив друга. В руках держат палочки длиной 20 см, с которыми на шнурках привязаны лошади на колесах. По команде они наматывают шнурок на палочку, привлекая к себе лошадку. Игру сопровождают щелчком языка. Надо следить, чтобы рот был широко открыт.Маленький - большойЦель: развитие координации движений, ритмичной речи.описание игрыДети ходят по копу сначала под тихую маршевую музыку на полупальцах, потом под громкий марш - на пятках и говорят:Отдохнуть так хочет мать,На диване лечь поспать, Я на цыпочках хожу, Я ее не разбужу.Тук-тук-тук, тук тук-тук. Моих пяток слышать стук.Мои пяточки идутСон мамули берегут.Игра «Совушка» (3-5 лет)Дети сидят полукругом.По сигналу «День» медленно поворачивают головы вправо - влево.По сигналу «Ночь» смахивают руками-крыльями и протяжно, без напряжения говорят: у-у-у-ф-ф-ф.Следить за осанкой. Повторить 2-4 раза.Игра «Хомячки»Дети стоят в кругу.Логопед. Ходить в кругу как хомячки с толстыми щечками. Для этого следует сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом. По сигналу хлопнуть по щекам кулачками. Пройти 10 шагов и снова стать хомячками, надуть щеки. Повторить 4-6 раз.Примерное содержание логоритмических занятий (игры и тематика меняется):Интегрированное занятие «Танцующий зоопарк» Звуки [с] - [с] (музыкальная деятельность) Цели занятияКоррекционно-развивающие:дифференциация звуков [с] [с] в слогах, словах, предложениях;развитиедыхания и голоса;развитие мелкой моторики пальцев рук;развитие творческих способностей (воображения, фантазии)общееукреплениеорганизма. Коррекционно-учебные:научить выделять звук [с] из ряда согласных звуков;научить выделять звук [с] из ряда согласных звуков. Коррекционно-воспитательные:расширение кругозора. Оборудование: магнитофон (музыкальный центр), фонограмма музыкальной композиции «О зоопарк», подушки, ковер, иирашкы: «зебра», «слон», «верблюд», «гиппопотам» или рисунки с изображением этих животных.Ход занятия.Начинаем – логоритмическая азбукаОрг. момент: прочитать стишок «Поход в зоопарк»(Дети называют слова из стихотворения, начинающиеся звуками [с] и [с])С папой встали мы еще утром.Мы пришли в зоопарк.Здесь увидели верблюда, крокодила и слона.Пожалуй, дружная у них семья!Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Почистим зубки».Дыхательное упражнение «Сон слона»: двум детям дается задание представить себя слониками, а двум другим - мухами (дети держат вырезанную из бумаги муху на веревочке). Когда «слоники» садятся на стульчики и «засыпают», «мухи» прикасаются к «слоников», а последние в свою очередь дуют на муляжи с мухами.Физкультминутка (элементы психогимнастики): «Перевоплощение».Детям предлагают изобразить с помощью движений, мимики и жестов «Доброе слона», «Скорую зебру», «Жираф-зазнайка» и другие.Упражнение для развития просодической стороны речи: «Караоке в зоопарке».С детьми проводится беседа: «Дети, а какие дикие животные живут в зоопарке? А вы знаете, что здесь живут: слон, зебра, жираф. А умеют они петь? Давайте узнаем!»Старый слон не спит ночами. Песенку Се-Се поет,Засыпает стоя. Зверюшкам спать не дает!(Дети укладывают слона спать и поют ему песенку Се-Се-Се-Се- в медленном темпе);Заболели зубы у зебры. Целый день Зубная боль-Зу-Зе-ЗяИдти к зубра, зебра надо! Вот он-то врач!(Дети поют песенку зебры -за-Зу-Зе-Зя- в ускоренном темпе, чтобы развеселить ее)У жирафа Симочки болит спина,А жираф Зина захромала нога!(Дети поют песенку для жирафы симы - С-С-С-, а для Зины - 3-3-3- громко, потом тихо, чтобы поддержать их)Упражнение для развития «фонематического слуха «Сима + Зина».Детям раздают рисунки с изображением животных, живущих в зоопарке (зебра, жираф, гиппопатам, слон и т.д.) и предлагают назвать животных именами, начинающимися с звуков [с] и [с] (слон Сима, гиппопотам Сережа; зебра - Зина, жираф - Зик и т.д.). Далее педагог говорит придуманы «имена животных», например, «Сима», а дети должны поднять рисунок с изображением слона и т.д., называя первый звук в «имени этого животного».Музыкальная деятельность «Танцы со зверушками».Предварительная работа: показать детям движения слона, зебры и тому подобное.Дети выбирают на стульчиках игрушки по желанию, говорят их названия (зебра, слон,) и приглашают потанцевать «Слон, пошли танцевать, будем Се-Се петь!». Затем включается музыкальная композиция «О зоопарк»; дети выполняют танцевальные движения вместе с выбранной игрушкой по содержанию композиции: дети тупотят ногами, как «слоники»; прыгают, как «зебры» и другие. В конце танца дети поднимают вверх то животное, у которого есть хобот, у которого самые крупные уши, у кого есть хвост, усы, полоски и т.Итог занятия: подводятся итоги по звукам, с которыми дети познакомились и закрепили за занятие (каких животных, живущих в зоопарке, они знают и которые песенки они умеют петь).ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной науке проблемы дифференциальной диагностики и коррекции речевых нарушений рассматриваются в нескольких аспектах: клиническом (или неврологическом), нейропсихологическом, психолингвистическом, лингвистическом и психолого-педагогическом.Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения фонетической стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.Расстройство фонологического уровня речи в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.При обследовании звукопроизношения у детей с дизартрией наблюдаются смещение, искривление звуков, замена и отсутствие звуков. Типичными ошибками стали недостатки в произнесении шипящих, свистящих, наблюдались индивидуальные особенности, особенно в слоговой структуре и гласных.Артикуляционная моторика преимущественно развита на низком уровне. Основные недостатки артикуляционной моторики преимущественно связаны с массивным малоподвижным языком. Также часто наблюдалась ограниченность в движении губ и челюсти.На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации, коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения. Порядок автоматизации и постановки звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует настойчивости и большего времени, чем при дислалии.Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией  дислексии и дисграфии. При дизартрии необходима ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях - логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.При обследовании звукопроизношения у детей с дизартрией наблюдаются смещение, искривление звуков, замена и отсутствие звуков. Типичными ошибками стали недостатки в произнесении шипящих, свистящих, наблюдались индивидуальные особенности, особенно в слоговой структуре и гласных Артикуляционная моторика преимущественно развита на низком уровне. Основные недостатки артикуляционной моторики преимущественно связаны с массивным малоподвижным языком. Также часто наблюдалась ограниченность в движении губ и челюсти.В дошкольных учреждениях создана система учебно-коррекционной работы с целью преодоления недостатков речи. Составной частью педагогического процесса являются занятия по логопедической ритмике.Логоритмика - это система музыкально-ритмических, культурно-ритмических и музыкально-речевых игр и упражнений, которые проводятся в целях логопедической коррекции.На констатирующем этапе нами было выявлено, что при обследовании звукопроизношения у детей с дизартрией наблюдаются смещение, искривление звуков, замена и отсутствие звуков. Но, в отличие от дислалии, речь при псевдобульбарной дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Данные нарушения влияют на разборчивость и выразительность речи. Звуки при дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Ослабленный речевой выдох, страдают голосовые модуляции по высоте. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса. У некоторых детей речевой выдох ускоренный, поэтому они говорят на вдохе. Таким образом, дети с дизартрией в целом продемонстрировали низкие показатели произношения свистящих в разного типа заданиях. Ребенок не получал выше двух за одно задание (в 3-м и пятом исследовании было несколько серий). Также, мы наблюдаем значительную нарушенность и просодических компонентов речи исследуемых детей с дизартрией, что означает необходимость учета просодической коррекции в общей методике коррекционной работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией.Нами была разработана методика коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией на основе логоритмики. На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации, коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения. Порядок автоматизации и постановки звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует настойчивости и большего времени, чем при дислалии.ЛИТЕРАТУРААртемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой о>ормой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз,  2000. – 186 с.Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников  (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - № 4.Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: илЦейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русскойинтонации. — М., 1999.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
6. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
8. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
9. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.
10. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой о>ормой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
12. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
13. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
15. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
17. Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.
18. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
19. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
20. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - № 4.
21. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.
22. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил
24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
25. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.