Исследование межличностных отношений в группе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 43 43 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 27.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в группе 5
1.1. Понятие группы и ее классификация 5
1.2. Структура межличностных отношений и их виды 12
1.3. Межличностные отношения в трудовом коллективе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группе 25
2.1 Методы исследования межличностных отношений в группе 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в группе 37
Заключение 39
Список литературы 41
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим результаты Опросника Т. Лири
Результаты исследования оценок и самооценок типа межличностных отношений с помощью Опросника Т. Лири представлены в таблице 3.
По данным самооценок, которые представлены в таблице 3, 45% испытуемых сотрудников оценивают преобладающий у них тип межличностных отношений как сотрудничающий-конвенциальный, то есть имеют представление о себе как о человеке, любезном и дружелюбном со всеми, склонном к сотрудничеству, ориентированном на социальное одобрение и принятие, стремящемся к целям группы.
Таблица 3. Распределение типов межличностных отношений среди испытуемых
Тип межличностных
отношений Уровень по данным
самооценок Уровень по данным
взаимооценок высок. средн. низкий высок. низкий средн. Прямолинейно-агрессивный - - 1(5%) - 2(10%) 6(30%) Властный-лидирующий - 4(20%) 2(10%) - 1(5%) 2(10%) Покорный-застенчивый - - - - 1(5%) 1(5%) Недоверчивый-скептический - - - - 1(5%) 1(5%) Сотрудничающий-конвенциальный - 8(40%) 1(5%) - - 7(35%) Зависимый-послушный - - - - 2(10%) 3(15%) Независимый-доминантный - - 1(5%) - 1(5%) 2(10%) Ответственно-великодушный - 1(5%) 2(10%) - - 2(10%)
Еще 30% испытуемых сотрудников охарактеризовали преобладающий у них тип межличностных отношений как властный-лидирующий, т.е. имеют о себе представление как об авторитетном лидере, компетентном, энергичном, пользующимся уважением окружающих, успешном в делах. 15% свой тип межличностных отношений охарактеризовали как ответственный-великодушный. 5% респондентов свой тип межличностных отношений оценивают как прямолинейный-агрессивный, столько же оценивают свой тип межличностных отношений как независимый-доминирующий.
Анализ данных взаимооценок, которые представлены в таблице 3, показал, что, по мнению сотрудников исследуемого коллектива, у 40% испытуемых преобладает прямолинейный-агрессивный тип межличностных отношений. При этом три четверть из них (30% от общего количества испытуемых сотрудников) получили низкие показатели (до 8 баллов), то есть по представлениям коллег им свойственны упорство, упрямство, энергичность и настойчивость.
У оставшейся четверть всех испытуемых, чей тип межличностных отношений был оценен коллегами как прямолинейный-агрессивный, оценки данного показателя достигали среднего уровня (9-12 баллов), то есть, по мнению коллег, они выделяются резкостью и прямолинейностью в оценке других, непримиримостью, склонностью к обвинению окружающих, раздражительностью, насмешливостью.
Также по данным взаимооценок, у 35% преобладает сотрудничающий-конвенциальный тип межличностных отношений, то есть, по мнению коллег, они инициативны в достижении целей группы, придерживаются правил «хорошего тона», склонны к сотрудничеству, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, проявляют гибкость, ориентированы на компромисс в конфликтных ситуациях.
Также с помощью анализа полученных данных можно сказать о наличии в исследуемой группе 2-ух неформальных лидера (испытуемый Б. и испытуемый Д.), психограммы которых представлены на рисунке 1 и рисунке 2.
Как свидетельствуют психограммы, которые представлены на рисунке 1, у испытуемого Б. отсутствуют существенные расхождения между показателями самооценок и оценок коллег, что свидетельствует на рефлексию и развитую самопонимание. Интерпретация данных, которые изображены на психограммах, говорят о том, что испытуемый большинством сотрудников сотрудник Б. характеризуется как успешный в делах, энергичный, компетентный, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, склонный к сотрудничеству, гиперответственный, приносит свои интересы в жертву общему делу, при решении проблем и в конфликтных ситуациях гибкий и компромиссный.
Сопоставление самооценок каждого испытуемого сотрудника с оценками его коллегами раскрыло незначительные количественные отличия (не более 4 баллов) у преобладающего большинства (60%) испытуемых, что указывает на необходимость дальнейшего роста личности, самосовершенствования. Еще у 35% испытуемых эти отличия были существенными (свыше 4 баллов), что указывает о выраженном дефиците рефлексии и нужды психологической коррекции. В целом более или менее выраженные расхождения между показателями взаимооценок и самооценок раскрыты преимущественно по шкалам «агрессивный-прямонейный» и«сотрудничающий-конвенциальный», что указывает на искажение представлений о способах эффективного управления.

Рисунок 1. Психограммы испытуемого Б., полученные на основе данных самооценок и оценок коллег

Рисунок 2. Психограммы испытуемого Д., полученные на основе данных самооценок и оценок коллег
Психограммы, которые представлены на рисунке 2, удостоверяют о незначительном (не более 4 баллов) рассогласовании самооценок и оценок коллег у испытуемого Д. по показателям I, III, VII и VIII октант. Это указывает на Нерезко выраженный дефицит самопонимания и рефлексии в следующих сферах межличностных отношений. Интерпретация данных, представленных на психограммах, удостоверяет о том, что в сравнении с оценками коллег испытуемый Д. несколько недооценивает свои лидерские качества, проявления конструктивной агрессии и отзывчивость (рассогласование по октантам I, III и VII соответственно) и несколько переоценивает собственные склонности к сотрудничеству и проявления гибкости (рассогласование по октанту VIII).
Рассмотрим результаты оценки психологической атмосферы коллектива (таблица 3).
Таблица 3. Уровень благоприятности психологической атмосферы в коллективе
Высокий Средний Низкий 2 сотрудников (10%) 9 сотрудников (45%) 9 сотрудников (45%)

Рисунок 3. Групповой профиль психологической атмосферы в группе
Полученные данные исследования свидетельствуют о том, что 10% испытуемых оценивают психологическую атмосферу в коллективе как благоприятную. Тогда как подавляющее большинство сотрудников (18 сотрудников (90%)) в своем коллективе атмосферу не считают достаточно благоприятной: 45% испытуемых уровень благоприятности психологической атмосферы оценивают, как средний и столько же респондентов оценивают ее как неблагоприятную. Из анализа, полученного среднегруппового профилья, который представлены на рисунке 3, можем сделать вывод о том, что в данном коллективе психологический атмосфера характеризуется несогласием, несогласованностью и холодностью.
Таким образом, из исследования межличностных отношений в исследуемой группе в целом можем сделать следующие выводы.
1. В исследуемой группе межличностные отношения в большой мере поляризованы: 55% сотрудников является предпочитаемыми, 35% сотрудников пользуются минимальным успехом в коллективе. По итогам параметрических выборов, 70% участников по своим организаторским качествам попали в разряд «отвергаемых», 75% – по своим деловым качествам, 60% – по личной симпатии оценивающих. Данное говорит о наличии трудностей в налаживании деловых контактов в группе и взаимном недоверии.
2. У 40% испытуемых преобладает прямолинейный-агрессивный тип межличностных отношений и у 35% – сотрудничающий-конвенциальный. При этом у 95% испытуемых выявлены несовпадения оценок и самооценок преимущественно по шкалам «агрессивный-прямолинейный» и «сотрудничающий-конвенциальный» тип отношений, что указывает на искажение представлений о способах результативного управления, на необходимость личностного роста, дефицит рефлексии, психокоррекции и самосовершенствования.
3. По данным Опросника Т. Лири и социометрии установлено присутствие в группе 2-ух неформальных лидеров, что свидетельствует о децентрализрованности и разрозненности деловых контактов, нецелостности и разобщенности исследуемого коллектива. При этом лишь один из двух неформальных лидеров, по итогам выборов своих коллег, попал в разряд «наиболее предпочитаемых» по симпатии окружающих и по своим организаторским качествам.
4. Как показали результаты оценки психологической атмосферы коллектива, в целом сотрудники характеризуют психологический климат в своем коллективе как недостаточно благоприятный, отмечая присутствие выраженного холодности, несогласия в отношениях и несогласованности.        
2.3. Практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в группе


Работа по оптимизации межличностных отношений в коллективе должна реализовываться по трем главным направлениям:
1. Оптимизация соответствия между требованиями со стороны организации и личностными ресурсами работников. В современной психологии для увеличения указанного соответствия употребляются методы и технологии профессионального отбора, расширение поведенческого репертуара, ротации и расстановки кадров, профессиональное обучение и систематическое повышение квалификации персонала и др. Коррекция несоответствия личности и профессии предусматривает также развитие организационной культуры, видоизменение организационной среды, увеличение качества организационной жизни работников (привлекательности работы в организации).
2. Воздействие на когнитивную оценку сотрудников, которая касается собственных возможностей (ресурсов, умений, способностей) и готовности к преодолению профессионально трудных ситуаций. Психологическая помощь должна быть ориентирована на оптимизацию трудовой мотивации – повышение или снижение значимости выполнения требований, предъявляемых организацией: статусно-ролевых, должностных, профессиональных и др. В других случаях психологическая помощь может быть направлена на увеличение адекватности восприятия работниками ситуативных требований с учетом должностного статуса и уверенности в своих ресурсах, силах.
3. Управление ответными реакциями на стрессовые и конфликтогенные факторы организационной среды и профессиональной деятельности. Здесь существенным аспектом оказывается развитие у работников активной позиции по отношению к профессиональным и организационным стрессам. Например, увеличение социальной и личной значимости преодоления стресса.
В коллективе восстановление коммуникативной составляющей межличностных отношений предполагает несколько этапов:
1. Этап социальной интеракции, то есть простого неструктурированного общения, которое складывается основным образом на пикнике или во время обеда, сама обстановка которого ненавязчиво играет роль айс-брейкера (за счет устранения холодности содействует лабилизации группы).
2. Этап обмена мнениями в группе: фасилитатор плавно переводит ее в режим более структурированной дискуссии, темой которой чаще всего выдается в профессиональном коллективе межличностное общение. К такой работе применимы те же принципы, что и к стандартной Т-группе или группе встреч.
2. Заключительный этап – возврат к неструктурированному общению, члены во время которого группы могут впечатлениями поделиться и завязать социальные контакты.
Групповые занятия проводятся постоянно, и восстанавливаемые или создаваемые навыки социальной коммуникации становятся основой для понижения стрессов и риска выгорания.
Заключение


Теоретический анализ межличностных отношений как социально-психологической проблемы показал, что имеются неоднозначные точки зрения на природу, динамику и закономерности межличностных отношений. Многие авторы сходятся в том, что имеется большое число факторов, которые оказывают воздействие на межличностные отношения. В ключе проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе особенное значение приобретает вопрос социально-психологического климата и сплоченности группы. Эти факторы тесно взаимосвязаны с характером межличностных отношений в трудовом коллективе, особенно их деловой стороной.
Результаты собственного эмпирического исследования выявили существенные нарушения межличностных отношений в исследуемой группе: децентрализация власти, разрозненность группы, взаимное недоверие в группе, наличие трудностей в налаживании деловых контактов с коллегами и нарушение личностного компонента межличностного общения в группе. В своем коллективе психологический климат характеризуется сотрудниками как недостаточно благоприятный.
Возможными причинами выявленных особенностей межличностных отношений являются преобладание прямолинейно-агрессивного типа межличностных отношений в группе, искажение представлений о способах результативного управления, дефицит рефлексии и присутствие двух неформальных лидеров, что определяет децентрализрованность и разрозненность деловых контактов, нецелостность и разобщенность исследуемого коллектива.
Полученные данные могут быть употреблены для модификации системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Разработанные на основе полученных итогов практические рекомендации могут быть употреблены при разработке индивидуальных и групповых психологических методов оптимизации межличностных отношений в данном профессиональном коллективе для роста качества обслуживания населения и профилактики эмоционального и выгорания стрессовых расстройств у менеджеров по продажам.
Список литературы


Андреева Г.М. Социальная психология. 2-oe изд.,- М.: ИМУ, 2012. – 195 с.
Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. 8-ое изд., - М.: Просвещение. 2011. - 319 с.
Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 2004. – 83с.
Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 2003. – 274с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2006. 528 с.
Волков И.М. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. 4-ое изд., – М.: Просвещение, 2012. - 88 с.
Донцов А.И. Психология коллектива. 4-ое изд., - М.: ИМУ, 2011. – 174 с.
Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2007. 195 с.
Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. 4-ое изд., - М.: Академия, 2013. - 350 с.
Кондратьева С.В. Практическая психология. – Минск: Университетское, 2011. – 212 с.
Крутецкий В.А. Психология. 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2015. С.46
Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. 2-ое изд., – М.: ИПУ, 2011. – 256 с.
Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. 4-ое изд., - М.: ЛГУ, 2011.168 с.
Машков В.Н. Психология управления. 2-ое изд., - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2011. - 254 с.
Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - .247 с.
Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2005. 320 с.
Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2005. 320 с.
Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии. 4-ое изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2011. -688 с.
Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. - М.: Просвещение. 2008, 339 с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. 2-ое изд., – М.: Знание, 2013.- 117с.
Петровский А.В. Социальная психология коллектива. 4-ое изд., – М.: Просвещение, 2011. – 147 с.
Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2006. - 512 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. 6-ое изд., - М.: ВЛАДОС, 2011. – 529 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 671 с.
Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. 2-ое изд., - М.: Вопросы психологии, 2013. – 32 с.
Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2005. – 114с.
Фридман Л.И. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2007.- 161 с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2007. -508 с.
Штроо В.А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений // Вопросы психологии. №3. 2011. С. 70-75.

Андреева Г.М. Социальная психология. 2-oe изд.,- М.: ИМУ, 2012. С. 74

Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. 4-ое изд., - М.: Академия, 2013. С.83

Штроо В.А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений // Вопросы психологии. №3. 2011. С. 70-75.

Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. 2-ое изд., - М.: Вопросы психологии, 2013. С.9

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. 6-ое изд., - М.: ВЛАДОС, 2011. С.35

Крутецкий В.А. Психология. 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2015. С.46

Машков В.Н. Психология управления. 2-ое изд., - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2011. С.24

Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2005. С.67

Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии. 4-ое изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2011. С.78

Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2005. С.76

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. 2-ое изд., – М.: Знание, 2013. С.45

Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. 8-ое изд., - М.: Просвещение. 2011. С. 46

Донцов А.И. Психология коллектива. 4-ое изд., - М.: ИМУ, 2011. С.68

Петровский В.В. Социальная психология коллектива. 4-ое изд., - М.: Просвещение, 2011. С.77

Волков И.М. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. 4-ое изд., – М.: Просвещение, 2012. С. 86

Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. 4-ое изд., - М.: ЛГУ, 2011. С.46

Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. 2-ое изд., – М.: ИПУ, 2011. С.69

Кондратьева С.В. Практическая психология. – Минск: Университетское, 2011. С.37










42


43

Список литературы


1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-oe изд.,- М.: ИМУ, 2012. – 195 с.
2. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. 8-ое изд., - М.: Просвещение. 2011. - 319 с.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 2004. – 83с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 2003. – 274с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
6. Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2006. 528 с.
7. Волков И.М. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. 4-ое изд., – М.: Просвещение, 2012. - 88 с.
8. Донцов А.И. Психология коллектива. 4-ое изд., - М.: ИМУ, 2011. – 174 с.
9. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
11. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2007. 195 с.
12. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. 4-ое изд., - М.: Академия, 2013. - 350 с.
13. Кондратьева С.В. Практическая психология. – Минск: Университетское, 2011. – 212 с.
14. Крутецкий В.А. Психология. 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2015. С.46
15. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. 2-ое изд., – М.: ИПУ, 2011. – 256 с.
16. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. 4-ое изд., - М.: ЛГУ, 2011.168 с.
17. Машков В.Н. Психология управления. 2-ое изд., - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2011. - 254 с.
18. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - .247 с.
19. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2005. 320 с.
20. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2005. 320 с.
21. Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии. 4-ое изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2011. -688 с.
22. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. - М.: Просвещение. 2008, 339 с.
23. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. 2-ое изд., – М.: Знание, 2013.- 117с.
24. Петровский А.В. Социальная психология коллектива. 4-ое изд., – М.: Просвещение, 2011. – 147 с.
25. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2006. - 512 с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. 6-ое изд., - М.: ВЛАДОС, 2011. – 529 с.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 671 с.
28. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. 2-ое изд., - М.: Вопросы психологии, 2013. – 32 с.
29. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2005. – 114с.
30. Фридман Л.И. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2007.- 161 с.
31. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2007. -508 с.
32. Штроо В.А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений // Вопросы психологии. №3. 2011. С. 70-75.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучаются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования межличностных отношений в группе, включая понятие группы и ее классификацию, структуру межличностных отношений и их виды, а также межличностные отношения в трудовом коллективе.

Какие методы исследования межличностных отношений применялись в эмпирической части исследования?

В эмпирической части исследования были применены различные методы, включая анкетирование, наблюдение и собеседование. Это позволило получить достоверные данные о межличностных отношениях в группе.

Какие результаты были получены в результате исследования межличностных отношений в группе?

Анализ результатов исследования показал, что межличностные отношения в группе имеют свою структуру и различные виды. Были выявлены характеристики этих отношений и их влияние на работу коллектива. Также были выделены практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в группе.

Какова структура межличностных отношений в группе и какие виды отношений существуют?

Структура межличностных отношений в группе включает в себя такие элементы, как лидерство, коммуникация, конфликты и сотрудничество. Виды межличностных отношений в группе могут быть разными: дружба, конкуренция, сотрудничество, антагонизм и т.д.

Какие практические рекомендации предлагаются по оптимизации межличностных отношений в группе?

Практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в группе включают такие аспекты, как развитие коммуникативных навыков, улучшение лидерских качеств, разрешение конфликтов, создание благоприятной атмосферы для сотрудничества и т.д. Все эти меры помогают улучшить межличностные отношения и повысить эффективность работы группы.

Какие теоретические аспекты изучения межличностных отношений в группе рассматривает статья?

Статья рассматривает понятие группы и ее классификацию, структуру межличностных отношений и их виды, а также межличностные отношения в трудовом коллективе.

Какие методы исследования межличностных отношений в группе использовались в эмпирическом исследовании, описанном в статье?

В эмпирическом исследовании использовались различные методы, которые помогли изучить межличностные отношения в группе, а именно: наблюдение, опросник, анализ результатов предыдущих исследований.

Какими результатами исследования межличностных отношений в группе авторы статьи поделились?

Авторы статьи поделились анализом результатов исследования, где было выявлено, что качество межличностных отношений в группе сильно зависит от структуры и типа группы. Были представлены конкретные цифры и статистические данные, подкрепляющие результаты исследования.

Какие практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в группе предлагают авторы статьи?

Авторы статьи предлагают ряд практических рекомендаций по оптимизации межличностных отношений в группе, включая проведение тренингов по коммуникации, поощрение открытой и взаимодействующей атмосферы в группе, а также создание условий для развития эмоционального интеллекта участников группы.

Какова структура межличностных отношений и какие виды межличностных отношений существуют?

Структура межличностных отношений состоит из трех основных компонентов: коммуникация, взаимодействие и влияние. Виды межличностных отношений включают равноправные иерархические отношения, дружеские отношения, профессиональные отношения и другие.

Чем является межличностное отношение в группе?

Межличностное отношение в группе представляет собой взаимодействие и коммуникацию между участниками группы, которое включает как эмоциональные, так и практические аспекты.