Немецкая слобода в Московской Руси как фактор межкультурного диалога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 25 25 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 27.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Место Немецкой слободы в истории России 5
1.1 История возникновения Немецкой слободы 5
1.2 Влияние Немецкой слободы на русский мир 9
Глава 2. Культурные взаимоотношения западного мира и России в формате Немецкой слободы 12
2.1 Россия и Европа 12
2.2 Лефортовский дворец 14
Глава 3. Развитие межкультурного диалога в период Петра I и в конце XVII-начале XVIII 17
3.1 Воспитание и образование Петра I 17
3.2 Влияние Немецкой слободы на деятельность Петра I 19
Заключение 22
Список используемой литературы 23






Фрагмент для ознакомления

Петр восхищался Лефортом: молодой, ловкий, высокий, привлекательной наружности, он был избран в воспитатели Петра еще при царе Алексее Михайловиче. Царь поручил Лефорту преподавание голландского языка.Много времени в детском и подростковом возрасте Петр провел в селе Преображенском, играя со своими сверстниками, участвуя в воинских забавах. Вместе с ними учился будущий монарх солдатскому строю, сооружал земляные крепости и брал их штурмом.Петр получил неплохое образование за границей, служил юнгой. Его личное трепетное отношение к образованию привело к переносу на русскую почву многих идей европейского Просвещения.Образование стало рассматриваться как возможность и условие для несения дворянами государственной службы. Безусловно, такое отношение к образованию можно назвать утилитарным, однако стали очевидны изменения, касающиеся осознания необходимости получить хорошее образование. Кроме того, что «птенцы гнезда Петрова» приобщались к знаниям, они осваивали новые формы светского этикета.Сам Петр учился каждый день своей жизни для того, чтобы быть полезным Отечеству, и приобретенные знания использовать на его благо, превращая вуказы и распоряжения.Просвещенный царь проводил реформы, направленные на укрепление Российского государства. Воспитание и образование юного Петра, по сути, предопределили проводимые им реформы, качественные изменения в сфере просвещения.Введение гражданского алфавита. Кириллица приобрела современный вид по составу букв и их начертаниям. Прежний церковный язык был довольно сложным для большинства населения. Новый же гражданский шрифт способствовал упрощению обучения. Это способствовало развитию учебной литературы, возникновение периодической печати,выпуск светской и переводной литературы, учреждение в Санкт-Петербурге Академии наук и университета при ней.Все эти реформы определяли развитие образования, расширяли его возможности, позволяли знакомиться с опытом просвещенной Европы.3.2 Влияние Немецкой слободы на деятельность Петра IВ период правления Петра I ближайшие к территории расположения будущего Лефортовова населенные пункты –Немецкая слобода, царсие села Преображенское и Семеновское становятся центром политической жизни Российского государства. Здесь впервые годы правления Петра I решались важнейшие вопросы преобразования страны и усиления ее могущества, в т.ч. военного.Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах юный Пётр впервые попал в Немецкую слободу.Вероятно, он был приглашен в гости к своему новому другу, полковнику Францу Лефорту, уроженцу Женевы, перешедшему на русскую службу.Они познакомились в критические дни решительного противостояния Петра и Софьи в августе 1689 года, когда Лефорт привел свой полк в Троице-Сергиев монастырь и заявил о своей поддержке молодого царя. Первым свидетельством расположения Петра к Лефорту стало присвоение тому чина генерал-майора 18 февраля 1690 года по случаю рождения у царя первенца, сына Алексея.Впервые Петр посетил Лефорта и отобедал у него 3 сентября 1690 года. Небольшой дом на берегу Яузы, отделанный на французский манер с изяществом и даже некоторой роскошью, понравился царю.Дом Франца Лефорта в Немецкой слободе стал центром разгульной жизни Петра.Именно у Лефорта Петр познакомился с Анной Монс, которая стала его любовницей на многие годы.Петр был женат фактически против его воли, по выбору матери в том возрасте, когда целиком был поглощен потешными играми, заменявшими ему все реалии ненавистной официально-государственной деятельности. Его жена, Евдокия Лопухина, в глазах супруга полностью олицетворяла старорусскую идентичность, изменить, модернизировать которую было главным желанием Петра с юного возраста. Э. Лефстранд пишет: «Она была отсталой и набожной и обладала всеми мыслимыми старомодными добродетелями».Одновременно Петр встречает женщину, которая более отвечала его запросам, ориентированным на европейские образцы поведения – с 1698 г. он открыто живет с Анной Монс. Он даже хотел сделать ее царицей, но в 1702 г. выясняет, что Анна изменяла ему с саксонским посланником. Это больно ударило Петра по чувствительному месту – его недоверию к людям и болезненной жажде верности. Характерно, что, после того как Анну на долгие годы посадили под домашний арест, Петр долго и сильно переживал и помнил о ней.Знакомство с иностранцами не ограничивалось только бурными развлечениями, оно способствовало расширению кругозора молодого царя, стимулировало его интеллектуальное развитие.Швейцарец Франц Лефорт, шотландцы Патрик Гордон и Яков Брюс и другие обитатели Немецкой слободы были его наставниками в различных областях.С их помощью Петр хорошо изучил немецкий язык и в разной степени освоил голландский, английский и французский.В слободе царь научился танцам, фехтованию, изящной верховой езде.Именно его знакомство с жителями слободы и дружба с Францем Лефортомпослужили причиной его поездки в европейские страны в составе Великого посольства.В России практика изучения империи «наевропейский манер» утвердилась благодаря«научным проектам» Петра I и трем его шагам - созданию в 1714 г. Кунсткамеры, отправкев 1718 г. врача и натуралиста Д. Мессершмидта в сибирскую экспедицию и учреждению в1724 г. Академии наук и художеств.Санкт-Петербургская Академия наук была создана под началом немца Л. Блюментроста, состояла преимущественно из немцев, и говорили в ней по-немецки.Заключение Для того что бы понять различные стороны истории России необходимо взглянуть на ее отношение с другими странами, которые жили в Немецкой слободе. Ее заинтересованность в улучшении некоторых сфер жизни во многом зависела от перенимания и адаптации идей, быта и опыта других стран. Принимая к себе носителей опыта и новых идей, Российское государство должно было определить с какими странами можно было вступать в контакт, это страны лютеранской Европы, которые не претендовали на смену политического устройства России, но были заинтересованы в контакте с ней. Именно большинство таких представителей было в Немецкой слободе.Немецкая слобода стала прообразом Санкт-Петербурга, светский город где открыто без всяких притеснений могли исповедовать свои религии выходцы из многих стран. Оценивая значение преобразований Петра в истории России, необходимо помнить, что они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. Петр I как инициатор этих преобразований стал выдающимся государственным деятелем Российского государства. Самодержавный царь, он выражал интересы своего класса, насаждая новое и убирая старое различными способами. Петр I поистине был велик, так как заботился о судьбе своей стрны. То что он сделалоказало огромное влияние не только на последующие исторические судьбы России, но также и на отношения с Европой. Список используемой литературыАзаров В.Н. К вопросу об отношениях России и Европыв ХVII–XVIII веках//Научный диалог. История. Социология. Философия.– № 11 (23). - 2013. –С. 6–12.Айдунова Т.Ю. С.М. Соловьёв о дружбе Петра I и Франца Лефорта// Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы [Текст]: сб. науч. ст. / Под ред. П.Я. Циткилова; Новочерк. инж.- мелиор. ин-т им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Каф.истории, философии и социальных технологий. – Новочеркасск: Лик, 2017. – С.23-27.Борисова О. Версаль на Яузе//Наука в России. -2011. –С.89-94.Борисова О. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль…»//Наука в России. -2013. –С.94-102.Вострышев М.И. Москва и Россия в эпоху Петра I. М.: Алгоритм, 2018. - 480 с.Выскочков Л. В. Будни и праздники императорского двора. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с.: ил.Дельвиг В.С. Дворец генерал-адмирала Ф.Я. Лефорта на левом берегу Яузы//Общество. Среда. Развитие(TERRA HUMANA). -№3.-2010. –С.172-177.Дельвиг В.С. Образование и развитие новой солдатской (лефортовской) слободы//Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук Сб. мат. IX МНПК. – М. Изд-во Перо; Вольск ВВИМО, 2015. –С.32-39.Дельвиг В.С. «Светлицы» Петра I на территории усадьбы графа Ф.А. Головина в Новой (иноземной) немецкой слободе в 1722-1725гг.//Общество. Среда. Развитие (TERRA HUMANA). -№2. - 2012. –С.36-40.Кочегаров К. Как бояре царя Петра женили//Родина. -№2.-2014. –С.150-155.Ларюшкин О.В. Немецкая слобода Москвы: статистико-демографический анализ (середина XVII- серидина XVIII вв.)//Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». -№ 3. – 2013. –С.58-64.Молоков Д.С. Воспитание и образование Петра Iи его реформы в области просвещения//Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.1. – Ярославль: РИОЯГПУ, 2015 – С.1-6.Мухин О.Н. «Царь наПётр Алексеевич свою царицу постриг, а живёт блудно с немками…»: гендерный облик Петра I в контексте эпохи//Вестник Томского государственного университета. -№353 -2011. –С.117-123.Мухин О.Н. Петр I и «женский вопрос»: власть и гендер в России XVIII века// Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки. - Выпуск 4 (41).-2004.-С.5-9.Наумов В.П. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников. Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества. М.: Молодая гвардия,2010.-239с.Никулин В. Н. Петр Первый и его время: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. -173 с.Орлова В. Три страсти Петра Первого. Неизвестная сторона жизни царя М.: Рипол Классик, 2014. – 80 с.Павлова В.Е. Лефортовский дворец –Московская резиденция Петра I//Вестник архивиста. -№1. -2008. –С.218-224.Петрухинцев Н. Раннее европейское влияние на Петра I: Патрик Гордон и Франц Лефорт в конце XVII в.//Quaestio Rossica. - Т. 5, № 1. 2017. - С. 198-218.Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IX международной научно-практической конференции (10 июня 2014 года)./ Отв. редактор Уварина Н.В. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2014. – 540 с.Смирнова Т. Б., Киссер Т. С. Многообразие немцев России//Уральский исторический вестник. -№2 (55). -2017. –С.42-53.


1. Азаров В.Н. К вопросу об отношениях России и Европы в ХVII–XVIII веках// Научный диалог. История. Социология. Философия.– № 11 (23). - 2013. – С. 6–12.
2. Айдунова Т.Ю. С.М. Соловьёв о дружбе Петра I и Франца Лефорта// Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы [Текст]: сб. науч. ст. / Под ред. П.Я. Циткилова; Новочерк. инж.- мелиор. ин-т им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Каф. истории, философии и социальных технологий. – Новочеркасск: Лик, 2017. – С.23-27.
3. Борисова О. Версаль на Яузе//Наука в России. -2011. –С.89-94.
4. Борисова О. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль…»//Наука в России. -2013. –С.94-102.
5. Вострышев М.И. Москва и Россия в эпоху Петра I. М.: Алгоритм, 2018. - 480 с.
6. Выскочков Л. В. Будни и праздники императорского двора. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с.: ил.
7. Дельвиг В.С. Дворец генерал-адмирала Ф.Я. Лефорта на левом берегу Яузы//Общество. Среда. Развитие (TERRA HUMANA). -№3.-2010. –С.172-177.
8. Дельвиг В.С. Образование и развитие новой солдатской (лефортовской) слободы// Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук Сб. мат. IX МНПК. – М. Изд-во Перо; Вольск ВВИМО, 2015. –С.32-39.
9. Дельвиг В.С. «Светлицы» Петра I на территории усадьбы графа Ф.А. Головина в Новой (иноземной) немецкой слободе в 1722-1725гг.// Общество. Среда. Развитие (TERRA HUMANA). -№2. - 2012. –С.36-40.
10. Кочегаров К. Как бояре царя Петра женили//Родина. -№2.-2014. –С.150-155.
11. Ларюшкин О.В. Немецкая слобода Москвы: статистико-демографический анализ (середина XVII- серидина XVIII вв.)// Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». -№ 3. – 2013. –С.58-64.
12. Молоков Д.С. Воспитание и образование Петра I и его реформы в области просвещения// Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.1. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015 – С.1-6.
13. Мухин О.Н. «Царь на Пётр Алексеевич свою царицу постриг, а живёт блудно с немками…»: гендерный облик Петра I в контексте эпохи//Вестник Томского государственного университета. -№353 -2011. –С.117-123.
14. Мухин О.Н. Петр I и «женский вопрос»: власть и гендер в России XVIII века// Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки. - Выпуск 4 (41).-2004.-С.5-9.
15. Наумов В.П. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников. Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества. М.: Молодая гвардия,2010.-239с.
16. Никулин В. Н. Петр Первый и его время: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. -173 с.
17. Орлова В. Три страсти Петра Первого. Неизвестная сторона жизни царя М.: Рипол Классик, 2014. – 80 с.
18. Павлова В.Е. Лефортовский дворец – Московская резиденция Петра I//Вестник архивиста. -№1. -2008. –С.218-224.
19. Петрухинцев Н. Раннее европейское влияние на Петра I: Патрик Гордон и Франц Лефорт в конце XVII в.// Quaestio Rossica. - Т. 5, № 1. 2017. - С. 198-218.
20. Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IX международной научно-практической конференции (10 июня 2014 года)./ Отв. редактор Уварина Н.В. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2014. – 540 с.
21. Смирнова Т. Б., Киссер Т. С. Многообразие немцев России//Уральский исторический вестник. -№2 (55). -2017. –С.42-53.







Вопрос-ответ:

Как возникла Немецкая слобода в Московской Руси?

Немецкая слобода в Московской Руси возникла в результате усиления культурных связей России с Западной Европой в XVII веке. В этот период происходило межкультурное взаимодействие и обмен опытом между русскими и немецкими колонистами. Немецкую слободу можно рассматривать как одну из форм межкультурного диалога на территории Московской Руси.

Как Немецкая слобода влияла на русский мир?

Немецкая слобода влияла на русский мир, прежде всего, в сфере культуры. Здесь формировались немецкие колонисты, принося с собой свои обычаи и традиции, которые смешивались с русской культурой. В результате возникла уникальная культурная среда, способствующая межкультурному диалогу и обмену опытом.

Какие были культурные взаимоотношения между западным миром и Россией через Немецкую слободу?

Культурные взаимоотношения между западным миром и Россией через Немецкую слободу были очень активными. Здесь происходили культурные обмены, проводились концерты, театральные представления, мастер-классы и многое другое. Это способствовало распространению западной культуры и поддержке межкультурного диалога.

Какие исторические факты свидетельствуют о развитии межкультурного диалога в период Петра I и в XVII-XVIII веках?

В период Петра I и в XVII-XVIII веках произошло значительное развитие межкультурного диалога. Одним из исторических фактов могут быть реформы Петра I в области образования и науки, которые позволили привлечь европейских специалистов и инициировали обмен знаниями между русскими и немецкими учеными. Также можно отметить строительство Лефортовского дворца, который стал центром культурной жизни и местом, где происходили многочисленные мероприятия в формате межкультурного диалога.

Что такое Немецкая слобода в Московской Руси?

Немецкая слобода в Московской Руси была особой территорией, где проживали немецкие поселенцы. Она служила местом, где развивался межкультурный диалог между русским и немецким народами.

Как и когда возникла Немецкая слобода?

Немецкая слобода возникла в Московской Руси в XVI веке. Она была создана для привлечения немецких мастеров и торговцев в Москву. Первыми поселенцами были мастера, приглашенные для строительства Казанского исторического музея.

Как Немецкая слобода влияла на русский мир?

Немецкая слобода оказала значительное влияние на русский мир. Немецкие поселенцы привнесли новые технологии и знания в различные сферы русской жизни, включая архитектуру, искусство и промышленность. Они способствовали развитию московского города и его культуры, а также внесли вклад в формирование русской государственности.

Какие были культурные взаимоотношения между западным миром и Россией через Немецкую слободу?

Немецкая слобода была местом, где происходил интенсивный культурный обмен между западным миром и Россией. Немецкие поселенцы привносили в Россию западные идеи и технологии, а также распространяли русскую культуру и искусство на Западе. Это создавало основу для межкультурного диалога и взаимопонимания между этими двумя культурами.

Как развивался межкультурный диалог в период Петра I?

В период Петра I межкультурный диалог стал еще более активным. Под влиянием Петра I в России проводились реформы, направленные на западное европеизирование страны. Немецкая слобода продолжала играть важную роль в этом процессе. Здесь проживали европейские специалисты, которые помогали Петру I в модернизации армии, промышленности и культуры.

Каким образом возникла Немецкая слобода в Московской Руси?

Немецкая слобода возникла в Московской Руси в XV веке после приглашения немецких купцов в Москву. Они получили особый статус и привилегии, в том числе свободу вероисповедания, право на судопроизводство и торговлю. Таким образом, немцы создали свое обособленное сообщество, ограниченное особыми границами - слободой.

Как Немецкая слобода влияла на русский мир?

Немецкая слобода оказала значительное влияние на развитие русского мира. Немецкие купцы привнесли новые технологии, знания и опыт в различные сферы жизни страны, особенно в торговлю, горно-обогатительное дело, медицину и образование. Они также внесли свою лепту в архитектуру и культуру России. Благодаря Немецкой слободе произошел межкультурный диалог и обмен опытом между немецким и русским народами.

Какие культурные взаимоотношения существовали между западным миром и Россией через Немецкую слободу?

Через Немецкую слободу существовали интенсивные культурные взаимоотношения между западным миром и Россией. Немецкие ученые и специалисты привносили новые знания и технологии, что способствовало развитию науки и образования в России. Кроме того, благодаря Немецкой слободе в России стали популярны западные книги, искусство и архитектурные стили. Это привело к формированию нового культурного облика России и развитию межкультурного диалога.