проблема содержания и правового обеспечения личных (гражданских) прав военнослужащих РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 27.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические и практические аспекты реализации некоторых личных прав военнослужащих 4
1.1 Проблемы ограничения избирательных прав военнослужащих 4
1.2 Проблемы реализации права военнослужащих на жилище 9
Глава 2. Некоторые аспекты развития конституционных прав военнослужащих на жилище 15
2.1 Историко-правовые проблемы реализации прав военнослужащих на жилище 15
2.2 Современное состояние обеспечения жильем военнослужащих 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Как отмечалось исследователями, к основаниям признаниянуждающимися в обеспечении жилыми помещениями военнослужащих фактически былиотнесены те же, которые были предусмотрены в жилищном законодательстве СССР.Заключительный период существования СССР естественным образом затронул и сферуобеспечения военнослужащих жильем. Это нашло свое проявление как в закреплении вжилищном законодательстве СССР и РСФСР новых оснований для приобретения в личнуюсобственность жилья всеми советскими гражданами, в том числе и военнослужащих, так иблагодаря принятию нормативно-правовых актов, позволивших создать необходимые условиядля облегчения процедуры получения жилья военнослужащими. В качестве новеллы можнопризнать и норму, предусмотренную Постановлением Совета Министров СССР «О пропискечленов семей военнослужащих»2 № 568 от 7 июня 1990г., согласно которой при переводе нановое место службы военнослужащим и членам их семей предоставлялось право прописки нажилой площади родственников вне зависимости от ее размеров и требований нормативов,которые были предусмотрены региональным законодательством. Тем не менее, предпринятыемеры не могли носить принципиального характера в силу невозможности серьезным образомзатронуть систему обеспечения жильем военнослужащих в СССР.Создание нового российского государства сопровождалось серьезной переработкой всегоотраслевого законодательства, включая и жилищное. Постановление Верховного СоветаРСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» №2014-1 от 12 декабря 1991 г. установило, что «на территории РоссийскойФедерации допринятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшегоСоюза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации,законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании СодружестваНезависимых Государств». Это полностью коснулось и условий, и порядка обеспеченияжильем военнослужащих, включая и их жилищные права, которые достаточно долгоприменялись в Российской Федерации.Так, на основе существовавшего в СССР положения, предоставление военнослужащимжилья в домах государственного жилищного фонда осталось основной формой решенияжилищного вопроса военнослужащих. Благодаря Постановлению Совета Министров РСФСР«О неотложных мерах по стабилизации положения дел в строительном комплексе в условияхперехода к рыночным отношениям» № 372 от 27 июня 1991 г. нашла свое закрепление стараянорма относительно выделения строительными организациями не менее 10% жилой площадиот вводимого в эксплуатацию с целью предоставления их военнослужащим и членам их семей,применявшаяся до января 1996 г. Но в силу экономических причин применение данной мерыне принесло реальных результатов.2.2 Современное состояние обеспечения жильем военнослужащихОсобенностью начального периода построения нового российского государства явилсяпоиск новых форм и методов решения жилищных проблем военнослужащих. Например, УказПрезидента Российской Федерации, подписанный 21 июля 1992 г. «О дополнительных мерахпо финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих», в которомбыло предусмотрено выделение финансирования для строительства в 1992-1993 гг. жилья длявоеннослужащих с закреплением обязанности органов власти субъектов РоссийскойФедерации по выделению жилищного фонда для его покупки Министерством обороны РФ.Тем не менее, предпринятые государством меры, связанные с попыткой решения проблемыобеспечения военнослужащих жильем обладали временным характером и не позволилидостигнуть планируемых результатов.К самым значительным актам этого периода следует отнести принятие 22 января 1993 г.Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», уже в ст. 15 которого быливключены положения, регламентирующие содержание и формы реализации прававоеннослужащих на жилище, установив его организационно-правовые ифинансовыегарантии. К ключевым положениям данного закона следует отнести то, что впервые вроссийской истории было закреплено положение о признании государством завоеннослужащими права на жилище и гарантирования им предоставления жилых помещений,тем самым причислив военнослужащих к лицам, находящимся под особой правовой защитойи обладающих правом на бесплатное получение жилья в установленном законодательствомРоссии порядке. Постепенно, благодаря принятию Закона РФ «О статусе военнослужащих»,стала на практике применяться и такая новая форма обеспечения военнослужащих жильем каквыделение им безвозмездной финансовой помощи или ссуды на строительство или покупкужилья. Но только по прошествии двух лет, 26 июня 1995 г. Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации было утверждено «Положение о порядке оказания безвозмезднойфинансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации занаем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военнойслужбы».Таким образом, можно сделать вывод, что по итогам реализации Закона РФ «О статусе военнослужащих» 27 мая 1998 г. был принятФедеральный закон «О статусе военнослужащих», в котором уже были отражены положения,позволившие существенным образом изменить и внести коррективы в действующеероссийское законодательство, затрагивающее вопросы реализации права на жилищевоеннослужащими. Помимо этого, принятие данного федерального закона ознаменовалособой и окончание первого этапа, этапа формирования законодательства, регулирующегореализацию права на жилище военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.ЗаключениеНа основании исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.Конституционно-правовой статус военнослужащего представляет собой нормативное оформление в конституционном законодательстве реального положения военнослужащего в обществе и имеет свои особенности, выражающиеся в правах и свободах (личных, политических социальных, культурных). Анализируя действующее законодательство, следует отметить, что в законодательстве имеются нормы, которые ограничивают лиц со статусом военнослужащий на выборах муниципального уровня. Наличие единообразных норм приведет к равенству лиц, имеющих статус военнослужащий, на каждом уровне избирательной системы.Юридическая практика изобилует примерами недостаточнойэффективности законодательства России по вопросам правовой и социальнойзащиты военнослужащих. Принятые нормативные акты пока не сталинадежным инструментом правового регулирования их правового исоциально-экономического положения, в том числе и реализациивоеннослужащими права на служебные жилые помещения.Определено, что Конституция Российской Федерации в статье 72 отнесла жилищноезаконодательство к совместному ведению Российской Федерации и еесубъектов. Конституционное положение о совместном ведении в областижилищного законодательства играет важную роль при оценке правомочийразличных нормативных документов, регламентирующих правоотношения вжилищной сфере.Кроме того, большое значение в жилищном праве играют нормыгражданского права (имущественные отношения найма и аренды жилыхпомещений), административно-правовые нормы (организация охраныжилищного фонда) и другие. Причем нормы как административного, так игражданского права отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Вданных отраслях права принимаются федеральные конституционные законы ифедеральные законы, имеющие прямое действие на всей территорииРоссийской Федерации.Специфика военной службы также накладывает определенный отпечатокна регулирование отношений в сфере жилищного обеспечениявоеннослужащих, поскольку федеральные органы исполнительной власти, вкоторых законодательством предусмотрено прохождение военной службы,правомочны принимать нормативные акты, определяющие порядок жилищногообеспечения военнослужащих, проходящих военную службу в данных органах.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации: Принята всенароднымголосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 дек.136Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301-3302; 1996. – № 9. – Ст. 773; № 34.– Ст. 4026; 1997. – № 43. – Ст. 4903.Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410-411; № 34. – Ст. 4025; 1997. – № 43. –Ст. 4903.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря2004 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. – 2005. – № 1 (Ч. I). – Ст. 14О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 22, ст. 2331.О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. 2002. № 106.О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 27 февраля 2013 г. № 164/1202-6 (ред. от 18.02.2015) // Вестник ЦИК России. 2013. № 3.Определение Верховного суда РФ от 29 марта 2012 № 58-Г-12-8 // Архив Верховного Суда Российской Федерации.О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: постановление Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 г. № 5 (ред. от 09.02.2012) // Российская газета. 2011. № 75.Богатырева Н. М. Правовой статус военнослужащих России (историко-правовое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М,. 2007. – 24 с.Воробьев М.А. Военнослужащие и их активное избирательное право // Правоведение. 2013. № 16.С.17-19Вяткин Д.С. Избирательный процесс для военнослужащего // Журнал российского права. 2014. № 25.С.87-89Гудков Д.М. Правовой режим выборов. М.: ИЗБИРКОМ, 2012. 392 с.Дирина А. И. Конституционно-правовое регулирование политических прав военнослужащих России и проблемы их реализации // Бизнес в законе. 2008. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovoe-regulirovanie-politicheskih-prav-voennosluzhaschih-rossii-i-problemy-ih-realizatsii (дата обращения: 08.01.2018). Соколова П. В. Особенности обеспечения права военнослужащих на свободу совести // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obespecheniya-prava-voennosluzhaschih-na-svobodu-sovesti (дата обращения: 08.01.2018). Радецкий С. А. Теоретические и практические проблемы увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при объявлении мобилизации // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-problemy-uvolneniya-voennosluzhaschih-prohodyaschih-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu-pri-obyavlenii (дата обращения: 08.01.2018). Леншина А.Я. Активное и пассивное избирательное право военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2014. № 20.С.24-28Танаев О.И. Избирательное право России. М.: Дело, 2015. 255 сюНазарова Г.Н. Практические аспекты избирательного права // Адвокат. 2013. № 33.С.56-58Кудашкин А.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // За права военнослужащих. – М., 2009. 296 с.Кондратьев С. М. Эволюция института юридической ответственности военнослужащих в досоветском российском праве // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. №1 (2). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-instituta-yuridicheskoy-otvetstvennosti-voennosluzhaschih-v-dosovetskom-rossiyskom-prave (дата обращения: 08.01.2018). Военно-уголовное право : учеб. / под рсд. X. М. Ахметшина, О. К. Затслспина. - М. : Военный университет:За права военнослужащих, 2008. 340 с.Пчелинцева Л.М. Право на жилище военнослужащих: теоретические аспекты и проблемы реализации: Дис. ... докт. юрид. наук. – М., 2004.Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 2007. С.322Тишкин П.И. Реализация права военнослужащих на жилище // Вест. Томск. Гос. ун-та, No 339, 2010.С.22-26Сухондясва T. Ю. Российское военно-уголовное законодательство и его эволюция в период абсолютизма(XVIII - начало XX вв.) (историко-правовое исследование): авторсф. дис... канд. юрид. наук. - СПб, 2006. - С. 15. Петухов Н. А. Социальные и правовые проблемы становления, развития и функционирования системы военных судов России: дис. ... д-ра юрид. наук. - М, 2003. – С.46Юшин В.Ю. Историко-юридическая характеристика военно-уголовного законодательства России // Военно-юридический журнал. 2008. № 4. Март.С.77-84
голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
136
2 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30
ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301-3302; 1996. – № 9. – Ст. 773; № 34.
– Ст. 4026; 1997. – № 43. – Ст. 4903.
3 Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26
января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410-411; № 34. – Ст. 4025; 1997. – № 43. –
Ст. 4903.
4 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
2004 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2005. – № 1 (Ч. I). – Ст. 14
5 О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 22, ст. 2331.
6 О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.
7 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. 2002. № 106.
8 О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 27 февраля 2013 г. № 164/1202-6 (ред. от 18.02.2015) // Вестник ЦИК России. 2013. № 3.
9 Определение Верховного суда РФ от 29 марта 2012 № 58-Г-12-8 // Архив Верховного Суда Российской Федерации.
10 О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: постановление Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 г. № 5 (ред. от 09.02.2012) // Российская газета. 2011. № 75.
11 Богатырева Н. М. Правовой статус военнослужащих России (историко-правовое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М,. 2007. – 24 с.
12 Воробьев М.А. Военнослужащие и их активное избирательное право // Правоведение. 2013. № 16.С.17-19
13 Вяткин Д.С. Избирательный процесс для военнослужащего // Журнал российского права. 2014. № 25.С.87-89
14 Гудков Д.М. Правовой режим выборов. М.: ИЗБИРКОМ, 2012. 392 с.
15 Дирина А. И. Конституционно-правовое регулирование политических прав военнослужащих России и проблемы их реализации // Бизнес в законе. 2008. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovoe-regulirovanie-politicheskih-prav-voennosluzhaschih-rossii-i-problemy-ih-realizatsii (дата обращения: 08.01.2018).
16 Соколова П. В. Особенности обеспечения права военнослужащих на свободу совести // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obespecheniya-prava-voennosluzhaschih-na-svobodu-sovesti (дата обращения: 08.01.2018).
17 Радецкий С. А. Теоретические и практические проблемы увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при объявлении мобилизации // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-problemy-uvolneniya-voennosluzhaschih-prohodyaschih-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu-pri-obyavlenii (дата обращения: 08.01.2018).
18 Леншина А.Я. Активное и пассивное избирательное право военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2014. № 20.С.24-28
19 Танаев О.И. Избирательное право России. М.: Дело, 2015. 255 сю
20 Назарова Г.Н. Практические аспекты избирательного права // Адвокат. 2013. № 33.С.56-58
21 Кудашкин А.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // За права военнослужащих. – М., 2009. 296 с.
22 Кондратьев С. М. Эволюция института юридической ответственности военнослужащих в досоветском российском праве // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. №1 (2). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-instituta-yuridicheskoy-otvetstvennosti-voennosluzhaschih-v-dosovetskom-rossiyskom-prave (дата обращения: 08.01.2018).
23 Военно-уголовное право : учеб. / под рсд. X. М. Ахметшина, О. К. Затслспина. - М. : Военный университет: За права военнослужащих, 2008. 340 с.
24 Пчелинцева Л.М. Право на жилище военнослужащих: теоретические аспекты и проблемы реализации: Дис. ... докт. юрид. наук. – М., 2004.
25 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 2007. С.322
26 Тишкин П.И. Реализация права военнослужащих на жилище // Вест. Томск. Гос. ун-та, No 339, 2010.С.22-26
27 Сухондясва T. Ю. Российское военно-уголовное законодательство и его эволюция в период абсолютизма(XVIII - начало XX вв.) (историко-правовое исследование): авторсф. дис... канд. юрид. наук. - СПб, 2006. - С. 15.
28 Петухов Н. А. Социальные и правовые проблемы становления, развития и функционирования системы военных судов России: дис. ... д-ра юрид. наук. - М, 2003. – С.46
29 Юшин В.Ю. Историко-юридическая характеристика военно-уголовного законодательства России // Военно-юридический журнал. 2008. № 4. Март.С.77-84
Нормативно - правовая база социальной защиты военнослужащих
ВВЕДЕНИЕ
Военная служба это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Поезде войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), технический техника и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, государственных учреждений, связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и созданные в военное время специальных формирований проходят военную, но и добровольно (по контракту).1
Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Граждане, проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (стр. 4 введен Федеральным Законом от 07.11.2000№. 135-ФЗ).
Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовая основа воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 декабря марта 1998 года, нет. 53-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
1
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным Законом Российской Федерации " О статусе военнослужащих "от 27 мая 1998 года№. 76-ФЗ, а также федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации.