Сократовский метод в обучении
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 01.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Сущность метода познания Сократа 4
Глава 2.Применение метода Сократа в педагогике 12
Заключение 17
Список литературы 18
Наблюдателю нужно стоять рядом с активным участником, версия которого ему понравилась. После того, как состоится обсуждение одной проблемы (вопроса), участники должны поменяться местами (стоявшие за пределами кругатеперь садятся в круг). Оптимально, если у каждого студента будет возможность поучаствовать в работе круга. Далее переходим к рассмотрению так называемого панельного метода.Студенты делятся на группы по 6-8 человек, которые располагаются в аудитории по кругу. Членами каждой группы выбираются представитель или председатель, который будет в процессе дискуссии заниматься отстаиванием их позиции. В течение 15-20 мин. в группе осуществляется обсуждение проблемы, выработка общей точки зрения. Представители групп должны собраться в центре круга, у них появляется возможность высказать мнение группы, отстаивая её позицию. Что касается остальных участников, то они должны следить за ходом обсуждения и за точностью выражения представителем общей позиции. Они могут только передавать в ходе обсуждения записки, в которых изложены их соображения по данному поводу. У представителей групп есть право на перерыв, чтобы провести консультацию с другими членами группы. Завершение панельного обсуждения наступает в случае, если отведенное время истекло или если принято решение. После окончания дискуссии представителям групп нужно поработать над критическим разбором хода обсуждения, а решения принимают уже все участники.Не имеет значения, какую вариацию выберет преподаватель. Все семинары данного типа направлены на поощрение коллективной работы участников с последующим формированием единого мнения по теме дискуссии. Здесь важно сказать об акценте на развитие критического и креативного, творческого мышления. Далее рассмотрим особенности вопросного метода в кругу Сократа. Круг Сократа основан на том, что учащиеся вступают во взаимодействие. Чаще всего данное взаимодействие осуществляется в системе вопрос-ответ. Вопросный метод весьма эффективен для исследования. Сократические вопросы используются для того, чтобы поддержать дискуссию в состоянии активности. Они фокусируются на общих идеях, тогда как конкретная информация тут не нужна. Круг Сократа обычно начинают с вопроса, предложенным преподавателем или другим участником. Роль преподавателя заключается в генерации наводящих вопросов, чтобы участники не отходили от темы дискуссии, а также преподаватель помогает, когда обсуждение заходит в тупик. Также функция преподавателя состоит в углублении в проблему, выработке множества различных позиций по данной теме посредством задавания соответствующих вопросов. Что касается участников, то они также отвечают за поддержание обсуждения в «сократическом» круге. Они должны внимательно слушать то, что говорится другими участниками, поскольку это помогает им высказывать свои мысли убедительно, с опорой на мнения предыдущих ораторов.В сократическом круге вопросы могут быть трех типов:Начальными вопросами, которые порождают обсуждение в начале семинара.Направляющими вопросами, которые помогают углублять и дополнять обсуждение.Заключительными вопросами, которые подводят участников к подведению итогов дискуссии, ее финалу.Существуют также определенные рекомендации по тому, как применять вопросный метод. Заранее продумать основополагающие вопросы, определяющие суть и направление диалога.Следить за ответамиЗадавать зондирующие вопросы.Периодически обобщать все сказанное, фиксировать ключевые моменты обсуждения.Подключать к обсуждению большое количество участников.Позволить участникам самостоятельно раскрывать новые знания, отвечая на поставленные зондирующие вопросы.В современной педагогике сократический метод также называется эвристической беседой. Рассмотрим его. Эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.ЗаключениеТаким образом, исторически первый известный вид систематического обучения – это обучение методом постановки наводящих вопросов, чтобы найти истину. Этот метод использовали Сократ (469 - 399 до н.э.) и его ученики. Этот метода называется сократической беседой – диалогом или диспутом. Сократ считал, что главная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы учеников. Соответственно, каждая беседа направлена на «самозарождение» истины в сознании учеников.Беседа-диалог включала в себя две части. На начальном этапе система вопросов побуждает учеников находить истину. Здесь особенно важно, чтобы учеников проблема была осознана, увидена. Особенно ценно, если эту проблему ученик увидит там, где ранее для него все было ясно. Раскрытие противоречий способствует устранению мнимого знания, ум устремляется к тому, чтобы найти подлинную истину. Вторая часть беседы - это «майевтика». Буквально «майевтика» означает повивальное искусство. Ученик подводится посредством искусно поставленных вопросов к тому, чтобы признать те положения, которые есть истинные. При этом собеседнику — ученику — казалось, что он самостоятельно сделал эти новые выводы, но не был направлен учителем. Весь секрет в том, что в поисках истины ученик и наставник пребывают в равной позиции: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Сократический метод в педагогике уникален тем, что он помогает осознать незнание, пробудить ум, стимулирует самостоятельную мыслительную и поисковую деятельность. Соответственно, этот метод для современного учебного процесса является незаменимым, ведь сократическая беседа может применяться при постановке и решении научных проблем, выборе решений.Список литературыАлексеев, П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; МГУ им. М.В.Ломоносова .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010. Баранов Г.В. Проблемы бытия в философии: практикум: Учебное пособие / Г. В. Баранов; Финуниверситет. Омский филиал. - Омск: ОмГТУ, 2013.Горбачев В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 566-568. — URL https://moluch.ru/archive/121/33374/ (дата обращения: 02.07.2018).Серваткин Д. А., Логунцова Е. А. Мудрецы древности о правилах поведения человека // Юный ученый. — 2017. — №4. — С. 23-25. URL: http://yun.moluch.ru/archive/13/1014/ (дата обращения: 02.07.2018).Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011. Цзян Сюй. Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №27. — URL https://moluch.ru/archive/131/36681/ (дата обращения: 02.07.2018).
2. Баранов Г.В. Проблемы бытия в философии: практикум: Учебное пособие / Г. В. Баранов; Фин университет. Омский филиал. - Омск: ОмГТУ, 2013.
3. Горбачев В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.
4. Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 566-568. — URL https://moluch.ru/archive/121/33374/ (дата обращения: 02.07.2018).
5. Серваткин Д. А., Логунцова Е. А. Мудрецы древности о правилах поведения человека // Юный ученый. — 2017. — №4. — С. 23-25. URL: http://yun.moluch.ru/archive/13/1014/ (дата обращения: 02.07.2018).
6. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011.
7. Цзян Сюй. Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №27. — URL https://moluch.ru/archive/131/36681/ (дата обращения: 02.07.2018).
Вопрос-ответ:
Какой метод познания применял Сократ?
Сократ использовал сократовский метод познания.
Что представляет собой сущность метода Сократа?
Сущность метода Сократа заключается в проведении диалогов и задавании вопросов для выявления истины.
Каким образом метод Сократа применяется в педагогике?
Метод Сократа используется в педагогике для развития критического мышления учащихся и стимулирования их активного участия в обсуждении и поиске истинного знания.
Каким образом проходит обсуждение проблемы при использовании сократовского метода?
При использовании сократовского метода обсуждение проблемы проходит в форме кругового диалога, где каждый участник имеет возможность высказать свое мнение и ответить на вопросы других участников.
Какими преимуществами обладает сократовский метод в обучении?
Сократовский метод в обучении способствует развитию аналитического мышления, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к самостоятельному поиску знаний.
Какова сущность метода познания Сократа?
Сущность метода познания Сократа заключается в том, что он основывается на постановке вопросов и активном диалоге, в результате чего ученик сам находит ответы и формирует свои знания.
Как метод Сократа применяется в педагогике?
Метод Сократа применяется в педагогике для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития рефлексии и критического мышления. Он способствует формированию навыков самостоятельного поиска знаний и анализа информации.
Какой должен быть наблюдатель при использовании метода Сократа?
Наблюдатель должен стоять рядом с активным участником и пристально следить за процессом обсуждения. Он должен быть нейтральным и не вмешиваться в ход диалога, но при необходимости может задавать дополнительные вопросы для более глубокого анализа темы.
Что делать после обсуждения одной проблемы в рамках метода Сократа?
После обсуждения одной проблемы участники должны поменяться местами, чтобы каждый имел возможность высказаться и принять активное участие в работе круга. Это позволяет дать голос каждому студенту и получить множество точек зрения на одну проблему.
Какова оптимальная организация работы круга при использовании метода Сократа?
Оптимально, если у каждого студента будет возможность поучаствовать в работе круга. Для этого участники должны садиться в круг после обсуждения одной проблемы. Это позволяет равномерно распределить пространство и обеспечить участие каждого студента.
Какова сущность метода познания Сократа?
Сущность метода познания Сократа заключается в том, что через серию вопросов и ответов он помогал ученикам самостоятельно прийти к пониманию истины.