Творческая продуктивность в разные периоды жизни человека

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 25 25 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 02.08.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Понятие творческой продуктивности и анализ основных факторов её повышения 5
1.2 Характеристика возрастной динамики творческой продуктивности человека 9
Выводы по Главе 1 11
Глава 2. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ТВОРЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 12
2.1 Уровни продуктивности решения творческих задач 12
2.2 Социально-педагогические условия и факторы повышения творческой продуктивности лиц пожилого возраста 15
Выводы по Главе 2 18
Заключение 20
Библиографический список 22


Фрагмент для ознакомления

Поэтому целесообразно способствовать снижению уровня тревожности пожилых людей с целью повышения их творческой продуктивности [21]. Таким образом, творческая мотивация пожилых людей зависит от нескольких факторов, которые можно регулировать разными способами, чтобы их творческая деятельность была успешной:Предлагаемая тематика творческой деятельности пожилых людей должна учитывать их интересы. Так что следует предлагать им такие темы для творчества, которые являются для них предпочтительными.Во время творческого процесса важно понимать, какие эмоции при этом испытывает творец. Творческая деятельность должна отвечать уровню знаний и умений пожилых людей, в частности уровню владения современными техническими средствами. В связи с этим важно проводить работу, направленную на повышение их навыков владения современными гаджетами.Творческая продуктивность находится в зависимости от уровня тревожности пожилого человека. В связи с этим важно создавать условия, в которых она не будет высокой. Для многих творческих личностей пожилого возраста важно мнение коллектива о них и о результатах их творчества, поэтому необходимо проводить работу, направленную на сплочение коллектива и поддержку в нём всех его членов. Выводы по Главе 2Различные уровни творческой продуктивности определяются индивидуальными особенностями личности, а также внешними условиями, которые неизбежно влияют на концентрацию внимания творца. Различные факторы могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на творческий процесс в зависимости от их значимости и ценности в определённый момент времени. Творческая активность пожилых людей находится в зависимости от социально-педагогических условий творческого процесса. Данные условия можно регулировать с целью оптимизации определённых видов деятельности и повышения творческой продуктивности.Заключение В целом проведённыйанализ проблем творческой продуктивности личности в разные периоды её существования показал, что творческая продуктивность человека в различные периодызависит от всего комплекса действия внешних и внутренних факторов. При этом ключевую роль играют факторы, вызывающие наиболее сильные эмоции и переживания. Как правило, это факторы социальной группы. Также установлено, что в зависимости от возрастного периода усиливается действие одних факторов и ослабевает действие других. Исследование возрастной динамики творческой продуктивности доказало, что различные учёные по-разному подходят к данной теме. Несмотря на то что данные исследователей могут противоречить друг другу, большинство психологов уверено, что в пожилом возрасте не происходит спада творческой активности. В ряде случаев, наоборот, отмечается творческий подъём при переходе от трудовой деятельности к творческой, поскольку теперь именно она становится смыслом жизни и источником энергии. Среди психологов до сих пор нет единого мнения, какой возраст является оптимальным для творческого потенциала личности, однако проведённый сравнительный анализ показал, что в первую очередь это зависит от индивидуальных особенностей человека и от непосредственного действия внешних факторов в данный момент времени. Отмечены основные уровни творческой продуктивности людей: критический, недостаточный, средний, высокий, полное погружение в творческий процесс. Доказано, что чем сильнее эмоции, приводящие человека к творческой деятельности, тем сильнее сконцентрировано внимание на этой деятельности и тем выше будет её результат. Причём эти эмоции могут быть как положительными, так и негативными. Выявлены условия, при которых творческая активность пожилых людей становится высокой. Эти условия зависят от эмоций и переживаний, от тематики творчества, от того, соответствуют ли возможности творческого процесса техническим знаниям и умениям пожилых людей, от роли коллектива в творческой деятельности. Условия, в которых реализуется творческий потенциал людей пожилого возраста, можно контролировать и регулировать с целью их оптимизации. Таким образом, творческая деятельность в любом возрасте является существенной движущей силой активности и помогает развитию важнейших качеств личности. Для пожилых людей она особенно актуальна, поскольку часто служит средством оздоровления, повышения активности и жизненного осмысления. Библиографический список1. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. СПб, 2004. 203 с.2. Арефьева, Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста. // Социологические исследования, август, 2003. с. 45-46.3. Анциферова, Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 99-- 104.4. Гаврилова Е.В., Паскарь А.И. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. [Текст] // Е.В. Гаврилова, А.И. Паскарь. Социальное обслуживание. 2008. №1.5. Дмитриев, А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. СПб, 2004. 430 с.6. Дмитриев, А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. М: 1992. с. 82.7. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 240 с.8. Захарова, О. Г. Приемная семья для пожилых граждан как новая технология социального обслуживания / О. Г. Захарова // Работник социальной службы. 2006. № 1. С. 11-19.9. Зоткин, Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. Самара: Издательство «Самарский университет», 1996. С. 7-12, 33-34.10. Киселев, С. Г. Состояние и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации. М., 1998. с. 34.11. Каган, В.Е. Понимая себя: Взгляд психотерапевта. М.: "Смысл", 2002. с. 139.12. Кон, И. С Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.13. Козлов, А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие.М., 2005. 332 с.14. Краснова, О. В., Марцинковская, Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1998. № 3. С 34-59.15. Краснова, О. В. «Мы» и «Они»: Эйджизм и самосознание пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 3. С. 18 -- 36.16. Краснова, О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.В. Краснова, А.Г. Лидере, М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.17. Краснова, О.В. Социально-психологические вопросы старения. / Журнал практического психолога, 1997, №3. с. 8.18. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие /Л.П. Кузнецова, Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. 92 с.19. Курбатов, В.И. Социальная работа: учебн. пособие для студентов вузов. Изд.2-е./В.И. Курбатов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 156 с.20. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста (Справочник практического психолога) /И.Г. Малкина-Пых, М.: ЭКСМО, 2005. 368 с.21. Мещеряков, В.Г. Большой психологический словарь. Под. Ред. В. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.22. Минкина, О.В. Социально-психологический портрет пожилого человека. // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006. 360 с.23. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов /Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 394 с.24. Новикова, С. С.Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. и специальности" Соц. работа" / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. М.: Мир, 2006. 495 с.25. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учеб. для вузов по направлению и специальности "Соц. работа" / П. Д. Павленок [и др.]. 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 559 с.26. Примако, Л. В. Пожилые люди в России: проблема социальной напряженности / Л. В. Примако // Вестник общественного мнения. 2010. N 2 (апрель-июнь). С. 101-112.27. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. Ульяновск, 2005.120 с28. Смит, Э.Д. Стареть можно красиво. М.: Кромм-Пресс, 1995.29. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М.: 1999. 260 с.30. Журнал «Социальное обеспечение». 1999. № 7. С. 43.31. Феофанов, К.А. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. М.: ИНИОН РАН, 1994. С. 41 -57.32. Холостова, Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. 340 с.33. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002. 120 с.

. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. СПб, 2004. 203 с.
2. Арефьева, Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста. // Социологические исследования, август, 2003. с. 45-46.
3. Анциферова, Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 99-- 104.
4. Гаврилова Е.В., Паскарь А.И. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. [Текст] // Е.В. Гаврилова, А.И. Паскарь. Социальное обслуживание. 2008. №1.
5. Дмитриев, А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. СПб, 2004. 430 с.
6. Дмитриев, А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. М: 1992. с. 82.
7. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 240 с.
8. Захарова, О. Г. Приемная семья для пожилых граждан как новая технология социального обслуживания / О. Г. Захарова // Работник социальной службы. 2006. № 1. С. 11-19.
9. Зоткин, Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. Самара: Издательство «Самарский университет», 1996. С. 7-12, 33-34.
10. Киселев, С. Г. Состояние и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации. М., 1998. с. 34.
11. Каган, В.Е. Понимая себя: Взгляд психотерапевта. М.: "Смысл", 2002. с. 139.
12. Кон, И. С Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.
13. Козлов, А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие.М., 2005. 332 с.
14. Краснова, О. В., Марцинковская, Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1998. № 3. С 34-59.
15. Краснова, О. В. «Мы» и «Они»: Эйджизм и самосознание пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 3. С. 18 -- 36.
16. Краснова, О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.В. Краснова, А.Г. Лидере, М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
17. Краснова, О.В. Социально-психологические вопросы старения. / Журнал практического психолога, 1997, №3. с. 8.
18. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие /Л.П. Кузнецова, Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. 92 с.
19. Курбатов, В.И. Социальная работа: учебн. пособие для студентов вузов. Изд.2-е./В.И. Курбатов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 156 с.
20. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста (Справочник практического психолога) /И.Г. Малкина-Пых, М.: ЭКСМО, 2005. 368 с.
21. Мещеряков, В.Г. Большой психологический словарь. Под. Ред. В. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.
22. Минкина, О.В. Социально-психологический портрет пожилого человека. // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006. 360 с.
23. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов /Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 394 с.
24. Новикова, С. С.Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. и специальности" Соц. работа" / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. М.: Мир, 2006. 495 с.
25. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учеб. для вузов по направлению и специальности "Соц. работа" / П. Д. Павленок [и др.]. 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 559 с.
26. Примако, Л. В. Пожилые люди в России: проблема социальной напряженности / Л. В. Примако // Вестник общественного мнения. 2010. N 2 (апрель-июнь). С. 101-112.
27. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. Ульяновск, 2005.120 с
28. Смит, Э.Д. Стареть можно красиво. М.: Кромм-Пресс, 1995.
29. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М.: 1999. 260 с.
30. Журнал «Социальное обеспечение». 1999. № 7. С. 43.
31. Феофанов, К.А. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. М.: ИНИОН РАН, 1994. С. 41 -57.
32. Холостова, Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. 340 с.
33. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002. 120 с.



Вопрос-ответ:

Что такое творческая продуктивность личности?

Творческая продуктивность личности - это способность человека проявлять свое творчество и создавать новые идеи, продукты и решения. Это связано с качествами и способностями индивида, его уровнем мотивации и энергии, а также социокультурными и социально-педагогическими условиями.

Какие факторы могут повысить творческую продуктивность?

Творческая продуктивность может быть повышена различными факторами. Важную роль играют образование, культура и воспитание, так как они формируют у человека основы для развития творческого мышления и способностей. Мотивация, уверенность в себе и саморегуляция также оказывают существенное влияние на творческую продуктивность. Кроме того, социокультурные условия, такие как доступ к информации и ресурсам, содействуют развитию творческого потенциала.

Как меняется творческая продуктивность в разные периоды жизни человека?

Творческая продуктивность может изменяться в разные периоды жизни человека. Например, в молодости люди часто проявляют большую энергию и страсть к творчеству, но иногда им не хватает опыта и знания. В зрелом возрасте творческая продуктивность может достигать пика благодаря сформировавшимся навыкам и знаниям. В старости, возможно, человек начинает терять физическую силу, но может сохранять мудрость и глубину мышления.

Какие социально-педагогические условия могут влиять на творческую продуктивность?

Социально-педагогические условия, которые могут влиять на творческую продуктивность, включают доступ к образованию и культуре, возможность получать поддержку и обратную связь от общества, наличие менторства и ролевых моделей, доступность идеальных условий для проявления творчества, таких как студии, лаборатории или пространства для работы и творческих экспериментов.

Что такое творческая продуктивность?

Творческая продуктивность - это способность человека производить творческие работы или искусство в определенный период его жизни.

Какие факторы могут повысить творческую продуктивность личности?

Основными факторами, способствующими повышению творческой продуктивности личности, являются: образование, опыт, мотивация, среда и поддержка.

Как меняется творческая продуктивность человека с возрастом?

Творческая продуктивность человека имеет свою возрастную динамику. В молодом возрасте она может быть высокой из-за большого потенциала и энергии, однако с возрастом она может снижаться из-за физических и умственных ограничений. Однако некоторые люди сохраняют свою творческую продуктивность на протяжении всей жизни.

Какие уровни продуктивности решения творческих задач могут быть?

Уровни продуктивности решения творческих задач могут варьироваться от низкого до высокого. Низкий уровень продуктивности может быть связан с отсутствием опыта или низким уровнем мотивации, а высокий уровень продуктивности - с наличием глубоких знаний и умений.

Какие социально-педагогические условия могут повлиять на творческую продуктивность?

Социально-педагогические условия, такие как доступ к образованию, наличие менторства или поддержки со стороны окружающих, могут оказать положительное влияние на творческую продуктивность человека. Они создают благоприятную среду, стимулирующую развитие творческих способностей и поддержку в процессе творческого труда.