Структура и функции мифов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 17 17 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 13.08.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1.Понятие мифа и специфика мифологического мышления 4
Глава 2.Понятие структуры и функций мифа 8
Заключение 15
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Полагается, что они обладают способностью использования собственной магико-религиозной силы самостоятельно, без помощи человека – кузнеца. Например, у саката был распространен миф о том, что кузнечные меха таят в себе силу мастера-кузнеца. Целая система верований была связана с плавильными печами, их сооружение было подлинной тайной, являлось ритуалом в чистом виде. Данные верования не ограничены исключительно сакральным могуществом металлов, но простираются и на магию инструментов. Искусство изготовления орудий изначально превышает человеческие возможности, оно идет либо от бога, либо от демона (ведь кузнец выковывает и смертоносное оружие). Вероятно, в мифологию металлов включены и реликты древних мифологий, относящихся к каменному веку. В частности, здесь речь идет о наличии у каменного орудия, удара кулака таинственной силы, например, они могли ударять, раскалывать, высекать искры подобно молнии. Амбивалентная магия каменных орудий, смертоносных и благотворных, как сама молния, была в расширенном виде передана новым орудиям, выкованным из металла. Молот, наследник каменного топора, становится атрибутом могучих богов-громовержцев. Отсюда понятно, почему боги грозы и плодородия часто изображались в качестве богов-кузнецов. Тоу-янь из Гуанси жертвуют богу Даньцзянь-саню коз, чтобы он использовал их головы как наковальни. Во время грозы Даньцзянь-сань занимается ковкой железа между рогами животного, которое принесено в жертву. Все это сопровождается вспышками молнии, градами искр, которые падают за землю, поражают демонов. Бог как кузнец может защищать людей, урожай. Даньцзянь-сань — является богом грозы — это пребывает в соответствие с тибетским дам-чан, т. е. Рдоржелегс(па), который ездит верхом на козе и, очевидно, выступает в качестве старого бонского божества. Итак, Рдоржелегс(па) является богом-кузнецом; М. Элиаде говорит о связи его культа с такими элементами, как гроза, земледелие и козы. Подобная ситуация наблюдается и у догонов. Именно небесному кузнецу принадлежит роль культурного героя: он может приносить с неба семена культурных растений и обучать людей земледелию. М. Элиаде формирует следующую последовательность образов мифологического порядка: боги грозы — громовержцы — поражают землю «громовыми камнями»; их атрибутами являются двойной топор и молот; гроза выступает в качестве знака иерогамии Неба и Земли. Посредством нанесения ударов по наковальне, кузнецы повторяют соответствующие жесты могучего бога, тем самым помогая ему. Вся эта развивавшаяся вокруг аграрного плодородия, металлургии и труда мифология является достаточно новой, как указывает М. Элиаде. Согласно позиции Элиаде, металлургия, возникнув позже по сравнению с земледелием и гончарным ремеслом, является частью того духовного универсума, в котором небесный бог, еще сохранявшийся на этнологической фазе собирательства и охоты, окончательно вытесняется могучим богом-оплодотворителем, носителем мужского начала, который есть супруг Великой Земной Матери. М. Элиаде подчеркивает, что это есть религиозный уровень идеи творения, которое совершает Верховное небесное Существо, который уходит в прошлое, а вместо этого происходит утверждение идеи творения посредством иерогамии и кровавого жертвоприношения; здесь Элиаде также говорит о переходе понятия «творение» в понятие «зачатие». Это есть причина наличия в металлургической мифологии мотивов ритуального брака и кровавого жертвоприношения.В предшествующих мифологиях был преимущественно представлен тип творения, при котором богом формируется некая первоначальная субстанция. Объявление кровавого жертвоприношения условием акта творения — как космогонии, так и антропогонии, — с одной стороны, способствует укреплению гомологической связи между человеком и Космосом (поскольку происхождение Универсума – это некийпервогигант, Макрантроп). Однако главное заключается во введении идеи о том, что возможно зарождение жизни только от иной жизни, приносимой в жертву. Данные типы космогонии и антропогонии обладают важными последствиями: дело дойдет до того, что «творение» или «изготовление» станет немыслимым без предварительного жертвоприношения. В качестве примера Элиаде рассматривает строительные обряды, когда «жизнь» или «душа» жертвы полагается в самое постройку, которая обретает статус фактически нового – архитектонического – тела жертвы. Например, Мардуком создается Вселенная из тела морского чудовища Тиамат, причем, изначально он поражает это морское чудовище. Такого рода примеры возможно увидеть и в иных традициях. В мифологии германцев великан Имир – это первичная материя, так же как Паньгу и Пуруша, соответственно, в мифологии Китая и Индии. Purusha - «человек», и это ясно показывает, что в некоторых индийских традициях «человеческим жертвоприношением» выполнялась космогоническая функция. Подобного рода жертвоприношение выстраивалось согласно образцу: умерщвленная человеческая жертва воплощала изначальный божественный Макрантроп. Это бог приносился в жертву, бог, представленный в качестве человека. Данная символика ясно проявилась в мифологической традиции в связи с такими аспектами, как сотворение человека, мифы о происхождении культурных растений. Например, для создания человека Мардук совершает принесение в жертву себя самого. Как полагает Элиаде, до современного времени эта идея актуальна, она выражается в таком убеждении, что ничего не может быть создано, если не принести в жертву нечто ценное, а чаще всего речь как раз идет о собственной жизни. На мифологическом уровне закрепляется представление о том, что каждое призвание нуждается в высшем самопожертвовании. Согласно позиции Элиаде, глубинный смысл данных мифов заключается в том, что творение всегда является жертвоприношением. Оживление сотворенного возможно только в случае передачи ему собственной жизни – крови, слез, семени, души и т.д. М. Элиаде выделяет и другую серию мифов, которые морфологически зависят от данных мотивов, говорят о происхождении культурных растений, возникших в результате самопожертвования бога или богини. Чтобы обеспечить существование человека, божественное существо — Женщина, Девушка, Мужчина или Дитя — приносит себя в жертву. Из его тела вырастают разные растения, употребляемые в пищу. Миф создает образец сезонного ритуала. В этом — смысл человеческих жертвоприношений, направленных на обеспечение урожая: жертва умерщвлена, расчленена, и ее куски разбросаны по земле, чтобы обеспечить ей плодородие. И вот, в некоторых традициях металлы тоже возникли из крови или плоти некоего полубожественногопервосущества, принесенного в жертву. Данные космологические концепции способствуют укреплению гомологической связи человек — универсум, и многими линиями мышления продолжается и развивается в различных направлениях данное соответствие. Как полагает Элиаде, с ним связан факт как «сексуализацим» растительного и минерального царств, так и вообще «сексуализации» орудий и предметов окружающего мира. Как прямую связь с данной сексуальной символикой, Элиаде рассматривает представления о чреве Земли — шахта, уподобляемая лону, и руды, которые отождествляются с эмбрионами, а также образы, насыщенные гинекологическим и акушерским значением, эти образы непосредственно сопровождают работу рудокопов и металлургов. ЗаключениеМифология является высшим уровнем первобытного или архаического сознания. Мифология – это средство нерационального способа познания, объяснения тех или иных явлений, поскольку люди древности не имели теоретическую базу для того, чтобы понимать мир. В мифологии все архаичные знания о мире, обладающие стихийным и обыденным характером, прошли через систематизацию, обобщение, воплощение в конкретных образах. Таким образом, мифологическая картина мира является совокупностью связанных между собой наглядных образов, создающих картину мира. В мифах происходило очеловечивание природы. Уже самые ранние мифы содержат элементы антропоморфизма, поскольку природа рассматривалась в качестве сферы, где осуществляется действие человеческих сил. Мир в мифе выступает в качестве общинно-родовой организации. В мифе в точности осуществлялось воспроизведение актуальной для древности картины мира.В целом, мифологическое сознание имеет следующие черты. В первую очередь, человек не выделяет себя из окружающей среды. Во-вторых, в мифе не различаются объект и мысль о данном объекте, слова и вещи, вымысел и реальность, свойства и вещи, пространственные и временные отношения и т.д. В мифе не только отражаются понятия о мире, происходит обобщение и осмысление окружающего мира, но также и осуществляется эмоциональное переживание мира. Иными словами, миф транслирует мироощущение. Как правило, мифы отличаются высокой эмоционально-аффективной напряженностью, динамизмом воображения, синкретичностью и полифункциональностью наглядно-чувственных образов. Миф является преимущественно культурным явлением, на появление мифа оказывают влияние различные явления социального характера. Мы рассмотрели концепцию мифа Элиаде. Миф для Элиаде – это священная история, об историчности мифа исследователь говорить практически постоянно. В частности, в работе «Кузнецы и алхимики» прекрасно показано, как миф отражает процесс развития металлургического, кузнечного дела. Все эти события были наполнены глубоким сакральным смыслом, освященным, в свою очередь, мифом. Для Элиаде мифом является в первую очередь миф космогонический. Иными словами, это те мифы, которые объясняют появление мира, явлений обыденной жизни человека, дают ответ на вопрос о причине их возникновения. Миф в концепции Элиаде – это архетипические события (что и раскрывает исследователь, проводя анализ, например, литической мифологии). Из исследований Элиаде также следует, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. В структуре мифа как наиболее ранней формы человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.В структуре мифа наблюдается отсутствие противостояния между такими аспектами, как случайное, хаотическое, неповторимое и необходимое, закономерное и повторяющееся. В заключение следует выделить функции мифа, которые вытекают из концепции М. Элиаде (на примере роли металлургии в мифотворчестве): миф является историей сверхъестественных существ, и действительно, в литической мифологии постоянно фигурируют такие существа; миф представляется как абсолютно истинный, поскольку имеет отношение к реальности (например, извлечение руды, кузнечное дело), но, в тоже время, как сакральный, поскольку повествует о сверхъестественных событиях; миф всегда имеет отношение к творению или созданию чего-либо (мифы о кузнечном деле); миф обладает гносеологической функцией, наконец, миф является основой ритуала (например, религиозный кузнечный комплекс, основанный на мифах о Небесном кузнеце и т.п).Список литературыБеляев И.А. Человек и его мироотношение. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). – Краснодар: КубГАУ, 2011. – №09(73). С. 310 – 319.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с. (Серия «Психология без границ»). С. 213-242. http://media.ls.urfu.ru/420/1103/2273/2217/1026/Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2004. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа. // Мифы и мифология в современной России. Под ред. К.Аймермахера, Ф.Бомсдорфа, Г.Бордюкова. - М., 2000.Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Мировоззрение как объект философской рефлексии // Современные наукоёмкие технологии. — 2005. — № 6. — С. 20-23Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. - Петрозаводск, 1991. Терехова Г.Л., Дробжева Г.М.. Введение в философию. История философских учений: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1980./Электронный ресурс// http://www.erlib.comШелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. - М., 1994.Элиаде М. Аспекты мифа. http://www.uhlib.ru/kulturologija/aspekty_mifa/index.phpЭлиаде М. Кузнецы и алхимики. http://knigi.link/tehniki-nauki-istoriya/aziatskaya-alhimiya.html

1. Беляев И.А. Человек и его мироотношение. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). – Краснодар: КубГАУ, 2011. – №09(73). С. 310 – 319.
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003.
3. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с. (Серия «Психология без границ»). С. 213-242. http://media.ls.urfu.ru/420/1103/2273/2217/1026/
4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2004.
5. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа. // Мифы и мифология в современной России. Под ред. К.Аймермахера, Ф.Бомсдорфа, Г.Бордюкова. - М., 2000.
6. Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Мировоззрение как объект философской рефлексии // Современные наукоёмкие технологии. — 2005. — № 6. — С. 20-23
7. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. - Петрозаводск, 1991.
8. Терехова Г.Л., Дробжева Г.М.. Введение в философию. История философских учений: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.
9. Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1980./Электронный ресурс// http://www.erlib.com
10. Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. - М., 1994.
11. Элиаде М. Аспекты мифа. http://www.uhlib.ru/kulturologija/aspekty_mifa/index.php
12. Элиаде М. Кузнецы и алхимики. http://knigi.link/tehniki-nauki-istoriya/aziatskaya-alhimiya.html






Вопрос-ответ:

Какова структура мифов?

Структура мифов состоит из элементов, таких как персонажи, сюжетные линии, символы и мотивы. Они объединяются в определенном порядке, чтобы создать некую историю или объяснение мира.

Какова функция мифов?

Функции мифов многообразны. Они могут служить для объяснения природных явлений, предоставления нравственных уроков, формирования общественного сознания и утверждения власти. Также мифы могут выполнять функцию ритуального обряда и соединять людей в общности.

Какие специфические черты присущи мифологическому мышлению?

Мифологическое мышление отличается от рационального мышления. Оно основано на символах, а не на логических рассуждениях. Оно также склонно к универсальным объяснениям и верит в существование сверхъестественных сил и божественных существ.

Какие функции выполняют мифы в религиозных верованиях?

Мифы в религиозных верованиях выполняют функцию объяснения происхождения мира, божественных существ и ритуалов. Они также служат для утверждения веры, вдохновения верующих и поддержания взаимодействия между людьми и священным.

Какие мифы были распространены у саков?

У саков был распространен миф о том, что кузнечные меха таят в себе силу мастера кузнеца. Они верили, что плавильные печи имеют магико-религиозную силу и связаны с целой системой верований. Строительство этих печей было тайной и считалось важным для саковской культуры.

Какова структура и функции мифов?

Структура мифов обычно включает в себя такие элементы, как персонажи, сюжетная линия, символы и мотивы. Функции мифов могут быть различными, включая объяснение природных явлений, установление норм и ценностей для общества, предоставление образцов поведения и символическую связь с коллективной памятью.

Что такое миф и какова специфика мифологического мышления?

Миф - это рассказ или история, которая объясняет происхождение мира, природных явлений, человеческих действий и т. д. Специфика мифологического мышления заключается в том, что мифы представляют собой символический и метафорический способ мышления, который помогает людям понять и интерпретировать сложные аспекты жизни и реальности.

Каким образом мифы могут использовать магико-религиозную силу без помощи человека?

Некоторые мифы содержат верования о существовании магической силы в определенных объектах или предметах. Например, у сакайцев был распространен миф о том, что кузнечные меха содержат в себе силу мастера кузнеца. Люди верили, что эти предметы обладают магической силой, и могли использовать их без помощи кузнеца для различных целей.