Понятие качества медицинской помощи
Заказать уникальную дипломную работу- 28 28 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 15.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 5
1.1. Понятие качества медицинской помощи 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение качества медицинской помощи 14
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Подходы к управлению качеством медицинской помощи 17
2.2. Контроль качества медицинской помощи 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
Она основана на единых для всех типов лечебно-профилактических учреждений принципах, заключающихся расчете коэффициента эффективности (Ки). Коэффициент эффективности является производным трех других коэффициентов – это коэффициент медицинской эффективности (Км), коэффициент социальной эффективности (Кс) и коэффициент соотношения затрат (Кз) (формула 1).Ки = Км · Кс · Кз, где(1)Коэффициент медицинской эффективности (Км) рассчитывается как соотношение числа случаев достигнутых медицинских результатов к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи. Коэффициент социальной эффективности(Кс) ни что иное как соотношение числа случаев удовлетворения потребностей пациента к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи.Коэффициент соотношения затрат(Кз) – это соотношение нормативных затрат к фактически произведенным затратам на оцениваемые случаи оказания медицинской помощи.Данная система не смогла бы функционировать без соблюдения нескольких условий. Среди них:установленная нормативная стоимость на медицинские услуги;возможность подсчета фактических затрат;постоянное планирование конечных результатов деятельности на тот или иной период;контроль за правильностью планирования результатов деятельности;исследование удовлетворенности пациента оказываемой медицинской помощью;исследование удовлетворенности врачей работой смежных служб;составление аналитических материалов с подробным и четким анализом;зависимость фонда оплаты труда от достигнутых результатов и т.п.Вторая система была предложена авторами Санкт-Петербургского НИИ кардиологии МЗМП РФ, НВМО «Центр качества и квалификации» и АО «Россгострах Санкт-Петербург». Системы было дано название «Автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи». Она базируется на исследовании взаимоотношений между врачом и пациентом (приложение 1).Система представляет собой программу, которая позволяет эксперту быстро и качественно оценить деятельность того или иного специалиста или целого лечебно-профилактического учреждения. При этом эксперт оценивает ошибки, которые были совершены врачом-специалистом и степень их влияния на конечный результат, т.к. на состояние здоровья пациента. Таким образом, АТЭКМП открывает новые возможности получения интегрированных результатов оценки КМП, совместим с другими методами оценки КМП и не является антагонистичным ни способу экспертизы КМП по отклонениям от стандартов, ни какому-либо другому методу экспертизы и может применяться в комплексе с ними.Третья система является одной из самых применимых на территории страны. Она основана на сравнении фактически оказанной медицинской помощи с медико-экономическим стандартом. Медико-экономический стандарт представляет собой унифицированную схему гарантированного объема диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам лечения конкретных забоелваний с учетом категории сложностии экономических нормативов. Оценка уровня качества медицинской помощи в работе отдельного врача или лечебно-профилактического учреждения, используется формула 2:УКЛ = (ОНМД + ОК)/200% или УКД – (ОНМД + ОК)/200%, где(2)УКЛ –это уровень качества лечения;УКД – уровень качества диспансеризации;ОНМД – оценка выполненного набора диагностических, лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических мероприятий и правильности постановки диагноза;ОК– оценка качества лечения (диспансеризации), т. е. состояния здоровья пациента по окончании лечения, реабилитации, диспансеризации.ОНМД рассчитывается по формуле 3:ОНМД = ОДМ + ОД + ОЛМ, где(3)ОДМ– оценка выполненного набора диагностических мероприятий;ОД – оценка диагноза;ОЛМ – оценка выполнения набора лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических и др. мероприятий.В ряде случаев, например при наблюдении и лечении сложных пациентов или при операциях высокого уровня трудности, коэффициент, рассчитываемый по данному методу подвергается коррекции.сложности курации или операции, поскольку это позволяет, на взгляд авторов, Все три метода оценки качества и эффективности медицинской помощи в той или иной мере повторяют или дополняют друг друга, следовательно, наиболее рациональной следует признать комбинацию всех трех с дальнейшими коррективами и усовершенствованиями, особенно в области автоматизации процесса экспертных оценок, формирования заключений и анализа полученных результатов.Все три метода оценки качества медицинской помощи основаны на краеугольных камнях в виде деятельности эксперта, клиническихи медико-экономическихстандартов, которые рассмотрены ранее. Роль эксперта при осуществлении оценки качества оказания медицинской помощи заключается в рассмотрении степени полноты и своевременности диагностических мероприятий, адекватности выбора и соблюдения лечебных мероприятий, правильности и точности постановки диагноза. Эксперт выявляет ошибки и причины их появления, формирует отчет, который направляется в комитеты качества соответствующего уровня. В обязательном порядке экспертный контроль осуществляется в следующих случаях:летальные исходы; внутрибольничное инфицирование и осложнения; первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста;повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания в течение года; заболевания с удлиненными или укороченными сроками лечения; расхождение диагнозов; жалобы пациентов или их родственников.Таким образом, можно говорить о целой системе методов и параметров, по которым ведется оценка того или иного вида медицинской помощи по признаку качества. Эта оценка лежит в основе разработки методов управления качеством медицинской помощи в нашей стране.К числу механизмов управления качествоммедицинской помощи можно отнести:лицензирование медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья населения;аккредитацию медицинских учреждений;аттестацию медицинских работников;сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных медицинских учреждений.На сегодняшний день в Российской Федерации идет работа по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи. Поскольку медицинские услуги являются особенным продуктом, существует несколько медико-организационных направлений по совершенствованию системы контроля и надзора за качеством медицинской помощи. Это:мероприятия, направленные на улучшение предоставляемых медицинских услуг населению;система непрерывного профессионального образования медицинского персонала;система непрерывного информирования медицинских работников о событиях в области медицинской науки и техники;совершенствование системы оценки конечного результата;мониторинг удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи;система материальной заинтересованности лечебно-профилактических учреждений в оказании качественной медицинской помощи.Подводя итоги, можно отметить, что система управления качеством медицинской помощи сегодня в нашей стране только устанавливается и не может быть признана совершенной. Вместе с тем идет активное развитие, что позволяет говорить о возможности достижения оптимальных ее параметров. Для этого крайне важно развитие, что невозможно без постоянного изучения данной темы.ЗАКЛЮЧЕНИЕМедицинская помощь на ее современном этапе – это сложная система, объединяющая врачей, медицинских сестер и другой медицинский персонал, развивающиеся и усложняющиеся год от года информационные системы, фармацевтическую продукцию и предметы медицинского назначения, а также стандарты оказания медицинской помощи различного уровня. Успешность функционирования данной системы целиком и полностью зависит от правильного подбора ее элементов, контроля за процессами, происходящими внутри системы, за характером итогового результата. С этой целью существует оценка качества оказания медицинской помощи, а также управление этим качеством. Реформа системы здравоохранения должна прежде всего быть направлена на организацию всех элементов системы, их взаимонаправленности на пациента. Это трудная задача, но именно она является главной на сегодняшний день.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи: Структура, результаты и перспективы применения: д.м.н., проф. В.Ф. Чавпецов, д.м.н. С.М. Михайлов, д.м.н. М.А. Карачевцева–СПб, -2007. – 65 с. Агалаков В.И., КуковякинС.А., КуковякинаН.Д. Качество медицинской помощи (обзор литературы)//Вятский медицинский вестник. – Киров: ГОУВПО Кировская ГМАРосздрава, 2003. - №2. – С. 11-20. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие / А.Н. Галиуллин – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. Дьяченко В.Г., СолохинаЛ.В., Дьяченко С.В. Управление качеством медицинской помощи: учебник. – Владивосток: Издательство ГБОУВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, 2012. – 655 с. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с.Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года // Правовая справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901770048 (дата обращения: 15.07.2018).Кривоногов П.А. Современные методы управления качеством медицинской помощи// Дальневосточный медицинский журнал, 2005. – №1. – С. 104-109. Леонтьев О.В. Юридические основы медицинской деятельности: учеб. пособие / О.В. Леонтьев. – 2-е изд.; испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2006. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ Лисицын Ю.П. – 2-е изд. – 2010. – 512 сОбщественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. – 2011. – 592 с. Основы экономики здравоохранения: Учебн. пособие/ под ред. проф. Н.И.Вишнякова, проф. В.А.Миняева. – М.: МЕД пресс-информ, 2008. – 144 с.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 года №12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении». – [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901788111 (дата обращения - 13.07.2018)Стандарты медицинской помощи. – [Электронный ресурс]. – URL:https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/stranitsa-983 (дата обращения - 13.07.2018)Тельнова Е.А. Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения// Вестник Здравоохранения. – М.:ФГУНЦЭСМП Росздравнадзора, 2010. - №5. – С. 4-9.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Правовая справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 16.07.2018).Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Правовая справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 13.07.2018).ШарабчиевЮ.Т., Дудина Т.В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха// Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2013. – №4 (4). – С. 16-34.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Рис. 2.1. Структура метода «Автоматизированной технология экспертизы качества медицинской помощи»
2. Агалаков В.И., Куковякин С.А., Куковякина Н.Д. Качество медицинской помощи (обзор литературы)//Вятский медицинский вестник. – Киров: ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава, 2003. - №2. – С. 11-20.
3. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие / А.Н. Галиуллин – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008.
4. Дьяченко В.Г., Солохина Л.В., Дьяченко С.В. Управление качеством медицинской помощи: учебник. – Владивосток: Издательство ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, 2012. – 655 с.
5. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с.
6. Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года // Правовая справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901770048 (дата обращения: 15.07.2018).
7. Кривоногов П.А. Современные методы управления качеством медицинской помощи// Дальневосточный медицинский журнал, 2005. – №1. – С. 104-109.
8. Леонтьев О.В. Юридические основы медицинской деятельности: учеб. пособие / О.В. Леонтьев. – 2-е изд.; испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2006.
9. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ Лисицын Ю.П. – 2-е изд. – 2010. – 512 с
10. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. – 2011. – 592 с.
11. Основы экономики здравоохранения: Учебн. пособие/ под ред. проф. Н.И.Вишнякова, проф. В.А.Миняева. – М.: МЕД пресс-информ, 2008. – 144 с.
12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 года №12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении». – [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901788111 (дата обращения - 13.07.2018)
13. Стандарты медицинской помощи. – [Электронный ресурс]. – URL:https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/stranitsa-983 (дата обращения - 13.07.2018)
14. Тельнова Е.А. Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения// Вестник Здравоохранения. – М.: ФГУ НЦЭСМП Росздравнадзора, 2010. - №5. – С. 4-9.
15. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Правовая справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 16.07.2018).
16. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Правовая справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 13.07.2018).
17. Шарабчиев Ю.Т., Дудина Т.В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха// Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2013. – №4 (4). – С. 16-34.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет понятие "качество медицинской помощи"?
Понятие "качество медицинской помощи" означает соответствие оказываемой медицинской помощи установленным нормам и стандартам, а также уровень удовлетворенности пациентов полученной помощью.
Какое нормативно-правовое обеспечение существует для качества медицинской помощи?
Нормативно-правовое обеспечение качества медицинской помощи включает в себя законы, постановления и нормы, которые регулируют процессы и требования к оказанию медицинской помощи.
Какие подходы существуют к управлению качеством медицинской помощи?
К подходам к управлению качеством медицинской помощи относятся системный подход, процессный подход и подход, основанный на учете пациентских потребностей.
Что включает в себя контроль качества медицинской помощи?
Контроль качества медицинской помощи включает в себя оценку процессов оказания медицинской помощи, оценку результата лечения, обратную связь от пациентов, а также мониторинг и анализ данных о качестве помощи.
Какие источники информации можно использовать для управления качеством медицинской помощи?
В качестве источников информации для управления качеством медицинской помощи могут быть использованы медицинская документация, отчеты о результатах лечения, статистические данные, а также обратная связь от пациентов.
Какое понятие качества медицинской помощи приводится в статье?
В статье приводится понятие качества медицинской помощи, которое основано на единых для всех типов лечебно-профилактических учреждений критериях.
Какое нормативно-правовое обеспечение качества медицинской помощи упоминается в статье?
В статье упоминается нормативно-правовое обеспечение качества медицинской помощи на территории Российской Федерации, включая федеральные законы и нормативные документы.
Какие подходы к управлению качеством медицинской помощи описаны в статье?
В статье описаны различные подходы к управлению качеством медицинской помощи, включающие системный подход, модели стандартизации, использование инструментов контроля качества и др.
Что включает в себя контроль качества медицинской помощи?
Контроль качества медицинской помощи включает в себя ряд деятельностей, направленных на оценку качества медицинской помощи, мониторинг процессов и результатов, а также принятие мер для улучшения качества предоставляемой помощи.
Какие документы можно использовать в качестве литературы по данной теме?
В качестве литературы по данной теме можно использовать различные руководства, стандарты и методические рекомендации, а также научные статьи и публикации.
Что такое понятие качества медицинской помощи?
Понятие качества медицинской помощи определяет степень соответствия предоставляемой медицинской помощи требованиям, которые предъявляются к процессу оказания медицинских услуг и их результатам.