Леворукий ребенок.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 41 41 страница
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 10.06.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы левшества и леворукости
1.1.Проблема левшества в отечественной педагогике
1.2.Психологическая обоснование успешной социальной адаптации леворуких детей
1.3.Физиологические основы взаимосвязи нарушений функций речи с функциями мелкой моторики у леворукого ребенка
ГЛАВА 2. Практические основы преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении в школе
2.1. Коррекционная направленность в работе с леворукими детьми
2.2. Экспериментальная программа (авторская) по развитию ручной моторики у леворуких детей
2.3. Методика совместной деятельности воспитателя с детьми
2.4. Рекомендации и примерный план работы по развитию ручной моторики у леворуких детей в подготовительной группе ДОУ
Выводы
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Пальчиковый игротренинг - один из видов активности с упражняющей функцией. Наряду с быстротой успешного освоения специальных знаний, умений и навыков (сенсомоторных качеств) у ребенка происходит развитие:эмоционального отношения к воспринимаемому материалу;увлеченности и вовлеченности в процесс деятельности;свойств художественного мышления и творческого воображения;способности к общению, установлению положительного эмоционального контакта.Под влиянием упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне, совершенствуется регулирующая роль нервной системы.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». (Кольцова М.М., 2002). Формирование словесной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.2.3. Методика совместной деятельности воспитателя с детьмиИзвестно, что результаты обучения определяются индивидуально – психофизиологическими особенностями в развитии леворукого ребенка: индивид с ослабленным соматическим здоровьем, по причине пропуска учебных занятий по болезни, будет уступать в развитии ручной моторики детям, которые систематически посещали занятия. Наиболее часто встречаемые различия, как отмечает Небылицын В. Д., между леворукими испытуемыми с высоким и низким уровнем физического состояния в отношении мелких мышц руки обнаружены по таким показателям как: выполнение упражнений на движения пальцев, движение кистей рук, хватательные движения, зрительно - двигательной координации рук (Небылицын В. Д., 1976). В большинстве случаев леворукие дети с нормальным соматипом отличались от часто болеющих леворуких детей высокой скоростью и качеством в рисовании, конструировании, лепке, аппликации, выполнении физических упражнений прикладной направленности. Так, результаты анализа тестов по выполнению упражнений на движения пальцев, движение кистей рук, хватательные движения, зрительно - двигательной координации рук леворуких детей свидетельствуют о том, что под влиянием учебных нагрузок, направленных на развитие ручной моторики леворуких детей, созревание механизмов двигательного навыка пальцев и кистей рук физически развитых леворуких детей происходит более интенсивно, чем у леворуких детей с ослабленным соматипом (Цветкова Л.С., 2002).Максимальное количество различий развития ручной моторики у леворуких детей выявлено между испытуемыми с высоким уровнем физического развития и часто болеющими леворукими детьми, а минимальное между испытуемыми с высоким уровнем физического развития и леворуких детьми со средним уровнем способностей.В случае с детьми со слабым соматипом нами рекомендуется проводить коррекционные занятия по развитию ручной моторики у леворуких детей.Показано, что занятия с леворукими детьми старшего дошкольного возраста по авторской программе оказывают выраженное влияние на развитие ручной моторики леворуких детей. Отмечалось становление новых, более эффективных их взаимоотношений: усиливается влияние развития зрительного анализатора и моторики рук за счет перестройки взаимосвязи симпатического и парасимпатического отделов ВНД и ослабляется влияние центрального.Считается, что леворукие дети с высоким вагусным тоном обладают соответствующим уровнем вегетативных и поведенческих реакций на внешнею стимуляцию. У них отмечается эффективная саморегуляция ФС, большая устойчивость внимания. Вероятно, наблюдаемый в настоящем исследовании более высокий уровень развития ручной моторики, у леворуких детей обусловлен более высоким тонусом парасимпатической нервной системы, что оказывает воздействие не только на психофизиологическую реактивность, но и на переработку информации в условиях учебной деятельности.По – видимому, адекватные учебные, в том числе и физические нагрузки на кисть руки леворукого ребенка, изменяют состояние и характер взаимодействия центральных структур вагусного круга, участвующих в регуляции поведенческих реакций, внимания, эмоций. Наблюдаемые в исследовании различия в уровне развития ручной моторики леворуких детей с высоким и низким уровнем соматипа также находят подтверждение в научно – методической литературе.В ходе изучения литературных источников нами выявлены следующие особенности, влияющие на процесс развития мелких мышц руки леворукого ребенка:Мелкие мышцы пальцев кистей рук леворукого ребенка развиваются более медленно, чем движения кистей рук;Зрительно – двигательная координация движений рук леворукого ребенка, требующая согласования действий зрительного восприятия и моторики, является новообразованием в старшем дошкольном возрасте в условиях целенаправленного и систематического обучения.Эти данные имеют принципиальное значение для оптимизации процесса обучения в детских дошкольных учреждениях на основе уменьшения психофизиологической цены, которую платят леворукие дошкольники при подготовке к школе за усвоение и приобретение знаний, развития ручной моторики, посредством направленного использования комплекса упражнений. В заключении необходимо отметить, что дальнейшее исследование данного вопроса должно быть направлено на анализ специфики ФС леворуких детей дошкольного возраста, отличающихся по уровню развития интеллектуальных возможностей от детей, не имеющих проблем в развитии, и непосредственное изучение воздействия систематических занятий физическими и творческими упражнениями прикладной направленности на психофизиологические изменения ФС и, в частности, ручной моторики, в условиях дошкольного обучения.2.4. Рекомендации и примерный план работы по развитию ручной моторики у леворуких детей в подготовительной группе ДОУНаправление работыЦель проведения мероприятия121. Диагностическое направлениеизучение уровня ручной моторикиОпределение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе развития ручной моторики, реальным возможностям ребенка. Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощиопределение особенностей развития ручной моторики у каждого ребенкаОпределение причин трудностей в обучении рисованию, лепке, конструированию; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятийСоставление рекомендаций для проведения индивидуальных коррекционных занятий педагога с детьми, определение приемов индивидуальной работы в процессе учебной деятельностидинамическое наблюдение за развитием ручной моторики ребенкаОтслеживание динамики развития ручной моторики детей, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалистанаблюдение за детьми в процессе учебных занятийОпределение особенностей развития ручной моторики ребенкаизучение усвоения умений и навыков движений пальцев, кистей рук, координации.II. Составление индивидуальных карт развития ребенка по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятийОсуществление планомерного наблюдения за развитием ручной моторикиребенка III. Коррекционное направление моторное развитие формирование зрительно - двигательных навыков развитие ручной моторикивоспитание приемов и способов учебной работыПостроение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии ручной моторики детей. Коррекция имеющихся недостатков развития ручной моторики детейIV. Аналитическое направлениеанализ процесса коррекционного воздействия на развитие ручной моторики ребенка и оценка его эффективности Корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учетом достижений дошкольникаосуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами Системный анализ развития ручной моторики ребенка. Создание комплексных индивидуальных программ развития ручной моторикиV. Консультативно-просветительское и профилактическое направление выступления на методических объединениях воспитателей, педсоветахиндивидуальные консультации для педагоговПовышение уровня психолого-педагогической подготовки воспитателей, формирование у них способности интегрировать знания в педагогической работеСоставление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов по развитию ручной моторикивыступления на родительских собранияхПропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии ручной моторики. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка и его проблеминдивидуальные консультации для родителейОпределение адекватных особенностям конкретного ребенка условий развития ручной моторики. Включение родителей в коррекционно-развивающий процессVI. Организационно-методическое направление оформление документацииАнализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития ручной моторики. Определение соответствия форм обучения уровню развития ручной моторики ребенкаВыводыИгровой метод обучения является эффективным средством активизации и интеграции физических и психических функций и соответственно развития мелкой моторики леворукого дошкольника и школьника. На процесс развития тонкой моторики кисти и пальцев рук леворукого ребенка значительную роль выполняют стимулы.Уровень развития мелкой моторики рук леворукого ребенка определяет уровень его физического и психического состояния: чем выше двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие психических процессов.Включение леворукого ребенка в различные виды деятельности, в которых предполагалось работать руками: физическая культура, искусство, живопись, лепка, ручной труд позволяют целенаправленно и последовательно искоренять речевой дефект. Под влиянием коррекционной программы, направленной на развитие мелкой моторики леворукого ребенка, в специально организованных условиях, с использованием разнообразных средств, леворукие дети с нарушениями развития речи делают заметные улучшения.В процессе работы по коррекционной программе у леворуких детей с нарушением речи сформировалась полная модель развития адаптационных способностей, обеспеченная с позиций системного анализа, достаточным количеством значимых взаимосвязей;Представленные результаты свидетельствуют о возможности и необходимости дальнейшего изучения данной проблемы. Перспективы исследования развития мелкой моторики у леворуких детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлены возможностями организации дальнейшей исследовательской работы, и, на наш взгляд, состоят в изучении взаимосвязи развития мелкой моторики и протеканием психологических процессов у леворуких детей с различными нарушениями (зрения, слуха, интеллекта).Следовательно, проблема исследования является актуальной и перспективной на современном этапе развития психологической науки, развития личности.ЗаключениеТаким образом, в аспекте педагого-психологического сопровождения, обеспечивающего успешную социальную адаптацию леворуких детей можно считать следующие приемы:1. Профилактика и устранение школьных трудностей посредством использования в комплексе длительного включенного наблюдения, игровых заданий, подобранных с учетом возраста, способов манипулирования руками и предполагающих выполнение не натренированных действий, и упражнений- проб на одновременное действие обеих рук.2. Вхождение в новое школьное сообщество должно носить характер встречного движения: адаптации учащихся к требованиям учебно-воспитательного процесса, учителю и одноклассникам, условиям жизнедеятельности и т. д.3. Обучение леворуких детей письму проводить по ориентированным на их особенности «Прописям», содержащим упрощенные шрифт и соединения букв, письмо без наклона, правостороннее расположение образцов написания с целью расширения зрительной зоны и дополнительные пометки, облегчающие ориентирование в процессе письма.4. Методика обучения леворуких детей письму должна отличаться более широким применением нетрадиционных приемов с целью профилактики зеркального письма и других ошибок, характерных для леворуких учащихся, и ориентацией на пространственное восприятие; в ней должно быть отведено больше места развитию зрительно-двигательной координации и зрительно-пространственной ориентации детей, и развитию мелкой мускулатуры ведущей руки: используя комплекс упражнений, включающий в себя: штриховку, рисование, плетение макроме, вырезание ножницами и др.5. Профилактику неправильного формирования двигательного навыка и развитие творческих способностей можно осуществлять, применяя индивидуальную технологическую карту ученика, в которой дается наименование трудовых операций, алгоритм их выполнения, эскизы выполняемых действий, задания на преодоление индивидуальных затруднений, и задания, требующие сочетания предписываемых и индивидуально-творческих приемов их выполнения.6. Содержание педагогической помощи первоклассникам в предупреждении и преодолении возникающих у них трудностей в общении должно охватывать главные аспекты коммуникативных способностей, выражающихся в формулах «Я хочу общаться», «Я знаю, как это делается», «Я умею организовать и поддержать общение».7. Большое значение должно быть уделено в школе особой подготовке учителей начальных классов к работе с леворукими детьми, которая содержала бы информацию об особенностях леворуких учащихся и оказании им педагогической помощи.9. Ознакомление родителей, воспитывающих в семье леворукого ребенка, с его особенностями, формирование у них умения взаимодействовать с леворукими детьми помогают преодолеть трудности, возникающие у леворуких детей в первый год обучения в школе, или сократить их до минимума.В заключении выделим то, что обучение и воспитание леворукого ребенка - процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребенок будет заставлять педагогов и родителей принимать нетривиальные решения. В этом случае не следует загонять его в рамки праворукого мира, и тогда, на наш взгляд, успех ему будет обеспечен.Именно совокупность все приведенных мероприятий может обеспечить ребенку- левше безболезненное вхождение в период ученичества и эффективную социальную адаптацию.Список литературыАдрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М., 1986.Безруких М.М.. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005. – С. 124.Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход// Школьный психолог, 2006, №3.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. – 511 с.Бертран Пьер-Мишель. - "Зеркальные люди. История левшей" – М.: Наука, 2008.- С. 128.Бурлакова М. Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – С. 160Бианки В. Л. Воеводенкова М. А. Влияние поэтапного расщепления мозга на межполушарную аналитико- синтетическую деятельность и однополушарное доминировании //Журн. высш. нервн. деят., 1971.Вербовская Е.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительного движения: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный ин-т.,2001.– 289 с.Волков, Б.С. Волкова, Н.В. Готовим ребенка к школе /Б.С. Волков,Н.В. Волкова.- Спб.: Питер, 2008.-192 с.Выготский Л.С. Основы дефектологии // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983. – 623 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 487 с.Гозова А.П. и др. Психологическое изучение аномальных детей // Дефектология. 1983. - № 6. - С. 316.Доброхотова Т. Л., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества //Вопросы философии. - 1980, № 1.Записки левой руки. Детская болезнь левизны / Н. Ефремова // Народное образование.- 2002.- № 9.- С. 47-51.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Academia, 2000. С. 288.Истомина Н.Б. Математика (учебник) для четырехлетней начальной школы. - М.: Ассоциация XXI век, 2006. С. 240.Информационное письмо по обучению письму леворуких детей / М. М. Безруких //Начальная школа. – 1996. - № 10.- С. 33-35.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 144 сКорнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников /Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова.– М.: Педагогическое общество России, 2002.–160.Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М., 2001. – 440 с.Лыкова И.А., Казакова Т.Г. Изобразительное искусство // Примерная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под редакцией Л.А. Парамоновой. – М.: ООО «Карапуз» : ТЦ «Сфера»,, 2004. – С. 149.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. ЭКОпластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 160 с.Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М. А. Шумкина // Начальная школа. -2006. - №9. – С. 14-17.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2004. С. 381.Майская А.А. "Ребенок-левша. Как достичь гармонии с "правым миром". Изд. ПИТЕР, 2005.- С. 176. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.О феномене леворукости / Н. Юдин, А. Муталимова // Воспитание школьников. – 2002.- № 10. – С. 75-77.Озеров В.П. Психомоторные способности человека /В.П.Озеров.–Дубна: Феникс +, 2002.–320 с.Рубцов В.В. Возрастной подход к обучению и воспитанию как условие создания и использования здоровьесберегающих технологий. В сб.: Современная школа и здоровье детей. Материалы круглого стола. М.: "Олма-Пресс", 2002. С.26-33.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. С. 232.Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2007. С. 250.Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга и речевых процессах // Функциональная ассиметрия и адаптация человека. — М.: Московский НИИ психиатрии, 1976.Трудности обучения левшей / О. Иншакова // Начальная школа. – 2003. - № 10.- С. 30-32.Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия.- М: «Научный мир» 2004.Хорсанд Д.В., Если ребенок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.- С. 228.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Педагогическое общество России, 2002.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Список литературы


1.Адрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М., 1986.
2.Безруких М.М.. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005. – С. 124.
3.Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход// Школьный психолог, 2006, №3.
4.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. – 511 с.
5.Бертран Пьер-Мишель. - "Зеркальные люди. История левшей" – М.: Наука, 2008.- С. 128.
6.Бурлакова М. Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – С. 160
7.Бианки В. Л. Воеводенкова М. А. Влияние поэтапного расщепления мозга на межполушарную аналитико- синтетическую деятельность и однополушарное доминировании //Журн. высш. нервн. деят., 1971.
8.Вербовская Е.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительного движения: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный ин-т.,2001.– 289 с.
9.Волков, Б.С. Волкова, Н.В. Готовим ребенка к школе /Б.С. Волков,Н.В. Волкова.- Спб.: Питер, 2008.-192 с.
10.Выготский Л.С. Основы дефектологии // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983. – 623 с.
11.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 487 с.
12.Гозова А.П. и др. Психологическое изучение аномальных детей // Дефектология. 1983. - № 6. - С. 316.
13.Доброхотова Т. Л., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества //Вопросы философии. - 1980, № 1.
14.Записки левой руки. Детская болезнь левизны / Н. Ефремова // Народное образование.- 2002.- № 9.- С. 47-51.
15.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Academia, 2000. С. 288.
16.Истомина Н.Б. Математика (учебник) для четырехлетней начальной школы. - М.: Ассоциация XXI век, 2006. С. 240.
17.Информационное письмо по обучению письму леворуких детей / М. М. Безруких //Начальная школа. – 1996. - № 10.- С. 33-35.
18.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 144 с
19.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
20.Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников /Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова.– М.: Педагогическое общество России, 2002.–160.
21.Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М., 2001. – 440 с.
22.Лыкова И.А., Казакова Т.Г. Изобразительное искусство // Примерная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под редакцией Л.А. Парамоновой. – М.: ООО «Карапуз» : ТЦ «Сфера»,, 2004. – С. 149.
23.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. ЭКОпластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 160 с.
24.Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М. А. Шумкина // Начальная школа. -2006. - №9. – С. 14-17.
25.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2004. С. 381.
26.Майская А.А. "Ребенок-левша. Как достичь гармонии с "правым миром". Изд. ПИТЕР, 2005.- С. 176.
27.Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.
28.О феномене леворукости / Н. Юдин, А. Муталимова // Воспитание школьников. – 2002.- № 10. – С. 75-77.
29.Озеров В.П. Психомоторные способности человека /В.П.Озеров.–Дубна: Феникс +, 2002.–320 с.
30.Рубцов В.В. Возрастной подход к обучению и воспитанию как условие создания и использования здоровьесберегающих технологий. В сб.: Современная школа и здоровье детей. Материалы круглого стола. М.: "Олма-Пресс", 2002. С.26-33.
31.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. С. 232.
32.Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2007. С. 250.
33.Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга и речевых процессах // Функциональная ассиметрия и адаптация человека. — М.: Московский НИИ психиатрии, 1976.
34.Трудности обучения левшей / О. Иншакова // Начальная школа. – 2003. - № 10.- С. 30-32.
35.Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия.- М: «Научный мир» 2004.
36.Хорсанд Д.В., Если ребенок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.- С. 228.
37.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
38.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.


Вопрос-ответ:

Что такое левшество и леворукость?

Левшество - это особенность предпочтительного использования левой руки в повседневной жизни. Леворукость - это состояние, при котором человек более успешно использует левую руку для выполнения многих задач.

Какова проблема левшества в отечественной педагогике?

Проблема левшества в отечественной педагогике заключается в том, что большинство образовательных стандартов и методик основаны на предположении о праворукости учащихся. Это может привести к затруднениям в обучении и адаптации леворуких детей в школе.

Какие психологические аспекты влияют на успешную социальную адаптацию леворуких детей?

У леворуких детей может возникать ощущение отстраненности от окружающих и трудности во взаимодействии с праворукой средой. Важно создать для них поддерживающую атмосферу, учитывать их особенности и помочь им развить навыки самоуверенности и адаптации к праворукому мире.

Как связаны нарушения функций речи с функциями мелкой моторики у леворукого ребенка?

Физиологические основы взаимосвязи нарушений функций речи с функциями мелкой моторики у леворукого ребенка связаны с спецификой развития мозга. Отклонения в мелкой моторике могут сказаться на формировании речи, поскольку движения рук и пальцев играют важную роль в образовании звуков и артикуляции слов.

Какой подход используется при работе с леворукими детьми в школе?

При работе с леворукими детьми в школе используется коррекционная направленность, которая включает в себя множество методик и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, координации движений и обучение навыкам письма левой рукой.

Почему левшество и леворукость являются проблемой в отечественной педагогике?

В отечественной педагогике существует стереотип, что леворукие дети менее успевают и имеют сложности в обучении. Это приводит к неправильным методикам работы с ними и отсутствию дифференцированного подхода. К счастью, современная наука опровергает эти утверждения и доказывает, что леворукость является неотъемлемой индивидуальной особенностью.

Какие психологические аспекты нужно учесть для успешной социальной адаптации леворукого ребенка?

Важно создать поддерживающую и безопасную среду, где леворукий ребенок будет чувствовать себя комфортно. Также необходимо учить его принимать себя таким, какой он есть, и развивать уверенность в своих силах. Помощь психолога или специалиста в этой области может быть очень полезной.

Какие физиологические основы связаны с нарушениями функций речи и мелкой моторики у леворукого ребенка?

Физиологические основы обусловлены особенностями правостороннего доминирования мозга у леворукого ребенка. Это может привести к нарушениям функций речи и моторики, так как у него могут быть проблемы с координацией движений и развитием определенных навыков.

Какая коррекционная направленность нужна для работы с леворукими детьми?

Для работы с леворукими детьми необходимо использовать коррекционные методики, направленные на развитие особенностей их моторики. Это может включать специальные упражнения, игры и тренировки с использованием соответствующих инструментов. Важно помнить, что каждый леворукий ребенок уникален, и подход к его коррекции должен быть индивидуальным.

Какие практические основы помогут преодолеть дезадаптацию леворуких детей в школе?

Важно создать дружескую и поддерживающую атмосферу в классе, где леворукий ребенок будет чувствовать себя комфортно. Также необходимо использовать специальные методики обучения, учитывая особенности его моторики. Работа с учителем, психологом и родителями также играет важную роль в успешной адаптации леворуких детей в школьной среде.

Какие проблемы связаны с левшеством в отечественной педагогике?

Проблемы связаны с недостаточным пониманием и поддержкой левшей в образовательной системе, что может приводить к ограничению их потенциала и проблемам социальной адаптации.